Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПРАВО ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ





Вопросы

1. Учения, каких философов легли в основу доктрины конфуцианства и в чем их особенность?

2. Каким способом Конфуций предлагал решать проблему социального неравенства в обществе?

3. Дайте определение понятию «благородный муж» и выделите его составные элементы?

4. Как согласно учению Конфуция должны строиться отношения между властью и народом?

5. Охарактеризуйте основные положения доктрины «легизма»?

 

Конфуцианство [1]

В строгом смысле слова конфуцианство неправомер­но полностью относить к религии, хотя в нем присут­ствуют религиозные элементы: вера в божественную силу Неба, обожествление императора, культ предков и т. п. Однако душой его является этико-политическое учение, в котором разум преобладает над чувствами.

В конфуцианстве основное место занимают вопросы этики, морали, нравственной природы человека, а так­же принципы управления государством. Конфуций раз­работал целую систему морально-этических догм и норм поведения человека: почитание предков, и особенно ро­дителей, человеколюбие, и прежде всего любовь к род­ственникам; уважение к старшим и подчинение им; стремление к внутреннему совершенствованию и т. д. На юго-востоке современной провинции Шань-дун, среди бескрайних рисовых полей и множества курганов, где захоронено не одно поколение китай­цев, расположился древний городок Цюйфу. Там в 551 г. до н. э., т. е. более 2500-лет назад, в небольшом княже­стве Лу родился и жил выдающийся мыслитель древ­него Китая, известный в европейской литературе под именем Конфуций. По-китайски его фамилия Кун, а имя - Цю, но чаще его зовут Кунцзы (Учитель Кун). Биография Конфуция дошла до нас в подробностях, хотя в ней трудно отделить выдумку от реальных фак­тов. Конфуций родился в се­мье мелкого чиновника. Рано потеряв отца, он остался на попечении матери. Семилет­него мальчика отдали в шко­лу, где он проучился десять лет с большим прилежанием, проявив совсем не детскую приверженность к ритуалу и обрядам, занявшим впослед­ствии такое видное место в конфуцианстве, Он охотно подражал взрослым в совер­шении домашних жертвопри­ношений. Как сообщают его биографы, в возрасте 19 лет Конфуций женился и был оп­ределен на должность храни­теля зерновых амбаров.

Как чиновник, Конфуций отличался благоразуми­ем и благосклонностью к людям, мягкостью и в то же время большой энергией. Так по крайней мере характе­ризуют в древних китайских книгах личные качества этого человека в юности.

Довольно долго прослужив на различных должностях у правителей нескольких княжеств и не достигнув боль­ших чинов, Конфуций оставил чиновничью карьеру и занялся проповедью своих этико-политических взглядов. Он разъезжал по различным княжествам и давал их пра­вителям советы, как разумнее управлять подданными.

До 66 лет, путешествуя по Китаю, Конфуций про­поведовал свое учение, а затем вернулся в родное кня­жество Лу, из которого уже не выезжал до самой смерти.

Проповеди Конфуция пользовались популярностью в стране, особенно среди служилого чиновничества. Те, кто жаждал обогатиться знаниями, становились его уче­никами. Их, по преданию, насчитывалось 3 тысячи. Это были люди разных возрастов и занятий из различных княжеств, навещавшие мудреца для назидательных бе­сед. Особенно близкими к Конфуцию, как сообщают источники, были 72 ученика, из которых 12 оставались при нем почти безотлучно.

Для своего времени Конфуций отличался большой образованностью и разносторонними познаниями. Его учение изложено в книге «Луньюй» («Рассуждения и бе­седы»), текст которой представляет собой запись изре­чений и бесед мудреца с его ближайшими учениками и последователями. Кроме того, ему приписывают учас­тие в составлении ряда классических книг: «И-цзин» («Книга перемен»), «Шу-цзин» («Книга истории») и летопись «Чунь-цю» («Весна и осень»). Хотя современ­ная наука подвергает сомнению авторство и редакторс­кую работу Конфуция по отношению к большинству этих сочинений, однако не исключается его участие в создании летописи «Чунь-цю».

«Конфуций, - писал известный китайский исто­рик Фан Вэньлань, — действительно был крупнейшим мудрецом феодального общества, великим представи­телем древней культуры Китая».

Умер Конфуций в возрасте 72 лет в 479 г. до н. э. в Цюйфу. На месте его дома был построен храм, который затем неоднократно перестраивался и расширялся. По­степенно был создан храмовой ансамбль, а место погре­бения мудреца и его учеников превращено в пантеон.

Пантеон Конфуция и его учеников, занимающий более 20 гектаров, представляет собой группу зданий, разделенных квадратными двориками и насаждениями. Там много каменных и деревянных ворот с поучитель­ными надписями такого рода: «Ворота, ведущие к свято­сти»; «Ворота высшего совершенства»; «Ворота доброде­тели». У ворот установлены каменные статуи львов и мифических животных, охраняющих храм от злых духов.

Конфуций жил в смутное время, когда Китай по­трясали внутренние распри и войны. Династия Чжоу, основанная в XII в. до н. э., переживала период междоу­собиц. Китай оказался разделенным на многочисленные княжества, которые лишь номинально объединялись центральной властью правителя династии. Владетельные князья вели между собой нескончаемые войны, стара­ясь расширить свои земли за счет соседей. Народ стра­дал от налогов и поборов.

Убежденный, подобно многим его современникам, что владетельные князья забыли высокие принципы, которыми якобы руководствовались древние правите­ли, мудрец поставил себе целью воскресить эти прин­ципы. Тем самым он рассчитывал вернуть владетельным князьям утраченный престиж и влияние, улучшить нра­вы и сделать народ счастливым.

Конфуций считал себя хранителем и толкователем мудрости древних, которые служили примером для под­ражания. К их числу относились легендарные правители Яо, Шунь и Юй. Народные сказания о благодетельных деяниях этих правителей передавались из поколения в поколение.

Отличаясь стремлением к общественному долгу и бескорыстием, Яо просвещал народ, проявлял челове­колюбие, утверждал начала гражданственности и закон­ности. Во время его царствования не затворяли двери домов, а потерянные вещи всегда возвращались их вла­дельцам.

Яо жил в хижине, крытой грубым камышом. Стол­бы и балки в ней были сделаны из неотесанных ство­лов, подобранных в горах. Питался он отваром из диких трав и рисовой кашей, носил грубую одежду из пень­ки, а в холодное время — накидку из оленьей шкуры. Посудой ему служили глиняные чашки. Если в стране был кто-нибудь голоден, Яо обязательно говорил: «Это я виноват, что он голоден». Если в стране у кого-нибудь не было одежды, Яо обязательно говорил: «Это я вино­ват, что ему нечего надеть». Если в стране кто-нибудь совершал преступление, Яо обязательно говорил: «Это я довел его до преступления». Он брал на себя ответ­ственность за всех.

Управляя страной много лет, Яо постепенно старел. Его сын не отличался способностями, и Яо не хотел, чтобы после его смерти народ страдал из-за его непуте­вого сына. Поэтому он, приближая к себе способных людей, искал среди них самого мудрого, чтобы усту­пить ему престол. Таким оказался Шунь. В юности он прославился особым почтением к родителям, овладел мастерством земледельца, рыбака и гончара.

Старейшины говорили Яо, что Шунь достоин из­брания на пост правителя, ибо он мудр, отличается сы­новней почтительностью и обладает талантами. Тогда Яо отдал Шуню в жены двух своих дочерей и поселил его вместе со своими девятью сыновьями, чтобы убедить­ся, действительно ли Шунь так талантлив, как о нем говорят. Яо подарил ему одежду из тонкой пеньки и цитру, приказал соорудить для него несколько амбаров и наделил его стадом коров и овец. Так Шунь сделался зятем правителя, знатным и богатым человеком, а за­тем и правителем.

Шунь, как и Яо, царствовал несколько десятков лет и сделал, как говорили, многое для блага людей. Потом он, подобно правителю Яо, передал трон не сво­ему сыну, увлекавшемуся лишь пением и танцами, а Юю, который прославился тем, что усмирил небыва­лый потоп. Согласно легенде, при борьбе с наводнени­ем Юй сам трудился с корзиной и лопатой. Он шел впе­реди, не обращая внимания на ветер и дождь, и вел за собой весь народ. Он расчищал реки, прокладывал про­токи и, наконец, победил потоп, причинивший столько бед. Своими деяниями Юй завоевал любовь и уважение людей.

Конфуций в своих проповедях всегда ставил в при­мер легендарных правителей Яо, Шуня и Юя, призы­вая своих современников учиться у них, подражать им во всем. О себе он говорил: «Я толкую, но не создаю. Я верю в древность и люблю ее». И еще: «Учение мое не что иное, как учение, которое преподали и оставили нам древние. К учению этому я ничего не прибавляю, ничего от него не отнимаю, но передаю его в первоначальной чистоте. Учение это неизменно — само небо создатель его. Я сам уподобляюсь только земледельцу, который бросает зерно в землю и поливает его, но ко­торый сам по себе не имеет силы заставить посеянное зерно пустить ростки и принять формы растений иного рода».

Конфуций понимал, что в обществе существует со­циальное неравенство, разделение людей на высших и низших, богатых и бедных. Но как покончить с неспра­ведливостью? Этого можно достичь путем морально-эти­ческого воспитания людей, независимо от их социаль­ного положения, путем внутреннего совершенствования личности. Если угнетатель и угнетенные, эксплуататор и эксплуатируемые, правитель и его подданные будут придерживаться установленных морально-этических принципов, следовать примеру легендарных правителей Яо, Шуня и Юя, то на земле, согласно учению Конфу­ция, восторжествуют гармония и справедливость.

Раннее конфуцианство пыталось решать социальные проблемы не экономическими средствами, а с помо­щью морализаторских поучений и строжайшего соблю­дения этических догм. Широкое распространение среди конфуцианцев получило такое утверждение: «Умереть с голоду — событие маленькое, а утратить мораль — боль­шое».

По учению Конфуция, знатные люди мудры и са­мим небом наделены властью; простолюдины глупы, поэтому их удел работать на полях и кормить благород­ных господ — таковы исходные классовые посылки его этико-политического учения.(А чтобы простолюдины не возмущались своим тяжелым положением, их следует воспитывать в духе покорности. Идея покорности про­низывает все конфуцианские догмы: сын подчиняется отцу, жена — мужу, нижестоящий чиновник — выше­стоящему, а все вместе — правителю. Эта идея нашла свое отражение в понятии «преданность» (чжун).

Согласно конфуцианскому учению, китайское об­щество делилось на «благородных мужей» (цзюньцзы) обладающих высокими морально-этическими качества­ми, и «ничтожных людей» (сяожэнь), управляемых этой элитой.

Духовную основу всех качеств «благородного мужа» составляет учение о «великой морали» (да дэ), имею­щей «небесное происхождение». Небо в состоянии на­градить человека совершенными качествами, которые и воплощены в «благородном муже»: он стоит на стра­же «небесной воли», чтобы ее не могли нарушить ос­тальные люди, не наделенные этими качествами. Созданный Конфуцием абстрактно-утопический иде­альный образ — «благородный муж» наделялся качества­ми человека честного и искреннего, прямодушного и бесстрастного, все видящего и понимающего, осмотри­тельного в речах и осторожного в делах. Относясь безраз­лично к богатству, жизненным удобствам и материаль­ным выгодам, «благородный муж» всего себя посвящал высоким идеям, служению людям, поискам истины. Как эталон морального и этического совершенства, он при­зван был служить образцом поведения для всех.

«Благородный муж» наделялся пятью добродетеля­ми: человеколюбием (жэнь), долгом (и), нормами по­ведения (ли), знанием (чжи), верностью (синь) и, кро­ме того, еще одним обязательным качеством — сыновней почтительностью (сяо). Заметим, что русский перевод пяти добродетелей весьма условен: каждая из этих кате­горий конфуцианской этики слишком емкое понятие, чтобы его можно было выразить одним словом. Существо пяти добродетелей состоит в следующем.

Человеколюбие (жэнь) в широком смысле сло­ва включает совокупность этических и социальных прин­ципов взаимоотношений между людьми: милосердие, сдержанность, скромность, доброту, сострадание, лю­бовь к людям, альтруизм и другие высокие нравствен­ные качества

Принцип жэнь был выдвинут Конфуцием прежде всего для урегулирования отношений внутри господству­ющего класса: знатные люди в отношениях между собой должны проявлять любовь и солидарность. Челове­колюбие недоступно простолюдину. «Есть благородные мужи, — говорил философ, — которые не обладают че­ловеколюбием, но нет ничтожных людей, которые об­ладали бы человеколюбием»

Жэнь синтезирует в себе идеальные качества, кото­рыми якобы были наделены легендарные правители Яо, Шунь и Юй. Конфуций призывал современников брать с них пример и руководствоваться жэнь, т. е. стремиться к нравственному совершенствованию.) Все добродетели человека, считал он, происходят от жэнь — основного принципа, на котором базируется здание общества

Долг (и). Высший закон жэнь материализуется в жизни посредством долга и. Само понятие «и» много­значно. Оно суммирует определенные моральные обяза­тельства, которые добродетельный человек доброволь­но на себя принимает.

Нормы поведения (ли) составляют основу ос­нов учения Конфуция. Они включают такие понятия, как «церемонии», «благопристойность», «правила эти­кета», «обряды». Но и все эти понятия, вместе взятые, лишь приблизительно передают значение ли. Экономические отношения, которые лежат в осно­ве любых отношений между людьми, подменялись Кон­фуцием морально-этическими категориями, воплощен­ными в ли.

По представлениям конфуцианцев, человек в своих действиях не должен исходить из собственных мораль­ных позиций, не должен поддаваться естественным по­рывам: гневу или радости, любви или ненависти. Он обя­зан неизменно исходить из предписанных Конфуцием моральных догм, какие бы страдания это ему ни дос­тавляло.

Под конфуцианским девизом «преодолей себя, вос­станови ритуалы» (кэ цзи фу ли) личность растворялась в обществе: человек лишался индивидуальности, во всем следуя морально-этическим нормам, выработанным еще в древности. Не имея самостоятельной моральной ценности, человек рассматривался как безликий винтик си­стемы общественных отношений.

Принципом ли регламентировались взаимоотноше­ния между людьми, нормы поведения человека в обще­стве. Китайский этикет исходил из того, что извечно и неизменно существуют три вида отношений: правителя и подданных, старшего и младшего, отца и сына. И хотя отношения между старшим и младшим, отцом и сы­ном, казалось бы, лишены классового содержания, од­нако, по существу, все эти догматы конфуцианства были призваны сохранить на века патриархальную семейную и социальную систему во главе с «просвещенным и со­вершенным правителем».

Знание (чжи). Этико-политическое учение Кон­фуция не базируется на какой-либо теоретико-познава­тельной основе. Вопрос о знании и его источнике Кон­фуций сводил к изучению древних книг и заимствованию опыта предков. Основным методом получения знаний он считал обучение, а источником их — древние преда­ния и летописи. Вот почему конфуцианцам всегда было чуждо критическое осмысливание прежнего и нового опыта развития общества, а естественные науки вооб­ще не принимались ими во внимание. Знания приобре­тались только посредством усвоения традиционных ус­тановлений, изречений и подражания авторитетам, т. е. древним «совершенномудрым» правителям. Всякое но­вое явление оценивалось с позиции старого опыта и подгонялось под старое. Понятно, что при такой постановке вопроса ки­тайская старина идеализировалась и рассматривалась вне классовых позиций. Омертвение традиций пытался за­консервировать прежде всего господствующий в стране класс, исходя из своих интересов. И все же культ стари­ны глубоко проник в сознание различных классов и со­словий Китая.

Конфуцианское учение стало оплотом консерватиз­ма, серьезным препятствием на пути развития науки и освобождения личности в Китае.

Верность (синь). Верность подданного, основанная на покорности и искренности по отношению к прави­телю, является неотъемлемым элементом этико-поли-тического учения Конфуция.)

«Благородному мужу», обладающему пятью добро­детелями, противопоставлялись «ничтожные люди», ли­шенные этих качеств. Это в трактовке конфуцианцев безликая, серая, неграмотная и некультурная масса, не понимающая «веления неба». «Ничтожный человек», по конфуцианским понятиям, стремится к удовлетворению своих низменных, грубых страстей и потребностей; его не интересуют высокие идеалы, в то время как «благо­родный муж» постоянно совершенствуется.

На первый взгляд деление общества на «благород­ных» и «ничтожных» основано не на социальном поло­жении людей, а на морально-этических ценностях. Не знатное происхождение и имущественное положение давали право человеку называться «благородным му­жем», а образование и высокие моральные качества, которые приобретались в результате длительного обуче­ния и воспитания. Фактически же в этом делении на «благородных» и «ничтожных» лежал чисто классовый подход, ибо путь к «благородству» оказывался доступ­ным лишь эксплуататорам. Древние конфуцианцы учили: «человек по своей природе склонен к добру; люди рождаются с добрыми наклонностями и по природе своей одинаковы; разли­чаются же они только вследствие своих привычек - если не учить человека, то его добрая природа извратится». Почему же, когда человек становится взрослым, у него появляются дурные наклонности? Конфуций и его пос­ледователи объясняли это не социальной средой, а от­сутствием должного морально-этического воспитания.

Противоположность между «благородным мужем» и «ничтожным человеком», сколько ее ни рассматри­вать в морально-этическом плане, была порождена со­циальными причинами. «Ничтожным человеком» всегда оказывался простолюдин, крестьянин, а «благородным мужем» — представитель эксплуататорского класса: на­род, мол, глуп и не понимает, что ему нужно; только «благородный муж» в состоянии понять нужды народа и удовлетворить их. Конфуций поучал «благородных му­жей»: «Народ можно заставить следовать за собой, но нельзя заставить его знать — для чего». Из этого следует, что народ — темная масса, неспособная к самостоятель­ным действиям.

Помимо пяти добродетелей краеугольным камнем конфуцианства была сыновняя почтительность (сяо). Со­гласно конфуцианскому учению, существуют пять основ­ных видов взаимоотношений между людьми: отношения между императором и чиновниками; между отцом и сы­ном; между старшим братом и младшим братом; между мужем и женой; между друзьями. Но главное место среди этих пяти видов отводится сыновнему благочестию.

Дети не только обязаны исполнять волю отца и мате­ри и верно служить им, но и должны любить их всем сер­дцем, должны быть преданы им всем своим существом.

Если человек не любит родителей, если не призна­ет сыновних обязанностей, он — существо ненормаль­ное. Не любить и не почитать отца и мать —это все рав­но что сознательно сократить или погубить свою жизнь.

Идея Конфуция о сыновней почтительности трак­туется во множестве книг. Наиболее популярным нра­воучением для молодого поколения считалась появив­шаяся впервые в VII в. н. э. книга «24 примера сыновней почтительности». Она представляет собой сборник по­учительных примеров беззаветного служения сыновей своим родителям. Приведем один из них. В феодальном Китае получили широкое распрост­ранение такого рода сентенции: «Недостоин имени сына тот, кто любит другого человека "более, нежели своего отца»; «Когда сын спасает жизнь отца, теряя собствен­ную, — это самая счастливая смерть»; «Любовь поддан­ных к государю равносильна любви к родителям»; «Вся­кий злодей начал с того, что стал дурным сыном» и т. д.

Принцип благочестия распространялся не только на отцов и детей, но и на общество в целом: на отношения между императором и министрами; между местным чи­новником (которого называли «отцом и матерью» его подопечных) и населением данного района. Сыновнее благочестие отражало переплетение феодальных обще­ственных отношений с остатками патриархальных норм, поэтому оно затрагивало как семейные узы (непротив­ление отцу), так и общественные отношения (непро­тивление императору). Одно из конфуцианских поуче­ний гласит: «Государство управляется через сыновнюю почтительность».

Конфуций жил в классовом обществе, поэтому его нравственные наставления выражали прежде всего ин­тересы класса, который он представлял, — наследствен­ной аристократии. На смену ей приходил в то время новый правящий класс — феодалы-землевладельцы. Вос­становить былое господство наследственной аристокра­тии, по мнению Конфуция, можно было, соблюдая «нормы поведения» (ли). С этим связана выдвинутая им идея «исправления имен» (чжэн мин).

Если раскрыть содержание понятия «исправление (или выправление) имен», то оно сводится к следую­щему: каждый человек должен занять в обществе опре­деленное ему положение и соразмерить свои поступки, исходя из этого, т. е. должен иметь свой «статус» в обще­стве — быть либо правителем, либо князем, либо са­новником, либо чиновником, либо простолюдином. Исправление имен» было призвано восстановить и укрепить в китайском обществе иерархическое деление, которое ко времени Конфуция было серьезно подорвано. «Благородный муж, — учил мудрец, — проявляет осто­рожность по отношению к тому, чего не знает. Если име­на неправильны, то слова не имеют под собой основа­ний. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться. Если дела не могут осуществ­ляться, то ритуал и музыка не процветают. Если ритуал и музыка не процветают, то наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести».

Политический принцип «исправления имен» объек­тивно преследовал цель сохранить вековую иерархию в обществе, обосновать правомерность привилегирован­ного положения господствующего класса.

Важную роль в конфуцианстве имеет культ неба. Пос­леднее рассматривается как высшая целенаправленная сила, определяющая судьбу всех жителей Срединного государства — от простолюдина до правителя. Представ­ление о божественности неба существовало и до Кон­фуция, но в его учении оно получило обобщение и даль­нейшее развитие.

Небо, по убеждению древних, — всемогущая сила, олицетворение разума и высшей справедливости. Но кто же исполняет повеления неба на земле, кто достоин от имени неба регулировать отношения между людьми? Та­ким «представителем» неба на земле считался прави­тель, наделенный всеми качествами «благородного мужа». Об этом в конфуцианской книге «Шу-цзин» говорилось: «Небо, давая жизнь людям, дало им и страсти. Если бы люди остались без управителя, то произошли бы сму­ты - вот почему небо породило высокоразумного чело­века, который в состоянии в должное время сделаться правителем».

Таким образом, Конфуций и его последователи обо­жествляли власть правителя. Он считался не только «упол­номоченным» неба на земле, но и посредником между миром людей и миром духов и божеств. Только он имел право непосредственно от имени всего народа обращать­ся к небу.

Большое внимание в конфуцианском учении уде­ляется отношениям между правителем и народом. В ос­нове представлений об этом лежит одна идея: прави­тель - думающая личность, а его подданные — серая, безликая масса, призванная слепо ему повиноваться. Конфуций не верил, что простой народ в состоянии познать его учение. «Ничтожный человек, - говорил он, — не способен познать веление Неба и не боится его, он презирает великих людей и оставляет без вни­мания речи совершенно мудрых».

В конфуцианской книге «Цзя-юй» отношения меж­ду правителем и народом уподобляются отношениям «между всадником и лошадью». «Всадник» - это прави­тель, наделенный великой мудростью, а «лошадь» -народ, неспособный к самостоятельным поступкам. Правитель управлял народом не непосредственно, а при помощи «узды» и «вожжей» — чиновников и законов. «Древнее правление, — говорилось в названной книге, -было таково. Сын неба считал придворных вельмож своими руками, добродетель и закон - уздой, чиновни­ков - вожжами, уголовные наказания — стимулом, на­род — лошадьми. Чтобы хорошо управлять лошадьми, нужно правильно их взнуздать, нужно ровно держать вожжи и вовремя прибегать к стимулу, следует соразме­рять силы лошадей и наблюдать за согласным бегом последних; при этих условиях правителю можно не из­давать ни одного звука, вовсе не хлопать вожжами и не подстрекать стимулом — лошади сами собой побегут». Сравнение трудового народа с лошадью само говорит за себя: назначение «благородного мужа» — повелевать, удел «ничтожного человека» — повиноваться.

Древнее конфуцианство, выработанное Конфуци­ем и его последователями в V—III вв. до н. э., возникло и развивалось в период острой идейной борьбы в китайс­ком обществе.

Серьезным противником конфуцианства была шко­ла фацзя — так называемых законников, или легистов. Ее представителями были легисты Гуаньцзы, Шэнь Бу­хай, Шан Ян и др.

Если древние конфуцианцы в основу управления го­сударством и народом стремились положить морально-этические принципы, исходя при этом из «воли неба», то легисты во главу угла ставили законы и строгие нака­зания, а также принципы оглупления народа. Их идеа­лом была сильная государственная власть, деспотия.

Взгляды легистов наиболее полно были изложены в трактате «Книга правителя области Шан», составлен­ном примерно 2300 лет тому назад. Его автор Шан Ян, видный мыслитель и государственный деятель IV в. до н. э. высказал суждение о том, как лучше повелевать наро­дом и управлять государством. Для успешного управле­ния страной, поучал он, необходимо прибегать к силе и законам, творцом которых является монарх; законы не подлежат обсуждению и обязательны для всех. Мо­нарху нужен «темный люд», необразованный народ; знание — источник коварства. Шан Ян говорил: «Если люди глупы, их легко принудить к тяжелому труду, а если умны, то принудить нелегко»; «Если управлять людьми как добродетельными, то неизбежны смуты, и страна погибнет; если управлять людьми как порочны­ми, то тогда утвердится образцовый порядок».

Легисты восхваляли войну как универсальное сред­ство для решения всевозможных проблем. Они видели в войне важнейшее средство укрепления экономического могущества страны и политической власти монарха. Шан Ян говорил, что «ежели войной можно уничтожить вой­ну, то позволительна даже война; если убийством мож­но уничтожить убийство, то разрешается даже убийство».

Легизм стал духовным знаменем основателя перво­го китайского централизованного государства Цинь Ши-хуана. Его имя в сознании китайцев ассоциируется с же­стокостью, произволом и бесчеловечностью. Ведя борьбу против конфуцианского учения, он повелел заживо за копать 460 конфуцианских ученых и сжечь большинство конфуцианских книг.

Укрепление новой могущественной знати и объек­тивно существовавшая тенденция к централизации стра­ны способствовали утверждению принципов легизма в первой китайской империи Цинь (III в. до н. э.). Однако конфуцианские постулаты послушания, покорности, строжайшего соблюдения иерархии и др. нужны были и правителям единой империи, поэтому во II в. до н. э. при династии Хань создается официальная конфуцианская доктрина, включившая элементы доктрины легистов и других древних школ и принявшая на вооружение иде­ал сильного государства с развитой системой законов и практику суровых наказаний, т. е. все атрибуты деспоти­ческого государства. Так во II—I вв. до н. э. появилось ортодоксальное, ханьское конфуцианство.

При династии Сун (Х-Х1П вв.) некоторые поло­жения конфуцианства были обновлены философом-иде­алистом Чжу Си (1130-1200). В основном это обновле­ние свелось к усилению тех элементов, которые были выгодны господствующим классам. В период маньчжур­ской династии Цин конфуцианство в интерпретации Чжу Си было возведено в ранг официальной и единствен­ной идеологии. Один из важнейших тезисов Чжу Си -«человеческая природа зависит от небесной воли», иначе говоря, деление людей на угнетенных и угнетателей предопределено волей неба и не может быть изменено.

На раннем этапе конфуцианство имело известное прогрессивное значение. Однако со временем, впитав в себя многие положения других идеологических школ, в частности легизма, оно стало классической феодальной идеологией, в основе которой лежала идея строгой диф­ференциации общества. Строгая регламентация жизни и неизменность положения людей в обществе нужны были китайским феодалам, и именно поэтому конфу­цианство как государственная идеология могло суще­ствовать в течение более двух тысячелетий.

Конфуцианское учение имело свою прогрессивную, демократическую сторону — это учение о человеколю­бии, но оно включало консервативные и реакционные догмы: идеализацию старины, обожествление Сына неба - императора, восхваление всего китайского и очернение всего некитайского и многое другое. Господ­ствующий класс китайских феодалов взял на вооруже­ние консервативную, реакционную сторону конфуци­анства, поставив это учение на службу своим классовым интересам.

Этико-политические взгляды Конфуция и его пос­ледователей в форме ортодоксального конфуцианства легли в основу духовной жизни старого Китая. И какую бы сторону этой жизни ни рассматривать — взаимоот­ношения между людьми, воспитание и обучение, быт и нравы, обряды, привычки, — везде заметно влияние кон­фуцианских идей.

Каждый китаец во всем должен был руководство­ваться конфуцианской моралью. Пусть он не мог прочи­тать сложных изречений в древних конфуцианских кни­гах — не это считалось главным. Главное состояло в воспитании любого человека в конфуцианском духе. «Учение Конфуция, — писал академик В. М. Алексеев, — пронизывая на протяжении веков всю общественную жизнь Китая, не могло не всосаться в кровь народа».

Модуль №2

Самостоятельная работа







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.