Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЧТО НАДО И НЕ НАДО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ ЗАДУМАЛ СУИЦИД





НЕ надо:

· Предлагать «взять себя в руки» и говорить «ты должен с этим справиться». Это давление, пусть даже у него самые добрые побуждения. А человек в суицидальном состоянии очень плохо переносит прессинг. Зачастую от просто не может последовать советам типа «соберись» (особенно, если у него депрессия или он переживает горе) и от этой невозможности чувствует себя ещё ничтожнее, ещё более не справившимся с жизнью, т.е становится ещё ближе к суициду.

· Всякое «я бы на твоём месте», уместное в дружеском разговоре, не годится для беседы с потенциальным самоубийцей – его это только раздражает, ведь вы никогда не были именно на его месте, даже если у вас есть собственный суицидальный опыт;

· Не надо демонстрировать ужас от задуманного или проповедовать, что самоубийствонедопустимо. Оставьте в покое теории и говорите о конкретном человеке, что не хотите его смерти, в частности, самоубийства.

· Не говорите на тему «я не верю, что ты это сделаешь», «это очень глупо, так поступают только дураки» , «ты всё равно это никогда не совершишь». Всё это может подтолкнуть к суициду.

· Если речь идёт о ребёнке или подростке, то бессмысленно или даже вредно угрожать и наказывать – это только вызовет новую суицидальную попытку.

Надо:

· В первую очередь обратиться к специалисту (психологу, психотерапевту). Если это по какой-то причине не возможно, то просто будьте рядом физически. Часто потенциальные самоубийцы «мониторят» свою жизнь в поисках «хотя бы одного человека, которому будет по-настоящему не всё равно, если я умру». Это «не всё равно» лучше подкрепить практикой.

· По этой же причине, ГОВОРИТЕ, что вам не всё равно. Человек должен слышать о том, что он нужен на этом свете, любим и дорог. Известно немало случаев, когда родственники или друзья (особенно старшего возраста), выражают свою искреннюю заботу, беспрерывно ругая потенциального самоубийцу за слабость, малодушие, а узнав о желании покончить собой, ещё и за попытки к «дезертирству». А потом удивляются, почему же им не удалось его остановить и как он не понял, что дорог им.

· Обсуждайте задуманный суицид без страха. Сама возможность говорить о своих намерениях снижает напряжение и силу душевной боли. Будьте готовы как можно подробнее обсудить то, как именно человек хочет совершить суицид: способ, цели, что будет потом, похороны, реакция окружающих и прочее. Порой одного этого - как бы проигрывания ситуации, её подробного проговаривания – достаточно, чтобы остановиться. Это происходит как бы вместо действия. После того, как внимательно и неоднократно выслушаете, вносите свои коррективы в его воображение, разбивая иллюзии (очень часто это именно иллюзии) о том, что «всем так будет лучше» или, наоборот « он (она) после этого будет мучится всю жизнь». Помогите проследить последствия (но не запугивайте при этом): пострадают его близкие; немало людей после попыток суицида остаются инвалидами или у них начинаются проблемы со здоровьем .



· Обсуждайте причину задуманного. Признавайте при этом чувства человека, давайте ему право на них. Не надо говорить : «ты должен её забыть, ведь прошло уже столько времени», «Ты не имеешь права злиться, ведь он (она) имеет право так поступить», «Ты обязан(а) справиться с собой». Это не нам решать, что должны другие в эмоциональном плане.

· Постарайтесь понять чувства человека ипоказать ему, что вы их понимаете. «Я понимаю, что раз ты не хочешь жить, что тебе, наверное, очень плохо». Если не уверены, что понимаете, то не притворяйтесь, а задавайте проясняющие вопросы: «мне кажется, что ты…», «Я правильно понимаю, что…» и т.п.

· Спрашивайте о других возможностях.Если к суициду ведёт конкретная ситуация, то как можно подробнее обсудите другие выходы, «поторгуйтесь».

· Говорите, что вы верите в хороший исход.«Я в тебя верю», «Тебе обязательно станет лучше». Подчеркнув, что понимаете, насколько происходящее тяжело, скажите, что тем не менее, вы верите, что всё пройдёт, что выход возможен.

· Проявляйте заботу.Покормите, сводите в кафе, сделайте то, что этот человек любит:хотя бы просто пройтись по улице или послушать музыку. Иногда минимальное снижение дискомфорта, смещение баланса в хорошую сторону достаточно, чтобы выжить.

· Если только есть возможность, помогите получить профессиональную помощь. Обычно психологи настаивает, чтобы потенциальный клиент позвонил сам (даже когда предварительно звонят родственники), но человека в депрессивном и суицидальном состоянии можно записать на приём и без него). В качестве поддержки можно даже первый раз привести его за руку.

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДОВ

РИСК ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ЗАМЕТНО СНИЖАЕТСЯ, ЕСЛИ:

1. У них есть занятие по душе.Интересная под работка, забота о любимых внуках, «клуб по интересам». Конечно, они не появляются на пустом месте, их нужно искать.

2. Есть способ сохранить нужность: например, занимаясь благотворительностью или применяя прежние навыки. Например: одна пожилая женщина, выйдя на пенсию, раз в неделю ездит в библиотеку, где она проработала всю жизнь, и делает то, до чего никогда не доходят руки у её работающих коллег – каталогизирует книги. Коллеги не могут нахвалиться на неё и постоянно подчёркиваю её нужность. Кроме того, это позволяет пожилой женщине сохранить круг общения. Другой пример: в одной семье было принято загружать уже очень немощную и плохо ходящую (но, к счастью, хорошо видящую) бабушку ручной работой: вышить, заштопать, разложить счета по папкам, вырезать нужные статьи из журнала и собрать в файлики. Каждый день для неё набирали существенную порцию дел. Бабушкин труд постоянно подчёркивался, её работу считали ценной и говорили ей об этом.

3. Освоить что-то новое.Обычно лучше настоять, чтобы пожилой человек выучился новому, даже преодолевая его страхи перед «необычным» и «ненужным» и вызванное ими сопротивление. Есть множество примеров того, как старики, освоив такие новшества, как аудиокниги (большая отдушина для тех, кто ослеп или плохо видит), компьютер или скайп (когда есть друзья, живущие в другом городе или в другой стране), существенно улучшали качество жизни, хотя до этого бешено сопротивлялись знакомству с «этими финтифлюшками». Новые навыки – не только способ занять бабушку или дедушку. С их приобретением окружающий мир становится гораздо менее враждебным и более понятным, вызывает у пожилого человека ощущение, что он здесь свой и ему есть место среди всего нового и современного. Это, в свою очередь, уменьшает тревожность. Да и само постижение нового вызывает гордость: «смог это – смогу и многое другое», «я ещё ничего и гожусь на что-то!» и становится одной из тем для разговоров. Последнее особенно важно для пожилых людей, в мире которых очень мало событий (например, если человек не может выходить из дома).

4. Они не одиноки.Любовь и внимание в данном случае не только ( и даже не столько) физическая помощь, но и общение: многие пожилые люди страдают не от явного, а от скрытого одиночества, - иначе говоря, от непонимания и отчуждения. Когда вымотанное за день молодое поколение на вопрос «Как прошёл твой день?» или «Что было на работе?» рявкает в ответ «Там тебе не цирк» или устало говорит «Ничего, обычная рутина» - это трудно назвать беседой. Для психологического комфорта пожилого родственника нужно находить темы для общих с ним разговоров. Хорошо, когда у пожилого человека сохранилась способность заводить новых друзей, контактировать с теми, кто моложе по возрасту. В любом случае, человек должен общаться с теми, кто ему интересен, по крайней мере, раз в неделю, а лучше, конечно, чаще. Сейчас некоторым пожилым людям стало легче, потому, что появился скайп и интернет – этим стоит активно пользоваться.

5. Они занимаются спортом.Это могут быть простейшие тренажёры. К счастью, многие фитнесс-клубы предлагают пенсионерам бесплатные посещения. Есть так же йога для пожилых, дыхательная гимнастика и другие щадящие программы. Но стоит пренебрегать и медицинской помощью: депрессия и бессонница корректируются лекарственными препаратами (причём не только снотворными) в любом возрасте. Только не забывайте, что назначать их должен врач, потому, что и снотворное, и антидепрессанты всегда следует подбирать индивидуально, а их курс необходимо корректировать – это особенно важно, когда речь идёт о пожилых людях. Расстройства сна и настроения у пожилых людей могут быть вызваны проблемами с сердечно-сосудистой или эндокринной системой, их тоже нужно проверить.

Итоги возраста

· Главной особенностью данного возраста является процесс старения, сопровождающийся определенными возрастными изменениями, проявляющимися прежде всего в постепенном ослаблении деятельности организма.

· В развитии когнитивной сферы происходят изменения. В процессе старения большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшается.

· Те интеллектуальные функции человека, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, обнаруживают спад в период поздней взрослости.

· Основой памяти в старческом возрасте является логическая связь, а поскольку логическая память самым тесным образом связана с мышлением, можно предположить, что мышление пожилых людей весьма развито.

· Поздняя взрослость имеет свои положительные стороны в отношении развития и трансформации когнитивной сферы. Но не у всех лиц, достигших данного возраста, динамика когнитивной сферы имеет одинаковый характер, в процессе которой формируются признаки мудрости.

· Подводя итог рассмотрению особенностей интеллектуальных характеристик у людей преклонного возраста, необходимо заметить, что динамика характеристик когнитивной сферы у лиц, достигших этого возрастного периода, зависит в значительной степени от субъективных факторов, и в первую очередь от особенностей личности конкретного человека.

· Для периода поздней взрослости характерны специфические изменения в эмоциональной сфере человека: неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. У большинства пожилых людей появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями.

· Пожилые мужчины становятся более пассивными и позволяют себе проявлять черты характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и властными.

· В старости ослабление аффективной сферы человека лишает красочности и яркости новые впечатления, отсюда — привязанность пожилых людей к прошлому, власть воспоминаний.

· Следует отметить, что пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые, они думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием, боясь только, что процесс умирания будет длительным и болезненным.

· Выход на пенсию изменяет положение и роль людей в обществе, оказывая влияние на развитиемотивационной сферы пожилых людей. С каждым десятилетием происходит корректировка целей, мотивов и потребностей.

· Человек, перешагнувший 60-летний рубеж и имеющий крепкое здоровье, во многом движим все еще теми же потребностями, что и в более молодом возрасте. К ним относятся: потребность в самореализации, созидании и передаче наследства (духовного и/или материального) следующему поколению, активное участие в жизни общества, ощущение полезности и значимости для него.

· После 70 лет на передний план выходит другая потребность — поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. В то же время интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью, то есть к тому, что называют хобби, у пожилых людей не ослабевает.

· Особое значение в период поздней взрослости приобретают семейные отношения, которые дают человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности, позволяют почувствовать себя более устойчиво, во многом определяя радости, горести и заботы пожилого человека.

· Я-концепция периода поздней взрослости и старости представляет собой сложное образование, в котором «записана» информация о множестве Я-образов, возникающих у человека в самых различных вариантах его самовосприятия и самопредставления. Это избирательная память личности, отражающая события таким образом, чтобы не нарушить основные личностные позиции.

· Я-концепцией в старости движет стремление интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. К условиям, способствующим личности эффективно интегрировать свою жизнь, относятся: успешное разрешение индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработка им адаптивных личностных свойств, умение извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способность аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий.

· Позитивная и деятельная Я-концепция обеспечивает продолжение личностного развития и оптимистический подход к жизни в поздние годы, позволяет притормозить физическое старение и вносит большую духовность и творческую озаренность в самоактуализацию личности.

· Наиболее важными факторами, определяющими поведение человека на этом этапе жизни, являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни (так называемое «разобществление»), материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, а также сознание приближающегося окончания жизни.

· Физический мир, с которым пожилые люди взаимодействуют непосредственно, все более сужается.

· Степень социальной активности пожилых людей снижается и у многих ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением. Значительная часть пенсионеров оказываются в одиночестве. Преодолению одиночества и повышению материального достатка способствует продолжение профессиональной деятельности или иная работа.

· В пожилом возрасте резко возрастает интерес к религии.

· Не все пожилые люди переживают старость тяжело и несчастно, часть из них проживают «счастливую старость». У многих к концу жизни вырабатывается спокойное и терпимое отношение к жизни и к происходящему вокруг. Если это происходит, то жизнь пожилого человека наполняется ровным, спокойным и умиротворенным светом, исходящим от самого по себе факта жизни. Способность к такому взгляду на данный период своей жизни зависит прежде всего от личных установок человека.

· Следует отметить, что ведущими факторами развития продуктивного старения являются самоактуализация «Я» и ориентация на творческую деятельность.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.