Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЗАДАЧИ ЖУРНАЛИСТА





Социально-ролевая характеристика прессы имеет прямое отношение к определению ее функций. В рамках определенной социальной системы журналистика выполняет специфические ролевые функции, которые предписаны ей, как и другим участникам процессов. Так, Е. П. Прохоров различает шесть функций журналистики:

· коммуникативную(исходная функция) – общение, налаживание контакта;

· непосредственно-организаторскую,в которой «наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе»;

·  идеологическую (социально ориентирующую) – оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностную ориентацию аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

· культурно-образовательную– пропаганда и распространение в жизни общества высоких культурных ценностей, способствование всестороннему развитию человека;

·  рекламно-справочную– «удовлетворение утилитарных запросов в связи с миром увлечений различных слоев аудитории»;

·  рекреативную – развлечение, снятие напряжения, получение удовольствия.

Г. Першке видит функции журналистики во влиянии, оказываемом на общество и способствующем развитию общества. В частности, он выделяет три группы функций журналистики:

1) идеологические – совокупность действий, направленных на интеграцию людей в идеологической, прежде всего политической, сфере, помощь при ориентировании в социальной действительности, для определения своего места в общественных отношениях, сохранение и развития этих отношений;

2) культурные – связанные с участием журналиста в развитии человека, проявлении его личности, зависящей от многообразия его общественных связей; в формировании образа жизни, основанного на достижениях человеческого развития. Это выражается в журналистских действиях, направленных на воспитание, образование, развлечение;

3) социальные – участие журналистики не в культурном развитии самом по себе, а в развитии личности, формировании человеческой индивидуальности в рамках образа жизни известных социально-исторических общностей.

Таким образом, функциональная роль СМИ в общественной системе достаточно разнообразна. Однако все без исключения функции базируются на одной – информационной. В структуре функций журналистики приоритетными традиционно считаются идеологические, коммуникативные и культуроформирующие, однако проявления массовой культуры во главу угла ставят распространение утилитарной информации. Поэтому СМИ уделяют много внимания развлечению, а рекреативные функции часто становятся определяющими.

Журналистика в рамках массово-информационной деятельности участвует в обеспечении решения важных политических, экономических, социальных и других задач государства. Роль журналистики в управлении и социальном контроле остается одной из важнейших уже в течение нескольких столетий, поскольку объем и качество информационного обеспечения общества создают прецедент для формирования общественного мнения и направлений деятельности. Функционирование журналистики может быть эффективным только тогда, когда у журналиста выработана четкая социальная позиция и соблюдается ряд принципов. Традиционно к принципам журналистики относят: принцип правдивости, принцип объективности и принцип социальной ответственности.



В Законе Республики Беларусь «О средствах массовой информации» содержится перечень принципов деятельности средств массовой информации. Это:

·  достоверность информации – средства массовой информации должны распространять информацию, соответствующую действительности;

·  законность – информация не должна противоречить требованиям законодательства Республики Беларусь;

· равенство – средства массовой информации исходят из равенства прав всех физических лиц, государственных органов, ­политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц на распространение и получение массовой информации;

· уважение прав и свобод человека – средства массовой информации в рамках своей деятельности обеспечивают соблюдение прав и свобод человека, гарантированных Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь;

· многообразие мнений – средства массовой информации обеспечивают свободное выражение и распространение различных мнений и взглядов в обществе;

· развитие национальной культуры – средства массовой информации содействуют распространению и популяризации национальных культурных ценностей;

· защита нравственности – средства массовой информации не должны допускать распространения информации, посягающей на нормы общественной нравственности;

· соблюдение норм профессиональной этики журналистов и общепринятых норм морали – журналисты средств массовой информации в своей деятельности должны неукоснительно соблюдать нормы профессиональной этики и общепринятые нормы морали.

 

ЗАПОВЕДЕЙ ЖУРНАЛИСТА.(Фихтелиус Эрик)

1. Работай увлеченно!

2. Сообщай о важном!

3. Работай планомерно!

4. Будь конкретен!

5. Подготовься и слушай!

6. Не мешай развитию событий!

7. Береги культуру речи!

8. Создавай новыe версии!

9. Будь нейтрален к последствиям!

10. Иди в ногу со временем!

 

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

1. Закон Республики Беларусь о СМИ от 17 июля 2008 г. №4273

2. Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 2253 о рекламе

3. Закон Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. № 37013 об авторском праве и смежных правах (в редакции законов РБ от 11,08,1998г. № 1943, от 04,01,2003 г. № 1833, от 14,07,2008 г. № 3963)

На 1 ноября в РБ зарегистрировано 677 газет, 666 журналов, 41 бюллетеней, 1 альманах, 9 информационных агентств.

Глава 1 «Закона РБ о СМИ»

1. Аккредитация – подтверждение права журналиста СМИ освещать мероприятие и др. события в РБ и за ее пределами.

2. Вид СМИ газета, журнал, радио, кинохроникальная программа, бюллетень, иная совокупность информационных сообщений, носящий периодический характер и предназначен. Для неопред. Круга лиц.

3. Видео или кинохроникальная программа – совокупность аудио, аудиовизуальных сведений, имеющих постоянное название и носящий периодический характер.

4. Выпуск СМИ выход в свет печатного СМИ либо СМИ, распростр. Через интернет, либо выход в эфир телевизион., радиовещательн. Средства массовой информации.

5. Главный редактор (редактор СМИ) – руководитель юридического лица, на которого возложены функции редакции СМИ или уполномоченное им лицо.

6. Информационное агентство – юридическое лицо, которое осуществляет сбор, создание (подготовку), хранение инф. Сообщений и их распростр. В СМИ и имеющ. Статус юрид. Лица, на которого возложены функции редакции СМИ, и распространителя СМИ.

7. Корреспондентский пункт – это обособленное подразделение юридического лица, на которого возложены функции ред. СМИ, и осуществл. Сбор, хранение и создание сообщений для СМИ, а также распространение его продукции.

8. Печатные СМИ – газета, журнал, бюллетень, и др. издание, которое имеет постоянное название, порядковый номер, сквозную нумерацию страницы, выход в свет не менее 1 раза в 6 месяцев.

9. Распространение – продажа, подписка, доставка, трансляция, ретрансляция, демонстрация кинохроникальн. Программ, форма доведения массовой инф. До всеобщ. СМИ.

10. Распространители – почта, союзпечать, курьеры, магазины и др.

11. СМИ – форма периодич. Распростр. Массовой инф. С использ. Газет, телевиден., радиовещ и др.

12. Субъект. Право – республ. Орган гос. управления в сфере массовой инф: общественнокоординационный совет в сфере мас. инф. учредитель гл. редактор, журналист, юр.лицо, на которое возложены функции редакций, инф. агенство, корресп. Пункт, распростр. СМИ.

13. Учредитель СМИ – физ. или юр. лицо, в том числе государственный орган, самостоятельно либо совместно с др. физ. Лицами, принявшие решение о создании СМИ и обратившиеся за регистрацией СМИ.

Не имеет право быть учредителем:

1. Физ.лица младше 18 лет

2. Недееспособные физич. И психич. Лица

3. Отбывающие наказание

4. Иностр. Граждане (но если совместно с бел., то можно)

5. В теч. 3 лет с момента налажения взыскания о закрытии издания

В заявлении указывается:

1. Название издания

2. Тематика

3. Террит. Распростр.

4. Язык выхода

5. Тираж

6. Сведения учредителя

7. Источники финансирования

8. Адрес редакции

9. Данные о юридич. Лице

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ “О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ”

Закон РБ «О СМИ» был принят 17 июля 2008 года и вступил в силу 8 февраля 2009 года. Закон состоит из 9 глав (55 статей).

В 1й главе – Общие положения – даны основные определения терминов, касающихся СМИ. Кроме того, там прописаны основные принципы деятельности СМИ (достоверность, равенство). Правовой платформой для деятельности согласно этому закону является Конституция, данный закон, международные соглашения в этой сфере. Притом если закон «О СМИ»» и международные соглашения противоречат, большую силу имеют соглашения.

Эта же часть гарантирует прессе своду мнений и возможность их высказывать, недопустимость монополизации СМИ, недопустимость незаконного ограничения свободы СМИ.

Глава 2 – целиком и полностью об учреждении и регистрации СМИ. Там есть сведения о том, кто может учредить СМИ (не могут – иностранные граждане самостоятельно, недееспособные, отбывающие наказание, несовершеннолетние и лишенные права заниматься этой деятельностью).

Ответственными за прессу в РБ назначаются Министерство Информации РБ и, в случаях, не прописанных в Законе «О СМИ», Совет Министров.

Заявление о регистрации СМИ должны рассмотреть и дать ответ в течение месяца. Если заявление было подано с нарушением требований или неуполномоченным для этого лицом, заявление имеют право вернуть без рассмотрения в течение 10 дней.

Отказать в регистрации вправе, если

· вы собрались распространять порнографию, данные порочащие честь РБ

· если учредитель не обладает правами на учреждение СМИ

· если название, тираж, тематика издания не совпадут с заявленными

· если такое название уже зарегистрировано.

СМИ считается зарегистрированным с момента внесения его в Государственный реестр СМИ. С этого момента в течение полугода (для печатки) и года (для аудиовиз.) средство может начинать выпускаться, если не успели – регистрация аннулируется.

НЕ требуется регистрация для:

· СМИ, учрежденных госвом только для публикации свои актов и вердиктов

· Радио и телепрограмм распростр. на территории организации (не более 10 абонентов)

· Радио и телепрограмм тиражом не более 10 экз.

· Печатного СМИ тиражом не более 299 экз.

· Интернет СМИ (но тут есть нюансы – деятельность Интернет СМИ регулируется Советом Министров)

Глава 3 касается распространения. Интересного там то, что СМИ обязано разместить информационное сообщение от госва, если таковое подлежит доведению до сведения народа (то есть вам прислали – вы обязаны разместить), если госорганы прислали вам письмо о вашей деятельности, его тоже надо опубликовать, учредитель имеет право в любой момент поместить материал в заранее оговоренном размере. Президент оставил себе право в любой момент выступать с заявлениями народу и быть транслированным.

Копии вышедших номеров\передач должны храниться у редактора не менее одного года.

Глава 4. Распространение печатной продукции

Обязательны выходные данные, обязательно предоставлять бесплатные номера учредителю, Министерству Информации, в учреждения «Национальная книжная палата Беларуси», «Национальная библиотека Беларуси», «Президентская библиотека Республики Беларусь», «Центральная научная библиотека имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси».

Глава 5 Теле и радиовещание

Не реже 4х раз в сутки озвучивать\показывать название станции\канала.

В любой момент без предварительного согласования предоставлять возможность президенту и его команде выступать с заявлениями.

Глава 6 Правовой статус всех субъектов в этой сфере

Главный госорган – Министерство Информации

Есть еще Общественный координационный совет в сфере массовой информации – его решения носят рекомендательный харр.

Здесь же – права и компетенции журналиста.

И один забавный факт – деятельность иностранных журналистов без аккредитации ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Для освещения гос. важных мероприятий также нужна аккредитация.

Глава 7 Об информации, ее получении и опровержениях

Информация должна предоставляться свободно, кроме информации, кот. явл.

· Государственной или коммерческой тайной

· Материалами оперативно-розыскной работы

· Материалами, по которым ведется судебное разбирательство

Нельзя публиковать заявления от незарегистрированных организаций, пропаганду употребления наркотиков, насилия, жестокости и национальной розни. Нельзя воздействовать на подсознание человека(25 кадр и т.д.).

Если опубликованное вами оказалось не соответствующим действительности и вам об этом сказали. Нужно опубликовать опровержение(дополнение, пояснение) на той же странице, тем же шрифтом в следующем номере\выпуске (для еженедельников – не больше 10 дней).

Отказать в опровержении, если это уже опровергалось, если это противоречит вступившему в силу решению суда и если требует опровержения анонимус.

Глава 8 Международная деятельность

Им можно у нас нам можно у них, только подайте заявление за месяц.

Глава 9 Наказания

За распространение запрещенной, порочащей честь, выпущенной без разрешения главреда или информации ограниченного доступа для начала выписывают предупреждение, с указанием, где облажались и сколько времени на исправление. Оно должно быть доставлено в течение 3х дней.

Если не исправились, деятельность редакции могут приостановить на три месяца. Прекращение выпуска издания может быть определено только через суд.

Журналисты, редакторы и прочие не несут ответственность, если дословно печатают выступления официальных лиц, материалы от госва, партий, и агентства новостей, при условии наличия ссылки на них. Но опровержения такому все равно публиковать надо.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.