Характеристика учебника «Окружающий мир» (авт. Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков). 2 класс. Система Л.В.Занкова.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристика учебника «Окружающий мир» (авт. Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков). 2 класс. Система Л.В.Занкова.





  1. Учебник состоит из 6 глав,название каждой главы раскрывает ее содержание: «Общий взгляд на Землю», «Как изучают окружающий мир», «Космос», «Планета Земля», «Взаимодействие сил природы», «Живая природа».
  2. Содержание, как и во всех других учебниках, разворачивается в соответствии с типическим свойством методической системы – процессуальностью, когда каждый отрезок учебного курса входит в качестве зависимого элемента в органическую связь с другими элементами. Такой подход к построению содержания обеспечивает многократное возвращение к каждому вопросу в связи с изучением нового материала, с которым он так или иначе связан, и, не теряя целостного представления, дает возможность активизировать объективно существующие взаимосвязи, обнаруживать противоречия и разрешать их.

Так, в первой главе, с одной стороны, ученики обобщают и осмысливают с новой точки зрения знания, полученные в 1 классе, о природе, человеке и обществе, а с другой – все затронутые в этой главе вопросы находят свое развитие в следующих главах данного учебника. От класса к классу в учебниках прослеживается усложнение содержания предмета, а также усложнение видов учебных заданий. Если в 1 классе большая часть учебного материала представлена в виде иллюстративного материала, его познание опирается на личный опыт учеников, то на следующем этапе – во 2 классе – ученики имеют дело с учебником обычного формата, в котором почти на каждой странице есть иллюстративный материал для его анализа, но существенное место занимает текст. Так осуществляется постепенный переход к обобщенному теоретическому представлению материала, что и требуется по окончании начальной школы.



Основное содержание курса 2 класса – изучение отдельных компонентов неживой природы, их свойств и взаимозависимостей – подводит учащихся к осознанию условий, которые сложились на Земле. Именно в этих условиях зародилась и развивалась живая природа. В последней главе рассматриваются четыре царства живой природы: растения, грибы, животные, бактерии.

Содержание в учебнике представляется как индуктивным, так и дедуктивным методом. При этом весь теоретический материал сопровождается большим количеством аргументов, создаются условия для рассуждения детей, активно привлекаются результаты наблюдения учащихся. Учитывая возрастные особенности детей, учебный материал со 2 по 4 классы авторы построили на основе гипертекстовости, которая ориентирована на послойное прочтение текста, каждый текст разбит заданиями вопросами на смысловые части.

  1. Ко всем главам учебника разработана система вопросов и заданий, требующих от ребенка добывания знаний в процессе индивидуальной, групповой и коллективной работы. При многозначности большинства заданий условно их можно разделить на несколько групп.

Задания, нацеленные на осмысление нового материала. Они представлены сразу после введения знания, умения и рассредоточиваются во всему учебнику, вплетаясь в вопросы к новому материалу.

Так, в главе «Взаимодействие сил природы», где дети знакомятся со свойствами воды, ставится вопрос: « Когда и как человек использует свойство воды растворять разные вещества?» (ч.2,с.19). Далее, в главе «Живая природа» при изучении растений ученики возвращаются к осмыслению свойств воды при подтверждении гипотезы, что растениям для нормального развития необходимы свет, вода. Тепло, воздух (практическая работа, ч.2, с.60-62). При разговоре о гигиене человека естественны будут вопросы: «Как вы следите за чистотой своего тела? Какое это имеет значение? Какое свойство воды помогает вам в этом?» На самом деле таких возвратов при рассмотрении данного вопроса гораздо больше.

Тесно связаны с первой группой, но выделены в связи с их общепредметной значимостью задания на усвоение приемов работы с текстом.

Во 2 классе на понимание текста нацелены следующие задания:

- выделение главного в устной и письменной речи;

- выделение в тексте имен, названий, понятий, которые следует запомнить;

- сравнение научного определения понятия с другими значениями слова;

- инсценирование;

- анализ предлагаемого плана текста с точки зрения его полноты и правильности порядка его пунктов;

- подбор информации на заданную тему.

Задания на самостоятельное осмысление понятий с опорой на жизненный опыт детей, рисунки, литературные произведения, карту. Например, после чтения отрывка из стихотворения Ю.Мориц «Это очень интересно» детям предлагается попытаться найти ответы на поставленные в стихотворении вопросы. В данном случае помогут ответить на эти вопросы коллективное обсуждение, жизненный опыт, смекалка и чувство юмора. Научное осмысление значения органов чувств в познании окружающего мира предусмотрено в следующей, второй главе.

Еще пример. Самостоятельно анализируя рисунки животных (утки, жирафы) (ч.2,с.39), дети на основе рассуждения делают выводы о среде обитания, о питании, о способе их передвижения. Рассматривая рисунок человека, они делают предположения о его принадлежности к русской дружине.

Доля подобных заданий в рисунках достаточно велика в учебнике для 2 класса, так как позволяет ребенку выходить на теоретический уровень решения задачи с опорой на наглядно-образный уровень.

Задания – загадки каких-либо объектов (явлений) по их существенным признакам. Например, какие это материки:

- Я – самый маленький материк, нахожусь полностью в Южном полушарии. (Австралия)

- И я нахожусь в Южном полушарии, но люди почему-то не спешат заселять меня. (Антарктида)

- А я большой, и меня почти посередине пересекает экватор. (Африка)».

К ним же относятся кроссворды и самостоятельное придумывание подобных загадок.

Юмористические вопросы, позволяющие на эмоциональном уровне пристальнее вглядеться и глубже понять изучаемое. Например: «Как влияет рельеф на течение рек? – С горы реки текут быстро, а в гору медленно», «Как отличить съедобный гриб от ядовитого? – По вкусу!» и т.д.

Наблюдения в природе, опыты, моделирование явлений. Задания такого рода способствуют освоению детьми естественно-научного метода познания действительности.

Одним из важнейших методов осознания и добывания знаний является метод непосредственного наблюдения. Например, столь далекие, но заманчивые для ребенка астрономические знания приблизятся к нему при наблюдениях за видимым движением Солнца и Луны, длины тени от предметов, разной освещенности Земли (глобуса).

Особое место в познании окружающего мира занимают наблюдения, организованные во время экскурсий. Рекомендуемые экскурсии представлены в программе.

Практические работы, опыты сопровождают в книге теоретический материал, относящийся к темам «Вода», «Воздух», «Растения». Они позволяют подвести учащихся к самостоятельным выводам о том или ином явлении, об условиях его протекания. На основе данных, полученных во время проведения опытов, дети делают выводы на уровне теоретических обобщений. Большинство опытов носят демонстрационный характер.

В современной практике начального обучения получил распространение проектный метод обучения, который предполагает использование уже имеющихся предметных навыков и умений как средств реализации проекта. Проектная деятельность способствует развитию инновационного, исследовательского поведения младших школьников. Она осуществляется на учебном и внеучебном материале. Приведем примеры соответствующих заданий из учебника для 2 класса: «О каких планетах вы хотите узнать подробнее? Где вы найдете такую информацию?»; «Найдите информацию о каком-нибудь удивительном животном, его изображение. Подготовьте сообщение о нем».

Рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку недостает его знаний и умений, помогают ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться? Направленность учебного процесса на развитие рефлексивных умений заложена в дидактических и методических основах системы Л.В. Занкова, поэтому является неотъемлемой частью структурирования учебника. Этому способствуют вопросы, предваряющие изучение нового материала, требующие активизации имеющихся знаний и выявляющие знания, недостающие для ответа. Например, главу «Органы чувств человека» предваряет репродукция картины И. Шишкина «Сосновый бор» и задание: «Вы очень тихо вошли в лес. Остановились. Расскажите, что вы можете узнать о жизни леса с помощью органов чувств». Перед главой «Строение Земли» ученики обсуждают толкование слов Земля и земля: «Объясните разницу выражений: «Мы живем на Земле», «Мы копаем землю».

  1. Учебник дополняется рабочей тетрадью и материалами, подготовленными учителем и учениками.Задания рабочей тетради способствуют активизации познавательной деятельности школьников и осознанию ими программного материала.

Постоянно должны обсуждаться современные проблемы мира, Земли, разных стран и народов и, конечно же, проблемы России, родного края. Следует пробудить интерес к подобной информации, рассказывая о значительных событиях, удивительных явлениях, о которых учитель узнает из книг, журналов, газет, телевизионных и радиопередач.

Необходимо отмечать источник информации, особенно, если он доступен ученикам. При этом надо соразмерять силы детей. Работа с дополнительными источниками должна быть добровольной, приносящей радость, удовлетворение. И только добровольно детям могут помогать родители.

Материал для само- и взаимоконтроля есть в учебнике (см. рубрику «Проверь себя») и в конце рабочей тетради.

Поясним принцип организации самоконтроля в рабочей тетради. В условиях стремления российского образования выйти на безотметочную форму обучения, а также особое значение адекватной самооценке для саморазвития школьника, авторы в конце рабочей тетради представили раздел «Что я знаю. Что я умею» (с.56), где ученики оценивают выполнение тех заданий, которые в тетради отмечены звездочкой.

В этот раздел внесены основные вопросы программы в начале их изучения, через некоторое время и в конце года. Большинство из этих вопросов будет предметом рефлексии детей при изучении материала и в 3 классе.

Таблицу дополняет строка «Оценка учителя», которая фиксируется теми же знаками, что и самооценка ребенка. Разница в том, что ребенок оценивает свое состояние при выполнении задания, а учитель – правильность выполнения:

+ - выполнено правильно;

┴ - допущены некоторые ошибки;

__ - допущено много ошибок, с заданием не справился (не справилась).

При этом учитель ничего не исправляет в работе ученика. При расхождении оценки ученика и оценки учителя или при совпадении оценок (┴ и -) ситуация обсуждается обеими сторонами. Для учителя показательно следующее: находит ли ребенок ошибки самостоятельно, какова его самооценка (заниженная, завышенная или адекватная), может ли он обсуждать данную тему.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.