Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие психики в раннем детстве





Цель: сформировать представление о методах анкетирования и тестирования и их использовании в возрастной психологии

 

Порядок выполнения

1.Повторение теоретического материала по следующим вопросам:

1) Анализ анкет, применяемых в возрастной психологии.

2) Анализ тестов, применяемых в возрастной психологии.

2.Выполнение практических заданий на основе повторения теоретического материала.

Задания

Задание 1. Проанализируйте нижеприведенную анкету и установите, чтоона позволяет оценить; к кому обращены вопросы анкеты; предложите по три варианта ответов к каждому из вопросов анкеты (иначе говоря, переделайте данную анкету в стандартизированную); предложите способ качественной и количественной обработки результатов анкетирования.

АНКЕТА

1. Как часто ученик подолгу занимается умственной работой?

2. Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на «сообразительность»?

3. Много ли читает дополнительной литературы?

4. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

5. Часто ли задает вопросы?'

Задание 2. Для повышения надежности вопросников часто к основному перечню вопросов добавляют группу вопросов, позволяющих оценить степень искренности людей при ответе на основные вопросы. Ниже приведена часть вопросов, входящих в «шкалу лжи» детского опросника для выявления двух свойств темперамента: экстраверсии — интроверсии и эмоциональной нестабильности.

1. Бываешь ли ты очень сердитым, раздражительным?

2. Ты всегда выполняешь все сразу так, как тебе говорят?

3. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

4. Ты когда-нибудь говорил неправду?

5. Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят старшие?

6. Бывало ли когда-нибудь, чтобы тебя попросили дома помочь по хозяйству, а ты по какой-то причине не смог этого сделать?

7. Ты любишь иногда похвастаться?

8. Ты шумишь иногда в классе, если там нет учителя?

Проанализируйте приведенные вопросы и объясните основание их подбора в «шкалу лжи». Предложите 5 своих вопросов для «шкалы лжи».

Содержание отчета

1.Сформулируйте определение методов анкетиование и тестирование.

2.Составьте схему «Виды анкет», «Виды тестов».

3.Выделите и опишите особенности анкет, применяемых в возрастной психологиии

4.Выделите и опишите особенности тестов, применяемых в возрастной психологии

5.Подготовьте ответы на задания 1,2

Контрольные вопросы

 

1. Основные требования к построению анкет и тестов

2. Основные правила и принципы анкетирования и тестирования

3. Принципы классификации анкет и тестов

4. Специфику использования анкет и тестов в возрастной и педагогической психологии.

Список литературы

1.Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. — М.:Издательский центр «Академия», 1999. — 320 с

2.Алексеев А.А. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред.А. И. Щербакова. — М.: Просвещение, 2007.—255 с.

3.Лабораторный практикум по возрастной психологии личности / Сост. Е. Г. Власенкова. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010. – 168 с.

4.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Владос, 1995. – 221 с.

5.Практикум по возрастной психологии / Под ред. Е.И. Изотовой. – М.: Академия,2013. – 272 с.

Лабораторная работа № 4. Метод беседы

Цель: сформировать педставление о методе беседы и особенностях его использования в возрастной психологии

 

Порядок выполнения

1. Повторение теоретического материала по следующим вопросам:

1) Достоинства и недостатки метода беседы.

2) Содержание беседы (наличие плана беседы, соответствие плана беседы целям исследования).

3) Организация беседы (приемы регистрации ответов испытуемых, содержание и план беседы с разными испытуемыми в одном и том же исследовании).

4). Анализ ответов испытуемых.

2. Подобрать примеры исследований, где использовался метод
беседы.

3. Выполнение практических задания на основе рассмотренного теоретического материала

Задания

Задание 1. Исследователь, проанализировав ответы учащихся, полученные в процессе беседы, делает следующие обобщения:

— младшие школьники выделяют все основные поступкиНиколеньки;

— каждый поступок оценивают отрицательно, поскольку Николенька поступил так, как поступать нельзя;

— не выделяют мотивов поступков;

— выделяют факт поступков и его соответствие норме поведения;

— не учитывают переживания поступков самим героем.

Вопросы

1. Сопоставьте содержание, цели беседы и обобщения исследователя.

2. В какой мере полученные обобщения можно рассматривать как достоверно характеризующие особенности оценки поступков младшими школьниками?

3. При каких условиях может быть повышена надежность результатов, полученных в данном исследовании, с помощью метода беседы?

Задание 2. Цель исследования: выявление причин возникновения отрицательных аффектных переживаний и соответствующих форм поведения у учащихся. Наряду с методом эксперимента, в котором устанавливались особенности самооценки, был использован и метод беседы.

Цель беседы: выяснить, кем бы ребенок хотел быть (имеется в виду общественное поручение в классе) и почему он к этому стремится.

 

Протокол 1

Экспериментатор Шурик А.,111 класс

 

— А выберут тебя ребята?

— Не знаю.

— А как ты думаешь?

— Не знаю, может и нет.

— Хочется, чтобы выбрали тебя?

— Вообще-то хочется, нет, не очень.

— Ты огорчишься, если тебя не выберут?

— Нет, чего там, мне и так хорошо.

— Все-таки будет обидно, других выберут, а тебя нет?

—Чего обижаться, я не так уж хочу.

 

Протокол 2

 

Экспериментатор Галя Т., III класс

 

- Выберут тебя ребята? А кем ты хочешь быть?

- Не знаю.

- Почему?

- Мне хочется быть командиром звездочки или старостой спальни.

- А ты сумеешь

- Сумею, конечно.

- Что же ты сумеешь?

- Я люблю командовать.

- А если не послушаются?

— Сумею построить ребят, сказать, чтобы все сдела-ли, пол вымыли, вещи убрали.

— Старосту обязаны слушаться, я им прикажу.

 

Протокол 3

Экспериментатор Женя В.,111 класс

 

- А ты хотел бы, чтобы тебя выбрали?

- Вообще-то хотел бы, но раз я плохо учусь, меня не выберут.

- Тебе не обидно, что тебя никем не выбрали?

- А чего обидно, у меня и так не хватает времени играть. Мне не так уж хочется быть звеньевым.

- А кем хочется быть?

- Никем, и так весело, хорошо в интернате.

- Ну, а если бы выбрали?

- Не так уж хочется. А если бы выбрали, я бы работал.

- А смог бы?

- Звеньевым я могу, это нетрудно.

 

Вопросы

1. Вычлените в протоколах беседы вопросы, запрограммированные и возникшие в ходе беседы.

2. Сопоставьте цели исследования, цели беседы, программу беседы.

3. Отвечает ли программа и ход проведения беседы требова- ниям, предъявляемым к этому методу?

4. Обобщите в соответствии с целью беседы полученные ре-зультаты.

 

Содержание отчета

1. Сформулируйте определние метода беседы.

2. Составьте схему «Виды беседы»

3. Перечислите достоинства и недостатки этого метода.

4. Выпишите и раскройте этапы организации беседы.

5. Какие существуют методы анализа ответов испытуемы?

6. Подготовьте ответы на задания 1,2

Контрольные вопросы

1. Достоинства и недостатки метода беседы.

2. Содержание беседы (наличие плана беседы, соответствие плана беседы целям исследования).

3. Организация беседы (приемы регистрации ответов испытуе мых, содержание и план беседы с разными испытуемыми в одном и том же исследовании).

4. Анализ ответов испытуемых. Подобрать примеры исследований, где использовался метод беседы.

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. — М.:Издательский центр «Академия», 1999. — 320 с

2.Алексеев А.А. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред.А. И. Щербакова. — М.: Просвещение, 2007.—255 с.

3.Лабораторный практикум по возрастной психологии личности / Сост. Е. Г. Власенкова. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010. – 168 с.

4.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Владос, 1995. – 221 с.

5.Практикум по возрастной психологии / Под ред. Е.И. Изотовой. – М.: Академия,2013. – 272 с.

Лабораторная работа № 5.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.