Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ





Планы семинарских занятий

и методические указания к самостоятельной работе

 

для всех форм обучения

 

 

Омск

Издательство ОмГТУ

Составитель:

А.С. Скачков, канд. филос. наук, доцент.

В издании содержатся планы семинарских занятий по всем разделам дисциплины «Логика и теория аргументации» и методические указания к ним, а также методические рекомендации и требования к самостоятельной работе студентов, в том числе – по выполнению домашних заданий.

Для студентов всех форм обучения.

 

 

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

1.1. Цель и задачи дисциплины

 

Цель дисциплины – трансляция и развитие не являющегося врождённым логического абстрактного мышления в качестве основы для атрибутирующего повседневную профессиональную деятельность выпускника высшего учебного заведения процесса обмена идеями с самыми разными людьми.

Задачи дисциплины:

– вооружить будущего специалиста основными знаниями логической проблематики;

– научить приёмам и навыкам современного логического мышления;

– закрепить способы получения обоснованности и доказательности мысли в процессе коммуникативной деятельности.

 

1.2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего

изучение данной дисциплины

 

В результате изучения дисциплины «Логика и теория аргументации» студент должен:

– иметь представление об основоположениях логической мысли, этапах, формах и результатах ее разработки, использовании логики в социо-культурных, прагматических контекстах;

– знать принципы формальной логики, законы классической логики, правила оперирования понятиями, правила дедуктивных и вероятностных умозаключений, правила исчислений, правила аргументации, способы доказательства и опровержения;

– уметь анализировать и формализовывать логику рассуждений и высказываний, использовать разнообразные логические формы для оперирования конкретными смыслами, доказывать и опровергать, осмысленно сочетая логические и внелогические составляющие в аргументационном процессе, логически верно, аргументировано и ясно строить речь и вести полемику и дискуссию.

II. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел I. ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

И РАЗНОВИДНОСТИ ЛОГИКИ

Практическое занятие 1

Мышление и логика

1) Сущность и задачи логики. Предмет логики. Чувственное познание и абстрактное мышление. Формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) и формы абстрактного мышления (понятие, суждение, умозаключение). Внелогические элементы мышления. Интуитивная логика и логика как наука. Логика и другие науки о мышлении. Виды логики. Формальная логика.

2) Основные понятия логики. Понятие о логической форме и содержании, объективной истинности и формальной правильности, логическом следовании, логических принципах (законах тождества, непротиворечия, исключённого третьего, достаточного основания).



3) Логика традиционная и символическая. Естественный язык и язык логики. Понятие знака, значения (денотата) и смысла (концепта) имени, выражений в виде именной и пропозициональной функций. Семантические категории: предложения, дескриптивные термины (имена предметов, предикаторы, функциональные знаки), логические константы (пропозициональные связки, кванторы, отрицание, технические знаки).

Упражнения к вопросу I

1.1. Опишите названные ниже предметы в форме: а) ощущения, b) восприятия, c) представления; попробуйте применить отвечающие этим предметам d) понятия, e) суждения, f) умозаключения.

Автобус. Ветер. Заяц. Логика. Озеро. Истина. Обеспокоенность. Родители. Солнечное утро.

 

1.2.Что обозначает термин «логика» в приведённых ниже высказываниях: а) «объектную логику» – «необходимую закономерность во взаимосвязи объективных явлений», b) «субъектную логику» – «закономерности в связи и развитии мыслей», c) «логику как науку» – «определённую систему знаний, рассматривающую логику мышления»?

– Ваши соображения вески, но могут возникнуть обстоятельства, которые заставят Вас действовать вопреки логике.

– «И я так думаю, – сказал Кейн. – Очень часто я так и думаю. Я чертовски логичен».

– Логика поиска реальной причины преступления следователями заключается в формулировании всевозможных версий, чтобы затем, отбросив ложные, оставить истинные.

– Логика утверждает, что всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе.

– Логично, что жизнь и смерть неразделимы, ведь всё существует в единстве и борьбе противоположностей.

– Он был логичен в своих предположениях.

– «Нет, Вы не логичны: многого о нём не знаете и, однако, уверены в нём. Так не может быть. Либо то, либо другое».

– По логике вещей после весны всегда следует лето.

– То, что назначено судьбой, вероятнее всего и случится, и это будет, в конечном счёте, логично.

Упражнения к вопросу II

 

2.1.Используя интуитивное представление о логическом следовании, скажите, какие из рассуждений а) правильны, b) неправильны.

– Аристотель считал, что комедия «есть подражание людям худшим, хотя и не во всей их подлости». Некоторые подражают худшим людям, хотя и не идут в этом до конца. Следовательно, некоторые разыгрывают комедию.

– Все растения дышат. Вирусы не дышат. Значит, вирусы не растения.

– Говорят, что «не всё то золото, что блестит». Значит, есть блестящие предметы не являющиеся золотыми.

– Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно иметь учебник или конспект. Но ни учебника, ни конспекта нет. Значит, экзамен не будет сдан хорошо.

– Если бы не было обезьян, то не было бы и людей. Люди есть. Следовательно, были и обезьяны.

– Каждый юрист изучал логику. Значит, и Петров изучал логику. Ведь он юрист.

– Когда журсы губеют, бурнсы начинают тернеть. Незаметно пока, чтобы журсы губели. Значит, и бурнсы ещё не тернеют.

– Раз копейки – деньги, значит, некоторые деньги – не копейки.

– Только Иванов и Петров могут сделать этот доклад. Петров занят, поэтому сделать этот доклад нужно поручить Иванову.

 

2.2. Выявите среди приведённых ниже выражений одинаковые по логической форме и укажите их логическое содержание.

– Большинство учащихся в нашей группе хорошо учится.

– «Все дороги ведут в Рим».

– «Всё сгнило в Датском королевстве».

– Если наш мир лучший из миров, то все люди в нём должны быть счастливы, но в нашем мире много несчастных людей, значит, наш мир не лучший из миров.

– «Если хочешь мира, готовься к войне».

– Каждый квадрат является ромбом; это квадрат; значит, это и ромб.

– «Когда мне скучно, я зеваю».

– Любой творящий зло не является нравственным.

– «Мужик не перекрестится, коль гром не грянет».

– Некоторые слова не являются однокоренными.

– Ни один стуг не является туволом.

– «Никто не обнимет необъятного».

– Поскольку, когда гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе, и гора к Магомету не пошла, то пошёл к горе Магомет.

– Поскольку ты лжец, постольку всё сказанное тобой должно быть лживо, но ты не лжёшь в том, что ты лжец, а это значит, что ты не лжец.

– Существуют устаревшие законы.

– Часть планет не имеет атмосферы.

 

2.3. Подберите по два примера: а) логически правильных рассуждений, приводящих к истинному результату, b) логически неправильных рассуждений, приводящих к истинному результату, c) логически неправильных рассуждений, приводящих к ошибочному результату.

 

2.4. Какие методологические принципы формальной логики нарушены в следующих рассуждениях?

– «Алиса постаралась представить себе, как выглядит пламя свечи, когда она потухнет. Насколько ей помнилось, такого она никогда не видела».

– «Видный эсер, Аксентьев, характеризует Чернова как “рокового для партии косоглазого человека”. Виктор Чернов действительно всё время косит то направо, то налево». (Из речи А.В. Луначарского по делу правых эсеров).

– Истица: «Соседка взяла у меня кувшин на подержание, да до сих пор так и не отдала». Ответчица: «Да я и в глаза-то этого кувшина никогда не видела. Да и дала она мне его уже треснутым. А я уже ей целёхоньким вернула».

– Молчит, значит, согласен. Ведь не зря говорят, что молчание – знак согласия.

– «“Но со мной ещё мальчик, ассистент. Мальчишка шустрый. Привык к спартанской обстановке”. Ипполит Матвеевич взбежал на пароход. “Вот это ваш мальчик?” – спросил завхоз подозрительно. “Мальчик, – сказал Остап, – разве плох? Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень!”»

– Отвергая общие понятия, афинский софист Стильпон использовал следующее рассуждение: «…“Овощ” – это не то, что перед нами, потому что “овощ” существовал и за тысячу лет до нас, а стало быть, овощ перед нами – не овощ».

– «Перебивать собеседника не порядочно. – Но сами-то Вы то и дело меня перебиваете… – Тут другое дело: я даю тебе уроки хорошего тона».

– «Софист Стильпон как-то спросил собеседников о скульптуре Афины: “Неправда ли, Афина, дочь Зевса, – это бог?” Ему ответили: “Правда”. – “Но ведь эта Афина создана не Зевсом, а Фидием?” Согласились и с этим. – “Стало быть, она – не бог!” За это его привлекли к суду Ареопага; он не отпирался, а утверждал, что рассуждение его правильно: Афина действительно не бог, а богиня, потому что она женского пола. Тем не менее, судьи приказали ему немедля покинуть город».

– Фильм хороший, потому что на него трудно достать билеты.

– «Что показывают по телевизору, то Вы и смотрите. – А что же Вы хотите? Чтобы смотрели то, чего даже и не показывают?»

Упражнения к вопросу III

 

3.1. Укажите смысл и значение следующих выражений.

– Абсолютное знание.

– Ближайшая к Земле планета Солнечной системы.

– Братья Карамазовы из одноимённого романа.

– Вечный двигатель.

– Гастрокатрийность.

– Дедушка.

– Железо.

– Кентавр.

– Омонимы.

– Синонимы.

– Янус.

 

3.2. Какие из приведённых выражений являются именными, а какие пропозициональными функциями? Получите из них имена и истинные высказывания.

– Время года x, следующее за временем года y.

– Гора x, находящаяся в Африке.

X – это номер учебной аудитории, располагающейся в учебном корпусе y учебного заведения z.

– Разность чётного числа x и нечётного числа y.

– Сумма x и y равняется единице.

– Твой ответ в задании x неверен.

– Устройство x предполагает наличие крыльев.

 

3.3. Выявите в высказываниях, полученных в предыдущем задании, а также приводимых в задании 2.1.:а) предложения, b) дескриптивные термины, c) логические константы.

Литература:

 

1. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.Г. Логика: Учебник для вузов. М., 1998. Гл. I, II.

2. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 1997. Гл. I.

3. Зегет В.Н. Элементарная логика. М., 1985. С. 11-27.

4. Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. М., 1998.

5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. М., 1998. Гл. I.

6. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977. С. 327.

7. Мартишина Н.И., Махова Н.П. Логика: Учеб. пособие. Омск, 1998. С. 3-6.

8. Формальная логика. Л., 1977. С. 213.

Практическое занятие 2

Понятие как форма мысли

1) Понятие и представление. Соотношение имени, представления, понятия. Основные логические приёмы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Отличительные, существенные и несущественные признаки понятий.

2)Содержание и объём понятия. Абстрактные и конкретные, положительные и отрицательные, относительные и безотносительные, собирательные и несобирательные (разделительные) понятия. Класс, подкласс, элемент класса. Общие, единичные, нулевые (пустые) понятия. Универсум. Круговые схемы Эйлера. Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятий. Ограничение и обобщение понятий.

3)Виды отношений между понятиями. Сравнимость и несравнимость понятий. Виды совместимости и несовместимости (внеположнности) сравнимых понятий.

 

Упражнения к вопросу I

 

1.1.Являются ли одним и тем же понятием перечисленные ниже имена?

– Азбука, совокупность букв или других знаков в системе письма, алфавит.

– Высочайшая вершина Земли, Джомолунгма, гора Эверест.

– Военные действия, бой, атака.

– Государство, общество, общественно-экономическая формация.

– Крокодил, аллигатор, земноводное, рептилия.

– Миллионный город на Неве, Санкт-Петербург, столица Российской империи.

– Орган зрения, око, глаз.

– Палец, перст.

– Человеколюбие, искренность, благородство, доброта, гуманность.

 

1.2.Назовите существенные и несущественные признаки понятий.

Астрономия. Государство. Имя. Категория. Лекция. Озеро. Ромб. Синтаксис. Учёный. Связи с общественностью. Человек.

 

1.3. Выберите из групп понятий синонимы.

Гиппопотам – бегемот. Дефект – недостаток. Значение – денотат. Самая крупная птица – страус. Страх – боязнь. Студент – учащийся. Умозаключение – силлогизм. Учитель родоначальника логики – Аристокл из Афин (427-347 гг. до н.э.) Эволюция – развитие.

 

Упражнения к вопросу II

 

2.1. Выделите из группы понятий:

– абстрактные;

– конкретные;

– положительные;

– отрицательные;

– относительные;

– безотносительные;

– собирательные;

– разделительные (несобирательные).

Антипатия. Безнадёжность. Больше. Книга. Коридор. Ненависть. Отец. Подобие. Привлекательность. Скорость. Созвездие Южного Креста. Суффикс.

 

2.2.Определите объём, подклассы объёма и элементы объёма в следующих понятиях.

Абстрактное понятие. 25 мая 585 г. до н.э. Закон логики. Идеализм. Пресный водоём. Факультет МГУ. Философия. Химический элемент гелий. Число.

 

2.3.Определите, какие из перечисленных понятий общие, единичные, нулевые.

Афина. Воздушная масса. Денотат. Земля. Ковёр-самолёт. Королева Англии. Млекопитающая птица. Паллада. Планета. Предложение. Самая длинная река России. Синтез. Четырёхугольный шар.

 

2.4.Придумайте по два примера понятий, являющихся одновременно:

– абстрактными и единичными;

– конкретными и общими;

– абстрактными и общими;

– конкретными и нулевыми;

– абстрактными и пустыми;

– конкретными и единичными.

 

2.5. Дайте общую логическую характеристику (по объёму и содержанию) следующих понятий.

Армия. Бесстыдство. Демон Сократа. Естественный спутник Марса. Командир полка. Меньше. Незаменимый помощник. Пустота. Разум обезьяны. Соцветие. Умножение.

 

2.6.Обобщите и ограничьте понятия.

Вид. Герой нашего времени. Животное. Интуиция. Искусство. Лето предыдущего года. Печатное издание. Прямая линия. Университет. Человек, знающий законы логики.

 

2.7.Определите, правильно ли подобраны обобщения (ограничения) понятий в следующих цепочках, изобразив отношения между понятиями кругами Эйлера.

– Белка – мелкий пушной зверёк – пушной зверь – зверь.

– Личность – человек – народ – человечество.

– Малина – ягода – растительная пища.

– Мелкий домашний скот – овцы – источник шерсти.

– Осинник – группа осин – осина – поваленная осина.

– Приток реки – река – пресный водоём – водоём.

– Секунда – минута – час – сутки – единица времени.

– Семинар – семинар по логике – вопросы семинара по логике.

Упражнения к вопросу III

 

3.1. Изобразите отношения между понятиями круговыми схемами. Выявите среди данных понятий несравнимые, совместимые, несовместимые.

– Адвокат, бессребреник, прокурор.

– Брат, внук, дедушка, сын.

– Женщина, мужчина, умный человек, философствующий субъект.

– Здание, конура, небоскрёб, фундамент, часть здания.

– Конституция, основной закон.

– Материалист, милетский философ, натурфилософ, Сократ, Фалес.

– Остроугольный треугольник, прямоугольный треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, треугольник.

– Причина неуспеваемости учащегося, пропуск учебных занятий, чья-то болезнь.

– Ярость, исписанный листок.

 

3.2.Подберите понятия, отношения между которыми соответствуют круговым схемам:

1) 2) 3)

d h i

a b e f

c g k j

 

 

4) 5) 6)

l m n o p q r s t u

 

7) w 8) z 9)

v x y a b c

 

d

 

Литература:

 

1. Войшвилло Е.К. Понятие. М., 1967. Гл. II.

2. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 1997. Гл. II. § 14.

3. Горский Д.П. Вопросы абстракции и образования понятий. М., 1961.

4. Зегет В.Н. Элементарная логика. М., 1985. § 3.

5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. М., 1998. Гл. II.

6. Логика: Учебник для юридических вузов. СПб., 2001. Гл. II. § 58.

7. Мартишина Н.И., Махова Н.П. Логика: Учеб. пособие. Омск, 1998. С. 6-10.

8. Сборник упражнений по логике. Минск, 1981. Гл. II. § 1, 2.

Практическое занятие 3

Операции с понятиями

1) Операции с классами (объёмами) понятий. Объединение (сложение), пересечение (умножение), вычитание, дополнение. Алгебра понятий.

2) Деление понятий. Виды деления (по видообразующему признаку, дихотомическое). Правила и ошибки в ходе деления понятия. Классификация. Виды классификации (естественная и искусственная (вспомогательная).

3) Определение понятия. Термин, понятие, образ. Определение понятия и локализация образа (представления). Виды определений. Правила явного определения, возможные ошибки в процессе определения. Значение определений в научном познании.

 

Упражнения к вопросу I

 

1.1. Осуществите операции a) объединения классов, b) пересечения классов, c) вычитания классов, d) дополнения:

– Белый предмет, чёрный предмет, облако, цвет;

– Звезда первой величины, звезда, Солнце;

– Историк, декан, доктор наук;

– Однокурсники, товарищи, успевающие студенты;

– Электрон, протон, позитрон.

 

1.1. Опишите формулой выделенные понятия.

 

Упражнения к вопросу II

 

2.1. Выберите основание и произведите деление следующих понятий.

Автомобиль. Море. Периодическое издание. Раздел философии. Часы.

 

2.2. Какие правила нарушены в предлагаемых ниже вариантах деления?

«В книге “Великие люди” В.Оствальд разделил всех выдающихся учёных по двум полюсам. Каждый учёный оказался либо в большей или в меньшей мере “классиком”, либо в той или иной степени “романтиком”. Д.Краузе, написавший книгу о типах учёных, разделил их на четыре класса: “исследователь–одиночка”, “учитель”, ”изобретатель”, “организатор”. У исследователей науки Д.Гоу и Р.Вудворта насчитывалось уже восемь классов: фанатик, пионер, диагност, эрудит, техник, эстет, методолог, независимый».

 

2.3. Укажите вид и имеющиеся ошибки следующих делений и классификаций:

– В трактате «Государь» Николо Макиавелли утверждает: «…Умы бывают трёх родов: один всё постигает сам; другой может понять то, что постиг первый, третий сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Первый ум выдающийся, второй значительный, третий негодный».

– Живые существа делятся на неклеточные (вирусы) и клеточные. Последние делятся на состоящие из клеток, не имеющих ядра (прокариоты), и состоящие из клеток, имеющих ядро (эукариоты). Среди прокариотов различают бактерии и сине-зелёные водоросли, а среди эукариотов растения и животных.

– Зубы у человека бывают передние, задние, верхние, нижние, резцы, клыки, молочные и зубы мудрости, а также протезированные зубы.

– Преступления делятся на раскрытые, нераскрытые и непреднамеренные.

– Транспорт бывает автомобильный, воздушный, гужевой, железнодорожный, морской, подземный, речной.

– Треугольники делятся на остроугольные и тупоугольные.

– Химические элементы делятся на металлы, неметаллы и сплавы.

Упражнения к вопросу III

 

3.1. Определите следующие понятия.

Абстрагирование. Брат. Год. Закон. Истина. Карнавал. Металл. Озеро. Столица. Характеристика. Эксперимент.

 

3.2. Укажите ошибки, допущенные в следующих определениях:

– Бочка – это сосуд для хранения жидкостей.

– Бразилия – страна неожиданностей.

– Буква – письменный знак, которым обозначается отдельный звук.

– Винтовая лестница – это лестница в форме винта.

– «Глагол – самая огнепышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь».

– Комар – мелкое двукрылое насекомое с тонким тельцем, больно кусающееся. Летучие мыши рукокрылые небольшого размера.

– Ночное время – это время с 22 до 6 часов по местному времени.

– Прекрасное есть закон в его ограниченном временем, пространством и конкретной исторической формой проявлении.

– Преступник – это лицо, совершившее преступление.

– Противозаконное действие – это действие, запрещённое законом.

– Сорняк – некультурное растение.

– Теология – систематическое изложение христианского вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека.

– Футуризмом называют одно из декадентских художественных течений XX века.

– «Человек – двуногое животное, не имеющее перьев.

– «Что такое возможность? – Потенциальная действительность. Что такое действительность? – Реализованная возможность».

 

3.3. Укажите вид определения или название приёма, сходного с определением:

– «Даже там, где Шер-Хан стоял сейчас, он не мог пошевельнуть ни плечом, ни лапой. Ему было тесно, как человеку, который вздумал бы драться в бочке».

– Мошенничество – это завладение личным имуществом граждан или приобретение права на имущество путём обмана или злоупотребления доверием.

– «Мышцы – всего лишь пугливые звери, у каждой из них свой характер и настроение».

– «Не давайте денег в долг. Деньги похожи на мёд, они привлекают ос».

– Нефть – это тёмного цвета, горючая, маслянистая, имеющая специфический запах и встречающаяся в недрах земли жидкость.

– Окружностью называется замкнутая кривая, образованная движением точки, не меняющей расстояния от другой неподвижной точки.

– Утверждение, что всякое тело имеет какой-то удельный вес, означает, что всякое тело испытывает определённую силу притяжения к Земле, приходящуюся на каждый кубический сантиметр его объёма.

– «Утренняя роса блестела на шкуре Багиры, как лунные камни».

– Фасовать – раскладывать на части определённого веса или объёма.

– Щёлочь – это жидкость, при погружении в которую лакмусовая бумажка окрашивается в синий цвет.

– «Это были люди вроде меня – без якоря, старающиеся убить время».

– «Я не убеждена, что знаю точно, что такое любовь. Но если это постоянная тревога за кого-то, чувство одиночества в отсутствие этого человека, желание быть всё время рядом, помогать ему, чем можешь, ощущение грусти оттого, что так мало знаешь о нём, тогда я люблю».

Литература:

 

1. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 1997. Гл. II. § 58.

2. Горский Д.П. Определение (логико-методологические проблемы). М., 1974.

3. Зегет В.Н. Элементарная логика. М., 1985. § 4.

4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. М., 1998. Гл. III.

5. Логика: Учебник для юридических вузов. СПб., 2001. Гл. II. § 9, 10.

6. Мартишина Н.И., Махова Н.П. Логика: Учеб. пособие. Омск, 1998. С.10-15.

7. Попа К.. Теория определения. М., 1976. Гл. III; IV, С. 149-154; V.

8. Сборник упражнений по логике. Минск, 1981. Гл. II. § 1, 2.

ДЕДУКТИВНЫХ РАССУЖДЕНИЙ

Практическое занятие 4

Суждение как форма мысли

1) Суждение как вид высказывания. Определение суждения. Суждение и предложение. Виды суждений. Суждение свойства (атрибутивное), суждение существования (экзистенциальное), суждение отношения (реляционное).

2)Логическая структура суждений. Определение простого суждения: отличие от сложного суждения. Структура простого категорического суждения (субъект, предикат, связка, квантор). Качественно-количественная характеристика простого категорического суждения. Отношения терминов в составе простого суждения: виды и иллюстрация (круговые схемы Эйлера). Распределённость и нераспределённость терминов простого суждения.

3)Отношения между суждениями. Основные типы отношений (сравнимость, несравнимость). Отношения логической совместимости: равнозначность (эквивалентность), логическое подчинение (субординация), частичное совпадение (субконтрарность, подпротиворечие). Отношения логической несовместимости: противоположность (контрарность), противоречие (контрадикторность). Схематизация отношений между категорическими суждениями: логический квадрат.

4) Модальность суждений. Отличие модальных суждений от ассерторических. Эпистемические суждения (достоверные, проблематичные). Деонтические суждения (правообязывающие, правозапрещающие, правопредоставляющие). Алетические суждения (логические, фактические). Модальные операторы и их выражение в естественном языке.

Упражнения к вопросу I

1.1. Выберите, обосновав свой выбор, те из приведённых ниже предложений, которые не являются суждениями.

– Асбест не горит.

– Вавилонская башня была расположена в Сибири.

– Где Вы были сегодня в пять часов утра?

– Земля имеет форму чемодана.

– «Зри в корень!»

– Какой сегодня день недели?

– «Лучшее – враг хорошего».

– Помогайте людям, дарите им свою заботу.

– Разве Вы не прочитали это предложение?

– Сегодня пятница.

– Смеркалось.

– «Что есть истина?»

– «Что пользы человеку приобресть весь мир…?»

 

1.2.Определите вид каждого суждения.

– Все подлежащие являются главными членами предложения.

– Город Москва расположен южнее города Санкт-Петербурга.

– Дальневосточный регион богат природными ресурсами.

– Живых существ на Меркурии нет.

– Зигфрид – герой эпоса о Нибелунгах.

– Каждый верующий считает предмет своей веры реально существующим.

– Многие цветы не имеют запаха.

– Не всякое предложение есть суждение.

– Некоторые дети никогда не имели родителей.

– Кое-кто из граждан Спарты стал футболистом «Зенита».

– Небытие не существует в качестве бытия.

– Ни один тюльпан не имеет шипов.

– «Ничто не ново под луною».

– Степан брат Ивана.

 

1.3. Определите вид модальности в следующих суждениях.

– Город Вашингтон находится в США.

– Вероятно, возле некоторых звёзд имеются обитаемые планеты.

– Горько, что Россия проиграла информационную войну.

– Доказано, что наша Вселенная расширяется.

– За гражданами признаётся право избираться в органы власти.

– Запрещается курить в общественных местах.

– Кислород необходим для поддержания жизни.

– На Земле, как и на Солнце, действительно, имеется гелий.

– Невозможно, чтобы квадрат не имел четырёх углов.

– Никто не вправе совершать преступления.

– По-видимому, некоторые элементарные частицы движутся со скоростью, превышающей скорость света.

– Приговор выносится именем Российской Федерации.

– Учащийся обязан учиться.

– Чёрное не может быть белым.

 

1.4. Самостоятельно подберите по два примера модальных суждений всех видов и разновидностей.

 

Упражнения к вопросу II

2.1. Выявите все элементы логической структуры суждений, приведённых в заданиях 1.1. и 1.2.

2.2. Выделите в структуре текста все простые категорические суждения.

«“Добрый вечер”, – сказал на всякий случай Маленький принц. – “Добрый вечер”, – ответила змея. – “На какую это планету я попал?” – “На Землю”, – сказала змея. – “В Африку”. – “Вот как. А разве на Земле нет людей?” – “Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая”».

2.3.Дайте качественно-количественную характеристику простых категорических суждений из заданий 1.3. и 2.1.

 

2.4. Выясните распределённость (нераспределённость) терминов суждений, выразив отношения между терминами каждого из суждений графически.

– Астронавтом является человек, побывавший в космосе.

– Бриллиант – это огранённый алмаз.

– Существуют моряки, не умеющие плавать.

– Есть люди, похожие на зверей.

– Кое-кто из людей не является президентом.

– Люди в подавляющем своём большинстве умеют говорить.

– Многие поэты не печатаются.

– Некоторые музыканты – не композиторы.

– Ни одна кошка не дружит с мышами.

– Чёрное море не является не Чёрным морем.

– Большое – это не молое.

– Эпикур не был древнеримским философом.

– Этика – философское учение.

Упражнения к вопросу III

3.1.Выявите тождественные, подчинённые, подпротиворечащие, противоположные, противоречащие высказывания.

– Все металлы тугоплавки.

– Бриллиантом не является ни один из огранённых алмазов.

– Всякий огранённый алмаз есть бриллиант.

– Каждая книга имеет автора.

– Любой из бриллиантов – это алмаз с огранкой.

– Не все металлы тугоплавки.

– Ни одна книга не имеет автора.

– Некоторые книги имеют автора.

– Некоторые металлы тугоплавки.

– Нет металла, который бы являлся тугоплавким.

– Отдельные книги не имеют автора.

– Существуют огранённые алмазы – бриллианты.

– Часть металлов не являются тугоплавкими.

 

3.2. Какие из приведённых высказываний a) могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными, b) наоборот?

– Все деревья – берёзы.

– Любая буква обозначает звук.

– Некоторые буквы не обозначают звуков.

– Некоторые деревья – берёзы.

– Некоторые деревья не являются берёзами.

– Ни одна берёза – не дерево.

– Ни одна буква не обозначает звука.

– Отдельные буквы обозначают звуки.

 

3.3. Подберите по две пары простых категорических суждений, находящихся в отношении a) несравнимости, b) эквивалентности, c) субординации, d) субконтрарности, e) контрадикторности, f) контрарности. Выделите среди них те, что

– 1) могут быть одновременно либо ложны, либо истинны, либо имеющими разные истинностные значения;

– 2) не могут быть ни одновременно истинными, ни одновременно ложными;

– 3) могут быть либо одновременно ложными, либо одновременно истинными?

Упражнения к вопросу IV

4.1. Определите вид модальности в следующих суждениях.

Город Вашингтон находится в США. Вероятно, возле некоторых звёзд имеются обитаемые планеты. Добрый не является злым. Герой не боится смерти. Доказано, что наша Вселенная расширяется. За гражданами признаётся право избираться в органы власти. Запрещается курить в общественных местах. Кислород необходим для поддержания жизни. На Земле, как и на Солнце, действительно имеется гелий. Невозможно, чтобы квадрат не имел четырёх углов. Никто не вправе совершать преступления. По-видимому, некоторые элементарные частицы движутся со скоростью, превышающей скорость света. Приговор выносится именем Российской Федерации. Учащийся обязан учиться.

 

4.2.Самостоятельно подберите по три примера модальных суждений всех видов и разновидностей.

 

Литература:

 

1. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 1997. Гл. III. § 1, 2, 5.

2. Дроздов А.А. Вопросы классификации суждения. Л., 1956.

3. Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. М., 1998.

4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. М., 1998. Гл. IV. § 1, 2, 4.

5. Колшанский Г.В. Логика и структура языка. М., 1965. Гл. II, III.

6. Логика: Учебник для юридических вузов. СПб., 2001. Гл. III. § 11-14.

7. Мартишина Н.И., Махова Н.П. Логика: Учеб. пособие. Омск, 1998. С. 15-20.

8. Сборник упражнений по логике. Минск, 1981. Гл. III. § 17.

 

Практическое занятие 5

Упражнения к вопросу I

1.1. Выявите посылки и заключения в приведённых ниже умозаключениях. В каких из них отсутствует логическое следование?

– Арбуз может взорваться, как бомба, он такой же круглый и тяжелый.

– Все гиппопотамы – бегемоты; любой небегемот – негиппопотам.

– Все металлы электропроводны, потому-то ртуть электропроводна.

– Действительно, некоторые философы не профессора. Ведь Фалес не профессор, но философ.

– Коль скоро истинно, что нечто нам вовсе неизвестно, то утверждать, что будто всё нам известно, ложно.

– Любое преступление наказуемо. Всякое преступление – противоправное деяние. Некоторые противоправные деяния наказуемы.

– Ложь – позорна, поскольку безнравственна; лесть есть ложь, поскольку искажает истину. Значит, лесть позорна.

– Х вчера опоздал на занятия, сегодня опоздал, следовательно, он всегда опаздывает.

– Поскольку всякая незаконная сделка является недействительной, постольку всякая незаконная сделка не является действительной.

– Так как многие русские учёные живут в США, постольку некоторые живущие в США – русские учёные.

– Счастье либо случайно, либо необходимо. Счастье не является необходимым. Счастье случайно.

– На Марсе есть воздух и вода. Вероятно, там есть жизнь.

– Падает звезда, значит, родился ангел. Звезда падает, значит, ангел родился.

– Кошка может смотреть на короля; ни одна королева не кошка. Некоторые, кто может смотреть на короля, не королевы.

– Охотники либо спят, либо беседуют. Охотники не спят. Значит, они беседуют.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.