|
Глава 17. Руководство: власть и партнёрство17.1 Сущность и содержание руководства в организации
Изучение работ отечественных и зарубежных исследователей показывает, что руководство как понятие может иметь несколько толкований: · как персонифицированная деятельность должностного лица в организации, связанная с непосредственным управлением персоналом (распорядительство); · как особый вид управленческой деятельности, связанный с его принципиальным разделением на управление деятельностью и управление людьми (руководство); · как проявление лидерства в системе формальных отношений; · как тип организационного поведения, обусловленный определенным должностным статусом и предусматривающий властные полномочия. Исходя из нашего представления управления, под руководством следует также понимать отношения между людьми, возникающие в процессе и по поводу управления. Обратной стороной отношений руководства являются отношения подчинения. Отношения руководства характеризуют субъект руководства – управляющую подсистему. Отношения подчинения характеризуют субъект подчинения – управляемую подсистему. Отношения руководства персонифицируются в деятельности руководителей - должностных лиц, наделенных определенным формальным статусом и отвечающих за деятельность организации или ее подразделений. Они носят универсальный характер, поскольку в иерархии формальной организации каждый руководитель выступает подчиненным по отношению к вышестоящему должностному лицу. В этой связи цели, функции, методы, средства и другие элементы управления являются, прежде всего, элементами руководства. Общая характеристика руководства включает описание элементов, этапов, уровней, моделей, структуры, методов, типов, стилей руководства и используемых руководителями источников власти (рис. 17.1). В процессе руководства руководитель и отчасти подчинённый проходят несколько последовательных взаимосвязанных этапов: исследования; сбора, обработки, анализа информации; планирования; организации; контроля. По своей сущности совокупность данных этапов представляет собой процесс принятия решений по достижению целей руководимого объекта, а также руководство процессами их достижения или алгоритм достижения цели (АДЦ). Каждый из этапов является совокупностью определённых действий (функций). Поэтому этапы АДЦ правомерно обозначить как функции АДЦ (ФАДЦ): исследовательскую (ИФАДЦ); информационную (ИнФАДЦ); плановую (ПФАДЦ); организационную (ОФАДЦ); контрольную (КФАДЦ). Исследовательская функция (ИФАДЦ) содержит выявление необходимости принятия управленческого решения и постановку проблемы. Информационная функция (ИнФАДЦ) - сбор, обработка, хранение, ана-
Рис. 17.1 - Общая характеристика руководства лиз информации и, при необходимости, доведение её до заинтересованных лиц. Функция планирования (ПФАДЦ) представляет собой разработку и принятие управленческого решения и включает в себя: определение цели; установление, разделение критериев; выработку, сравнение альтернатив; определение оценки риска; принятие рационального решения. Организация (ОФАДЦ) – это специфическая деятельность, обеспечивающая упорядоченность, пропорциональность и соотносительность совместной деятельности, а также налаживание координации по созданию и рациональному функционированию организационной системы. Контроль (КФАДЦ) - это одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, обеспечения реализации принятых управленческих решений. При помощи контроля руководство организации определяет правильность своих решений и устанавливает потребность в их корректировке. Реализация контрольной функции предполагает решение следующих задач: организации контроля в процессе исполнения решения; регулирование процесса исполнения решения, корректировку хода исполнения; корректировка решения; учет, анализ, оценку и подтверждение итогов исполнения. АДЦ, как инструмент руководства, позволяет: моделировать действия руководителя в сфере причин, приводящих к следствиям в виде результатов деятельности и достижения цели; разрабатывать структуры руководства объектом; разрабатывать штатное расписание подразделений и организаций; разрабатывать или анализировать любые документы; прогнозировать или анализировать события; разрабатывать и адаптировать автоматизированные системы руководства объектами. [26] Следует отметить, что процесс руководства может быть представлен также по стадиям управленческого цикла и этапам процесса принятия решения. Сопоставим три вышеуказанных процесса (табл. 17.1).
Таблица 17.1 - Содержание процесса руководства
Отношения руководства реализуются в рамках определённых организационных структур. На основании обоснованных ранее уровней организации нами выделяются два принципиально различных уровня деятельности по руководству: общего руководства (институциональный), представленный преимущественно собственниками предприятия и собственно управленческий (непосредственного управления организацией). В соответствии с ситуационным подходом к руководству, признавая взаимодействие руководителя с внешней средой, уровень непосредственного управления организацией можно подразделить на три уровня иерархии, подчеркивая различия взаимодействия для руководства на: высшем уровне: стратегическом (открытый сектор системы); среднем: тактическом, координационном (частично открытый сектор системы); низшем: оперативном уровне управления (закрытый сектор системы).[27] Исходя из сказанного, руководители могут быть подразделены по уровню властных полномочий — на руководителей высшего, среднего и низшего звена, что определяет различие в осуществляемой ими управленческой деятельности (стратегической, тактической, оперативной). Руководство в организациях – это сложное, динамичное отношение, состоящее, как отмечалось выше, из четырёх базовых элементов: руководителя, принимающего управленческое решение и осуществляющего управленческое воздействие; управленческого решения; канала, средств передачи информации, управленческого воздействия и обратной связи; подчинённого, которому предназначается исполнить управленческое решение. Это даёт возможность рассмотреть руководство как действие (воздействие), взаимодействие и как процесс. В зависимости от этого различаются модели руководства: руководство как действие; руководство как взаимодействие, руководство как процесс. Последовательность представления моделей руководства отражает генезис исследования феномена руководства в организации: от линейной модели одностороннего воздействия до модели процесса с учётом места конкретного руководителя в организационной структуре и с акцентом на внутренние и внешние факторы (рис. 17.3). К способам воздействия относятся методы управления (административные, экономические, социально-психологические) и методы влияния (используемые при личном общении, косвенные). В зависимости от особенностей использования способов руководящего воздействия в современной теории организации и управления различают прямое руководство - при помощи приказов, распоряжений, санкций за отклонения от программы, внешнего контроля соблюдения предписаний и опосредованное руководство - апеллирующее к использованию механизмов мотивации работников и контроля результата.[28] По содержанию организационных воздействий можно выделить следующие типы руководства: инструментальный; социально-психологический; силовой; диалогический.
Рис. 17.3 – Модели руководства в организации
Инструментальный тип руководства отражает поведение руководителя, которое возникает и осуществляется в связи с выполнением менеджером своих официально закреплённых служебных обязанностей. Деятельность менеджера, демонстрирующего инструментальный стиль руководства, имеет в основном рациональный характер. Функциональные критерии, такие как экономичность, конкурентоспособность или эффективность имеют приоритет. Менеджеры, ориентированные на решение задач, зачастую проявляют способность формулировать довольно рациональные и эффективные точки зрения и осуществлять свое поведение в направлении поставленной цели. Социально-психологический тип руководства характеризуется преимущественной ориентацией на отношения, связанные с личными пристрастиями и симпатиями или антипатиями работников друг с другу, основанными на одних и тех же или совершенно различных нормах и ценностях, сходных или отличающихся объектах отождествления и т. п. Силовой тип руководства основывается на использовании власти -способности и возможности руководителя оказывать определяющее воздействие на поведение других людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, прав, насилия и т. п. Он связан с попыткой расширения собственных возможностей влиять на поведение других людей или противостоять чужому влиянию. Диалогический тип руководства проявляется в том, что каждый из участников наделен определенными правами при реализации своих задач, которые выражаются во взаимодействии сторон с целью их реализации. Поэтому отношения руководства в этом случае не могут быть сведены к однонаправленным воздействиям даже при иерархически расположенных участвующих сторонах, так как в этом случае не гарантировано адекватное выражение их интересов. Диалог сторон реализуется, как правило, в форме переговоров и является цивилизованным средством разрешения противоречий между интересами разных организационных единиц и работников, уточнения и согласования их позиций, выработки скоординированной программы действий. Следует отметить, что конкретный руководитель в организации может демонстрировать в различных ситуациях либо какой-то один тип руководства, либо различные комбинации нескольких, либо все типы. Под стилем руководства (управления) понимаются особенности служебного поведения руководителя. Это способы, с помощью которых руководитель предпочитает строить отношения по руководству с подчинёнными в рамках определённой организационной структуры управления. Стиль руководства, прежде всего, обусловлен влиянием среды, типом руководства и способами воздействия. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|