|
Преступления, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств и народовФальшивомонетничество представляет собой одно из первых уголовных деяний, признанных в качестве преступления международного характера. Фальшивомонетничество, как правило, совершается на территории одного государства, а преступный результат наступает на территории другого и затрагивает его интересы. Конечный объект посягательства — сотрудничество государств международные экономические связи, развитие международных отношений. Непосредственный объект посягательства — экономическая и финансовая безопасность государства. Фальшивомонетничество в основном является монополией организованной преступности. На универсальном международном уровне борьба с фальшивомонетничеством регулируется Женевской конвенцией по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г. и Протоколом к ней 1929 г. Конвенция понимает денежные знаки как бумажные деньги и металлические монеты (ст. 2). Перечень преступлений определен в ст. 3: 1. Обманные действия по изготовлению и изменению денежных знаков любого государства. 2. Сбыт поддельных денежных знаков. 3. Действия по сбыту, транспортировке или получению поддельных денежных знаков, если их поддельный характер известен. 4. Обманные действия по изготовлению и получению предметов, предназначенных для производства поддельных денежных знаков или для изменения их. Конвенция устанавливает наказуемость трех самостоятельных составов преступления — изготовления или изменения денежных знаков; сбыта поддельных денежных знаков; их получения и перевозки. К ответственности привлекаются любые лица, независимо от того, валюту каких стран они подделали — государства гражданства или иностранного государства (ст. 5). Протокол к Конвенции приравнивает подделку штампов, наложенных на банковский билет, к подделке банковских билетов. Преимущественным правом на установление юрисдикции обладает государство, чьи денежные знаки были подделаны. Кроме того, правом на установление юрисдикции обладают государства гражданства преступника, его места нахождения и места совершения преступления. Конвенция действует без изменений почти 75 лет. Естественно, что некоторые ее положения устарели и не отражают современной действительности. В частности, Конвенция не предусматривает преступности и наказуемости ценных бумаг. Хищение и уничтожение культурных ценностей может являться как международным преступлением, так и преступлением международного характера. Если данное деяние совершается во время военных действий, оно входит в состав военных преступлений. Версальский и Сен-Жерменекий мирные договоры 1919 г. установили обязанность Германии вернуть похищенные культурные ценности. В этих договорах был провозглашен принцип возврата культурных ценностей, похищенных не только во время войны, но и в мирное время. В 1929 г. был принят проект международного соглашения «Пакт Рериха», подписанный в 1935 г. официальными представителями американских государств. На основе «Пакта Рериха» в 1954 г. принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов, провозгласившая принцип защиты культурных ценностей во время войны. В настоящее время в международном праве действует принцип защиты культурных ценностей как в военное, так и в мирное время. В 1933 г. Комиссия интеллектуальной собственности разработала проект Конвенции о возврате в страну их происхождения предметов художественной, исторической и научной ценности, незаконно вывезенных за границу. В 1939 г. Комиссия представила новый проект Конвенции, который не был рассмотрен из-за начала Второй мировой войны. Хищение и уничтожение культурных ценностей, совершенные в мирное время, представляют собой преступления международного характера. На универсальном уровне борьбу с этими деяниями регулирует Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на предупреждение и запрещение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, 1970 г. Конвенция 1970 г. Дополняет Конвенцию 1954 г., регулирующую защиту объектов куль- во время войны. Объект преступного посягательства по Конвенции 1970 г. — культурное и социальное сотрудничество между государствами, взаимопонимание между народами. Государства обязаны принимать административные и уголовные меры за нарушение правил передачи, ввоза и вывоза объектов культуры. Конвенция 1970 г. предусматривает ответственность не за хищение, а за незаконный ввоз, вывоз и передачу права собственности на культурные ценности. Положения Конвенции 1970 г. конкретизируются в региональных международных соглашениях. Конвенция ЕС по преступлениям, связанным с культурными ценностями, 1985 г. определяет преступлен» против культурных ценностей: 1. Кража чьей-либо собственности, представляющей культурную ценность. 2. Получение таких объектов после их хищения. 3. Незаконное завладение (мошенничество и т.п.) чужой собственностью, имеющей культурную ценность. 4. Распоряжение чужой собственностью, полученной в результате преступления, не являющегося кражей. 5. Уничтожение или порча культурных ценностей, принадлежащих другим лицам. 6. Приобретение культурных ценностей лицом, которое заведомо знает, что эти вещи принадлежат другим лицам. 7. Неуведомление компетентных органов об отчуждении объектов, представляющих культурную ценность. 8. Нарушение разрешительного порядка производства археологических раскопок. 9. Нарушение правил приобретения археологических находок, их сокрытие. 10. Вывоз или попытка вывоза культурных ценностей, вывоз которых запрещен. Незаконный оборот культурных ценностей представляет собой процветающий бизнес мирового масштаба с ежегодным оборотом капитала более 3 млрд. долл. США. По своей распространенности это преступление занимает второе место после незаконного оборота наркотиков. Конвенция ЕС по охране археологического наследия 1969 г. и Сан-Сальвадорская конвенция об охране археологического, исторического и художественного наследия американской нации 1976 г. определяют международно-правовые средства защиты археологического наследия. В 1995 г. была принята Конвенция УНИДРУА по похищенным или нелегально вывезенным культурным ценностям, регламентирующая обязательства государств по защите культурного наследия и преследования виновных лиц. Конвенция имеет целью облегчить реституцию и возврат культурных ценностей и считается дополнением Конвенции 1970 г. в области частного права. В Конвенции 1995 г. подчеркивается, что незаконная перевозка и торговля культурными ценностями причиняют невосполнимый ущерб самим культурным ценностям, культурному достоянию национальных сообществ, племен, коренного населения, общему достоянию всех народов. Памятники истории и культуры являются объектами особого рода, которые пользуются особым правовым режимом, ограниченными правомочиями собственника, особыми правами государства и особыми правилами изменениями права собственности. Особая опасность посягательств на культурное наследие сопряжена с их последствиями — осложнением отношений между государствами. С хищением культурных ценностей связана контрабанда, так как ввоз и вывоз таких предметов (как и наркотиков) производится исключительно контрабандным путем. Исходя из этого, многие утверждают, что контрабанда также представляет собой преступление международного характера. Однако поскольку в настоящее время еще нет международных соглашений о сотрудничестве по борьбе с этим деянием, то в соответствии с принципом nullum crimen nulla poena sine lege пока нельзя говорить о контрабанде как о преступлении международного характера. Загрязнение моря вредными веществами как состав преступления международного характера находится в стадии становления, поскольку еще не установлены международно-правовые санкции уголовного характера за совершение этого преступления. В международном праве существует целая система соглашений, специально посвященных вопросам предотвращения загрязнения морских пространств. Однако эти соглашения не содержат норм об ответственности физических лиц и не формулируют состав данного преступления как преступления международного характера. Это в настоящее время относится к прерогативе национальных законов. Общие нормы о глобальном режиме охраны морских пространств содержатся в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Конвенция не регулирует детальную охрану этих пространств, отсылая к специальным соглашениям. Специальные многосторонние соглашения по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами: Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. (с поправками 1969 г.); Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью 1969 г.; Международная конвенция о вмешательстве в открытом море в случаи аварии, приводящей к загрязнению моря нефтью, 1971т. (с дополнительным Протоколом о вмешательстве в открытом море в случае загрязнения веществами, иными, чем нефть, 1973 г.); Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросом отходов и других материалов 1972 г.; Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. с Протоколом 1978 г. (Конвенция МАРПОЛ 1973/1978 гг.). Пиратское радио- и телевещание является незаконным использованием радио и телевидения, вносящим помехи в радиосвязь других государств. Первым международным договором о радиовещании была Берлинская конвенция о радио 1906 г. Радио- и телевещание является пиратским и представляет собой состав преступления международного характера, если отдельные лица в корыстных целях осуществляют радио- и телепередачи в нарушение международных соглашений. Первый случай такого преступления имел место в 1958 г.: радиостанция «Радио Меркурий», установленная на судах «Силеста» и «Лаки стар», плавающих под флагом Гватемалы, вела несанкционированное вещание на Швецию. В 1961 г. с судна «Ми амиго», зарегистрированного в Панаме, радиостанция «Радио Атланта», директором которой был английский подданный, вела несанкционированное вещание на Великобританию. Экипаж судна состоял их подданных Нидерландов. Эти прецеденты послужили толчком для принятия в рамках ЕС Страсбургского соглашения о предупреждении радиопередач, ведущихся извне национальных территорий, 1965 г. Соглашение принятое соответствии с Правилами радиоурегулирования 1959 г. ЕС и в развитие их положений. Статьи 1 и 2 определяют перечень преступлений: 1. Установление и эксплуатация радиовещательных станций на борту судов, самолетов или любых других плавательных или летательных средств, которые вне национальных территорий осуществляют 2. Акты соучастия, выражающиеся в установлении, эксплуатации или починке оборудования, предоставлении транспорта или перевозки лиц, закупке или производстве любых материалов для ведения таких передач. Поскольку данное преступление может совершаться как с судов, находящихся в открытом море, так и из территориальных вод или с континентального шельфа, то правом преимущественной юрисдикции обладают и государство, потерпевшее от преступления, и прибрежное государство. В ситуации конкурирующей юрисдикции преимущество должно иметь государство, в радиослужбу которого были внесены помехи. Юрисдикция пострадавшего государства в наибольшей степени отвечает принципу реальной связи между преступным деянием, местом его совершения и вредными последствиями. Первое универсальное соглашение, содержащее нормы о борьбе с пиратским радиовещанием, — Международная конвенция электросвязи 1965 г. Несанкционированное радиовещание из открытого моря — это передача радио-, звуко- и телепрограмм с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населением, в нарушение международных правил электросвязи и распределения радиочастот. Лица, виновные в несанкционированном вещании, могут быть привлечены к ответственности в судах государств: флага судна; регистрации установки; гражданства виновных лиц; на территории которых могли приниматься передачи; государств, санкционированному вещанию которых причинены помехи. Объект посягательства пиратского радиовещания — внутренние дела государства; статус открытого моря. Пока не принято специального соглашения на универсальном уровне, которое регулировало бы борьбу с этим преступлением. Основные нормы о преследовании виновных лиц содержатся в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Незаконное радиовещание — это передача радио- и телепрограмм, предназначенных для приема населением в нарушение международных правил. Источник вещания — открытое море, исключительная экономическая зона, воды континентального шельфа (ст. 109). Правила юрисдикции по Конвенции 1982 г. полностью идентичны правилам Конвенции электросвязи 1965 г. В открытом море военный корабль любого государства может подвергнуть осмотру любое иностранное невоенное судно, если есть основания полагать, что это судно занимается пиратским радиовещанием. Разрыв и повреждение подводных кабелей и трубопроводов является практически единственным преступлением международного характера, которое может совершаться по неосторожности. Подводные кабели и трубопроводы представляют собой средство сообщения между государствами, поэтому объект этого преступления — хозяйственное использование дна морей и океанов за пределами континентального шельфа и территориального моря. Толчком к началу сотрудничества по борьбе с этим преступлением послужил разрыв подводного кабеля между Кубой и США в 1869 г. 1884 г. была заключена Международная конвенция по охране подводных телеграфных кабелей — одно из первых универсальных соглашений о борьбе с преступлениями международного характера (действует в настоящее время). Объект охраны: подводные кабели, проломные за пределами территориальных вод. Конвенция 1884 г. предусматривает борьбу только с одним составом преступления, — разрывом и повреждением подводных телеграфных кабелей: разрыв или повреждения подводного кабеля, произведенные умышленно или по преступной оплошности, которь1е могут иметь своими последствиями перерыв или приостановление полное или частичное, телеграфных сообщений, подлежат наказанию независимо от гражданского иска о возмещении издержек в убытков. Положения Конвенции не относятся к лицам, повредившим кабель по необходимости: ради сохранения своей жизни или безопасности морского судна, предварительно принявшим все меры предосторожности для избежание такого разрыва или повреждения. Военный кораблю в открытом море вправе остановить любое гражданское судно, подозреваемое в разрыве или повреждении телеграфного кабеля. Особенности Конвенции 1884 г.: 1. Отчетливо проводится принцип вины в форме умысла или неосторожности. Преступная оплошность — это неосторожная вина в форме небрежности или самонадеянности. 2. Конвенция 1884 г. предусматривает конкретные меры наказания, но не устанавливает их размер: государства обязаны устанавливать за совершение данного преступления наказание в виде ареста или денежного штрафа. Женевская конвенция об открытом море 1958 г. расширила непосредственный объект преступного посягательства, предусмотрев ответственность за повреждение трубопроводов, высоковольтных кабелей, телефонных кабелей (ст. 27). Субъективная сторона — умысел и неосторожность. Это преступление может быть совершено и в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения должностным лицом своих обязанностей — производство землеройных работ без ограждения кабеля. Положения ст. 27 Женевской конвенции 1958 г. продублированы в ст. 113 Конвенции ООН по морскому праву: каждое государство обязано принимать меры, предусматривающие, что разрыв и повреждение подводных кабелей в открытом море каким-либо судном плавающем под его флагом, или каким-либо лицом, подлежащий его юрисдикции, совершенное умышленно или по преступной небрежности таким образом, что это может прервать или затруднить телеграфную или телефонную связь, являются наказуемыми деяниями. 6.10 Незаконный оборот наркотиков уже давно занимает практически первое место среди других преступлений международного характера по своему распространению и степени международной опасности. 3 настоящее время самое опасное преступление международного характера — терроризм — выступает в тесной связи с торговлей наркотиками (в 1988 г. в Колумбии было убито несколько государственных деятелей из-за того, что президент страны объявил войну кокаиновым картелям). Не менее тесно незаконный оборот наркотиков связан с организованной преступностью и является одним из основных направлений ее деятельности. Наркобизнес включает в себя незаконный оборот наркотиков и отмывание наркоденег. Незаконный оборот наркотиков — это нелегальное изготовление, переработка, транснациональная контрабандная перевозка, оптовая и уличная торговля наркотическими и психотропными веществами. Незаконный оборот наркотиков представляет собой один из самых старых составов преступлений международного характера. Впервые нормы о борьбе с этим преступлением были закреплены в Гаагской конвенции по опиуму 1912 г. После ее разработки многие государства приняли национальные законы, запретившие или ограничившие производство, импорт, хранение или использование опиумных наркотиков. Международно-правовой механизм сотрудничества государств по борьбе против незаконного оборота наркотиков складывался в течение длительного времени: Женевские опиумные конвенции 1925 и 1931 гг., Бангкокская опиумная конвенция 1931 г., Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами 1936 г., Нью-Йоркский протокол об ограничении и регулировании культивирования опиумного мака 1953 г. и др. В настоящее время действуют: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. (с Протоколом 1972 г.), Венская конвенция о психотропных веществах 1971 г., Венская конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных веществ 1988 г. Основная цель Единой конвенции — подтвердить, кодифицировать, упростить, обновить и дополнить заключенные ранее соглашения. Нормы Конвенции предусматривают ограничение производства наркотических средств в медицинских и научных целях, т.е. Конвенция Направлена и на борьбу с наркоманией. Незаконный оборот наркотиков — это культивирование, производство, изготовление, предложение с целью продажи, распространение, поставка на любых условиях, посредничество, транспортировка импорт или экспорт наркотических или психотропных средств в нарушение положений Конвенции, уличная торговля наркотиками (ст. 36). Конвенция дает только общие установления о преступности тех или иных деяний; конкретизация составов преступлений производится в национальном законодательстве государств-участников. Перечень преступных деяний не является исчерпывающим, государства имеют право объявлять в качестве преступных любые другие деяний связанные с незаконным оборотом наркотиков. Государства-участники обязаны принимать уголовные и административные меры, объявить незаконный оборот наркотиков серьезным преступлением, влекущим соответствующее наказание (ст. 4). Государства, не участвующие в Единой конвенции, но участвующие в Конвенции 1936 г., обязаны рассматривать в качестве преступных все деяния, перечисленные в Единой конвенции. Для контроля за реализацией положений Единой конвенции был создан Международный комитет по контролю над наркотиками. Протокол о поправках 1972 г. расширил функции этого Комитета, определил систему мер по усилению контроля. Венская конвенция о психотропных веществах 1971 г. установила строгие меры контроля за производством и распространением психотропных препаратов. Государства-участники обязаны осуществлять национальный и международный контроль над психотропными веществами. Запрещено их любое применение за исключением научных и медицинских целей в очень ограниченном объеме. Преступлением международного характера признается любое нарушение национального законодательства, регулирующего законное изготовление и распространение психотропных веществ. В Конвенции отсутствует перечень составов преступлений; их конкретизация предоставлена на усмотрение государств. Ни Единая конвенция, ни Конвенция 1971 г. не содержат определения наркотических средств и психотропных веществ, а только относят к ним средства, упоминаемые в соответствующих списках, приложенных к конвенциям (эти списки уже устарели). Венская конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. провозгласила искоренение незаконного оборота наркотиков обязанностью всех государств. Ключевые положения Венской конвенции 1988 г.: 1. Создание единообразной классификации правонарушений и санкций за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков; установление юрисдикции в отношении этих преступлений. 2. Определение мер, позволяющих выявлять, замораживать, арестовывать и конфисковывать доходы, полученные от незаконного оборота наркотиков, на международном и на национальном уровнях. 3. Взаимная правовая помощь при расследовании, разбирательстве, судопроизводстве в отношении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. 4. Сотрудничество между правоохранительными органами по вопросам обеспечения соблюдения законов о наркотиках путем контролирования поставок и других процессов. 5. Борьба с незаконным оборотом наркотиков на море, в зонах свободной торговли и свободных портах, в воздушном пространстве и на суше. 6. Контроль за внутренней и международной торговлей химическими веществами, используемыми для незаконного изготовления наркотиков. 7. Искоренение незаконного культивирования наркосодержащихрастений и производства наркотиков, ликвидация всех форм незаконного оборота наркотиков, сокращение их спроса и потребления. Государства-участники должны включать в свои национальные законы в качестве тяжких уголовных преступлений производство, изготовление, хранение и распространение любых наркотических средств и психотропных веществ; изготовление оборудования, необходимого для их производства. В перечень преступлений введен новый состав преступления — незаконная торговля наркотическими и психотропными веществами (ст. 3). В Конвенции определены обстоятельства, отягчающие вину: совершение преступления организованной группой или с применением оружья. Статья 3 устанавливает санкции за совершение указанных преступлений: тюремное заключение, другие виды лишения свободы, штраф и конфискация. Конфискации подлежат все доходы, полученные от Преступной деятельности, или собственность, стоимость которой соответствует таким доходам. Конфискации подлежат также наркотические и психотропные вещества, материалы, оборудование или другие средства, используемые или предназначенные для использования при совершении преступлений. В случае совершения правонарушений, представляющих незначительную опасность для общества, предусматриваются меры, не связные с лишением свободы, — лечение с последующим наблюдением, социальная реинтеграция. Государства-участники могут применяв более суровые меры наказания, чем это предусмотрено в Конвенции если считают такие меры необходимыми для предотвращения иди пресечения незаконного оборота наркотиков. Государства обязаны принимать меры, которые могут потребоваться для установления юрисдикции над незаконным производством и оборотом наркотических и психотропных веществ (ст. 4). Правом на установление юрисдикции обладают государства: 1. Места совершения преступления. 2. Правонарушение совершено на борту водного или воздушного судна, имеющего флаг этого государства. 3. Гражданства или домицилия предполагаемого преступника. 4. Правонарушение совершено на борту судна, в отношении которого есть разумные основания полагать, что судно, несущее флаг данного государства или не имеющее опознавательных знаков, участвует в незаконном обороте наркотиков. 5. Правонарушение совершено за пределами территории данного государства, но с целью последующего совершения на его территории связанного с первым правонарушения. 6.11 Коррупционные преступления. Коррупция представляет собой один из новых составов преступлений международного характера. В 1999 г. в рамках Совета Европы были подписаны две Страсбургские конвенции: об уголовной и гражданско-правовой ответственности за коррупцию. В Преамбуле Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию подчеркивается важность укрепления международного сотрудничества в борьбе с коррупцией. Коррупция представляет собой угрозу верховенству закона, демократии и правам человека, равенству и социальной справедливости, затрудняет экономическое развитие, угрожает функционирований рыночной экономики, подрывает принципы государственного управления и угрожает стабильности демократических институтов. В Преамбуле содержится ссылка на Программу действий по борьбе с коррупцией, принятую Комитетом министров Совета Европы в 1996 г., и резолюцию № 1, принятую министрами юстиции европейских стран в 1997 г., которая призвала к принятию Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию. Преамбула Конвенции уповает также Резолюцию о двадцати Руководящих принципах борьбы коррупцией, принятую Комитетом министров в 1997 г.; Резолюцию 0 принятии Частичного расширенного соглашения о создании «Группы Государств против Коррупции» (ГРЕКО), принятую Комитетом министров в 1998 г.; Резолюцию о создании ГРЕКО 1999 г. Термин «коррупция» обычно отождествляется с понятием «взяточничество», т.е. означает просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или другого ненадлежащего преимущества, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности (ст. 2 Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию). В Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию употребляется термин «подкуп» (в понятии взяточничество), проводится разграничение между активным и пассивным подкупом. Статьи 2—15 содержат перечень преступлений, подпадающих под действие Конвенции: 1. Активный подкуп национальных публичных должностных лиц: предоставление какого-либо неправомерного преимущества публичному должностному лицу, чтобы это лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций. 2. Пассивный подкуп национальных публичных должностных лиц: преднамеренное получение публичным должностным лицом какого-либо неправомерного преимущества, чтобы это лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций. 3. Подкуп членов национальных публичных собраний: деяния, Указанные в Конвенции, когда это касается члена национального публичного собрания, осуществляющего законодательные или административные полномочия. 4. Подкуп иностранных публичных должностных лиц: деяния, указанные в Конвенции, когда это касается публичного должностного лица другого государства. 5. Подкуп членов иностранных публичных собраний: деяния, указанные в Конвенции, когда это касается члена публичного собрания в другом государстве. 6. Активный подкуп в частном секторе: предоставление в ходе осуществления коммерческой деятельности какого-либо неправомерного преимущества лицам, которые руководят предприятиями частного бизнеса, чтобы эти лица совершили действия или воздержались от их совершение в нарушение своих обязанностей. 7. Пассивный подкуп в частном секторе: получение в ходе коммерческой деятельности лицами, которые руководят предприятиями частного сектора или работают в них, какого-либо неправомерного преимущества за совершение или несовершение каких-либо действий в 7. Подкуп должностных лиц международных организаций: деяния установленные в Конвенции, когда это касается должностного лица или иного сотрудника межправительственной или наднациональной организации. 8. Подкуп членов международных парламентских собраний: деяния установленные в Конвенции, когда это касается членов парламентских собраний международных или наднациональных организаций. 10. Подкуп судей и должностных лиц международных судов: деяния, установленные в Конвенции, когда это касается лиц, занимающих судебные должности, или должностных лиц любого международного суда, 11. Злоупотребление влиянием в корыстных целях: предоставление любого неправомерного преимущества любому лицу, которое утверждает, что оно может оказать неправомерное влияние на принятие решения каким-либо лицом за вознаграждение. 12. Отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией: деяния, установленные в Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990г., когда основное правонарушение является одним из уголовных правонарушений, установленных в настоящей Конвенции. 13. Правонарушения в сфере бухгалтерского учета: преднамеренные действия или бездействие с целью совершения или сокрытия правонарушений, предусмотренных в Конвенции; оформление или использование любого бухгалтерского документа, содержащего ложную или неполную информацию. Государства обязаны признать перечисленные в Конвенции деяния уголовными преступлениями по своему внутреннему законодательству. Государства, управомоченные на установление юрисдикции (ст. 17): 1. Преступление совершено полностью или частично на территории данного государства. 2. Правонарушитель является гражданином, публичным должностным лицом или членом одного из национальных публичных собраний этого государства. 3. В правонарушении замешано одно из публичных должностные лиц или членов национальных публичных собраний, которое при этом является гражданином данного государства. Государство обязано принимать все меры, которые могут потребоваться для установления юрисдикции, если преступник находится на его территории, а выдача не производится. Статья 18 Конвенции предусматривает возможность привлечения ответственности юридических лиц: юридические лица могут быть привлечены к ответственности в связи с совершением в их интересах перечисленных уголовных правонарушений физическим лицом. Лицо может действовать в своем личном качестве или в составе органа юридического лица. Ответственность юридического лица не исключает «головного преследования физических лиц. Поскольку указанные в Конвенции уголовные правонарушения имеют тяжкий характер, то государства в своих уголовных законах должны устанавливать эффективные, соразмерные санкции, включая наказания, предусматривающие лишение свободы, которые могут повлечь за собой выдачу (ст. 19). Государства обязаны также обеспечить, чтобы в отношении юридических лиц, привлеченных к ответственности, применялись эффективные, соразмерные уголовные или неуголовные санкции, в том числе финансового характера. Государства-участники принимают меры, допускающие использование специальных методов расследования в целях содействия сбору доказательств, для выявления, розыска, наложения ареста и изъятия орудий преступлений и доходов от коррупции (ст. 21). Государства также принимают все меры, которые могут потребоваться при аресте банковской, финансовой или коммерческой документации. Банковская тайна не является препятствием для осуществления соответствующих мер. Контроль за выполнением положений Конвенции осуществляется Группой государств против коррупции (ГРЕКО). В 2001 г. ОБСЕ приняла резолюцию «О борьбе с коррупцией и международной преступностью в регионе ОБСЕ». Между государствами — членами Африканского союза с 2003 г. действует Конвенция о Предупреждении коррупции и борьбе с ней. В конце 2003 г. была принята Конвенция ООН против коррупции. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|