Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Образование, его значение для личности и общества





Образование – один из способов становления личности путем получения знаний, умений и навыков, развития творческих способностей через систему таких социальных институтов как: семья, школа, СМИ.

Функции образования:

Функции Сущность функции Пример
1. Экономическая Обеспечение профессиональной ориентации и создание условий для карьерного роста. После окончания экономического факультета СПбГУ гражданин N. стал министром экономического развития РФ.
2. Социальная Создание условий для социальной мобильности, попытка занять в обществе более важное положение. Гражданка N. закончила с золотой медалью школу и смогла сделать успешную карьеру бизнес-woman.
3. Культурная Передача (ретрансляция) знаний и культурных ценностей от поколения к поколению. На уроках литературы в 617-ой школе изучают Лескова и Крылова.

Образованию принадлежит очень важная роль:

а) В определение социального статуса личности.

б) В воспроизводстве и развитии социальной структуры общества.

в) В поддерживании социального порядка и стабильности.

г) В существовании социального контроля (и нравственного) над молодежью.

Принцип функционирования системы образования

1. Гуманистический характер образования (отказ от физического и морального насилия).

2. Приоритет общечеловеческих ценностей (свобода и ответственность).

3. Право личности на свободное развитие.

4. Для РФ: единство федерального и регионального образования (в любом субъекте страны уроки на одном и том же языке).

5. Общедоступность образования (бесплатность и обязательность образования).

6. Адаптивность системы образования к обучаемым (если вы не понимаете, вам все равно обязаны объяснить и не обидеть).

7. Светский характер образования (церковь не оказывает влияния на образование).

8. Свобода и плюрализм в образовании (н-р: запрещено учителям навязывать свое мнение, но высказывать его можно).

9. Демократический характер образования (у учебных заведений существует некая самостоятельность и автономность).

Общие тенденции в развитии образования:

1. Демократизация системы образования (его общедоступность и распространённость).

2. Рост продолжительности образования (чтобы стать профессионалом нужно пройти долгий путь).

3. Непрерывность образования (н-р: учитель посещает курсы по повышению квалификации).

4. Гуманизация образования (учебное заведение подстраивается под учеников).

5. Гуманитаризация образования (повышение роли социально-гуманистических дисциплин).

6. Интернационализация образования (мы потихоньку идем к общей, единой системе образования. Например, болонская система, 4 года бакалавра и 2 года магистратуры).

7. Компьютеризация образования.

8. Профилизация образования (разделение специализации учебного процесса с раннего возраста).

Сеть образовательных учреждений РФ:

1. Дошкольные ОУ (ясли, детский сад).

2. Общеобразовательные школы (гимназии, лицеи):

а) начальное общее образование (1-4 классы);

б) основное общее образование (5-9 классы);

в) полное среднее образование (10-11 классы).

3. Профессиональные технические учреждения:

а) начальное профессиональное образование (2 года параллельно с 10-11 классами)

б) среднее профессиональное образование (3-4 года и после 10-11 классов, что позволяет поступать в профильный вуз на 2-3 курс после сдачи экзаменов).

4. Высшие учебные заведения – высшее профессиональное образование.

5. Подготовка научных кадров (магистратура, аспирантура, докторантура).

6. Учреждения дополнительного образования

7. Духовные учебные заведения

8. Непрерывное образование (повышение квалификации и самообразование)

Образованный человек – человек, в котором присутствует нравственное начало.

Просвещенный человек – индивид с широким гуманитарным взглядом на мир; хорошо знакомый с достижениями мировой культуры; умеющий поддержать беседу.

Грамотный человек – тот, кто разбирается в основах наук, преподаваемых в средней школе.

Ментаквалификация - система знаний, облегчающая поиск и усвоение новых знаний. Ментаквалификация приобретается с опытом.

 


Религия

Религия – это

а) вера в сверхъестественное (Бога или богов);

б) совокупность взглядов и верований, объединяющая людей в общность;

в) способность удовлетворения духовных потребностей.

Главные признаки религии:

1. Вера в сверхъестественное (либо веришь, либо нет).

2. Культ – организованное поклонение Высшему.

Атрибуты религиозного культа:

- субъект/объект;

- средство культа (в храме или церкви);

- различные способы, методы;

- результат.

3. Образ жизни – стремление согласовать свою жизнь с требованиями Бога.

Вера, культ, религиозный образ жизни, а также религиозные чувства и символы образуют структуру религии.

Особенности религии:

1. Выступает центральным мировоззренческим звеном и психологической остановкой.

2. Включает в себя:

а) нормы морали.

б) иногда вкл. юридические нормы.

в) вера в деятелей церкви и саму церковь.

г) вера в спасительные действия ритуалов и культов (молитвы, крещение, причащение).

Типология религий. В основе современных представлений религии лежит материалистический ход, считающий что религия эволюционировала.

Ранние формы религии

- Тотемизм (поклонение животным или растениям).

- Фетишизм (вера в магич. свойства: вещи, амулеты).

- Анимизм (вера в духов).

- Магия (шаманизм – взывание к высшим силам).

Религии в современном мире

а) родоплеменные примитивные верования (все что выше).

б) национально-государственные (одно государство – одна религия).

Например: иудаизм – Израиль, индуизм – Индия, синтоизм - Япония.

в) мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

Признаки мировых религий:

1. Огромное число последователей.

2. Равенство всех людей перед религией.

3. Активная пропаганда.

4. Носит над- и меж- этнический характер (нет границ, выходит за пределы гос-в).

7 функций религии

1. Мировоззренческая (формирование сознания).

2. Утешительная/терапевтическая - восполняет ограниченность и несовершенство бренного мира.

3. Регулирование общественных отношений – диктует рамки и условия поведения людей.

4. Коммуникативная – объединение людей в общности.

5. Культурная – развитие культурных сфер).

6. Легитимизирующая – указывает на некоторые общественные порядки.

7. Интегративная/дезинтегритивная – объединяет/разделяет людей.

Искусство

Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.

Эстетика – наука о прекрасном и безобразном.

Искусство выражает эстетическое отношение к миру, создавая при этом особую художественную реальность: это попытка воспринять мир через образ художника.

Предмет искусства – всегда человек, его отношение с окружающим миром и другими людьми. Например, даже в пейзаже и натюрморте переданы человеческое отношение к природе и вещам.

Специфика искусства

1. Образность – главное средство выражение в искусстве – художественный образ, а способ его бытия – художественное произведение;

2. субъективность - искусство не воспроизводит реальность, а создает новую;

3. выражается специфическими свойствами (например, в живописи – рисунок, гамма красок, композиция, освещение, контраст и другие).

Критерии произведения искусства

Произведение искусства должно обладать:

- познавательной ценностью (истина);

- эстетической ценностью (красота);

- нравственной ценностью (добро).

На эти критерии опирается духовная сфера общества.

Искусство не подвластно прогрессу, так как у искусства нет критериев оценивания.

 

Мораль

Мораль – форма общественного создания, создающая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей, т.е. мораль регулирует общественные отношения.

Точки зрения на происхождение морали

1. Натуралистическая, то есть природой заложен моральный компонент.

2. Теологический (мораль дана Богом).

3. Социологический подход (мораль развивается в ходе исторического процесса).

4. Культурный (мораль является элементом культуры).

Фактически мораль является стыком общественных и личных отношений.

Мораль возникает из:

1. Табу – мистический запрет (например: табу на кровосмешение).

2. Обычаи (одобряемые большинством, форма общественной деятельности в рамках определенных обстоятельств).

3. Традиции (например: «каждый Новый год, 31 декабря, мы с друзьями ходим в баню»).

Структура моральных ценностей

а) нормы поведение (не убей, не укради, не лги и т.д.).

б) моральные качества (альтруизм, доброжелательность).

в) принципы (коллективизм).

г) высшие моральные ценности (смысл жизни).







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.