|
Тема 1. Эмпирическое и теоретическое исследованиеСтр 1 из 2Следующая ⇒ Понятия метода и методики в психологическом исследовании. Классификация методов исследования в психологии. Классификация методов исследования Б.Г. Ананьева. Организационные методы. Эмпирические методы. Методы обработки результатов исследования. Интерпретационные методы. Процедуры получения и описания эмпирических данных. Группировка первичных результатов. Нормальное распределение. Ведение, обработка и интерпретация протоколов. Основная литература: 1. Гусев А. Н. Психологические измерения [Текст]: теория. Методы: учебное пособие / А. Н. Гусев, И. С. Уточкин. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 319 с. 2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст]: учебное пособие / ред. А. А. Крылов, С. А. Маничев. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2007. - 560 с. 3. Методология психологии: проблемы и перспективы / Ф. Е. Василюк [и др.]; ред. В. П. Зинченко. - СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2013. - 528 с. Дополнительная литература: 1. Молчанова, О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования [Электронный ресурс]: учебное пособие / О.Н. Молчанова. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 392 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=22793&cat=1491&page= Тема 2. Метод наблюдения Общее представление о методе наблюдения. Задачи наблюдения. Объект наблюдения. Наблюдаемые ситуации. Предмет психологического наблюдения. Виды наблюдения в психологии: стандартизованное, лабораторное, полевое, включенное, невключенное. Способы регистрации данных, полученных в ходе наблюдения. Основные достоинства и недостатки наблюдения как психологического метода. Типичные ошибки наблюдения.
Основная литература:
2. Методология психологии: проблемы и перспективы / Ф. Е. Василюк [и др.]; ред. В. П. Зинченко. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. - 528 с. 3. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.А. Регуш. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2010. – 208 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21815&cat=1045&page=1 Тема 3. Исследование ощущений и восприятия Классические и современные процедуры измерения порогов чувствительности. Метод минимальных изменений (метод границ), метод постоянных раздражителей (метод констант), метод средней ошибки; методы определения абсолютных и разностных порогов чувствительности. Методы исследования процессов восприятия и опознания. Основная литература 1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст]: учебное пособие / ред. А. А. Крылов, С. А. Маничев. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2007. - 560 с. 2. Гусев А. Н. Психологические измерения [Текст]: теория. Методы: учебное пособие / А. Н. Гусев, И. С. Уточкин. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 319 с. 3. Горбатов Д.С. Общепсихологический практикум [Текст]: учебное пособие; Рекомендовано УМО / Д. С. Горбатов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 307 с. Тема 4. Исследование внимания Понятие внимания. Характеристики внимания. Методы исследования внимания. Основная литература 1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст]: учебное пособие / ред. А. А. Крылов, С. А. Маничев. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2007. - 560 с. 2. Горбатов Д.С. Общепсихологический практикум [Текст]: учебное пособие; Рекомендовано УМО / Д. С. Горбатов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 307 с. Тема 5. Исследование представлений и воображения. Понятие представления и воображения. Субъективные и объективные методы исследования представлений. Методы исследования воображения. Основная литература 1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст]: учебное пособие / ред. А. А. Крылов, С. А. Маничев. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2007. - 560 с. 2. Горбатов Д.С. Общепсихологический практикум [Текст]: учебное пособие; Рекомендовано УМО / Д. С. Горбатов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 307 с. Тема 6. Исследование памяти Понятие памяти. Характеристики памяти. Виды памяти. Методы исследования памяти в психологии. Основная литература: 1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст]: учебное пособие / ред. А. А. Крылов, С. А. Маничев. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2007. - 560 с. 2. Горбатов Д.С. Общепсихологический практикум [Текст]: учебное пособие; Рекомендовано УМО / Д. С. Горбатов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 307 с. Дополнительная литература 1. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии [Текст] / Т. П. Зинченко. - СПб.: Питер, 2002. - 320 с. Тема 7. Исследование мышления Экспериментально-психологический подход к исследованию основных форм и видов мышления, свойств мышления, интеллектуальных способностей и основных мыслительных операций. Основные психологические методы исследования мышления: наблюдение, беседа, анкетирование, психофизиологические методы, реальный и лабораторный эксперимент, тестирование, математическое моделирование. Основная литература: 1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст]: учебное пособие / ред. А. А. Крылов, С. А. Маничев. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2007. - 560 с. 2. Горбатов Д.С. Общепсихологический практикум [Текст]: учебное пособие; Рекомендовано УМО / Д. С. Горбатов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 307 с. 3. Гусев А. Н. Психологические измерения [Текст]: теория. Методы: учебное пособие / А. Н. Гусев, И. С. Уточкин. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 319 с. 4. Практикум по возрастной психологии [Текст]: учебное пособие / ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - доп. и перераб. - СПб.: Речь, 2010. - 694 с. Тема 8. Исследование психомоторики Психодиагностическая значимость показателей психомоторики. Пороги кинестетической чувствительности рук. Основная литература: 1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст]: учебное пособие / ред. А. А. Крылов, С. А. Маничев. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2007. - 560 с. 2. Гусев А. Н. Психологические измерения [Текст]: теория. Методы: учебное пособие / А. Н. Гусев, И. С. Уточкин. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 319 с. 3. Горбатов Д.С. Общепсихологический практикум [Текст]: учебное пособие; Рекомендовано УМО / Д. С. Горбатов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 307 с. 4. Практикум по возрастной психологии [Текст]: учебное пособие / ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - доп. и перераб. - СПб.: Речь, 2010. - 694 с. Описание занятий практического типа.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 ТЕМА 2: МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ Цель: ознакомиться с методом наблюдения и провести исследование реактивности студентов путем полевого включенного наблюдения. Понятийный аппарат: общая характеристика метода наблюдения, виды наблюдения (В.В.Никандров, Айламазьян), процедура наблюдения, программа наблюдения (цель, объект, предмет, способы фиксации), свойства нервной системы, типология индивидуальных различий, реактивность и активность (Я.Стреляу), шкала оценок для измерения реактивности (вариант 1, 2), методика проведения наблюдения, ведение дневниковых записей, обработка результатов, оформление отчета.
Вопросы для обсуждения: 1. Какие основные типологии темперамента подготовили выделение свойства реактивности? 2. Что понимается под шкалой реактивности в данном задании? 3. В чем специфика ретроспективных отчетов наблюдателей? 4. Как выглядит процедура систематического наблюдения в данном задании? 5. Как следует вести дневник наблюдения? 6. Какова схема сопоставления данных наблюдения в данном задании? Литература 1. Никандров В. В. Экспериментальная психология [Текст]: учебное пособие / В. В. Никандров. - 2-е изд., доп. - СПб.: Речь, 2007. - 512 с. 2. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.А. Регуш. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2010. – 208 с. – Режим доступа http://ibooks.ru/product.php?productid=21815&cat=1045&page=1 Дополнительная литература 1. Хрестоматия по курсу метод наблюдения и беседы в психологии. Под ред. А.М.Айламазьян. МГУ., 2000. 2. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов/Т. Г. Богданова Ю.Б. Гиппенрейтер, Е. Л. Григоренко и др.; Под ред. С. Д. Смирнова, Т. В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|