Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 8: ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ





Цель: ознакомление с методами исследования психомоторики и определение силы нервной системы при помощи теппинг-теста (методика Ильина).

Понятийный аппарат: психомоторика как реализация психической деятельности посредством движений, сенсомоторные процессы (сенсомоторные реакции и сенсомоторная координация), идеомоторные процессы (идеомоторика), эмоционально-моторные процессы (эмоционально-моторные реакции), сенсоречевые реакции. Роль мышечного движения в познании окружающего мира (И. М. Сеченов), роль психомоторики как объективации в мышечных движениях всех форм психического отражения. Психомоторные характеристики человека: скорость реагирования, произвольная реакция. Действие в структуре деятельности, макродвижения и микродвижения. 4 уровня активности (человек как субъект деятельности по Б.Г.Ананьеву), уровни построения движений по Н. А. Бернштейну.

Для знакомства с методами, изучающими психомоторную организацию человека, студентам предлагается выполнить методику “Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям”. [ 1 ]

Вопросы для обсуждения:

Литература:

1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст]: учебное пособие / ред. А. А. Крылов, С. А. Маничев. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2007. - 560 с

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум. – 11- е изд. – Ростов-на-Дону, изд-во Феникс, 2009, - 704 с.

Дополнительная литература

2. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов/Т. Г. Богданова Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. Л. Григоренко и др.; Под ред. С. Д. Смирнова, Т. В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002.

РАЗДЕЛ. 3 Материалы самостоятельной работы студентов

 

Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и компетенций без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.

3.1. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов в рамках данной дисциплины является важным компонентом процесса обучения, который предполагает закрепление профессиональных компетенций, предусмотренных рабочей программой дисциплины.

Настоящей программой предусмотрены виды самостоятельной работы студентов, которые выполняются под руководством преподавателя и без его непосредственного руководства.

Самостоятельная работа студента без участия преподавателя:

- составление библиографии по темам и разделам учебной дисциплины;

- работа со словарями;

- чтение специализированных статей, научно-практических публикаций, в т.ч. размещенных на Интернет-сайтах;

- чтение научной и учебной литературы, имеющей отношение к изучаемой теме с целью последующего обсуждения с преподавателем, в рамках семинарских занятий или в рабочей группе;

- чтение, конспектирование и анализ научной и учебной литературы, имеющей отношение к изучаемым темам курса.

К группе видов и форм самостоятельной работы студентов с участием преподавателя относятся:

- оформление презентации, обсуждение и отработка методов публичного представления результатов самостоятельной деятельности студента в рамках тематики курса;

- подготовка презентации научной проблемы или проблемной ситуации по анализу результатов психологического исследования.

Основными формами отчета о выполнении заданий являются:

- конспект с содержанием ответов на поставленные вопросы;

- участие в обсуждении вопросов на семинарском занятии;

- подготовка презентации на согласованную с преподавателем тему (аспект рассматриваемой психологической проблемы).

Оформление самостоятельной работы:

1. Титульный лист.

Образец титульного листа определяется Положением об аттестации учебной работы студентов института, и опубликован на сайте www.psysocwork.ru раздел «Учебный процесс» / «самостоятельная работа».

Устанавливаются следующие требования к оформлению самостоятельной работы:

- параметры страницы (210х297 мм) А4;

- интервал полуторный;

- шрифт 12, TimesNewRoman;

- поля страницы: левое – 2 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см.

все страницы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами в верхнем правом углу.

Практические работы оформляются студентами в отдельной тетради (на листах формата А4) по следующему плану:

1. Дата и время выполнения работы.

2. Номер лабораторной или практической работы.

3. Тема.

4. Цель.

5. Задачи.

6. Объект исследования (измеряемый признак).

7. Теоретическое обоснование.

8. Гипотеза исследования (ставится только в тех случаях, когда есть необходимость проведения сравнительного анализа полученных данных).

9. Испытуемый (фамилия, инициалы того, с кем проводится эксперимент). Для формирования целостного представления об индивидуальных особенностях психических процессов студентам следует в своих тетрадях фиксировать себя в роли испытуемого.

10. Состояние испытуемого (как правило, фиксируется физическое, эмоциональное состояние, а также уровень физиологической активности студента до начала проведения исследования.) Если необходимо ввести дополнительные сведения о состоянии испытуемого, преподаватель предупреждает об этом перед проведением исследования.

12. Экспериментатор (фамилия, инициалы).

13. Оборудование, необходимое для выполнения заданий.

14. Ход работы (подробное описание этапов выполнения работы и инструкция испытуемому).

15. Данные, полученные в ходе проведения исследования, представленные в виде таблиц, графиков.

16. Анализ полученных результатов (вербализация итоговых результатов, выявление и описание закономерностей теоретического обоснования).

17. Выводы.

 

Итоговое задание состоит в составлении целостного описания обследуемой личности. Зачет проходит в виде сдачи лабораторных работ и практического задания: составление психологического портрета испытуемого. При проведении зачета учитываются следующие критерии:

- знание теоретических предпосылок, предваряющих каждое практическое задание;

- активность работы студентов во время проведения экспериментов;

- правильность оформления работы;

- тщательность анализа результатов;

- обоснованность выводов.

3.2. Задания для самостоятельной работы по каждой теме (разделу) учебно-тематического плана

 

Задания к самостоятельной работе к разделу. – Общий психологический практикум. Часть1. (время на изучение и выполнение данной самостоятельной работы 40 часов).

Тема №1. Эмпирическое и теоретическое исследование.

Задания к теме:

1. Дать сравнительный анализ видов психологического исследования (теоретическое, эмпирическое, прикладное)

2. Выделить этапы психологического исследования и кратко охарактеризовать каждый из них.

3. Выписать возможные формы представления результатов проведенного исследования.

Предполагаемая литература

1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст]: учебное пособие / ред. А. А. Крылов, С. А. Маничев. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2007. - 560 с

2. Методология психологии: проблемы и перспективы / Ф. Е. Василюк [и др.]; ред. В. П. Зинченко. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. - 528 с.

 

Тема №2. Метод наблюдения

Задания к теме:

1. Составьте программу наблюдения за испытуемым (на основе книги Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности) во время проведения исследования познавательной сферы по следующему плану:

1 – сформулировать и записать цель наблюдения и предмет наблюдения;

2 – определить объекты (параметры), которые будут фиксироваться при наблюдении, выписать их, убедившись, что есть возможность через них познать наблюдаемый феномен;

3 – определить и описать ситуации, в которых будет проводится наблюдение;

4 – установить временные рамки наблюдения и составить его график;

5 – разработать или заготовить бланки регистрации наблюдаемого явления, если есть необходимость.

Предполагаемая литература

1. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.А. Регуш. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2010. – 208 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21815&cat=1045&page=1

 

Тема №3. Исследование ощущений и восприятия

Задания к теме:

1. Составить конспект «Методы определения порогов чувствительности».

2. Определить особенностей восприятия формы при активном и пассивном осязании. При выполнении задания необходимо строго следовать порядку выполнения работы в разных опытах, от этого зависит качество получаемых результатов! В работе необходимо представить все протоколы.

Предполагаемая литература

1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст]: учебное пособие / ред. А. А. Крылов, С. А. Маничев. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2007. - 560 с.

 

Тема №4. Исследование внимания

Задания к теме:

1. Провести исследование закономерностей внимания корректурным методом Бурдона.

2. Провести исследование особенностей переключения внимания с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева.

Предполагаемая литература

1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст]: учебное пособие / ред. А. А. Крылов, С. А. Маничев. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2007. - 560 с.

 

Тема №5. Исследование представлений и воображения

Задания к теме:

1. Определение яркости-четкости представлений (методом саморанжирования).

2. Исследование пространственных представлений методом хронометрии умственных действий (по методике Шепарда).

Предполагаемая литература

1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст]: учебное пособие / ред. А. А. Крылов, С. А. Маничев. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2007. - 560 с.

Тема №6. Исследование памяти

Задания к теме:

1. Определение объема кратковременной памяти по методу Джекобса.

2. Изучение динамики процесса заучивания.

3. Исследование непосредственного и опосредованного запоминания.

4. Проанализировать факторы, влияющие на процессы сохранения материала, провести их классификацию

Предполагаемая литература

1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст]: учебное пособие / ред. А. А. Крылов, С. А. Маничев. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2007. - 560 с.

2. Горбатов Д.С. Общепсихологический практикум [Текст]: учебное пособие; Рекомендовано УМО / Д. С. Горбатов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 307 с.

3. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии [Текст] / Т. П. Зинченко. - СПб.: Питер, 2002. - 320 с.

Тема №7. Исследование мышления

Задания к теме:

1. Изучить особенностей наглядно-действенного мышления при решении задач сложения фигур из спичек.

2. Провести исследование лабильности мыслительных процессов (методика «Словесный лабиринт»).

3. Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач (методика Лачинса).

4. Изучить уровень развития мыслительных операций (методика «Сравнение понятий», методика «Исключение лишнего»).

5. Изучить особенности абстрактно-логического мышления (методика «Поиск закономерностей» или методика «Логика связей»).

Предполагаемая литература

1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст]: учебное пособие / ред. А. А. Крылов, С. А. Маничев. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2007. - 560 с.

2. Практикум по возрастной психологии [Текст]: учебное пособие / ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - доп. и перераб. - СПб.: Речь, 2010. - 694 с.

 

Тема №8. Исследование психомоторики

Задания к теме:

1. Исследование психомоторных особенностей с помощью методики теппинг-теста.

Предполагаемая литература

1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст]: учебное пособие / ред. А. А. Крылов, С. А. Маничев. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2007. - 560 с.

3.3. Критерии оценки результатов выполнения самостоятельной работы

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента является оценка сформированности компетенций.

Оценка самостоятельной работы осуществляется в соответствии с Разделом 4 об аттестации учебной работы студентов института.

Баллы БРС присваиваются следующим образом:

- 30 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки;

- 25 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки;

- 20 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки;

- 10 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей;

- 0 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны неудовлетворительной оценки.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.