Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Другие неметаллические материалы





Резиновые материалы и клеи

 

Резиновые материалы занимают значительное место β промышленности, в том числе и в судостроении. Высокая элас­тичность (удлинение при растяжении достигает 800 %), звукопогло­щение и коррозионная стойкость, достаточная механическая проч­ность и хорошие электроизоляционные свойства — основные качест­ва, из-за которых резина получила распространение в технике. Из нее изготовляют шины, ремни, ленты, напорные и всасывающие рукава, сальники, манжеты, прокладки, изоляцию проводов и кабе­лей, шланги, бачки аккумуляторов, детали электрооборудования и радиоаппа-ратуры, предметы массового потребления и т.п.

Исходное сырье для получения резины — каучук, который по происхождению делят на натуральный и синтетический.

Натуральный каучук (НК) получают из латекса, представляю­щего собой молочно-белую жидкость, добываемую из каучуконосных растений (бразильской гевеи, кок-сагыза и др.).

Синтетический каучук (СК) получают синтезом простых орга­нических веществ. В настоящее время известно несколько десятков видов синтетического каучука, которые отличают по исходному сы­рью, составу и физико-механическим свойствам. В качестве каучукогенов (основы) для получения синтетического каучука применяют бутадиен, стирол, хлоропрен, акрилонитрил, изобутилен и др. Их получают из нефтепродуктов, природного газа, ацетилена, древеси­ны и др.

Для получения резины применяют следующие синтетические каучуки: бутадиен-стирольный, бутадиен-нитрильный, полихло-ропреновый, полиуретановый, бутадиен-метилвинилпиридиновый, уретановый, кремнийсодержащий, фторсодержащий и др.

В настоящее время в большинстве случаев применяют синтети­ческий каучук, который дешевле натурального, а по своим свойст­вам близок к нему.

Резину получают в результате переработки каучука (вулкани­зации), которая способствует повышению его эластичности, вибростойкости, химической стойкости, морозостойкости, стойкости про­тив истирания и старения. В зависимости от степени вулканизации и содержания серы (основного вулкани­зирующего вещества) различают мяг­кую, полутвердую и твердую резину.

В судостроении используют: резиновые вкладыши подшипников гребных и дейдвудных валов; уплотнительные элементы горловин, крышек люков, иллюминаторов и водогазонепроницаемых дверей; прокладки и набивки водяных, масляных и топливных судовых си­стем; амортизационные вставки систем специальных судов; изоля­ционные покрытия судовых электрических кабелей и проводов; антикоррозионные покрытия; всевозможные шланги и рукава; надувные плоты; спасательные конструкции; правильные устройства и т.д.

Широко применяют резину, при изготовлении амортизаторов, на которые устанавливают судовые приборы и механизмы для того, чтобы уменьшить их вибрацию (колебания) и исключить передачу на корпус судна шумов от работающих двигателей. Наибольшее распространение в судостроении имеют амортизаторы типа КАС (корабельный амортизатор сварной), АКСС (амортизатор кора­бельный сварной со страховкой), АПС (амортизатор пластинчатый сварной).

Клеи представляют собой вещества, которые по своим специ­фическим свойствам способны прочно соединять одинаковые и раз­личные по составу материалы. Их широко применяют в промышлен­ности для соединения отдельных деталей и элементов конструкций, выполненных из металлических и неметаллических материалов.

В судостроении склеивают детали мебели, деревянные, металли­ческие и пластмассовые корпусные конструкции, элементы уст­ройств и дельных вещей, приклеивают изоляцию, линолеум, рези­ну и т. д. Способ соединения. деталей склеиванием ускоряет, упро­щает и облегчает технологический процесс сборки или изготовления изделий и конструкций, позволяет уменьшить их массу.

Процесс склеивания основан на адгезии клея с поверхностью изделия, в результате чего образуется соединение необходимой прочности. При склеивании неметаллических материалов (дерева, резины, пластмассы, кожи и т. п.) могут быть получены соединения, равнопрочные склеиваемым материалом, а иногда и выше. При склеивании металлических материалов только конструкционные (силовые) клеи новых марок могут обеспечить равнопрочность соединений.

Применяемые в судостроении клеи по происхождению делят на две основные группы: естественные и синтетические.

К естественным клеям относятся: мездровый, костный, казеино­вый и растительный. Мездровый клей вырабатывают из отходов ко­жевенной и мясной промышленности. Выпускают мездровый клей в виде плиток или порошка и применяют при склеивании деревян­ных конструкций. Казеиновый клей представляет собой порошкооб­разную смесь дробленного технического казеина (обезжиренного молока), щелочей (гашеной извести) и минеральных солей (медно­го купороса, фтористого натрия и др.). Предназначен для приклеи­вания защитных тканей и изоляции в условиях повышенной влаж­ности, так как обладает более высокой по сравнению с другими естественными клеями водостойкостью. Растительный клей приго­товляют из мучной пыли, пеклеванной муки и различных видов крахмала. Используют для наклеивания тканей на наружную по­верхность изоляции трубопроводов и конструкций. Естественные клеи в судостроении применяются довольно редко, так как соедине­ния, выполненные ими, обладают низкой водостойкостью и требуют длительной выдержки после склеивания и защиты от увлажнения.

Синтетические клеи имеют более высокие свойства и широко применяются в судостроении. По назначению их делят на три груп­пы: конструкционные; для отделочных материалов, резин и керами­ческих покрытий; для тепло- и звукоизоляционных материалов.

К группе конструкционных клеев относятся:

· эпоксидно-полиа­мидный (ЭПК-518, ЭПК-519, ЭПК-520);

· эпоксидно-тиоколовый (К-153);

· эпоксидный (КВС-1, КВС-2, КВС-3, ВК-1 и др.);

· эпоксидно-полиуретановый (ВК-16);

· эпоксидно-каучуковый (ВК-17);

· полиуретановый (ВК-5);

· кремнийорганический (ВК-15);

· бутилметакрилатный (КС-609);

· фенолакрилатный (ВК-14);

· фенолоформальдегидный (ВИАМ-Б-3);

· мочевидноформальдегидный (К-17) и др.

Они пред­назначены для склеивания различных конструкционных материалов: Например, клей марки ВИАМ-Б-3 применяют в основном для склеивания древесины и древесных материалов, текстолита и полихлор­винила. Склеивание проводят при температуре 15-25 °С и давле­нии 0,2-0,4 МПа. Продолжительность затвердевания — от 12 до 18 ч. Клеевое соединение можно эксплуатировать при температуре от -25 до +80 °С.

Клей марки К-153 предназначен, для склеивания стали и слоис­тых пластиков. Склеивание необходимо производить при темпера­туре 20-30 °С и давлении 0,002-0,5 МПа;- продолжительность за­твердевания — от 24 до 48 ч. Допускается эксплуатировать изделия при температуре от -30 до +60 °С.

Клей марки ВК-1 склеивает сталь, алюминиевые и титановые сплавы, стеклотекстолит. Склеивают при температуре 100-150 °С и давлении 0,02-0,2 МПа; продолжительность затвердевания — около 10 ч. Изделия можно эксплуатировать при температуре от -60 до+150 °С.

К группе клеев для отделочных материалов, резин и керамичес­ких покрытий относятся:

· эпоксидно-перхлорвиниловый (ПЭД-Б);

· нитроглифталевый (ЛКС-Т);

· поливинилацетатный (ПВА-П, ПВА-Э и ЭКП);

· цементно-латексный (целалит);

· бутифенолоформальдегидный (88-НС и 88-НП);

· резиновый (ВКР-17) и др.

Для склеивания отделочных материалов и приклеивания их к поверхностям судовых конструкций применяют также конструкци­онные клеи марок: ЭПК-518; ЭПК-519; ЭПК-520; К-153 и др. В ка­честве клеев для тепло- и звукоизоляционных материалов применя­ют нитроглифталевый (ЛКС), фенолоформальдегидный (ИДС и ИДС-Т), цементно-латексный (целалит-3 и целалит-4), полихлоропреновый (НИР) и др.

 

Лакокрасочные материалы

На морском транспорте лакокрасочные материалы широко применяют для защиты металлического корпуса судна, механизмов и оборудования от коррозии, а деревянных конструкций от гниения, предохранения подводной части корпуса судна от обрастания, для декоративной отделки помещений, оборудования и других целей.

Состав лакокрасочных материалов. Лакокрасочные материалы состоят из следующих основных веществ: пленкообразующих (свя­зующих), пигментов, сиккативов (сушек), растворителей, разбави­телей и наполнителей.

К пленкообразующим веществам относятся высы­хающие масла, олифы, природные смолы, искусственные и синтети­ческие пленкообразующие. Они способствуют образованию прочной и плотной пленки, повышают ее адгезию (прилипание) к окраши­ваемым поверхностям.

К высыхающим маслам относятся льняное, конопляное и тунго­вое. Олифы изготовляют из растительных масел, жиров и органи­ческих продуктов. Они делятся в зависимости от состава на нату­ральные, полунатуральные и искусственные, Натуральные олифы состоят из конопляного, льняного и какого-либо другого раститель­ного масла и сиккатива (оксида свинца, марганца и др.), который ускоряет их высыхание (натуральные олифы высыхают в течение 10-12 ч, а сырое растительное масло - только через 5-7 сут.). На­туральные олифы дефицитны и дороги, поэтому их применяют при изготовлении лакокрасочных материалов для особо ответственных работ. Полунатуральные олифы состоят из касторового, подсолнеч­ного, соевого масла или их смесей, сиккатива и разбавителя или растворителя (до 45 %), который сокращает расход масел. К полунатуральным относят оксоль, сульфоксоль, полимеризованную ИМС (института минерального сырья) касторовую и комбиниро­ванную. Из полунатуральных олиф приготовляют лакокрасочные материалы, предназначенные для ответственных работ. Искусствен­ные олифы — продукты переработки нефти, сланцевой смолы, ка­нифоли и других веществ — не содержат растительных масел. При­меняют следующие искусственные олифы: карбоноль, нафтеноль, абиетоль и олифу С. Их используют для приготовления лакокрасочных материалов, предназначенных для неответственных работ.

Из природных смол в качестве пленкообразующих веществ, при­меняют канифоль (гарпиус), шеллак, копалы и асфальты. Канифоль состоит из смоляных ненасыщенных кислот и продуктов их превращения, которые получают из сосновой смолы (живицы). Шеллак получают очисткой гуммилака — продукта жизнедеятель­ности группы насекомых, живущих в тропиках Юго-Восточной Азии. Копалы — твердые и тугоплавкие смолы, собираемые с хвойных де­ревьев тропических стран, а также ископаемые остатки разложившихся в земле хвойных деревьев. Природные асфальты — продукты сгущения и уплотнения нефти и тяжелых масел.

К искусственным пленкообразующим веществам относятся ис­кусственные асфальты (пеки), эфиры целлюлозы (нитроцеллюлоза, ацетилцеллюлоза и этилцеллюлоза) и др. К синтетическим пленко­образующим веществам относятся: виниловые (поливинилбутираль, полихлорвинил, винилацетат и др.), фенолоформальдегидные (идитол и бакелит), алкидные (глифталь и пентафталь), эпоксидные, полистироловые, полиуретановые, неопреновые и другие смолы.

Пигменты — тонкоизмельченные вещества минерального про­исхождения, придающие лакокрасочным материалам цвет и неко­торые специальные свойств. По способу получения пигменты делят на естественные и искусственные. Естественные пигменты получают механической обработкой природных материалов, а искусственные — термической или химической обработкой сырья. К естественным пигментам относятся: сурик железный, мумия, охра, умбра и др., а к искусственным — сурик свинцовый, белила (свинцовые, титановые, цинковые и литопонные); крон (свинцовый и цинковый), ульт­рамарин и др. В качестве пигментов используют также металличес­кие порошки (аллюминиевый, бронзовый, медный цинковый и др.). Сиккативы (сушки) — соли или оксиды металлов (свинца, кобальта, марганца и др.), сплавленные с растительными маслами, канифолью или нафтеновыми кислотами. Их вводят в лакокрасоч­ные материалы для ускорения высыхания.

Растворители и разбавители разжижают лакокра­сочные материалы и помогают довести их до нужной консистенции. В качестве растворителей применяют летучие жидкости, которые после нанесения лакокрасочного покрытия быстро испаряются. К ним относятся скипидар (терпентиновое масло), бензин и лаковый керосин (уайт-спирит), бензол, ацетон, сольвент, толуол, спирты (метиловый, этиловый и бутиловый) и др.

Скипидар— бесцветная жидкость с характерным запахом, полу­чаемая перегонкой смолы хвойных деревьев; является наилучшим растворителем для масляных и эмалевых красок и лаков. Бензин и уайт-спирит — жидкости, получаемые из нефтепродуктов. Более де­шевым является уайт-спирит, который входит в состав многих мас­ляных и эмалевых красок. Бензол — жидкость, получаемая перегон­кой нефти и каменноугольной смолы. Его подразделяют на нефтяной и каменноугольный и применяют для растворения лаков. Аце­тон — жидкость, получаемая из продуктов перегонки древе­сины; употребляют для растворения нитролаков. Сольвент и толуол — жидкости, образуемые из продуктов перегонки каменно­угольной смолы. Наиболее широко применяют сольвент в смеси с уайт-спиритом для разведения эмалевых красок, а также битумных пентафталевых и глифталевых лаков.

Спирты — жидкости, полу­чаемые брожением из сахаросодержащих веществ, древесины, зер­на, картофеля и др. используют для растворения лаков.

Наполнители (тальк, каолин и др.) используют для эко­номного расходования пигментов или улучшения некоторых свойств, красок.

Классификация лакокрасочных материалов. Выпускаемые про­мышленностью лакокрасочные материалы делят по роду пленкообразующих веществ, назначению, составу, цвету и другим приз­накам.

Породу пленкообразующих веществ их разделя­ют на группы, которые имеют следующие условные обозначения:

АД — полиамидные;

АК — акриловые и метакриловые;

АМЛ — алкидномеламиновые;

АМЧ — алкидномочевинные;

ACT — алкидно-стирольные;

АУ — алкидноуретановые;

АФЛ — алкиднофенольные;

АЦ — ацетилцеллюлозные;

АЭП — алкидноэпоксидные;

БТ — би­тумные;

ВА — поливинилацетатные;

ВЛ — поливинилацетальные;

ГФ — глифталевые;

КФ— канифольные;

КЧ – каучуковые;

МА — масляные (на основе растительных масел);

МЛ — меламиновые;

МЧ — мочевинные;

НА — нитроалкидные;

НЦ — нитроцеллюлоз­ные;

ПС — полистирольные;

ПФ — пентафталевые;

УР — полиуретановые;

ФА — фенолалкидные;

ФЛ — фенольные;

ФП — фторо­пластовые;

ХВ — поливинилхлоридные и перхлорвиниловые;

ХС — хлорвинилосополимерные;

ХВА — перхлорвинилалкидные;

ЭП — эпоксидные;

ЭТ — полиэтиленовые и полиизобутиленовые;

ЭЦ — этилцеллюлозные и многие другие группы.

 

По назначению лакокрасочные материалы делят на следующие группы: атмосферостойкие, стойкие внутри помещений, ограни­ченно атмосферостойкие, специальные, маслобензостойкие, хими­чески стойкие, термостойкие и электроизоляционные. Они условно обозначаются цифрами от 1 до 9. Две особые группы составляют грунтовки (0) и шпатлевки (00).

Грунтовка — лакокрасочный материал, который наносят непо­средственно на окрашиваемую поверхность, чтобы предохранить ее от коррозии и обеспечить хорошую прилипаемость (адгезию) после­дующих слоев покрытия к окрашиваемой поверхности.

Шпатлевку применяют для улучшения внешнего вида поверхнос­тей путем исправления (выравнивания) дефектов (вмятин, раковин, царапин и т.п.) на загрунтованной поверхности.

В зависимости от состава все лакокрасочные материалы под­разделяют на три основные группы — лаки, краски и эмали.

Лаки — жидкости, состоящие из смол или смолоподобных ве­ществ, растворенных в каком-либо растворителе. В некоторые лаки вводят также пигменты, придающие им необходимый цвет, и сикка­тивы, ускоряющие их высыхание. Лаки после высыхания на поверх­ности образуют пленку, которая защищает поверхности конструк­ций и изделий от коррозии или придает им газонепроницаемость, водостойкость и другие свойства. В зависимости от температуры вы­сыхания различают лаки холодной и горячей сушки. Лаки холодной сушки (общего употребления) высыхают при обычной температуре а лаки горячей сушки (специального назначения) — при повышен­ных температурах. По цвету лаки делят на бесцветные, светлые (от светло-желтого до коричневого) и черные (битумные).

Краски выпускают в виде порошков, паст и вязких жидкостей. Порошки и пасты перед употреблением предварительно разводят до рабочей консистенции.

Эмали отличаются от красок тем, что в качестве пленкообразую­щего (связующего) вещества в них используются только лаки. Они быстрее, высыхают и образуют более твердую и глянцевую пленку, чем краски.

Для всех лакокрасочных материалов введены единообразные, условные обозначения, в которых указывается название (лак, крас­ка, эмаль или грунтовка), род пленкообразующего вещества (АД, АК, АМЛ, АМЧ и т.д.), преимущественное назначение (цифрами от 1 до 9 и 0), порядковый номер и цвет. Например, эмаль НЦ-25 — эмаль нитроцеллюлозная (НЦ), стойкая внутри помещений (2), имеет порядковый (регистрационный) номер 5, голубая. Марки этинолевых красок состоят из букв и цифр. Первые две буквы ЭК обо­значают «этинолевая краска», последующие одна или две буквы — название пигмента, а цифры — содержание пигмента в процентах. Пигменты имеют следующие обозначения: А— алюминий, Г — гра­фит, С — сажа, ЖС — железный сурик, БЦ — белила цинковые, СС — свинцовый сурик, Ц — цинк. Марки зтинолевых красок чи­таются следующим образом: ЭКСС-50 — этинолевая краска, содер­жит 50 % свинцового сурика, остальное — этинолевый лак: В неко­торых случаях лакокрасочные материалы могут иметь номерные (например, лак № 411) и другие условные обозначения.

В судостроении применяют разнообразные лакокрасочные мате­риалы: грунтовки марок ВЛ-02, ВЛ-08, ВЛ-023, ФЛ-0ЗК, ФЛ-03КК, ФЛ-0ЗЖ, ЭФ-065, ЭФ-066, БЭП-0126 и др. краски (мас­ляные, этинолевые, эмульсионные и др.) лаки масляные, спиртовые, битумные и др., эмали (масляные, виниловые, глифталевые, пентафталевые и др.).

В связи с тем, что суда эксплуатируются в особых условиях, кроме общеупотребляемых применяют специальные лако­красочные материалы: противокоррозионные, негорючие, противообрастающие, флюоресцентные (светящиеся) и др.

Противокоррозионные лакокрасочные материалы предназначе­ны для окраски корпусов и корпусных конструкций, подвергающихся усиленной коррозии: К ним относятся материалы следующих ма­рок: ХС-534; ХС-782; ЭП-46; ЭП-72; ЭП-755; ЭКА-15; ЭКЖС-40 и др.

Негорючие лакокрасочные материалы применяют для защиты оборудования и специальных, судовых помещений от огня, а также окраски конструкций, подверженных сильному нагреву (дымовые трубы, кожухи котлов, выхлопные трубы и т.п.).

Их приготовляют на глифталевом или пентафталевом лаке с добавлением антипиренов. К термостойким эмалям относятся КО-83, КО-81Щ, КО-818 и др.

Противообрастающие лакокрасочные материалы предназначены для защиты подводной части корпуса судна и других подводных сооружений от обрастания морскими организмами. В их состав вво­дят ядовитые вещества (соединения ртути и меди, органические ток­сины), которые, выделяясь из пленки, убивают морские организмы. Особенность лакокрасочных материалов этого типа заключается в необходимости возобновления их при каждой постановке судна в док независимо от его срока пребывания в воде. К группе необрастающих лакокрасочных материалов относятся марки:

 


ХВ-53;

ХС-79;

ХС-512;

ХС-519;

ХС-526;

ХС-712;

КЧ-520;

КЧ-528;

КЧ-529;

КЧ-5111;

КФ-751;

ХВ-5П2;

XB-5I51 и др.

 


Их наносят по грунту или этинолевой краске перед спуском судна на воду.

Флюоресцентные лакокрасочные материалы после облучения све­тятся в темноте; их наносят на сигнальные или опознавательные знаки. К ним относятся марки: АС-554; АС-554К; АС-560 и др.

Судовые корпусные конструкции, оборудование, устройства, дельные вещи, механизмы и т. д. можно окрашивать лакокрасочны­ми материалами различных марок в зависимости от условий экс­плуатации и вида окрашиваемых материалов. Большое значение, для качественной окраски имеет подготовка поверхностей, которые должны быть тщательно очищены от окалины, ржавчины, грязи и т. п. После очистки наносят один или несколько слоев грунта. За­тем выполняют окраску.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.