|
Другие неметаллические материалыРезиновые материалы и клеи
Резиновые материалы занимают значительное место β промышленности, в том числе и в судостроении. Высокая эластичность (удлинение при растяжении достигает 800 %), звукопоглощение и коррозионная стойкость, достаточная механическая прочность и хорошие электроизоляционные свойства — основные качества, из-за которых резина получила распространение в технике. Из нее изготовляют шины, ремни, ленты, напорные и всасывающие рукава, сальники, манжеты, прокладки, изоляцию проводов и кабелей, шланги, бачки аккумуляторов, детали электрооборудования и радиоаппа-ратуры, предметы массового потребления и т.п. Исходное сырье для получения резины — каучук, который по происхождению делят на натуральный и синтетический. Натуральный каучук (НК) получают из латекса, представляющего собой молочно-белую жидкость, добываемую из каучуконосных растений (бразильской гевеи, кок-сагыза и др.). Синтетический каучук (СК) получают синтезом простых органических веществ. В настоящее время известно несколько десятков видов синтетического каучука, которые отличают по исходному сырью, составу и физико-механическим свойствам. В качестве каучукогенов (основы) для получения синтетического каучука применяют бутадиен, стирол, хлоропрен, акрилонитрил, изобутилен и др. Их получают из нефтепродуктов, природного газа, ацетилена, древесины и др. Для получения резины применяют следующие синтетические каучуки: бутадиен-стирольный, бутадиен-нитрильный, полихло-ропреновый, полиуретановый, бутадиен-метилвинилпиридиновый, уретановый, кремнийсодержащий, фторсодержащий и др. В настоящее время в большинстве случаев применяют синтетический каучук, который дешевле натурального, а по своим свойствам близок к нему. Резину получают в результате переработки каучука (вулканизации), которая способствует повышению его эластичности, вибростойкости, химической стойкости, морозостойкости, стойкости против истирания и старения. В зависимости от степени вулканизации и содержания серы (основного вулканизирующего вещества) различают мягкую, полутвердую и твердую резину. В судостроении используют: резиновые вкладыши подшипников гребных и дейдвудных валов; уплотнительные элементы горловин, крышек люков, иллюминаторов и водогазонепроницаемых дверей; прокладки и набивки водяных, масляных и топливных судовых систем; амортизационные вставки систем специальных судов; изоляционные покрытия судовых электрических кабелей и проводов; антикоррозионные покрытия; всевозможные шланги и рукава; надувные плоты; спасательные конструкции; правильные устройства и т.д. Широко применяют резину, при изготовлении амортизаторов, на которые устанавливают судовые приборы и механизмы для того, чтобы уменьшить их вибрацию (колебания) и исключить передачу на корпус судна шумов от работающих двигателей. Наибольшее распространение в судостроении имеют амортизаторы типа КАС (корабельный амортизатор сварной), АКСС (амортизатор корабельный сварной со страховкой), АПС (амортизатор пластинчатый сварной). Клеи представляют собой вещества, которые по своим специфическим свойствам способны прочно соединять одинаковые и различные по составу материалы. Их широко применяют в промышленности для соединения отдельных деталей и элементов конструкций, выполненных из металлических и неметаллических материалов. В судостроении склеивают детали мебели, деревянные, металлические и пластмассовые корпусные конструкции, элементы устройств и дельных вещей, приклеивают изоляцию, линолеум, резину и т. д. Способ соединения. деталей склеиванием ускоряет, упрощает и облегчает технологический процесс сборки или изготовления изделий и конструкций, позволяет уменьшить их массу. Процесс склеивания основан на адгезии клея с поверхностью изделия, в результате чего образуется соединение необходимой прочности. При склеивании неметаллических материалов (дерева, резины, пластмассы, кожи и т. п.) могут быть получены соединения, равнопрочные склеиваемым материалом, а иногда и выше. При склеивании металлических материалов только конструкционные (силовые) клеи новых марок могут обеспечить равнопрочность соединений. Применяемые в судостроении клеи по происхождению делят на две основные группы: естественные и синтетические. К естественным клеям относятся: мездровый, костный, казеиновый и растительный. Мездровый клей вырабатывают из отходов кожевенной и мясной промышленности. Выпускают мездровый клей в виде плиток или порошка и применяют при склеивании деревянных конструкций. Казеиновый клей представляет собой порошкообразную смесь дробленного технического казеина (обезжиренного молока), щелочей (гашеной извести) и минеральных солей (медного купороса, фтористого натрия и др.). Предназначен для приклеивания защитных тканей и изоляции в условиях повышенной влажности, так как обладает более высокой по сравнению с другими естественными клеями водостойкостью. Растительный клей приготовляют из мучной пыли, пеклеванной муки и различных видов крахмала. Используют для наклеивания тканей на наружную поверхность изоляции трубопроводов и конструкций. Естественные клеи в судостроении применяются довольно редко, так как соединения, выполненные ими, обладают низкой водостойкостью и требуют длительной выдержки после склеивания и защиты от увлажнения. Синтетические клеи имеют более высокие свойства и широко применяются в судостроении. По назначению их делят на три группы: конструкционные; для отделочных материалов, резин и керамических покрытий; для тепло- и звукоизоляционных материалов. К группе конструкционных клеев относятся: · эпоксидно-полиамидный (ЭПК-518, ЭПК-519, ЭПК-520); · эпоксидно-тиоколовый (К-153); · эпоксидный (КВС-1, КВС-2, КВС-3, ВК-1 и др.); · эпоксидно-полиуретановый (ВК-16); · эпоксидно-каучуковый (ВК-17); · полиуретановый (ВК-5); · кремнийорганический (ВК-15); · бутилметакрилатный (КС-609); · фенолакрилатный (ВК-14); · фенолоформальдегидный (ВИАМ-Б-3); · мочевидноформальдегидный (К-17) и др. Они предназначены для склеивания различных конструкционных материалов: Например, клей марки ВИАМ-Б-3 применяют в основном для склеивания древесины и древесных материалов, текстолита и полихлорвинила. Склеивание проводят при температуре 15-25 °С и давлении 0,2-0,4 МПа. Продолжительность затвердевания — от 12 до 18 ч. Клеевое соединение можно эксплуатировать при температуре от -25 до +80 °С. Клей марки К-153 предназначен, для склеивания стали и слоистых пластиков. Склеивание необходимо производить при температуре 20-30 °С и давлении 0,002-0,5 МПа;- продолжительность затвердевания — от 24 до 48 ч. Допускается эксплуатировать изделия при температуре от -30 до +60 °С. Клей марки ВК-1 склеивает сталь, алюминиевые и титановые сплавы, стеклотекстолит. Склеивают при температуре 100-150 °С и давлении 0,02-0,2 МПа; продолжительность затвердевания — около 10 ч. Изделия можно эксплуатировать при температуре от -60 до+150 °С. К группе клеев для отделочных материалов, резин и керамических покрытий относятся: · эпоксидно-перхлорвиниловый (ПЭД-Б); · нитроглифталевый (ЛКС-Т); · поливинилацетатный (ПВА-П, ПВА-Э и ЭКП); · цементно-латексный (целалит); · бутифенолоформальдегидный (88-НС и 88-НП); · резиновый (ВКР-17) и др. Для склеивания отделочных материалов и приклеивания их к поверхностям судовых конструкций применяют также конструкционные клеи марок: ЭПК-518; ЭПК-519; ЭПК-520; К-153 и др. В качестве клеев для тепло- и звукоизоляционных материалов применяют нитроглифталевый (ЛКС), фенолоформальдегидный (ИДС и ИДС-Т), цементно-латексный (целалит-3 и целалит-4), полихлоропреновый (НИР) и др.
Лакокрасочные материалы На морском транспорте лакокрасочные материалы широко применяют для защиты металлического корпуса судна, механизмов и оборудования от коррозии, а деревянных конструкций от гниения, предохранения подводной части корпуса судна от обрастания, для декоративной отделки помещений, оборудования и других целей. Состав лакокрасочных материалов. Лакокрасочные материалы состоят из следующих основных веществ: пленкообразующих (связующих), пигментов, сиккативов (сушек), растворителей, разбавителей и наполнителей. К пленкообразующим веществам относятся высыхающие масла, олифы, природные смолы, искусственные и синтетические пленкообразующие. Они способствуют образованию прочной и плотной пленки, повышают ее адгезию (прилипание) к окрашиваемым поверхностям. К высыхающим маслам относятся льняное, конопляное и тунговое. Олифы изготовляют из растительных масел, жиров и органических продуктов. Они делятся в зависимости от состава на натуральные, полунатуральные и искусственные, Натуральные олифы состоят из конопляного, льняного и какого-либо другого растительного масла и сиккатива (оксида свинца, марганца и др.), который ускоряет их высыхание (натуральные олифы высыхают в течение 10-12 ч, а сырое растительное масло - только через 5-7 сут.). Натуральные олифы дефицитны и дороги, поэтому их применяют при изготовлении лакокрасочных материалов для особо ответственных работ. Полунатуральные олифы состоят из касторового, подсолнечного, соевого масла или их смесей, сиккатива и разбавителя или растворителя (до 45 %), который сокращает расход масел. К полунатуральным относят оксоль, сульфоксоль, полимеризованную ИМС (института минерального сырья) касторовую и комбинированную. Из полунатуральных олиф приготовляют лакокрасочные материалы, предназначенные для ответственных работ. Искусственные олифы — продукты переработки нефти, сланцевой смолы, канифоли и других веществ — не содержат растительных масел. Применяют следующие искусственные олифы: карбоноль, нафтеноль, абиетоль и олифу С. Их используют для приготовления лакокрасочных материалов, предназначенных для неответственных работ. Из природных смол в качестве пленкообразующих веществ, применяют канифоль (гарпиус), шеллак, копалы и асфальты. Канифоль состоит из смоляных ненасыщенных кислот и продуктов их превращения, которые получают из сосновой смолы (живицы). Шеллак получают очисткой гуммилака — продукта жизнедеятельности группы насекомых, живущих в тропиках Юго-Восточной Азии. Копалы — твердые и тугоплавкие смолы, собираемые с хвойных деревьев тропических стран, а также ископаемые остатки разложившихся в земле хвойных деревьев. Природные асфальты — продукты сгущения и уплотнения нефти и тяжелых масел. К искусственным пленкообразующим веществам относятся искусственные асфальты (пеки), эфиры целлюлозы (нитроцеллюлоза, ацетилцеллюлоза и этилцеллюлоза) и др. К синтетическим пленкообразующим веществам относятся: виниловые (поливинилбутираль, полихлорвинил, винилацетат и др.), фенолоформальдегидные (идитол и бакелит), алкидные (глифталь и пентафталь), эпоксидные, полистироловые, полиуретановые, неопреновые и другие смолы. Пигменты — тонкоизмельченные вещества минерального происхождения, придающие лакокрасочным материалам цвет и некоторые специальные свойств. По способу получения пигменты делят на естественные и искусственные. Естественные пигменты получают механической обработкой природных материалов, а искусственные — термической или химической обработкой сырья. К естественным пигментам относятся: сурик железный, мумия, охра, умбра и др., а к искусственным — сурик свинцовый, белила (свинцовые, титановые, цинковые и литопонные); крон (свинцовый и цинковый), ультрамарин и др. В качестве пигментов используют также металлические порошки (аллюминиевый, бронзовый, медный цинковый и др.). Сиккативы (сушки) — соли или оксиды металлов (свинца, кобальта, марганца и др.), сплавленные с растительными маслами, канифолью или нафтеновыми кислотами. Их вводят в лакокрасочные материалы для ускорения высыхания. Растворители и разбавители разжижают лакокрасочные материалы и помогают довести их до нужной консистенции. В качестве растворителей применяют летучие жидкости, которые после нанесения лакокрасочного покрытия быстро испаряются. К ним относятся скипидар (терпентиновое масло), бензин и лаковый керосин (уайт-спирит), бензол, ацетон, сольвент, толуол, спирты (метиловый, этиловый и бутиловый) и др. Скипидар— бесцветная жидкость с характерным запахом, получаемая перегонкой смолы хвойных деревьев; является наилучшим растворителем для масляных и эмалевых красок и лаков. Бензин и уайт-спирит — жидкости, получаемые из нефтепродуктов. Более дешевым является уайт-спирит, который входит в состав многих масляных и эмалевых красок. Бензол — жидкость, получаемая перегонкой нефти и каменноугольной смолы. Его подразделяют на нефтяной и каменноугольный и применяют для растворения лаков. Ацетон — жидкость, получаемая из продуктов перегонки древесины; употребляют для растворения нитролаков. Сольвент и толуол — жидкости, образуемые из продуктов перегонки каменноугольной смолы. Наиболее широко применяют сольвент в смеси с уайт-спиритом для разведения эмалевых красок, а также битумных пентафталевых и глифталевых лаков. Спирты — жидкости, получаемые брожением из сахаросодержащих веществ, древесины, зерна, картофеля и др. используют для растворения лаков. Наполнители (тальк, каолин и др.) используют для экономного расходования пигментов или улучшения некоторых свойств, красок. Классификация лакокрасочных материалов. Выпускаемые промышленностью лакокрасочные материалы делят по роду пленкообразующих веществ, назначению, составу, цвету и другим признакам. Породу пленкообразующих веществ их разделяют на группы, которые имеют следующие условные обозначения: АД — полиамидные; АК — акриловые и метакриловые; АМЛ — алкидномеламиновые; АМЧ — алкидномочевинные; ACT — алкидно-стирольные; АУ — алкидноуретановые; АФЛ — алкиднофенольные; АЦ — ацетилцеллюлозные; АЭП — алкидноэпоксидные; БТ — битумные; ВА — поливинилацетатные; ВЛ — поливинилацетальные; ГФ — глифталевые; КФ— канифольные; КЧ – каучуковые; МА — масляные (на основе растительных масел); МЛ — меламиновые; МЧ — мочевинные; НА — нитроалкидные; НЦ — нитроцеллюлозные; ПС — полистирольные; ПФ — пентафталевые; УР — полиуретановые; ФА — фенолалкидные; ФЛ — фенольные; ФП — фторопластовые; ХВ — поливинилхлоридные и перхлорвиниловые; ХС — хлорвинилосополимерные; ХВА — перхлорвинилалкидные; ЭП — эпоксидные; ЭТ — полиэтиленовые и полиизобутиленовые; ЭЦ — этилцеллюлозные и многие другие группы.
По назначению лакокрасочные материалы делят на следующие группы: атмосферостойкие, стойкие внутри помещений, ограниченно атмосферостойкие, специальные, маслобензостойкие, химически стойкие, термостойкие и электроизоляционные. Они условно обозначаются цифрами от 1 до 9. Две особые группы составляют грунтовки (0) и шпатлевки (00). Грунтовка — лакокрасочный материал, который наносят непосредственно на окрашиваемую поверхность, чтобы предохранить ее от коррозии и обеспечить хорошую прилипаемость (адгезию) последующих слоев покрытия к окрашиваемой поверхности. Шпатлевку применяют для улучшения внешнего вида поверхностей путем исправления (выравнивания) дефектов (вмятин, раковин, царапин и т.п.) на загрунтованной поверхности. В зависимости от состава все лакокрасочные материалы подразделяют на три основные группы — лаки, краски и эмали. Лаки — жидкости, состоящие из смол или смолоподобных веществ, растворенных в каком-либо растворителе. В некоторые лаки вводят также пигменты, придающие им необходимый цвет, и сиккативы, ускоряющие их высыхание. Лаки после высыхания на поверхности образуют пленку, которая защищает поверхности конструкций и изделий от коррозии или придает им газонепроницаемость, водостойкость и другие свойства. В зависимости от температуры высыхания различают лаки холодной и горячей сушки. Лаки холодной сушки (общего употребления) высыхают при обычной температуре а лаки горячей сушки (специального назначения) — при повышенных температурах. По цвету лаки делят на бесцветные, светлые (от светло-желтого до коричневого) и черные (битумные). Краски выпускают в виде порошков, паст и вязких жидкостей. Порошки и пасты перед употреблением предварительно разводят до рабочей консистенции. Эмали отличаются от красок тем, что в качестве пленкообразующего (связующего) вещества в них используются только лаки. Они быстрее, высыхают и образуют более твердую и глянцевую пленку, чем краски. Для всех лакокрасочных материалов введены единообразные, условные обозначения, в которых указывается название (лак, краска, эмаль или грунтовка), род пленкообразующего вещества (АД, АК, АМЛ, АМЧ и т.д.), преимущественное назначение (цифрами от 1 до 9 и 0), порядковый номер и цвет. Например, эмаль НЦ-25 — эмаль нитроцеллюлозная (НЦ), стойкая внутри помещений (2), имеет порядковый (регистрационный) номер 5, голубая. Марки этинолевых красок состоят из букв и цифр. Первые две буквы ЭК обозначают «этинолевая краска», последующие одна или две буквы — название пигмента, а цифры — содержание пигмента в процентах. Пигменты имеют следующие обозначения: А— алюминий, Г — графит, С — сажа, ЖС — железный сурик, БЦ — белила цинковые, СС — свинцовый сурик, Ц — цинк. Марки зтинолевых красок читаются следующим образом: ЭКСС-50 — этинолевая краска, содержит 50 % свинцового сурика, остальное — этинолевый лак: В некоторых случаях лакокрасочные материалы могут иметь номерные (например, лак № 411) и другие условные обозначения. В судостроении применяют разнообразные лакокрасочные материалы: грунтовки марок ВЛ-02, ВЛ-08, ВЛ-023, ФЛ-0ЗК, ФЛ-03КК, ФЛ-0ЗЖ, ЭФ-065, ЭФ-066, БЭП-0126 и др. краски (масляные, этинолевые, эмульсионные и др.) лаки масляные, спиртовые, битумные и др., эмали (масляные, виниловые, глифталевые, пентафталевые и др.). В связи с тем, что суда эксплуатируются в особых условиях, кроме общеупотребляемых применяют специальные лакокрасочные материалы: противокоррозионные, негорючие, противообрастающие, флюоресцентные (светящиеся) и др. Противокоррозионные лакокрасочные материалы предназначены для окраски корпусов и корпусных конструкций, подвергающихся усиленной коррозии: К ним относятся материалы следующих марок: ХС-534; ХС-782; ЭП-46; ЭП-72; ЭП-755; ЭКА-15; ЭКЖС-40 и др. Негорючие лакокрасочные материалы применяют для защиты оборудования и специальных, судовых помещений от огня, а также окраски конструкций, подверженных сильному нагреву (дымовые трубы, кожухи котлов, выхлопные трубы и т.п.). Их приготовляют на глифталевом или пентафталевом лаке с добавлением антипиренов. К термостойким эмалям относятся КО-83, КО-81Щ, КО-818 и др. Противообрастающие лакокрасочные материалы предназначены для защиты подводной части корпуса судна и других подводных сооружений от обрастания морскими организмами. В их состав вводят ядовитые вещества (соединения ртути и меди, органические токсины), которые, выделяясь из пленки, убивают морские организмы. Особенность лакокрасочных материалов этого типа заключается в необходимости возобновления их при каждой постановке судна в док независимо от его срока пребывания в воде. К группе необрастающих лакокрасочных материалов относятся марки:
ХВ-53; ХС-79; ХС-512; ХС-519; ХС-526; ХС-712; КЧ-520; КЧ-528; КЧ-529; КЧ-5111; КФ-751; ХВ-5П2; XB-5I51 и др.
Их наносят по грунту или этинолевой краске перед спуском судна на воду. Флюоресцентные лакокрасочные материалы после облучения светятся в темноте; их наносят на сигнальные или опознавательные знаки. К ним относятся марки: АС-554; АС-554К; АС-560 и др. Судовые корпусные конструкции, оборудование, устройства, дельные вещи, механизмы и т. д. можно окрашивать лакокрасочными материалами различных марок в зависимости от условий эксплуатации и вида окрашиваемых материалов. Большое значение, для качественной окраски имеет подготовка поверхностей, которые должны быть тщательно очищены от окалины, ржавчины, грязи и т. п. После очистки наносят один или несколько слоев грунта. Затем выполняют окраску.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|