|
Материалы для обстройки помещений судов
Древесина и древесные материалы Древесина до середины XIX в. была основным материалом для постройки судов. В настоящее время из нее строят лишь корпуса малых (в основном спортивных) судов. В металлическом судостроении древесина по объему составляет примерно 10 % всех применяемых материалов. Из нее изготовляют настилы палуб и платформ, обшивку трюмов, привальные брусья, мебель, шлюпки, обрешетники, детали судовых устройств, фундаменты под вспомогательные механизмы. Древесину используют при отделке жилых и служебных помещений и т. д. Из древесины строят внутренние и наружные леса и подмостки, временные перекрытия, делают полозья, спускные салазки, кильблоки, клетки, упоры, рейки-шаблоны и т.п., используемые на судостроительных предприятиях в процессе подготовительных и вспомогательных работ. Наибольшее применение имеют из хвойных пород — сосна, ель, лиственница, кедр и пихта; из лиственных — дуб, бук, ясень, груша, платан (чинара), береза, клен, орех, карагач, красное дерево, тик и бакаут. Лиственные породы древесины используют в основном для отделки жилых и служебных помещений (кают, кают-компаний, кинозалов, салонов, столовых и т. п.), коридоров и парадных входов, изготовления и облицовки судовой мебели. Бакаут растет только на Кубе и в некоторых странах Южной Америки. Он тяжелее воды, обладает высокой твердостью, износостойкостью и прочностью, поэтому трудно обрабатывается, но не подвергается гниению. При смачивании водой поверхность бакаута становится скользкой, что уменьшает сопротивление трению. В судостроении бакаут применяют для изготовления вкладышей подшипников валопроводов, работающих в воде. Пригодность древесины для тех или иных целей оценивают по ее физическим, механическим и другим свойствам. К физическим свойствам относятся: · плотность; · влажность; · цвет; · текстура; · запах; · теплопроводность; · электропроводность; · звукопроводность и др. К механическим свойствам древесины принадлежит · прочность; · раскалываемость; · твердость; · упругость; · вязкость. Применение древесины как судостроительного материала обусловлено ее положительными свойствами: сравнительно малой плотностью, низкой теплопроводностью, хорошей поглощаемостью звука и обрабатываемостью. Кроме того, запасы древесины в нашей стране большие, стоимость ее производства сравнительно невысокая. Недостатками древесины, ограничивающими ее применение, является способность гнить, гореть и самовоспламеняться. Физические и механические свойства древесины изменяются при колебаниях температуры и влажности. Виды древесных материалов. Древесные материалы — продукты механической обработки древесины. В зависимости от обработки и внешнего вида их делят на круглый лес, пиломатериалы, фанеру, древеснослоистые пластинки, прессованную древесину, плиты и шпон и т. д. Круглый лес (бревна) используют непосредственно либо из них изготовляют пиломатериалы. Пиломатериалы (брусья, бруски, доски) получают продольной распиловкой бревен. Брусьями называются бревна, опиленные с четырех сторон. В судостроении из них изготовляют спусковые устройства, привальные брусья судов, набор клеток и кильблоки, строят леса и т.д. Брусками называют мелкие брусья, у которых ширина превышает толщину не более чем в 2 раза. Из них строят леса и подмостки, делают настилы палуб, деревянные обрешетники и т.п. Доски — пиломатериалы, у. которых ширина составляет более двух толщин. По толщине доски делят на толстые (более 30 мм) и тонкие (менее 30 мм). Тонкие доски называются тесом. По характеру обработки доски делят на необрезные, полуобрезные и обрезные. Необрезные доски получают при распиливании бревен, а обрезные — брусьев. В судостроении доски идут для постройки корпусов деревянных судов, лесов, подмостей, изготовления деревянной судовой мебели, деревянных, трапов, спусковых устройств, отделки специальных помещений и т. п. Шпоном называется тонкий лист древесины, служащий для декоративной отделки и изготовления фанеры. По качеству древесины и обработке все хвойные пиломатериалы делят на шесть сортов, а лиственные — на четыре. Фанера — листовой древесный материал, получаемый склеиванием листов шпона; обычно состоит из нечетного количества слоев шпона (3, 5, 7 и т.д.). Фанеру в основном изготовляют из березового, ольхового, букового и соснового шпона толщиной от 0,55 до 1,55 мм. При этом смежные листы склеиваются так, чтобы направление волокон одного было перпендикулярно к направлению волокон другого. Это делается для того, чтобы листы не коробились и не раскалывались. После склеивания пакет помещают под пресс и выдерживают определенное время. Древеснослоистым пластиком (ДСП) называется листовой материал, состоящий из листов шпона, пропитанных синтетической смолой и склеенных под давлением при повышенной температуре. Пластики изготовляют в виде плит толщиной от 15 до 60 мм, длиной до 5,6 м и шириной до 1,2 м из листов березового шпона и обозначают: ДСП-А, ДСП-Б, ДСП-В и ДСП-Г. Буквы А, Б, В и Г указывают на порядок укладки шпона в пластике. Древеснослоистые пластики имеют высокие механические свойства, хорошо обрабатываются, водо- и маслостойкие. Пластики ДСП-А, ДСП-Б и ДСП-В обладают также хорошими антифрикционными свойствами. Из ДСП-А изготовляют дейдвудные подшипники, из ДСП-Б и ДСП-В — вкладыши скольжения и втулки, из ДСП-Г — зубчатые колеса и трущиеся детали. Древесиной прессованной (ДП) называется материал, полученный прессованием при повышенной температуре. Выпускают следующие марки: ДП-О; ДП-К; ДП-КП; ДП-ГТ и ДП-ГП. Буквы после ДП обозначают способ прессования. Прессованная древесина обладает высокими механическими и антифрикционными свойствами, высокой износостойкостью, хорошо воспринимает ударные нагрузки, может работать в абразивных средах. В ряде случаев ее используют вместо цветных металлов, например, при изготовлении втулок и вкладышей мелких подшипников, прокладок и других деталей. Плиты представляют собой щиты, внутренняя часть которых состоит из наполнителя, а наружная оклеена шпоном. Все плиты делятся на столярные, древесностружечные и древесноволокнистые. Столярные плиты состоят из брусков или слоев шпона, склеенных между собой и оклеенных шпоном. Их выпускают толщиной от 16 до 50 мм, размерами 1525 X 2500 мм и применяют для изготовления деталей мебели, дверей, выгородок и отделки помещений. Древесноволокнистые плиты получают в результате горячего прессования волокон древесины, пропитанных связующими веществами. Если плиты идут на отделку помещений, то с лицевой стороны их покрывают эмалями или красками, а с обратной — грунтом. Их выпускают толщиной от 3 до 6 мм с размерами до 1800Х Х3600 мм. Древесностружечные плиты изготовляют горячим прессованием древесной стружки, пропитанной связующими веществами. Если плиты идут на отделку помещений, то их облицовывают бумагой, шпоном или фанерой и выпускают толщиной от 10 до 50 мм, размерами до 1750 X 3500 мм. Бетон
Бетоном называется водная смесь цемента с песком, гравием или щебнем. Цемент представляет собой мелкий порошок зеленовато- или голубовато-серого цвета. В смеси с водой он затвердевает на воздухе в камнеподобную массу. В зависимости от сырья и способа производства различают следующие цементы: портландцемент (обычный, быстротвердеющий, сульфатостойкий), глиноземистый, гипсоглиноземистый, расширяющийся и др. Бетон характеризуется плотностью, прочностью, долговечностью, водонепроницаемостью и другими свойствами. Плотность — одна из основных характеристик бетона. Различают легкие, облегченные и тяжелые бетоны. Плотность легкого бетона составляет не более 2000 кг/м3, облегченного — 2000... 2360 кг/м3 и тяжелого — более 2300 кг/м3. Прочность бетона зависит от соотношения цемента, наполнителей и воды. Чем больше введено в бетон наполнителей, тем его сопротивление сжатию меньше. Обычно применяют бетон, в котором на одну весовую часть цемента приходится от двух до четырех частей наполнителя. В качестве наполнителя для приготовления бетона применяют песок (мелкий наполнитель) и гравий или щебень (крупный наполнитель). Прочность бетона зависит также от вида и качества применяемого цемента, рода наполнителя, технологии его приготовления и других условий. Основным показателем прочности бетона является прочность на сжатие. Численное значение этой величины присваивается марке бетона: 400; 500; 600, показывающие прочность на сжатие в килограмм-силе на квадратный сантиметр. Принято считать, что 100 %-я прочность в соответствии с маркой бетона достигается по истечении 28 суток. Долговечность бетона определяется его морозостойкостью, коррозионной стойкостью и способностью не подвергаться вымыванию и выщелачиванию. Морозостойкость — способность бетона не разрушаться в воде или влажной атмосфере под воздействием многократного попеременного замораживания и оттаивания. По морозостойкости судостроительные бетоны подразделяют на пять марок: Мрз-50; Мрз-100; Мрз-150; Мрз-200 и Мрз-300. Цифра показывает наибольшее количество циклов попеременного замораживания и оттаивания, которое может выдержать бетон данной марки. Коррозия, вымывание и выщелачивание бетона происходят в результате растворения водой гидрата оксида кальция и, следовательно, разрушения цементной составляющей бетона, а также вследствие разложения силикатов и алюминатов кислотами, содержащимися в воде. Водонепроницаемость бетона обеспечивается тщательным подбором наполнителей, повышенным содержанием цемента и введением специальных добавок. По водонепроницаемости судостроительные бетоны делят на десять марок в зависимости от того, какое давление (в Па) воды они выдерживают: В-2; В-2,5; В-3; В-4; В-5; В-6; В-7; В-8; В-9 и В-10. К судостроительным бетонам могут предъявляться и специальные требования. Например, бетон из которого изготовляют судовые емкости для хранения топлива, должен быть нефтенепроницаемым, т.е. способным не допускать фильтрацию нефти и нефтепродуктов при давлении не менее 2 • 105 Па. По нефтенепроницаемости судостроительные бетоны делят на пять марок (Н-2; Н-2,5; Н-3; Н-4; Н-5) в зависимости от того, какое давление (в Па) нефти или нефтепродуктов они выдерживают. Бетон применяют при постройке металлических судов для покрытия палуб в санитарно-бытовых помещениях, заливки льял в трюмах, бетонирования фор- и ахтерпиков при изготовлении цистерн пресной воды и т. п. Для постройки корпусов судов и других судовых конструкций используют железобетон, который состоит из бетона и арматуры. В зависимости от типа арматуры и характера ее работы судостроительный бетон делится на ненапряженный (обычный), предварительно напряженный и армоцемент. В ненапряженном железобетоне арматура испытывает напряжение от усадки бетона во время отвердевания и от внешних, усилий. В напряженном железобетоне в процессе изготовления конструкций дополнительно создаются искусственные напряжения за счет растяжения всей арматуры или ее части. В судостроении при растяжении всей арматуры создают общее предварительное напряжение железобетонного корпуса. Его обеспечивают с помощью толстых тросов, проходящих вдоль всего корпуса по днищевым и палубным связям. При растяжении части арматуры создают местное предварительное напряжение в определенных связях корпуса судна. Армоцемент — разновидность железобетона. В нем в качестве арматуры применяют стальные сетки из проволоки малых диаметров и цементно-песчаный бетон. Это способствует увеличению трещиностойкости и ударной прочности армоцемента. В судостроении железобетон широко применяют для постройки судов внутреннего плавания (особенно стояночного типа) дебаркадеров (пассажирских, грузовых, служебных, специальных) понтонов (причальных, береговых, рейдовых и др.) плавучих перегружателей; брандвахт различных типов; плавучих доков различного водоизмещения; станций (лодочных, спасательных, спортивных и др.); электростанций и т. п. Изоляционные материалы
Изоляционные материалы применяют для покрытия поверхностей, чтобы уменьшить теплообмен между средами с различной температурой, а также снизить уровень шума в судовых помещениях. В. связи с этим все изоляционные материалы делят на теплоизоляционные и звукоизоляционные. Теплоизоляционные материалы служат для покрытия поверхности корпусов, судовых энергетических установок и систем, что способствует сокращению потерь тепла и сохранению необходимых температур в помещениях судна и таким образом, созданию благоприятных условий обитаемости, сохранения заданных температур в рефрижераторных камерах и трюмах, предохранению судовых конструкций и систем от отпотевания, труб от замерзания, т. е. созданию нормального режима работы оборудования. Внутри корпуса судна изолируют борта, палубы, переборки, двери, крышки люков, подволоки, иллюминаторные коробки и т.п. В энергетических установках и системах судна изоляцию устанавливают на главных механизмах и котлах, вспомогательных механизмах, трубопроводах с температурой рабочей среды выше 60°С и ниже -15 °С, трубопроводах рефрижераторных установок и т. п. Теплоизоляционные материалы должны удовлетворять следующим требованиям: иметь низкий коэффициент теплопроводности (λ≤0,1 Вт/(м • °С), низкую гигроскопичность и водопоглощение; быть тепло- и огнестойкими, стойкими против гниения, порчи насекомыми и грызунами, нетоксичными. Их плотность составляет от 30 до 400 кг/м3 (γ<450 кг/м3). Кроме того, они должны быть недорогими и изготовляться из недефицитного сырья. В судостроении и судоремонте применяют разнообразные изоляционные материалы. По назначению они делятся: для изоляции корпусных конструкций, машин, механизмов и судовых трубопроводов. Пробка — кора пробкового дуба или бархатного дерева — имеет низкий коэффициент теплопроводности и малую плотность. Ее используют в виде пробковой крупы (крошки), пробковых и экспанзитовых плит. Пробковую крупу (крошку) применяют в качестве наполнителя специальных мастик для наружных покрытий изоляции корпуса и клеевых шпатлевочных мастик, а также в виде обсыпной изоляции по мастике и клею для изоляции тамбуров, труб вентиляции и др. Минеральная вата — продукт переработки металлургических и топливных шлаков. Ее применяют для изоляции поверхностей с низкими и высокими температурами нагрева. Стекловолокнистые материалы изготовляют из тонких стеклянных волокон и поставляют в виде ваты, матов и плит. Они обладают хорошими изоляционными свойствами, стойки при низких и высоких температурах, имеют малую плотность и не гниют. Служат для изоляции корпуса судна, вентиляционных каналов, рефрижераторного оборудования, механизмов энергетических установок и т. п. Пеностекло получают спеканием измельченного порошкообразного стекла в присутствии газообразователя (древесного угля, кокса, и др.). Пеностекло не поглощает воду, не горит, морозостойко, обладает достаточной теплостойкостью. Его используют для изоляции настила второго дна в рефрижераторных помещениях. Пеностекло поставляют в блоках размером 450 х 450 х 120 мм. Алюминиевую фольгу изготовляют из чистого алюминия в виде тонких полос, свернутых в рулон. Ее применяют в гофрированном (мятом) и гладком виде для тепловой и звуковой изоляции. Блестящая поверхность фольги отражает тепловые лучи и таким образом изолирует поверхность конструкций. Фольга предназначена для изоляции бортов и переборок помещений судна, горячих поверхностей (с нагревом не свыше 480 °С) механизмов и трубопроводов. Изоляцию из алюминиевой фольги выполняют в.несколько слоев с жестким наружным покрытием. Между слоями находится воздушная прослойка, которая усиливает изоляционные свойства. Капроновые волокна применяют в виде матов для изоляции корпуса судна, вентиляционных каналов и трубопроводов. Маты изготовляют из капроновых волокон, соединяют их полиамидным лаком или прошивают капроновой нитью. Капроновые волокна не горят и не гниют. Пенопласт и поропласт (ПСВ-С, ПХВ) широко распространены в качестве изоляционных материалов из-за их малой плотности и высоких звуко- и теплоизоляционных свойств. Поставляют их в виде жестких или эластичных плит. В настоящее время жесткие пенопластовые плиты используют вместо пробковых и экспанзитовых для изоляции корпуса судна, вентиляционных каналов, поверхностей жилых и служебных помещений. Эластичные поропластовые плиты применяют для звуко- и теплоизоляции поверхностей помещений судна и в качестве амортизационных материалов. Винилопластовые гофрированные плиты (винидур, экадур) изготовляют путем склеивания отдельных гофрированных листов поливинилхлорида. Их применяют для изоляции помещений с повышенной влажностью. Предельная температура нагрева поверхностей, изолированных этим материалом, не должна превышать 60 °С. Напыляемую изоляцию наносят на изолируемые поверхности распылением при помощи специальных устройств. Для теплоизоляции корпусов судов широко применяют пенополиуреновую напыляемую теплоизоляцию марок ППУ-ЗН, и ППУ-304Н. Этот материал при напылении образует слой пенопласта толщиной до 10 мм, который не надо закреплять на изолируемых поверхностях. Чтобы. достичь нужной толщины изоляции, напыление производят несколько раз. Для изоляции рефрижераторных трюмов и сегментов трубопроводов применяют заливочный пенопласт ФРП-1. Асбест — волокнистое вещество минерального происхождения (горный лен), обладающее высокой огнестойкостью, малой теплопроводностью, стойкостью против кислот и щелочей, высокими электроизоляционными свойствами. Его широко используют для изоляции горячих поверхностей котлов, паропроводов, главных судовых и вспомогательных механизмов, дымовых труб и т.п., а также в качестве наполнителей многих пластмасс и клеев. Из асбеста изготовляют картон, бумагу, шнуры и ткани. Асбестовый картон и бумагу производят из асбеста с добавлением крахмала и каолина. Картон в сухом состоянии ломок, поэтому перед укладкой изоляции на криволинейные поверхности листы необходимо увлажнить. После высыхания они сохраняют приданную им форму. Асбестовая бумага достаточно эластична и увлажнения не требует. Асбестовый картон и бумагу применяют: для подкладки под наружные металлические кожухи судового оборудования и механизмов, чтобы уменьшить их нагревание, а также под теплоизоляционные материалы, обладающие недостаточной температурной стойкостью; в качестве основного теплоизоляционного материала для конструкций, имеющих малую криволинейность и т. д. Асбестовые шнуры изготовляют из длинноволокнистого асбеста с добавлением хлопка, выпускают различных диаметров, состава сердечника и вида наружной оплетки. Их применяют для изоляции трубопроводов малых диаметров, переходных криволинейных частей, фасонных частей и вибрирующих (например, газовыхлопных труб) элементов. Асбестовую ткань изготовляют из асбестовых нитей на ткацких станках и поставляют в рулонах; применяют для обшивки трубопроводов малых диаметров в качестве наружного (покровного) слоя изоляции, трубопроводов и для изготовления наружной оболочки теплоизоляционных матрацев.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|