Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Переход от политеизма к монотеизму. Понятие «национальная религия». Предпосылки формирования национальных религий.





Религиозные верования народов древних цивилизаций при всем своеобразии имеют ряд общих черт. Две главных – тип религии может быть определен как магический, в противоположность более позднему – этическому, и все эти религии политеистичны, т.е. для них характерно многобожие.

Магические религии постепенно заменяются этическими, т.е. этические нормы религиозной практики доминируют над собственно магическими приемами. А политеизм сменяется монотеизмом – религией, признающей Бога единым. Переход к монотеизму происходил постепенно, по мере возникновения и распространения иудаизма, христианства и ислама. Они сменяют ранние формы религиозного сознания многих народов, магические религии, которые теперь объявляются языческими (язычество – политеистические верования Древнего мира). Древние верования греков и римлян, египтян и арабов умирают с принятием этими народами христианства и ислама. Религии великих цивилизаций Латинской Америки исчезли вместе с народами этих цивилизаций, как и религиозные верования шумеров, вавилонян и пр. До наших дней дожил только зороастризм и религиозные верования древних индийцев и китайцев, которые вошли составной частью в их более поздние национальные религии.

Что такое национальные религии?

В современном мире существуют национальные и мировые религии. Главное их отличие - количество приверженцев и ареалы распространения.

Национальные религии - это те религии, последователи которых принадлежат преимущественно к одной национальности или одному госу­дарству. Национальные религии складываются по мере формирования наций и народностей, государств. В основе национальных религий, как правило, лежат древнейшие магические верования, которые постепенно уступают место этическим нормам и требованиям. В настоящее время магические формы религиозного сознания сохраняются у отдельных племен, уровень социального развития которых соответствует родовому строю.

 

Индуизм

Индуизм - политеистическая религиозная система стран Востока и, прежде всего, Индии. Последователей индуизма насчитывается в мире более 700 млн. человек.

Процесс культурного синтеза, в результате которого возникла богатая и разнообразная культура современной Индии, начался три тысячи лет назад. Основой, на которой сложилась эта культура, стала культура древних арьев (ариев), которая, в свою очередь, наложилась на культуру индийской цивилизации. Арьи - это индоевропейские народы, активно расселявшиеся из своей прародины (Причерноморье и Прикаспий) во II - первой половине I тыс. до н.э. Арьи расселялись в Иран (последователи зороастризма - тоже индоевропейцы), Грецию, Индию.

В Индию, как и в Иран, Грецию, Восточную Европу арьи принесли верова­ния, сложившиеся еще на их прародине в III тыс. до н.э. Эти верования зафикси­рованы в Ведах и получили название ведической религии, близкой к магическим религиям других древних цивилизаций. Веды - древнейший памятник индийской религиозной литературы, складывавшийся на протяжении многих веков (конец II - начало I тыс. до н.э.). Веды состоят из четырех сборников: Ригведа - собрание гимнов мифологического и космологического содержания; Самаведа - сборник песнопений, повторяющий тексты Ригведы и дополняющий их ритуально-обрядовыми инструкциями; Яджурведа - описание ведических ритуалов; Атхарваведа - сборник магических заклинаний.

Религия арьев была политеистической. В Ведах упоминаются десятки и сотни богов. Две группы богов противостоят друг другу - асуры и дэвы. К числу асуров относятся Варуна (в некоторых текстах он - верховный бог), Митра - солнечный бог и Вишну, защитник людей. Большинство ведических богов ушло в прошлое, лишь немногие сохранились в памяти народа, а Вишну стал важнейшим религиозным персонажем индуизма.

В Ведах нет упоминаний о святилищах и храмах, изображениях богов, профессиональном жречестве. Эта была одна из "примитивных" родоплемен-ных религий.

Второй период в истории индийской религии - брахманский. Он приходит на смену ведическому в I тыс. до н.э., когда в долинах Инда и Ганга возникают деспотические государства и складывается основа кастового строя. Каст - четыре. Это сословия, причем только первые три - сословия ритуально полноценных людей, их называют дважды рожденными. Это - последователи истинной религии: брахманы (наследственное жречество), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы). Четвертая каста - шудры - слуги, бесправная каста рабов, в религиозном смысле наименее ценная.

Кастовая система теоретически основывается на понятии о божественном едином начале и двух тенденциях, присущих жизни: движение от единого к раз­нообразию совершается в круговороте рождений; рождение в человеческом мире всегда совершается в определенном кастовым строем месте и сам этот строй принадлежит к порождаемому Единым началом многообразию форм. Принад­лежность к той или иной касте - не есть дело случая, это проявление неотврати­мой необходимости, кармы. Карма - одно из основных понятий индуизма. Это общая сумма всех совершенных живым существом поступков и их последствий. Человеческое существование - это существование в касте. Каста - жизненное пространство, в котором существует индивид, другого - нет. Исключенный из своей касты человек оказывается вне закона. Каста определяет место человека в индийском обществе, его права, поведение, внешний облик. Смысл существо­вания кастовых ограничений и разграничений - в поддержании, сохранении веч­ного порядка и, тем самым, служении ему. Человек, живущий в гармонии с ми­ровым целым, имеет шанс вырваться из кармического круга и достичь нирваны, то есть такого состояния покоя, отсутствия желаний, абсолютной отрешенности от оков материального бытия, в котором личность угасает и из которого уже нет возврата к новому рождению. Индуизм учит, что множественность форм жизни, в том числе конкретной человеческой жизни со всеми ее страданиями и радостями, - иллюзия, обман, ибо есть одна Жизнь, одна Сущность и одна Цель - познать Вселенную в себе самом и себя во всем.

Вначале брахманизм был религией, в которой центральное место занимал обряд. Дальнейшее развитие брахманизма шло от обряда к знанию.

Складывается учение о карме, которое становится краеугольным камнем индуизма. Закон кармы - закон воздаяния и возмездия, своим поведением каждый предрешает свою судьбу в последующем воплощении. В брахманский период появляется религиозно-философская литература - Упанишады. В Упанишадах обосновывается вера в перевоплощение и учение о возмездии за совершенное.

Постепенно древняя брахманская религия жертвоприношения становится тем индуизмом, который с некоторыми изменениями существует и в наши дни. Основу этой религии составляет мысль о том, что мир - не случайное, хаотичное сочетание вещей и явлений, а упорядоченное целое. Всеобщий и вечный порядок, удерживающий Вселенную, называется дхарма. Дхарма - не символ Бога, она находится в самих вещах и явлениях. Она воплощает в себе некую безразличную закономерность Вселенной как единого целого. Если действие человека соответствует дхарме, то оно хорошее и ведет к порядку, если действие противоречит порядку, оно плохое и ведет по закону кармы к страданиям в этом и следующих перерождениях.

Те, кто следует дхарме, стремятся не к физическим наслаждениям, а ищут вечную жизнь, абсолютную реальность. Их цель - достичь нирваны - освобождения души от телесной оболочки и от перерождений. Совокупность средств, с помощью которых можно постичь реальность и достичь освобожде­ния, - йога, духовная практика молитв, медитаций, дыхательных упражнений, помогающих сосредоточить все мысли на Едином, отрешиться от физического иллюзорного мира. Достичь нирваны - значит познать Единое, слиться с ним в состоянии транса, экстаза.

Если же человеку недоступен этот уровень познания и медитации, он должен просто следовать моральным и ритуальным предписаниям, строго соблюдать их. В таком случае он познает Единое в виде определенного бога, изображенного в храме, участвует в обрядах и праздниках. Это тоже путь индуизма.

Обрядность индуизма строится на концепции тримурти - индуистской троицы: Брахман - Шива - Вишну, разделивших между собой основные функции верховного бога - созидательную, разрушительную, охранительную. Культ Брахмана не имеет определяющего значения. Индуисты поклоняются преимущественно Шиве и Вишну, в зависимости от объекта поклонения они делятся на шиваистов и вишнуистов. В культе Шивы на первое место вышел созидательный момент - культ жизненной силы и мужского начала. На лбу Шивы - третий глаз, всевидящий и гневный.

Вишну - бог близкий людям, мягкий, охраняющий. Его отношения с женой Лакшми - олицетворение нежной самоотверженной любви. У Вишну - бесконеч­ное множество земных воплощений, аватар. Наиболее любимые в Индии - Рама, герой древнего эпоса "Рамаяны", и Кришна, который в эпосе "Махабхарате" выступает как общеиндийское божество. Основы индуизма изложены в "Бхагавадгите", философском трактате, который не без основания называют новым заветом индуизма.

Многочисленные храмы обслуживают - брахманы - жрецы индуизма. Авторитет брахмана в Индии беспрекословен. Из их числа выходили наиболее авторитетные религиозные учителя - гуру, обучающие мудрости индуизма.

В индуизме сохранились магические приемы, тантры, и сложился особый вид религиозной практики - тантризм. На основе тантр в индуизме возникли формулы - мантры - священные заклинания, которым приписывалась волшебная сила. Священные слова типа " Ом" и целые словосочетания, часто бессвязные, в индуизме превратились в заклинания, с помощью которых можно достичь желаемого или войти в состояние транса.

Само название индуизм, объединившее не имеющие единой церковной организации секты, направления, различные толкования религиозных положе­ний, элементы первобытных верований и другие проявления разнообразной индийской религиозной культуры, появилось в VIII в., когда в Индии распростра­нился ислам и индусами ("хинду") стали называть тех, кто его не принял.

В настоящее время индуизм исповедует 83 % населения Индии, он распространен также в Непале, Шри Ланке, Бангладеш и других странах, где проживают выходцы из Индии.

 

Джайнизм

Джайнизм - другая религия Индии, гораздо менее распространенная. Создателем новой веры считается кшатрий Вардхамана, живший в VI в. до н.э. на территории современного индийского штата Бихар. Джайнизм возник вместе с брахманизмом на основе той же ведической религии, поэтому у индуизма и джайнизма много общих черт.

До 30 лет Вардхамана вел жизнь мирянина, но затем, раздарив все свое имущество, ушел из мира и многие годы странствовал. Через 12 лет подвижник и аскет достиг "высшего знания" и стал Джиной - "победителем" (титул, присваиваемый наиболее почитаемым религиозным учителям). Еще три десятка лет Джина, он же Махавира ("великий герой"), проповедовал новую веру, обратил в нее множество учеников и, наконец, достиг "конечного освобождения", нирваны. Джайны считают, что Махавира был одним из 24 великих учителей человечества, первый из которых жил еще в те времена, когда люди не умели читать, считать, готовить пищу. Именно первый великий учитель научил их всему этому и заложил основы будущей религии, которую проповедовал Махавира.

Однако религиозная джайнская литература относится к периоду более позднему, чем время жизни первых вероучителей. И первые датированные сведения о джайнах и первый вариант писаного канона появились в III в. до н.э. Сама же религиозно-философская система джайнизма сложилась в середине I тысячелетия до н.э. В этот период в Индии возникла потребность критического осмысления Вед и ведической религии (индуистские Упанишады - следствие того же процесса). На базе возникшего комплекса идей, реформи­ровавших религиозно-философское содержание ведийско-брахманийской традиции и складывалась, религиозная система джайнизма.

Важнейшие тексты джайнского канона, включающего 45 сочинений, приписываются самому Махавире. Однако при попытке создания на основе текстов, изустно передававшихся после его смерти в нескольких поколениях, варианта писаного канона произошел раскол в джайнской общине на два направления. Этот канон получил признание шветамбаров ("одетых в белое"). Последователи другой ориентации - дигамбаров ("одетых пространстврм") - сохранили большую приверженность исходному джайнизму. Дигамбары считают, что древний истинный канон джайнизма утрачен; они имеют собствен­ные священные тексты и отрицают ряд положений из канона шветамбаров. Однако по основным вопросам вероучения сохраняется согласие.

Стержень вероучения джайнизма, как и индуизма, - концепция кармы и нирваны. Основной акцент джайнизм делает на самосовершенствовании души. Богов в джайнизме нет. Джайны поклоняются своим полумифическим пророкам как божествам. Не признавая существования Бога-творца, джайны считают душу вечной субстанцией, а мир изначальным. Душа индивида как часть общей души может, совершенствуясь, достичь освобождения от закона кармы и вечного блаженства. Но достичь нирваны может лишь аскет, полностью отрешившийся от мира, а не мирянин. Поэтому в джайнизме огромное значение придается аскетической практике.

Джайнизм не знает противопоставления материального и духовного. Душа присутствует в каждом растении, любой вещи. Отсюда главный в джайнской этике принцип ахимсы - ненанесения вреда живым существам. Наиболее ревностные джайны пьют только процеженную воду, чтобы не проглотить случайно мелкое насекомое, ходят с повязкой на рту и подметают перед собой дорогу, чтобы не наступить на кого-нибудь. Джайны не едят рыбы и мяса и даже клубней, корней и плодов, содержащих много семян.

Джайнизм видит основную свою задачу в разработке норм и предписаний, помогающих человеку достичь освобождения, т.е. в поисках "пути". Махавира определил этот путь как следование "трем драгоценностям": "совершенному воззрению" (т.е. видению мира в соответствии с учением джайнизма), "совершенному знанию" (т.е. познанию учения о сущности и душе мира), "совершенному поведению" (т.е. преодолению желаний и соблюдению религиозных правил").

Все члены джайнской общины (и монахи, и миряне, могущие в любой момент стать монахами) принимают пять основных обетов: не причинять вреда живому, не красть, не прелюбодействовать, не стяжать, быть искренним и благородным.

Джайнизм не создал собственной бытовой обрядности, и джайны прибега­ют в ряде случаев к услугам брахманов. Кастовое деление в джайнской общине играет гораздо меньшую роль, чем у индуистов.

Возникнув в Бихаре, джайнизм нашел немало приверженцев на юге и западе Индии, однако, с первых веков новой эры явно обозначился упадок джайнской общины. В настоящее время джайнская община составляет менее 1% населения Индии, хотя и играет заметную роль в экономической жизни страны, так как джайны традиционно активно занимаются финансовой и предпринимательской деятельностью.

 

Сикхизм

Сикхизм сложился в Индии в 15 веке, когда страна стала местом встречи двух религий – ислама и индуизма. Основатель сикхизма – гуру Нанак (1469-1539), призывавший объединить мусульман и индуистов. Сикхи подчеркивали равенство всех перед Богом, полную свободу от кастовых различий. Нанак ввел принцип совместной трапезы и общей кухни: в сикхских храмах – гурдварах – все равны и едят, сидя рядом друг с другом. Нанак был против затворничества и неравноправия женщин, многоженства и самосожжения вдов. Священная книга сикхов «Грантх Сахиб» («Гуру Грантх»). При десятом гуру – Гобинде (а сикхи признают авторитет 10 гуру) сикхские общины были реорганизованы в военную организацию – хальса. Вступившие в хальсу прибавляли к своему имени слово сингх, что означало лев и давали пять обетов:

  • не стричься и не носить бороды (кеш);
  • носить короткие и удобные для сражения брюки (качх);
  • носить в пучке волос гребень (кангха);
  • иметь короткий меч-кинжал (кирпан);
  • иметь боевой стальной браслет (канкан).

Этот обет называют обетом пяти «К».

Начав борьбу за создание собственного государства, сикхи требовали отделения штата Пенджаб и создания самостоятельного государства – Халистан. Сегодня насчитывается около 19 млн. сикхов в Индии.

Конфуцианство

Конфуцианство - скорее не религия, а этико-философское учение с элементами религии. Возникнув в Китае, оно вошло в религиозный комплекс не только Китая, но и Кореи, Японии и некоторых других стран.

Основатель конфуцианства - Кун-цзы (Конфуций) жил в 551-479 гг. до н.э. Он был хорошо знаком с первобытными верованиями китайцев: культом умерших предков, культом Земли - и почитанием верховного божества и легендарного первопредка Шан-ди; и многое из них заимствовал при разработке своего учения.

Культ Шан-ди впоследствии стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной безличной силой, законом и хранителем Земли и мироздания. Генетическая связь Китая с Небом по Конфуцию закодирована в самом названии страны -"Поднебесная" и в титуле ее правителя - "Сын Неба", сохранившемся до XX в.

Конфуций - в китайской традиции хранитель мудрости "золотого века" - жил в эпоху крупных социально-политических потрясений. Выступив против царившего хаоса, философ выдвинул идею социальной гармонии, опирался на авторитет мудрецов и правителей глубокой древности.

Источник конфуцианства и его священная книга - "Луньюй" ("Беседы и суждения") написана последователями Конфуция и считается записями его бесед с учениками. В "Луньюе" изложена концепция совершенного человека - мудреца, живущего в гармонии с Небом, дана программа совершенствования человека с целью достижения лада с Космосом. Благородный муж - идеал нравственности для всего общества. Ему присуще чувство гармонии и органический дар жить в природном ритме. Мудрец действует природосообразно, так как познал "золотую середину", порядок в чувствах, мыслях и действиях. Назначение мудреца - упорядочивать социум и охранять все живое, воспитывать народ в духе уважения существующих порядков, в духе соблюдения закона (" Жень"), ниспосланного Небом. Для усвоения этого закона человек должен соблюдать "ли" - нормы общественного поведения, традици­онные обряды, церемонии, поступать согласно своему общественному положе­нию - сына, отца, подданного, друга, брата, мужа. Место в социуме как прояв­ление закона Неба ежедневно определяет жизнь праведного конфуцианца.

Воспитывая эти качества, мудрецы выстраивали иерархию в обществе. В контексте конфуцианской этики положение нижестоящего никогда не воспринималось как унизительное: предполагалось, что в ответ на послушание, смирение он получит отклик, его удовлетворяющий. Приобщение каждого к соблюдению меры обеспечивало сохранение в обществе моральных ценнос­тей. Устойчивость китайского социума и государства, питавшаяся жизнеспо­собностью китайской культуры, во многом была обязана ритуалу.

С превращением конфуцианства в религию Конфуций был обожествлен. Конфуцианство отличается от многих религий отсутствием жречества, мисти­ческих элементов и сводится к строгому выполнению обрядов и предписаний, Основное содержание культа конфуцианства - почитание предков: каждая семья, род имеют свой храм, где размещены символизирующие предков таблички, перед которыми совершаются жертвоприношения.

Идеи Конфуция по-своему перечитывались каждым новым поколением. Так, Мэн-цзы (372-289 до н.э.) заново осмыслил наиболее важный тезис учителя о сущности добродетельного правления. Он видел достижение человеком гармонии с Небом в достижении гармонии в государстве между правителем и подданными.

На рубеже новой эры в конфуцианстве обнаруживаются новые тенденции: к ритуалу прибавляется институт закона; ритуал можно применять по отношению к просвещенным верхам общества, народом же нужно управлять с помощью закона и наказания.

Во II в. до н.э. конфуцианец Дун Чжуншу придал конфуцианству характер государственной идеологии. Он свел традиционное учение о двух началах мироздания - "инь" (женское начало, ассоциировавшееся с Луной, темное и слабое) и "ян" (сильное, солнечное, мужское, активное начало), сложившееся еще до конфуцианства и зафиксированное в "Книге перемен" - пяти первоэле­ментах (вода, металл, дерево, почва, огонь) составляющих все сущее, в единую систему. Эта система теперь охватывала весь универсум и давала космологическую интерпретацию конфуцианской концепции общественного устройства.

В Средние века в Китае конфуцианство переживает модификацию в связи с распространением буддизма. Была составлена новая редакция канонических текстов, перетолкованы древние классики. Это движение получило название "неоконфуцианства" или "чжусианства" по имени философа Чжу Си (1133-1200 гг.).

Культ обожествленного несколько ранее Конфуция повлек за собой все большее обожествление императора. Сын Неба считается высшим жрецом и совершенством лишь потому, что венчает социальную пирамиду общества, 'Воля императора возводится в непреложный закон.

После 1949 г. и во время "культурной революции" учение Конфуция было полностью отброшено. Однако и настоящее время традиционные нормы и институты широко распространены в Китае, на Тайване и среди этнических китайцев. Родственники Конфуция в 67-м поколении пользуются большим уважением.

 

Даосизм

Даосизм - еще одна китайская религия, точнее, религиозно-философское учение. Даосизм возник в IV - III вв. до н.э. на основе традиционных верований: всеобщего принципа - инь и ян, учения о пяти первоэлементах и гармонии всего сущего.

Даосизм в качестве классического канонического сочинения использовал трактат Лао-цзы (древн. назв. "Дао дэ цзин"). «Даодэцзин» была написана на бамбуковых планках и занимала 3 телеги, состояла из 5 тысяч иероглифов. В ней отражена модель мира, где над всеми богами, включая и верховное божество – небесного Владыку, главенствует мощная сила, управляющая Вселенной – это Дао. Иероглиф «Дао» (или «Тао») обозначает дорогу, путь. Он изображается как перекресток с пустым пространством внутри, в которм изображен глаз, символизирующий человеческое внимание, постоянно производящий выбор пути. Главная категория даосизма - Дао - сущность и первопричина мира, источник его многообразия, "мать всех вещей", безличный закон природы. Все сущее произошло от Дао, чтобы затем, совершив кругооборот, опять в него вернуться. Дао - не только первопричина, но и конечная цель и завершение бытия. Это также "естественный путь", по которому должен следовать окружающий мир и все люди, это гармония инь и ян и пяти первоэлементов. Постижение Дао недоступно для органов чувств. Дао познается только в созерцании, обычном занятии отшельника - даоса. Дао также проявляется в дэ (добродетели) и ритуале. Задача подвижника - познать Дао, встать на путь естественности, под которой имеется в виду гармония мира: слияние человека с природой.

Другим важным понятием даосизма выступает недеяние - отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропоряд­ком. Следуя принципу недеяния, мудрый правитель упорядочивает Поднебес­ную, управляет государством, предотвращает смуту. Даосский мудрец внешне пассивен, самоотстранен от имра, пребывает в состоянии покоя и пустотности сознания, незаметен среди людей. Он ставит себя ниже других и подобен могучему государству, которое желая распространить свое влияние на соседнее государство, не объявляет ему войну, а, ставя себя ниже, уподобляется лощине, в которую все воды стекаются сами. И так бесконфликтно присоединяет его.

Один из основателей даосизма Чжуан-цзы (ок.369-286 до н.э.) написал трактат, направленный против учения Конфуция. По "Чжуан-цзы", жизнь и смерть лишь ступени всеобщей метаморфозы, Человек-микрокосм, как и универсум-макрокосм, вечен: со смертью его физического тела дух растворяется в мировой пневме.

Бессмертие достигается путем слияния с Дао как источником жизни с помощью религиозного созерцания, дыхательных и гимнастических упражне­ний, сексуальной гигиены, алхимии, магии.

В даосизме естественные процессы получают мистическое истолкование, складывается божественный пантеон, возглавляемый троицей - Шан-ди (Яшмовый владыка), Лао-цзы и творцом мира Пань Гу. Религиозная организация строится по иерархическому принципу. Важную роль в ней играют жрецы и монахи. В начале V в. оформляются вероучение и ритуал даосизма. Даосизм становится государственной религией. Однако в его недрах возникает мно­жество сект, отличающихся самостоятельной интерпретацией теологических проблем, догматики, ритуалов, различными взглядами на обязанности верующих. Среди последователей даосизма были суровые аскеты, а наряду с ними - люди, вовсе не считавшие отказ от жизненных благ условием достижения высшего блаженства.

Даосизм вошел составной частью в китайский комплекс "трех учений" наряду с конфуцианством и буддизмом; для него характерно сочетание элементов всех этих религиозных систем, бытовых суеверий, других мистических представлений.

Отшельники - даосы ведут уединенный образ жизни на природе, стремясь слиться с нею в гармонии. Достижению бессмертия предшествует достижение долголетия: правильное "питание духа" и "питание тела". Питание духа, т.е. знание и добродетели учитывают духи на небе, которые следят за соблюдением заповедей, долга и, исходя из этого, определяют срок жизни человека. Питание тела - соблюдение строжайшей диеты (идеально для даосских мудрецов - питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы) и дыхательная гимнастика.

Даосизм, выйдя из народных верований, особенно в средние века был неразрывно связан со всеми аспектами быта и культуры китайцев. Даосы верили в царство демонов, где мучились души грешников, и населенные божествами небеса, уготованные для праведников. В средние века учение о бессмертии обернулось культом многодетности, богатства. Пантеон даосизма включил в иерархию божеств легендарных правителей, мифических героев и мудрецов, различных исторических деятелей. Наибольшей популярностью пользовалась восьмерка мудрецов, наделенных чертами людей и волшебников.

Даосизм оказал сильное влияние на культуру, на традиционные формы знания. Занятия алхимией способствовали накоплению богатого материала в области химии, медицины - иглотерапии, фармакологии. Даосские сочинения сохранили рецепты траволечения, описание свойств металлов и минералов.

В первые века н.э. в Китай пришел буддизм и даосизм стал к нему приспосабливаться. Официальное признание даосизм получил в 165 году. Даосские храмы появились в 7-8 вв. н.э., а буддийские и конфуцианские известны еще с первых веков н.э. Даосские храмы представляют собой невысокие строения с изогнутой крышей, в храмовом дворе по обе стороны дороги растут деревья (в основном персиковые, т.к. это дерево – символ бессмертия) и имеются небольшие водоемы.

В наше время даосизм популярен в Китае, на Тайване и среди китайских эмигрантов. Активно действующие храмы божеств китайского пантеона обслуживают шаманы-медиумы, гомеопаты, хироманты, физиогномисты. Даосские храмы, монастыри и святые места посещают сотни тысяч верующих.

 

Синтоизм

Синтоизм - политеистическая религиозная система Японии. Термин "синто" (путь богов) появился в средневековье. Мифологическая традиция, содержащаяся в первых японских письменных памятниках, отразила сложный путь формирования системы синтоистских культов, в которую вошли божества племен, пришедших на японскую землю, и аборигенного населения.

Главная священна книга «Кодзики» («Записи о делах древности», 712 г.) и «Нихонги» («Японские хроники», 720 г.). Первые разделы посвящены вопросам о сотворении мира. Мир – яйцо, содержащее в себе зародыши. Небо отделилось от Земли и возникли три божества – Владыка Священного Центра Неба, Владыка Священного Творения, Владыка Божественного Творения. Из хаоса первым «выпрыгнул» Бог Вечного Установления земли. Затем появились другие божества, среди которых Идзанаги и Идзанами. От их союза родились острова. При родах божества огня Идзанами умирает. В порыве отчаяния Идзанаги схватил меч и отсек голову сыну – богу Огня и родились новые божества. Идзанаги отправился в Страну Мрака за Идзанами, но, увидев супругу в состоянии разложения, в страхе бежал оттуда, закрыв проход из страны света в Страну Мрака большой скалой. Идзанаги очистился, совершив омовение водой. Из капель воды, омывших его левый глаз возникла богиня Солнца Аматэрасу, от воды, омывшей его правый глаз – Бог Луны - Цукиеми, от воды, омывшей нос – Бог бури и Ветра – Сусаноо.

Местные боги были потеснены, верховным божеством стала солнечная богиня Аматэрасу. Она отправила на Землю своего внука Ниниги, который и стал первым императором Японии.

Первостепенное значение для древнего японца имели родовые божества - "удзигами". В функции удзигами входило охранение рода, покровительство жизни и разнообразной деятельности его членов. Помимо родовых божеств большое значение имели божества - повелители природных стихий: землетрясений, ураганов, дождя и снега, а также многочисленные ландшафтные божества, которыми японец населял весь окружающий мир. Любая гора, холм, лес, река, водопад имели своего ками - бога-охранителя, сила действия которого распространялась именно на этот район.

В культе богини Аматэрасу три божественные регалии - зеркало, меч и яшмовые подвески. Согласно мифологической традиции богиня Солнца передала их богу Ниниги, отправляя его на землю с наставлением - освящать ими весь мир и править им. Возникла также приспособленная к жизненной практике трактовка религии, как символов важнейших добродетелей: зеркало - символ честности, яшмовые подвески - сострадания, меч - мудрости. Наивысшее воплощение этих качеств приписывалось личности императора. Главным синтоистским храмовым комплексом стало святилище в Исэ - Йсэ дзингу (основано в конце VII в.). Это святилище Аматэрасу, где отправляется ее культ как верховного божества и божества-прародителя императорского дома, а через него и всех японцев. Первые храмы синтоизма появились в 6 веке н.э. Сейчас в Японии свыше 80 тыс. синтоистских храмов.

Синтоизм складывался в раннефеодальную эпоху (VI-VII вв.). Этот процесс совпал с укоренением на японской почве буддизма, и после периода соперничества духовенство обеих религий выработало принцип мирного сосуществования, так называемый ребу-синто - "путь буддизма и синто", по которому боги синтоизма признаются воплощениями (в перерождениях) различных персонажей буддизма. В настоящее время более половины населе­ния Японии формально исповедует обе религии, отправляя обряды жизненного цикла (благословение новорожденных, брак) в синтоистских храмах, а похоронно-поминальные обряды - в буддийских. В середине XIX в. синтоизм становится государственным культом. Он состоит из следующих слоев: династийный синтоизм, культ которого отправляется в императорской семье; тенноизм, обожествляющий императора; храмовый синтоизм с культом местных и общеяпонских богов; домашний синтоизм с культом не вошедших в государственную систему локальных божеств и духов, отправляющийся у природных объектов. С 1946 г. синтоизм отделен от государства, храмовый синтоизм организационно раздроблен между храмами и их ассоциациями.

Ритуал синто состоит из 1)очищения; 2) жертвоприношения; 3)молитвы; 4)священной трапезы.

Очищение – сайкай - связано с понятием чистого и нечистого. Чистым считается благо, добро. Нечистым – грязь, зло. Грязь – застойная вода, мусор, гниющие продукты, все, что связано с болезнью, кровью, смертью. Есть три способа очищения: 1) мисоги - (омовение) – ритуальное омовение водой рук и рта; 2) ими - (воздержание) – запрет перед участием в ритуале на посещение кладбища, общение с больным, принятие некоторых видов пищи и т.п.; 3) охараи – (обмахивание того, что подлежит очищению, слева направо ритуальным предметом хараигуси (палочка из священного дерева), разгоняя злых духов).

Жертвоприношение – синсэн - подношение божествам пищи (это – рисовая водка сакэ, рисовые лепешки, рыба, зелень, сладости, вода).

Молитва – речевой ритуал норито, исполняемый священником.

Религиозная трапеза – наораи. Подношения забираются из алтаря и преподносятся участникам церемонии. Этот обряд – символ единения человека с божеством.

Еще один ритуал – мацури. Он организуется 1-2 раза в год, смысл – обновление связи между жителями данной местности и божествами. Во время мацури совершаются очищения, молитва. Кульминацией праздника являются шествия с паланкином – носилками (омикоси), на которых установлены миниатюрные модели храма, сделанные их кортона, украшенные золотом и увенчанные изображением птицы. Внутри омикоси – символ божества.

У всех национальных религий Дальнего Востока много общих черт, прежде всего - это религии политеистические, не почитающие единого Бога-творца. В эгом отношении к ним примыкает одна из трех мировых религий - буддизм. Две другие мировые религии строго монотеистичны и имеют своим истоком единственную монотеистическую религию Древнего мира - религию древних евреев, которая впоследствии развилась в религиозную систему иудаизма.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.