Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Иудаизм – религия древних евреев.





Термин " иудаизм ", обозначающий монотеистическую религию древних и современных евреев, происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библейскому повествованию самым многочисленным из 12 еврейских колен. Выходцем из рода Иуды был царь Давид (конец XI в. - ок. 977 г. до н.э.), при котором Израильско-Иудейское царство в конце XI в. до н.э. достигло наивысшего могущества. Это обстоя­тельство подчеркнуло привилегированное положение иудейского рода в древнееврейском государстве, а также тот факт, что термин "иудей" стал использоваться как эквивалентный слову "еврей". В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая на рубеже II - I тысячелетий до н.э. среди еврейских племен; в более широком смысле иудаизм - это комплекс правовых, морально-этических; философских и, конечно, религиозных представлений, определяющий на протяжении вот уже четырех тысячелетий уклад жизни евреев.

Иудаизм возник во II тысячелетии до н.э. на основе политических верований и обрядов кочевых еврейских племен Северной Аравии, а после завоевания ими в XIII в. до н.э. Палестины впитал в себя религиозные представления местных земледельческих народов. Культ Яхве, Бога племени Иуды, который почитался как Единый личный Бог, превратился в общегосударственный культ.

Уже на ранней стадии развития структура иудаизма приняла достаточно разветвленный характер и включила в себя, по меньшей мере, семь основных элементов: 1) учение о Боге, сущности Вселенной и человеке; 2) концепцию богоизбранности народа Израиля (Израиль - имя, которое, по преданию, получил один из патриархов древних евреев - Иаков - от Бога в знак богоизбранности); 3) Священное Писание; 4) Свод религиозных законов; 5) порядок религиозного ритуала; 6) систему религиозных институтов; 7) кодекс морально-нравственных отношений.

Священное Писание (священная книга) иудаизма известно в древнеев­рейской аббревиатуре как Танах; в него входят; Тора (Учение), или Пятикнижие, авторство которого приписывается основателю иудаизма - пророку (пророк - человек, доводящий до сведения своего народа высшую истину) Моисею; Навиим (Пророки) - 21 книга религиозно-политического и историко-хронологического характера; Кэтувим (Писания) -13 книг разнообразного религиозного жанра. Самая древняя часть Танаха датируется X в. до н.э. Работа по составлению канонизированного варианта Танаха была завершена в III-II вв. до н.э. Тогда же завершился древний период истории иудаизма. Второй период иудаизма длился до начала XIX в. и может быть определен как раввинско-талмудический. В этот период раввинами (законоучителями) на основе толкования Торы применительно к новым условиям жизни евреев в средневековом мире было завершено составление второго после Танаха (христианской Библии) по значению источника иудейского вероучения и священной книги - Талмуда (III-V вв. н.э.). Следующий этап развития иудаизма - от начала XIX в. до наших дней.

Центральная доктрина иудаизма - вера в Единого личного Бога, который бессмертен, вечен, всемогущ, вездесущ, безграничен и является творцом всего сущего. Человек согласно иудаизму создан по образу и подобию Бога, его душа как подобие вечного Бога бессмертна. Верующий должен поддержи­вать связь с Богом через молитву, а Божья воля открывается человеку через Танах.

Согласно Танах - Бог последовательно открывал себя еврейскому народу (патриархам), который стал носителем истины, богоизбранным народом (ведь когда прочие народы поклонялись множеству богов, еврейский народ поклонялся единому истинному Богу).

Человек, созданный Богом, находился в раю, где не знал смерти, страданий, недостатков, а только созерцал Бога. Отпав от Бога из-за выбора своей свободной воли, т.е. совершив грех, нарушение божественной воли, человек обрек сам себя на бесконечные страдания физического мира. Восста­новить утраченный рай призван мессия, мистическая фигура, помазанник Божий, который придет к верным Богу, чтобы установить справедливый и угодный Богу порядок. Концепция мессии близка концепции Страшного суда, т.е. последнего Божьего суда перед установлением нового угодного Богу порядка на земле для праведных и наказанием для грешников.

Древнееврейские патриархи - Авраам, Исаак, Иаков, которым Бог открыл истину о себе, боролись с политеизмом, стремясь обратить народ своего рода в истинную веру. Племенной союз (завет) с Богом нашел свое выражение в десяти заповедях, дарованных согласно Танаху, пророку Моисею на Синайской горе "Десять Заповедей" обязывали евреев соблюдать весьма простые и доходчивые правовые и морально-этические нормы (да не будет у тебя других Богов, не убивай, не кради, не прелюбодействуй, почитай отца и мать и др.).

Первоначально Яхве не имел храмов, для него возводился шатер (скиния), где размещался Ковчег завета, символизировавший земное местонахождение Бога. Лишь с образованием централизованного Иудейского государства при царе Давиде в 1004 г. до. н.э. Ковчег завета был перенесен в Иерусалим, а в 945 г. до н.э. сыном Давида царем Соломоном был возведен храм в честь Яхве. Храм обслуживался сословием священников и их помощников.

После захвата Иудеи войсками Навуходоносора в 586 г. до н.э. начинается рассеивание евреев по другим странам, где возникают еврейские колонии, диаспора. Разрушенный храм впоследствии был восстановлен, но в 70 г. н.э. разрушен вновь. С тех пор евреи не имеют храма, совершая отправление культа в многочисленных молитвенных домах-синагогах, которые обслуживают священнослужители-раввины.

К V в. н.э. раввины завершили работу над Талмудом. В Талмуде нашли отражение новые религиозные идеи: вера в загробный мир, посмертное воздаяние, воскресение мертвых. Талмуд закрепил систему религиозной обрядности, которая связывает поведение верующего 613 предписаниями. В этот период складывается та форма иудаизма, которая считается традицион­ной, ортодоксальной. Вскоре появляется модернистское направление иудаизма, стремящееся приспособить иудаизм к конкретно-историческим условиям. В XII-XII1 вв. распространяется система религиозно-философских взглядов Каббалы (предания), которая отчасти породила мистическое течение в иудаизме - хасидизм, возникшее в XVIII в.

Третий период развитияиудаизма, современный, характеризуется появлением реформаторского иудаизма, отбросившим многие обрядовые предписания. С начала XX в. приобретает влияние сионизм - политизированный иудаизм. В основе сионизма лежит идея возрождения еврейского государства (вскоре оно было образовано) и сосредоточения всех рассеянных по миру евреев на земле Бога - в Израиле.

В настоящее время иудаизм распространен среди евреев диаспоры и граждан Израиля. Хотя иудаизм в Израиле официально не признан государст­венной религией, его институты финансируются из государственного бюджета. Верховный раввинат не только контролирует религиозные учреждения, но и активно вторгается в светские области. В десяти городах страны действуют 24 раввинатских суда.

Среди религиозных обычаев иудаизма – развешивание мезузы и ношение цицита. Мезуза – кусок пергамента, на котором написаны стихи из Второзакония, свернутый в свиток и помещенный в футляр, прикрепляемый к дверному косяку. Мезуза – магическое средство, способное уберечь от злых духов. Цицит – кисти из шерстяных ниток, прикрепленные к краям 4-х –угольного куска материи, надеваемому верующим под верхнюю одежду. Цицит способен обречь, считают верующие, от зла.

К религиозным обрядам иудаизма относится капорес. Он состоит в том, что в ночь накануне судного Дня мужчина трижды вертит над своей головой петуха (женщина - курицу), произнося молитву: «Это да будет искуплением моим, жертвой моей и заменой вместо меня, сей петух пойдет на смерть, а я обрету счастливую, долгую жизнь». Петуха режут, а мясо съедают в ночь на исходе Судного дня. Другой обряд – ташлих. В день иудейского Нового года верующие собираются у реки и читают отрывки из ветхозаветной книги пророка Михея и поют религиозные гимны. Во время чтения молитвы верующие вытряхивают карманы и бросают в воду крошки хлеба, полагая, что тем самым освобождаются от грехов.

Существует также обряд обрезания, который производится на 8 день после рождения мальчика.

К иудейским праздникам относятся: Пасха (Песах) - (праздник, знаменующий начало весны); Шабат – суббота – время отдыха и запрета на любую деятельность; Йом-киппур – день всепрощения – суточный пост, символизирующий покаяние; Суккот и шнуот – праздник, посвященный сбору урожая; Симхат Торы – радость Торы – праздник по случаю завершения чтения Торы в синагоге. Синагога – собрание верующих во главе с раввином (учителем). К запретам в иудаизме относятся, например, пищевые запреты (нельзя одновременно употреблять мясную и молочную пищу), есть можно только кошерное (дозволенное) мясо.

 

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.