Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Особенности предпринимательской деятельности





Опорный конспект лекций

по учебной дисциплине

Организация предпринимательской деятельности

 

Факторинг.

Под факторингом понимают систему взаимоотношений, которая устанавливается между предпринимателем и фактор-фирмой. При этом фактор-фирма берет на себя погашение дебиторской задолженности предпринимателя (когда такой предприниматель приобретает товар, но не может сразу его оплатить) или покупает у предпринимателя его требование к какому-либо партнеру о платеже (т. е. когда предприниматель осуществляет поставку товара, но покупатель пользуется отсрочкой платежа).

В роли фактор-фирмы часто выступают банки (многие банки к настоящему времени превращаются в банковские группы; они начинают заниматься не просто финансовым обслуживанием, а осуществляют комплексное обслуживание клиентов, учреждая в своей структуре факторинговые, лизинговые, инжиниринговые, консалтинговые конторы).

Факторинг — это разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента через покупку фактор-компанией счетов клиента.

Факторинг является одним из элементов универсальной системы финансового обслуживания клиентов, включающей бухгалтерское, информационное, рекламное, сбытовое, транспортное, страховое, кредитное и юридическое обслуживание. За самим клиентом остается практически только производственная функция.

Распространение факторинговых операций связано с тем, что в современных условиях обычный срок платежа колеблется от 1 до 3 месяцев. Если банк оплачивает требования по таким платежам сразу, т. е. используется условие сконто (немедленная оплата), то оборачиваемость средств увеличивается. Предприниматель, в чью пользу осуществляется платеж, обычно предоставляет в таких случаях скидку с цены в размере 3%. Эти 3% и являются прибылью фактор-фирмы.

Дебиторская задолженность — долг по счету, отраженный в бухгалтерских документах. Например, вы продаете товар одному из своих партнеров, который осуществит платеж через 3 месяца. Следовательно, в течение этих 3 месяцев часть вашего капитала не работает, она не принесет вам никакой прибыли. Но вы можете при предоставлении 3%-ной скидки с цены получить эти деньги у фактор-фирмы, которая в свою очередь через 3 месяца получит от партнера полную сумму, причитающуюся вам за совершенную поставку. Или наоборот, вы купили товар; банк оплачивает 97% контрактной стоимости (у вас в момент покупки нет свободных капиталов), а вы банку через 3 месяца выплатите 100% контрактной стоимости.

Коммерческий трансферт.

Коммерческий трансферт используется в межстрановых отношениях и представляет собой взаимное приобретение партнерами друг у друга капиталов в национальных валютах в установленных (договором) размерах по договорной цене. Однако такое приобретение капитала не предполагает его перемещения через национальные границы. Капитал зачисляется в национальном банке страны продавца, но на счет, который открывается на имя покупателя.

Например, вы приобрели капитал на указанных условиях у своего партнера в США. Таким образом, в американском банке теперь имеется ваш собственный счет на определенную сумму. В свою очередь, вы открываете счет на определенную сумму в российском банке на имя вашего американского партнера. Теперь вы можете приобретать любой товар у любой американской фирмы и осуществлять платежи со своего счета в американском банке. Такие же действия, но уже на территории России, может совершать и ваш американский партнер. Купив товар, вы можете вывезти его в Россию для реализации.

Другими словами, эту операцию при умелом ее планировании можно совершить с «пустым карманом, т. е. она не требует никакого первоначального капитала (если, конечно, есть возможность получить в банке кредит под открытие счета для иностранного партнера). Залогом в данном случае может выступать сам договор о коммерческом трансферте, т. е. те валютные средства, которые зачисляются на счет российского партнера в иностранном банке.

Эта форма партнерских взаимоотношений используется в международных межбанковских связях при открытии так называемых корреспондентских счетов. К примеру, российский банк открывает свой счет в долларах в банке США. а у себя открывает счет в рублях, принадлежащий этому американскому банку. Такие счета нужны обоим банкам для обслуживания своих клиентов, которые имеют отношения с Россией (клиенты американского банка) или с США (клиенты российского банка).

В отношениях между государствами нередко также используется коммерческий трансферт или его элементы. Особенно это характерно для тех форм финансовых отношений, которые базируются на кредитах или финансовой помощи. К примеру, Великобритания предоставляет финансовую помощь, странам Британского содружества, сопровождая это решение условием, что выделяемые средства могут быть использованы только для закупки товаров у английских фирм на территории Великобритании. Выделяемые на таких условиях средства не покидают страны и служат формой косвенной поддержки британских товаропроизводителей.

 

Тема 9. Государственная охрана предпринимательской деятельности

Товарный знак и знак обслуживания

Товарный знак в Республике Беларусь (РБ), представляет собой обозначение, которое позволяет отличить товар или услугу одного лица от однородного товара и услуги другого лица.

Что может быть зарегистрировано как товарный знак?

Как товарный знак, в Республики Беларусь, можно зарегистрировать словесные, буквенные, цифровые, изобразительные, объемные обозначения, сочетания цветов, а также комбинации таких обозначений.

Как зарегистрировать товарный знак?

В Республике Беларусь товарный знак регистрируется в Национальном центре интеллектуальной собственности либо в соответствии с международными соглашениями, (Парижской конвенцией по охране промышленной собственности, Мадридским соглашением о международной регистрации знаков и Протоколом к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков).

Товарный знак в Республике Беларусь может быть зарегистрирован на имя организации или гражданина.

Так же можно зарегистрировать товарный знак для ассоциации, союза и другого объединения юридических лиц.

Подача заявки, ведение дел в Национальном центре интеллектуальной собственности Республике Беларусь могут осуществляться заявителем самостоятельно либо через патентного поверенного РБ.

Выдача дубликата сертификата соответствия

Выдача дубликата сертификата соответствия производится при утере (порче) заявителем подлинника сертификата соответствия.

В этом случае заявитель информирует об утере (порче) сертификата соответствия орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, и направляет заявку в произвольной форме на выдачу дубликата сертификата соответствия.

Дубликаты сертификатов соответствия продлению не подлежат. На остатки партии оформляется новый сертификат соответствия.

ЗОНЫ РИСКА

Безрисковая зона Область, в которой потери не ожидаются. Ей соответствуют нулевые потери или превышение прибыли над расходами
Зона допустимого риска Область, в пределах которой данный вид предпринимательской деятельности сохраняет свою экономическую целесообразность. Граница ее соответствует уровню потерь, равному расчетной прибыли от предпринимательской деятельности.
Зона критического риска Область, характеризующаяся возможностью потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли, вплоть до величины полной расчетной выручки от предпринимательства, представляющей сумму затрат и прибыли
Зона катастрофического риска Область потерь, которые по своей величине превосходят критический уровень и в максимуме могут достигать величины, равной имущественному состоянию предпринимателя. Катастрофический риск способен привести к краху, банкротству, закытию фирмы и распродаже имущества.  

Деятельность предпринимателя в условиях риска

Наиболее важным качеством, которым непременно должен обладать будущий предприниматель, является готовность идти на риск. Мечтают стать предпринимателями многие, большинст­во из них для этого имеют и достаточно широкий спектр ка­честв, но на риск идут единицы. Бизнес напоминает азартную игру. Принятие любых решений в этой игре (выбор сферы дея­тельности, конкретного проекта, определение места расположе­ния предприятия, распределение материальных и финансовых ресурсов и т.д.) всегда касается будущего, а поэтому сопряжено с риском. Риск заключается не в том, что можно ошибиться (ошибаются все без исключения), а в том, что можно потерять все. Риск предполагает неопределенность результата в будущем, а следовательно, возможность неблагоприятных последствий в случае неудачи.

Предприниматель, в отличие от представителей других про­фессий, по своему характеру является игроком. Психологи делят людей по их отношению к риску на три основные группы: рас­положенные, не расположенные и нейтральные к риску. Но так как в жизни никто не может полностью избежать риска, всех людей можно условно разделить на две категории: рисковых и менее рисковых. Отличить «рисковых» от «менее рисковых» можно уже по характеру постановки вопроса о риске. У рис­кового человека никогда не возникает вопроса о том, рисковать ему или нет. Для него имеет значение только вопрос, как риско­вать. Сама возможность рисковать им никогда не ставится под сомнение.

Обычно началу любого предприятия предшествует интенсив­ное и глубокое изучение комплекса вопросов, характеризующих различные аспекты предстоящей деятельности, что в будущем помогает не допускать многих серьезных просчетов, основанных на неправильном понимании тех или иных процессов и ситуаций. Каждый предпринима­тель использует широкий арсенал способов снижения степени риска:

- Окружать себя компетентными и нестандартно мыслящи­ми профессионалами, а не только безынициативными со­трудниками, которые лишь четко выполняют указания ру­ководителя.

- Не следует скрывать от сотрудников, если вы чего-то не знаете. Умный человек тем и отличается, что, во-первых, всегда осознает невозможность знать все, во-вто­рых, аккумулирует и использует знания и опыт других для процветания собственного дела;

- Постоянно заниматься самообучением и обучением персо­нала. В бизнесе процветают лишь те, кто постоянно учит­ся. Обучение в бизнесе — это прежде всего сбор и оценка информации, консультирование со специалистами, самостоятельное принятие решений, объективный анализ при­чин в случае неблагоприятного исхода;

- Пользоваться услугами страховых компаний;

- Искать и применять новые методы управления бизнесом;

- Осуществлять постоянный контроль за бизнесом.

В любом решении, которое принимается в бизнесе, присутст­вует риск. Поэтому каждый, кто собирается выбрать своей про­фессией предпринимательство, должен вначале определить свое отношение к риску. Это позволит избежать многих ошибок еще при выборе сферы деятельности и будущего проекта: или это бу­дут достаточно рисковые, но имеющие значительный потенциал для роста операции, или же следует ограничить свою деятель­ность некоторыми видами малого бизнеса, характеризующегося большей стабильностью и надежностью. В настоящее время для того, чтобы узнать, к какой группе по отношению к риску вы принадлежите, имеется значительный набор различных тестов и достаточно большое количество специалистов-консультантов.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ

Методы предупреждения риска · приобретение необходимой информации о риске; · стратегическое планирование деятельности; · целенаправленный маркетинг; · прогнозирование развития внешней среды; · обучение и инструктаж персонала; · осуществление предупредительных · мероприятий (противоаварийных, противопожарных)
Методы избежания риска · отказ от ненадлежащих партнеров; · поиск партнеров; · отказ от рисковых проектов; · концентрация имущества; · увольнение некомпетентных работников
Методы локализации риска · Создание дочерних предприятий для реализации рисковых проектов; · создание специальных (с обособленным балансом) структурных подразделений; · заключение договоров о совместной деятельности для реализации рисковых проектов
Методы диверсификации риска · распределение рисков между участниками отдельных проектов; · диверсификация сбыта, инвестиций, видов деятельности; · распределение риска во времени
Методы снижения экономических последствий риска · самострахование хозяйственных рисков – создание предприятием специального резервного фонда за счет отчислений от прибыли на случай возникновения непредвиденной ситуации; · страхование хозяйственных рисков – отношения про защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов; · лимитирование – установление предельных норм расходов по одной сделке, норм инвестирования в один объект, пределов компетенции в принятии финансовых решений отдельными работниками

Для определения степени риска используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического метода лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности предприятия). Статистический метод относительно точен, но требует значительного объема данных и не учитывает резких изменений в инвестиционной политике предприятия и влияния внешних факторов. Для преодоления этих недостатков используют экспертный метод.

Оценка вероятности наступления рисков часто проводится методом экспертных оценок. Экспертный метод основан на усреднении экспертных оценок риска. Для этого приглашаются не менее трех экспертов, которые хорошо ознакомлены с решаемыми проблемами проводимой бизнес - операции. Каждому эксперту отдельно предоставляется перечень рисков и предлагается определить вероятность их наступления. Как правило, при этом руководствуются следующей системой оценок:

0 – риск рассматривается как несуществующий;

25 – риск скорее всего не реализуется;

50 – о наступлении события ничего определенного сказать нельзя;

75 – риск скорее всего наступит;

100 – риск определенно реализуется.

Просчитывается средний балл по каждому виду риска. Производится подсчет риска по каждой группе, умножая среднюю вероятность наступления риска в баллах (средний балл экспертных оценок) на удельный вес каждого вида риска. По значениям произведения средней вероятности наступления риска и его удельного веса судят о наиболее вероятных рисках в коммерческой деятельности предприятия.

4. 2. 3. Виды страхования предпринимательских рисков

Необходимость страхования обусловлена существующей

вероятностью наступления чрезвычайных ситуаций и необходимостью

выделения части общественного продукта для финансирования

предупредительных и защитных мер. В условиях рыночной экономики роль

страхования возрастает, поскольку повышается ответственность субъектов

хозяйствования за обеспечение непрерывности процесса производства при наступлении непредвиденных событий. Значение страхования состоит в том, что оно предоставляет всем страхователям гарантии возмещения ущерба при наступлении чрезвычайных событий. Страхование можно рассматривать как метод возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо. В основе этого метода лежит финансирование возмещения потерь из средств страхового фонда, находящегося в ведении страховой организации.

Страхование – система финансовых отношений между субъектами этих отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств, предназначенных для предупреждения, локализации и преодоления негативных последствий чрезвычайных событий, возмещения нанесенного ими ущерба.

Объектом страхования предпринимательских рисков являются потенциальная возможность потери доходов страхователя (например, ущерб от простоев фирмы, упущенная выгода по неудавшимся сделкам и др.)

По роду опасностей выделяют следующие виды страхования: страхование от огня, страхование транспортных средств от аварий, угонов; страхование сельхозкультур от засухи и других стихийных бедствий; страхование животных на случай падежа и вынужденного забоя. Эти виды страхования имеют различия в объеме страховой ответственности при страховании определенных объектов.

По форме проведения выделяют обязательное и добровольное страхование. Обязательное страхование вводится по инициативе государства, которое в форме закона устанавливает виды, условия и порядок внесения юридическими и физическими лицами средств в страховые фонды с целью обеспечения реализации общественных интересов. Обязательное страхование устанавливается законом, согласно которому страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователи – вносить страховые платежи. Добровольное страхование проводится на основе добровольно заключаемого договора между страхователем и страховщиком.

Правовую основу страховой деятельности в Республике Беларусь составляют Гражданский кодекс (гл. 48), Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 28.09.2000 № 20 (в ред. от 16.02.2004). В настоящее время на страховом рынке республики действуют 25 страховых организаций, в том числе 4 государственных (Белгосстрах, Белэксимгарант, Стравита, Белорусская национальная перестраховочная организация).

Сегодня страховая услуга принимает вид простого и внятного продукта по доступной цене. Страховщиком является юридическое лицо, созданное для осуществления страховой деятельности и имеющее лицензию на осуществление страховой деятельности. В качестве страховщика может выступать Белгосстрах, Белкоопстрах и другие страховые организации любой организационно-правовой формы собственности, регистрацией которых занимается Комитет страхового надзора. Юридическое или физическое лицо (страхователь) вправе заключить со страховщиком письменный договор страхования, вступить в конкретные страховые отношения и уплачивать страховые взносы.

Страхование осуществляется на основе заявления страхователя, предоставленного страховщику по установленной форме. Составляется опись имущества с указанием стоимости имущества в двух экземплярах, акт осмотра имущества (например, транспортного средства) представителем страховщика, которые прикладываются к заявлению и являются неотъемлемой частью договора страхования. В подтверждение заключения договора страхования страховщик выдает страхователю страховое свидетельство (полис) после получения страховых взносов или первой их части. Полис выдается в течение трех дней после поступления страховых взносов на счет страховщика. Уплата страховых взносов может производиться единовременно и в рассрочку (когда договор на год). Договор страхования вступает в силу при уплате страховых взносов. Чаще всего договор заключается на год, но может на меньший или больший срок. Страхователю, заключавшему договор страхования в течение трех и более лет подряд без перерыва и не получавшему страхового возмещения (обеспечившему сохранность имущества), при заключении договора на новый срок может предоставляться скидка при уплате взносов от 10 до 20 %.

При наступлении страхового случая страхователь обязан принять необходимые меры в целях уменьшения ущерба застрахованному имуществу и сообщить страховщику о наступлении страхового случая в течение суток устно по телефону и в течение трех суток подтвердить письменно (документы для установления причины гибели или повреждения имущества). Сообщается также в соответствующие органы (милицию, Госпожарнадзор, аварийные службы). Представитель страховщика составляет на месте страховой акт, по заявлению страхователя и в соответствии с договором осуществляется страховая выплата.

 

БИЗНЕС - ИНКУБАТОРЫ

Понятие Задачи Оказываемые услуги
Организации, в которых создаются «тепличные» условия, для вновь созданных предприятий с целью перерастания их в самостоятельные, растущие и прибыльные.   Инкубаторы малого предпринимательства значительно ускоряют и облегчают решение процедурных вопросов: предоставляют юридический адрес, содействуют получению кредитов, субсидий, заключению контрактов со специалистами, организации контрактов Предоставляют помещения под офисы; получение помощи как общего характера (секретарском обслуживании, ведении деловой переписки и отчетности, необходимой информации, проведении консультаций экспертов), так и специального финансового и коммерческого

Инкубаторы предоставляют предпринимателям, которые только начинают свою деятельность, помещения под офисы или производство. Обратившись в инкубатор малого предпринимательства, предприниматель может получить помощь как общего характера (секретарском обслуживании, ведении деловой переписки и отчетности, электронной обработки текстов, применении телефонной связи и факсов, предоставлении необходимой информации, проведении консультаций экспертов), так и специального финансового и коммерческого. Однако нужно представлять себе, что эти организации работают на принципах долевого участия, и предприниматель должен будет платить за услуги частью полученной от деятельности прибыли.

Инкубаторы малого предпринимательства значительно ускоряют и облегчают решение процедурных вопросов: предоставляют юридический адрес, содействуют получению кредитов, субсидий, заключению контрактов со специалистами, организации международных контрактов.

Деятельность инкубаторов малого предпринимательства во всем мире является достаточно эффективной. Программы бизнес-инкубаторов в Чехии, Китае, Польше принесли впечатляющие результаты. Например, 17 чешских инкубаторов оказали содействие в становлении 440 малых предприятий, каждый из инкубаторов создал на своих площадях в среднем по 100 новых рабочих мест.

Инкубатором малого предпринимательства может стать юридическое лицо независимо от формы собственности, имеющее в своем распоряжении специально оборудованные помещения под офисы и производственные площади, выразившее готовность работать в качестве инкубатора и осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, задачами и направлениями деятельности инкубаторов малого предпринимательства.

Кроме того, в Республике Беларусь предусмотрено также и создание инновационных центров. Инновационные центры – это те же инкубаторы, которые специализируются на предоставлении возможности предпринимателям использовать и разрабатывать новые технологии и нововведения, при помощи которых они бы могли развить свое производство и успешно конкурировать на рынке.

В республике также создан Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. Этим фондом осуществляется финансирование программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства путем использования денежных средств в виде бюджетных ассигнований, кредитных ресурсов, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг. Продолжается кредитование малого и среднего бизнеса по кредитной линии Европейского банка реконструкции и развития.

 

Опорный конспект лекций

по учебной дисциплине

Организация предпринимательской деятельности

 

Тема 1. Особенности предпринимательской деятельности

Предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятия, коммерческих и финансовых организаций. Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей выходит за рамки обыденных схем, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положение и т.д.).

Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары (услуги) и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь подобные товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это обстоятельство как раз и создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать и развиваться.

Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на это все силы, берет на себя весь риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

К важнейшим чертам предпринимательства относятся:

- самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов.

Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, но в рамках правовых норм;

- экономическая заинтересованность. Одна их главных целей предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

- хозяйственный риск и ответственность. При любых, даже самых выверенных, расчетах неопределенность и риск остаются.

Все вышеперечисленные признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.

Главное содержание предпринимательства в сфере производства заключается в нахождении и формировании спроса на продукты (выполненную работу, оказанные услуги) и удовлетворении его путем изготовления (создания) и продажи продуктов (выполненных работ, оказанных услуг) в качестве товара.

Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица, как субъекты предпринимательства, выступают в этом качестве путем организации единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд.

В научный оборот термин предпринимательствобыл введен английским, по некоторым источникам французским, шотландского происхождения экономистом Ричардом Кантильоном в 1975 году. В переводе с французского данный термин обозначал буквально посредник.

До сих пор отсутствует единый подход к определению феномена предпринимательства. Четкое определение предпринимательство является одной из проблем в условиях формирования парадигмы стратегического развития России по инновационному пути.

Современное определение предпринимательства опирается на множество точек зрения. Наиболее общей является понимание предпринимательства, в широком смысле, как специфический фактор общественного воспроизводства (наряду с капиталом, землей и трудом), который обеспечивает необходимую динамику воспроизводственных процессов через создание новых более эффективных комбинаций производственно-сбытовых факторов.

В более конкретной форме, предпринимательство – это система хозяйствования, основанная на рисковой, инновационной деятельности, целью которой является получение предпринимательского дохода, и затрагивающая либо весь процесс воспроизводства, либо отдельные его стадии (производство, распределение, обмен и потребление).

Предпринимательский доход отличается от среднестатистической прибыли и определяется как сверхприбыль, возникающая в результате исключительно рационального соединения факторов производства, что ведет к снижению индивидуальных издержек по сравнению с общественными, на базе которых формируется рыночная цена.

Инновационная теория предпринимательства связана с исследованиями американского экономиста Йозефа Шумпетера (1883-1950). Он выдвинул концепцию «созидательного разрушения» как условия динамического развития экономики. «Созидательное разрушение» обеспечивает создание новой производственной функции, которая характеризуется новыми комбинациями факторов производства и наибольшей экономической эффективностью.

В соответствии с его теоретическими воззрениями предпринимателем может быть любой, кто осуществляет новые комбинации благодаря их новаторским способностям.

В целом, Шумпетер в качестве назначения комбинирования выделяет следующие пять случаев:

1. Изготовление неизвестного потребителям, блага или создание нового качества известного блага;

2. Внедрение нового способа воспроизводства. Это могут быть инновации в процессе производства и коммерческой деятельности;

3. Освоение новых рынков или новых сегментов рынка;

4.Получение нового источника сырья или полуфабрикатов независимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;

5. Внедрение новых методов организации труда.

На основании этих посылок Й. Шум Петер считает, что предпринимателями следует называть хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент, при этом право собственности на промышленное предприятие или вообще на любое имущество не является существенным признаком предпринимателя.

Субъекты предпринимательства

Согласно законодательству, предпринимателем может быть любой гражданин, не огра­ниченный в дееспособности, в том числе граждане иностранных государств и лица без граж­данства.Коллективными предпринимателями могут быть объединения граждан, использую­щие как свое собственное, так и арендованное имущество

Предпринимательство необходимо рассматривать как эко номическую категорию, мето д хозяйствования и тип экономического мышлени я. Каждая из составляющих обладает определенными качественными особенностями.

По параметру юридического статуса различают: предпринимательство, осуществляемое собственником (большинство видов малого бизнеса), и предпринимательство на основе делегирования собственникам полномочий.

Объекты предпринимательства

Объектом предпринимательской деятельности является определенная деятельность. Соответственно этим положениям выделяются производственное, коммерческое и финансовое предпринимательство. Исходя из критериев масштаба предпринимательства, различают такие его разновидность, как малое, среднее и крупное Особенностью объектов предпринимательства является постоянный поиск новых способов комбинации ресурсов, что отличает предпринимателя от обычного хозяйственника. Предпринимательство определенным образом организуется, принимая конкретные формы.

Предпринимательская деятельность классифицируется по признакам: виду деятельности, формам собственности и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда.

По виду или назначению предпринимательская деятельность делится на: производственную, коммерческую и финансовую.

По формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, муниципальным. При этом государство не вправе устанавливать ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или собственности общественных объединений (организаций). Частное предприятие основано на собственности граждан. Государственное предприятие учреждается органами государственной власти. Муниципальное предприятие учреждается местными органами власти.

По формам собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективная собственность – это собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам, с определением долей каждого их них (долевая стоимость) или без определения людей (совместная собственность). Владение пользование и распоряжение имуществом, находящегося в коллективной собственности, осуществляется по соглашению всех собственников.

К организационно-правовым формам относятся хозяйственные товарищества и общества, кооперативы. Хозяйственные товарищества представляют собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Общества создаются по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Акционерным обществам предоставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг – акций. Кооперативное предприятие создается группой лиц для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности.

К основным организационно-экономическим формам предпринимательства относятся: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.

Концерн – это многоотраслевое акционерное общество, осуществляющее контроль через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними.

Ассоциация – мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. Основная цель создания ассоциаций – совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и других задач.

Консорциум – это объединение предпринимателей в целях совместного проведения крупной финансовой операции (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект).

Синдикат – объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли для устранения излишней конкуренции между собой.

Картель – это соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и др.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) представляет собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.