Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этапы проведения практического занятия.





№ п/п Название этапа Цель этапа Время
Вводная часть занятия 5-10 %
Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие  
1. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия   См. пункты 1, 2, 3.1 и 3.2. данного занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов  
2. Основная часть занятия 80-90%
2. Контроль исходных знаний, умений и навыков   См. пункты 5.1 и 5.3. Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков  
3. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время См. пункт 5.2 задания 1 А, Б, В, Г и Д и задание 2. Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе  
4. Демонстрация методики См. пункт 7. Показать ориентировочную основу действия (ООД)  
5. Управляемая СРС в учебное время См. пункт 7. Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия.   Студенты выступают с сообщениями согласно плану (Пункт.7).  
6. Реализация планируемой формы занятия – семинар Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов См. пункт 8.  
Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка  
Заключительная часть занятия 5-10 %
Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия  
Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время   Общее задание выполняют все. Все делятся на три подгруппы и письменно выполняют одно из трёх заданий. Дополнительно все желающие могут выполнить одно из творческих задания для повышения рейтинга. Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер Домашнее задание к будущему практическому занятию: Общее задание для всех 1. Составить словарь основных категорий и понятий риторики: этос, пафос, логос, классический риторический канон, инвенция, диспозиция, элокуция. Задания для трёх подгрупп: 1. Описать риторические способы обоснования своего мнения, различные виды умозаключений (энтимема, эпихейрема, силлогизм, сорит и др.). 2. Подготовить сообщение о содержании и структуре классического риторического канона 3. Подготовить сообщение о структуре и содержании инвенции. Творческие задания для повышения рейтинга: 1 Написание эссе на тему «Роль классического риторического канона в речемыслительном развитии студента»  

3. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время



Студенты выступают по подгруппам с сообщениями (10 минут) на темы в указанной последовательности.

«Античность в истории риторики».

1. Вклад Древней Греции в формирование риторики

2. Вклад Древнего Рима в формирование риторики

3 Вклад Квинтилиана в риторику

«Отечественная риторическая культура».

4. Роль М.В. Ломоносова в формировании русской научной риторической культуры.

5. Новые правила речевого поведения благородного молодого человека и девицы (на основе книги «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», изданной при Петре I )

6. Речевой этикет в России 19 века (на основе книги «Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной»). Раскрыть значение риторических правил для формирования гуманистической, этической речевой культуры в России.

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

1. Риторика – это наука об общих способах убеждения в вероятном или возможном, основанных на четкой системе доказательств, а также умение находить и применять эти доказательства, опираясь на логику мысли. Такое определение риторики принадлежит

А) Демосфену

Б) Цицерону

В) Аристотелю

2. Риторический идеал этого оратора Древнего Рима основывался на философии стоиков, ценивших в мире красоту и гармонию, отрицавших безобразное, требовавших от человека усмирения страстей. Этот оратор

А) Квинтилиан

Б) Фокион

В) Цицерон

3. «Младые люди не должны ни про кого худого переговаривать и разглашать, что слышат, чтобы ближнему не было вреда и урона». Такое требование к речевому поведению содержалось в книге 18 века

А) «Домострой»

Б) «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению»

В) «Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной»

4. Первая печатная риторика - «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» вышла в свет в 1747 году. Её автор

А) Ф. Прокопович

Б) С. Полоцкий

В) М.В. Ломоносов

5. «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». Данное определение риторики принадлежит отечественному автору:

А) Протопопу Аввакуму

Б) М.В. Ломоносову

В) Петру I

5. Учебно-материальное обеспечение:

9.1. Литература:

а) обязательная

1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи. Учеб. пособие. – М: Логос, 2011.// ЭБС «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru/

2. Захарова Л.Л. Риторика. Учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012 / Университетская библиотека on-line http://www.biblioclub.ru/

3. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. Учебное пособие. - М.: Флинта, 2011 / Университетская библиотека on-linе

б) дополнительная

4. Михальская А.К. Риторика. 10-11 кл. Базовый уровень: учебник. - М.: Дрофа, 2013.

5. Гринько Е.Н. «Риторика и риторическая культура: история и теория» - Владивосток, ДВГТУ, 2004 (традиционная и электронная версия)

9.2. Материальное обеспечение:

а) наглядные пособия - нет

б) приборы, аппараты, оборудование и др. - нет

в) технические средства обучения (графопроектор, проектор, компьютер и т.п.) - нет

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.


 

Тема занятия №2. Классическая риторика: сущность, структура, основные категории

Мотивация изучения темы

Данное занятие направлено на осмысление сущности классической риторики, её связи с современной риторикой, что способствует пробуждению интереса к речи как к способу самовыражения и достижения успеха в жизни через речевую коммуникацию

Цели занятия.

3.1. Общая цель: сосредоточить внимание студентов на этической и интеллектуальной стороне риторики, помочь сформировать общую компетенцию ОК-5 «Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности».

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - основные категории классической риторики, структуру классического риторического канона, содержание и структуру инвенции.

«Уметь» - дать определения основным категориям риторики, охарактеризовать роль каждого из элементов классического риторического канона, их вклад в интеллектуальное и этическое развитие будущего специалиста.

«Владеть» - способностью к анализу основных категорий риторики, перенесению требований к поведению оратора на профессиональное поведение будущего специалиста, его этического компонента.

4. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Такие дисциплины не изучались.

5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

5.1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

1. Что такое этос как категория риторики?

2. Что такое пафос как категория риторики?

3. Что такое логос как категория риторики?

4. Что такое классический риторический канон?

5. Из каких частей он состоит?

6. Чему учила каждая из частей классического риторического канона?

7. Какова схема инвенции?

8. Чем риторические аргументы отличаются от логических?

9. Чего требуют общие правила инвенции?

10. Какие качества речи ценили греки?

5.2. Задания для СРС во внеучебное время

Домашнее задание к текущему практическому занятию:

Общее задание для всех

1. Составить словарь основных категорий и понятий риторики: этос, пафос, логос, классический риторический канон, инвенция, диспозиция, элокуция.

Задания для трёх подгрупп:

1. Описать риторические способы обоснования своего мнения, различные виды умозаключений (энтимема, эпихейрема, силлогизм, сорит)

2. Подготовить сообщение о содержании и структуре классического риторического канона

3. Подготовить сообщение о структуре и содержании инвенции.

Творческие задания для повышения рейтинга:

1. Подготовить сообщение о выдающихся ораторах Древней Греции.

2. Подготовить сообщение о роли инвенции в подготовке оратора, студента вуза и будущего специалиста медицинского профиля.

5.3.Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты)

1. Категория риторики, отражающая условия, исходящие от аудитории, этические требования к оратору, это

А) этос

Б) логос

В) пафос

2. Элокуция это

А) изобретение, нахождение содержания.

Б) расположение найденного материала.

В) украшение, словесное оформление мысли

3. Классический риторический канон возник в

А) Древней Греции

Б) Древнем Риме

В) Средневековой Европе

4. Цепочка связанных положений, при развитии которых следующее положение вытекает из предыдущего. Это

А) энтимема

Б) эпихейрема

В) сорит

5. Общие правила инвенции требуют

А) преимущества нравов в поведении оратора

Б) гармонии нравов, аргументов и страстей

В) преимущества аргументов в поведении оратора









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.