Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тетрадь классного руководителя (воспитателя)





В перечне обязательной документации школьного педагога нет тетради классно­го воспитателя. Однако практика пока­зывает, что такая тетрадь есть у каждого. Объёмная либо тонкая, упорядоченная либо не очень, со скрупулёзно ведущими­ся записями либо с редкими пометками от случая к случаю.

Мы предлагаем свой вариант тетра­ди классного руководителя (воспитателя) как инструмент научной организации пе­дагогической деятельности учителя. Структура тетради позволит внести в неё максимум упорядоченной информации о делах класса, о прогрессе развитии и перспективах роста ребёнка.

Кроме того, такая тетрадь – сво­еобразная «копилка» классного руководителя»: это папка или конверты с содержательным мате­риалом по различным аспектам и темам воспитательной ра­боты; ежегодные тетради классного воспитателя. А также: папки на каждого ученика (его творческие работы, анкеты, тесты, характеристики, сочинения, письма и пр.) – они, как правило, вручаются в качестве подарка на празднике послед­него звонка на выпускном вечере. А ещё это ценная для пе­дагога картотека форм воспитательной работы с краткими аннотациями и указанием литературы.

Рады сообщить, что недавно вышла из печати рекомен­дованная Министерством образования и науки РФ соответст­вующая брошюра.

А теперь несколько подробнее о структуре этой тетради.

Раздел I содержит общие сведения о школе, в том числе о ре­жиме работы, об организационно–педагогической и научно–ме­тодической деятельности; представлены основные направления и главные дела школы как воспитательной системы.

Раздел II даёт подробные сведения о классе, учащихся и их родителях. Причём поимённый список класса рекомен­дуется воспроизводить с подрезными листами, отведёнными для следующих целей:

1. Сведения о домашних условиях (адрес, телефон, семейно–бытовые условия).

2. Сведения о родителях (Ф.И.О., место работы, рабо­чий телефон, поручение в системе воспитательной работы с классом, помощь, которую могут оказать, присутствие их на родительских собраниях).

3. Материалы психолого–педагогического изучения уча­щихся (результаты анкет, опросников, тестов и т.д.).

Несколько страниц отведены здесь результатам социомет­рического изучения межличностных отношений в классном кол­лективе (за полугодие) и т.д.

Раздел III целиком посвящён организационной работе классного руководителя. Даётся структура органов классного самоуправления (в общей структуре школьного самоуправле­ния) и расписаны поручения каждому ученику класса.

Раздел IV содержит перспективно–календарный план ра­боты на учебный год по воспитательным задачам и разным ви­дам деятельности (интеллектуально–познавательной, ценност­но–ориентировочной, трудовой, художественной и др.).

В разделах V и VI отражена соответственно организация учебной деятельности и внеучебной воспитательной работы. Наконец, раздел VII содержит итоги учебного года, включаю­щие психолого–педагогический анализ достижений и недостат­ков воспитательной работы, а также определение целей и стра­тегических задач на новый учебный год.

Такая тетрадь, безусловно, станет хорошим помощником –организатором классного руководителя, воспитателя.

Вопрос №19 Понятие «метод обучения», «прием обучения». Классификация и характеристика отдельных форм обучения.

Приемы обучения

Слово метод в переводе с греческого языка означает исследование, способ, путь к достижению цели. Метод обучения – (греч. путь к чему-либо) это упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения. Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащегося (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии. Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.

В структуре методов обучения выделяются, прежде всего, объективная и субъективная части. Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания и форм учебной деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.

В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. Обучение – чрезвычайно подвижный диалектический процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов.

Классификация методов обучения:

1. Традиционная квалификация: в качестве общего признака, выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников берется три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного процесса добавляется книга, а в последние десятилетия – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной квалификации выделяют 5 методов:

 

Практический Наглядный Словесный Видеометод Работа с книгой
1.Лабораторные работы; 2.Упражнение (устные письменные, графические); 3.Учебно-производ. труд; 4.Дидактическая игра     1.Иллюстрация 2.Демонстрация 1.Объяснение 2.Разъяснение 3.Рассказ 4.Беседа 5.Инсруктаж 6.Лекция 7.Дискуссия 8.Диспут 1.Просмотр 2.Обучение 3.Упражнения под контролем «электронного учителя» 4.Контроль 1. Чтение 2.Изучение 3.Реферирование 4.Беглый просмотр 5.Цитирование 6.Изложение 7.Составление плана 8.Конспектирование

2. Классификация методов по назначению (М.А.Данилов, Б.П.Есипов)

· приобретение знаний;

· формирование умений и навыков;

· применение знаний;

· творческая деятельность;

· закрепление;

· проверка знаний, умений, навыков.

 

3. Классификация по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н.Скаткин). Тип познавательной деятельности – уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения.

Краткое содержание метода Деятельность обучающегося (преподавание) Деятельность обучаемого (учение)
1.Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный) Основное назначение метода – организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия; один из наиболее экономных способов передачи, обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества. 1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д. 1.Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации.
2. Репродуктивный метод. Основное назначение метода – формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. 2.Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения 2.Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий.
3.Проблемный метод (проблемное изложение)Основное назначение – раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения. 3.Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдений и т.д. 3.деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.)
4.Частично-поисковый метод, или эвристический метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем. 4.Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить – доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый их которых является шагом к решению проблемы. 4.Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д.
5.Исследовательский метод. Основное содержание метода – обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко использованных знаний. Сущность метода – обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем. 5.Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и т.д. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемом самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д.

4. По дидактическим целям выделяются на две группы методов обучения:

1) методы, способствующие первичному усвоению учебного материала;

2) методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

К первой группе относятся:

- информационно-развивающие методы (устное изложение, беседа, работа с книгой);

- эвристические (поисковые) методы обучения (эвристические беседы, диспут, лабораторные работы);

- исследовательский метод.

Ко второй группе относятся:

- упражнения (по образцу, комментированные упражнения. Вариативные упражнения и др.);

-практические работы.

Вывод. От методов обучения зависит немалый успех работы учителя и школы в целом. Выбирая верный метод, мы уверенно и кратчайшим путем получаем желаемый результат. Будучи очень гибкими и тонкими инструментами проникновения к личности, методы обучения вместе с тем всегда обращены к коллективу, используются с учетом его динамики, зрелости, организованности.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.