Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения





Филиал

Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

«Ейский медицинский колледж»

 

ПМ. 04; 05; 07

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ

МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

МДК.01

Теория и практика сестринского дела

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ

 

По специальности:

340201 «Сестринское дело» - СПО базовой подготовки - очная форма обучения

 

 

Опорные конспекты для студентов: МДК.01 Теория и практика сестринского дела; профессионального модуля «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

 

 

Сборник опорных конспектов теоретических занятий МДК.01 Теория и практика сестринского дела; профессионального модуля «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» составлен в помощь студентам при подготовке к теоретическим занятиям.

Опорные конспекты могут использоваться для самостоятельного изучения студентами, закрепления материала, подготовке к семинарам и написанию исследовательских работ.

Содержание опорного конспекта полностью соответствует требованиям Федеральных Государственных образовательных стандартов по специальностям 060101 Лечебное дело, 060102 Акушерское дело, 340201 Сестринское дело.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Обращение к студентам  
2. Основные термины и понятия (глоссарий)  
3. История развития сестринского дела  
4. История развития сестринского дела в России  
5. Философия сестринского дела  
6. Модели сестринского дела  
7. Общение  
8. Общение в сестринском деле  
9. Обучение в сестринском деле  
10. Организация обучения  
11. Литература  

 

УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!

 

Вашему вниманию предлагается опорный теоретический материал по МДК 01. «Теория и практика сестринского дела» для самостоятельного изучения.

Целью изучения сестринского дела в нашей стране является формирование собственного взгляда на профессию, знакомство с нравственными концепциями, принципами и традициями сестринского дела, что позволит Вам лучше понять сущность будущей профессии. Особое значение отводится изучению вопросов этики, деонтологии, прав пациента. Этический кодекс даёт четкие, нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры. Так же целью данного пособия является обучение студентов технике общения с пациентами и методике обучения как пациента, так и его окружения.

Медицина не имеет смысла без такой профессии как медицинская сестра. Это первая помощница врача. Врач всегда спокоен, когда больные остаются на попечении опытной медицинской сестры. Полная история сестринского дела охватывает тысячелетия. Не случайно сестринское дело иногда называют самым древним искусством и самой юной профессией. В ходе развития цивилизации о больных и страждущих всегда заботились тем или иным образом. Документ древнеегипетской культуры «Семь заповедей истинного милосердия» гласит: «Накорми голодного, дай воды жаждущему, одень голодранца, приюти больного, захорони мёртвого». Особенно много для больных сделало христианство, ибо в основе христианской идеи – внимание и справедливость к личности, жалость к человеку. Эти чувства всегда были присущи к людям.

Профессия медицинской сестры очень трудна. К избравшим её предъявляются, как минимум, четыре вида требований: профессионализм, физическая выносливость, порядочность и постоянное совершенствование умений и знаний.

Знания традиций сестринского дела является важным фактором формирования ценностных ориентаций сестринского персонала, залогом дальнейших, позитивных перемен в этой специальности.

Разработанный и представленный Вам сборник, как средство освоения большого объёма учебной информации, позволит самостоятельно разобрать материал, систематизировать, проконтролировать полученные знания и использовать их для подготовки к занятиям, семинарам.

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

Основные термины и понятия (Глоссарий)

 

Пациент человек, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его.  
Сестра специалист с профессиональным образованием, разделяющая философию сестринского дела и имеющая право на сестринскую работу.  
Сестринское дело часть медицинского ухода за пациентом, его здоровьем; наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды.  
Окружающая среда совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, в которых протекает жизнедеятельность человека.  
Здоровье динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации, средство жизни.  
Болезнь Определяет такое изменение в физиологическом, психоло­гическом и духовном состоянии человека, которое приводит к сниже­нию его возможностей, продолжительности жизни  
Ятрогении все последствия отрицательного медицинского воздействия (или болезни, связанные с врачеванием).  
Медицина наука о болезнях человека и их лечении.  
Этика учение о нравственности, означает систему непротиворечивых суждений о смысле и назначении морали.  
Мораль совокупность принципов и норм поведения людей в обществе.  
Концептуальная модель сестринского дела Остов или структура, которая основана на философии сестринского дела, включает в себя четыре направления сестринского дела и разработана в качестве ру­ководства для учебного плана или практики. Все концептуальные модели сестринского дела включают в себя четыре аспекта сест­ринского дела: 1) пациент; 2) сестринское дело; 3) окружающая среда; 4) здоровье.  
Сестринское дело в России Как часть системы здравоохране­ния, сестринское дело является наукой и искусством, направлен­ным на решение существующих потенциальных проблем со здоро­вьем в меняющихся условиях окружающей среды (1 Всероссийс­кая научно-практическая конференция по теории сестринского дела, Голицыно, 1993 г)  
Обостренное состояние Личное ощущение нездоровья, болезни, состояние отклонения от нормального функционирования индиви­дуума в целом. Болезненное состояние может быть как при наличии болезни, так и при ее отсутствии  
Личность Общественная сущность человека (1 Всероссийская научно-практическая конференция по теории сестринского дела, Голицыно, 1993 г.)  
Человек Целостная, динамическая, саморегулирующаяся биоло­гическая система, совокупность биологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, разви­тие, слияние с окружающей средой (1 Всероссийская научно-практическая конференция, Голицыно, 1993 г.)  
Сестринское действие Содействие пациенту в продвижении к состоянию оптимального здоровья в любой сложившейся ситуации, путем планированного ухода, используя сестринский процесс, и обеспечения соответствующих вмешательств.
Сестринский процесс Систематический путь определения ситуа­ции, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемле­мого для обеих сторон
Проблемы пациента Проблемы, которые существуют у пациента и препятствуют ему в достижении состояния оптимального здоро­вья в любой сложившейся ситуации, включая состояние болезни и процесс умирания  
Сестринское дело как наука Это наука, направленная на улучшение состояния здоровья индивидуального пациента. Она базируется на научно-исследовательской работе  
Сестринская научно-исследовательская деятельность Системати­ческое изучение, качественное или количественное, практической сестринской деятельности.  
Стандарт Образец, норма, эталон, мерило, модель - единая и обязательная, принимаемая за исходное для сопоставления с ними других подобных объектов, действий и т. Д  
Стандарты профессиональной деятельности Описывают обязан­ности практикующих медсестер, определяют направления сестрин­ской практики и представляют собой базу оценки практической де­ятельности. Стандарты описывают также ответственность медсестры перед обществом и потребителем.  
Стандарты плана по уходу Базовый уровень сестринского обслу­живания, обеспечивающий качественный уход по определенной проблеме пациента, вне зависимости от конкретной клинической ситуации.  
Индивидуальные планы по уходу Письменное руководство по ухо­ду, представляющее собой подробное перечисление специальных действий необходимых для достижения целей ухода по определен­ной проблеме пациента с учетом конкретной клинической ситуа­ции  

 

Тема занятия: История развития сестринского дела

После изучения темы

Студент должен уметь:

- Анализировать информацию и выбирать главное

- Использовать полученные знания для написания учебно-исследовательской работы

Студент должен знать:

- Ф. Найтингейл (1820 – 1910) – основоположницу сестринского дела.

- Международное признание деятельности Флоренс Найтингейл.

- Историю становления национальных обществ и международных организаций Красного Креста и Красного Полумесяца.

- Историю создания и задачи Всемирной организации здравоохранения.

- Международные сестринские организации.

 

 

Темы сообщений для семинара

«Становление сестринского дела за рубежом»

1. Зарождение сестринского дела

2. История зарождения Международного комитета Красного Креста.

3. Деятельность Флоренс Найтингейл.

4. Сестринское дело в памятниках литературы и искусства.

5. Книга Ф.Найтингейл «Записки об уходе.

6. Книга Ф.Найтингейл «Заметки о госпиталях.

7. Всемирная организация здравоохранения: история, задачи.

 

Вопросы для самоподготовки

 

1. Вклад Ф. Найтингейл в развитие с\дела

2. Знаменательные даты и знаки отличия, связанные с деятельностью Ф. Найтингейл

3. Дата и место рождения Ф.Найтингейл

4. Кого называют человеком – легендой

5. Мечта Ф. Найтингейл

6. Начало развития сестринского дела на театре военных действий.

7. Роль Ф. Найтингейл в Крымской войне

8. Как солдаты называли Ф. Найтингейл

9. Какие книги Ф. Найтингейл были переведены на все языки мира

10. Дата смерти Ф. Найтингейл

11. В каком году Лига Меж­дународного Красного Креста учредила медаль имени Флоренс Найтингейл

12. Кто награждается этой медалью

13. Какой праздник отмечается в день рождения Флоренс Найтингейл

14. С какого года в России отмечается День м\с

15. Мировое признание Флоренс Найтингейл

16. Основоположник создания организации КК

17. Что послужило толчком для создания данной организации

18. В каком году и где было принято решение об организации МКК

19. Цели и задачи МКК

20. Отличительный знак комитета КК

21. Назовите наиболее авторитетные международные организации, связанные с оказанием помощи больным и раненым

22. Дата создания ВОЗ.

 

Медаль Флоренс Найтингейл

 

 

Деятельность Н.И. Пирогова и руководимых им сестер Крестовоздвиженской общины, а также пример Флоренс Найтингейл и ее отряда английских сестер милосердия произвели огромное впечат­ление на швейцарца, обыкновенного торговца, Анри Дюнана, у ко­торого возникла мысль об организации международной частной и добровольной помощи пострадавшим на войне, без различия их званий и национальности. В 1859 году Дюнан совершил поездку в Италию. В это время там шла война: соединенная франко-итальянская армия выступила против австрийцев.

Путешественник стал свидетелем ужасающей бойни - 40 тысяч раненых, умирающих в муках посреди поля боя, почти без медицинской помощи. Это произвело на Дюнана такое впечатление, что он бросил торговые дела и решил посвятить свою жизнь страдающему человечеству. Впечатлениями об увиденном он поделился в книге "Воспоминания о Сольферино" (1862 г.).

В России.

После изучения темы

Студент должен уметь:

- Анализировать информацию и выбирать главное

- Использовать полученные знания для написания учебно-исследовательской работы

Студент должен знать:

- историю сестринского дела как части истории человечества.

- источники информации о сестринском деле.

- об отражении сестринского дела в памятниках литературы и искусства.

- периодизацию и хронологию всемирной истории сестринского дела.

- влияние христианства на развитие сестринского дела.

- о развитии сестринского дела в России.

- организацию ухода за больными в монастырских и гражданских больницах, на дому.

- организацию общин сестер милосердия.

- деятельность сестер милосердия во время военных действий. (Н.И. Пирогов и развитие женской сестринской помощи в годы Крымской войны (1853-1856 гг.). Дарья Севастопольская, Екатерина Бакунина, Юлия Вревская как примеры героизма и самоотверженности, проявленные сестрами милосердия).

- историю создания и развития Российского общества Красного креста. Роль А. Дюнана в создании Международной организации помощи жертвам войны.

- роль сестер милосердия в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

- о I-ом Всероссийском съезде сестер милосердия в Москве (август 1917г.)

- о развитии сестринского дела в первые годы советской власти. "Красные сестры" периода гражданской войны.

- о деятельности сестринского персонала на театре военных действий 1941-45 гг. и в послевоенные годы.

 

Темы сообщений для семинара

«Становление сестринского дела в России»

1. Зарождение сестринского дела в России.

2. Н.И. Пирогов».

3. Заслуга Н.И. Пирогова в развитии женской сестринской помощи в годы Крымской войны (1853-1856г.г.).

4. Создание Крестовоздвиженской общины.

5. Создание Свято-Троицкой общины.

6. Создание Покровской общины.

7. Создание общины сестер милосердия Литейной части.

8. Основоположники сестринского дела в России. Е. Бакунина.

9. Основоположники сестринского дела в России. Е. Хитрово.

10. Основоположники сестринского дела в России. Ю. Вревская.

11. Основоположники сестринского дела в России. Д. Севастопольская.

12. Основоположники сестринского дела в России. Е. Карцева.

13. Деятельность Елизаветы Федоровны Романовой.

14. История создания Российского общества Красного Креста.

15. Роль сестёр милосердия в годы ВОВ.

16. Династии сестёр милосердия.

17. Перспективы развития сестринского дела в России.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Основоположники сестринского дела в России

2. Общины милосердия и дата их основания

3. Дата создания организации РКК

4. Заслуга Е.Ф. Романовой в развитии сестринского дела

5. Заслуга Е.Бакуниной в развитии сестринского дела

6. Заслуга Ю. Вревской в развитии сестринского дела

7. Заслуга Д Севастопольской в развитии сестринского дела

8. Заслуга Н.И. Пирогова в развитии сестринского дела

9. Функции общин сестёр милосердия

10. Перспективы развития сестринского дела в России

 

ТЕМА: «История развития сестринского дела в России»

Знания традиций сестринского дела является важным фактором формирования ценностных ориентаций сестринского персонала, залогом дальнейших, позитивных перемен в этой специальности.

Совершенствование и самосовершенствование в профессии невозможно без знания опыта предыдущих поколений. Хорошо знать прошлое нужно для лучшего понимания задач настоящего.

 

Современное сестринское дело – это целый комплекс наук, только изучив который, можно по праву называться «медицинской сестрой».

Полная история сестринского дела охватывает тысячелетия. Не случайно сестринское дело иногда называют самым древним искус­ством и самой юной профессией.

 

Перед великим умом я склоняю голову, перед сердцем великим – колени.

писал Гете

 

О больных и страждущих всегда заботились тем или иным образом. В XXI веке медицина стала одной из областей высоких технологий. Но именно в наше время вам, студентам, получающим профессию медицинского работника, необходимо помнить о духовных традициях своего будущего дела. Нельзя забывать традиций, основанных на милосердном отношении к пациентам и принципе участия и сострадания.

Как всякая наука, сестринское дело имеет свою историю, которая охватывает тысячелетия. Это отражено в памятниках литературы и искусства.

Женщина заботилась не только о питании, поддержании очага, но также о благополучии и здоровье своих сородичей. В пользу этого предположения свидетельствуют многочисленные памятники в честь женщин, в различных местах расселения первобытных людей

Археологи их называют «каменными бабами», (у славянских народов - «берегинями»)

 

Медицина древнего мира - включала в себя широкий спектр самых разнообразных познаний и была достаточно развитой для своего времени по эволюционным понятиям. У народов Древнего мира уход за больным осуществляли родствен­ники. Специальных людей, которые посвящали бы себя делу ухода за больными, не было, исключение составляли лишь женщины, зани­мающиеся оказанием помощи роженицам и новорожденным (повитухи). На Руси было принято, чтобы повитуха была вдовой. Иногда это занятие было наследственным.

Исторических сведений о женской медицинской деятельности на Руси очень мало. Но уже в 11 веке был создан первый отечественный трактат под названием «Мази», который для того времени был уникален. Его автором явилась внучка князя Владимира Мономаха – Евпраксия Мстиславовна. В своем труде она осветила вопросы физиологии, гигиены, пропедевтики и профилактики некоторых заболеваний.

Мирские женщины осуществляли уход за домочадцами: помогали при рождении, растили детей, ухаживали за больными членами семьи, оказывали первую помощь при бытовых травмах и ранениях, утешали и ободряли умирающих. Так постепенно сложился фольклорный образ "сестра-мать".

Один из этапов в развитии женской благотворительности связан с именем католического священника Винсента де Поля.

В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия. Вначале общество называлось "общество милосердия", а члены его - "служительницы бедных". Они должны были по очереди брать ежедневно из общего склада необходимую провизию, приготовлять из нее пищу и разносить больным. Но задача этого общества состояла не только в оказании материальной и физической помощи, но и духовной. "Служительницы бедных" старались научить больных лучше жить и достойно умирать, поэтому они совмещали свои посещения с религи­озными беседами, чтением и наставлениями.

Викентием Полем в 1617 году предложен термин «сестра милосердия»

В Древней Руси врачевание существовало в разных формах:

в народе сохранялось народное врачевание - языческое кудесничество и знахарство после принятия христианства под сенью монастырей активно развивалась монастырская медицина со времен княжения Ярослава Мудрого на Руси появилась светская (мирская) медицина.

 

Что касается сестринского дела, как науки и искусства ухода за больными, то его предыстория самым тесным образом связана с христианской религией.

 

Среди женщин Московской Руси была глубоко развита частная благотворительность, она составляла «главное, коренное, неизменное дело всей их жизни», освященное самим Домостроем, этим житейским кодексом домостроевской Руси, поучавшим: «Церковников, и нищих, и скорбных, и больных, и убогих призывай в дом свой и по силе накорми, и напои, и обогрей, и помоги...» Свято исполняли женщины это поучение, в особенности московские царицы.

Много делали для больных монастыри. Монахи часто пригла­шались для ухода за больными на дому, а в тяжелых случаях боль­ных отправляли в монастырские больницы. Так сложился второй фольклорный образ: «сестра - божий работник».

Третий фольклор­ный образ: "Медсестра - служанка врача и больного". Труд медицинской сестры оценивался только как подсобный, не было условий для развития индивидуальности и перспективы роста. И, как следствие, снижение качества ухода.

В России ещё до татарского нашествия в летописи упоминаются боль­ницы в Киеве, Переславле Южном, Смоленске, Вышгороде, Черни­гове, Новгороде, Пскове, на Волыни, в Галицкой Руси и другие. Сестры-монахини ухаживали за больными бескорыстно, так как считалось, что взимание платы за уход отнимает священный характер работы сестры милосердия.

Сестринское дело - не как общественное явление в монастырских больницах, а как официально утвержденная и регламентированная профессия в госпиталях и социальных учреждениях - обязано своим рождением на Руси царствованию и реформам Петра I (1672-1725). Создание русской регулярной армии и флота положило основу для развития регулярной военно-медицинской организации.

Первый гражданский госпиталь был создан в Москве в 1707 г., ныне — Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко

В 1715 году по Указу Петра I создаются Воспитательные дома, в которых должны были

Петр I служить женщины

(1672 – 1725).

Однако, затем привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам. Женский труд в гражданских больницах вновь начали использовать в середине 18 века. Его осуществляли «бабы - сидельницы» из вдов и жен больничных солдат.

 

В 1803 году в Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются «вдовьи дома» для призрения неимущих.

В 1814году по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны – супруги Петра I, из Петербуржского "вдовьего дома" на добровольных началах были приглашены и направлены в больницу женщины для "прямого назначения" ходить и смотреть за больными. После годичного испытания 12 марта 1815года 16 из 24 вдов были приведены к присяге и императрица на каждую посвящённую вложила особый знак - "Золотой Крест", на одной из сторон которого написано "СЕРДОБОЛИЕ" (Сердолюбие).

 

" Золотой Крест", на одной из сторон которого написано "СЕРДОБОЛИЕ"

 

В 1818году в Москве был создан Институт «сердобольных вдов», а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала.

С этого момента можно считать, началось развитие сестринского дела в России.

Первым организатором дежурств сердобольных вдов при Московском вдовьем доме является штаб-лекарь, главный врач Мариинской больницы для бедных Христофор фон Оппель.

В 1822 году фон Оппель, обобщив собственный богатый врачебный опыт и опыт других врачей, издает первый учебник на русском языке, посвященный вопросам ухода за больными - "Руководство и правила, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших, сочиненные Христофором фон Оппелем...". Книга была издана в Москве, в университетской типографии.

Современная медицина мало похожа на ту, которую знал фон Оппель, но удивительным образом многое, о чем написано в руководстве, в том числе правила, придерживаться которых рекомендует фон Оппель, актуально и сегодня.

В 1828 году руководство благотворительными учреждениями Повивальным институтом и Мариинской больницей приняла на себя великая княгиня Елена Павловна. Она расширила сеть благотворительных учреждений и способствовала развитию сестринских общин.

В 1844г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской в Петербурге было открыто светское сердобольное заведение - первая в России община сестёр милосердия, получившая название «Свято-Троицкая». Она существовала на средства благотворительных организаций.

В общину принимались, согласно Уставу, вдовы и девицы 20 - 40 лет всех сословий и вероисповедания, но с 1855 года - только православные. Всем поступившим давался годичный испытательный срок, затем проходила церемония принятия в сестры милосердия. В функции сестер входили дежурства на квартирах и в больнице, прием больных, приходивших в общину: профессиональная подготовка женщин была сугубо практической и сводилась к знанию некоторых лечебных процедур и санитарно-гигиенических правил ухода. На одну сестру милосердия порой приходилось по 70 – 80 больных.

Через 10 лет такого напряженного труда сестра имела право на пожизненную пенсию. Если сестра выходила замуж, она исключалась из общины.

Следующая организация по уходу за больными возникла в Москве по почину княгини Софьи Степановны Щербатовой и замечательного врача Федора Петровича Гааза, умершего 1 апреля 1848 г. во время эпидемии холеры. Сестры ухаживали за больными в 1-й Градской больнице и больнице, учрежденной Гаазом для чернорабочих. При общине находился сиротский приют.

Во время Крымской войны (1853 – 1856г) особенно остро проявился недостаток сестер милосердия. Русские войска несли катастрофические потери. Тогда-то, ради хотя бы частичной компенсации их, в обществе и задумались всерьез об организации эффективной медицинской помощи непосредственно на фронте.

 

Пирогов Николай Иванович

(1810 - 1881) - один из величайших врачей

и педагогов настоящего столетия и по

сие время самый выдающийся авторитет

по военно-полевой хирургии

 

 

Н.И Пирогов

Я принял предложение великой княгини Елены Павловны и организовал женский труд за раненными и больными на поле битвы. В конце ноября 1854 года первый отряд из 28 человек прибыл в Крым, начальницей отряда была Екатерина Бакунина. Я разделил сестёр на группы: сёстры перевязывающие, которые помогали врачам во время операций и при перевязках; сёстры аптекарши, которые готовили, хранили и раздавали лекарства; сёстры хозяйки, следившие за чистотой и сменой белья, содержанием больных и за хозяйственными службами. Тогда же появился отряд сестёр, который сопровождал раненых при дальних поездках.

В гибельные месяцы Севастопольской обороны крестовоздвиженские сестры в платьях, напоминающих монашеское одеяние, находились в самом пекле войны. Многие умирали от тифа, некоторые были ранены или контужены. Но все они, перенося безропотно трудности и опасности, бескорыстно жертвуя собой, служили на пользу раненым и больным.

Н И Пирогов

«Сёстры день и ночь непременно бывают в госпиталях, помогают в операциях и перевязках, раздают больным чай и вино и наблюдают за служителями и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой, с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий. Трудно решить, чему более удивляться – хладнокровию ли этих сестёр или их самоотвержению. Велика и высока была их обязанность: им поручались и последние желания, и последний вздох умирающих за отечество!»

Особое место в истории развития сестринского дела в России принадлежит Екатерине Михайловне Бакуниной. Екатерина Бакунина происходила из дворянской семьи. Истинная аристократка, обладающая знаниями, глубоко верующая в бога Екатерина Михайловна была человеком великого смирения – на протяжении долгого времени предпочитала оставаться рядовой сестрой. Екатерина была 40 летней светской дамой, когда в 1853 г. началась Крымская война. Она оказалась в числе тех, кто пожелал немедленно отправиться на фронт. В Крестовоздвиженской общине она прошла начальную медицинскую подготовку и в составе третьего медицинского отряда отправилась к месту боевых действий.

Екатерина Михайловна проявила большие организаторские способности, неустанно объезжала наиболее отдаленные госпитали, вникая в проблемы снабжения их медикаментами и продовольствием, хозяйственным скарбом и теплой одеждой для раненых. Следует отметить, что когда русские войска оставили Севастополь, Бакунина покинула осажденный город с последней группой раненых.

Даша Севастопольская

(Дарья Лаврентьевна Михайловна)

Я, оставшись сиротой, зарабатывала стиркой белья. Когда наши войска, потеряв сражение 8 сентября, возвращались после продолжительной и упорной битвы обратно к Севастополю изнурёнными, обессиленными физически и морально, со множеством раненых и изувеченных, истекающих кровью, я последовала со своей повозкой за войсками, обратилась в сестру милосердия и принялась помогать страдальцам. К счастью нашёлся в моей повозке и уксус, и какое-то тряпьё, которое употребила для перевязки ран… Проходившие мимо меня команды с ранеными являлись ко мне как на перевязочный пункт за помощью. Таким образом моя повозка была первым перевязочным пунктом, а сама я стала сестрой милосердия. Такой человеколюбивый поступок простой девушки на другой же день разнёсся по всему Севастополю. Николай I пожаловал меня золотой медалью на Владимирской ленте с надписью «За усердие» и 500 рублей серебром. После Крымской войны вышла замуж за рядового Максима Васильевича Хворостова. Прожила долгую скромную жизнь, не напоминая о себе.

 

После окончания Крымской кампании Крестовоздвиженскаяобщина была сохранена и в мирное время сестры продолжали свою работу в госпиталях. По ее примеру появились новые общины сес­тер милосердия в Одессе, Харькове, Тбилиси и многих других го­родах.

Деятельность Н.И. Пирогова и руководимых им сестер Крестовоздвиженской общины произвели огромное впечат­ление на швейцарца Анри Дюнана.

В 1859 году швейцарец Анри Дюнан, обыкновенный торговец, много путешествовавший, совершил поездку в Италию. В это время там шла война: соединенная франко-итальянская армия выступила против австрийцев. Путешественник стал свидетелем ужасающей бойни - 40 тысяч раненых, умирающих в муках посреди поля боя, почти без медицинской помощи. Это произвело на Дюнана такое впечатление, что он бросил торговые дела и решил посвятить свою жизнь страдающему человечеству.

В 1862 г. Анри Дюнан, под влиянием поразившей его деятельности сестер Кресто-воздвиженской общины, а также пример Флоренс Найтингейл и ее отряда английских сестер милосердия в период Крымской войны издает «Воспоминания о Сольферино» и принимает окончательное решение создать международную организацию помощи жертвам войны. Частной и добровольной помощи пострадавшим на войне, без различия их званий и национальности.

Так возникла организация, для которой в честь Дюнана был установлен опознавательный знак, похожий на флаг его Роди­ны. Государственный флаг Швейцарии - белый крест на красном ноле. Эмблемой общества помощи раненым стал красный крест на белом полотнище. И само общество стало называться

международ­ный Красный Крест.

 

 

По предложению Красного Креста разные го­сударства заключили между собой Женевскую Конвенцию, запре­щающую применять оружие против раненых. В соответствии с ус­ловиями Конвенции больные и раненые солдаты должны получать помощь без различия, к какому лагерю они относятся, а медицинский персонал, его оборудование и учреждения - пользоваться правом неприкосновенности. Они обозначаются отличительной эмблемой - красный крест на белом фоне, а для стран с мусульманской религи­ей - красный полумесяц на белом фоне.

Россия присоединилась к Женевской Конвенции в 1867 году, тогда же на базе Крестовоздвиженской общины было создано об­щество попечения о раненых и больных воинах. Это общество в 1876 году было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), основной задачей которого являлась благотвори­тельная деятельность и подготовка сестер милосердия. Но если во время войны обучение сестер милосердия проводилось на базе краткосрочных медицинских курсов, то в мирный период в основу подготовки сестер милосердия была положена форма подготовки, выработанная Крестовоздвиженской общиной.

К 1892 году насчи­тывалось уже 109 общин сестер милосердия, которые работали в военных госпиталях, городских лечебницах и лечебницах Красного Креста, они направлялись на работу в местности, пораженные эпи­демиями и стихийными бедствиями.

Кроме общин Красного Креста обучение сестер милосердия велось при монастырях и на курсах при больницах.

Профессия сестер милосердия была уважаема в обществе, тре­бовала особых душевных качеств, человеколюбия и даже самоотречения.

12 апреля 1877 года Россия объявила Турции войну. Русско-турецкая война длилась десять месяцев и завершилась мирным договором.

Во время Русско-турецкой войны по просьбе Великой княгини Елены Павловны Екатерина Бакунина возглавляла отряд сестер, отправляющийся на Кавказ. Этой героической женщине (тогда ей было уже 65 лет) пришлось осуществлять руководство всеми военными госпиталями – от Тифлиса до Александрополя. Как простая сиделка она выхаживала не только раненых, но и сестер милосердия, ставших жертвами разгулявшейся сыпного тифа.

Корреспондент Максимов писал "Весь госпиталь раскинут на вспаханном поле: и потому - грязь непроходная и до того клейкая, что через несколько шагов, вы таскаете как бы страшные кандалы; а при малейшем дожде до того скользко, что двигаешься с постоянным страхом. Зимой со всех сторон занесены палатки госпиталя. Сестры сильно перезябли, они помещаются доселе в юртах - дырявые стены юрт дают свободный ход всем четырем ветрам, дождь и снег проскользают постоянно неожиданными гостями. Пол промерзший; а после полудня или после топки - грязь и слякоть. К утру юрты так стынут, что нужно отогреть заледеневшие сапоги прежде, чем надеть их. Если ночью была вьюга, то платье выгребают из-под снега и тут же надевают его. Одна из сестер слегка отморозила себе ноги. Все эти невзгоды переносятся пока бодро и весело, всякий новый сюрприз в юрте, вроде ледяных сосулек... застывших сапог, отогреваемых на жаровне, возбуждает смех. Серьезно больных... нет, но прихварывают постоянно. Старушка (знаменитая Карцева Е.П., бывшая старшей сестрой милосердия еще в Крымскую войну.) переносит пока войну геройски".

Героиней русско-турецкой войны стала сестра милосердия Юлия Вревская. Баронесса, дочь генерала, она считала "самопожертвование за благо других" своим долгом.

Молодая, красивая, образованная женщина, принадлежащая к высшим аристократическим кругам Петербурга, придворная дама императрицы, дочь генерала, баронесса Юлия Петровна Вревская отличалась весьма свободолюбивыми взглядами, её мало удовлетворяли общение с придворными, балы, разв







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.