Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мастерство общения медсестры





Компоненты, способствующие умению слушать и по­нимать.

Участие. Истинное значение участия — это внимание к чувствам другого человека, приятие, интерес. Участия нельзя добиться сразу, для его развития требуется время.

Умение слушать означает открытость миру, мыслям и чувствам других людей, открыто выраженным или подра­зумеваемым. Это активные, сознательные усилия по фор­мированию участия, а не простое пассивное восприятие.

Для понимания смысла произносимых слов требуются сосредоточенность, отсутствие предубежденности, заинте­ресованность. Понимание другого человека включает по­нимание его точки зрения.

Сосредоточить внимание — значит подавить собствен­ные предрассудки, предубеждения, чувство озабоченности и любые иные, внутренние или внешние, факторы.

Медсестра, умеющая слушать, легче распознает потреб­ности пациента; она не только слышит то, что говорит пациент, но и обращает внимание на повторяющиеся «темы» в его высказываниях.

Проявление беспокойства о другом человеке означает оказание помощи и содействие в самореализации. Обще­ние между медсестрой и пациентом, а также всех, кто уча­ствует в сестринском процессе, должно включать понима­ние, терпение, честность, искренность, доверие, надежду и мужество.

Открытость — это раскрытие своего внутреннего «я» другому человеку; оно предполагает взаимность. Откры­тость, самораскрытие являются обязательным условием для общения и осуществления различных терапевтиче­ских процедур в процессе лечения.

Открытые взаимоотношения предполагают приятие, сопереживание, участие в процессе общения. Приятие срод­ни прощению: медсестра взвешивает поведение другого человека, принимает во внимание положительные и отри­цательные факторы этого поведения, сознательно не при­дает значения отрицательным факторам, а на положитель­ные факторы поведения, способствующие развитию стрем­ления к здоровью, заостряет внимание, но не навязывает ему направления, в которых они должны развиваться; вместо этого она позволяет собеседнику определять харак­тер общения, реакцию и всё, что имеет значение для та­кой реакции. Принимая пациента, сестра как бы позволя­ет ему принять самого себя.

Открытые взаимоотношения предполагают и сопережи­вание, то есть способность точно воспринимать внутреннее состояние другого человека, его ценностную ориентацию.

Сопереживающая сестра является отражением пациен­та, демонстрируя чувство присутствия.

В атмосфере взаимопонимания пациенту легче найти себя, найти новые ценности в процессе адаптации, более правильные и положительные.

Искренность является необходимым условием для установления доверительных отношений. Искренность означает, что общение гармонично. Искренний или гар­моничный человек — это тот, кто понимает свои внутрен­ние чувства и мысли и правильно их выражает, как сло­весно, так и в иной форме.

Искренность способствует возникновению и поддержа­нию доверия к самому себе, а также между собой и други­ми, перерастающему в свободное и открытое общение.

Уважение подразумевает теплоту, расположение и при­ятие другого человека как достойную личность, невзирая на ее недостатки. Ощущение того, что тебя уважают, не­обходимо для развития и поддержания здоровья.

Все компоненты эффективной коммуникации создают бла­гоприятную атмосферу для понимания. Они служат осно­вой для умения слушать и понимать.

Зная эти компоненты, медсестра сможет понять ряд важных аспектов сестринского общения, которые необхо­димо учитывать для создания соответствующих условий проведения сестринского процесса. Они помогут пациенту доверить сестре частную информацию.

Общие принципы умения эффективно слушать

1. Перестаньте говорить, сосредоточьте внимание на пациенте, не прерывайте его.

2. Устраните отвлекающие факторы: отвлекать могут телефонные звонки, другие люди, шум.

3. Смотрите на говорящего. Дайте человеку понять, что вас интересует то, что он говорит. Будьте макси­мально внимательны и проявляйте участие.

4. Старайтесь уловить основную идею. Уловите тему беседы, а не ее детали.

5. Постарайтесь понять суть. Обратите внимание на манеру разговора пациента. Оцените его эмоциональ­ные реакции и чувства. Оцените, как этот человек воспринимает ситуацию.

6. Отделяйте человека от идеи. Обычно положительно реагируют на мысли тех людей, которых любят, нежели тех, к кому равнодушны. Старайтесь пра­вильно воспринимать то, что говорит пациент.

7. Определите то, о чем пациент избегает говорить. Спро­сите себя, не опустил ли пациент в своем рассказе какой-нибудь существенный момент, скрывает ли он свои чувства или человека, который играет важную роль в его жизни?

8. Отделите эмоции от реакции. Избегайте гнева и пе­чали, сильных эмоций, которые могут мешать вни­мательно слушать и понимать.

9. Будьте осторожны с интерпретациями. Не судите и не предполагайте поспешно. Старайтесь уловить факты.

10. Уважайте пациента как человека. Проявляйте ис­креннее уважение, интерес и заботу.

11. Сопереживайте. Поставьте себя на место пациента, чтобы понять его поступки. Это поможет вам уви­деть мир таким, каким его видит пациент.

Факторы, способствующие общению

Успешному общению помогает эмпатия — способность понимать и чувствовать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать ему. Эмпатия — противополож­ность равнодушию и эгоцентричности. Уровень эмпатии зависит от наследственности, воспитания, условий жизни и может быть значительно повышен при целенаправлен­ной работе над собой.

Оказывая помощь пациентам, медсестре необходимо ис­пользовать целый арсенал личных качеств и навыков, приемов и методов общения для установления доверия с пациентом и членами его семьи с целью поиска эффектив­ного решения проблем пациента.

Эти личные качества значительно облегчают общение и решение проблем пациента.

К личным качествам медсестры, оказывающей помощь, относятся: сопереживание, искренность, проявление забо­ты, уважения.

Обладая этими качествами, медсестра должна устано­вить доверительные взаимоотношения. К ним относятся: целенаправленная беседа, доверие и контакт, создание ус­ловий для самовыражения.

Целенаправленная беседа ориентирована на определен­ную цель. Она считается критерием умелого общения, по­могает пациенту освободиться от напряжения и волнения. Условия, создаваемые медсестрой, обеспечивают конфиден­циальность и создают ощущение поддержки.

Важно умело задавать вопросы пациенту и его родствен­никам, чтобы в короткий срок установить доверительные отношения для успешного решения проблем пациента. Вопросы могут быть общими, конкретными, наводящими и т.д. Вопросы общего порядка чаще используются для самовыражения человека, главное, чтобы они были от­крытыми и позволили пациенту описать собственными сло­вами наиболее важные проблемы, которые необходимо ре­шить. Конкретные вопросы позволяют собрать однознач­ную информацию, такую как паспортные данные о паци­енте, например: «Назовите свою фамилию, имя, отчество. Ваш адрес?»

Наводящие вопросы способствуют активному выявле­нию важных для врача или медицинской сестры симпто­мов заболеваний, которым пациент не придавал значения.

Доверие и контакт — это очень важные элементы. Они возникают, если пациент убежден в искренности намере­ний медсестры, ее теплом и непредвзятом отношении к нему. С доверием связана конфиденциальность.

Создание условий для самовыражения: медсестра с по­мощью целенаправленной беседы предоставляет пациенту возможность самовыражения. Необходимо создать такие условия, которые позволят пациенту мыслить, чувствовать или решать свои проблемы как бы самостоятельно; помочь пациенту выразить себя и сохранить инициативу.

К факторам, способствующим общению, относятся и на­выки по оказанию помощи, которые могут помочь пациен­ту разобраться в своих проблемах и рассказать о них.

Рассмотрим наиболее существенные из них:

• навыки общения;

• навыки реагирования и постановки вопросов;

• навыки планирования целей;

• навыки моделирования, демонстрации с целью обучения пациента;

• консультирование, практические занятия с целью овладения новыми навыками.

К другим полезным навыкам, которые помогут пациен­ту разобраться в своих проблемах и рассказать о них, относятся:

• конфронтация (например, когда пациент думает, что он никому не нужен, а медсестра, установив хорошие отношения с родственниками, проявляю­щими заботу о пациенте, убеждает пациента в об­ратном);

• поддержка (например, серьезные проблемы, ослож­нившие состояние пациента; но когда он убеждается в невиновности врача, его чувства могут прийти в полное смятение, и здесь очень важную роль играет медсестра, проявляющая сопереживание, понимание и поддержку);

• молчание (например, смерть близкого человека вы­зывает у пациента сильные эмоции, слезы. В этом случае лучше помолчать и просто «быть рядом» с пациентом);

• прикосновение (например, задержать руку на плече пациента, когда ему трудно, показывая, что медсе­стра понимает всю трудность ситуации и оказывает ему поддержку).

Таким образом, эффективное общение зависит от про­фессионализма и личных качеств и умений, приемов и методов общения медсестры, которые в сестринском деле тесно взаимосвязаны.

Факторы, препятствующие общению

1. Советы пациенту или высказывание своего мнения медсестрой могут отрицательно повлиять на принятие ре­шения пациентом. Часто пациенты знают, что делают в той ситуации, по поводу которой медсестра беседует с па­циентом. Если совет медсестры отличается от того, кото­рый хочет услышать пациент, то это может вызвать чув­ство противоречия у него.

2. Поэтому, если пациенту хочется услышать совет медсе­стры, спросите у него: «Что бы Вы хотели услышать? Давайте поговорим об этом побольше».

3. Резкая смена предмета разговора может прервать нить взаимопонимания. Рекомендуется делать частые пау­зы во время разговора с использованием переходных фраз. На фоне ответов и реплик возникнет возможность для об­думывания.

4. Защита людей, которых критикует пациент. У пациента возникнет предположение, что медсестра осуж­дает его, и это будет препятствовать дальнейшему выра­жению чувств во время беседы.

5. Преуменьшение чувств пациента. Пациент, выра­жая озабоченность, ждет от медсестры понимания и со­чувствия. Не настаивайте на том, что ничего страшного не случилось, не стоит беспокоиться. Такие реплики де­монстрируют отсутствие понимания или сочувствия.

6. Обещания пациенту. Говоря: «Все будет хорошо», — медсестра отрицает реальность ситуации, в которой нахо­дится вместе с пациентом, заставляет его прятать страх и беспокойство, которые являются обычными человечески­ми реакциями и требуют сестринского вмешательства.

7. Поспешные заключения могут вызвать противодей­ствие со стороны пациента. Будьте мудрыми, проверьте факты. Например, не предполагайте, что человек, страда­ющий злокачественной опухолью, автоматически согла­сится на ее оперативное удаление.

8. Культурные отличия: язык, нормы общения. Раз­личия культур влияют на то, как могут быть поняты вер­бальные и невербальные средства общения. Например, японцы выражают радость, широко раскрыв глаза. В сла­вянской культуре это выражает чувство страха. Культура влияет и на поверья, поведение, связанные со здоровьем: магия, ритуалы, употребление определенной пищи. По­этому важно определить этническую принадлежность че­ловека и расспросить его об убеждениях, образе жизни.

9. Стили общения. На словесное и бессловесное обще­ние влияют культура и воспитание, традиции и нормы.

10. Чтобы адаптироваться к стилю беседы, необходимо при­нимать во внимание культурные особенности нации. На­пример, прикосновение в некоторых культурах является проявлением внимания, другие считают прикосновения сексуальными проявлениями.

11. Различия в возрасте. Возраст человека может вли­ять на способ ведения беседы, особенно если между собе­седниками имеются большие различия в возрасте. Для ребенка до 6 лет обычно необходима беседа с родителями или опекуном, хотя учитывается и поведение самого ре­бенка. Часто родители считают себя виноватыми в нару­шениях состояния здоровья детей. В таких случаях нуж­но применять неосуждающие вопросы, чтобы получить нужные сведения. Например, вопрос типа: «Когда Вы за­метили первые признаки повышения температуры?» бо­лее подходит, чем такой вопрос: «Почему Вы не достави­ли его в больницу раньше?». Проявляйте сочувствие роди­телям и оказывайте тем самым поддержку им и утешение.

12. С детьми старше 6 лет беседуют непосредственно. Игра и рисунки являются альтернативными средствами получения информации. Не общайтесь с ними, как с малышами, не говорите свысока. Беседуйте с ними так же, как и со взрос­лыми. Если присутствуют родители, наблюдайте за внут­рисемейными отношениями. Если родители доминируют в разговоре и инструктируют ребенка, как ему надо отве­чать, медсестра может обращаться прямо к ребенку с ком­ментариями типа: «Теперь я бы хотела услышать, как ты чувствуешь себя в этой ситуации?». Используйте этот при­ем и при беседе с пожилым человеком. Необходимо выяс­нить, нет ли у него проблем со слухом. Избегайте повы­шать голос, даже если у пациента проблемы со слухом.

13. Громкая речь. Громкие слова могут быть раздража­ющими и даже обидными.

У пожилых людей с потерей слуха обычно не восприни­маются звуки высокой тональности, и повышение вашего голоса обычно повышает высоту звука. Убедитесь перед началом беседы, что у пациента нет проблем со слухом. Если пациент плохо слышит, то сядьте напротив, говори­те медленно и чисто; это поможет облегчить общение с ним, возможно, он может читать по губам.

Лучшие взаимоотношения обеспечат вам хорошее осве­щение, отсутствие посторонних звуков (радио, телевизор). Для беседы с пожилыми людьми одной беседы недостаточ­но — уделяйте им больше времени. Часто пожилые люди не договаривают, считают, что некоторые симптомы яв­ляются возрастными особенностями, не имеющими боль­шого значения. Установление доверия, взаимопонимания, уважение возраста — единственный путь к преодолению препятствий в общении. Один из эффективных способов установить взаимопонимание с пожилым человеком — это дать возможность ему вспомнить прошлые дни и его быв­шие заслуги.

Общение с пациентом и всеми, кто участвует в лечении и уходе, требует понимания, уважения и веры в выздоров­ление пациента. Уникальность сестринского общения со­стоит в том, что пациент должен верить в доброту и силу, способность медсестры руководить процессом адаптации. Вследствие неосторожных слов или действий медицинской сестры у пациента могут возникнуть психические откло­нения в состоянии здоровья, которые называются сестрогениями. Типичные причины, их вызывающие:

• неосторожное словесное воздействие или воздействие путем неречевых средств (мимика, жест и другое);

• поспешная или необоснованная информация о состо­янии здоровья, прогнозе заболевания;

• неверное толкование лечебных и диагностических процедур;

• «немая» сестрогения от бездействия и невнимания медсестры;

• неправильное хранение медицинской документации и знакомство с ней пациента.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.