Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 13. Макроэкономическая нестабильность, экономический рост и циклы





Цель занятия: показать взаимосвязь между основными макроэкономическими индикаторами и влияние цикличности на их динамику

Основные вопросы:

1.Сущность экономического развития. Экономический рост: сущность, факторы, типы, оценка. Теории экономического роста.

2. Цикличность экономического развития. Экономический цикл: понятие, причины, фазы, периодичность, виды. Антициклическая политика государства.

3. Безработица как проявление макроэкономической нестабильности. Типы безработицы.

Закон Оукена.

4.Инфляция как проявление макроэкономической нестабильности. Понятие инфляции, её измерение, типы.

5. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса.

 

 

Основные категории: экономический рост; экстенсивный и интенсивный экономический рост; темпы экономического роста; экономический цикл; кризис, депрессия, оживление, подъем; длинные волны экономического развития; инфляция; умеренная, галопирующая, гиперинфляция; инфляция спроса и инфляция затрат; уровень инфляции; общий уровень цен, индекс потребительских цен, индекс Паше, уровень инфляции, процентная ставка, уравнение Фишера, правило величины 70; кривая Филипса; инфляционные ожидания, антиинфляционная политика; безработица; структурная, фрикционная, циклическая, добровольная, вынужденная, сезонная безработица; уровень безработицы; уровень занятости; естественный уровень безработицы; индекс нищеты, закон Оукена.

Вопросы для размышления

1.Что такое экономический рост? В чем заключается сущность экономического роста?

2.Выделите и поясните главные цели экономического роста. Конкретизируйте, в чем эти цели проявляются.

3.Что такое эффективность экономического роста? Какие параметры свидетельствуют об эффективности экономического роста? Насколько эффективен экономический рост в современной России?

4.Что такое качество экономического роста и каковы его основные составляющие? 5.Насколько, по вашему мнению, высоко качество экономического роста в современной России?

6.Раскройте систему основных показателей экономического роста.

7.Выскажите аргументы за и против экономического роста. Насколько целесообразно, на Ваш взгляд, поддержание высоких темпов экономического роста?

8.Что такое факторы экономического роста? Раскройте основные подходы к выделению факторов экономического роста.

9.Раскройте типы экономического роста. Продемонстрируйте положительные стороны и недостатки каждого из них.

10.Какие теории экономического роста Вам известны?

11.Что такое экономический цикл? Почему теорию экономических циклов нередко называют теорией экономической конъюнктуры?

12.Проиллюстрируйте и раскройте фазы промышленного цикла К. Маркса.

13.Осуществите классификацию экономических циклов.

14.Назовите основные причины существования кризисов в экономике.

15. Дайте характеристику краткосрочным и среднесрочным экономическим циклам.

Какие особенности имеются в современных экономических циклах?

16. Как государство проводит антициклическое регулирование?

17. Обязательно ли более высокий уровень ВНП на душу населения означает более высокий уровень благосостояния? Какие ещё факторы должны быть приняты во внимание при оценке благосостояния?

Темы научных сообщений:

1. Государственное регулирование экономического роста.

2. Динамика безработицы в современной России.

3. Государственная политика занятости в РФ.

4. Большие циклы экономической конъюнктуры.

5. Экономический рост в современной России: источники, проблемы, результаты.

 

 

Тема 14. Формирование и распределение доходов.

Государственная политика регулирования доходов

 

 

Цель занятия: определить экономическую природу доходов населения, показать особенности их формирования и распределения, рассмотреть основные направления государственной политики регулирования доходов.

Основные вопросы:

1. Доходы: сущность, виды, формы распределения. Рыночный механизм распределения доходов

2. Дифференциация доходов населения. Кривая Лоренца.

3. Государственная политика регулирования доходов.

4. Социальная политика государства.

 

Основные категории: доход; факторные доходы; трансфертные доходы; номинальный, располагаемый, реальный доход; уровень жизни; прожиточный минимум; потребительская корзинка; социальная справедливость: дифференциация доходов; кривая Лоренца; коэффициент Джини; социальная политика

 

Вопросы для размышления:

1. Дайте определение дохода. Поясните разницу между реальным и номинальным доходом.

2. Каковы источники и формы доходов населения?

3. Как Вы можете объяснить двойственную природу рынка: он не допускает равенства и

в то же время ему чуждо излишнее неравенство?

4. Охарактеризуйте понятия «прожиточный минимум» и «потребительская корзина».

5. Возможно ли полное социальное равенство? Рационально оно или нет?

6. Для чего используется кривая Лоренца?

7. В чём заключается проблема социальной справедливости?

8. На основе какого коэффициента рассчитывается степень дифференциации доходов в

обществе?

9. Каковы основные причины неравенства в доходах?

10. Какую роль играет государство в социальной защите населения?

11. Какой источник даёт возможность наиболее эффективно финансировать социальное обеспечение?

12. Покажите взаимосвязь экономического и социального развития.

13. Что такое социальное партнёрство?

14. В чём сущность социальной политики государства и каковы её основные направления?

15. По каким направлениям осуществляется распределение средств по линии государственных программ помощи?

16. Каковы границы вмешательства государства в перераспределительные процессы?

17. Как достигается компромисс общества между эффективностью и равенством?

 

Темы научных сообщений:

1.Уровень жизни: сущность и показатели.

2.Кейнсианский и монетаристский подход к перераспределению доходов.

3. Основные направления социальной политики в России.

 

В рабочую тетрадь

Верно/неверно

 

1. Величина свободного времени является показателем уровня жизни.

2. Потребительская корзина – это стандарт для сравнения фактических данных.

3. Минимальная потребительская корзина отражает наиболее благоприятную структуру потребления.

4. Пенсия должна являться стимулом к лучшей работе.

5. Располагаемый доход больше номинального.

6. Нетрудовые доходы – это доходы от теневой экономики.

7. Доходы от теневой экономики незаконны.

8. Распределение доходов поровну обеспечивает максимально возможную совокупную полезность в обществе.

9. Проблему бедности решает государство, перераспределяя первично распределенные доходы.

10. С развитием рыночных отношений заработная плата все чаще устанавливается в результате торга между предпринимателями и профсоюзами.

 

 

Тема 15. Деньги. Денежный рынок и денежно-кредитная

политика государства

 

Цель занятия: рассмотреть составляющие денежного рынка и условия его равновесия, показать влияние кредитно-денежной политики на состояние товарно-денежного равновесия

Основные вопросы:

1. Деньги. Денежное обращение и денежная система. Денежные агрегаты.

2 Спрос и предложение на деньги. Факторы, влияющие на массу денег в обращении. Денежный рынок.

3. Сущность и формы кредита. Денежно-кредитная система. Кредитно-денежная политика и ее основные направления.

4. Банки и банковская система.

5. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг

 

Основные категории: денежный рынок, денежно-кредитная система, спрос на деньги, классическая теория спроса на деньги, количественная теория денег, уравнение Фишера, монетаризм, кейнсианская теория предпочтения ликвидности, портфельные теории спроса на деньги; предложение денег, резервы, норма обязательных резервов, кредитная мультипликация, банковский мультипликатор, денежная база, денежный мультипликатор; равновесие на денежном рынке, денежно-кредитная политика государства, операции на открытом рынке, политика регулирования учетной ставки, изменение резервной нормы, селективные методы; экспансионистская и рестриктивная монетарная политика; ликвидная ловушка.

 

Вопросы для размышления:

1. Почему деньги являются не обычным товаром, а особым?

3. Дайте характеристику функциям, которые выполняют деньги.

4. Что представляют собой современные бумажные деньги?

5. Чем обеспечивается покупательная способность денег?

7. Что такое денежная масса и по каким критериям она структурируется?

8. Охарактеризуйте денежные агрегаты.

9. Как измеряется требуемое в обращении количество денег?

10.Охарактеризуйте основные формы денежного обращения.

11.Что такое денежная система? Какие денежные системы Вам известны?

12.Раскройте основные элементы денежной системы.

13.Что такое спрос на деньги.

14.Раскройте особенности предложения денег.

15.Что такое кредит? Какие виды кредита Вам известны?

16.Раскройте основные функции кредита.

17.Что такое банк? Какие виды банков Вам известны?

18.Охарактеризуйте основные операции коммерческих банков.

19.Перечислите функции центрального банка и раскройте их содержание.

20.Что такое денежно-кредитная политика? Назовите основные направления денежно-кредитной политики государства

21.Разъясните основные инструменты кредитно-денежной политики.

22.Финансовый рынок и его особенности в РФ.

23.Ценные бумаги: сущность, классификация.

 

Темы научных сообщений:

1.Современные формы и виды денег

2.Сущность кредита и классификация его форм.

3.Участники рынка ценных бумаг.

4.Способы организации торговли ценными бумагами.

 

В рабочую тетрадь

Напишите аннотацию к одной из статей:

 

1. Андрюшин С., Кузнецова В. Денежно-кредитная политика центральных банков в условиях глобального финансового кризиса. // Вопросы экономики. – 2010. – № 6.

2. Андрюшин С., Кузнецова В. Центральный банк как кредитор последней инстанции: новые вопросы теории денежно-кредитной политики. // Вопросы экономики. – 2010. – № 12.

3. Иванченко И., Маслов А. Методологический эклектизм трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. // Вопросы экономики. – 2010. – № 12.

4. Маневич В. О роли монетарной и финансовой политики в России в период кризиса и после него. // Вопросы экономики. – 2010. – № 12.

5. Некипелов А., Головнин М. Стратегия и тактика денежно-кредитной политики в условиях мирового экономического кризиса // Вопросы экономики. – 2010. - № 1.

 

Тема 16. Финансово-бюджетная система. Налоговая политика государства

 

Цель занятия: рассмотреть экономическое содержание основных инструментов финансового регулирования, их взаимосвязь и особенности использования в российской экономике

 

Основные вопросы:

1. Финансы: сущность, функции и роль в экономике.

2. Принципы построения финансовой системы.

3. Госбюджет. Структура. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга, меры по снижению.

4. Налоги, их функции, виды. Налоговая и фискальная политика государства.

 

Основные категории: финансы, финансовые отношения, финансовая система государства; налоги, виды налогов, налоговая система, принципы налогообложения; бюджетная система, государственный бюджет, расходы и доходы бюджета; бюджетный дефицит, бюджетная сбалансированность; межбюджетные отношения, бюджетный федерализм, государственный долг, внутренний долг, внешний долг; управление государственным долгом, бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная и автоматическая фискальная политика, встроенные (автоматические) стабилизаторы; стимулирующая (экспансионистская) и сдерживающая (рестриктивная) фискальная политика; эффективность фискальной политики, кривая Лаффера.

 

 

Вопросы для размышления:

1. Что такое финансы? Чем финансы отличаются от денег? Подробно раскройте функции финансов.

2. Что такое финансовая система государства? Какова ее структура? Раскройте принципы построения финансовой системы в федеральном и унитарном государствах.

3. Что такое бюджет? Что такое бюджетное устройство страны? Разъясните особенности бюджетного устройства федеральных и унитарных государств.

4. Что такое федеральный бюджет и каковы его функции?

5. Продемонстрируйте общую структуру федерального бюджета. Раскройте структуру бюджетной системы Российской Федерации.

6. Раскройте основные источники доходов федерального бюджета Российской Федерации 7. Что такое расходы федерального бюджета и какова их социально-экономическая, политическая, культурная роль? Продемонстрируйте характер и направленность государственных расходов в современной России.

8. Что такое дефицит федерального бюджета и каковы его социально-экономические последствия?

9. Что такое профицит федерального бюджета и каковы его социально-экономические последствия?

10. Раскройте сущность, виды, роль и социально-экономические последствия государственных займов. Что Вам известно об объемах и характере государственных заимствований РФ?

11. Разъясните сущность внебюджетных фондов, их роль в структуре централизованных финансов страны. Выделите ведущие внебюджетные фонды в Российской Федерации и охарактеризуйте их.

 

Темы научных сообщений:

1. Бюджетная система современной России.

2. Внебюджетные фонды в современной России: значение в финансовой системе и в решении социально-экономических проблем.

3. Государственный долг: сущность, виды, причины.

4. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит: сущность, социально-экономические последствия.

5. Стабилизационный фонд и его значение для экономики страны.

6. Налоги в современной России.

 

В рабочую тетрадь

Кейс 1 – Принципы налогообложения

 

Для того, чтобы раскрыть суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные для любой системы налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» в форме четырех положений, ставших классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, то есть соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали аксиомами налоговой политики.

Сегодня эти принципы дополнены в соответствии с требованиями нового времени. Современные налоговые системы национально и регионально специфичны, но налоги, как наиболее развитая форма принудительного изъятия средств, по-прежнему остаются важнейшим источником средств государства.

В чем, собственно, состоит проблема, если налоговые системы существуют уже очень давно, а их принципы столь хорошо разработаны?

Дело в том, что в самой налоговой системе как совокупности форм и методов сбора финансовых средств заложено глубокое противоречие: с одной стороны, предстоит обеспечить изъятие у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов; с другой стороны, не допустить при том снижения их деловой активности.

По утверждению либеральных экономистов, налоговая политика достигает рациональности, если соблюдаются следующие базовые принципы:

1. Налогообложение должно быть построено так, чтобы затраты налогоплательщика, связанные с процедурой выплаты, были максимально низки – принцип дешевизны уплаты налогов.

2. Затраты государства на реализацию налогообложения были настолько низки, насколько это возможно – принцип дешевизны обложения.

3. Уплата налогов должна быть как можно менее ощутимым бременем для налогоплательщиков с тем, чтобы не ущемить их экономическую активность.

4. Налогообложение не должно быть помехой ни для внутренней, ни для внешней рациональной организации производства.

5. Процесс получения налогов должен быть организован так, чтобы он через накапливаемые финансовые средства в наибольшей степени мог способствовать реализации политики занятости.

6. Налогообложение должно влиять на распределение доходов с целю придания ему большей справедливости.

7. В процессе определения налоговой платежеспособности частных лиц и уточнения расчетов с ними следует минимально требовать предъявления сведений, затрагивающих личную жизнь граждан – принцип уважения к частной сфере жизни.

8. Следует добиваться того, чтобы комбинация налогов образовывала единую систему, в которой каждый налог имеет свою конкретную цель.

Вопросы к кейсу

1. Оцените принципы налогообложения, сформулированные А.Смитом.

2. В чем состоит основная проблема налогообложения? Попробуйте оценить ее с экономической и юридической точек зрения.

3. Какие принципы налогообложения Вы бы добавили к основополагающим, сформулированным А.Смитом?

4. Оцените предложенные базовые принципы налогообложения. Основаны ли они на принципах, сформулированных А.Смитом?

5. Как Вы считаете, возможно ли использование базовых принципов налоговой политики развитых стран в странах с переходной экономикой? Почему да или почему нет?

6. Как вы считаете, могут ли налоги воздействовать на потребительский спрос? На экономический рост в стране?

7. Каковы могут быть минимальные и максимальные налоговые ставки?

8. Каковы должны быть размеры налоговых ставок, чтобы способствовать экономическому росту?

9. Вспомните, что называется налогами, сборами, пошлинами? Соотнесите эти понятия между собой.

10. В чем заключаются основные функции налогов? Как они взаимосвязаны с принципами налогообложения?

11. Обсудите направления и инструменты налоговой политики государства. На что они могут воздействовать? Как с помощью налогов можно регулировать экономические процессы?

12. Что такое налоговая ставка? Как связана налоговая ставка и сумма налоговых поступлений в государственный бюджет?

 

Кейс 2 – Налоговая система

 

Несмотря на экономический спад, во многих странах мира правительства продолжают проводить налоговые реформы, отмечается в докладе «Paying Taxes», подготовленном группой Всемирного Банка совместно с консалтинговой компанией «ПрайсвотерхаусКуперс».

В результате проводимых руководством стран изменений в своих налоговых системах в 45 государствах налоговая нагрузка на бизнес уменьшилась, а в 25 – возросла.

Больше всего реформ проводилось в Тиморе, где было принято новое налоговое законодательство, нацеленное на стимулирование развития бизнеса и упрощение налогового администрирования. Восточная Европа и Средняя Азия третий год подряд также попадают в число регионов, где активно проводятся налоговые реформы. Здесь десять государств сумели реализовать ряд налоговых новаций, которые облегчили предпринимателям жизнь.

Далеко не везде на пространстве бывших советских республик правительства старались создать благоприятные условия для ведения бизнеса. Последнюю ступеньку рейтинга заняла Белоруссия. По мнению аналитиков ВБ, здесь очень высоки ставки налогов и сложное налоговое администрирование.

Минимальной налоговая нагрузка оказалась на Мальдивах (первая строчка рейтинга). Предприятия, расположенные на острове, уплачивают всего один налог.

Россия – в хвосте мирового рейтинга – 123-я позиция из 181-й. У нас не слишком высокие налоговые ставки (70-е место по данному показателю), но по условиям исполнения налоговых обязательств мы на 155-й позиции. Некоторые данные рейтинга стран по степени тяжести налоговых систем представлены в таблице:

Самые легкие налоговые системы Позиция

В рейтинге Самые тяжелые налоговые системы Позиция

в рейтинге

Мальдивы 1 Панама 172

Катар 2 Ямайка 173

Гонконг 3 Мавритания 174

ОАЭ 4 Замбия 175

Сингапур 5 Боливия 176

Ирландия 6 Венесуэла 177

Саудовская Аравия 7 Центрально-Африканская Республика 178

Оман 8 Конго 179

Кувейт 9 Украина 180

Кирибати 10 Беларусь 181

 

Вопросы к кейсу

1. Что, по Вашему мнению, означает «тяжелая» и «легкая» налоговая система?

2. Как изменение налогов (их структуры и налоговых ставок) влияет на поведение экономических субъектов? Как это воздействует на их потребление и сбережение?

3. Каким могут быть последствия от изменения ставок налогообложения?

4. Зависят ли варианты налоговой политики от состояния конъюнктуры? Какие инструменты фискальных мер может предпринять государство в зависимости от стадии развития конъюнктуры?

5. Почему в одних государствах налоговая нагрузка на бизнес уменьшилась, в других возросла? Почему Россия занимает не лучшие позиции в рейтинге?

6. Прогрессивный или регрессивный характер в целом носит налогообложение в России?

7. Как Вы относитесь к установлению единого социального налога? Увеличивается или уменьшается при этом налоговая нагрузка?

8. Какие меры российского правительства последних лет свидетельствуют о попытках использовать налоговую политику в качестве стимулирования роста объема выпуска в экономике?

9. Каковы ваши предложения по корректировке налоговой системы в России?

 

Кейс 3 - Дефицит и профицит государственного бюджета России

 

До мирового кризиса 2008-2009 гг. Россия удивляла многих аналитиков своими положительными макроэкономическими показателями. Согласно официальной статистике, в стране наблюдались положительные темпы роста ВВП, рост золотовалютных резервов и реальных доходов населения. Изменилась и ситуация с государственным бюджетом.

Государственный бюджет перестал быть генератором неплатежей и инфляции. Более того, его успешное выполнение позволило снизить ставку налога на прибыль, унифицировать таможенные тарифы и социальные платежи. Федеральный бюджет перестал быть дефицитным, наметилась устойчивая тенденция роста доходов, что привело к возникновению профицита госбюджета.

Ряд экспертов полагают, что в России профицит был вызван в определенной степени искусственно и является своеобразной «перестраховкой» на всякий случай. Западные аналитики прямо называют этот «всякий случай» резервным фондом на случай безответственности властей всех уровней.

Дефицит бюджета РФ в 2009г. составил 2326,14 млрд. рублей или 5,5% ВВП, с учетом использования средств Фонда Национального Благосостояния (ФНБ) – 6,4% ВВП. По словам министра финансов А.Кудрина, дополнительные доходы федерального бюджета в 2009г. составили 618 млрд. рублей, при этом нефтегазовые доходы бюджета составили 1,267 трлн. рублей, но снизились доходы от внешнеэкономической деятельности (на 364 млрд. рублей), а также бюджет потерял на курсовой разнице 371 млрд. рублей. Расходы бюджета составили 9 трлн. 651 млрд. рублей. Министерства и ведомства не освоили в 2009г. бюджетные средства на сумму 286 млрд. рублей.

Резервный фонд на 01.01.2010г. исполнен в объеме 2,655 трлн. рублей – эти средства пошли на выполнение социальных обязательств. По словам министра, остаток средств Резервного фонда на 01.01.2010г. составил 1,783 трлн. рублей, ФНБ – 2,769 трлн. рублей.

Вопросы к кейсу

1. Можно ли однозначно говорить о полезности или вредности дефицита или профицита государственного бюджета для экономики?

2. К какому же бюджету должно стремиться наше правительство: сбалансированному, дефицитному или профицитному?

3. Как вы думаете, в чем заключается исходное противоречие самого бюджета как финансового явления?

4. К чему может привести дефицит и профицит госбюджета?

5. Вспомните, как формируется Государственный бюджет России, его структуру и сальдо.

6. Обсудите проблемы дефицита и профицита госбюджета, их плюсы и минусы.

7. Обсудите проблему государственного долга России. Как эта проблема связана с дефицитом и профицитом государственного бюджета России?

8. Обсудите негативные и позитивные последствия дефицита и профицита госбюджета России в связи с продолжающимся мировым финансовым кризисом.

 

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.