Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1: Адвокатура как институт гражданского общества, институт оказания юридической помощи населению страны.





Тема 6: Сущность, задачи и принципы адвокатской деятельности.

Согласно ФЗ «Об адвокатуре» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Не является адвокатской деятельностьююридическая помощь, оказываемая:

работниками юридических служб юридических лиц (далее - организации), а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

Необходимым критерием оценки оптимальности организации современной адвокатуры в России является система принципов, на которых построена концепция Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. в соответствии с которым формируется адвокатская корпорация с тем, чтобы гарантировать выполнение конституционного положения об обеспечении населения квалифицированной

юридической помощью. Требуется научное обоснование обеспечения доступности юридической помощи для населения и содействия адвокатской деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления в осуществлении финансирования деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам России бесплатно в случаях, предусмотренных

законодательством, а также при необходимости выделения адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимо-

сти, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов (п. 2 ст. 3 Закона).

Принцип законности означает, что адвокатская деятельность должна осуществляться при неуклонном соблюдении предписаний правовых норм. Недопустимо, чтобы цели и задачи, стоящие перед адвокатурой, достигались с применением незаконных методов и средств. Принцип законности лежит в основе деятельности органов государственной власти, местного самоуправ ления, юридических и физических лиц, в том числе адвокатуры – всех субъектов права.

Принцип независимости адвокатуры выражается в том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность адвокатуры, за исключением случаев, когда она противоречит законодательству России. На основании ст. 18 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещается. Кроме того, адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении профессиональной деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии). Принцип самоуправления подразумевает самостоятельное формирование адвокатских объединений и органов самоуправления, невмешательство государства в деятельность указанных органов, самостоятельное определение (в рамках закона) адвокатом форм своей деятельности. Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе навязывать адвокатским



объединениям и органам адвокатского самоуправления решения и действия, отменять или приостанавливать действие этих решений, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Принцип корпоративности означает, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов. Независимо от того, что адвокаты вправе осуществлять свою деятельность и коллективно, и индивидуально (например, создав адвокатский кабинет), они продолжают оставаться единой профессиональной корпорацией. Данный принцип предполагает издание корпо-

ративных нормативно-правовых актов и контроль за их соблюдением. Со становлением стабильности в обществе, с повышением его правовой культуры и преодолением правового нигилизма объем корпоративного нормативно-правового регулирования, как мы полагаем, будет расширяться, а вместе с тем ссужаться сфера вмешательства в функционирование адвокатуры со стороны государства.

Принцип равноправия адвокатов означает, что вне зависимости от того, в какой форме адвокатского образования (кабинет, коллегия, бюро, юридическая консультация) осуществляется деятельность адвоката, ни государство, ни органы адвокатского самоуправления не вправе предоставлять ему какие-либо преимущества или устанавливать какие-либо ограничения. Принцип равноправия распространяется также на случаи, когда представительство интересов доверителей осуществляют адвокаты, входящие в разные адвокатские палаты. Основываясь на изложенных выше принципах организации адвокатуры, вполне приемлемо отнести адвокатуру в широком понимании к органам, осуществляющим правоохранительную деятельность в целях охраны права специально на то уполномоченными государственными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.

Тема 1: Адвокатура как институт гражданского общества, институт оказания юридической помощи населению страны.

Современная российская адвокатура может отсчитывать свою историю с даты принятия действующего ныне

Федерального закона от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации», в который, кстати, уже внесено значительное число изменений, дополнений и поправок. Небезынтересной представляется и обстановка, сложившаяся в кругах юридической общественности нашей страны за несколько лет до принятия названного закона об адвокатуре. После принятия Конституции Российской Федерации в декабре 1993 г. кардинальное обновление основного массива законодательства России стало насущной потребностью. В интересующей нас области юриспруденции – о деятельности адвокатуры как самостоятельной правоохранительной структуры и уголовном процессе как сфере, где деятельность адвокатов проявляется наиболее ярко, а возможные нарушения прав и свобод человека наиболее остры и значимы, принятие новых законодательных актов протекало достаточно сложно и носило затяжной характер. В результате и новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, и Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» были приняты: первый – в 2001 г., а второй – в 2002 г. и вступили в действие одновременно в один день – 1 июля 2002 г. До этого относительно адвокатуры юридически действовало Положение об адвокатуре РСФСР 1980 г., хотя в реальной жизни общества и государства и, следовательно, в положении адвокатуры уже происходили необратимые процессы обновления и перемен. Развернувшаяся в России в 90-х гг. прошлого века, наряду с другими, правовая реформа не могла не затронуть адвокатуру. Существовавшие республиканские, краевые и областные коллегии адвокатов стали проявлять себя как независимые и самостоятельные объединения юристов-профессионалов, были отменены устанавливаемые «сверху» гонорарные тарифы и, самое главное, появились новые объединения юристов, занимающиеся оказанием юридических услуг населению и юридическим лицам: правовые кооперативы, альтернативные, «параллельные» коллегии адвокатов,

которые регистрировались органами юстиции как самостоятельные объединения. Если говорить непосредственно о разработке закона об адвокатуре, то в результате многочисленных обсуждений, в том числе и в Государственной Думе РФ, вносимых предложений и публикаций в печати появилось два основных проекта закона: «министерский» и «адвокатский». Главное отличие их друг от друга состояло, пожалуй, в том, что министерский проект предусматривал формы контроля государства за деятельностью адвокатуры, в то время как адвокатский стремился освободить адвокатуру от какого-либо контроля со

стороны государственных органов власти. Принятый в итоге Государственной Думой РФ закон можно считать синтетическим, объединительным актом этих двух проектов.

Принятый 31 мая 2002 г. закон предписывает рассматривать адвокатуру как институт гражданского общества (ст. 3 закона). В ряду других подобных институтов, таких как профсоюзы, политические партии, Общественная палата Российской Федерации, общество защиты прав потребителей, разного рода организаций правозащитного характера, адвокатура занимает особое место в силу своего состава и выполняемых ею функций. По своему членскому составу адвокатура является объединением профессионалов – профессиональных юристов, чей высокий уровень знаний подтверждается, кроме общего высшего юридического образования, сданным при поступлении в ее состав квалификационным экзаменом, действующей в адвокатуре системой по повышению квалификации адвокатов, постоянной работой самих адвокатов над собой, над расширением уровня своих знаний. Уровень профессионализма отличает работу адвокатов от деятельности членов других общественных объединений граждан, в том числе и

правозащитного характера. Принадлежность к адвокатуре может и должна являться гарантией высокого

уровня юридических знаний у каждого из адвокатов. Главное в предназначении адвокатуры и деятельности адвокатов – это оказание квалифицированной юридической помощи каждому нуждающемуся в ней, и

основой успешного выполнения этой задачи являются: хорошее знание права, тщательное исследование об-стоятельств рассматриваемого дела и глубокое изучение личности подзащитного. Общение с адвокатами призвано влиять в положительную сторону на всех обращающихся к ним граждан, повышать их уровень правосознания и этим повышать уровень правовой культуры населения в целом. Отличительным признаком адвокатуры является то, что эта структура гражданского общества специально создана и предназначена для оказания помощи в сфере судопроизводства, где она выполняет достаточно важную государственную функцию – участвует в отправлении правосудия. Именно поэтому деятельность адвокатуры регламентируется законом, т.е. государственно-властным предписанием. Государство также оставляет за собой некоторые контрольные функции за деятельностью адвокатуры. Казалось бы, что адвокатура как институт гражданского общества может обойтись и без государственного, на уровне закона, регулирования своей деятельности. В перечне институтов гражданского общества есть немалое число тех, деятельность которых регулируется негосударственным, а корпоративным нормотворчеством: общество филателистов, собаководов, Союз юристов России и т.д. Однако, поскольку адвокатура выполняет достаточно важную государственную функцию – участвует в отправлении правосудия – сам факт появления (образования) адвокатуры, ее структурное построение, полномочия ее руководящих органов, вопросы взаимодействия с органами государственной власти и другими общественными организациями – все это регулируется государством посредством закона. Подобную картину мы наблюдаем и относительно других, выполняющих

достаточно важные функции общественных образований, являющихся структурами гражданского общества:

политические партии, профсоюзы и т.д.

Сущностная сторона правовой природы деятельности адвокатуры особенно наглядно проявляется в про цессе участия адвокатов в уголовном судопроизводстве. В том, что адвокатура является институтом (ячейкой) гражданского общества, менее четко, чем государство, структурированным, но более всеобъемлющим сообществом людей, заинтересованным в создании лучших условий жизни для каждого человека, и в том, что именно такая структура встает на защиту одного из своего со- става – конкретного человека, – кроется глубокий смысл. Заключается он в том, что обвинение субъекту, совершившему преступление (или подозреваемому в его совершении), предъявляется государством, от имени

государства, а защиту от обвинения конкретного члена гражданского общества осуществляет не государственная, а независимая от него и самостоятельная структура – адвокатура в лице конкретного адвоката – представителя гражданского общества. Причем защита, как установлено законом, обязана устанавливать и представлять лишь те факты и иные доказательства, относящиеся и к событию преступления, и к личности обвиняемого, которые характеризуют последнего с положительной стороны, свидетельствуют в пользу обвиняемого. Представлять же доказательства, отягчающие вину обвиняемого, усугубляющие его участь, – обязанность другой стороны в уголовном судопроизводстве – стороны госу- дарственного обвинения. Аналогичной должна быть позиция адвоката-защитника и относительно меры наказания обвиняемому. Он всегда должен быть за меньшую меру наказания своему подзащитному как одному из сочленов одного с ним гражданского общества. И хотя об адвокате (защитнике) говорится лишь в ч. II ст. 48 Конституции РФ применительно к задержанному, заключенному под стражу и обвиняемому в

совершении преступления, т.е. когда человек попадает в орбиту действия уголовного судопроизводства, очевидно, что и во всех прочих случаях любой человек, который нуждается в получении квалифицированной юридической помощи (ч. I ст. 48 Конституции РФ), обращается за ее получением в первую очередь в какое-либо адвокатское объединение к конкретному адвокату. Поэтому адвокаты являются главными исполнителями этого права личности. Оказание квалифицированной юридической помощи является, таким образом, конституционно закрепленной обязанностью для адвокатуры и адвокатов, в то время как для каждого человека – это его право получить такую помощь от адвоката, которое ему к тому же гарантируется государством. Государством гарантируется, а адвокатами реализуется, предоставляется. Но юридическая помощь не самоцель – это условие, средство реализации другого конституционного права личности – права на судебную защиту. В итоге мы имеем в определенном смысле некую юридическую мозаику, когда право на получение квалифицированной юридической помощи само по себе уже является самостоятельным конституционным правом каждого. И в то же время это право выступает гарантией реализации другого конституционного права личности – права на судебную защиту. Обеспечение доступа к правосудию есть не что иное как обеспечение права на суд, на рассмотрение дела в суде по существу, защита прав и свобод личности при помощи и посредством судебного разбирательства.

В особенности наглядно это проявляется в уголовном судопроизводстве. В своей тяжбе с государством, в за-щите от предъявленного со стороны государства обвинения в совершении преступления государство проявляет великодушие, оно не оставляет человека в споре с ним один на один, а предоставляет этому человеку советника по правовым вопросам, защитника. Поскольку адвокатура является структурой граж данского общества, а не государственной организацией, работающие там адвокаты не получают никакого

содержания от государства. Они получают гонорар за выполненную ими работу от обращающихся к ним за

помощью. Работу адвоката по конкретному делу в полной мере можно отнести к индивидуальной творческой работе. Как индивидуально, уникально по-своему всякое дело, настолько же индивидуальна и своеобразна по нему работа адвоката. Организационное построение современной российской адвокатуры представляет собой сочетание двух начал: наличие ряда непосредственных адвокатских образований, в которых осуществляется деятельность адвокатов с населением, с теми гражданами, которые обращаются к ним за юридической помощью, и руководящие адвокатские структуры, осуществляющие руководство, управление адвокатурой.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.