Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ





ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Факультет педагогического и художественного образования

Кафедра педагогики

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

_________________________М. П. Миронова

«_____»____________2015 г.

.

 

Рабочая программа дисциплины

 

Методология и методы научного исследования

 

Направление подготовки

Педагогическое образование

(уровень магистратуры)

 

Магистерская программа

Педагогика высшей школы

 

 

Саранск 2015

 


Программа подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрООП ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «19» декабря 2014 г. № 1505 и учебным планом МордГПИ.

Составитель рабочей программы:

Татьянина Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании совета факультета педагогического и художественного образования протокол № … от … 2015 г.

 

Председатель совета факультета

«___»____________2015 г. Т. Н. Приходченко

СОГЛАСОВАНО:

 

Начальник

Учебного управления

«___»____________2015 г. Т. М. Рыбина

 

 

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Методология и методы научного исследования» являются: формирование у магистранта системы знаний о современных методологических концепциях в области философии науки; развитие умения решать исследовательские и профессиональные задачи, применяя современные методы научного исследования; освоение методики научно-исследовательской работы; формирование навыков самостоятельной исследовательской и профессиональной деятельности, подготовка к прохождению видов практик и выполнению выпускной квалификационной работы.

 

2.Место дисциплины в структуре магистерской программыДисциплина «Методология и методы научного исследования» относится к дисциплинам федерального компонента общенаучного цикла. Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Педагогика» и «Психология» базовой части профессионального цикла, а также дисциплины «Философия» базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла направления подготовки «Педагогическое образование» (бакалавриат). Содержание дисциплины «Методология и методы научного исследования» связано с содержанием дисциплины общенаучного цикла «Современные проблемы науки и образования».

Лица, поступающие на обучение по указанному профилю должны иметь представление о методологии науки, ее уровнях, знать основополагающие общенаучные понятия, основные методы научного исследования; владеть основными приемами проведения научного исследования.

Дисциплина «Методология и методы научного исследования» является базовой для всех последующих дисциплин профессионального цикла, а также для осуществления научно-исследовательской работы, написания выпускной квалификационной работы, проведения видов практик в магистратуре.



3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методология и методы научного исследования».

В результате освоения дисциплины обучающийся будет обладать следующими компетенциями:

• способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

• готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

• способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

• способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

• готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

• способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

• способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

• готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

• готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

• готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

• готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

• готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11);

• готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12);

• способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

• роль науки в современном образовании и формировании личности;

• соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней научного исследования;

• теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности;

• методологические характеристики и логику научного исследования;

• формы представления теоретических результатов исследования (текст, структурно-логическая схема); формы представления эмпирических результатов исследования (таблица, диаграмма и др.);

• сущность типичных исследовательских задач;

Уметь:

• определять методологические характеристики научного исследования в рамках заданной тематики;

• самостоятельно осваивать новые методы исследования;

• интерпретировать результаты научно-педагогических исследований;

• адаптировать современные достижения науки и технологий к образовательному процессу;

• анализировать источники информации по проблеме исследования;

• проектировать модель построения образовательного процесса в соответствии с гипотезой исследования;

• организовывать опытно-экспериментальную проверку спроектированной модели;

• использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности.

Владеть:

• методологическими характеристиками научного исследования;

• способами творческой адаптации и применения методов исследования из смежных научных дисциплин;

• способами научного анализа информации;

• способами анализа содержания научных исследований;

• способами оценки практической значимости научно-педагогического исследования;

• способами внедрения результатов исследования в образовательную практику;

• технологией проектирования модели исследования;

• технологией организации педагогического эксперимента;

• способами теоретического анализа научной проблемы;

• технологиями проведения опытно-экспериментальной работы.


4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Методология и методы научного исследования»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

Лекционные занятия – 8 ч. (из них 4 ч. в интерактивной форме), практические занятия – 22 ч. (из них 8 ч. в интерактивной форме). СРС – 42 ч.

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Сущностные характеристики науки и научного знания I ЛК (2ч)   СР тема № 1 (4 ч.) Индивидуальное собеседование, совместный анализ электронных презентаций.
Познание и его формы I   ПЗ тема № 1 (2 ч.)   Учебная дискуссия.
3. Основания методологии науки I   ПЗ тема № 2 (2 ч.)   Устный опрос на практическом занятии, тестовый контроль.
4. Культурно-историческая эволюция науки I ЛК (2 ч.)     Терминологический контроль, учебная дискуссия.
5. Научное исследование: его сущность и особенности I   ПЗ тема № 3 (2 ч.) СР тема № 2 (4 ч.) Учебный диалог на практическом занятии, проверка письменных самостоятельных работ.
6. Методологические характеристики и логика научного исследования I ЛК (2 ч.)   СР тема № 3 (4 ч.) Учебная дискуссия, мозговой штурм, проверка письменных самостоятельных работ.
7. Логика и структура научного исследования I   ПЗ тема № 4 (2 ч.) СР тема № 4 (4 ч.) Учебный диалог на практическом занятии, проверка составленного контент-анализа, индивидуальное собеседование.
8. Моделирование как метод научного исследования I     СР тема № 5, (4 ч.) Проверка реферата, индивидуальное собеседование.
9. Программа научного исследования I   ПЗ тема № 5 (2 ч.) СР тема № 6 (4 ч.) Учебный диалог на практическом занятии, проверка плана опытно-экспериментальной работы во время индивидуального собеседования.
10. Правила написания научной статьи I   ПЗ тема № 6 (4 ч.) СР тема № 7 (6 ч.) Проверка письменных работ.
11. Методология диссертационного исследования I ЛК (2 ч.)     Учебный диалог
12. Обоснование актуальности темы диссертационного исследования I   ПЗ тема № 7 (2 ч.) СР тема № 8 (6 ч.) Совместный анализ обоснования темы научного исследования.
13. Методологический аппарат диссертационного исследования I   ПЗ тема № 8 (2 ч.) СР тема № 9 (6 ч.) Индивидуальное собеседование, анализ электронных презентаций.
14. Методика работы над рукописью научного исследования I ЛК (2 ч.)      
15. Методика оформления и подготовки научного исследования к защите I   ПЗ тема № 9 (4 ч.) СР тема № 10 (6 ч.) Коллективное обсуждение, проверка составленных списков литературных источников, индивидуальное собеседование.
              Зачет

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.