ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ





ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Факультет педагогического и художественного образования

Кафедра педагогики

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

_________________________М. П. Миронова

«_____»____________2015 г.

.

 

Рабочая программа дисциплины

 

Методология и методы научного исследования

 

Направление подготовки

Педагогическое образование

(уровень магистратуры)

 

Магистерская программа

Педагогика высшей школы

 

 

Саранск 2015

 


Программа подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрООП ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «19» декабря 2014 г. № 1505 и учебным планом МордГПИ.

Составитель рабочей программы:

Татьянина Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании совета факультета педагогического и художественного образования протокол № … от … 2015 г.

 

Председатель совета факультета

«___»____________2015 г. Т. Н. Приходченко

СОГЛАСОВАНО:

 

Начальник

Учебного управления

«___»____________2015 г. Т. М. Рыбина

 

 

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Методология и методы научного исследования» являются: формирование у магистранта системы знаний о современных методологических концепциях в области философии науки; развитие умения решать исследовательские и профессиональные задачи, применяя современные методы научного исследования; освоение методики научно-исследовательской работы; формирование навыков самостоятельной исследовательской и профессиональной деятельности, подготовка к прохождению видов практик и выполнению выпускной квалификационной работы.



 

2.Место дисциплины в структуре магистерской программыДисциплина «Методология и методы научного исследования» относится к дисциплинам федерального компонента общенаучного цикла. Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Педагогика» и «Психология» базовой части профессионального цикла, а также дисциплины «Философия» базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла направления подготовки «Педагогическое образование» (бакалавриат). Содержание дисциплины «Методология и методы научного исследования» связано с содержанием дисциплины общенаучного цикла «Современные проблемы науки и образования».

Лица, поступающие на обучение по указанному профилю должны иметь представление о методологии науки, ее уровнях, знать основополагающие общенаучные понятия, основные методы научного исследования; владеть основными приемами проведения научного исследования.

Дисциплина «Методология и методы научного исследования» является базовой для всех последующих дисциплин профессионального цикла, а также для осуществления научно-исследовательской работы, написания выпускной квалификационной работы, проведения видов практик в магистратуре.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методология и методы научного исследования».

В результате освоения дисциплины обучающийся будет обладать следующими компетенциями:

• способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

• готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

• способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

• способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

• готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

• способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

• способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

• готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

• готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

• готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

• готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

• готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11);

• готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12);

• способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

• роль науки в современном образовании и формировании личности;

• соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней научного исследования;

• теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности;

• методологические характеристики и логику научного исследования;

• формы представления теоретических результатов исследования (текст, структурно-логическая схема); формы представления эмпирических результатов исследования (таблица, диаграмма и др.);

• сущность типичных исследовательских задач;

Уметь:

• определять методологические характеристики научного исследования в рамках заданной тематики;

• самостоятельно осваивать новые методы исследования;

• интерпретировать результаты научно-педагогических исследований;

• адаптировать современные достижения науки и технологий к образовательному процессу;

• анализировать источники информации по проблеме исследования;

• проектировать модель построения образовательного процесса в соответствии с гипотезой исследования;

• организовывать опытно-экспериментальную проверку спроектированной модели;

• использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности.

Владеть:

• методологическими характеристиками научного исследования;

• способами творческой адаптации и применения методов исследования из смежных научных дисциплин;

• способами научного анализа информации;

• способами анализа содержания научных исследований;

• способами оценки практической значимости научно-педагогического исследования;

• способами внедрения результатов исследования в образовательную практику;

• технологией проектирования модели исследования;

• технологией организации педагогического эксперимента;

• способами теоретического анализа научной проблемы;

• технологиями проведения опытно-экспериментальной работы.


4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Методология и методы научного исследования»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

Лекционные занятия – 8 ч. (из них 4 ч. в интерактивной форме), практические занятия – 22 ч. (из них 8 ч. в интерактивной форме). СРС – 42 ч.

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Сущностные характеристики науки и научного знания I ЛК (2ч)   СР тема № 1 (4 ч.) Индивидуальное собеседование, совместный анализ электронных презентаций.
Познание и его формы I   ПЗ тема № 1 (2 ч.)   Учебная дискуссия.
3. Основания методологии науки I   ПЗ тема № 2 (2 ч.)   Устный опрос на практическом занятии, тестовый контроль.
4. Культурно-историческая эволюция науки I ЛК (2 ч.)     Терминологический контроль, учебная дискуссия.
5. Научное исследование: его сущность и особенности I   ПЗ тема № 3 (2 ч.) СР тема № 2 (4 ч.) Учебный диалог на практическом занятии, проверка письменных самостоятельных работ.
6. Методологические характеристики и логика научного исследования I ЛК (2 ч.)   СР тема № 3 (4 ч.) Учебная дискуссия, мозговой штурм, проверка письменных самостоятельных работ.
7. Логика и структура научного исследования I   ПЗ тема № 4 (2 ч.) СР тема № 4 (4 ч.) Учебный диалог на практическом занятии, проверка составленного контент-анализа, индивидуальное собеседование.
8. Моделирование как метод научного исследования I     СР тема № 5, (4 ч.) Проверка реферата, индивидуальное собеседование.
9. Программа научного исследования I   ПЗ тема № 5 (2 ч.) СР тема № 6 (4 ч.) Учебный диалог на практическом занятии, проверка плана опытно-экспериментальной работы во время индивидуального собеседования.
10. Правила написания научной статьи I   ПЗ тема № 6 (4 ч.) СР тема № 7 (6 ч.) Проверка письменных работ.
11. Методология диссертационного исследования I ЛК (2 ч.)     Учебный диалог
12. Обоснование актуальности темы диссертационного исследования I   ПЗ тема № 7 (2 ч.) СР тема № 8 (6 ч.) Совместный анализ обоснования темы научного исследования.
13. Методологический аппарат диссертационного исследования I   ПЗ тема № 8 (2 ч.) СР тема № 9 (6 ч.) Индивидуальное собеседование, анализ электронных презентаций.
14. Методика работы над рукописью научного исследования I ЛК (2 ч.)      
15. Методика оформления и подготовки научного исследования к защите I   ПЗ тема № 9 (4 ч.) СР тема № 10 (6 ч.) Коллективное обсуждение, проверка составленных списков литературных источников, индивидуальное собеседование.
              Зачет

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.