|
Основный тенденции современного психологического образования.Стр 1 из 4Следующая ⇒ Основный тенденции современного психологического образования. Рассмотрим типичные тенденции, характерные для современного психологического образования большинства стран Европы и Америки. Интерес студентов к психологическому образованию в последние десятилетия возрастает в Северной Америке, в большинстве стран Европы, в Австралии. Психология, как правило, относится к числу 3-4 предметов, наиболее часто выбираемых студентами для изучения в высших учебных заведениях. Психологию изучают студенты, которые специализируются в области психологической науки и практики, а также студенты других специальностей, таких как педагогика, медицина, юриспруденция, социальная работа и др. Во многих странах психология преподается в средних школах, и учащиеся охотно выбирают ее в качестве предмета для изучения. Типичная длительность психологического образования. Изучение психологии, как правило, начинается с курса «Введение в психологию» (или «Общая психология»). Затем студенты, как правило, выбирают курсы в зависимости от своих интересов и специализации. Студенты, планирующие заниматься психологической деятельностью по окончании вуза, изучают психологию в течение 4-6 лет. В одних европейских странах типичный период профессионального психологического образования составляет в целом 5 лет, в других — б лет. Этот срок может включать в себя непрерывное обучение в течение 5 лет или разделяться на два уровня высшего образования.Однако для того, чтобы стать профессиональными психологами и получить возможность работать самостоятельно, студенты должны дополнительно учиться еще 3 года на втором уровне высшего образования по специализированной программе. Постепенно выделяются две ветви профессионального психологического образования: научно ориентированное и практически ориентированное. И в том и в другом случае факультеты стремятся поддерживать высокий уровень научности. Однако в конце 60-х гг. в США, а десятилетием позже и в Европе, в связи с возрастающими потребностями общества в психологах-практиках стали появляться школы профессиональной психологии, обучение в которых направлено на подготовку к практической психологической деятельности (например, в области клинической, школьной психологии).
Нормативно-правовое обеспечение психологического образования Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ (Закон РФ «Об образовании», 2000). К общеобразовательным относятся следующие программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования. В соответствии с этими документами общее образование дают следующие виды образовательных учреждений: 1) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования); 2) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования); 3) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования); 4) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам); 5) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, Установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы): 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование; 6) послевузовское профессиональное образование.
Психология как наука и учебный предмет.
Наука определяется, во-первых, как деятельность по производству знаний и, во-вторых, как форма систематизации знаний. Учебный предмет определяется, во-первых, как система знаний и, во-вторых, как система видов учебно-познавательной деятельности по усвоению этих знаний (Гинецинский, 1983, с. 18). Таким образом, в одном пункте эти понятия пересекаются: этот пункт — систематизация знаний. Поэтому не случайно лучшие и наиболее систематизированные образцы научной литературы становятся учебными пособиями для студентов (например, книга С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии»). В Новое время начался процесс разведения понятий научной и учебной дисциплины. Учебный предмет все в большей степени рассматривался как система разнообразных видов учебно-познавательной деятельности с учетом качественных особенностей субъектов, ее осуществляющих, и условий, в которых она реализу- ется. Тот или иной вариант изложения содержания научной дисциплины утверждался в общественном сознаний в качестве учебного предмета (Гинецинский, 1983, с. 22). В психологической науке аналогичные процессы разграничения представлений о психологии как учебной и научной дисциплинах происходят только во второй половине XX в.
7. Учебные дисциплины по психологии и особенности их заключения. Таким образом, научная дисциплина — это система знаний, ориентированная на исследователей, а учебная дисциплина — это система знаний, ориентированная на обучающихся. В связи с этим важно отметить, что структура научных и учебных дисциплин может совпадать, а может и не совпадать. Учебная дисциплина включает в себя два компонента: 1) систему знаний; 2) систему учебно-познавательной деятельности, направленной на их усвоение. При разработке обоих компонентов учебной дисциплины учитываются следующие факторы: 1) сложившаяся система знаний в рамках соответствующей научной дисциплины; 2) приверженность преподавателя определенной научной и методологической концепции; 3) уровень, тип и цели образовательной программы; 4) интересы обучающихся; 5) знания и способности обучающихся; 6) формы и функции активности обучающихся; 7) существующий фонд дидактических материалов. Таким образом, структура учебной психологической дисциплины определяется этими факторами. Степень систематизации соответствующей области психологического знания, Методологическая позиция, интересы, точка зрения преподавателя, Уровень, тип и цели образовательной программы, в рамках которой преподается психология, Интерес учащихся и студентов к определенным темам, проблемам, фактам и понятиям, обусловленный их возрастом, уровнем развития, индивидуально-психологическими особенностями, Знания и способности учащихся и студентов.
Лекции по психологии. Лекция, как отмечалось выше, представляет собой обучающий монолог преподавателя. Это довольно типичный вид учебных занятий в университетах и других высших учебных заведениях. Иногда лекция бывает только монологом и, в принципе, может быть записана на видеопленку. Однако использование такого подхода на аудиторном занятии было бы ошибкой. Большим преимуществом лектора по сравнению с видеозаписью является возможность получить обратную связь от студентов, которая позволяет сделать занятие более эффективным. Степень взаимодействия преподавателя и студентов может быть различной. Рассмотрим основные функции лекций. 1. Исторически информационная функция была первичной. Главная цель лекций в первых университетах состояла в передаче профессором новых знаний студентам. В настоящее время в связи с появлением большого количества учебников, которые печатаются большими тиражами, эта функция лекций отчасти потеряла свое значение.Однако эта функция сохраняет свое значение в том смысле, что преподаватель на лекциях сообщает учебный материал, который отсутствует в имеющихся учебных пособиях, но с его точки зрения является необходимым.. 2. Вторая важнейшая функция лекций — систематизирующая. Новые знания сообщаются на лекции в систематизированном виде. Последовательное и структурированное изложение преподавателем учебного материала по дисциплине в данном случае представляет особую ценность для студентов 3. Третья функция лекций — разъясняющая. Отдельные разделы учебника могут быть изложены языком, трудным для понимания студентов, со сложным стилем изложения и синтаксисом, в них могут отсутствовать поясняющие примеры. 4. Развивающая функция лекций заключается в том, что они стимулируют не только запоминание материала, но и мыслительную деятельность студентов.
Урок по психологии. . Урок — это форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Главными характеристиками урока является то, что это форма организации обучения: 1) группы учащихся одного возраста; 2) постоянного состава; 3) занятие по твердому расписанию; 4) с единой для всех программой обучения. Сущность урока сводится «к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя».
Типичный урок предполагает следующие формы учебной работы и решение соответствующих дидактических задач: 1) проверка домашнего задания и повторение пройденного; 2) объяснение нового учебного материала; 3) закрепление и применение нового материала. Урок по психологии вариативностью: ♦ на одном уроке она может предусматривать рассказ учителя, постановку вопросов на воспроизведение учащимися сообщенной им информации, выполнение упражнений по образцу, решение задач и др.; ♦ на другом — демонстрация способов деятельности, воспроизведение их учащимися, решение задач с применением этого же способа в новых, нестандартных ситуациях и др.; на третьем — решение поисковых задач, с помощью которых приобретаются новые знания, обобщения учителя и т. д. Важнейшей задачей при подготовке к уроку психологии должно быть выделение и формулировка знаний, которые будут предметом изучения: 1) психические явления; 2) понятия; 3) закономерные связи психических явлений; 4) психологические факты.
Методы обучения психологии. Метод обучения — определенным образом упорядоченная деятельность, обеспечивающая эффективное руководство преподавателя работой учащихся по овладению знаниями. Методы обучения определяются его целями и содержанием. Методы изучения психологии, используемые в настоящее время в школе и вузе, сильно отличаются своим разнообразием. В вузе традиционно используются словесные методы, их описанию и научному обоснованию в методической литературе отводится явно больше места, чем активным методам. Авторы методических рекомендаций для учителей психологии в школах больше внимания уделяют как раз активным методам. Так, Л. П. Пономаренко, Р. В. Белоусова, отдавая должное интересным современным разработкам различных тренинговых программ для школьников, ввели в структуру курса лишь некоторые элементы психотренинга, ролевые игры и дискуссии, делая акцепт на проблемно-диалогическом методе обучения. О. В. Хухлаева предполагает широкое использование игр. Также автор рекомендует включать в работу эмоционально-символические методы: групповое обсуждение чувств, направленное рисование; когнитивные методы, направленные на избавление от абсолютного, категоричного мышления, которое является выражением жесткой модальности как свойства мировоззрения и передается использованием слова «должен». Рекомендуемые М. Р. Битяновой занятия по своей сути являются уроками, хотя и предполагают игры, подвижные упражнения, обсуждения в круге. С. В. Кривцова подчеркивает необычность ее уроков (как и всей программы в целом) — это уроки в культуре психологического тренинга, чему есть следующие причины: возможность охватить большее количество детей; через систематическое обучение жизненным навыкам как бы транслируются и гуманистические ценности — уважение к другому, уважение к себе, человечность. Профессионализм тренера — важнейшее условие. Тренинг по месту, времени действия, методическим приемам, большому количеству упражнений и даже по названию напоминают уроки.
Учитывая «сказочность» курса психологии для младших школьников, авторы его разнообразны в выборе методов. При всей обширности предлагаемых методов обучения психологии их научное обоснование относится к числу наименее разработанных и, в то же время, наиболее значимых задач современной методики преподавания психологии. В. Н. Карандашев предлагает для рассмотрения классификацию методов обучения по источнику получения знаний и умений, где выделяются: словесные методы, наглядные методы и практические методы. Авторы современных учебных пособий по психологии, включив в этот перечень методы самой науки, выделяют: проблемную лекцию, эвристическую беседу, методы, программированного обучения, проблемного обучения, интерактивного (коммуникативного) обучения. По мнению В. Я. Ляудис, каждый из них возникал как попытка преодоления ограниченности традиционных методов обучения. Представим наиболее полную классификацию методов обучения психологии М. В. Поповой, в основе которой лежит внимательное отношение к ученику, принятие его личности, от интересов и воли которой зависит его деятельность в соответствии с воздействием учителя. Несмотря на то что М. В. Попова предлагает методы обучения психологии в курсе психологии в школе, нам представляется, что эти методы можно использовать и в работе со студентами. Для лучшего понимания мы предлагаем в качестве иллюстрации некоторые примеры использования коллегами этих методов, найденные нами в разнообразной методической литературе. Большую группу представляют известные методы в традиционной парадигме обучения. Методы словесного обучения передачи знаний, куда относятся: рассказ (используется для подготовки учащихся к восприятию учебного материала), беседа (применяется при закреплении и осмыслении уже имеющихся у учащихся представлений и знаний), объяснение (сообщение новых знаний, истолкование отдельных понятий и терминов). Преподаватель в этом случае формирует понятие психической культуры в трех планах: теоретические знания; «знания в пространстве»; анализ уровня этого знания в субъективной культуре; транслирует знания в умения и навыки посредством творческих упражнений; демонстрирует умения: выступление, эксперимент, трактат. В вузе наиболее часто используется лекционный метод обучения, который достаточно хорошо описан в методической литературе.
Проблемный метод. заключается в том, что преподаватель ставит перед студентами (учащимися) проблему и далее сам показывает путь ее решения. В другом случае ответ на поставленный проблемный вопрос, анализ проблемной ситуации и поиск соответствующих средств осуществляют сами студенты в процессе индивидуальной или групповой учебной работы под руководством преподавателя. Таким образом демонстрируются образцы научного решения проблем, образцы логики научного мышления, а также способы применения психологических знаний в практической деятельности. При чтении лекций этот метод реализуется следующим образом. Преподаватель сначала ставит вопрос, описывает факт, психическое явление, экспериментальную или жизненную ситуацию, а затем дает их теоретическое обобщение в виде понятия, показывая, как психологические знания могут помочь объяснить или решить проблему. Использование проблемных ситуаций дает значительный мотивационный эффект при изучении психологии. Прежде чем излагать новые знания, преподаватель ставит определенную проблему или проблемный вопрос. В процессе его обсуждения и решения данной проблемы преподавателем предлагаются (или самими учащимися находятся) психологические знания как средство решения. Во всех случаях, когда удается найти такие проблемы, процесс обучения становится увлекательным и изучение психологии осознается как практически полезное. Такой путь преподавания психологии будущим педагогам через анализ педагогических ситуаций и ошибок, через «производство психологического знания» и его переживание предлагает, в частности, Е. А. Климов (1998). Практические методы. предполагают практическую деятельность учащихся (студентов), направленную на усвоение знаний, умений и навыков. К этой группе относятся такие методы, при использовании которых учащиеся не только слушают (как при словесных методах), смотрят (как при наглядных методах), но также выполняют определенные познавательные действия, направленные на решение учебных задач. В преподавании психологии к ним относятся: 1) лабораторные работы, моделирующие психологические эксперименты; 2) выполнение психодиагностических заданий, в частности психологических тестов; 3) решение психологических задач; 4) упражнения; 5) групповая дискуссия; 6) дидактические и деловые игры, имитирующие изучаемые процессы. Эти методы используются по-разному в зависимости от того, какие учебные цели они преследуют. Лабораторные работы как модели психологических экспериментов могут проводиться для того, чтобы: 1) на практике продемонстрировать студентам определенные психологические закономерности или 2) для того, чтобы освоить методику психологического эксперимента. Для решения первой задачи они могут проводиться в рамках любых образовательных программ. Главное, чтобы студенты убедились в реальности данной зависимости или закономерности. Для решения второй задачи лабораторные работы проводятся в рамках подготовки специалистов-психологов. В этом случае особое внимание уделяется профессионально грамотной организации проведения эксперимента, а также правильному оформлению результатов эксперимента с точки зрения методологии психологического исследования.
Основный тенденции современного психологического образования. Рассмотрим типичные тенденции, характерные для современного психологического образования большинства стран Европы и Америки. Интерес студентов к психологическому образованию в последние десятилетия возрастает в Северной Америке, в большинстве стран Европы, в Австралии. Психология, как правило, относится к числу 3-4 предметов, наиболее часто выбираемых студентами для изучения в высших учебных заведениях. Психологию изучают студенты, которые специализируются в области психологической науки и практики, а также студенты других специальностей, таких как педагогика, медицина, юриспруденция, социальная работа и др. Во многих странах психология преподается в средних школах, и учащиеся охотно выбирают ее в качестве предмета для изучения. Типичная длительность психологического образования. Изучение психологии, как правило, начинается с курса «Введение в психологию» (или «Общая психология»). Затем студенты, как правило, выбирают курсы в зависимости от своих интересов и специализации. Студенты, планирующие заниматься психологической деятельностью по окончании вуза, изучают психологию в течение 4-6 лет. В одних европейских странах типичный период профессионального психологического образования составляет в целом 5 лет, в других — б лет. Этот срок может включать в себя непрерывное обучение в течение 5 лет или разделяться на два уровня высшего образования.Однако для того, чтобы стать профессиональными психологами и получить возможность работать самостоятельно, студенты должны дополнительно учиться еще 3 года на втором уровне высшего образования по специализированной программе. Постепенно выделяются две ветви профессионального психологического образования: научно ориентированное и практически ориентированное. И в том и в другом случае факультеты стремятся поддерживать высокий уровень научности. Однако в конце 60-х гг. в США, а десятилетием позже и в Европе, в связи с возрастающими потребностями общества в психологах-практиках стали появляться школы профессиональной психологии, обучение в которых направлено на подготовку к практической психологической деятельности (например, в области клинической, школьной психологии).
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|