Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методы проверки и оценки знаний по психологии.





К основным формам проверки знаний учащихся и студентов относятся: коллок­виум, зачет, экзамен, контрольная работа, поурочное оценивание, тесты, рейтин­говое оценивание, выполнение квалификационных работ.

Коллоквиум является формой текущего контроля. Он применяется для про­верки знаний по определенному разделу (или объемной теме) и принятия реше­ния о том, можно ли переходить к изучению нового материала. Коллоквиум — это беседа со студентами, целью которой является выявление уровня овладения но­выми знаниями. В отличие от семинара главное на коллоквиуме — это проверка знаний с целью их систематизации. Коллоквиум может проводиться по вопросам, обсуждавшимся на семинарах. Конкретные вопросы для коллоквиума студентам не сообщаются, однако заранее формулируются преподавателем. Предполагае­мый объем ответа не должен быть большим (примерно 1,5-2 минуты), чтобы препо­даватель мог успеть опросить всех студентов. Ответ студента на коллоквиуме все­гда комментируется кратко: «верно-неверно». На коллоквиуме не спрашивают по желанию. Для получения положительной оценки каждый студент должен отве­тить на 2-3 вопроса. В заключение студентам сообщаются оценки; для желающих оценки комментируются.

Зачет представляет собой форму проверки знаний, предусматривающую аль­тернативную оценку и соответственно бинарную отметку: «зачет» или «незачет». «Зачет» ставится в том случае, если студент выполнил задание, дал правильный ответ, усвоил учебный материал. «Незачет» ставится в том случае, если студент не выполнил задания, дал неправильный ответ, не усвоил материал. Важной задачей преподавателя является определение степени правильности выполнения задания (или ответа на вопрос), при которой может быть поставлен зачет.

Экзамен представляет собой форму проверки знаний, предусматривающую дифференцированную оценку и соответственно отметку, имеющую несколько градаций. В школьной практике России это пятибалльная система отметок: 5,4, 3, 2, 1. До 1944 г. они обозначались словами: «отлично», «хорошо», «удовлетвори­тельно», «плохо», «очень плохо». В вузовской системе России — это четырехбалль­ная система, в которой используются словесные отметки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». В других странах могут приме­няться другие обозначения, а аналогичные баллы могут иметь другие значения. Также могут использоваться буквы: А, В, С, D. Для увеличения дифференцирую­щей способности системы отметок могут использоваться знаки «+» (плюс) или «-» (минус). В США они используются официально. В России — скорее нефор­мально, хотя, возможно, имело бы смысл придание им официальногой статуса.

При оценивании ответов студентов экзаменатор обычно руководствуется сле­дующими критериями:

1) полнота и содержательность ответов на вопросы;

2) умение отобрать существенный материал для раскрытия поставленных вопросов;

3) логичность и последовательность в раскрытии вопросов;

4) точность в описании фактов, изложении теорий и формулировке понятий;

5) умение привести примеры, иллюстрирующие излагаемый материал (особенно ценятся самостоятельно подобранные примеры);

6) умение делать выводы;

7) умение стилистически и грамматически правильно оформить ответ;

8) умение уложиться в отведенное время;

9) умение отвечать на поставленные экзаменатором вопросы.

Контрольная работа — это письменная работа, выполняемая учащимися и на­правленная на проверку усвоенных ими знаний и умений. Она подразумевает от­веты на поставленные вопросы или выполнение определенных практических зада­ний. В контрольных работах могут использоваться вопросы и задания различного характера, однако они всегда предполагают наличие критериев для оценки (как правильные или неправильные).

Квалификационные работы: рефераты, курсовые, дипломные. Выполнение таких работ, с одной стороны, является видом самостоятельной учебной работы студентов, о чем говорилось в предыдущих разделах. В данном случае важны до­стижения студента в процессе их подготовки. С другой стороны, подготовленная работа является квалификационной, т. е. является объектом оценки.

Итоговая проверка и оценка знаний и умений проводится после завершения учащимися и студентами полного курса образовательной программы. В настоя­щее время психологические знания не являются составной частью выпускного эк­замена в средних общеобразовательных учебных заведениях. В программах сред­него специального и высшего профессионального образования педагогического профиля психологические знания обычно включаются в содержание выпускного квалификационного экзамена.

Разработка учебного курса по психологии.

Технология разработки учебного курса

1. Выбор учебных пособий

2. Отбор содержания курса

3. Постановка учебных целей

4. Разработка рабочей программы курса

5. Подготовка тематического плана занятий

6. Разработка формата курса

7. Разработка критериев оценки знаний и умений

8. Планирование отдельных учебных занятий

9. Разработка опросного листа для оценки курса студентами

В процессе подготовки к проведению учебного курса преподаватель может ориентироваться на следующие основные этапы:

О главных отличиях учебников и учебных пособий от книг другого типа мы говорили в предыдущем разделе. Остановимся теперь подробнее на проблеме выбора хорошего учебника. Какими критериями может руководствоваться преподаватель при выборе учебного пособия для учебного курса?

1. Систематизированное изложение соответствующей учебной дисциплины или предметной области. Необходимо обратить внимание на то, насколько целостное представление о предмете вашего курса дает книга, насколько логически связаны и последовательны ее главы.

2. Доступное для соответствующей категории учащихся и студентов изложение учебного материала. Предполагается, что автор учебника не просто использует информацию из научных монографий и статей, но и излагает ее на языке, понятном для студентов, употребляет слова и термины, которые понятны данной категории студентов, отказывается от сложного стиля изложения.

3. Наличие методического аппарата, который должен способствовать лучшему усвоению учебного материала. Минимально необходимым обычно является:

Ø наличие контрольных вопросов и заданий, которые могут использоваться студентами и преподавателями для проверки усвоения учебного материала соответствующего раздела;

Ø наличие рекомендуемой литературы для дальнейшего расширения и углубления знаний по теме;

Ø наличие разнообразных заданий, способствующих лучшему пониманию и закреплению изученного материала.

Ø 4) широкое использование примеров, наглядности и иллюстраций. Это может быть описание показательных примеров научных исследований или жизненных ситуаций, схем, диаграмм, графиков, которые способствуют пониманию и запоминанию классификаций, психологических зависимостей и закономерностей, а также рисунков и фотографий, которые изображают определенные психические процессы, свойства, состояния.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.