Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема СРС №1. Исторические аспекты современной риторики





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

 

учебной дисциплины (модуля) Риторика

 

для специальности 060101 Лечебное дело

 

курс 2 семестр 3

 

 

Составитель: Гринько Е.Н., к.культурологии, доцент     Рецензент: Беньковская О.П., к.м.н.  

 

 

Владивосток – 2014 г.

 

 


 

Тема СРС №1. Исторические аспекты современной риторики

Мотивация изучения темы

Данное занятие направлено на осмысление исторических аспектов современной риторики, её связи с современной риторикой, что способствует пробуждению интереса к речи как к способу самовыражения и достижения успеха в жизни через речевую коммуникацию

Цели занятия.

3.1. Общая цель: сосредоточить внимание студентов на этической и интеллектуальной стороне риторики, помочь сформировать общую компетенцию ОК-5 «Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности».

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - основные особенности формирования риторики в Античности, виды речей, возникших в Древней Греции, требования к оратору в Древней Греции и Древнем Риме, вклад Аристотеля в научное становление риторики, определение риторики, по Аристотелю, виды риторических идеалов софистов и диалектиков, систему подготовки ораторов, по Квинтилиану. Особенности формирования в 18-19 веках в России риторической культуры поведения человека.

«Уметь» - охарактеризовать специфику риторической культуры в Античности, обозначить связь риторики и социокультурной системы полисов Древней Греции и имперского и республиканского Рима, связь риторики и других видов гуманитарного знания, вклад Античности в развитие интеллектуальной и речевой культуры европейской цивилизации. Проанализировать отечественные риторические тексты 18 – 19 веков.

«Владеть» - способностью к сравнению риторической культуры Древней Греции и Древнего Рима, перенесению требований к поведению оратора на профессиональное поведение будущего специалиста, его этического компонента. Способностью охарактеризовать правила речевого поведения, которые складывались в России в 18 – 19 веках. Оценить значение риторических правил для формирования гуманистической, этической речевой культуры в России.

4. Контрольные вопросы, подлежащие изучению

1. Какие виды речей возникли в Древней Греции?

2. С какими науками формировалась риторика в Древней Греции?

3. Какие добродетели оратора ценились в Древней Греции?

4. Какое определение дал риторике Аристотель?

5. Каков вклад Аристотеля в научное формирование риторики?

6. Чем отличаются риторические идеалы софистов и диалектиков Древней Греции?

7. Как риторика зависит от особенностей устройства древнегреческого общества?

8. Как риторика менялась в Древнем Риме в зависимости от имперского или республиканского строя в Древнем Риме?

9. Каков вклад в научное формирование отечественной риторической культуры внёс М.В. Ломоносов?

10. В чём особенности требований к молодым дворянам в новую петровскую эпоху?

5. Задания для самостоятельной работы студентов

Изучить материал, представленный в данном разделе Методических рекомендаций для СРС На его основе подготовить по подгруппам сообщения (на 10 минут) на темы:

«Античность в истории риторики».

1. Вклад Древней Греции в формировании риторики

2. Вклад Древнего Рима в формировании риторики

3 Вклад Квинтилиана в риторику

«Отечественная риторическая культура».

4. Роль М.В. Ломоносова в формировании русской научной риторической культуры.

5. Новые правила речевого поведения благородного молодого человека и девицы (на основе книги «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», изданной при Петре I)

6. Речевой этикет в России 19 века (на основе книги «Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной»). Раскрыть значение риторических правил для формирования гуманистической, этической речевой культуры в России.

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Практическое занятие № 2. Тема: Исторические аспекты современной риторики Подготовка сообщения на практическое занятие (по выбору студентов)
  1. Вклад Древней Греции в формирование риторики
2. Вклад Древнего Рима в формирование риторики
3. Вклад Квинтилиана в риторику
4.Роль М.В. Ломоносова в формировании русской научной риторической культуры
5.Новые правила речевого поведения благородного молодого человека и девицы (на основе книги «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», изданной при Петре I)
6.Речевой этикет в России 19 века (на основе книги «Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной»). Раскрыть значение риторических правил для формирования гуманистической, этической речевой культуры в России.

 

Ориентировочная основа действия (ООД) для СРС

Используя материалы лекции, материалы, представленные в данном разделе Методических материалов для СРС, а также две указанные книги, подготовить по подгруппам сообщения на перечисленные темы. Материал для более углублённого изучения.

Речевой этикет в России 19 века (на основе книги «Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной»). Раскрыть значение риторических правил для формирования гуманистической, этической речевой культуры в России

 

В социально-бытовой сфере формируется набор требований к речевому поведению. В 1881 г. вышла книга «Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной» («Русская риторика: Хрестоматия/ Авт.-сост. Л.К. Граудина». - М.,1996). В ней говорилось: «Подобно тому, как в музыке все приятные и ласкающие слух звуки, сливаясь в одно, образуют гармонию, чарующему влиянию которой мы невольно поддаемся, - точно так же безотчетно влечет нас симпатия к той личности, у которой во всех движениях, разговоре, манере держать себя господствует полнейшая гармония» (с.269).

Хороший тон, по мнению авторов сборника, состоит из бесчисленного множества внешних приемов, имеющих в основании приличие, нравственность, вежливость и такт, который понимается как врожденное качество. Бестактность свидетельствует о грубом состоянии души и недостаточном образовании. Многие люди под предлогом того, что они не желают лицемерить, говорят в лицо неделикатные и бестактные замечания, называя их правдой, и еще и гордятся своей оскорбительной откровенностью (с. 271).

В вежливом обращении, говорится в сборнике, лежит глубокая сила, которая всех и даже малообразованных людей заставляет подчиниться себе. Усвоить это необходимо, так как вежливость успокаивает волнения, даже ненависть, прекращает несогласия, споры в самом начале и вообще придает всякому господствующему обычаю мирную, спокойную форму» (с.272).

В речевом поведении рекомендуется соединять вежливость с откровенностью и прямодушием, с умением своевременно и к месту говорить комплименты. Но особенно обращается внимание на овладение искусством …молчать, при этом приводится высказывание из Библии, в которой сказано: «Пусть будет всякий скор на слушание и медлен на речи». Отмечается, что люди, преимущественно женщины, нередко рассказывают и расспрашивают не из участия к делу, а просто из любопытства. Любопытство же равнодушно к делу, к нему нередко присоединяется злорадство или зависть к счастью других. Не следует отыскивать слабости и ошибки у ближних и обсуждать их в разговоре.

Молчание связано с запретом на распространение слухов и сплетен, с умением хранить тайны. Не менее серьезна, чем болтливость, страсть навязывать советы (с.275). Вообще образованному человеку требуется уметь поддерживать разговор, находить предмет для обсуждения, не болтать о пустяках и в то же время не говорить о специальных научных, политических и религиозных вопросах, которые могут быть непонятны другим или вызовут споры и рознь между друзьями. Поэтому «в гостях, в больших обществах, где сходятся люди с разными взглядами и убеждениями, следует таких разговоров избегать, а придерживаться предметов, доступных общему пониманию и имеющих интерес для присутствующих. Таковыми являются общие вопросы науки и искусства, именно они составляют благодарный предмет разговоров в обществе» (с.277).

Интересны замечания о молодых людях. «Скоро летит время, слишком рано кончается детство – мальчик делается молодым человеком, а девочка – взрослой девицей. Непосредственное влияние воспитания прошло, на сына и дочь смотрят уже как на самостоятельных личностей, и за проступки, которые приходится наблюдать постороннему, отвечают не родители, а они сами. Развивающаяся мало-помалу самостоятельность в мыслях и действиях показывает, к сожалению, очень скоро, что хороший тон, господствовавший до сих пор в доме, нарушается». Автор указывает, что молодой человек и дома, и во внешней жизни должен в разговорах и манере держать себя соблюдать хороший тон.

Что касается девушки, то от неё требуют гораздо больше, чем от молодого человека. Гораздо внимательнее следят за каждым её словом, каждым движением. «Молодому человеку извинят нечаянно вырвавшееся слово, несовместимое с хорошим тоном, девушке же – никогда!». «Пускай она старается употреблять выработанный разговорный язык, избегает грубых, простонародных слов и выражений даже в кругу своих близких родственников, чтобы действительно прекрасный язык вошёл в её привычку». В этом же сборнике приводятся рекомендации по написанию писем – по их содержанию и по форме, по жанрам: уведомления и извещения, просьбы и прошения, приглашения и извинения, напоминания и увещевания, поздравления и благодарности. Автор отмечает, что ввиду важного значения в жизни хорошо написанного письма каждый должен как можно раньше приучаться и упражняться в составлении их, и дело родителей обратить внимание на эту сторону воспитания детей. Большую роль в этом он отводит чтению. «Чтение толковое образцовых писателей есть первое необходимое условие для успеха. Оно не только расширяет круг мыслей, заставляет рассуждать и думать о прочитанном предмете, но совершенно невольно придаёт некоторую гибкость, округлённость и изящество нашим выражениям, как устным, так и письменным». «Те, которым не удалось в детстве и даже в ранней молодости усвоить себе это умение хорошо выражаться письменно, должны непременно стараться с помощью чтения, упражнений и последовательного мышления достигнуть этого искусства, столь необходимого каждой образованной личности, и они могут быть уверены, что их труды не пропадут напрасно, а вознаградятся искусством правильно и изящно писать письма». (с. 282)

7. Источники информации:

7.1. Список рекомендуемой литературы.

1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи. Учеб. пособие. – М: Логос, 2011.// ЭБС «Университетская библиотека on-line» http://www.biblioclub.ru/

2. Захарова Л.Л. Риторика. Учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012 / Университетская библиотека on-line http://www.biblioclub.ru/

3. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. Учебное пособие. - М.: Флинта, 2011 / Университетская библиотека on-linе

4. Михальская А.К. Риторика. 10-11 кл. Базовый уровень: учебник. реждений. - М.: Дрофа, 2013.

7.1.Блок дополнительной информации и интернет-ресурсы.

5. Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению. Репринтное издание.- М., Изд-во «Планета», 1990

6. Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной (1881 г.) / Русская риторика: Хрестоматия. Авт. Сост. Л.К.Граудина. – М.: Просвещение, 1996.- С. 267-291.

7. Ораторы Греции/ Сост. и науч. подгот. текстов М. Гаспарова. – М.: Худож. лит., 1985.

8. Гринько Е.Н. «Риторика и риторическая культура: история и теория» - Владивосток, ДВГТУ, 2004 (традиционная и электронная версия)

8. Эталоны ответов к заданиям для самоконтроля.

1. Какие виды речей возникли в Древней Греции?

Делиберативная, судебная и эпидейктическая

2. С какими науками формировалась риторика в Древней Греции?

Философией, логикой, историей.

3. Какие добродетели оратора ценились в Древней Греции?

К добродетелям оратора греки относили серьезность, доброжелательность, скромность.

4. Какое определение дал риторике Аристотель?

Риторика, по Аристотелю, - это наука об общих способах убеждения в вероятном или возможном, основанных на четкой системе доказательств, а также умение находить и применять эти доказательства, опираясь на логику мысли.

5. Каков вклад Аристотеля в научное формирование риторики?

Он разграничил правильные умозаключения и софизмы (и эристические приемы). Он обосновал возможность использования в качестве верных умозаключений вероятностные суждения. Аристотель разработал так называемые «общие места» - общепризнанные понятия, с помощью которых описывается мир. Он назвал их «категориями» и дал небольшой перечень общих мест – около тридцати. Аристотелю также принадлежит разработка категорий этоса, пафоса и логоса, теории стилей, создание типологии ораторской речи по месту, времени и цели.

6. Чем отличаются риторические идеалы софистов и диалектиков Древней Греции?

В среде софистов сформировался риторический идеал монологического типа и по содержанию, и по форме, поскольку они относились к своим собеседникам как к объектам манипулирования, самоутверждались, пренебрегая подлинной беседой. Цель софистического общения – победа, а не согласование мнений - порождала агональный тип речевого идеала. Из отношения софистов к истине вытекает еще одно свойство идеала – его релятивистский характер, зависимость от внешних обстоятельств, пользы, выгоды.

Риторический идеал диалектиков прямо противоположен идеалу софистов. Он диалогичен по содержанию и форме, поскольку они уважают собеседника, ведут с ним диалог, а не манипулирует им. Их идеал является гармонизирующим по цели и онтологичным по отношению к предмету речи, так как для них важен поиск истины, а не победа любой ценой.

7. Как риторика зависит от особенностей устройства древнегреческого общества?

При демократии расцветает содержание речей и активность ораторов.

8. Как риторика менялась в Древнем Риме в зависимости от имперского или республиканского строя в Древнем Риме?

При республике расцветали все жанры речей, при империи – эпидейктические, восхваляющие правителя, и речи ради упражнения в ораторском искусстве.

9. Какой вклад в научное формирование отечественной риторической культуры внёс М.В. Ломоносов?

М.В. Ломоносов создал первую русскую риторику на родном языке.. Он применил риторические умения в прозаическом и стихотворном жанрах, в публицистическом, научном и научно-популярном творчестве, в академическом красноречии и эпистолярном жанре. Он писал оды, благодарственные и похвальные слова, слова о пользе химии и книг церковных, о сохранении и размножении российского народа, о правилах российского стихосложения, историографические сочинения и т.п. Он на деле использует риторические правила, методы, приемы, изобразительно-выразительные средства в зависимости от типа речи и условий общения, формируя тем самым русский национальный литературный язык в его стилистическом разнообразии. Важным вкладом стала его разработка письменных образцов публичной речи, а также теория о трех штилях.

10. В чём особенности требований к молодым дворянам в новую петровскую эпоху?

Часть требований носила традиционный характер, часть новых. Так, дети не имели права перебивать речи родителей и прекословить им, говорить без спросу. Запрещалось себя хвалить и уничижать, надо ждать, когда другие похвалят. Не рекомендовалось заочно ругать недругов и плохо говорить об умерших, пересмешничать или произносить дурацкие шутки. Младые отроки, знающие иностранные языки, должны были всегда говорить между собой на этих языках.Рекомендовалось также читать полезные книги на иностранных языках и писать, чтобы не разучиться. Подчеркивалось умение дворянина держать слово и вести себя сообразно своему высокому положению. Регламентировалось и внешнее поведение. Налагался запрет на брань.


 

Мотивация изучения темы

Данное занятие направлено на осмысление сущности классической риторики, её связи с современной риторикой, что способствует пробуждению интереса к речи как к способу самовыражения и достижения успеха в жизни через речевую коммуникацию

Цели занятия.

3.1. Общая цель: сосредоточить внимание студентов на этической и интеллектуальной стороне риторики, помочь сформировать общую компетенцию ОК-5 «Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности».

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - содержание и структуру инвенции.

«Уметь» - охарактеризовать роль каждого из элементов классического риторического канона, их вклад в интеллектуальное и этическое развитие будущего специалиста.

«Владеть» - способностью к перенесению требований к поведению оратора на профессиональное поведение будущего специалиста, его этического компонента.

4. Контрольные вопросы, подлежащие изучению

1. Что такое этос как категория риторики?

2. Что такое пафос как категория риторики?

3. Что такое логос как категория риторики?

4. Что такое классический риторический канон?

5. Чему учила инвенция?

6. Какова схема инвенции?

7. Какие качества речи ценили греки?

5. Задания для самостоятельной работы студентов:

Задания для СРС во внеучебное время

Написать эссе на тему «Роль классического риторического канона в речемыслительном развитии студента»

 

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Занятия №3. «Классическая риторика: сущность, структура, основные категории»   Написание эссе на тему «Роль классического риторического канона в речемыслительном развитии студента»  
   

 

5. Ориентировочная основа действия (ООД) для СРС

Для повышения рейтинга выполнить творческое задание. Вес задания – 10 баллов.

При написании эссе тему «Роль классического риторического канона в речемыслительном развитии студента» рассмотреть возможности инвенции, диспозиции, элокуции и оратории в развитии умения обдумывать предмет изучения с помощью смысловых моделей-топов, возможности диспозиции для обучения искусству создания текстов различных видов, возможности элокуции для совершенствования языковой культуры студента, возможности оратории для формирования умения выступать перед аудиторией с официальной и неофициальной обстановке.

7. Источники информации:

7.1. Список рекомендуемой литературы.

1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи. Учеб. пособие. – М: Логос, 2011.// ЭБС «Университетская библиотека on-line» http://www.biblioclub.ru/

2. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. Учебное пособие. - М.: Флинта, 2011 / Университетская библиотека on-linе

3. Михальская А.К. Риторика. 10-11 кл. Базовый уровень: учебник. - М.: Дрофа, 2013.

7.2. Блок дополнительной информации и интернет-ресурсы.

4. Ораторы Греции/ Сост. и науч. подгот. текстов М. Гаспарова. – М.: Худож. лит., 1985.

5. Гринько Е.Н. «Риторика и риторическая культура: история и теория» - Владивосток, ДВГТУ, 2004 (традиционная и электронная версия)

6. Эталоны ответов к заданиям для самоконтроля.

1. Что такое этос как категория риторики?

Этос – категория риторики, отражающая условия, исходящие от аудитории

2. Что такое пафос как категория риторики?

Пафос – категория риторики, отражающая цели и намерения оратора, эмоции, которые он хочет вызвать у аудитории

3. Что такое логос как категория риторики?

Логос – категория риторики, обозначающая средства выражения мысли в слове

4. Что такое классический риторический канон?

Это система последовательного движения от мысли к слову, алгоритм речемыслительной деятельности, выраженный в определённых правилах, касающихся осмысления содержания, его представления в тексте, выражения в слове и донесения до аудитории.

5. Чему учила инвенция?

Нахождению и обдумыванию материала

6. Какова схема инвенции?

Нравы, аргументы, страсти.

7. Какие качества речи ценили греки?

Такие качества, как смысловая насыщенность содержания, ясность, простота, краткость выражения, гармоничность построения, красота интонационная, звуковая и ритмическая.

 

 


 

Мотивация изучения темы

Данное занятие направлено на формирование у студента интереса к речемыслительной деятельности.

Цели занятия.

3.1. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности ОК-5 «Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности».

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - основные смысловые модели – топы, по которым человек думает.

«Уметь» - находить основные смысловые модели-топы в различных текстах.

«Владеть» - способностью применять смысловые модели-топы в речевой деятельности.

4. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Предшествующая дисциплина, необходимая для освоения темы, не изучалась.

5. Задания для самостоятельной работы студентов:

1. В каком разделе классического риторического канона описывается топика?

2. Что такое топика?

3. Что такое топ?

4. Что лежит в основе выделения топов?

5. В каком сочинении Аристотель описывает различные топы?

5.1.Задания для СРС во внеучебное время

Проанализировать текст, выделить в нём смысловые модели (топы).

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Тема 4. Инвенция. Топика в организации речемыслительной деятельности студента Анализ текста. Поиск топов род-вид, целое-части, свойства, определение, причина-следствие. Указать, какие виды топов преобладают.

 

6. Ориентировочная основа действия (ООД) для СРС

В данном тексте найти (подчеркнуть в тексте и обозначить на полях) следующие смысловые модели (топы): род-вид, целое-части, свойства, определение, причина-следствие. Указать, какие виды топов преобладают.

Мотивация изучения темы

Данное занятие направлено на формирование у студента интереса к речемыслительной деятельности.

Цели занятия.

3.1. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности ОК-5 «Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности».

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - основные смысловые модели – топы, по которым человек думает.

«Уметь» - находить основные смысловые модели-топы в различных текстах.

«Владеть» - способностью применять смысловые модели-топы в речевой деятельности.

4. Контрольные вопросы, подлежащие изучению

Содержание и строение смысловых моделей (топов) «Сопоставление», «Обстоятельство», «Пример», «Свидетельство», «Имя».

5. Задания для самостоятельной работы студентов:

Проанализировать текст и выделить в нём смысловых моделей (топов) «Сопоставление», «Обстоятельство», «Пример», «Свидетельство», «Имя».

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Тема № 5. Инвенция. Топика в организации речемыслительной деятельности (2) Анализ текста. Поиск смысловых моделей (топов) «Сопоставление», «Обстоятельство», «Пример», «Свидетельство», «Имя».

 

Мотивация изучения темы

Данное занятие направлено на формирование интереса к интеллектуальной деятельности.

Цели занятия.

3.1. Общая цель: изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности ОК-5 «Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности». Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - сущность и специфические особенности риторического текста, правила и этапы его создания; трудности при создании текста.

«Уметь» - проанализировать строение конкретного текста, выделить введение, основную часть и заключение; обнаружить в готовом тексте различные элементы, способствующие его связности и логичности.

«Владеть» - навыком риторического анализа текста.

4. Контрольные вопросы, подлежащие изучению

Понятие текста. Его строение. Задачи введения. Особенности развёртывания основной части, деление основной части на смысловые блоки. Средства связи текста.

 

5. Задания для самостоятельной работы студентов:

 

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Тема № 6. Диспозиция. Текст и его построение Анализ строения текста.

 

Речь президента РФ

Мотивация изучения темы

Данное занятие направлено на формирование интереса к интеллектуальной деятельности.

Цели занятия.

3.1. Общая цель: изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности ОК-5 «Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности». Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - сущность и специфические особенности функционально-смысловых типов текста.

«Уметь» - проанализировать строение конкретного текста определённого функционально-смыслового типа.

«Владеть» - навыком построения риторического текста определённого функционально-смыслового типа.

4. Контрольные вопросы, подлежащие изучению

Сущность и строение текстов трёх функционально-смысловых типов – повествования. Описания и рассуждения.

5. Задания для самостоятельной работы студентов:

 

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Тема № 7. Диспозиция. Текст и его построение (2)   Создание текста на одну из тем «Как я ходил в Театр оперы и балета», «Как я сдавал ЕГЭ», «Как я учился кататься на коньках» (и другие по выбору студента)

 

6. Ориентировочная основа действия (ООД) для СРС

При создании текста необходимо помнить, что в нём должны быть и повествование, и описание, и рассуждение. Темы даны условно. Так, например, студент может, по согласованию с преподавателем, изменить тему «Как я ходил в Театр оперы и балета», на тему «Как я ходил на концерт моей любимой рок-группы».

За работу даётся дополнительно 10 баллов.

7. Источники информации:

7.1. Список рекомендуемой литературы.

1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи. Учеб. пособие. – М: Логос, 2011.// ЭБС «Университетская библиотека on-line» http://www.biblioclub.ru/

2. Захарова Л.Л. Риторика. Учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012 / Университетская библиотека on-line

3. Михальская А.К. Риторика. 10-11 кл. Базовый уровень: учебник - М.: Дрофа, 2013.

7.2. Блок дополнительной информации и интернет-ресурсы.

1. П.С.Таранов. Искусство риторики. – М., «Эксмо», 2002.

2. Гринько Е.Н. «Риторика и риторическая культура: история и теория» - Владивосток, ДВГТУ, 2004 (традиционная и электронная версия)

 

8. Эталоны ответов к заданиям для самоконтроля.

1. Какие три функционально-смысловых типов текста вы знаете?

Повествование, описание, рассуждение

2. Что такое повествование как функционально-смысловой тип текста?

Повествование - функционально-смысловой тип речи (наряду с описанием и рассуждением), представляющий собой изложение событий

3. Что такое описание как функционально-смысловой тип текста?

Описание - функционально-смысловой тип речи (наряду с повествованием и рассуждением), раскрывающий характерные свойства и качества предметов и явлений

4. Что такое рассуждение как функционально-смысловой тип текста?

Рассуждение - функционально-смысловой тип речи (наряду с описанием и повествованием), связанный с формулировкой и доказательством верности некоего тезиса, точки зрения

5. Каковы правила построения повествования как функционально-смыслового типа текста?

Главные правила создания интересного, увлекательного повествования: рассказывать надо живость, выразительно, увлекательно краткость, правдоподобно, с нарастанием интереса до кульминации и развязки.

6. Каковы правила построения описания как функционально-смыслового типа текста?

Основные правила описания предполагают умение выделить объект, правильно выбрать главную, характерную черту, определяющую сущность предмета (топ «свойства»), найти точное сравнение (топ «сопоставление»), позаботиться не только о точности изображения, но и об эмоциональности и образности. самое интересное и привлекательное в предмете речи располагать к концу, уметь отделять главное от второстепенного. Конец описания может содержать эмоциональную оценку этого предмета говорящим.

7. Каковы правила построения рассуждения как функционально-смыслового типа текста?

Среди основных принципов создания текста-рассуждения – это принципы правильного выбора стратегии рассуждения, отбора аргументов, оценивания их силы, расположения в тексте.

 


 

Мотивация изучения темы

Данное занятие направлено на формирование у студента интереса к речемыслительной деятельности.

Цели занятия.

3.1. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности ОК-5 «Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности».

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - виды изобразительно-выразительных средств речи, способствующие эффективности речевой деятельности.

«Уметь» - определять фигуры, которые придают речи выразительность, усиливают воздействие на человека

«Владеть» - умением применять фигуры мысли и фигуры речи при создании риторических текстов.

4. Контрольные вопросы, подлежащие изучению

Понятие риторической фигуры, виды фигур, виды фигур мысли и фигур речи. Понятие периода, его виды. Теоретический материал представлен в лекции № 5. Элокуция. Воздействующая сила текста

 

5. Задания для самостоятельной работы студентов:

 

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Занятие № 8.Элокуция.. Воздействующая сила текста (1) Анализ текста. Поиск фигур мысли, фигур речи и периодов

 

5. Ориентировочная основа действия (ООД) для СРС

Найдите и подчеркните в тексте фигуры мысли, фигуры речи (слова) и периоды. На полях напишите их название, если помните. Если не помните названия, укажите на те элементы, которые соответствуют фигурам мысли или фигурам речи.

Речь президента РФ

Мотивация изучения темы

Данное занятие направлено на формирование у студента интереса к речемыслительной деятельности.

Цели занятия.

3.1. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности ОК-5 Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности».

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - виды изобразительно-выразительных средств речи, способствующие выразительности и образности речи, эффективности речевой деятельности.

«Уметь» - определять тропы и различные устойчивые выражения, которые придают речи выразительность, усиливают воздействие на человека

«Владеть» - умением применять тропы речи при создании риторических текстов.

4. Контрольные вопросы, подлежащие изучению

Понятие тропа, виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, литота, эпитет.

5. Задания для самостоятельной работы студентов:

 

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Занятие № 9. Элокуция. Воздействующая сила текста (2) Анализ текста. Поиск тропов

 

6. Ориентировочная основа действия (ООД) для СРС

Найти в стихотворных отрывках тропы, подчеркнуть и указать их название.

5 баллов.

1. Когда вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

(А.Ахматова)

2. Глухие тайны мне поручены,

Мне чьё-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино (А. Блок)

3. Смех зазвенел и зазвякал:

- Лошадь упала!

- Упала лошадь! –

Смеялся Кузнецкий (В. Маяковский)

4. Дремлет взрытая дорога,

Её сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось (С. Есенин)

5. Свет луны,







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.