Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 1 Современное понятие об окружающей среде.





КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

«Экологические основы природопользования»

 

 

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

26.02.03 «Судовождение»

26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок»

26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»

 

 

 

Уфа 2015


Утверждаю

Зам. директора по учебной работе ____________ Ф.Ш. Ахмадеева

_____.______.__________

 

согласовано:

 

Зав. НМО ________________________ Г.И. Мусина

_____.______.__________

 

Конспект лекций по учебной дисциплине «Экологические основы природопользования» рассмотрен и рекомендован цикловой методической комиссией естественно-научных и математических дисциплин.

 

Председатель комиссии ____________ И.Ф. Зараев

_____.______.__________

 

 

Разработчик:

 

Гафарова.Э.М преподаватель высшей категории

 


 

 

Содержание Стр
  Введение  
Раздел 1Современное понятие об окружающей среде.    
  Тема.1 Современное понятие об окружающей среде.  
Раздел 2.Использование и охрана водных ресурсов  
  Тема 2.1. Водные ресурсы    
  Тема 2.2.Загрязнение водной среды    
  Тема 2.3.Особенности влияния водного транспорта на загрязнение водной среды    
  Тема 2.4.Особенности влияния водного транспорта на речную и морскую флору и фауну.    
  Тема 2.5Особенности загрязнения водной среды нефтью и его экологические последствия  
Раздел 3.Охрана водных ресурсов.    
  Тема 3.1.Охрана водных ресурсов    
  Тема 3.2.Международные и российские законодательные акты в области предотвращения загрязнения водной среды  
  Тема 3.3.Требования Международной конвенции МАРПОЛ-73/78 по предотвращению загрязнения с судов  
  Тема 3.4Требования Наставления по предотвращению загрязнения морской среды с судов  
  Тема 3.5Требования Наставления по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов  
Раздел 4 Предотвращение загрязнения ВВП и морской окружающей среды  
  Тема 4.1.Предотвращение загрязнения водной среды нефтесодержащими водами    
  Тема 4.2. Предотвращение загрязнения водной среды балластными водами    
  Тема 4.3. Предотвращение загрязнения водной среды сточными водами    
  Тема 4.4.Предотвращение загрязнения водной среды мусором    
  Тема 4.5.Организация и порядок обработки судовых отходов, загрязняющих водную среду    
  Тема 4.6.Ликвидация последствий загрязнения водной среды нефтью    
  Тема 4.7.Правила регистрации операций с нефтью, нефтепродуктами и другими веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, и их смесями, производимыми на судах и других плавучих средствах  
  Тема 4.8.Автономность плавания судов по условиям экологической безопасности. Оценки риска экологической опасности судовождения. Юридическая ответственность.    
  Терминологический словарь  

Введение

Экология – междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровенных систем в природе и обществе и их взаимосвязи.

Задачи экологии:

а) полная диагностика состояния природы и ее ресурсов;

б) определение порога чувствительности (выносливости) живой природы по отношению к техногенной нагрузке (сколько можно изымать биологических ресурсов, загрязнять среду, чтобы не начались необратимые в ней процессы);

в) разработка прогнозов изменений биосферы при воздействии на нее человека;

г) отказ от природопокорительской идеологии;

д) формирование новой идеологии, направленной на экологизацию экономики, производства, политики, образования;

3. Основные направления в экологической науке.

Основные разделы современной экологии: общая экология, биоэкология, геоэкология, экология человека, социальная экология, прикладная экология (рис.1).

экология
Общая экология
Биоэкология
Геоэкология
Экология человека
Прикладная экология

Рис.1.

Общая экология посвящена объединению разнообразных экологических знаний на едином научном фундаменте.

Биоэкология – праматерь всей экологии. Главная ее часть – системная экология, экология естественных биологических систем: особей, видов (аутоэкология); популяций (демэкология); биоценозов (синэкология); экологических систем (биогеоценология)

Геоэкология – изучает взаимоотношения организмов и среды обитания с точки зрения их географической принадлежности.

Экология человека – комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального субъекта) с окружающей его природой и социальной средой.

Прикладная экология включает большой комплекс дисциплин.

 

 

Раздел 1 Современное понятие об окружающей среде.

Раздел 2.Использование и охрана водных ресурсов

Тема 2.1. Водные ресурсы

Во́дные ресу́рсы — поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы. В более широком смысле — во́ды в жидком, твёрдом и газообразном состоянии и их распределение на Земле.

Водные ресурсы — это все воды гидросферы, то есть воды рек, озёр, каналов, водохранилищ, морей и океанов, подземные воды, почвенная влага, вода (льды) горных и полярных ледников, водяные пары атмосферы.

Общий объём (единовременный запас) водных ресурсов составляет 1390 млн.куб.км, из них около 1340 млн.куб.км — воды Мирового океана. Менее 3 % составляют пресные воды, из них технически доступны для использования — всего 0,3 %.

 

Ежегодно, 22 марта, по решению ООН отмечается Всемирный день водных ресурсов.

Потребители водных ресурсов разделяются на сельскохозяйственные, промышленные и бытовые).

Крупнейшим потребителем воды является сельское хозяйство.

Водные ресурсы считаются возобновляемыми, хотя до сих пор неясно, с какой скоростью водные ресурсы возобновляются после использования и как сильно их нехватка угрожает экосистеме Земли. Тем не менее, существуют технологии по опреснению солёных морских вод.

Наибольшие запасы пресной воды в мире имеют такие страны как Россия, Канада и Бразилия

Экосистема.

Экосистема - это совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом.

Термин предложен в 1935 году английским экологом Тексли.

Самая большая экосистема - биосфера Земли, далее по уменьшению: суша, океан, тундра, тайга, лес, озеро, пень от дерева, горшок с цветами.

 

 

ЭКОСИСТЕМЫ:
Наземные ные
Водные
тундра
тайга
лиственные леса
степи
пустыни
саванны
ПРННПрес
Морские
реки
ручьи
озёра
пруды
водохранилища
болота
открытый океан
прибрежные воды
глубоководные рифтовые зоны

 

 


1. Экосистема океана.

Одна из самых больших экосистем (94 % гидросферы). Жизненная среда океана непрерывна, в ней отсутствуют границы, препятствующие расселению живых организмов (на суше граница - океан между материками, на материке - реки, горы и т.п.). В океане вода находится в постоянном движении. Существуют горизонтальные и вертикальные течения. В воде растворено - 48-10 т солей.

Эти физико-химические особенности создают благоприятные условия для образования и развития разнообразных организмов. В океане насчитывается:

• 160 000 видов животных (80 тыс. моллюсков, 20 тыс. ракообразных, 16 тыс. рыб, 15 тыс. простейших).

10 000 видов растений. В основном различные виды водорослей.

Однако органическая жизнь распределяется по горизонтали и вертикали неравномерно. В зависимости от а биотических факторов (световой режим, t, солёность и т.д.) океан подразделяют на несколько зон.

В зависимости от освещения:

верхняя освещаемая - до 200 м (эвфотическая)

• нижняя, лишённая света - свыше 200 м (афотическая)

Экосистема океана также делится на:

• толща воды (пелагиаль)

• дно (бенталь)

В зависимости от глубины:

• до 200 м (литоральная зона)

• до 2500 м (батиальная зона)

• до 6000 м (абиссальная зона)

• более 6000 м (ультраабиссальная зона)

В открытом океане по сравнению с прибрежной зоной пища менее сконцентрирована, поэтому здесь разнообразны активно плавающие организмы (рыбы, кальмары, акулы, киты и т.д.).

Пищевая цепь: фитопланктон - зоопланктон - планктоноядные рыбы - хищные рыбы - детритофаги (бактерии, которые живут в основном на дне).

2. Прибрежная зона.

Прибрежная зона имеет оптимальные условия для жизни по сравнению с открытым океаном (свет, t, достаточное количество питательных веществ и др.) - поэтому здесь наблюдается максимальное видовое разнообразие флоры и фауны (до 80 %).

Пищевая цепь: аналогично п. 1.

3. Глубоководная рифтовая зона океана.

Открыта в 1977 году в зоне подводного хребта Тихого океана к северо-востоку от Галапагосских островов. Здесь на глубине 2600 м существуют «оазисы жизни» - гигантские черви (до 1,5 м), крупные белые моллюски, креветки, крабы, отдельные виды рыб. Поражает очень высокая плотность биомассы -до 15 кг/м , в других местах на такой же глубине - до 0,01 кг/м (в 1500 раз больше).

Глубоководная зона характеризуется полной темнотой, огромным давлением. Адаптация - редукция плавательного пузыря, органов зрения, развитие органов свечения и т.п.

Рифтовая зона - кроме полной темноты, высокое содержание сероводорода и ядовитых металлов, имеются выходы термальных источников. Аналогичные участки встречаются в других районах океана.

В данной экосистеме серные бактерии играют роль растений, используя вместо солнечного света сероводород и соединения серы (хемосинтез).

Серобактерии - первое звено в пищевой цепи, далее - погонофоры, внутри тела которых обитают бактерии, перерабатывающие сероводород и поставляющие организму необходимые питательные вещества. Также в симбиозе с серобактериями существуют моллюски.

4. Пресноводная экосистема.Например: пруд.

Пищевая цепь: зелёные растения (кувшинки, кубышка, тростник), водоросли фитопланктона - зоопланктон (ракообразные) растительноядные рыбы - хищные рыбы (карп) - хищные рыбы (щука).

Реки и водохранилища России

Говоря о водных ресурсах России, следует отметить в первую очередь реки, объем которых 4270 км3. Реки - это основа водноресурсного потенциала нашей страны. Одной из важных характеристик такого вида ресурсов в России является их несбалансированное распределение на обширной территории государства. Это хорошо видно на физической карте: на севере и в горных районах более густая речная сеть. Важно отметить, что выделяют 4 водных бассейна: моря Северного Ледовитого океана и впадающие в них реки (Северная Двина, Печора, Обь, Енисей, Лена, Колыма), затем моря Тихого океана (здесь такие крупные реки, как Амур, Анадырь), также моря Атлантического океана (Дон, Кубань, Нева), и есть внутренний бассейн Каспийского моря, куда впадают Волга и Урал. При этом общеизвестно, что большая часть населения страны проживает в центральных районах и, соответственно, эксплуатация водных ресурсов здесь больше, чем в Сибири и на Дальнем Востоке, что приводит к исчезновению небольших речек и загрязнению воды в целом.

Кроме того, существует ряд проблем, связанных с деятельностью водохранилищ: во-первых, деформация берегов, во-вторых оползни, в-третьих, ряд предаварийных ситуаций, возникающих из-за плохого состояния гидроузлов.

И тем не менее, водохранилища выполняют необходимые функции: контролирование паводков и избежание наводнений, а также снабжение водой населения и его хозяйственной деятельности (сельское хозяйство и др.), создание условий для рекреации и обеспечение работы гидроэлектростанций.

Гидроэнергетические ресурсы России также характеризуются своей неравномерностью, что объясняется их наибольшей концентрацией в восточных районах государства. Каждый год производится более 1600 млрд кВт/ч электроэнергии.

Круговорот воды в природе.

Нам знакомы 3 состояния воды: твёрдое - лёд, жидкое - собственно вода, газообразное - водяной пар. Количество водяного пара в воздухе определяют как влажность, обычно в %.

Главный источник поступления воды - атмосферные осадки,а глав-

ный источник расхода - испарение.

Продолжительность кругооборота:

океан (3000 лет), подземные воды (5000 лет), полярные ледники (8500 лет), озера (17 лет), реки (10 дней), вода в живых организмах - несколько часов

Т.к. океаны занимают 70% поверхности Земли, то вода попадает в воздух, главным образом, испаряясь с поверхности океана. Испарение идёт с поверхности озёр, рек, почвы и т.д.

 

Когда воздух, максимально насыщенный водяным паром, охлаждается, то вода конденсируется: её молекулы соединяются в капельки. В атмосфере вода конденсируется на частичках пыли, в результате чего образуются туман и облака. Когда эти капли или кристаллики льда становятся достаточно крупными, то идёт дождь или снег.

 

Вода, попадающая на землю, или впитывается в почву или стекает по ней. По поверхности вода стекает в ручьи, реки, далее в океан, где происходит испарение. Вода, впитавшаяся в почву, или удерживается в почве в количестве, зависящем от водоудерживающей способности почвы, и возвращается в атмосферу при испарении, или просачивается вниз по трещинам под действием силы тяжести, достигая непроницаемого слоя горной породы, накапливается и называется грунтовыми водами. Далее вода вытекает на поверхность и образует родники, а родники питают ручьи и т.д.

При испарении в воздух поднимаются только молекулы воды, а соли и другие вещества остаются на земле. Когда водяной пар конденсируется из него образуется только вода. Т.о. земля и атмосфера работают как гигантский опреснитель и очиститель (опреснителя - солёная вода океана).

Вопросы для самоконтроля:

1.Назовите основные способы распространение воды в природе.

2.Назовите основные источники пресной воды.

3.Перечислите основные свойства воды.

4.Как происходит круговорот воды в природе.

5.Назовите основные водные ресурсы России

 

И морскую флору и фауну.

Гидромеханизированные работы по дноуглублению. Проведение дноуглубительных работ для очистки дна рек и озер от грунтов, за­грязненных химическими соединениями, нефтепродуктами, болезнетворными организмами, илом и зарослями, сопровождается изменением водного ландшафта и воздействием на гидробионты. Часто отвалы грунта, вынутого со дна реки при разработке судо­ходных прорезей, складируют на берегу, что вызывает эрозию бе­регов водоемов, вторичное химическое загрязнение и нарушает равновесие береговых экосистем. Дноуглубление влияет на русло­вые процессы, сокращает площади заливаемой поймы, приводит к исчезновению перекатов и островов.

Гидромеханизированные работы по дноуглублению в рыбохозяйственных водоемах отрицательно влияют на ихтиофауну и кор­мовую базу рыб. Увеличение мутности воды негативно сказывает­ся на малоподвижных водных организмах, эмбрионах и личинках рыб, задерживает нерестовый ход рыб, поэтому признано целесо­образным запрещать в весенний период пойменного нереста цен­ных пород рыб проведение дноуглубительных работ.

Морские и речные перевозки. Экологическая обстановка в морских и речных акваториях во многом зависит от выбросов токсичных компонентов судовых главных силовых установок и вспомо­гательных дизель-генераторов. Один из главных токсичных ком­понентов отработавших газов дизелей — оксиды азота. Судовые дизели выбрасывают в атмосферу около 7 % мирового выброса этих веществ. Все технологии снижения выбросов оксидов азота связаны с удорожанием стоимости дизелей и ростом эксплуатаци­онных расходов.

При перевозках происходит загрязнение моря нефтью и пере­возимыми грузами, а также сточными водами, мусором. Загрязнение водоемов нефтью и нефтепродуктами получается в условиях обычного хода производственных процессов по транспортировке нефти, ее переработке в портах (при бункеровочных операциях), при выполнении ремонтов судов и механизмов из-за недостаточ­ной герметичности емкостей и нарушений технологии работ, но в гораздо большей степени — в результате аварий танкеров, перево зящих нефтяные грузы. Последствия случаев незначительного за­грязнения морской среды нефтью ликвидируются силами мор­ских администраций портов и бассейновых аварийно-спасатель­ных управлений, ими значительно ужесточен контроль за бунке­ровкой судов нефтью. Во многих случаях место бункеровки загораживается бонами.

 

Стационарные источники загрязнения. Выбросы загрязнений от стационарных источников водного транспорта в атмосферу представляют в основном продукты сгорания угля, пыль и твердые частицы, образующиеся при перегрузке сыпучих грузов. На судоре­монтных предприятиях также происходит выделение загрязняющих веществ, но в малых количествах.

Морские и речные порты создают локальные зоны загрязнения окружающей среды. В них пересекаются, как правило, не­сколько видов транспорта. Порты осуществляют накопление, хра­нение и сортировку грузов, их принятие и отправление, выполне­ние перегрузочных работ и пассажирских операций, бункеровку судов (заправку топливом, водой, продуктами питания и т. д.), обеспечение условий движения судов в акватории порта и их от­стоя. Часто к порту примыкает железнодорожная станция с пар­ком отстоя вагонов. На территории порта или около нее могут раз­мещаться судоремонтные предприятия. Результаты воздействий портовых производств на атмосферу и водную среду представлены на рис.

Для многих производственных процессов в портах и на судоремонтных предприятиях характерна большая запыленность. Биологическая активность пыли определяется ее химическим составом. Пыль, в состав которой входит диоксид кремния, при длительном вдыхании может приводить к целому ряду профессиональных заболеваний, прежде всего пневмокониозам — группе заболеваний легких, а также заболеваниям глаз и кожи.

Все гидромеханизированные работы на водных путях вблизи мест нереста рыб, вызывающие большое распространение взве­шенных частиц в воде (мутность), исключаются в нерестовый пе­риод во избежание губительного воздействия на гидробионты, особенно на малоподвижные организмы, эмбрионы, личинки рыб и их кормовую базу.

Работы по ликвидации последствий аварийных разливов неф­ти и прочих опасных грузов при их транспортировке железнодо­рожным, автомобильным, трубопроводным транспортом включа­ют срезку и вывоз загрязненного слоя грунта и замену его чистым плодородным слоем, посадку трав или саженцев. Рекультивация земель должна также осуществляться в местах карьерных разрабо­ток для нужд транспорта. Карьерные выработки представляют со­бой особую форму ландшафта, практически лишенную жизни. Ес­тественная сукцессия в таких местах идет замедленными темпами, поэтому необходимы целевые работы по созданию экосистем с за­данными свойствами, хотя они сопряжены с большими трудно­стями экономического и экологического характера.

Для снижения случаев гибели животных на дорогах предпола­гается использовать специальные технические решения — скотопрогоны, специальные проходы и др. Подобные перехо­ды создаются и через трубопроводы.

Защита от миграции водных организмов. Для устранения мигра­ции живых организмов с балластной водой на судах предлагают различные научно-технические идеи. Одна из них — термическая обработка балласта. Теоретически существует возможность про­пустить балластную воду через паровой обогреватель, но это по­требует огромных энергозатрат, поэтому идею реализовать нельзя. Предлагалось также установить ультразвуковое оборудование для обработки балластной воды при ее сливе, однако есть опасность появления морских организмов-мутантов, поэтому экологиче­ские последствия такого решения непредсказуемы. На49-й сессии ИМО в Лондоне было принято решение о смене балласта в океане. Такую воду затем можно сливать в любом порту. Однако нельзя не учитывать элемент недобросовестного отношения к смене балла­ста в океане, т. е. данное решение также не является идеальным.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Опишите влияние на экологическую обстановку гидромеханизированных работ по дноуглублению.

2.Морские и речные перевозки.

3.Расскажите о влиянии компонентов нефти на морскую и речную флору и фауну. 4.Стационарные источники загрязнения.

Нормативные ссылки

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 г.

Закон Российской Федерации «О санитарно-

эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.99 г.

Водный Кодекс Российской Федерации от 18.10.95 г.

Положение о Государственной санитарно- эпидемиологической службе Российской Федерации № 680 от 30.06.98 г.

Санитарные правила и нормы на судах внутреннего и смешанного (река-море) плавания (СанПиН 2.5.2-703-98).

Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения (СанПиН 4630-88).

Санитарные правила и нормы охраны прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения (СанПиН 4631-88).

Правила охраны поверхностных вод типовые положения (Госкомприроды СССР, 1991).

Правила предотвращения загрязнения внутренних водных путей сточными и нефтесодержащими водами с судов (ПР-152-000- 95).

Правила экологической безопасности судов внутреннего и смешанного плавания (Российский Речной Регистр, 1995).

Международная конвенция МАРПОЛ 73/78 с Приложениями и дополнениями.

Наставление по предотвращению загрязнения моря с судов (РДЗ 1.04.23-94).

Правила регистрации операций с нефтью, нефтепродуктами и другими веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря, и их смесями, перевозимыми на судах и других плавучих объектах (РД 31.04.17-97).

Плановый надзор

К моменту прибытия на судно представителя регионального Центра Госсанэпиднадзора на транспорте для проведения планового надзора на судне должны быть закончены ремонтные работы, экипаж укомплектован, системы и оборудование, предотвращающие загрязнение водной среды, должны находиться в рабочем состоянии.

Капитан судна или его старший помощник (1-й штурман) до начала обследования наряду с документами, указанными в СанПиН 2.5.2-703-98, предъявляет представителю регионального Центра Госсанэпиднадзора на транспорте следующее:

1) «Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором» - форма РР-1.8 или РР-1.9.

2) Схему пломбирования запорной арматуры систем откачки за борт подсланевых нефтесодержащих и сточных вод, а также других запорных устройств, через которые в водную среду могут быть сброшены вредные вещества (последнее - на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах).

3) Запись в вахтенном журнале о пломбировании запорной арматуры, произведенном перед выходом в навигацию.

4) Журнал СД-36 - на судах внутреннего плавания и Журнал нефтяных операций ч.1, Журнал операций со сточными водами, Журнал операций с мусором - на судах смешанного плавания.

5) Копии протоколов анализов проб очищенной подсланевой нефтесодержащей воды и очищенной и обеззараженной сточной воды после станций ОНВ и ООСВ (при наличии на судне станций ОРВ и ООСВ).

В соответствии с СанПиН 2.5.2-703-98 при проведении планового надзора представитель территориального Центра Госсанэпиднадзора проверяет следующее:

1) Документы

2) Наличие и состояние пломб на арматуре, через которую неочищенные нефтесодержащие воды и точные воды могут быть выпущены в водный объект.

3) Наличие необходимого количества контейнеров (баков) для сухого мусора и пищевых отходов.

4) Состояние станции ООСВ путем наблюдения за ее работой по штатным приборам. При наличии на судне сточных вод отбирается проба очищенной и обеззараженной воды и передается на анализ в аттестованную лабораторию. Если во время проведения планового надзора в сборной цистерне нет сточных вод (при проведении контроля перед сдачей судна в эксплуатацию), станция ООСВ должна работать на забортной воде, а отбор проб переносится на последующий период.

5) Состояние станции ОНВ путем наблюдения за ее работой по штатным приборам. При наличии в сборной цистерне подсланевых нефтесодержащих вод отбирается проба очищенной воды и передается на анализ в аттестованную лабораторию.

Если во время проведения контроля в сборной цистерне нет нефтесодержащих вод (проведение контроля при сдаче судна в эксплуатацию), отбор пробы переносится на последующий период.

6) Состояние печи-инсинератора путем ее включения и наблюдения за работой по штатным приборам.

По результатам планового надзора делается запись в «Акте текущего санитарного контроля» или составляется отдельный «Акт планового надзора за предотвращением загрязнения ВВП».

Указанные Акты составляются в двух экземплярах. Один хранится на судне до следующего планового надзора, второй - в региональном Центре Госсанэпиднадзора на транспорте, осуществляющем плановый надзор.

Неплановый надзор

Выборочному обследованию отдельных судов для проверки выполнения требований по предотвращению загрязнения водной среды могут подвергаться суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания при их работе на ВВП, причем региональные и территориальные органы государственного надзора в пределах своей компетенции и в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут обследовать любое судно, находящееся в контролируемом ими бассейне, независимо от порта приписки и места нахождения судовладельца.

Капитан судна или его старший помощник (1-й штурман) обязан предъявить представителю государственного контролирующего органа документы. После проверки доку­ментов представитель контролирующего органа определяет перечень и объем работ при дальнейшем обследовании. В отдельных случаях можно ограничиться проверкой документов или провести все или часть работ, указанных.

По результатам выборочного обследования делается запись в Санитарном журнале судна или составляется «Акт непланового надзора за предотвращением загрязнения ВВП», копия которого остается на судне.

При проверке эффективности судового водоохранного оборудования контроль заключается в обследовании системы очистки подсланевой нефтесодержащей воды (включая станцию ОНВ), и (или) системы очистки сточной воды (включая станцию ООСВ).

Если при обследовании систем очистки не обнаружены видимые недостатки и показания штатных приборов находятся в пределах паспортных значений, может производиться отбор проб очищенной и обеззараженной воды после станции ООСВ или очищенной воды после станции ОНВ. Пробы направляются на анализ в аттестованную лабораторию.

При наличии подозрения о загрязнении судном водной среды представители государственных органов могут потребовать от капитана предъявления всех или части документов, а также письменного объяснения обстоятельств, по которым возникло подозрение о загрязнении водной среды именно этим судном.

Производится проверка опломбирования запорной арматуры на трубопроводе сточных вод и подсланевых нефтесодержащих вод, идущих за борт, а также записи о пломбировании в вахтенном журнале. При необходимости проводится опрос членов экипажа и другие действия, позволяющие подтвердить или отказаться от обвинения судна в загрязнении водной среды.

По результатам обследования составляется Акт, подписываемый представителем органа государственного надзора и капитаном. Если капитан не согласен с выводами представителя органа государственного надзора, он записывает свое несогласие с конкретными поло­жениями Акта и после этого ставит свою подпись. Копия Акта должна быть оставлена на судне.

Морской среды с судов

Требования настоящего «Наставления по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов» - далее Наставление - распространяются на суда внутреннего и сме­шанного (река-море) плавания и другие плавучие объекты - далее Суда, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, включая суда под иностранным флагом, постоянно или периодически эксплуатирующиеся на внутренних водных путях Российской Федерации (России).

Наставление содержит требования по предотвращению загрязнения внутренних водных путей - далее ВВП:

подсланевыми нефтесодержащими водами, сточными водами, мусором и пищевыми отходами, образующимися в процессе эксплу­атации судна;

нефтепродуктами при бункеровке судов;

нефтепродуктами при грузовых и других операциях, выполняемых на танкере.

Владельцам судов смешанного (река-море) плавания при нахождении в морских водах следует руководствоваться положениями Конвенции МАРПОЛ 73/78, «Наставлением по предотвращению загрязнения с судов» (РД 31.04.23-94) и «Правилами регистрации операций с нефтью, нефтепродуктами и другими веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря и их смесями, перевозимыми на судах и других плавучих средствах» (РД 31.04.17- 97). При нахождении в территориальных водах или на акватории портов какого-либо государства должны соблюдаться национальные правила этого государства.

На судах внутреннего и смешанного (река-море) плавания должен находиться комплект документов, касающихся предотвращения загрязнения водной среды. Перечень этих документов изложен в Приложении 1.

 

Общие положения

При эксплуатации судов на ВВП сброс за борт неочищенных подсланевых нефтесодержащих вод, неочищенных и необеззараженных сточных вод и мусора запрещен. Исключения, касающиеся сточных вод. Не допускается попадание в водную среду нефтепродуктов и других вредных веществ при бункеровке судов, а также при погрузке, выгрузке и перевозке нефтепродуктов и других грузов, которые при попадании в водную среду могут оказать вредное воздействие на здоровье человека и экосистему водного объ­екта.

В процессе эксплуатации судна капитан и экипаж судна должны руководствоваться требованиями подраздела 3.3.5 СанПиН 2.5.2-703- 98.

Все суда, постоянно или периодически работающие на ВВП России, в том числе суда смешанного (река-море) плавания, поднадзорные Российскому Морскому Регистру Судоходства, и суда под иностранным флагом должны иметь свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором (форма РР-1.8 или РР-1.9), выдаваемое Российским Речным Регистром.

Перед выходом в рейс капитан судна должен удостовериться, что вся запорная арматура судовых систем, через которые может произойти загрязнение водной среды, закрыта и опломбирована в соответствии с требованиями.

Заявка на передачу с судов накопившихся сточных вод, подсланевых нефтесодержащих вод, мусора и пищевых отходов должна быть подана диспетчеру порта или пункта приема загрязнений заблаговременно и получено подтверждение, что загрязнения будут приняты.

При швартовке судна к причалу или к другому судну на рейде для передачи загрязнений или проведения грузовых операций с нефтепродуктами, необходимо убедиться в надежности швартовных концов и обеспечить наблюдение за швартовами при изменении осадки судна, а также при сильном ветре и волнении.

При выполнении операций передачи загрязнений, бункеровки и грузовых операций с нефтепродуктами на рейде между судами должны быть установлены мягкие кранцы, а шланги подвешены так, чтобы была исключена возможность их повреждения.

Операции по бункеровке судна топливом и маслом должны производиться по Инструкции, разработанной для каждого конкретного судна и утвержденной капитаном.

В Инструкции должны быть отражены вопросы предотвращения загрязнения водной среды нефтепродуктами при выполнении бункеровочной операции.

Капитан судна, находящегося на акватории порта (у причала, на рейде), должен обеспечить постоянное наблюдение за поверхностью воды вблизи судна. Член экипажа, независимо от должности и рода занятий, заметивший вблизи от судна плавающие пятна нефтяных загрязнений или мусор, обязан известить об этом вахтенного начальника, а последний должен передать извещение диспетчерской службе порта. При нахождении судна в морском порту сообщение должно быть передано в службу капитана порта.

При подготовке судна к межнавигационному отстою и ремонту с него должны быть удалены подсланевые нефтесодержащие воды, сточные воды, мусор и пищевые отходы. Удаление указанных загрязнений должно быть осуществлено способом, исключающим попадание их в водную среду.

При постановке на межнавигационный отстой судна, в цистернах которого имеются топливо и масло, следует проверить трубопроводы и арматуру, через которые эти нефтепродукты могут попасть за борт. О количестве топлива и масла в цистернах судна, оставляемых на межнавигационный период, должна быть сделана запись в вахтенном журнале.

Конкретные меры по предотвращению загрязнения ВВП по каждому виду загрязнений и при выполнении определенной судовой операции, потенциально опасной с точки зрения загрязнения водной среды, изложены в главах 3-7 настоящего Наставления.

Таблица Нормативные значения очистки и обеззараживания сточных вод, которые должны быть обеспечены на судах внутреннего и смешанного (река-море) плавания, работающих на ВВП

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};





Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Нормируемые показатели Станции ООСВ на судах пассажирского, транспортного и технического флота Станции ООСВ на специализированных очистных судах
Станции ООСВ, установленные до 30.06.97 г. Станций ООСВ, установленные после 01.07.97 г. Станции ООСВ, установленные до 30.06.97 г. Станции ООСВ, установленные после 01.07.97 г.
Взвешенные вещества, мг/Л не более 50 не более 40 не более 40 не более 30
БПК5, мг/л не более 50 не более 40 не более 40 не более 30
Коли-индекс не более 1000 не более 1000 не более 1000 не более 1000
Остаточный хлор (при обеззараживании хлором)  

©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.