Что из нижеперечисленного является структурным компонентом политической системы?
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Что из нижеперечисленного является структурным компонентом политической системы?





а\ политическая коммуникация;

б\ политика;

в\ политическое управление;

г\ политический режим;

 

 

Верны ли следующие суждения о политической системе?

Политическая система является механизмом:

А. Формирования политической власти.

Б. Осуществления политической власти.

а\ верно только А; в\ оба суждения верны;

б\ верно только Б; г\ оба суждения неверны;

 

Установите соответствие между типами политических систем и их признаками.

1. Разделение властей. А. Тоталитарная система.

2. Политический плюрализм. Б. Демократическая система.

3. Политический монополизм.

4. Всеобщие выборы.

 

4. Элементом политической системы является:

А\ партия;

Б\ научные институты;

В\ производственное объединение;

Г\ творческие союзы;

 

 

5. Политическая система общества включает в себя:

а\ отношения собственности; в\ партийные отношения;

б\ семейные отношения; г\ эстетические отношения;

6. Понятие «политическая система» было введено в политологию этим американским ученым в 50-х г.г. ХХ в.:

а\ К. Дойчем; в\ Н. Макиавелли;

б\ Д. Истэном; г\ М. Вебером;

 


Тема 4. Основные понятия политологии.

  1. Политика: понятие, структура, функции.
  2. Власть и ее характеристики. Легальность и легитимность власти.
  3. Государство и его классификации.

 

1. Категория политика – одна из самых сложных для объяснения и понимания в политологии. Трудности в истолковании политики связаны, прежде всего, с многозначностью этого явления общественной жизни.

Политологи любят упоминать о том, что едва только древний человек обеспечил себе основы существования – огонь, еду, жилище, он создал две крупнейшие сферы своей жизнедеятельности: искусство (хотя бы в виде наскальной живописи) и политику (для общения с себе подобными). В настоящее время политика является самым значимым занятием современного человека, хотя наделяют ее не только положительными, но и отрицательными, аморальными качествами. В широком смысле политика, представляет собой сферу общественной жизнедеятельности человека, его активности, а так же вида социальных отношений.



В обыденном понимании термин «политика» отождествляется с каким – либо процессом управления. Только в английском языке существуют как минимум четыре термина, которые разграничивают разные стороны политики: 1) «politics» - собственно политическая сфера; 2) «polity» - политический строй, что близко к понятиям политической системы и политического сообщества; 3) «policy» - политический курс, сознательно выбранная политическая стратегия в этой области; 4) «public policy» - сфера политического управления, подконтрольная общественности. В связи с этим можно говорить о политике как сложном многогранном понятии, отражающем как суть политической сферы, так и самостоятельный процесс.

Итак, политика – это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей.

Понятие политики объясняется с точки зрения различных теорий или парадигм:

1. социальное объяснение характеризует политику через воздействие других сфер общественной жизни (экономической, духовной ит.д.);

2. рационально – критическое объяснение характеризует политику не внешними факторами, а внутренними причинами, свойствами, элементами;

3. натуралистическоеобъяснение определяет политику как сферу влияния внешней природной среды, свойств живой природы, качеств самого человека;

4. теологическоеобъяснение рассматривает сверхъестественные стороны развития политической власти.

Происхождение политики связано прежде всего с расцветом классической античной философии в VI – V в.в. до н. э. и именами мыслителей древности: Аристотеля, Платона, Сократа. Расцвет же приходится на XIX – XX в.в. Почти все политологи согласны с там, что наиболее общей предпосылкой сделанной философами, а затем и политологами во второй половине XIX в. и ХХ столетии, для объяснения содержания политики – стало понимание одного непреложного факта: политические механизмы являются первейшим фактором для жизнеобеспечения и развития многообразия современных обществ.

В современной политике условно можно выделить следующие структурные элементы:

 

Политический интерес рассматривает внутренний осознанный источник поведения субъекта политики в предлагаемых политических ситуациях.

Политическая организация отражает роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами.

Политическая деятельность выступает как разновидность социальной активности субъектов, для реализации своих интересов.

Политическое сознание характеризует зависимость политической жизни от осознанного отношения к ней людей.

Политика – особо сложное социальное явление. Поскольку непосредственными субъектами общественных отношений выступают человек и тем или иным способом организованные самостоятельные группы людей, то жизненно важным становится искусство посредничества между ними. Это и есть политика уже с близкой по времени к нам точки зрения.

Общество современного типа использует прежде всего политические средства для уменьшения издержек противоречий в межчеловеческих отношениях, упорядочения и согласования действий людей ради своего спокойствия и социальной стабильности.

Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования.

Первый, собственно политический, макроуровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.

Второй, микроуровень, политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т.д.

Третий, мегауровень, политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.

Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует суть политики. Второй и третий уровни имеют подчиненное значение.

С общегосударственным, макроуровнем, политики обычно связывают ее основные функции в обществе. Они характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся:

- поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;

- разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их существование;

- авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;

- предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

- конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция), которая отражает определение интересов субъектов политики, распределение ролей данных субъектов, выработку приемлемых для всех субъектов правил поведения, создание общепонятных для всех субъектов языка (вербального и символического), способных обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного общества;

- управление и руководство общественным процессом и обеспечение цивилизованного диалога граждан и государства;

- выражение властно значимых интересов всех слоев и групп.

Кроме этих, присущих в большей или меньшей степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд специфических для определенных типов социальных систем функций. Это:

- поддержание классового или социального господства;

- защита основополагающих прав человека;

- привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами;

- обеспечение социальной справедливости и общего блага;

- формирование человека как гражданина или политическая социализация личности.

Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления.

 

2. Этимологически понятие власть происходит от древнегреческого слова «cratos». Оно означало в древнегреческих городах-полисах управление гражданами и обществом. В настоящее время в политико-социологической литературе имеется несколько основных концепций власти. Среди них выделяются бихевиоралистская, реляционистская, системная и другие теории власти.

 

С точки зрения реляционистских теорий (от англ. Relation – отношение)власть рассматривается как взаимоотношение между, как минимум, двумя субъектами. Характерной чертой такого взаимодействия является оказание влияния одним субъектом на другого. Методологические основы такого подхода были сформулированы немецким социологом М.Вебером.

По мнению Макса Вебера, власть означает возможность и способность индивида или социальной общности осуществлять свою волю в определенной системе социальных отношений, несмотря на сопротивление и независимо от того, откуда такая способность исходит.

Общим «знаменателем» теорий сопротивления является концентрация внимания на властном воздействии, преодолевающем сопротивление объекта власти (того, на кого направлено действие власти). Преодоление сопротивления может основываться на вознаграждении, угрозе применения негативных санкций, признании объектом власти права ее субъекта отдавать приказы и распоряжения и требовать их исполнения на идентификации объекта власти с субъектом власти.

Теории «обмена ресурсов» отражают властные отношения, когда объект власти нуждается в ресурсах, которыми обладает субъект власти. В обмен на часть этих ресурсов субъект власти требует от объекта подчинения и выполнения конкретных распоряжений и приказов.

В теории раздела «зон влияния» власть оказывается функцией наиболее важной и престижной социальной роли. В зависимости от сложившейся ситуации и разделения ролей будет меняться и субъект власти.

Последователи бихевиоралистской теории власти рассматривают политические отношения как рынок власти. Социальные и политические субъекты активно действуют на этом рынке, стремясь с наибольшей выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы. Аналогом денег в такой модели является власть, «товаром» - имидж кандидата, его предвыборная компания, а «покупателями» - избиратели, делегирующие власть в обмен на предвыборные обещания.

Согласно системной теории, власть рассматривается как атрибут социальной системы (Т. Парсонс). Представители этой теории рассматривают власть как посредника между политикой и обществом, ее роль подобна роли денег в экономике.

Определенным синтезом существующих подходов является следующая дефиниция власти: «Власть – это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы». Достоинством такого понимания является истолкование власти как вида социальных связей, связанных с осуществлением воли со стороны социального субъекта, подчиняющего себе других, прежде всего для удовлетворения собственных коренных интересов. Вместе с тем подобное понимание дает возможность осветить структуру власти, состоящую из источников, субъекта, объекта, ресурсов и функций (см. схему).

В современном обществе власть существует в конкретных видах, которые, в свою очередь, подразделяются на определенные формы и разновидности. Основными видами являются политическая власть, экономическая власть, социальная власть, духовная власть. Главным видом является политическая власть, которая подразделяется на две основные формы: государственную и общественно-политическую. Государственная власть, появившаяся вместе с институтом государства, имеет императивный характер. Ее предписания обязательны к исполнению всеми без исключения гражданами (подданными). Она обладает монопольным правом на применение принудительных и репрессивных методов и санкций, а также на использование всего комплекса властных ресурсов. В свою очередь, государственная власть подразделяется на такие разновидности, как законодательная, исполнительная, судебная, военная, которые отличаются функциональным содержанием и конкретными властными полномочиями.

В отличие от государственной общественно-политическая власть не имеет императивного характера и, как следствие, не может располагать ресурсным потенциалом государства. Ее предписания имеют рекомендательный характер и распространяются не на всех граждан, а только на членов той или иной общественно-политической организации. Так, партийная власть руководит членами политических партий, профсоюзная власть распространяет свое влияние на членов профессиональных союзов и так далее. Общими признаками политической власти являются верховенство над другими видами власти, легальность, публичный характер.

 

 

Субъектно-объектные отношения в рамках политической власти могут осуществляться в разных типах властного господства и легитимности. Макс Вебер выделил три основных типа властного господства. Первый – традиционный, опирается на традиции, обычаи, нравы той или иной страны. Второй – харизматический, основывается на личной популярности и влиянии политического лидера. Третий тип властного господства – легальный, базируется на власти законов и приоритетной роли бюрократии.

Каждый из названных типов властного господства обладает определенной степенью легитимности. Понятие легитимность происходит от латинского слова «Legitimus», которое означает согласие с законом, правомерность и правильность. В современной политологии легитимность истолковывается в смысле принятия и признания правомерности существующей политической власти гражданами, обществом и мировым сообществом. От легитимности отличается понятие легитимация, которое представляет собой политический процесс признания, оправдания, объяснения и принятия политической власти гражданами, обществом и другими государствами. Легитимация обеспечивает повиновение населения действующей власти, добровольное вовлечение граждан в различные формы политического участия на основе доверия и признания законосообразности существующего порядка. Принято выделять следующие основные виды легитимности власти: традиционный, патриархальный, сословный, идеологический, правовой, этнический, харизматический, религиозный. Показателем легитимности власти является уровень политического принуждения, демократизм избирательной системы, характер официальной оппозиции и др. Легитимация власти сочетается с противоположным ей по содержанию процессом делегитимации, который означает утрату политического доверия и признания власти гражданами. Среди многообразных причин делегитимации обычно называют нарастание коррумпированности и бюрократизации власти, рост национального сепаратизма, тенденция к авторитаризму и др.

Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:

1) определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;

2) обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;

3) регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;

4) осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т.е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

 

3. В политической науке можно выделить две трактовки понятия «государство».

В широком смысле государство – это политическое образование, соответствующее трем основным признакам: наличие определенной территории; население, проживающее на данной территории; суверенная власть. Такое толкование носит преимущественно юридический характер.

В узком смысле государство трактуется как совокупность политических институтов, осуществляющих верховную власть на определенной территории. Классическое определение государства в узком смысле сформулировал М.Вебер: «Современное государство есть организованный по типу учреждения союз господства, который внутри определенной сферы добился успеха в монополизации легитимного физического насилия как средства производства.» Это и есть политологический подход. В современной политической науке среди основных признаков государства называют следующие:

1. Территория как очерченное границами место расположения государства.

2. Человеческим измерением государства выступает население, имеющее статус граждан или подданных.

3. Публичная власть, выступающая от имени всего населения и преследующая всеобщие интересы.

4. Суверенитет над территорией, предусматривающий верховенство только одной власти над определенной территорией и неделимость его с властью другого государства.

5. Национальная система законодательства.

6. Национальная налоговая система.

Имея сходные признаки, государство вместе с тем существует в разных формах. Критериями их выделения являются форма правления, тип административно-территориального устройства и характер политического режима.

I. Форма правления характеризует способ организации государственной власти в центре и на местах. По этому критерию выделяются монархии и республики. Монархия бывает абсолютной и парламентской. Последняя подразделяется на дуалистические и конституционные. Республики бывают президентскими, парламентскими и полупрезидентскими (смешанные). Среди смешанных форм рассматривают парламентско-президентские и наоборот.

II. Территориально-административное устройство представлено в трех основных формах: унитарного государства, федерации и конфедерации, которые различаются по принципам и способам территориальной организации, взаимоотношениями центра и регионов и др.

Унитарное государство – это государство, где действует единое правительство, законодательство, судебная система, при наличии административно – территориальных единиц.

Федерация – это союзное государство, где действуют федеральные и республиканские органы власти. Различают административную и национальную федерации.

Конфедерация – представляет собой союз суверенных государств, которые объединяются для решения политических, экономических, военных, культурных задач совместно.

III. По характеру политического режима, который выражает способы осуществления власти в государстве, выделяются демократическое, авторитарное и тоталитарное государство.

Независимо от формы государство неизменно исполняет ряд обязательных функций. Их принято подразделять на внутренние и внешние. Внутренние частично совпадают с названными выше функциями политической системы общества. Среди внешних следует назвать оборонную, внешнеполитическую и экологическую функции.

Функции современного государства определяются следующим образом:

1) обеспечение безопасности и правопорядка;

2) регулирование социальных отношений и разрешение социальных конфликтов;

3) распределение ценностей в обществе;

4) защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности, где национальная безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, а национальные интересы рассматриваются как совокупность сбалансированных жизненно важных интересов личности, общества и государства, отличающиеся долговременным характером и определяющие основные цели и задачи внешней и внутренней политики государства.

Перечисленные функции исполняются исключительно государством, т.к. они, во – первых, способствуют достижению коллективных целей и, во – вторых, их реализация отдельными социальными институтами невозможна.

В современных государствах власть, как правило, рассредоточена между различными структурами или институтами. Рассматривают следующие органы государственной власти, которые характеризуют структуру государства:

- представительные органы (парламент);

- надзорно – контрольные органы (прокуратура);

- органы охраны общественного порядка (органы МВД);

- вооруженные силы;

- органы государственной безопасности (органы ФСО);

- судебная система;

- исполнительно – распорядительные органы (Президент, премьер – министр, правительство).

Все перечисленные признаки и характеристики присущи также современному российскому государству. В соответствии с Конституцией страны Россия является демократическим, федеративным, светским, правовым, социальным государством с республиканской формой правления. Соответственно и политическая система с конституционной точки зрения относится к разряду демократических. Вместе с тем на практике в современных условиях политическая система страны переживает переходный процесс трансформации из авторитарной в демократическую. Аналогичным образом обстоит дело и с основным институтом политической системы – государством. В России наблюдается процесс становления президентско-парламентской республики с сильной властью главы государства. Также в процессе формирования находится административно-территориальное устройство страны. Речь идет о становлении в России конституционной федерации, отличающейся от договорной тем, что в ней не предусмотрено отделения от федерации территории того или иного регионального субъекта. Наконец, по характеру политического режима Россия может быть отнесена к демократическому государству. Правда, по мнению многих политологов, скорее, речь может идти пока о полуавторитарном-полудемократическом государстве.

Основные направления дальнейшего реформирования политической системы и государства в России связаны с последовательным становлением в стране демократического, федеративного, правового, социального государства.

Правовое государство – форма организации государственной власти, основанной на верховенстве норм права, которым неукоснительно следуют государство, общество, индивид.

Принципами правового государства являются:

1. верховенство права и закона;

2. реальный конституционализм;

3. правовая организация государственной власти;

4. невмешательство государства в дела гражданского общества;

5. разделение властей;

6. взаимная ответственность государства и личности;

7. равенство всех перед законом;

8. независимость, автономность и возвышение суда.

 

Контрольные проверочные задания.

  1. Какой из признаков не характеризует государство?

а\ политические партии;

б\ суверенитет;

в\ правоохранительные органы;

г\ публичная власть;

 

  1. Подписывает и обнародует федеральные законы РФ:

а\ Президент РФ;

б\ Председатель Правительства РФ;

в\ Председатель Совета Федерации РФ;

г\ Председатель Государственной думы РФ;

 

  1. Какой признак отличает республику от других форм правления?

а\ передача власти по наследству;

б\ власть, ограниченная парламентом;

в\ выборная власть;

г\ передача верховной власти по наследству;

 

 

  1. Исключительным признаком правового государства является:

а\ суверенитет;

б\ наличие национальной валюты;

в\ разделение властей;

г\ институт президенства;

 

  1. Верны ли суждения об основах конституционного строя РФ?

А. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти.

Б. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

а\ верно только А; в\ оба суждения верны;

б\ верно только Б; г\ оба суждения неверны;

 

 

Тема 5. Политическая элита.

1. Политическая элита: сущность, концепции.

2. Проблема становления современной политической элиты России.

1. Термин «элита» происходит от латинского eligere и французского elite - лучшее, отборное, избранное. Начиная с ХVП века употребляется для обозначения товаров наивысшего качества, а затем и для выделения в социальной структуре общества высшей знати. В научный оборот термин был введен итальянским социологом В.Парето (конец Х1Х - начало ХХ вв.) и в современной политологической литературе понятие "политическая элита" относится к ряду достаточно устоявшихся.

Элита любого общества неоднородна. По функциям, выполняемым в обществе и видам деятельности, различают политическую, экономическую, научную, культурную и другие элиты.

Политическая элита - небольшая, относительно сплоченная социальная группа, которая концентрирует в своих руках значительный объем власти, обладает особыми социальными, политическими и психологическими качествами, непосредственно участвует в принятии решений, оказывающих влияние на ход развития общества. То есть, это группа профессионалов, для которых политика служит главным источником получения доходов. Политическая элита является полем взаимодействия представителей других элит.

Почему в обществе появляются элиты? Их существование обусловлено рядом факторов, главными из которых являются естественные и социальные различия между людьми, неодинаковая степень их участия в политической жизни. С рациональной точки зрения совершенно очевидна необходимость специфического субъекта политики, профессионально занимающегося управленческим трудом. Эти и другие факторы и обусловливают элитарность общества.

Проблема элит и их роли в обществе не является новой для западной политической науки. Еще в социально-политических представлениях мыслителей древности (Конфуций, Платон и другие) было сформулировано элитарное мировоззрение.

Итальянский классик политической мысли Н.Макиавелли впервые привлек внимание к проблеме элиты как правящей группы, осуществляющей руководство обществом. Действительное начало систематическим исследованиям в данной области в большей степени связано с трудами итальянских социологов Вильфредо Парето (1848-1923), Гаэтано Моска (1858-1941), немецкого социолога Роберта Михельса (1876-1936). Эти вопросы затрагивали также О.Конт, М.Вебер и другие представители западной социологии.

Итальянские ученые рассматривали проблему элит с позиций деления общества на две части: обладающее властью меньшинство (Парето называл его элитой, а Моска - политическим классом) и на подчиняющееся этой власти большинство. В "Основах политической науки" Моска определяет политику как сферу борьбы класса управляющих и класса управляемых. Первый класс всегда малочисленнее второго, он выполняет политические функции, монополизирует власть и извлекает из нее многочисленные выгоды материального и духовного характера.

Заслуга Г.Моски состоит в том, что он проанализировал проблему рекрутирования (формирования) политической элиты и ее специфических качеств. Важнейшим критерием для формирования политического класса является способность управлять. Этот класс всегда избирается с учетом некоторых качеств и способностей индивидов. К их числу Г.Моска относит богатство, моральное и интеллектуальное превосходство. Он также выделяет две тенденции, присущие политическому классу: аристократическую и демократическую. Первая проявляется в стремлении этого класса стать наследственным, если не де-юре, то де-факто, что ведет к его вырождению. Демократическая тенденция выражается в обновлении правящего класса за счет наиболее активных и способных к управлению выходцев из низших слоев, что предотвращает дегенерацию элиты. Предпочтение Г.Моска отдает тому обществу, которому свойственно равновесие между этими двумя тенденциями, обеспечивающее преемственность в руководстве и стабильность в обществе.

Итогом многолетнего труда над созданием теории элит стала работа Г.Моски "История политических доктрин", где он делает следующие выводы. Практическая функция политической науки состоит в разработке искусства управления. Исполнение функции управления должна осуществлять политическая элита. Народное представительство, суверенитет, эгалитаризм - это мифы, которые маскируют деятельность политического класса и вводят массы в заблуждение.

Теория политического класса на практике подтвердилась в тоталитарных государствах, где в лице номенклатурной бюрократии сформировался прообраз класса, описанного Г.Моской.

Крупнейший представитель теории элит В.Парето рассматривал общество как цельную социальную систему, которая стремится к равновесию, причем, оно не статично, а динамично и эта динамика определяется элитой - правящим меньшинством. Изучению сил, влияющих на социальное равновесие, посвящена его теория "циркуляции элит", согласно которой исторический процесс представляется в виде вечного круговращения основных типов элит. История оказывалась не "историей классовой борьбы" (по Марксу), а "кладбищем аристократов" (выражение В.Парето).

В.Парето подразделял элиту на две части: одна - прямо или косвенно - принимает участие в управлении обществом ("правящая элита"), а другая - не участвует в управлении ("неправящая элита").

Заслуживает внимания и типология элит, предложенная В.Парето. Согласно ей, существуют два типа элит, которые последовательно сменяют друг друга: "львы" и "лисы" (терминология Н.Макиавелли). Для первых характерны грубые силовые методы правления, крайний консерватизм. "Лисы" же - мастера обмана, политических комбинаций. В период монополистического капитализма господствует элита "лис", которую Парето называл "демагогический плутократией". Социальная система функционирует нормально, когда существует пропорциональный приток в элиту людей первой и второй ориентации.

Один из вариантов теории элит был представлен Р.Михельсом в работе "Социология политических партий в условиях демократии" (1911 г.). Используя методологию В.Парето и Г.Моски, он исследовал проблему "партийная элита - партийные массы". Рядовые партийные массы не способны к управлению, поэтому они выдвигают руководителей. Со временем аппарат неизбежно отрывается от рядовых членов и превращается в "партийную элиту". То же самое происходит в профсоюзах, церкви, массовых общественных организациях. И постепенно власть концентрируется в "высших структурах бюрократии". То есть сам "принцип организации" приводит в демократических организациях к возникновению необратимых олигархических тенденций, иерархии власти.

Таким образом, В.Парето, Г.Моска, Р.Михельс впервые предложили концепцию политической элиты как особой социальной группы, имеющей свои специфические характеристики, механизмы возникновения и функционирования. Они положили начало широким эмпирическим и теоретическим исследованиям групп, руководящих обществом, основав исторически первую макиавеллистскую школу.

В современной западной социологии к определению сущности элиты существует множество различных подходов, из которых выделим два основных: структурно-функциональный (статусный) и ценностный (аксиологический).

Сторонники первого подхода (М.Дюпре, Г.Лассуэлл, П.Шарап, М.Нарта, С.Келлер и другие) относят к элите лиц, обладающих высоким социальным положением, престижем, занимающих такие позиции, которые возвышают их над средой. То есть, элитарность трактуется ими как следствие занятия командных позиций в общественной иерархии.

Ценностные теории элит выводят элитарность из особых психологических и социальных качеств людей (Х.Ортега-и-Гасет, Г.Шредер, Т.Корбет и другие). Ими выявляются те ценностные параметры, которые возвышают элиту над массой. Эти теории пытаются приспособить элитизм к реальной политической жизни демократических государств.

Наиболее распространенным современным вариантом аксиологического подхода является концепция демократического элитизма (элитарной демократии). Видные представители этого направления П.Барах, Р.Даль и другие. Вместо трактовки демократии как народовластия они предлагают более реалистическое понимание демократии как конкуренции между потенциальными руководителями за доверие и голоса избирателей. Данная концепция предполагает, что массы могут в определенной степени влиять на политику, выбирая между конкурирующими элитами.

Особую позицию среди западных исследователей занимает леворадикальный американский социолог Р.Миллс. Признавая элитарность американского общества, деление его на элиту и массы, он обличает систему государственно-монополистического капитализма и ограниченность западной демократии. Его идеал - антиэлитарный. Исследуя сложную структуру правящей элиты США, Миллс вычленяет из нее политическую элиту, выступающую носителем властных функций. По мнению ученого, доступ в элиту выходцев из народа закрыт, поскольку существует глубокое различие между элитой и массой.

Модернизация теорий элит была предпринята в концепциях меритократии английского социолога М.Янга и американского социолога Д.Белла (одного из авторов теории индустриального общества). М.Янг в антиутопии "Возвышение меритократии: 1870-2033" (1958 г.) сатирически изображает приход к власти и крах новой олигархии, состоящей из наиболее одаренных и энергичных личностей, рекрутируемых из всех слоев общества. С его точки зрения, демократия, социальная справедливость несовместимы с элитарным управлением.

Д.Белл, в противоположность М.Янгу, употребляет термины "меритократия" в позитивном смысле. Его концепция направлена против идеи социального равенства и призвана оправдывать привилегии новой меритократической элиты. Д.Белл полагает, что знания и компетентность - осевой принцип информационного общества, именно ученые и высококвалифицированные специалисты ("элита знаний") вносят наибольший вклад в развитие общества и поэтому политическая власть должна принадлежать "новой интеллектуальной элите".

В западной социологии существуют также следующие теории элит:

- биологическая, согласно которой к элите относятся люди, занимающие высшие места в обществе благодаря своему биологическому и генетическому происхождению;

- психологическая теория, в основе которой лежат исключительно психологические качества членов элитарной группы;

- организаторская теория элит, относящая к элите руководящих работников, в частности бюрократически организованный чиновничий аппарат;

- распределительная теория, согласно которой элитой являются люди в максимальном объеме получающие материальные и нематериальные ценности.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.