Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Практическое упражнение «Культурный шок и культурная адаптация»





Цель. Выявить факторы, препятствующие культурной адаптации.

Задание. В табл. 3 приведено несколько типичных причин возникновения культурного шока у работников международной компании, направленных на новое место в другую культурную среду. Дополните этот перечень, перечислив еще 10–15 причин, и предложите способы возможного преодоления культурного шока.

Методические рекомендации.

Упражнение выполняется индивидуально или в группах по 5–7 человек. Перед его выполнением необходимо проработать материал учебника по адаптации организаций в межкультурной среде.

Таблица 3 - Причины и способы преодоления культурного шока


Тест для самопроверки

таблица

Задание «Типология организационной культуры»

Практическая значимость идентификации различных типов организационных культур имеет две стороны:

1) знание типа организационной культуры, ее особенностей дает возможность прогнозировать поведение организации, реак­цию работников на решения и действия руководства, внешние события;

2) знание особенностей, сильных и слабых сторон сложившейся организационной культуры, стереотипов поведения работников, принятых ценностей позволяет выработать управленческие воз­действия с целью возможного изменения, модификации органи­зационной культуры.

Используя данные таблицы 1, предложите тип организационной культуры наиболее подходящий:

а) для вашего коллектива;

б) в условиях российского бизнеса.

Ответ обоснуйте.

Таблица 1 Характеристика основных типов организационных культур

 

Характеристика организации Тип организационной культуры
Опекунская Предпринима­тельская Бюрократи­ческая Праксиологи­ческая
         
Организация направляется согласием с общей идеей развития предприятия свободной инициативой членов коллек­тива сильным руко­водством со стороны адми­нистрации всесторонним коллективным обсуждением
Возникающие проблемы решаются на основе исходного со­гласования большинства целей и задач предприятия индивидуаль­ного творче­ства отдельных членов коллек­тива ясной форму­лировки со стороны руко­водства активного вза­имодействия и сотрудничества руководства и членов коллек­тива
Лидерство основывается на разделяемых взглядах о на­правлениях развития организации наличии авто­ритета и приз­нания администра­тивной власти и служебного положения содействии контакту и со­трудничеству
Повседневная работа осуществля­ется при ми­нимальном вмешательст­ве со стороны руководства выполняется и видоизменя­ется каждым по-своему зависит от не­изменности курса и актив­ности руковод­ства постоянно пе­репроверяется для большего совершенства
Рабочие обязанности и ответствен­ность реализуются с автоматиче­ской точно­стью получаются та­кими, какими их делают люди предписыва­ются и закреп­ляются доку­ментально разделяются и сменяются по необходимости
Желания и интересы отдельных работников оцениваются по степени их согласованно­сти с целями организации считаются бо­лее важными, чем интересы предприятия в целом подчиняются интересам организации согласовыва­ются с интере­сами организа­ции путем до­говоренностей
         
Руководство задает напра­вление и цели работы, сводя к минимуму вмешатель­ство в рабо­чий процесс дает специа­листам выпол­нять работу так, как они считают нужным определяет лидеров и воз­можные нап­равления раз­вития предпри­ятия поощряет груп­повое взаимо­действие и со­трудничество в решении про­изводственных задач
Разногласия и конфликты отражают факт расхож­дения индиви­дуальных мне­ний с общими целями и за­дачами являются про­дуктивным выражением индивидуальных особенностей и различий сотрудников угрожают ста­бильности и мешают рабо­те коллектива считаются не­обходимыми для эффектив­ного решения проблемы, ес­ли только они не затягива­ются
Тип лидера, существующий в организации лидер, кото­рый несет в коллектив миссию, видит будущее, которому дове­ряют члены коллектива лидер, кото­рый организует эффектив­ные коммуни­кации внутри коллектива лидер, который держит в функ­циональной и эмоциональной зависимости членов кол­лектива лидер, поло­жение которо­го определяет­ся профессио­нализмом и компетент­ностью

3.6. Ситуация - «Уровень организационной культуры» [1]

Описание ситуации

В серии утверждений, сгруппированных по четырем признакам: работа, управление, мотивация и мораль, характеризуется организационная культура предприятия. При оценке используется 10-балльная шкала. Если утверждение полностью совпадает с вашим мнением, то поставьте 10 баллов, если противоречит вашим установкам — 0 баллов и т.д.

1. В нашей организации вновь нанятым работникам предоставляется возможность овладеть специальностью.

2. У нас имеются четкие инструкции и правила поведения всех категорий работников.

3. Наша деятельность четко и детально организована.

4. Система заработной платы у нас не вызывает нареканий работников.

5. Все, кто желает, у нас могут приобрести новые специальности.

6. В нашей организации налажена система коммуникаций.

7. У нас принимаются своевременные и эффективные решения.

8. Исполнительность и рвение у нас поощряются.

9. В наших подразделениях налажена разумная система выдвижения на новые должности.

10. У нас культивируются разнообразные формы и методы коммуникаций (деловые контакты, собрания, информационные бюллетени и др.).

11. Наши работники участвуют в принятии решений.

12. Мы поддерживаем хорошие взаимоотношения друг с другом.

13. Рабочие места у нас обустроены.

14. У нас нет перебоев в получении внутрифирменной информации.

15. У нас организована профессиональная (продуманная) оценка деятельности работников.

16. Взаимоотношения работников с руководством достойны высокой оценки.

17. Все, что нужно для работы, у нас всегда под рукой.

18. У нас поощряется двусторонняя коммуникация.

19. Дисциплинарные меры у нас применяются как исключение.

20. У нас проявляется внимание к индивидуальным различиям работников.

21. Работа для меня интересна.

22. На нашем предприятии поощряется непосредственное обращение мастеров и бригадиров к руководству.

23. Конфликтные ситуации у нас разрешаются с учетом реальности обстановки.

24. Усердный труд у нас всячески поощряется.

25. Трудовая нагрузка у нас оптимальна.

26. У нас практикуется делегирование полномочий на нижние эшелоны управления.

27. В наших подразделениях господствуют кооперация и взаимоуважение между работниками.

28. Наша организация нацелена на нововведения.

29. Наши работники испытывают гордость за свою организацию.

Постановка задачи

1. Подсчитайте общий балл. Для этого нужно сложить показатели всех ответов.

2. Подсчитайте средний балл по признакам:
Работа- 1, 5,9, 13, 17,21,25;
Коммуникации — 2, 6, 10, 14, 18, 22;
Управление - 3, 7, 11, 15, 19, 23, 26, 28;
Мотивация и мораль — 4, 8, 12, 16, 20, 24, 27, 29.

Методические указания

Индекс определяется по общей сумме полученных баллов. Наибольшее количество баллов — 290, наименьшее — 0. Показатели свидетельствуют о следующем уровне организационной культуры:

290—261 — очень высокий;

260—175 — высокий;

174—115 — средний;

ниже 115 — имеющий тенденцию к деградации.

Узкие места организационной культуры определяются по средним величинам в баллах по секциям. Показатели в баллах по признакам свидетельствуют о следующем состоянии в коллективе:

10—9 — великолепное;

8—6 — мажорное;

5—4 — заметное уныние;

3—1 —упадочное.

Выводы

1. Предлагаемые выше 29 утверждений собраны в процессе опроса руководителей среднего и высшего звена управления. Все они значимы. Поэтому показатель ниже 4 баллов по какому-то пункту свидетельствует о неблагополучном положении дел на этом направлении трудовой деятельности и в межличностном общении работников. Своевременно принятые меры могут воспрепятствовать сползанию предприятия в кризисное состояние. Таким образом, работу по оздоровлению предприятия следует начинать с анализа дел, отраженных в конкретных утверждениях.

2. Второй шаг деятельности по принятию — это анализ и соответствующее реагирование на показатели по четырем признакам: работа, коммуникации, управление, мотивация и мораль. Целеустремленная деятельность в направлении повышения балльных показателей по признакам может способствовать поднятию индекса в целом.

3. Степень влияния оргкультуры на деятельность организации оценивается по трем факторам: направленности, широте охвата и силе влияния на персонал.

Данные тестирования дают возможность оценить первый фактор в прямом виде: общий показатель свыше 175 баллов свидетельствует о положительной направленности организационной культуры; два других фактора можно оценить на основе показателей по признакам.

3.7. Задача - «Выявление преобладающего типа организационной культуры» [2]







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.