Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ВЫВОДА: ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ





Глава 7. Введение в проблему статистического вывода.................................................... 93

Глава 8. Выбор метода статистического вывода............................................................... 111

Глава 9. Анализ номинативных данных............................................................................... 123

Глава 10. Корреляционный анализ........................................................................................ 147

Глава 11. Параметрические методы сравнения двух выборок....................................... 162

Глава 12. Непараметрические методы сравнения выборок............................................ 172

Глава 13. Дисперсионный анализ (А1ЧОУА)...................................................................... 185

Часть III

МНОГОМЕРНЫЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ

Глава 14. Назначение и классификация многомерных методов.................................... 235

Глава 15. Множественный регрессионный анализ............................................................ 240

Глава 16. Факторный анализ.................................................................................................... 251

Глава 17. Дискриминантный анализ...................................................................................... 282

Глава 18. Многомерное шкалирование................................................................................. 299

Глава 19. Кластерный анализ.................................................................................................. 329

Приложения. Основные статистические таблицы.............................................................. 353

Англо-русский терминологический словарь........................................................................ 377

Предметный указатель............................................................................................................... 382

Дополнительная литература.................................................................................................... 389

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................................ 9

ПСИХОЛОГИЯ И МАТЕМАТИКА........................................................................................... 13

Часть I

ОСНОВЫ ИЗМЕРЕНИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОПИСАНИЯ ДАННЫХ

Глава 1. ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ И ВЫБОРКА.............................................. 19

Глава 2. ИЗМЕРЕНИЯ И ШКАЛЫ............................................................................................ 23

Что такое измерение............................................................................................................... 23

Измерительные шкалы........................................................................................................... 24

Как определить, в какой шкале измерено явление......................................................... 27

Задачи и упражнения........................................................................................................... 29

Глава 3. ТАБЛИЦЫ И ГРАФИКИ.............................................................................................. 30

Таблица исходных данных.................................................................................................. 30

Таблицы и графики распределения частот...................................................................... 31

Применение таблиц и графиков распределения частот............................................... 35

Таблицы сопряженности номинативных признаков..................................................... 36

Задачи и упражнения............................................................................................................. 37

Обработка на компьютере.................................................................................................... 38

Глава 4. ПЕРВИЧНЫЕ ОПИСАТЕЛЬНЫЕ СТАТИСТИКИ............................................... 40

Меры центральной тенденции............................................................................................. 40

Выбор меры центральной тенденции................................................................................ 42

Квантили распределения...................................................................................................... 43

Меры изменчивости................................................................................................................ 44

Задачи и упражнения............................................................................................................. 47

Обработка на компьютере.................................................................................................... 48

Глава 5. НОРМАЛЬНЫЙ ЗАКОН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ЕГО

ПРИМЕНЕНИЕ......................................................................................................................... 49

Нормальное распределение как стандарт....................................................................... 51


Разработка тестовых шкал................................................................................................... 54

Проверка нормальности распределения........................................................................... 59

Задачи и упражнения............................................................................................................. 62

Обработка на компьютере.................................................................................................... 62

Глава 6. КОЭФФИЦИЕНТЫ КОРРЕЛЯЦИИ.......................................................................... 64

Понятие корреляции................................................................................................................ 65

Коэффициент корреляции г-Пирсона................................................................................. 67

Корреляция, регрессия и коэффициент детерминации.................................................. 72

Частная корреляция................................................................................................................ 75

Ранговые корреляции.............................................................................................................. 77

Коэффициент корреляции г-Спирмена........................................................................ 77

Коэффициент корреляции 7-Кендалла........................................................................ 78

Проблема связанных (одинаковых) рангов................................................................ 80

Корреляция бинарных данных............................................................................................ 82

Величина корреляции и сила связи.................................................................................... 84

Какой коэффициент корреляции выбрать......................................................................... 88

Обработка на компьютере.................................................................................................... 90

Часть II

МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ВЫВОДА: ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ

Глава 7. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ СТАТИСТИЧЕСКОГО ВЫВОДА........................ 93

Гипотезы научные и статистические................................................................................. 93

Идея проверки статистической гипотезы.......................................................................... 96

Уровень статистической значимости................................................................................. 98

Статистический критерий и число степеней свободы.................................................. 99

Проверка гипотез с помощью статистических критериев......................................... 100

Статистическое решение и вероятность ошибки......................................................... 103

Направленные и ненаправленные альтернативы........................................................ 106

Содержательная интерпретация статистического решения..................................... 108

Глава 8. ВЫБОР МЕТОДА СТАТИСТИЧЕСКОГО ВЫВОДА........................................ 111

Классификация методов статистического вывода...................................................... 112

Методы корреляционного анализа.................................................................................. 114

Методы анализа номинативных данных....................................................................... 114

Методы сравнения выборок по уровню выраженности признака.......................... 117

Глава 9. АНАЛИЗ НОМИНАТИВНЫХ ДАННЫХ............................................................ 123

Анализ классификации: сравнение эмпирического и теоретического

распределений.................................................................................................................. 125

Две градации..................................................................................................................... 125

Обработка на компьютере: биномиальный критерий.......................................... 128

Более двух градаций..................................................................................................... 129


Обработка на компьютере: критерий согласия %2................................................ 131

Анализ таблиц сопряженности.......................................................................................... 132

Число градаций больше двух...................................................................................... 133

Таблицы сопряженности 2x2....................................................................................... 135

Обработка на компьютере: таблицы сопряженности.......................................... 141

Анализ последовательности: критерий серий.............................................................. 142

Обработка на компьютере: анализ последовательности................................... 145

Глава 10. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ........................................................................... 147

Корреляция метрических переменных............................................................................ 148

Частная корреляция.............................................................................................................. 150

Проверка гипотез о различии корреляций..................................................................... 151

Сравнение корреляций для независимых выборок............................................... 151

Сравнение корреляций для зависимых выборок.................................................... 152

Корреляция ранговых переменных.................................................................................. 153

Анализ корреляционных матриц...................................................................................... 156

Обработка на компьютере.................................................................................................. 160

Глава 11. ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СРАВНЕНИЯ ДВУХ

ВЫБОРОК................................................................................................................................ 162

Сравнение дисперсий........................................................................................................... 162

Критерий /-Стьюдента для одной выборки................................................................... 164

Критерий /-Стьюдента для независимых выборок...................................................... 165

Критерий /-Стьюдента для зависимых выборок.......................................................... 167

Обработка на компьютере.................................................................................................. 169

Глава 12. НЕПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СРАВНЕНИЯ

ВЫБОРОК................................................................................................................................ 172

Общие замечания................................................................................................................... 172

Сравнение двух независимых выборок........................................................................... 173

Обработка на компьютере: критерий {/-Манна-Уитни....................................... 175

Сравнение двух зависимых выборок............................................................................... 176

Обработка на компьютере: критерий Г-Вилкоксона............................................ 178

Сравнение более двух независимых выборок............................................................... 179

Обработка на компьютере: критерий Я-Краскала-Уоллеса.............................. 181

Сравнение более двух зависимых выборок................................................................... 182

Обработка на компьютере: критерий х,2-Фридмана............................................. 184

Глава 13. ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ (АМОУА).......................................................... 185

Назначение и общие понятия АМОУА............................................................................ 185

Однофакторный АМОУА.................................................................................................... 189

Обработка на компьютере............................................................................................ 195

Множественные сравнения в АМОУА............................................................................. 197

Обработка на компьютере............................................................................................ 199

Многофакторный А1ЧОУА................................................................................................. 202

Обработка на компьютере............................................................................................ 212

АМОУА с повторными измерениями............................................................................... 214

Обработка на компьютере............................................................................................ 222

Многомерный АМОУА (МА1ЧОУА)................................................................................ 226

Обработка на компьютере............................................................................................ 228

Часть III

МНОГОМЕРНЫЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ

Глава 14. НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МНОГОМЕРНЫХ

МЕТОДОВ.............................................................................................................................. 235

Глава 15. МНОЖЕСТВЕННЫЙ РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ.................................... 240

Назначение.............................................................................................................................. 240

Математико-статистические идеи метода..................................................................... 242

Исходные данные, процедура и результаты................................................................. 245

Обработка на компьютере.................................................................................................. 247

Глава 16. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ.......................................................................................... 251

Назначение.............................................................................................................................. 251

Математико-статистические идеи и проблемы метода............................................. 254

Анализ главных компонент и факторный анализ.................................................. 254

Проблема числа факторов............................................................................................ 259

Проблема общности....................................................................................................... 260

Методы факторного анализа....................................................................................... 261

Проблема вращения и интерпретации...................................................................... 263

Проблема оценки значений факторов....................................................................... 267

Последовательность факторного анализа..................................................................... 268

Пример...................................................................................................................................... 273

Обработка на компьютере.................................................................................................. 277

Глава 17. ДИСКРИМИНАНТНЫЙ АНАЛИЗ...................................................................... 282

Назначение.............................................................................................................................. 282

Математико-статистические идеи метода..................................................................... 284

Исходные данные и основные результаты.................................................................... 289

Обработка на компьютере.................................................................................................. 291

Глава 18. МНОГОМЕРНОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ................................................................ 299

Назначение.............................................................................................................................. 299

Меры различия....................................................................................................................... 306

Неметрическая модель......................................................................................................... 311

Обработка на компьютере............................................................................................ 314

Модель индивидуальных различий................................................................................. 317

Обработка на компьютере............................................................................................ 321

математические методы психологического исследования

Модель субъективных предпочтений............................................................................. 324

Обработка на компьютере........................................................................................... 326

Глава 19. КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ................................................................................. 329

Назначение............................................................................................................................. 329

Методы кластерного анализа........................................................................................... 333

Обработка на компьютере: кластерный анализ объектов.................................. 336

Кластерный и факторный анализ..................................................................................... 338

Обработка на компьютере: кластерный анализ корреляций............................. 340

Кластерный анализ результатов социометрии............................................................ 342

Обработка на компьютере: кластерный анализ различий................................. 346

Кластерный анализ и многомерное шкалирование.................................................... 347

Приложения ОСНОВНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ

Приложение 1. Стандартные нормальные вероятности............................................ 353

Приложение 2. Критические значения критерия /-Стьюдента................................. 355

Приложение 3. Критические значения критерия /-Фишера для проверки

направленных альтернатив............................................................................................... 357

Приложение 4. Критические значения критерия %2................................................... 359

Приложение 5. Критические значения для числа серий............................................ 361

Приложение 6. Критические значения коэффициентов корреляции

г-Пирсона (г-Спирмена)...................................................................................................... 363

Приложение 7. Значения ^-преобразования Фишера для коэффициентов корреляции 365

Приложение 8. Критические значения критерия /'-Фишера

для проверки ненаправленных альтернатив................................................................. 366

Приложение 9. Критические значения критерия [/-Манна-Уитни.......................... 368

Приложение 10. Критические значения критерия Г-Вилкоксона........................... 370

Приложение 11. Критические значения критерия С знаков...................................... 371

Приложение 12. Критические значения критерия //-Краскала-Уоллеса.............. 372

Приложение 13. Критические значения критерия %2-Фридмана............................ 375

Англо-русский терминологический ловарь................................................................... 377

Предметный указатель........................................................................................................ 382

Дополнительная литература............................................................................................. 389


ПРЕДИСЛОВИЕ

Среди других наук психологию отличает интригующее разнообразие то­чек зрения на перспективы ее развития. Оставляю другим увлекательные воз­можности выражать свои сомнения и жонглировать словами насей счет. При написании этой книги я следовал вполне традиционному убеждению: пси­хология в любых ее приложениях — и практических, и теоретических, может развиваться только на основе количественных исследований, связывающих теорию и практику с фактами.

Исследование в любой области, в том числе и в психологии, предполагает получение результатов — обычно в виде чисел. Однако просто собрать дан­ные недостаточно. Даже объективно и корректно собранные данные ничего не говорят. Исследователю необходимо умение организовать их, обработать и проинтерпретировать, что невозможно без применения математических методов. Конечно, можно сослаться на наличие современных компьютер­ных программ, применение которых сейчас становится нормой для исследо­вателя. Но любая программа обработки данных переводит один набор чисел в другой набор чисел. При этом предлагается богатый набор способов такого преобразования, замечательным образом расширяющий возможности ана­лиза данных. И для использования этих возможностей психолог должен уметь: а) организовать исследование так, чтобы его результаты были доступны об­работке в соответствии с проблемами исследования; б) правильно выбрать метод обработки; в) содержательно интерпретировать результаты обработ­ки. Эти умения не заменят ни компьютерная программа, ни «живой» мате­матик — ее создатель[1]. Таким образом, применение математики как общена­учного метода, наряду с экспериментом, неизбежно приобретает в психологии свои особенности, связанные со спецификой предмета[2]. Неотъемлемой час­тью подготовки полноценного специалиста-психолога является изучение не только экспериментальной психологии, но и математических методов пси­хологического исследования.

Стиль книги выбран с учетом того, что математические методы обычно вызывают большие трудности при изучении (и преподавании). Студенты (и не только они) часто сомневаются в необходимости изучения математических методов и испытывают страх при мысли о неизбежной перспективе их при­менения. Поэтому при изложении материала основное внимание уделяется практическим проблемам выбора метода и особенностям интерпретации получаемых результатов. При этом я не стремлюсь к абсолютной математи­ческой строгости и доказательности положений, свойственным математи­ческим изданиям. Необходимые для понимания математические основы да­ются скорее на интуитивном и неформальном уровне — без детального изложения математического обоснования и выводов формул, которые могут вызвать негативные переживания читателя, не обладающего основательной математической подготовкой. Введение математических терминов сопровож­дается простыми примерами, а теоретические и математические объяснения даются на элементарном уровне. Основные термины в тексте выделены.

Жанр книги по первоначальному замыслу — учебное пособие для студен­тов факультета психологии. Но в процессе работы над книгой источником идей являлась не только практика преподавания, но и опыт участия в много­численных исследованиях в роли руководителя или консультанта. В итоге появились основания надеяться, что книга станет не только учебником для студентов, но будет полезна для широкого круга исследователей — как спра­вочник и практическое руководство по анализу и интерпретации данных. Спра­вочному назначению книги способствует предметный указатель и англо-рус­ский терминологический словарь, а практическое руководство воплощено в пошаговых инструкциях по применению каждого из методов.

Назначение книги — формирование умений самостоятельно анализировать и, главное, интерпретировать эмпирические данные — результаты исследо­ваний. Как пишет Г. В. Суходольский: «В психологии следует различать и уметь выполнять четыре вида интерпретаций: психолого-психологические, психолого-математические, математико-математические и (обратные) мате- матико-психологические»1. Психолого-математическая интерпретация зак­лючается в математической идентификации исследовательской ситуации, которая сводится к выбору методов анализа данных. Решению этой пробле­мы способствуют предлагаемые классификации математических методов (статистического вывода и многомерных методов). Их особенность заклю­чается в том, что исходным основанием для выбора адекватного метода (и его альтернатив) является специфика исследовательской ситуации, а не матема­тическая специфика метода. Изложение каждого метода сопровождается обсуждением границ его применения и возможных альтернатив. Математи- ко-математической интерпретации соответствуют вычисления: переход при помощи выбранного метода от длинной исходной последовательности чи­сел к более короткому их набору — результатам обработки. Вычислительно­му аспекту в книге уделено особое внимание — чтобы читатель смог само­стоятельно произвести все необходимые расчеты. При описании каждого метода в общих чертах объясняются его математические основы, демонстри­руются примеры применения и, главное, предлагается пошаговый алгоритм вычислений: для обработки «вручную» (если это возможно) и с помощью ком­пьютера. Математико-психологическая интерпретация (допустимая и воз­можная содержательная интерпретация числовых результатов) находится в центре внимания при рассмотрении любого метода. Примерно половина со­держания книги — это обсуждение вопроса: «Что можно сказать по поводу вычисленных показателей?». Все аспекты интерпретации иллюстрированы многочисленными примерами. При этом наряду с реальными случаями чаще используются вымышленные данные и примеры — для наглядности и для того, чтобы избавиться от множества второстепенных деталей, неизбежно сопровождающих реальные исследования.

Структура книги соответствует стремлению представить множество ма­тематических методов в виде упорядоченной, логически и иерархически вза­имосвязанной системы. Во вступлении дано общее описание этой системы и ее частей (модели измерения, описания и статистического вывода). Основ­ной материал книги изложен в трех частях. В первой части даны элементар­ные основы применения математических методов. Ее назначение — подго­товка читателя к восприятию основного материала книги. Этому способствуют задачи и упражнения в конце глав. Вторая часть включает в себя детальное описание основных методов статистического вывода. Их из­ложение предваряется классификацией, которая позволяет выбрать метод в зависимости от исследовательской ситуации — от исходных данных и задач исследования. При изложении каждого метода особое внимание уделяется границам его применения, возможным альтернативам, технике вычислений («вручную» и на компьютере), особенностям интерпретации результатов. Третья часть содержит описание самых распространенных многомерных методов. Применение этих методов возможно только с использованием спе­циальных компьютерных программ. Поэтому их математические основы и порядок вычислений даются лишь в самых общих чертах, а основное внима­ние уделяется назначению, содержательной интерпретации результатов и, конечно, компьютерной обработке.

Рекомендации читателю зависят от его подготовленности и намерений.

Абитуриенту. Прочитайте «Методологическое введение: психология и математика». Вы все еще желаете поступать на факультет психологии? Если да, то положите эту книгу в доступное место: вам все равно не избежать ее внимательного и неоднократного чтения, будучи студентом. Если нет — най­дите 32 забавные картинки в книжке и подумайте, что бы они могли значить.

Студенту. Смело приступайте к чтению с самого начала. Ничего не бой­тесь: математики в общеобразовательном ее понимании в этой книги совсем мало. Внимательно читайте примеры и придумывайте свои. Выполняйте за­дания и упражнения. Приступая к чтению второй и третьей частей: обрати­тесь к преподавателю, ведущему практические занятия, чтобы он снабдил вас данными для обработки («вручную» и на компьютере). Самостоятельно примените к этим данным каждый из методов. Затем — придумывайте гипо­тезы, организуйте исследования, обрабатывайте свои данные и интерпрети­руйте результаты: это интересно! А если по ходу дела возникнут вопросы — вам поможет предметный указатель в конце книги.

Исследователю. Освежите в памяти основы: пролистайте первую часть (об­ратите внимание на главу 3 — о табличном представлении исходных данных). Внимательно изучите классификацию методов статистического вывода (гла­ва 8) и классификацию многомерных методов (глава 14). Если исследование (сбор данных) только в перспективе, то планируйте его так, чтобы исходные данные позволяли проверить гипотезы вашего исследования. Если данные уже собраны, то с помощью классификаций выберите подходящий метод и приступайте к его изучению: прочитайте соответствующую главу, внимательно изучите требования к исходным данным, ограничения и пример с пошаго­вым применением метода. Введите данные в компьютер и убедитесь, что их вид допускает применение метода. Найдите в конце главы с описанием ме­тода раздел «Обработка на компьютере» и следуйте инструкциям. Результа­ты интерпретируйте по аналогии с примерами. Полезно воспользоваться аль­тернативными методами и сравнить полученные с их помощью результаты. Если встречаются непонятные термины — обращайтесь к предметному ука­зателю.

Научному руководителю. Сначала просто пролистайте книгу, обратив вни­мание на главы 8 и 14: вот ведь, оказывается, как велико многообразие дос­тупных способов организации исследования! Затем отдайте эту книгу своему подопечному и помогите ему сформулировать исследовательские гипотезы, которые действительно представляют интерес и доступны проверке. Вам эта книга пригодится потом, когда вы будете оценивать реалистичность иссле­довательского проекта и далее, при проверке адекватности методов обработ­ки данных и корректности соответствующих выводов.

Убежденному стороннику гуманитарного подхода. Прочитайте «Методоло­гическое вступление...», просмотрите по 1—2 главы из начала каждой части. Я очень надеюсь, что вы поймете: вашему подходу нисколько не противоре­чит применение количественных методов, которые действительно могут по­высить качество и убедительность результатов «качественных» исследований!

Чего нет в этой книге. В этой книге вы не найдете методов анализа резуль­татов «мысленных экспериментов» или «качественных исследований», древ­некитайской классификации животных и прочих забавных вещей. А если серьезно, то в книге специально почти не обсуждается начальный этап орга­низации и планирования исследования: это предмет экспериментальной пси­хологии, который соотносится с психолого-психологической интерпретацией (по Г. В. Суходольскому). Имеется в виду то, что называется операционали- зацией понятий, — процедура исследования, устанавливающая соответствие между тем, что изучается, и тем, как изучается (она является относительно независимой от особенностей применения математических методов)[3]. Меж­ду тем, необходимо помнить, что качество любого исследования определяет­ся прежде всего соответствием исходных данных той реальности, которая яв­ляется предметом изучения. Если исследователь понимает, какое отношение имеют его данные к действительности (что они отражают), если он уверен в соответствии данных тому, что изучается и способен это обосновать, то... Ответы на остальные вопросы исследования, я надеюсь, вы найдете в этой книге.

Я буду искренне признателен всем, кто сможет прислать свои предложе­ния, пожелания, и главное — критические замечания по поводу этой книги.

Успехов!

А.Д.Н. а<Й1@ап2806.$рЬ.е<1и


ПСИХОЛОГИЯ И МАТЕМАТИКА

Более 200 лет назад великий И. Кант со свойственной ему убедительностью обосновывал несостоятельность психологии как науки исходя из того, что пси­хические явления не поддаются измерению, а следовательно, к ним не приме­нимы математические методы. Его соотечественник И. Гербарт противопоста­вил позиции И. Канта свою точку зрения в книге с названием «Психология как наука, заново обоснованная на опыте, метафизике и математике» (1824—1825). В ней он выражает свое мнение о связи психологии и математики: «Всякая те­ория, которая желает быть согласованной с опытом, прежде всего должна быть продолжена до тех пор, пока не примет количественных определений, кото­рые являются в опыте или лежат в его основании. Не достигнув этого пункта, она висит в воздухе, подвергаясь всякому ветру сомнений и будучи неспособ­ной вступить в связь с другими уже окрепшими воззрениями»'. Идеи И. Гер- барта к концу XIX столетия воплощаются в жизнь отцами-основателями экспериментальной психологии. С тех пор возможность применения матема­тических методов в психологии перестает вызывать сомнения. Но вопрос о не­обходимости их применения до сих пор вызывает дискуссии. Между тем про­блема может быть решена признанием того, что психология — это и наука и искусство. Действительно, искусству практического консультирования или те­рапии вряд ли необходимо математическое обеспечение. Другое дело область познания, в том числе — того, что лежит в основе различных практических при­емов. И здесь уже не достаточно обыденного понимания на уровне здравого смысла, необходим особый инструмент — научный метод, опирающийся на «количественные определения». Почему научное познание не довольствуется здравым смыслом, зачем необходимы математические методы?

Значение математических методов можно понять, сопоставляя обыденное и научное познание. На уровне обыденного познания действительности ос­новным инструментом является здравый смысл. Результат познания — наше мнение (частное, субъективное). Мнение, или точка зрения по поводу той или иной проблемы, необходимо нам для прогноза или интерпретации гряду­щих реальных событий. Если прогнозы или интерпретации состоятельны, мы укрепляемся в своем мнении, если нет — мы вновь обращаемся к здравому смыслу и корректируем свое мнение, и т. д. Таким образом, продукт обыден­ного познания — мнение — прежде всего характеризуется как частное, субъек­тивное. И все мы хорошо знаем, насколько тяжело бывает переубедить друго­го человека или отстоять свое мнение. Произведение искусства — это тоже продукт обыденного познания, мнение творца, облеченное в специфическую форму. Эстетические переживания способствуют восприятию и принятию нами авторского мнения. Таким образом, обыденное познание, его продукт — мнение, его инструмент — здравый смысл лежат в основе наших представ­лений о действительности. А само понятие «обыденное» приобретает смысл в противовес альтернативному — «научному» познанию.

Научное познание по своей конечной цели — совершенству прогнозов и интерпретаций реальных событий — принципиально не отличается от обы­денного познания. Более того, научное познание не отменяет и не заменяет обыденного, но добавляет кое-что для совершенствования его результатов — знаний и прогнозов. Наука стремится выйти за пределы частного мнения, сделать знания общезначимыми. В стремлении к общезначимости ученый обосновывает свое мнение эмпирически, при помощи принятых в науке проце­дур,, возводя свое мнение в ранг научной теории. При этом предполагается (и практика это доказывает), что научное познание гарантирует нам более со­вершенные предсказания и интерпретации действительности.

Научное познание добавляет к инструменту обыденного познания — здра­вому смыслу — ряд дополнительных процедур, обеспечивая не только убеди­тельность, но и объективность получаемых знаний. Рассмотрим их подроб­нее. Первый шаг любого (научного) исследования — выражение сомнения в истинности мнения, формулировка мнения как гипотезы — утверждения, допускающего проверку на фактах. Например, я могу поставить под сомне­ние свою точку зрения о том, что женщины более искусны в общении, чем мужчины. Но чтобы сделать гипотезу доступной проверке при помощи эм­пирики, необходимо представить ее в форме математической модели, согла­сованной со способом регистрации наблюдений. Таким образом, гипотеза содержит указание на математическую модель, форма которой уточняется в соответствии с тем, как будет измерено то, что нас интересует. Моя содержа­тельная гипотеза о большей искусности женщин в общении может быть пред­ставлена в форме математической модели: МмЖ (мужчины в среднем ме­нее искусны в общении, чем женщины) или/м </ж (среди мужчин искусные в общении встречаются реже, чем среди женщин). В первом случае предпола­гается, что я могу вычислить среднюю «искусность в общении» для женщин и для мужчин по результатам ее количественного измерения при помощи не­которой специальной шкалы. Во втором случае достаточно определить час­тоту встречаемости «искусных в общении» среди мужчин и женщин.

Итак, научное познание начинается с нуждающегося в эмпирической про­верке утверждения — гипотезы. Проверка гипотезы предполагает измерение интересующего исследователя явления и обобщение результатов измерения в виде, позволяющем сделать вывод в отношении гипотезы. Измерение и описа­ние предполагает применение различных, хоть и взаимосвязанных, математи­ческих моделей и соответствующих им процедур. В процессе измерения мы представляем реальные события, явления, свойства в виде чисел, в соответствии с принятой математической моделью измерения. Например, приписываем ис­пытуемому число, обозначающее его пол (1 — мужской, 2 — женский), или ранг, соответствующий успешности выполнения задания (1 — лучше всех, 2 — второе место, и т. д.). Затем множество подобных результатов измерения мы должны представить в виде, доступном интерпретации с точки зрения выдви­нутой гипотезы. Для этого используются математические модели описания для обобщения результатов измерения: менее сложные (частоты, средние значе­ния и др.) или более сложные (корреляционный или факторный анализ и др.).

Помимо описания и измерения, существует и третье направление исполь­зования математики в психологии — статистическая проверка гипотез. По­следнее направление тесно связано с общенаучными канонами экспери­ментального метода, основанными на статистическом выводе. Отдавая дань истории, отметим, что одним из первых примеров испытания статистической гипотезы была работа Дж. Арбутнота «Довод в пользу божественного провиде­ния, выведенный из постоянной регулярности, наблюдаемой в рождении обо- их полов» (1710-1712 гг.)[4]. Основываясь на том факте, что втечение 82летпод- ряд мальчиков каждый год рождалось больше, чем девочек, автор показал, что эти данные опровергают гипотезу о равновероятном рождении мужчин и жен­щин. Если вероятность рождения мальчика точно равнаО,5, то вероятность того, что на протяжении 82 лет подряд мальчиков будет рождаться больше, чем дево­чек, равна ('/2)82, т. е. она очень мала. По мнению Арбутнота, данный факт — результат вмешательства божественного Провидения, поскольку жизнь муж- чипы находится в большей опасности, чем жизнь женщины.

Общая логика статистической проверки гипотез, или определения статис­тической достоверности эмпирического результата, сохранилась в общих чер­тах и до настоящего времени. Возвращаясь к проверке моего мнения о женс­кой искусности в общении, предположим, что я измерил ее при помощи 10-балльной шкалы у 32 женщин и 28 мужчин. Среднее значение для мужчин оказалось равным Л/м = 4,6, а для женщин Мж = 5,1. Здравый смысл мне под­сказывает, что факт подтверждает мое мнение. Однако тут же возникает со­мнение: достаточно ли столь малого различия в средних значениях, чтобы ут­верждать, что вообще все женщины в среднем более искусны в общении, чем все мужчины? Какова вероятность, что это все-таки не так? Для ответа на этот вопрос мне и необходимо обратиться к моделям статистического вывода. Если различия статистически значимы, то мое мнение приобретает статус научно обоснованного утверждения.

Таким образом, научное познание, в дополнение к здравому смыслу







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.