Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Последовательность апробации мониторинга.





Пояснительная записка

Качество и результативность работы учреждения дополнительного образования зависит от кадрового потенциала, профессионально-педагогической компетентности и творческой активности педагогов. Именно педагоги системы дополнительного образования (СДО) становятся ключевыми фигурами современного развивающего вариативного образования и воспитания. Педагогические кадры СДО представлены на сегодняшний день широким спектром профессионалов из различных отраслей народного хозяйства, образования и культуры. Специалисты различных областей знаний обогащают его среду истинным духом своих профессий, создавая картину реальной жизни и погружая в атмосферу творчества определённого направления.

Актуальность мониторинга. В последнее время большое значение уделяется мониторингу образовательного процесса в ходе реализации педагогической деятельности. Отслеживание результатов деятельности обучающихся в образовательных учреждениях стало необходимым в связи с требованиями к качеству образования. Учитывая отсутствие образовательных стандартов в дополнительном образовании, основным критерием результата является полнота и качество реализации дополнительных общеразвивающих программ. Исходя из этого, мониторинг в системе дополнительного образования представляет собой сложный процесс. Во-первых, большинство результатов полученные обучающимися трудно определить, т.к. для их фиксации нужны специальные измерения, описания, характеристики, параметры в их использовании (отсутствие стандартных диагностических методик). Во-вторых, дополнительное образование детей, должно быть комплексным, интегрирующим результаты обучения, воспитания и развития ребёнка. Как следствие, актуальным становится наличие программы мониторинга в детском объединении, основным инструментом которой будет диагностика образовательного процесса.

Объект мониторинга – участники образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги).

Предмет мониторинга – возможности совершенствования качества образовательного процесса.

Цель мониторинга – создание непрерывной диагностической системы контроля качества образовательного процесса с возможностью прогнозирования перспективных направлений развития отделения художественно-эстетического образования ГАОУ СО «Дворец молодёжи».

Задачи:

- Проанализировать теоретические источники литературы, посвящённые изучению содержания, специфики, структуры мониторинга.

- Проанализировать и обобщить имеющийся опыт проведения мониторинга образовательного процесса с целью выявления положительных и отрицательных сторон.

- Определить эффективность образовательного процесса и его влияние на формирование ключевых компетенций обучающихся (знаний, умений и навыков).

- Подготовить вариант пакета диагностических методик и материалов, применяемых в ходе мониторинга.

Гипотеза: если моделировать предстоящий мониторинг, организовывать и управлять им, а также анализировать осуществлённую систему мониторинга, то в результате получим возможность эффективно отслеживать результаты обучения, что в свою очередь будет способствовать формированию более качественного образовательного процесса.

Новизна мониторинга заключается в том, что:

- выделены и описаны условия, факторы и структурные механизмы мониторинга образовательного процесса в отделении художественно-эстетического образования ГАОУ СО «Дворец молодёжи»;

- разработан и описан пакет диагностических методик и материалов для педагогов отделения художественно-эстетического образования по проведению мониторинга образовательного процесса.

Практическая ценность. Полученный в ходе проведения мониторинга комплекс качественных показателей, поддающийся количественным измерениям, позволяет проследить динамику и эффективность образовательного процесса, что в дальнейшем способствует переходу от рефлексивного управления процессов к прогностическому.

Качественно проследить динамику образовательного процесса, а именно, своевременно формулировать педагогические задачи, организовывать и контролировать целенаправленный обоснованный процесс развития личности в условиях творческого объединения, возможно путём использования программы мониторинга.

Организация и проведение мониторинга. Мониторинг в отделении художественно-эстетического образования осуществляют педагоги ДО на уровне творческого коллектива (детского творческого объединения), а также другие специалисты, обладающие соответствующей квалификацией и компетенцией (методист, психолог и др.).

В ходе работы с обучающимися, педагогам необходимо отследить социально-психологические изменения в коллективе, в межличностных отношениях, формирование жизненной позиции и ценностных ориентаций воспитанников. Чтобы определиться в какой части необходимо скорректировать свою педагогическую деятельность, он должен регулярно производить анализ результатов, сопоставляя полученный продукт с целью деятельности. В педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в центре внимания, так как они лежат в основе определения эффективности педагогической деятельности.

Организация и проведение мониторинга педагогической деятельности педагога дополнительного образования представляет собой систему педагогических методов и средств изучения состояния образовательного процесса. Таким образом, мониторинг содержит следующие аспекты:

- результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы обучающимся (уровень освоения программного материала);

- результаты личностного развития обучающихся в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы[1];

- психолого-педагогический результат (уровень сформированности и развития креативной, эмоционально-волевой и ценностно-мотивационной сфер личности);

- уровень удовлетворённости детей и родителей деятельностью отделения образовательного учреждения.

В ходе проведения мониторинга используются диагностические таблицы, которые позволяют наглядно представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которыми необходимо овладеть обучающемуся в результате обучения по программе. Выстроить систему важнейших личностных качеств, которые формируются у ребёнка за период его обучения по определённой программе и во время общения с педагогом и сверстниками. Возможность использования таблиц позволяет определить уровни выраженности каждого измеряемого показателя у разных обучающихся, а так же степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям.

Ожидаемые результаты. В процессе подготовки к организации и проведению мониторинга образовательного процесса, педагоги отделения получат пакет необходимых диагностических материалов и методик; разработка оптимальной мониторинговой структуры позволит улучшить и упростить процесс отслеживания и анализирования полученных результатов, направленных на повышение качества образовательного процесса.

Список используемой литературы

1. Аннекова Н.В., Худин А.Н., Шамова Т.И. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.И. Шамова. – Москва: Педагогическое общество России, 2006. – 96 с.

2. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.В. Байбородова, С.Л. Паладьев, Е.Н. Степанов. – Псков: ПОИПКРО, 1994. – 94 с.

3. Белова С.Н., Ильина И.В., Шамова Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе [Текст]: учебное пособие / С.Н. Белова, И.В. Ильина, Т.И. Шамова. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 192 с.

4. Силина, С. Н. Из истории оценки знаний студентов педагогических вузов России в XIX веке [Текст] / С. Н. Силина, А. С. Белкин // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. – № 4. – С. 53-55.

5. Белкин, А. С. Педагогический мониторинг образовательного процесса в вузе [Текст] / А. С. Белкин // Материалы российской научно-практической конференции / Шадрин. гос. пед. ин-т. – Шадринск, 2000.

6. Капустин Н.П., Третьяков П.И., Шамова Т.И. Управление образовательными системами [Текст]: учебное пособие / Т.И. Шамова. – Москва: ВЛАДОС, 2002. – 320 с.

7. Попова Г.П., Размерова Г.А., Ремчукова И.Б. Мониторинг качества учебного процесса. Принципы, Анализ Планирование [Текст]: методическое пособие: / Г.П. Попова, Г.А. Размерова, И.Б. Ремчукова. – Ростов на Дону: Учитель, 2007. – 124 с.

8. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/

9. Астарханцева С.В. Комплексный мониторинг качества обучения народному художественному творчеству в системе ДОД // Дополнительное образование, 2007, №3, с.16

10. Астраханцева С.В. Педагогический мониторинг в УДОД как управленческая проблема // Дополнительное образование, 2007, №2, с.13

11. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 128 с.

12. Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей // Приложение к журналу «Внешкольник», Выпуск №11. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 72 с.

13. Клёнова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование, 2005, №1, с.18

14. Клёнова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование, 2004, №12, 17 с.18

15. Клёнова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование, 2005, №1, 17 с.18

16. Колмогорцева Т.А. Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования // Дополнительное образование, 2003, №7, с.17

17. Кульневич, С.В., Иванченко, В.И. Дополнительное образование детей: методическая служба / С.В. Кульневич, В.И. Иванченко. – Ростов н/Д.: Учитель, 2005. – 324 с.

18. Кульневич, С.В., Тончарова, В.И., Лакоценина, Т.П. Организация и содержание методической работы / С.В. Кульневич, В.И. Тончарова, Т.П. Лакоценина. – Ростов н/Д.: Учитель, 2004. – 288 с.

Приложение 1

Мониторинг результатов освоения дополнительной

общеразвивающей программы обучающимися

Показатели Критерии Степень выраженности показателя Баллы
1. 2. 3. 4.
Теоретическая подготовка обучающегося
Теоретическая знания (по разделам учебно-тематического плана программы) Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой  
объем усвоенных знаний составляет более ½  
ребёнок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период  
Владение специальной терминологией Осмысленность и правильность использования специальной терминологии ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины  
ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой  
специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием  
Вывод Уровень теоретической подготовки Базовый (минимальный) 2-6
Оптимальный (средний) 7-14
Высокий (максимальный) 15-20
Практическая подготовка обучающегося
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по разделам учебно-тематического плана программы) Соответствие практических умений и навыков программным требованиям ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков  
объем освоенных умений и навыков составляет более ½  
ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период  
Владение специальным оборудованием и оснащением Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием  
работает с оборудованием с помощью педагога  
работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей  
Творческие навыки Креативность в выполнении практических заданий ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога  
выполняет в основном задания на основе образца  
выполняет практические задания с элементами творчества  
Вывод Уровень практической подготовки Базовый (минимальный) 3-10
Оптимальный (средний) 11-22
Высокий (максимальный) 23-30
Основные компетенции обучающегося
Учебно-интеллектуальные
Подбирать и анализировать специальную литературу Самостоятельность в подборе и работе с литературой испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога  
работает с литературой с помощью педагога или родителей  
работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей  
Использование компьютерных источников информации Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога  
работает с литературой с помощью педагога или родителя  
работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей  
Коммуникативные
Слушать и слышать педагога, принимать во внимание других людей Адекватность восприятия информации, идущей от педагога объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает; испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом  
слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других  
сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнение других  
Выступать перед аудиторией Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации перед аудиторией не выступает; испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации  
готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога  
самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию  
Участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает; испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога  
участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога  
самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения.  
Организационные
Организовать свое рабочее место Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой рабочее место организовывать не умеет; испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога  
организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога;  
самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой  
Планировать и организовать работу, распределять учебное время Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время организовывать работу и распределять время не умеет; испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога и родителей  
планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога и родителей  
самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время  
Аккуратно, ответственно выполнять работу Аккуратность и ответственность в работе безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится; испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога  
работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога  
аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам.  
Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям правила ТБ не запоминает и не выполняет; овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой  
объем усвоенных навыков составляет более ½  
освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы  
Вывод Уровень общеучебных умений и навыков Базовый (минимальный) 9-30
Оптимальный (средний) 31-62
Высокий (максимальный) 63-90
Заключение Результат обучения ребенка программе Базовый (минимальный) до 46
Оптимальный (средний) 47-98
Высокий (максимальный) 99-140

Приложение 2

Мониторинг личностного развития обучающегося

в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы

 

Показатели Критерии Степень выраженности показателя Баллы
1. Организационно-волевые качества
  Терпение Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности Терпения хватает менее чем на ½ занятия Терпения хватает более чем на ½ занятия Терпения хватает на все занятие  
  Воля Способность активно побуждать себя к практическим действиям Волевые усилия ребенка побуждаются извне Иногда – самим ребенком Всегда – самим ребенок  
Вывод Уровень сформированности организационно-волевых качеств Низкий Средний Высокий до 3 4-15 16-30
2. Ориентационные качества
  Самооценка Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям Завышенная Заниженная Нормальная  
  Интерес к занятиям Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы Интерес к занятиям продиктован ребенку извне Интерес периодически поддерживается самим ребенком Интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно    
Вывод Уровень сформированности ориентационных качеств Низкий Средний Высокий до 2 3-10 11-20
3. Поведенческие качества
Конфликтность Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации Периодически провоцирует конфликты Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать Пытается самостоятельно уладить возникшие конфликты  
Тип сотрудничества Умение воспринимать общие дела как свои собственные Избегает участие в общих делах Участвует при побуждении извне Инициативен в общих делах  
Вывод Уровень сформированности поведенческих качеств Низкий Средний Высокий до 2 3-10 11-20
Заключение Результат личностного развития обучающегося (сумма всех выводов) Низкий Средний Высокий 0-7 8-37 38-70

Приложение 3

Карта обучающегося

 

Фамилия, имя ребенка______________________________________

Название детского творческого объединения __________________

Название программы ______________________________________

Ф.И.О. педагога

 

Модуль 1. Мониторинг результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы обучающимися.

 

 

Показатели Периоды проведения мониторинга
Первый год обучения Второй год обучения Третий год обучения
аттестация аттестация аттестация
Промежуточная Итоговая Промежуточная Итоговая Промежуточная Итоговая
Теоретическая знания            
Владение специальной терминологией            
Практические умения и навыки, предусмотренные программой            
Владение специальным оборудованием и оснащением            
Творческие навыки            
Подбирать и анализировать специальную литературу            
Использование компьютерных источников информации            
Слушать и слышать педагога, принимать во внимание других людей            
Выступать перед аудиторией            
Участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения            
Организовать свое рабочее место            
Планировать и организовать работу, распределять учебное время            
Аккуратно, ответственно выполнять работу            
Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности            

Модуль 2. Мониторинг личностного развития обучающегося в процессе освоения им дополнительной общеразвивающей программы

Показатели Периоды проведения мониторинга
Первый год обучения Второй год обучения Третий год обучения
аттестация аттестация аттестация
Промежуточная Итоговая Промежуточная Итоговая Промежуточная Итоговая
Организационно-волевые качества
Терпение            
Воля            
Ориентационные качества
Самооценка            
Интерес к занятиям            
Поведенческие качества
Конфликтность            
Тип сотрудничества            

 

Приложение 4

Анкета для родителей

Уважаемые родители! В целях повышения качества образовательного процесса, просим вас заполнить анкету как можно скорее.

Нам очень важно ваше мнение!

 

1. В какой степени Вы удовлетворены качеством обучения вашего ребёнка?

вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить

2. В какой степени Вы удовлетворены организацией образовательного процесса?

вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить

3. В какой степени Вы удовлетворены уровнем информированности о деятельности отделения художественно-эстетического образования ГАОУ СО «Дворец молодёжи» посредством информационно-коммуникационных технологий (Интернет)?

вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить

4. В какой степени Вы удовлетворены состоянием материально-технического оснащения на занятиях, которые посещает ваш ребёнок?

вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить

5. В какой степени Вы удовлетворены профессионализмом педагогов, работающих с вашим ребёнком?

вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить

6. Как Вы относитесь к платным занятиям (к сбору денежных средств в виде пожертвований)?

вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить

7. В какой степени Вы удовлетворены платными услугами, предоставляемыми в художественно-эстетического образования ГАОУ СО «Дворец молодёжи»?

вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить

8. В какой степени Вы удовлетворены санитарно-гигиеническими условиями в творческом коллективе, где занимается ваш ребёнок?

вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить

9. Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями педагогов с обучающимися?

вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить

10. Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями педагогов с родителями?

вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить

11. В какой степени Вы удовлетворены получаемой информацией о ребёнке?

вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить

Приложение 5

Анкета для обучающихся

в детских творческих объединениях

отделения художественно-эстетического образования ГАОУ СО «Дворец молодёжи»

Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты!

Заполняя анкету, у тебя появится возможность поразмышлять о себе, а мы в свою очередь, постараемся дать рекомендации педагогам, чтобы твоя творческая жизнь в коллективе стала ещё интереснее и разнообразнее. Мы надеемся на твою искренность!

 

1. Сколько тебе лет? ________________________

2. Как долго ты посещаешь занятия _______________

3. Как ты узнал о творческом коллективе? _________________________________________

4. Вызывает ли у тебя интерес занятия в творческом коллективе? (отметить вариант, который тебе ближе всего).

a) всегда;

b) только тогда, когда это касается лично меня;

c) иногда;

d) свой вариант ответа ____________________________________________

5. Пропускаешь ли ты занятия в творческом коллективе? По каким причинам?

_________________________________________________________________

6. Что больше всего тебя привлекает в творческом объединении? (выбери несколько вариантов ответов)?

a) возможность интересно провести свободное время;

b) возможность развивать свои таланты и потребности;

c) здесь меня всегда выслушают и поймут;

d) здесь я нашёл (нашла) новых друзей;

e) свой вариант ответа______________________________________________________

7. Продолжи фразу. Творческий коллектив для тебя – это __________________________

_________________________________________________________________________

8. Какие изменения произошли в тебе за тот период, пока ты посещаешь творческое объединение?

a) научился (лась) свободно общаться с людьми;

b) развил (ла) в себе новые таланты;

c) свой вариант ответа _________________________________________________

9. Как у тебя складываются взаимоотношения с педагогами в творческом коллективе?

_______________________________________________________________________

10. Ты уже определился с выбором профессии для себя?

a) Да

b) нет

11. Помогают ли тебе занятия в творческом коллективе определиться с выбором профессии? Каким образом?_____________________________________________________________

12. Планируешь ли ты и дальше посещать занятия в детском творческом коллективе? ___________________________________________________________________________

13. Какие проблемы тебя волнуют на данный момент? (расставь цифры от 1 до 8). Распредели проблемы по степени значимости для себя. Например, если тебя сейчас волнуют трудности в учёбе, то поставь букву «г» напротив 1 и так распредели все проблемы.


a) конфликты с родителями; 1.

b) конфликты с учителями в школе; 2.

c) конфликты со сверстниками; 3.

d) трудности в учёбе; 4.

e) трудности в организации и проведении свободного времени; 5.

f) одиночество; 6.

g) страх за своё будущее; 7.

h) не хватает денег 8.

свой вариант ответа_______________________________________

14. Чего тебе не хватает для полного счастья?

a) любви и понимания;

b) денег на карманные расходы;

c) заботы родителей;

d) хороших друзей;

e) интересного увлечения.

15. Продолжи фразу. На данный момент я хочу добиться в жизни_______________________

____________________________________________________________________________

16. На какого актёра, героя книги, знаменитого человека ты бы хотел быть похожим?

____________________________________________________________________________

17. Какие качества в нём тебе больше всего нравятся?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

 

Спасибо!


[1] «Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительным образовательным программам», «Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы». Данные методики определения эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей разработаны Н. В. Кленовой, Л. Н. Буйловой, сотрудниками РГПУ им. А. И. Герцена и ГОУ «СПб ГДТЮ»

[2] В ходе психологического мониторинга могут быть использованы диагностические методики других авторов.

Пояснительная записка

Качество и результативность работы учреждения дополнительного образования зависит от кадрового потенциала, профессионально-педагогической компетентности и творческой активности педагогов. Именно педагоги системы дополнительного образования (СДО) становятся ключевыми фигурами современного развивающего вариативного образования и воспитания. Педагогические кадры СДО представлены на сегодняшний день широким спектром профессионалов из различных отраслей народного хозяйства, образования и культуры. Специалисты различных областей знаний обогащают его среду истинным духом своих профессий, создавая картину реальной жизни и погружая в атмосферу творчества определённого направления.

Актуальность мониторинга. В последнее время большое значение уделяется мониторингу образовательного процесса в ходе реализации педагогической деятельности. Отслеживание результатов деятельности обучающихся в образовательных учреждениях стало необходимым в связи с требованиями к качеству образования. Учитывая отсутствие образовательных стандартов в дополнительном образовании, основным критерием результата является полнота и качество реализации дополнительных общеразвивающих программ. Исходя из этого, мониторинг в системе дополнительного образования представляет собой сложный процесс. Во-первых, большинство результатов полученные обучающимися трудно определить, т.к. для их фиксации нужны специальные измерения, описания, характеристики, параметры в их использовании (отсутствие стандартных диагностических методик). Во-вторых, дополнительное образование детей, должно быть комплексным, интегрирующим результаты обучения, воспитания и развития ребёнка. Как следствие, актуальным становится наличие программы мониторинга в детском объединении, основным инструментом которой будет диагностика образовательного процесса.

Объект мониторинга – участники образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги).

Предмет мониторинга – возможности совершенствования качества образовательного процесса.

Цель мониторинга – создание непрерывной диагностической системы контроля качества образовательного процесса с возможностью прогнозирования перспективных направлений развития отделения художественно-эстетического образования ГАОУ СО «Дворец молодёжи».

Задачи:

- Проанализировать теоретические источники литературы, посвящённые изучению содержания, специфики, структуры мониторинга.

- Проанализировать и обобщить имеющийся опыт проведения мониторинга образовательного процесса с целью выявления положительных и отрицательных сторон.

- Определить эффективность образовательного процесса и его влияние на формирование ключевых компетенций обучающихся (знаний, умений и навыков).

- Подготовить вариант пакета диагностических методик и материалов, применяемых в ходе мониторинга.

Гипотеза: если моделировать предстоящий мониторинг, организовывать и управлять им, а также анализировать осуществлённую систему мониторинга, то в результате получим возможность эффективно отслеживать результаты обучения, что в свою очередь будет способствовать формированию более качественного образовательного процесса.

Новизна мониторинга заключается в том, что:

- выделены и описаны условия, факторы и структурные механизмы мониторинга образовательного процесса в отделении художественно-эстетического образования ГАОУ СО «Дворец молодёжи»;

- разработан и описан пакет диагностических методик и материалов для педагогов отделения художественно-эстетического образования по проведению мониторинга образовательного процесса.

Практическая ценность. Полученный в ходе проведения мониторинга комплекс качественных показателей, поддающийся количественным измерениям, позволяет проследить динамику и эффективность образовательного процесса, что в дальнейшем способствует переходу от рефлексивного управления процессов к прогностическому.

Качественно проследить динамику образовательного процесса, а именно, своевременно формулировать педагогические задачи, организовывать и контролировать целенаправленный обоснованный процесс развития личности в у







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.