Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методический инструментарий психолого-педагогической диагностики обучающихся в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы





Характеристика субъекта Название и автор методики Шкалы
1. 2. 3.
Уровень развития ценностно-мотивационной сферы личности обучающихся Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник Автор: А.А. Реан Позитивная мотивация, негативная мотивация
Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» Авторы: А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана общая шкала (В) и индексы по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С)
Методика диагностики направленности учебной мотивации Автор: Дубовицкая Т.Д. Внешняя и внутренняя мотивация
Уровень развития эмоционально-волевой сферы личности (это самооценка, тревожность, самоконтроль, саморегуляция) Методика диагностики самооценки психических состояний   Автор: Г. Айзенк Тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность
Методика определения шкалы личностной и ситуативной тревожности Авторы: Ч. Д. Спилберг - Ю. Л. Ханин Ситуативная тревожность (СТ); личностная тревожность (ЛТ)
Уровень развития креативной сферы личности Методика изучения личностных креативных способностей Автор: Е.Е. Туник любознательность (Л); воображение (В); сложность (С); склонность к риску (Р).
Методика «Тип мышления» (модификация Г.В. Резапкиной) Типы мышления: предметно-действенное (ПД); абстрактно-символическое (АС); словесно-логическое (СЛ); наглядно-образное (НО); креативное (К).

 

 

Модуль 4. Мониторинг степени удовлетворённости детей и родителей качеством предоставляемых услуг.

Дополнительное образование детей представляет собой широкий комплекс условий обучения. Для измерения качества дополнительного образования недостаточно статистических показателей, даже очень подробных и достоверных, необходимы субъективные оценки соответствия этих параметров потребностям людей. По своей природе качество образования – это объективно-субъективная характеристика условий обучения человека, которая зависит от развития потребностей самого человека и его субъективных представлений и оценок своего обучения. Некоторые объективные составляющие качества образования могут быть более актуализированы в сознании человека, другие совсем не актуальны в силу опыта или ценностных предпочтений. Субъективные оценки важны в силу того, что могут быть дифференцированы по регионам, социальным и демографическим группам и позволяют составить объёмную картину образовательных потребностей общества. Поэтому качество образования – это соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства [6].

Для изучения степени удовлетворённости родителей качеством образовательных услуг предоставляемых в отделении художественно-эстетического образования ГАОУ СО «Дворец молодёжи» используются следующие материалы:

- анкета для родителей (см. Приложение 4);

- анкета для обучающихся в детском творческом коллективе (см. Приложение 5).

Список используемой литературы

1. Аннекова Н.В., Худин А.Н., Шамова Т.И. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.И. Шамова. – Москва: Педагогическое общество России, 2006. – 96 с.

2. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.В. Байбородова, С.Л. Паладьев, Е.Н. Степанов. – Псков: ПОИПКРО, 1994. – 94 с.

3. Белова С.Н., Ильина И.В., Шамова Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе [Текст]: учебное пособие / С.Н. Белова, И.В. Ильина, Т.И. Шамова. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 192 с.

4. Силина, С. Н. Из истории оценки знаний студентов педагогических вузов России в XIX веке [Текст] / С. Н. Силина, А. С. Белкин // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. – № 4. – С. 53-55.

5. Белкин, А. С. Педагогический мониторинг образовательного процесса в вузе [Текст] / А. С. Белкин // Материалы российской научно-практической конференции / Шадрин. гос. пед. ин-т. – Шадринск, 2000.

6. Капустин Н.П., Третьяков П.И., Шамова Т.И. Управление образовательными системами [Текст]: учебное пособие / Т.И. Шамова. – Москва: ВЛАДОС, 2002. – 320 с.

7. Попова Г.П., Размерова Г.А., Ремчукова И.Б. Мониторинг качества учебного процесса. Принципы, Анализ Планирование [Текст]: методическое пособие: / Г.П. Попова, Г.А. Размерова, И.Б. Ремчукова. – Ростов на Дону: Учитель, 2007. – 124 с.

8. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/

9. Астарханцева С.В. Комплексный мониторинг качества обучения народному художественному творчеству в системе ДОД // Дополнительное образование, 2007, №3, с.16

10. Астраханцева С.В. Педагогический мониторинг в УДОД как управленческая проблема // Дополнительное образование, 2007, №2, с.13

11. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 128 с.

12. Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей // Приложение к журналу «Внешкольник», Выпуск №11. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 72 с.

13. Клёнова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование, 2005, №1, с.18

14. Клёнова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование, 2004, №12, 17 с.18

15. Клёнова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование, 2005, №1, 17 с.18

16. Колмогорцева Т.А. Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования // Дополнительное образование, 2003, №7, с.17

17. Кульневич, С.В., Иванченко, В.И. Дополнительное образование детей: методическая служба / С.В. Кульневич, В.И. Иванченко. – Ростов н/Д.: Учитель, 2005. – 324 с.

18. Кульневич, С.В., Тончарова, В.И., Лакоценина, Т.П. Организация и содержание методической работы / С.В. Кульневич, В.И. Тончарова, Т.П. Лакоценина. – Ростов н/Д.: Учитель, 2004. – 288 с.

Список ресурсов удалённого доступа

1. Информационный портал «Учительская копилка»: [сайт] URL: http:// www.uchkopilka.ru/ (дата обращения 05.02.2015).

2. Информационный портал «Дополнительное образование»: [сайт] URL: http:// www. http://dopedu.ru/ (дата обращения 05.02.2015).

3. Информационно-методический журнал «Внешкольник»: [сайт] URL: http: //vneshkolnik.su/ (дата обращения 05.02.2015).

4. Дополнительное (внешкольное образование) «Внешкольник. РФ»: [сайт] http://dop-obrazovanie.com/ (дата обращения 05.02.2015).

 

Приложение 1

Мониторинг результатов освоения дополнительной

общеразвивающей программы обучающимися

Показатели Критерии Степень выраженности показателя Баллы
1. 2. 3. 4.
Теоретическая подготовка обучающегося
Теоретическая знания (по разделам учебно-тематического плана программы) Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой  
объем усвоенных знаний составляет более ½  
ребёнок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период  
Владение специальной терминологией Осмысленность и правильность использования специальной терминологии ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины  
ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой  
специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием  
Вывод Уровень теоретической подготовки Базовый (минимальный) 2-6
Оптимальный (средний) 7-14
Высокий (максимальный) 15-20
Практическая подготовка обучающегося
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по разделам учебно-тематического плана программы) Соответствие практических умений и навыков программным требованиям ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков  
объем освоенных умений и навыков составляет более ½  
ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период  
Владение специальным оборудованием и оснащением Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием  
работает с оборудованием с помощью педагога  
работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей  
Творческие навыки Креативность в выполнении практических заданий ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога  
выполняет в основном задания на основе образца  
выполняет практические задания с элементами творчества  
Вывод Уровень практической подготовки Базовый (минимальный) 3-10
Оптимальный (средний) 11-22
Высокий (максимальный) 23-30
Основные компетенции обучающегося
Учебно-интеллектуальные
Подбирать и анализировать специальную литературу Самостоятельность в подборе и работе с литературой испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога  
работает с литературой с помощью педагога или родителей  
работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей  
Использование компьютерных источников информации Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога  
работает с литературой с помощью педагога или родителя  
работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей  
Коммуникативные
Слушать и слышать педагога, принимать во внимание других людей Адекватность восприятия информации, идущей от педагога объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает; испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом  
слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других  
сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнение других  
Выступать перед аудиторией Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации перед аудиторией не выступает; испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации  
готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога  
самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию  
Участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает; испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога  
участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога  
самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения.  
Организационные
Организовать свое рабочее место Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой рабочее место организовывать не умеет; испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога  
организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога;  
самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой  
Планировать и организовать работу, распределять учебное время Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время организовывать работу и распределять время не умеет; испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога и родителей  
планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога и родителей  
самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время  
Аккуратно, ответственно выполнять работу Аккуратность и ответственность в работе безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится; испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога  
работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога  
аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам.  
Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям правила ТБ не запоминает и не выполняет; овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой  
объем усвоенных навыков составляет более ½  
освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы  
Вывод Уровень общеучебных умений и навыков Базовый (минимальный) 9-30
Оптимальный (средний) 31-62
Высокий (максимальный) 63-90
Заключение Результат обучения ребенка программе Базовый (минимальный) до 46
Оптимальный (средний) 47-98
Высокий (максимальный) 99-140

Приложение 2

Мониторинг личностного развития обучающегося

в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы

 

Показатели Критерии Степень выраженности показателя Баллы
1. Организационно-волевые качества
  Терпение Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности Терпения хватает менее чем на ½ занятия Терпения хватает более чем на ½ занятия Терпения хватает на все занятие  
  Воля Способность активно побуждать себя к практическим действиям Волевые усилия ребенка побуждаются извне Иногда – самим ребенком Всегда – самим ребенок  
Вывод Уровень сформированности организационно-волевых качеств Низкий Средний Высокий до 3 4-15 16-30
2. Ориентационные качества
  Самооценка Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям Завышенная Заниженная Нормальная  
  Интерес к занятиям Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы Интерес к занятиям продиктован ребенку извне Интерес периодически поддерживается самим ребенком Интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно    
Вывод Уровень сформированности ориентационных качеств Низкий Средний Высокий до 2 3-10 11-20
3. Поведенческие качества
Конфликтность Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации Периодически провоцирует конфликты Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать Пытается самостоятельно уладить возникшие конфликты  
Тип сотрудничества Умение воспринимать общие дела как свои собственные Избегает участие в общих делах Участвует при побуждении извне Инициативен в общих делах  
Вывод Уровень сформированности поведенческих качеств Низкий Средний Высокий до 2 3-10 11-20
Заключение Результат личностного развития обучающегося (сумма всех выводов) Низкий Средний Высокий 0-7 8-37 38-70

Приложение 3

Карта обучающегося

 

Фамилия, имя ребенка______________________________________

Название детского творческого объединения __________________

Название программы ______________________________________

Ф.И.О. педагога

 

Модуль 1. Мониторинг результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы обучающимися.

 

 

Показатели Периоды проведения мониторинга
Первый год обучения Второй год обучения Третий год обучения
аттестация аттестация аттестация
Промежуточная Итоговая Промежуточная Итоговая Промежуточная Итоговая
Теоретическая знания            
Владение специальной терминологией            
Практические умения и навыки, предусмотренные программой            
Владение специальным оборудованием и оснащением            
Творческие навыки            
Подбирать и анализировать специальную литературу            
Использование компьютерных источников информации            
Слушать и слышать педагога, принимать во внимание других людей            
Выступать перед аудиторией            
Участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения            
Организовать свое рабочее место            
Планировать и организовать работу, распределять учебное время            
Аккуратно, ответственно выполнять работу            
Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности            

Модуль 2. Мониторинг личностного развития обучающегося в процессе освоения им дополнительной общеразвивающей программы

Показатели Периоды проведения мониторинга
Первый год обучения Второй год обучения Третий год обучения
аттестация аттестация аттестация
Промежуточная Итоговая Промежуточная Итоговая Промежуточная Итоговая
Организационно-волевые качества
Терпение            
Воля            
Ориентационные качества
Самооценка            
Интерес к занятиям            
Поведенческие качества
Конфликтность            
Тип сотрудничества            

 

Приложение 4

Анкета для родителей

Уважаемые родители! В целях повышения качества образовательного процесса, просим вас заполнить анкету как можно скорее.

Нам очень важно ваше мнение!

 

1. В какой степени Вы удовлетворены качеством обучения вашего ребёнка?

вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить

2. В какой степени Вы удовлетворены организацией образовательного процесса?

вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить

3. В какой степени Вы удовлетворены уровнем информированности о деятельности отделения художественно-эстетического образования ГАОУ СО «Дворец молодёжи» посредством информационно-коммуникационных технологий (Интернет)?

вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить

4. В какой степени Вы удовлетворены состоянием материально-технического оснащения на занятиях, которые посещает ваш ребёнок?

вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить

5. В какой степени Вы удовлетворены профессионализмом педагогов, работающих с вашим ребёнком?

вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить

6. Как Вы относитесь к платным занятиям (к сбору денежных средств в виде пожертвований)?

вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить

7. В какой степени Вы удовлетворены платными услугами, предоставляемыми в художественно-эстетического образования ГАОУ СО «Дворец молодёжи»?

вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить

8. В какой степени Вы удовлетворены санитарно-гигиеническими условиями в творческом коллективе, где занимается ваш ребёнок?

вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить

9. Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями педагогов с обучающимися?

вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить

10. Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями педагогов с родителями?

вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить

11. В какой степени Вы удовлетворены получаемой информацией о ребёнке?

вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить

Приложение 5

Анкета для обучающихся

в детских творческих объединениях

отделения художественно-эстетического образования ГАОУ СО «Дворец молодёжи»

Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты!

Заполняя анкету, у тебя появится возможность поразмышлять о себе, а мы в свою очередь, постараемся дать рекомендации педагогам, чтобы твоя творческая жизнь в коллективе стала ещё интереснее и разнообразнее. Мы надеемся на твою искренность!

 

1. Сколько тебе лет? ________________________

2. Как долго ты посещаешь занятия _______________

3. Как ты узнал о творческом коллективе? _________________________________________

4. Вызывает ли у тебя интерес занятия в творческом коллективе? (отметить вариант, который тебе ближе всего).

a) всегда;

b) только тогда, когда это касается лично меня;

c) иногда;

d) свой вариант ответа ____________________________________________

5. Пропускаешь ли ты занятия в творческом коллективе? По каким причинам?

_________________________________________________________________

6. Что больше всего тебя привлекает в творческом объединении? (выбери несколько вариантов ответов)?

a) возможность интересно провести свободное время;

b) возможность развивать свои таланты и потребности;

c) здесь меня всегда выслушают и поймут;

d) здесь я нашёл (нашла) новых друзей;

e) свой вариант ответа______________________________________________________

7. Продолжи фразу. Творческий коллектив для тебя – это __________________________

_________________________________________________________________________

8. Какие изменения произошли в тебе за тот период, пока ты посещаешь творческое объединение?

a) научился (лась) свободно общаться с людьми;

b) развил (ла) в себе новые таланты;

c) свой вариант ответа _________________________________________________

9. Как у тебя складываются взаимоотношения с педагогами в творческом коллективе?

_______________________________________________________________________

10. Ты уже определился с выбором профессии для себя?

a) Да

b) нет

11. Помогают ли тебе занятия в творческом коллективе определиться с выбором профессии? Каким образом?_____________________________________________________________

12. Планируешь ли ты и дальше посещать занятия в детском творческом коллективе? ___________________________________________________________________________

13. Какие проблемы тебя волнуют на данный момент? (расставь цифры от 1 до 8). Распредели проблемы по степени значимости для себя. Например, если тебя сейчас волнуют трудности в учёбе, то поставь букву «г» напротив 1 и так распредели все проблемы.


a) конфликты с родителями; 1.

b) конфликты с учителями в школе; 2.

c) конфликты со сверстниками; 3.

d) трудности в учёбе; 4.

e) трудности в организации и проведении свободного времени; 5.

f) одиночество; 6.

g) страх за своё будущее; 7.

h) не хватает денег 8.

свой вариант ответа_______________________________________

14. Чего тебе не хватает для полного счастья?

a) любви и понимания;

b) денег на карманные расходы;

c) заботы родителей;

d) хороших друзей;

e) интересного увлечения.

15. Продолжи фразу. На данный момент я хочу добиться в жизни_______________________

____________________________________________________________________________

16. На какого актёра, героя книги, знаменитого человека ты бы хотел быть похожим?

____________________________________________________________________________

17. Какие качества в нём тебе больше всего нравятся?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

 

Спасибо!


[1] «Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительным образовательным программам», «Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы». Данные методики определения эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей разработаны Н. В. Кленовой, Л. Н. Буйловой, сотрудниками РГПУ им. А. И. Герцена и ГОУ «СПб ГДТЮ»

[2] В ходе психологического мониторинга могут быть использованы диагностические методики других авторов.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.