Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







История медицины: конспект лекций





Е. В. Бачило

История медицины: конспект лекций

 

 

«История медицины: конспект лекций»: ЭКСМО; Москва; 2007

ISBN 978-5-699-22076-2

Аннотация

 

Представленный вашему вниманию конспект лекций предназначен для подготовки студентов медицинских вузов к сдаче экзамена. Книга включает в себя полный курс лекций по истории медицины, написана доступным языком и будет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать.

 

Е. В. Бачило

История медицины: конспект лекций

 

Представленный вашему вниманию конспект лекций предназначен для подготовки студентов медицинских вузов к сдаче экзамена. Книга включает в себя полный курс лекций по истории медицины, написана доступным языком и будет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать.

 

ЛЕКЦИЯ № 4. Медицина в древнерусском государстве. Киевская Русь IX–XIV вв

 

Направления в медицине IX–X IV в в

 

В Древней Руси существовали три основные формы врачевания:

1) народное врачевание. Люди, которые им занимались, назывались кудесниками и знахарями;

2) монастырская медицина (в основном получила распространение после принятия на Руси христианства);

3) светская (или ее еще называют мирской) медицина, появившаяся во время правления Ярослава Мудрого. Она же носила название иноземной.

Лекари-ремесленники специализировались на врачевании разных болезней – кожных, внутренних, также были костоправы, «почечуйных» дел мастер (лечение геморроя).

Монастырская медицина

Появление монастырских больниц можно отнести ко временам принятия христианства на Руси. Монахи, верившие в то, что всем на земле ведает Бог, воспринимали болезни как кару за прегрешения человеческие, а иной раз и как вселение бесов в человеческую душу и тело. Следовательно, исцеление от болезни рассматривалось как прощение Божие и отпущение грехов.

Монастырские больницы носили название «лечебницы» и «странноприемницы». Первые упоминания о них относятся к XI в. Наиболее известными из них стали лечебница в Переславле, основанная в 1091 г. митрополитом Киевским Ефремом, и Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 г. монахами Антонием и Феодосием в предместьях Киева. Название она свое получила от слова «печеры», т. е. пещеры, в которых монахи жили и творили свое благородное дело. Киево-Печерская Лавра оставила свои следы в развитии медицины и культуры на Руси. Там было написано множество летописей: от Нестора, Никона, Сельвестра.

Оттуда пошла и житийная литература. В XIII в. там был создан «Киево-Печерский патерик» – сбор рассказов и историй об этом известнейшем монастыре. Множество известных зодчих и живописцев принимали участие в создании интерьера лавры. О них, быте и деятельности монахов, укладах и нравах Киева рассказывалось в патерике. В 1661 г. он впервые был напечатан и издан в типографии той же Киево-Печерской Лавры.

В пещерах монастыря похоронены люди, вошедшие в историю России: основатель Лавры Антоний, летописец Нестор, врачеватели Дамиан и Агапий и даже основатель Москвы – Юрий Долгорукий.

Как ни странно, в лавре находили способы лечения самых различных болезней – от инфекционных до психических. В стенах монастыря даже было что-то вроде изоляторов, куда помещались тяжелобольные, им обеспечивался индивидуальный уход. Люди, которые не имели уже надежды на выздоровление, нередко исцелялись монахами, после чего уверовали в Бога и молитвы и постригались в монахи.

Среди известнейших целителей, практиковавших в лавре, были такие люди, как преподобный Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими случаями лепры. Для лечения болезней кожи он использовал иконописные краски, содержавшие, по-видимому, различные лечебные вещества. Так же святой и блаженный Агапий был монахом лавры. Он известен тем, что вылечил внука Ярослава Мудрого, который впоследствии стал князем Руси, а в историю вошел, как Владимир Мономах.

Лечили врачеватели монастыря бесплатно, к больным относились терпимо, с любовью вплоть до самопожертвования. Это отношение является азами врачебной этики, которой в наше время при обучении в вузах придается большое значение.

Монастырские лечебницы были также центрами обучения и просвещения: монахи собирали византийские и греческие рукописи, переводили с латинского и греческого, объединяли информацию в сборники, дополняли своими знаниями и знаниями предков и по этим источникам преподавали медицину. Большой известностью пользовались такие писания, как «Христианская топография» Косьмы Индикоплова (около 1549 г.), «Шестоднев» Иоанна Экзарха болгарского, а также переведенный с болгарского оригинала в 1073 г. «Изборник», состоявший из отрывков сочинений величайших византийских богословов и проповедников. В 1076 г. был составлен другой «Изборник». Он стал своеобразным источником знаний во всех областях – от домашнего быта и основ и норм христианской морали до руководств и советов по лечению различных заболеваний, ведению здорового образа жизни, правильному питанию и т. п.

Светская медицина

Светская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава Мудрого. Представителями этой ветви медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения (лечец-армянин, имя которого неизвестно, который пользовался огромной популярностью даже при княжеском дворе; врачеватель Петр, сириец, живший при дворе Николая Давыдовича (князь XII в.) в Чернигове) и за помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование у представителей других ветвей медицины. Особенно боролась со светской и народной медициной набиравшая обороты монастырская медицина.

Она возводила действия магов и кудесников, а также иноземцев в рамки бесовского дела. Велось активное преследование мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали на кострах. Действия эти были сродни европейской инквизиции. Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией. Это видно из источников, относящихся к периоду классического Средневековья, в которых продолжает упоминаться и народное врачевание, и мирская медицина. С ходом времени эти две ветви медицины приобрели все больше различий и обособлились друг от друга.

Аптекарский приказ и аптеки

Аптекарский приказ был создан в 1620 г. Он включал в себя постоянный штат, который обеспечивался полностью за счет царской казны. С самого начала Аптекарский приказ включал в себя небольшое количество человек:

1) 2 докторов;

2) 5 лекарей;

3) 1 аптекаря;

4) 1 окулиста;

5) 2 переводчиков (толмачей);

6) 1 руководителя – подьячего.

Однако в дальнейшем (спустя 60 лет) в Аптекарском приказе служило уже 80 человек:

1) 6 докторов;

2) 4 аптекаря;

3) 3 алхимика;

4) 10 лекарей-иноземцев;

5) 21 русский лекарь;

6) 38 учеников лекарского и костоправного дела;

7) 12 подьячих, переводчиков, огородников, хозяйственников.

Руководство аптекой и Государевым аптекарским приказом доверялось только особо приближенным к царю боярам.

Вокруг Кремля стали разводить лекарские сады, аналогичные сады выращивали у Никитских ворот, а также в других местах. Именно поэтому в Аптекарском приказе были необходимы огородники. Они ведали этими лекарскими садами. Первый из государевых аптекарских огородов был создан у западной стены Московского Кремля (кстати сказать, теперь на этом месте расположен Александровский сад). Можно сделать вывод о том, что Аптекарский приказ – первое государственной учреждение здравоохранения. Теперь необходимо обозначить основные функции Аптекарского приказа:

1) организация медицинской помощи членам царской семьи;

2) организация медицинской помощи стрельцам, боярам и другим людям, обращавшимся за ней;

3) организация обеспечения отечественными и импортными зельями;

4) строгий контроль земель;

5) принятие определенных мер профилактики и защиты при эпидемиях;

6) приглашение зарубежных лекарей и докторов;

7) подготовка лекарей в лекарской школе при Аптекарском приказе;

8) надзор за ученичеством в аптекарском приказе;

9) обеспечение стажировки будущих отечественных лекарей у известных докторов;

10) организация заготовки лекарств.

В 1634 г. недалеко от Москвы, около деревни Духолино, был создан особый «стекляночный» завод. Это была своего рода небольшая мануфактура, где работали 15 человек. Этот завод производил так называемые алхимические сосуды.

В 1654 г. при Аптекарском приказе была открыта школа, которая готовила русских лекарей. С самого начала в ней обучались около 30 человек. Обучение длилось от 4 до 6 лет. После того как лекарь заканчивал обучение в такой школе, он, как правило, направлялся в войска, причем не только в военной время. Дело в том, что чуть позже каждый полк будет иметь личного военного лекаря. Таким образом, наряду с гражданским и монастырским направлениями в медицине существовало еще одно – военная медицина, которое не входило в ведение Аптекарского приказа. Обратим внимание на учебные пособия школ при Аптекарском приказе. В качестве учебников использовали различные лечебники, зельники, травники, прохладные вертограды, а также произведения, переведенные с латинского и греческого языков, таких авторов, как Везалий, Гален, Аристотель «О строении человеческого тела», «Тайна тайных», «Аристотелевы врата» и различные другие, которые были дополнены комментариями отечественных переводчиков).

Аптекарский приказ согласно указаниям царя должен был организовывать заготовку лекарств. Главным образом это растительные лекарства.

Лекарственные зелья население получало в рынках, зеленых рядах. В дальнейшем царским указом в Москве были организованы 2 аптеки. В 1581 г. – только для царя и его близкого окружения, а вторая аптека, организованная 20 марта 1672 г. – «для людей и всяких чинов». Третья аптека была открыта в 1682 г. – при первом гражданском госпитале у Никитских ворот. В Московские аптеки были приглашены зарубежные фармацевты (Френч Якоби и т. д.).

Снабжение аптек лекарственными средствами осуществлялось различными путями. С самого начала лекарственное сырье завозили из Англии. Одновременно с этим некоторые материалы закупали в торговых рядах. Например, сало свиное на пластырь – в мясном, различные целебные травы и ягоды – в зелейном ряду, серу горючую и смолу черную – в москательном ряду. Существовала еще так называемая ягодная повинность: к воеводам в разные концы Руси отправлялись царские указы, которые предписывали собирать различные травы, которыми славятся эти земли, для Государевой аптеки. Так, например, из Коломны везли корень черной чемерицы, из Костромы – можжевеловые ягоды, из Астрахани и Воронежа – солодовый корень и т. д. За невыполнение ягодной повинности полагалось тюремное заключение. Еще одним способом снабжения аптек лекарственным сырьем был завоз их иностранцами. Так, еще в 1602 г. аптекарь Джеймс Френч привез с собой из Англии очень ценный по тем временам запас лекарств. Эти лекарства были самыми лучшими по тем временам. Когда завезенные запасы истощались, сырье закупалось или выписывалось из других стран – из Англии, Голландии, Германии и т. д.

Надо сказать, что обычно лекарства выписывались из-за границы, но потом все больше применялись народные средства. Наряду с растительными средствами применялись и экзотические, такие, например, как рог единорога в порошке, сердце оленя, порошок из молодых зайчат в вине, «камень безуй» (его находили на берегу моря) и т. д. Также имел место здоровый образ жизни: применении пихты, сосны от цинги, соблюдение чистоты, баня, которая была панацеей от многих болезней.

Хотя в Аптекарском приказе и существовала школа, но жители все-таки предпочитали народных целителей. Во-первых, население им больше доверяло, во-вторых, это было гораздо дешевле, чем лечиться у докторов.

Сложилась даже в некотором роде иерархия: «дохтур, обтекарь и лекарь, потому что дохтур совет свой дает и приказывает, а сам тому не искусен, а лекарь прикладывает и лекарством лечит, а обтекарь у этих обоих повар».

 

Госпитальные школы

 

Госпитали и госпитальные школы появились в России в конце XVII – начале XVIII вв. в эпоху Петра I. Он был великим преобразователем Российского государства, не оставлял без внимания также и медицину. Так, в своих зарубежных поездках, помимо корабельного дела, он интересовался медициной. Например, Петр приобрел у известного анатома Рьюиша за большие деньги коллекцию «уродов», которая впоследствии стала основой знаменитой Кунсткамеры (надо сказать, экспонаты той коллекции сохранились до наших дней).

Петр понимал, что здравоохранение в России находится на очень низкой ступени развития (высокая детская смертность, эпидемии, нехватка врачей). Поэтому он начал строительство морских и сухопутных госпиталей, а при них – госпитальных школ, где обучали лекарей. Организация строительства была поручена Николаю Бидлоо.

Так, первый госпиталь был открыт в Москве 21 ноября 1707 г. Это был сухопутный госпиталь, также при нем была открыта госпитальная школа, которая была рассчитана на 50 учащихся. Далее госпитали и госпитальные школы при них открывались в Петербурге, Ревеле, Кронштадте, Киеве, Екатеринбурге и т. д. Надо сказать, что госпитальные школы открывались даже в таких малоизвестных городах, как Колуваново, Елизаветград. Там они были рассчитаны 150–160 человек.

В госпитальных школах был достаточно высокий уровень преподавания, высокое качество учебных программ. Такой системы в медицинском образовании не было ни в одной стране Европы. В госпиталях специально оборудовались комнаты для клинических занятий, преподавания анатомии, основ акушерства. Преподавание анатомии обязательно включало в себя вскрытия.

Деятельность госпитальных школ подчинялась общим правилам и указаниям. В 1735 г. был издан специальный «Генеральный регламент о госпиталях». В него включались сроки учебных программ по медицинским дисциплинам (5–7 лет), а также по латинскому языку и философии, правила обучения и т. д. В этом регламенте отчетливо виден передовой характер госпиталей. Были разрешены вскрытия умерших.

В финале обучения в госпитальной школе учащиеся сдавали экзамен, который включал в себя теоретические знания, клинические знания, а также то, что сегодня называется практическими навыками. Надо сказать, что в число практических навыков входило производство 3–4 операций на трупе.

После Н. Бидлоо, который руководил обучением в госпитальных школах, его дело продолжили М. И. Шеин, П. 3. Кондоиди (1710–1760).

По распоряжению Павла Захаровича Кондоиди стали вестись прообразы истории болезни – «скорбные листы», которые заводились на каждого больного. В госпиталях были организованы медицинские библиотеки.

Надо отметить то, что во главе госпиталя (в соответствии с инструкциями медицинской канцелярии – органом управления здравоохранением страны) стоял врач. В госпиталях было обязательно патолого-анатомическое исследование – вскрытие трупов.

В 1786 г. госпитальные школы реорганизовались в медико-хирургические училища. Эти училища открыли путь к образованию соответствующих медико-хирургических академий.

 

М. В. Ломоносов

М. В. Ломоносов – гениальный ученый, философ, поэт, географ, естествоиспытатель. Он обладал поистине огромным талантом. Ему очень близки и интересны были проблемы медицины. Он считал, что медицина – одна из самых полезнейших для человека наук, она «через познания свойств тела… достигает причины».

Надо сказать, что Ломоносов относил медицину к области физики: «Великая часто физики и полезнейшая роду человеческому наука есть медицина…» Дело в том, что физики в те времена имела широкое значение – естествознание в общем. Так, М. В. Ломоносов, по сути, вводил медицину в круг естественных наук.

В 1751 г. в своей знаменитой речи «О пользе химии» сделал много ярких высказываний относительно медицины. Ломоносов тщательно изучал анатомию, физику, физиологию, а также другие науки, которые бы могли стать полезными для медицины. Ломоносов был уверен, что просто невозможно «рассуждать о теле человеческом, не зная ни сложения костей и суставов для его укрепления, ни союза, ни положения мышцей для движения, ни распространения нервов для чувствования, ни расположения внутренностей для приготовления питательных соков, ни протяжения жил для обращения крови, ни прочих органов его чудного строения».

Ломоносов считал необходимым изучение химии для познания медицинской науки, он пишет, что «медик без довольного познания химии совершенен быть не может. Ею познается натуральное смешение крови и питательных соков, ею откры-вается сложение здоровых и вредных пищей. Ею не только из разных трав, но и из ядра земного взятых материалов приготовляются полезные лекарства». В 1761 г. М. В. Ломоносов написал письмо графу И. И. Шувалову «О размножении и сохранении российского народа». Это письмо имеет большое значение, в нем он убедительно и ярко обрисовал тяжелое положение медицины в стране, заболеваемость, высокую смертность, особенно высокую детскую смертность. Ломоносов призывал вести борьбу с вредными привычками, повысить качество подготовки врачей, улучшить уровень оказания медицинской помощи. Надо сказать, что письмо И. И. Шувалову можно оценить как своего рода программу возрождения здоровья россиян, однако она не была опубликована.

Нужно отметить, однако, что прогрессивные врачи того периода следовали заветам Ломоносова.

С. Г. Зыбелин

Семен Герасимович Зыбелин (1735–1802) – первый русский профессор Московского университета. Он занимает важное место в медицине России XVIII в. После того как он окончил Славяно-греко-латинскую академию в Москве, он был направлен на стажировку и продолжение обучения в университет города Лейдена. В Лейденском университете он получил звание доктора медицины.

После чего он вернулся в Москву. С 1765 по 1802 гг. Зыбелин был профессором университета. Он читал лекции по химии и медицине. Кстати сказать, он был одним из первых, кто начал читать лекции на русском языке. Лекции С. Г. Зыбелина включали широкий спектр теоретической и практической медицины, а также много других аспектов деятельности врача:

1) акушерство («бабьичье дело»);

2) воспитание детей;

3) диагностика и лечение разных внутренних болезней;

4) гигиена;

5) изучение законов природы;

6) законы физиологии и патологии;

7) предупреждение развития заболеваний.

Преподавание фармации также входило в круг обязанностей Семена Герасимовича Зыбелина.

Преподавание фармации Зыбелиным включало в себя достаточно большой по объему курс рецептуры, курсы аптекарского искусства, курс фармацевтической химии и т. д. Вот название некоторых лекций Зыбелина:

1) «О причинах внутреннего союза частей между собой»;

2) «Слово о причине внутреннего союза частей тела и между собой и о происходящей из того крепости в теле человеческом»;

3) «О действии воздуха на человека и путях, коим он в него входит»;

4) «О правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащем к размножению в обществе народы»;

5) «О пользе привившей оспе»;

6) «О сложениях тела человеческого и способах как оные предохранять от болезней»;

7) «О вреде, проистекающем от держания себя в тепле излишней»;

8) «О способах как предупредить можно немаловажную между прочим медленного умножения народа причину, состоящую в неприличной пище младенцев даваемой в первые месяцы их жизни».

По этим лекциям можно судить о том, что подход к вопросам медицины был широким и глубоким, затрагивались проблемы охраны здоровья населения. В своих лекциях и способу преподавания Зыбелин шел по пути Ломоносова, следовал клиническим принципам Гиппократа, физиологии Гарвея и т. д. Поскольку в университете не имелось специализированных клиник, в которых студенты могли бы получать клинические знания и опыт, Семен Герасимович Зыбелин организовывал так называемые курсы медицинские консультативные, на которых демонстрировал больных.

А. М. Шумлянский

Александр Михайлович Шумлянский (1748–1795) сделал большое открытие в морфологии и физиологии почек. Это открытие легло в основу его докторской диссертации «О строении почек» в 1783 г. После многочисленных опытов, экспериментов, физиологических и морфологических изысканий Александр Михайлович Шумлянский открыл (можно сказать заново) строение (включая микроскопическое) почек, их деятельность. В своих трудах Шумлянский опровергал теории Мальпиги (тельца имени Мальпиги вовсе не железы, а сосудистый клубочек), мнение Рьюиша о том, что имеется непосредственная связь между артериальными капиллярами почки и почечными канальцами.

К. Н. Щепин

Константин Иванович Щепин (1728–1770 гг.) – крупный русский ученый XVIII в. Он окончил Киево-Могилянскую академию. После чего работал в Академии наук. В 1758 г. Щепин защитил докторскую диссертацию в Лейденском университете. Диссертация его была о растительной кислоте. С 1762 г. Константин Иванович Щепин преподавал физиологию, ботанику, анатомию, хирургию, фармакологию в Московской госпитальной школе, являясь в ней первым русским профессором. Он проводил занятия на русском языке. Различные волевые качества, атеистические мировоззрения в духе М. В. Ломоносова – все это стало одной из причин увольнения Щепина из школы. В 1770 г. Щепин умер в Киеве, участвуя в ликвидации чумы.

Н. М. Амбодик-Максимович

Нестор Максимович Амбодик-Максимович родился в 1744 г. После окончания госпитальной школы в Санкт-Петербурге он был отправлен в Страсбург, где и получил степень доктора медицины. После чего вернулся на Родину и работал преподавателем в госпитальных школах. С 1781 г. Нестор Максимович Амбодик-Максимович вел в качестве профессора курс хирургии, физиологии, фармакологии. Нестор Максимович особенно известен преподаванием в Петербургском воспитательном доме акушерства на русском языке.

В этот курс входили также сведения о гинекологии, здоровье детей и т. д. В 1784–1786 гг. Амбодик-Максимович опубликовал фундаментальное руководство «Искусство повивания или наука о бабичьем деле», которое долгие годы считалось одним из лучших пособий по акушерству, гинекологии и здоровью ребенка. Нестор Максимович ввел в практику родовспоможения акушерские щипцы, для обучения практике акушерского дела – фантомы.

В лекциях Амбодика-Максимовича излагались дельные советы по питанию детей, воспитанию их, предупреждению заболеваний. Надо отметить, что Амбодик-Максимович был одним из тех, кто положил начало созданию отечественной медицинской терминологии. Он создал в 1783 г. «Анатомо-физиологический словарь». Также нужно сказать, что Нестор Максимович уделял большое внимание фитотерапии (это видно в его руководстве 1784–1788 гг. «Врачебное веществословие или описание целительных растений в пищу или лекарство употребляемые»). Умер Нестор Максимович Амбодик-Максимович в 1812 г.

Д. С. Самойлович

Данила Самойлович Самойлович родился в 1744 г. После того как он окончил госпитальную школу в Петербурге, он служил около 8 лет военным врачом. С начала 1770-х гг. Самойлович занимался изучением и искоренением чумы в Москве, Молдавии. Был командирован в Страсбург, Лейден. После того как он там получил докторскую степень, Самойлович вернулся на Родину и занимался изучением чумы с помощью микроскопов. Он пытался узнать истинную причину заболевания. Кстати сказать, за самоотверженный труд, борьбу с эпидемиями чумы Самойлович был избран в ряд иностранных академий, получил всеобщее признание.

Самойлович утверждал, что существуют возможности излечения и профилактики чумы. Он возражал против повального сжигания домов, вещей людей, которые были больны чумой, считая, что это наносит большой экономический урон. Самойлович предлагал методы дезинфекции одежды больных, методы дезинфекции домашней утвари и т. п. Самойлович предлагал также делать врачам, которые заняты в ликвидации чумных эпидемий, профилактические прививки из чумных бубонов, где он полагал наличие ослабленного вируса.

В 1792 г. Самойлович выпустил книгу под названием «Краткое описание микроскопических исследований о существе яду язвенного».

Самойлович очень долго добивался возможности преподавания в госпитальных школах. Надо отметить его лекцию «Речь к ученикам госпитальных школ Российской империи», написанную в 1783 г. В этой лекции поднимался ряд научных, этических, организационных вопросов. Он считал, что, для того «чтобы стать врачом, надо быть безукоризненным человеком». Умер Данила Самойлович Самойлович в 1805 г.

В. М. Рихтер

Вильгельм Михайлович Рихтер окончил Московский университет, после чего был направлен в Германию (Берлин, Геттинген) для продолжения обучения акушерскому искусству. После возвращения из Германии и получения степени доктора медицины Рихтер был назначен профессором повивального искусства в Московский университет. В 1806 г. под руководством Вильгельма Михайловича был открыт повивальный институт и родильный госпиталь (при Московском университете). Также был организован повивальный институт при императорском воспитательном доме. Рихтер написал несколько учебных пособий по акушерству. Этими пособиями пользовались студенты госпитальных школ и университета.

 

Н. И. Пирогов

Николай Иванович Пирогов (1810–1881) – один из крупнейших представителей отечественной медицины XIX в. В своей монографии, посвященной Пирогову, А. Н. Хозанов характеризует Николая Ивановича Пирогова как «гениального анатома, физиолога, врача-клинициста, основоположника военной медицины и общественного деятеля, обусловившего коренной перелом в научной медицине вообще и хирургии особенно». Надо сказать, что в ряде городов в честь Пирогова названы улицы, некоторые учреждения и т. д. Более того, на значках членов Академии медицинских наук изображен Пирогов, хотя он не имел никакого отношения к организации и работе Академии.

Будучи молодым ученым, Пирогов уже получил некоторую известность благодаря своим достижениям в области анатомии. Он окончил медицинский факультет Московского университета. Среди учителей Пирогова следует отметить профессора анатомии и хирургии Ю. X. Лодара и профессора Дерптского университета И. Ф. Майера (1786–1858). После этого он продолжил свое обучение в Тартуском профессорском университете. Там же, в 1832 г., он защитил докторскую диссертацию. Тема его работы: «Является ли перевязка брюшной аорты при аневризме паховой области легко выполнимым и безопасным вмешательством».

Стоит отметить то, что рисунки сосудов и препараты, выполненные Николаем Ивановичем, были настолько профессиональными, точными и ценными, что их приобрел Тартуский университет для своего музея. После окончания профессорского университета, в начале 1833 г., Пирогова направили в Германию, для усовершенствования. Пирогов работал у таких известных тогда хирургов, как Ф. Шлемм, Б. Лангенбек. О своей работе в Германии Пирогов сказал: «Я застал…практическую медицину совершенно изолированной от главных реальных ее основ: анатомии и физиологии.

Было так, что анатомия и физиология – сами по себе. И сама хирургия – ничего общего с анатомией». По возвращении из-за границы по предложению Майера, который подал в отставку, Пирогова избрали экстраординарным профессором Тартуского университета. Дело в том, что Николаю Ивановичу было тогда всего лишь 26 лет, поэтому его не могли избрать ординарным профессором, но уже через год он стал им. За время работы в Тарту Пирогов написал около 10 крупных научных работ.

Более 8 лет он изучал анатомию фасций, артерий применительно к возможностям хирургических операций (по сути, заложил основы оперативной хирургии и топографической анатомии). Так, работа 1837 г., которая называется «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций», поставила Пирогова в ряд лучших анатомов мира. Он неоднократно подчеркивал связь анатомии и хирургии, роль анатомии в практической деятельности хирурга. Николай Иванович писал, что только «в руках практического врача анатомия может быть полезной для слушателей».

Пирогов призывал врачей к тому, чтобы они не скрывали своих ошибок, и в «Анналах хирургического отделения клиники Императорского Дерптского университета» (1839 г.) писал: «Я считаю священной обязанностью добросовестного преподавателя немедленно обнародовать свои ошибки и их последствия для предостережения и назидания других, еще менее опытных, от подобных заблуждений».

В 1840 г. И. Ф. Буш ушел в отставку, а Пирогова пригласили на кафедру в Медико-хирургическую академию Санкт-Петербурга. Тогда Пирогов предложил создать кафедру госпитальной хирургии для того, чтобы связь практической деятельности и достижений науки становилась прочнее, чтобы студенты «…наблюдать природу не глазами и ушами своего учителя, но собственными».

Так, в дополнение к факультетским клиникам начали создавать госпитальные. В Санкт-Петербурге Пирогов выехал в 1841 г. – начался качественно новый и наиболее продуктивный этап деятельности Николая Ивановича. Именно в этот период он создал достаточно известную «ледяную анатомию».

В 1843–1844 гг. Пирогов применил метод замораживания трупов и тончайших распилов их частей и органов, которые сохраняют топографию органов живого человека. Об этом методе Николай Иванович Пирогов написал в работе «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела.

Анатомия описательно топографическая и хирургическая» в атласе с подробным пояснительным текстом. По поводу «ледяной анатомии» хирург В. И. Разумовский писал: «В результате многолетних неусыпных трудов – бессмертный памятник, не имеющий себе равного… Этот труд обессмертил имя Н. И. Пирогова и доказал, что русская научная медицина имеет право на уважение всего образованного мира». Пирогов улучшил методы преподавания и исследования анатомии, ввел принципы послойного препарирования при изучении артерий и фасций, различных анатомических областей. Этим Н. И. Пирогов радикально изменил представление о хирургической анатомии.

Надо сказать, что Пирогов был хирургом-экспериментатором: многие хирургические операции, такие, например, как наркоз, перерезка ахиллова сухожилия и иные, он делал с широким применением эксперимента.

В 1851 г. он разработал способы «костнопластического удаления костей голени при вылущении стопы и резекции сустава. Следует отметить предложение Н. И. Пирогова о природе гнойных воспалений (пиемии).

Эти гнойные воспаления были своего рода бичом акушерских, хирургических и других больниц. Николай Иванович говорил, что воспалительные заболевания вызываются «пассивным агрегатом химически действующих частей», т. е. органическим началом, «способным развиваться и размножаться». Так, можно сказать, что Пирогов подошел вплотную к объяснению причин гнойных поражений, еще до наступления эры развития бактериологии.

Все это привело к тому, что больных с гнойными поражениями изолировали, а также специально для них устраивались палаты или даже отделения. Персонал должен был очень строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

Во время Крымской войны Н. И. Пирогов поехал на фронт, там он и собрал много уникального материала, который лег в основу еще одного классического труда Пирогова «Начала общей военно-полевой хирургии, взятые из наблюдений военно-госпитальной практики и воспоминаний» (1865–1866 гг.). Позже Пирогов продолжал свои наблюдения и «принципы организации хирургической помощи» во время войн.

Например, он работал инспектором в 1877 г. во время Турецко-болгарской войны. Нельзя не вспомнить выражение Пирогова: «Война – это травматическая эпидемия. Свойства ран, смертность и успех лечения зависят преимущественно от различных свойств оружия».

Это высказывание из краткой работы по опыту войны в Болгарии – «Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии». Приведем основные новаторские идеи Н. И. Пирогова как военного врача-хирурга.

1. Пирогов был против «спешных проводимых операций, ратовал, таким образом, за сберегательную тактику по отношению к раненым и больным». Призывал отказываться от ранней ампутации при огнестрельных ранениях конечности, сопровождающихся повреждением кости. Он был сторонником и рекомендовал всем так называемую сберегательную хирургию.

2. Большое значение Николай Иванович Пирогов придавал правильной иммобилизации больных при переломах. Надо сказать, что он был одним из первых, кто ввел в широкую практику гипсовые повязки. Также использовались и крахмальные повязки.

3. Особое внимание уделялось «…хорошо организованной сортировке на перевязочных пунктах и военно-временных госпиталях…».

4. Пирогов был новатором и в использовании обезболивания. Он одним из первых в Европе применил эфирный наркоз (эфирная повязка) в условиях военных действий у села Салты при оказании помощи раненым. Так, хлороформное, эфирное, а также другие виды обезболивания прочно укоренились в медицинской практике.

5. Нельзя не сказать о взглядах Пирогова на гигиену, на профилактику различных заболеваний. Вот что он говорил: «Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной. Эта наука, идя рука об руку с государственной, принесет несомненную пользу человечеству».

Николай Иванович Пирогов, будучи помимо первоклассным хирургом, был отличным организатором и новатором в области медицины и здравоохранения.

1. Обратимся к работе Н. И. Пирогова «Основные начала военно-полевой хирургии». Здесь мы встречаем следующие слова: «Не медицина, а администрация играет главную роль в деле помощи раненым и больным на театре войны».

2. Следует сказать, что Н. И. Пирогов ценил помощь добровольцев в госпиталях и на поле боя. Например, во время Крымской войны Николай Иванович Пирогов организовал перевязочный пункт прямо «под огнем противника». В этом пункте самоотверженно трудились сестры милосердия Крестовоздвиженской общины Красного Креста. Надо сказать, что в общем под руководством Пирогова в Крымской войне трудились 120 сестер. Все они были грамотно разделены Н. И. Пироговым на различные группы: дежурные сестры, сестры-хозяйки, перевязочные, транспортные, аптечные и т. д.

Нужно отметить то, что Н. И. Пирогов был хорошим педагогом. Он предъявлял к себе как к педагогу высокие требования. В изложении какого-либо курса Пирогов стремился к большой наглядности: применялись различного рода демонстрации на лекциях, внедрялись новые методы в преподавании хирургии и анатомии. Надо сказать также, что Н. И. Пирогов ввел клинические обходы.

Поражение в Крымской войне, интриги в Медико-хирургической академии и другие факторы повлияли на Пирогова, и он в 46 лет принял решение уйти из академии и принял предложение стать попечителем учебных округов в Одессе.

После этого он стал попечителем учебных округов в Киеве. Характер Николая Ивановича Пирогова, его взгляды на образование, а также новая вспышка реакции после выстрела Д. Каракозова в Александра II – все это повлияло на то, что правительство отстранило Пирогова от всех занимаемых им постов, после чего он переехал жить в свое имение Вишня, которое находилось рядом с Винницей. Там Н. И. Пирогов оказывал медицинскую помощь местному населению, а также писал воспоминания. Стоит упомянуть о знаменитом «Дневнике старого врача», как говорил Пирогов, этот дневник, «писанный исключительно для самого себя, но не без задней мысли, что, может быть, когда-нибудь прочтет и кто другой».

Полно и ярко сказал о Пирогове И. П. Павлов: «Ясными глазами гениального ч<







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.