Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Решение целевых обучающих задач





Задача 1. Человек с генотипом А1А1А2А2 — низкого роста, с генотипом

a1 a1 a2 a 2 — высокого. Напишите варианты генотипов у людей среднего роста.

Задача 2. Рост человека контолируется несколькими парами несцепленных генов, которые взаимодействуют по типй полимерии. Если пренебречь факторами среды и условно ограничиться лишь тремя парами генов, то можно допустить, что в какой-то популяции самые низкорослые люди имеют все рецессивные гены и рост 150 см, самые высокие – все доминантные гены и рост 180 см. Определите рост людей, гетерозиготных по трем парам генов роста.

Задача 3. Синтез интерферона у человека зависит от двух генов, один из которых находится в хромосоме № 2, а другой — в хромосоме № 5.

а) назовите форму взаимодействия между этими генами;

б) определите вероятность рождения ребенка, не способного синтезировать интерферон, в семье, где оба супруга гетерозиготны по указанным генам (ответ выразить простой дробью).

Задача 4. Одна из форм цистинурии (нарушение обмена аминокислот) наследуется как аутосомно-рецессивный признак. Но у гетерозигот наблюдается лишь повышение цистина в моче, а у гомозигот развивается тяжелое заболевание — образование цистиновых камней в почках.

а) Определите возможные формы появления цистинурии у детей в семье, где отец болен, а мать имеет лишь повышенное содержание цистина в моче;

б) Определите возможные формы появления цистинурии у детей в семье, где мать страдала камнями почек, а отец был нормален в отношении этого гена».

Задача 5. Серповидноклеточная анемия наследуется как признак с неполным доминированием. Гомозиготные индивидуумы рано умирают, гетерозиготные жизнеспособны и имеют особую форму гемоглобина. Малярийный плазмодий не способен питаться этим гемоглобином, поэтому гетерозиготы не болеют малярией. Какова вероятность рождения детей, стойких к малярии, в семье, где один из родителей гетерозиготен, а второй нормальный в отношении этого признака?

Задача 6. Доминантный ген А и доминантный ген В каждый в отдельности не дают проявления признака. Организмы с генотипом ААвв и ВВаа — белые. Если в генотипе организма появляются оба гена, то проявляется признак окраски красный цвет. Определите расщепление при скрещивании двух гетерозигот и объясните, в каком взаимодействии находятся эти гены.

Задача 7. Ген А определяет появление признака цвет черный, ген В —отсутствие признака — белый цвет. Скрещиваются две гетерозиготы, имеющие рыжую окраску. Определить, в каком взаимоотношении находятся гены А и В и какое расщеплении получится в поколении.

Задача 8. 0т белых кроликов одной и той же породы получено:

а) от одной родительской пары только белые кролики;

б) от другой родительской пары 50% белых и 50% черных;

в) от третьей родительской пары только черные кролики.

Определите генотип родителей и потомков.

Задача 9. У человека врожденная глухота может определяться генами а и е. Для развития нормального слуха необходимо наличие в генотипе обоих доминантных аллелей А и Е. Определите возможные варианты генотипов глухих людей и людей с нормальным слухом. В каком случае у глухих родителей могут родиться дети с нормальным слухом?

Задача 10. У лошадей черная масть обусловлена доминантным геном В, рыжая его рецессивным аллелем в. Ген С из другой пары генов эпистатичен по отношению к гену В и дает серую масть, его рецессивный аллель с. При скрещивании серой лошади с генотипом ВВСС и рыжей с генотипом ввсс все первое поколение имеет серую масть. Определите расщепление во втором поколении.

Проведение заключительного тестового контроля

1. Что такое доминирование?

а) сходство особей по внешним признакам;

б) явление, при котором потомство фенотипически не расщепляется;

в) преобладание какого-то признака в первом поколении.

2. Неполное доминирование заключается:

а) в подавлении рецессивного аллеля доминантным;

б) в дозированном действии гена;

в) в ослаблении действия доминантного аллеля в присутствии рецессивного.

3. Что такое плейотропия?

а) множественное действие генов;

б) способность отдельных генов обеспечивать развитие одновременно нескольких признаков;

в) способность гена обеспечивать передачу наследственной информации.

4. К плейотропному действию гена относят:

а) синдром Марфана; б) синдром Дауна; в) синдром Патау.

5. Что такое кодоминантность?

а) вид взаимодействия неаллельных генов;

б) взаимодействие аллельных генов, когда у гибридов появляются признаки обоих родителей;

в) взаимодействие аллельных генов, при котором у гибридов одинаковые группы сцепления.

6. Что такое полимерия?

а) взаимодействие генов, которые контролируют количественные признаки организма;

б) взаимодействие генов, при котором меняется фенотип гибридов;

в) взаимодействие генов, в результате которого происходит изменение генотипа.

КРОК-1.

1. Человек с генотипом АА имеет черные волосы, а с генотипом Аа —светлые. Как называется такое взаимодействие генов? А. полное доминирование В. кодоминирование С. эпистаз Д. неполное доминирование Е. комплементарность 2. Наследование у человека роста и массы тела контролируется несколькими генами. Как называется такое взаимодействие генов? А. полимерия В. эпистаз С. плейотропия Д. полное доминирование Е. комплементарность  
3. Болезнь Хартнепа обусловлена точечной мутацией лишь одного гена, следствием чего является нарушение всасывания аминокислоты триптофана в кишечнике и реабсорбции ее в почечных канальцах. Это приводит к одновременным расстройствам в пищеварительной и мочевыделительной системах. Какое генетическое явление наблюдается в этом случае? A. полимерия B. комплементарное взаимодействие C. плейотропия D. кодоминированием E. неполное доминирование 5. Образование в клетках человека белка интерферона, который вырабатывается для защиты от вирусов, связано с взаимодействием генов. Какой из перечисленных видов взаимодействия генов обуславливает синтез белка интерферона? А. комплементарное взаимодействие В. полное доминирование С. полимерия D. кодоминирование E. эпистаз   4. У женщины, имеющей 0 (I) группу крови, родился ребенок с группой крови AB.Муж этой женщины имел группу крови A. Какие из приведенных видов взаимодействия генов объясняют это явление. A. комплементарность B. кодоминирование C. полимерия D. неполное доминирование E. эпистаз рецессивный     6. Масса людей контролируется несколькими парами неаллельных генов. Чем больше доминантных генов в генотипе, тем больше масса тела человека. Это пример: A. полимерии B. моногенного наследования C. эпистаза D. сверхдоминирования E. полного доминирования  

1.5. Подведение итогов занятия преподавателем и проверка правильности выполнения работы каждым студентом.

1.6. Место и время занятия: учебная комната, 2 академических часа.

1.7. Оснащение занятия: таблицы, схемы.

Литература основная (I) и дополнительная (II)

(I) 1. Медична біологія /За ред. В.П.Пішака, Ю.І.Бажори. - Вінниця: Нова книга, 2004, 2009. - 656 с.

2. Биология (под ред. Ярыгина В. Н.). М., Медицина, 1999.

3.Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология с общей генетикой. Киев, Вища школа, 1987, стр. 75-79.

4. Пехов А. П. Биология с общей генетикой. Медицина, 1993.

(II) 5. Генетика с основами селекции. Инге-Вечтамов С.Г., М.,1993.

6. Гены высших организмов и их экспрессия. Георгиев Г.Н., М., 1989.

7. Генетика человека. Фогель Ф., Мотульски Я., Мир, 1998.

8. Щипков В.П. Кривошеина Г.Н. «Общая медицинская генетика». Москва, 2003


ЗАНЯТИЕ 7.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.