Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Сущность и категории менеджмента





1.1. Понятия и содержание менеджмента

 

Менеджмент – область знания, профессиональной деятельности, наука об управлении или аппарат управления организацией.

Основной целью руководства организации является формирование целевых установок развития организации, обеспечение достижения этих целей путем рационального использования доступных для организации ресурсов в установленные сроки.

Имеют место определенные различия в понятиях управление, менеджмент и руководство. Будем считать, что управление соотносится с более обширной зоной применения – управлять можно страной, экономикой страны, отраслью, организацией, участком, рабочим местом. Часто термин управление и менеджмент считают синонимами. Менеджмент - носит более конкретный характер, связан с управлением деятельностью человека или коллектива людей в организации. Руководство – предполагает, по нашему мнению, более узким смыслом. Руководить можно конкретным человеком, как в производственной деятельности, так и в житейском смысле.

Нами в данном курсе в основном будет рассматриваться менеджмент организации.

Основной целью менеджмента (как функции) организации считают обеспечение её гармоничного развития, т.е. согласованного, рационального, эффективного функционирования внутренних элементов организации с элементами её внешнего окружение (стейкхолдерами). Поскольку задача гармонизации решается в двух сферах организационного взаимодействия (внутренняя и внешняя среды), то можно говорить об эндогенном (внутреннем) аспекте решаемой задачи и экзогенном аспекте (внешнем по отношению к организации) организации взаимодействия. Экзогенный аспект сводится к необходимости внутреннего устройства организации таким образом, чтобы все стоящие перед ней задачи по выпуску востребованной на рынке продукции решались успешно и эффективно. Экзогенный аспект связан с эффективной организацией взаимодействия с внешними агентами рынка по поводу снабжения необходимыми ресурсами, сбытом произведенной продукции, исследованием рыночной ситуации, разработками и т.д.

На содержание менеджмента оказывают существенное влияние множество факторов, выделим два из них:

- тенденции организационного развития, сложившиеся исторически;

- специфика национальных факторов экономического развития.

Влияние тенденций организационного развития в историческом аспекте рассмотрим путем сравнения основных факторов влияния на менеджмент организации в первой половине ХХ века, назовем этот комплекс традиционным, и факторов, влияющих на управление организацией, сегодня (современная ситуация).

Традиционный менеджмент отличался постепенным эволюционным развитием, которое носило в основном непрерывный, улучшающий характер, прерываемый иногда радикальными изменениями (революциями), которые меняли традиционный экономический уклад в обществе. Однако промежутки между революционными преобразованиями были относительно длинными, развитие в эти периоды носило непрерывный, постепенный характер. В силу такой непрерывности и постепенности развитие технологических процессов так же имело устойчивый и предсказуемый характер. Риск совершения ошибок при таком развитии сводился к минимуму. Динамика изменений среды внешнего окружения носила плавный, ламинарный характер, была предсказуема. Руководители предприятий, как правило, понимали существующие, часто слабо ограниченные, потребности рынка и свои возможности по их удовлетворению. По этому основным ориентиром их производственной деятельности были отдельные партии товара, организация производства и сбыта которых и определяло характер их деятельности (рис.1.1).

 
 

 


 

К основным факторам влияния на менеджмент организации в России, видимо, следует отнести:

1. поиск баланса между рыночными механизмами и государственным регулированием; Падение рубля в конце 2014 года, скорее всего, могло быть предотвращено при более существенной и четкой политике государства. Развитие экономики России так же зависит от несбалансированности государственной политике с текущими рыночными обстоятельствами.

2. нестабильность внешнеполитической среды организационного окружения; При введении санкций западных стран против России менеджмент организаций должен был перейти в режим антикризисного управления.

3. существенный рост уровня потребления в стране, ужесточение требований к качеству продукции; Современного российского потребителя вряд ли сегодня удовлетворит популярный в СССР телевизор «Горизонт», т.к. он привык к высококачественной японской или европейской продукции данного типа.

4. рост вовлеченности в мировую экономическую систему, рост конкурентного давления на рынках товаров и услуг, принудительная адаптация к международным стандартам; Россия в августе 2012 года вступила в ВТО, что немедленно потребовало повысить качество отечественной продукции до мирового (или выше) уровня для обеспечения её конкурентоспособности на мировых рынка. Россия, по всей видимости, должна будет определиться со своей специализацией в мировой экономической системе.

5. усиление социальных и экологических требований к деятельности организаций; В 1985 году над Антарктидой образовалась озоновая дыра размером с США. Дальнейшие наблюдения за её изменениями позволили сделать вывод о том, что к 2062 году озоновый слой полностью восстановится, однако население земли потребовало снизить уровень выбросов в атмосферу вредных веществ, было заключено Киотское соглашение, регулирующее уровень выбросов СО2 в атмосферу Земли.

7. возрастающая степень комплексности реализации товаров и услуг, диверсификация организаций, нарастание их интеграции; Сегодня продавцом реализуется не только сам товар, но и его сервисное обслуживание, развивается сеть ремонтных мастерских. «Жигули», скорее всего, не приобрели бы такой популярности, если бы параллельно не создавались сервисные центры.

8. профессионализация менеджмента организации, стремление к росту профессионализма, обучению, наращиванию человеческого капитала. Сегодня в ВУЗах страны наблюдается весьма высокий спрос на специальности управленческой направленности, образование формирует личный капитал каждого человека, который он и предлагает на рынке труда.

Список, безусловно, может быть продолжен.

 

Содержание менеджмента можно рассматривать в трёх аспектах:

- как науку и искусство управления;

- как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений;

- как аппарат управления деятельностью организации. (См. рис. 1.2).

 

 


Некоторые ученые полагают, что менеджменту научить невозможно, он как искусство подвластен только талантливым людям, а его научные глубины необъятны и изменчивы. Руководитель при принятии управленческого решения должен знать и опираться на действие основных экономических законов, таких как закон зависимости спроса и предложения, закон снижение удельных издержек при росте масштаба деятельности, закон онтогенеза и т.д. Думается, что позиция о невозможности обучения в данной области необоснованны, хотя талант менеджера занимает весьма существенную долю в успехе организации на рынке. Так Ли Якока уйдя их компании Ford в Chrysler Corp. быстро сделал её лидером на рынке.

Менеджмент как вид профессиональной деятельности сегодня не вызывает сомнений. Управленческий труд сегодня обособляется, отрывается от профессиональной зоны объекта управления. Так А.Чубайс не имел профессионального образования в энергетике, однако возглавил РАО ЕС России.

Часто под менеджментом понимают аппарат управления организацией.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.