Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Процесс выработки и реализации стратегических решений





Выбору стратегии предшествует обоснование стратегических целей развития организации. Стратегическая цель ориентирует на решение той или иной важной масштабной задачи развития организации, связанной с выбором вида деятельности, рынков сбыта продукции или принципиальным вопросом её выживания в качестве самостоятельного субъекта рыночных отношений. При этом акцент делается не на то, как должна выглядеть организация как институт по истечении планового периода, а на то - какие изменения происходят и могут произойти в основном для неё виде бизнеса.

При постановке стратегических целей следует учитывать закон онтогенеза, сводящийся к тому, что любая организация или вид её деятельности проходят свой жизненный цикл и рано или поздно должны претерпеть коренные изменения.

Цель – конечный результат развития бизнеса предприятия, который должен быть достигнут в установленные сроки при эффективном использовании имеющихся ресурсов.

Таким образом, логично возникает деление целевых организационных установок развития по иерархическим уровням решаемых задач. Цели высокого уровня, как правило, ставятся, а их достижение контролируется высшим менеджментом организации. Цели более низкого уровня и, соответственно, более детальные реализуются средним уровнем менеджмента, нижний уровень менеджмента контролирует конкретные цели оперативного характера. Естественно, что и по срокам реализации этих целей существует определенная разница – цели высокого уровня носят долговременный характер (5 и более лет), цели среднего уровня, как правило, среднесрочные (1 – 3 года), оперативные цели достигаются, как правило, в течение года.

Стратегические цели дифференцируются по уровням иерархии:

1 уровень. Стратегическая цель развития всей организации в целом – выйти на рынок зарубежной страны, занять 10 процентов рынка этой страны по данному виду продукции.

2 уровень. Стратегическая цель развития функциональной области деятельности (например, производство) – снизить себестоимость продукции за следующий год на 10%.

3 уровень. Оперативная задача – исследовать возможности снижения себестоимости продукции, закрепить за конкретными исполнителями зоны ответственности, приступить в течение месяца к реализации принятых решений.

Любая организация преследует в своей деятельности разнообразные цели: экономические и маркетинговые цели развития; социальные; политические; экологические; прогрессивно-новаторские (НИОКР, технологии, методы организации…); системные. Каждая специфическая цель предполагает свою стратегию реализации. Однако все принятые стратегии должны выстраиваться на системной основе.

Сформированные целевые установки позволяют приступить к разработке стратегии их реализации. Для достижения стратегических целей должны быть разработаны долговременные планы связных мероприятий, определены требуемые для этого ресурсы, сформирован примерный график их реализации. Уровень неопределенности при формировании таких планов и их реализации носит весьма существенный характер, что, безусловно, потребует внесения неоднократных, иногда – значительных, корректив. В связи с этим, нет нужды прорабатывать мелкие детали таких планов, они должны носить «рамочный» характер, т.е. задавать направление развития организации. Такие, как правило, долгосрочные планы развития называют стратегиями. Стратегия – генеральная программа действий организации, установление приоритетов целей, решаемых задач, необходимых ресурсов и последовательности шагов для обеспечения долгого существования организации на рынке в качестве самостоятельного субъекта хозяйствования.

К разработке стратегии предъявляются определенные требования, а именно:

1. Наличие вариантов стратегии, включающие различные подходы к достижению целей развития организации (альтернативы стратегии цен, реализации технических идей, организационных построений…);

2. Стратегии не должны быть слишком сложными, перегруженными подробностями, они должны состоять из серии простых задач, в комплексе формирующих способ достижения поставленных задач;

Завершается сценарий реализацией разработанных командой специалистов проектов в практике бизнеса. На этапе реализации стратегии выполняются следующие шаги оперативного характера:

1. Целевой портфель стратегии дополняется оперативными планами (проектами, программами), с указанием целей, мероприятий, ресурсов и источников их получения, сроков исполнения, ответственных исполнителей;

2. Вводится система информирования и подготовки персонала для реализации принятой стратегии;

3. Формируются специальные звенья стратегического управления (профит-центры), при необходимости выделяются стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), связывающие организацию с соответствующей нишей рынка;

4. На этапах реализации стратегии вводится стратегический контроль достигнутых результатов.

 

Контрольные вопросы по теме 7.

11. В чем состоит отличие долгосрочного планирования от стратегического?

12. В чем состоит отличие стратегического планирования от стратегического менеджмента?

13. Каковы основные стратегические ориентиры организации: в условиях развитой рыночной экономики, в российских условиях?

14. В прерогативу какого уровня менеджмента в организации входит оперативное управление?

15. В чем состоит предназначение стратегического сценария и каковы его основные этапы?

16. Какова роль анализа внешней среды организации? Пере­числите его основные задачи.

17. В чем состоит различие между анализом хозяйственной деятельности организации и анализом ее стратегического потен­циала?

18. Назовите соотношение «количественного» и «качествен­ного» в стратегической цели.

19. Назовите элементы оперативного обеспечения в процессе реализации стратегий.

 

Тема 8. Планирование как функция менеджмента

8.1. Сущность функции планирования

Планирование – непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и её структурных подразделений; определение средств их достижения, сроков и последовательности реализации; распределения (выявления) ресурсов.

Основные задачи:

- Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех её структурных подразделений;

- Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития.

- Координация деятельности структурных подразделений и работников организации (в т.ч. как согласованная реакция на возникновение проблем при выполнении плана).

- Создание объективной базы для эффективного контроля.

- Стимулирование трудовой активности работающих.

- Информационное обеспечение работников организации (цели, прогнозы, альтернативы, сроки, ресурсы, административные условия).

Основные принципы планирования:

1. Единство научно-технических, социальных, экологических и экономических задач развития организации.

2. Научная обоснованность и оптимальность управленческих решений.

3. Доминирование стратегических аспектов в планировании.

4. Комплексность (системность) планирования;

5. Ресурсная сбалансированность планов (системность ресурсного обеспечения планов).

6. Гибкость и эластичность планирования.

7. Непрерывность планирования.

Содержательно в процессе непрерывного планирования деятельности организации выделяется четыре основных стадии:

1. разработка;

2. детализация (уточнение);

3. корректировка (внесение изменений);

4. продление планов.

 

8.2. Виды планирования

Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных плановых документов – планов.

План – основа деятельности организации любой формы собственности и размеров.

План содержит указания кому, какую задачу, в какое время решать, какие ресурсы требуются для их решения.

Виды планирования:

Планы различаются по (рис. 8.1.):

- Целям планирования;

- Предмету планирования;

- Уровню планирования;

- Содержанию;

- Периодам планирования.

1. Целевая ориентация планов:

Стратегическое планирование заключается в определении миссии организации на каждой стадии её жизненного цикла, формирование системы целей развития и стратегии их реализации. (Как правило, длительный срок реализации планов – 5 и более лет).

Оперативное планирование заключается в поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации. Имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и др.

 
 

 


Содержательный аспект в планировании находит свое выражение в трех видах плановых расчетов: продуктово-тематическом; ресурсном; объемно-календарном.

Продуктово-тематическое планирование заключается в формировании плана развития организации (план диверсификации, ликвидационный план, план НИР и ОКР), определяющего мероприятия по обновлению продуктового портфеля, совершенствованию технологии и организации производства на предприятии.

На производственной стадии этот вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ предприятий и цехов, он отвечает на вопросы: - Что производить? Сколько производить?

Ресурсное планирование включает в себя расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности деятельности организации. Этот вид расчетов включает финансовое планирование, составление бизнес-планов, бюджетное планирование и т.д.

Объемно-календарное планирование заключается в планировании объемов производства, загрузки подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным исполнителям, подразделениям, проектам и всей совокупности планируемых работ, графиков загрузки оборудования и исполнителей, распределение работ по календарным периодам. Период планирования влияет на характер плановых показателей, степень укрупнения планируемых процессов, состав используемой информации и методов плановых расчетов. Нередко в планировании выделяют лишь два периода: текущее планирование (до 1 года); перспективное планирование (более 1 года).

Таблица 8.1

Отличия стратегического и оперативного видов планирования

Признаки Стратегическое Оперативное
Уровень менеджмента Преимущественно высший Акцент на средний
Основная ориентация Проблемная Временна`я
Характер определенности решаемых проблем   Слабо структурированные, качественные Хорошо структурированные, количественные
Уровень неопределенности Высокий Низкий
Сущность планирования - ориентация на инновации; - стратегическая адаптация к среде окружения; - обеспечение эффективности: «делать правильные вещи» (внешний характер) - ориентация на интеграцию; - координация внутренней среды; - обеспечение эффективности: «вещи делать правильно» (внутренний характер)
Целевая ориентация   Создание потенциала успеха в будущем Реализация потенциала успеха сегодня
Горизонт планирования   Акцент на долгосрочный, частично на средне- и краткосрочный период Акцент на средне- и краткосрочный период
Единица планирования   Стратегические хозяйственные единицы Все функциональные области, подразделения, сотрудники
Форма организации планирования   Централизованная (высший менеджмент)   Децентрализованная (централизованный контроль и регулирование)
Степень детализации Укрупненная проработка Детальная проработка
Исходная информация   Миссия, политика, стратегические цели Корпоративные и функциональные стратегии

 

8.3. Процесс планирования.

Процесс планирования – состоит из отдельных этапов, находящихся в определенной логической зависимости и осуществляемые в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на предприятии специфический плановый цикл (рис.8.2).

Фазы цикла планирования:

- Постановка задачи планирования;

- Разработка плана;

- Реализация планового решения.

Методы планирования

На различных стадиях процесса планирования используются различные методы.

Одним из универсальных методов комплексного планирования деятельности сотрудников является управление по целям (MBO - Management by objectives).

В рамках MBO определяются целевые установки для организации в целом, каждого подразделения, сотрудника. Затем организуется совместная деятельность по реализации установленных целей.

 
 

 


В процессе использования метода МВО можно выделить следующие устойчивые этапы:

1. Постановка целей. Цели должны быть конкретными, четко сформулированными, достижимыми, связными, непротиворечивыми…;

2. Разработка планов действий по достижению целей (детализация целей, установление необходимых ресурсов, определение ответственных за результат);

3. Контроль процесса движения к цели. Позволяет выявить возникновение проблемы на ранних этапах.

4. Оценка достигнутого результата. Результат - с точки зрения степени достижения поставленной цели. Результат может служить основой для вознаграждения (наказания), постановки цели на следующий плановый период,

В процессе календарного планирования могут использоваться методы формирования линейных графиков Гантта (рис.8.3) или сетевые методы планирования (рис. 8.4)

 
 

 


Сетевые методы планирования применяются для реализации сложных проектов (более 50 взаимосвязанных работ). Сетевые графики позволяют увязать выполнение работ во времени, определить имеющиеся резервы по времени и привлеченным ресурсам, определить минимально необходимое время для выполнения всего проекта (Ткр), оптимизировать график выполнения проекта.

 

 

Контрольные вопросы по теме 8.

1. Определите роль и значение планирования в системе функ­ций менеджмента.

2. Сформулируйте задачи планирования в организации.

3. Расскажите о содержании (стадиях) планирования.

4. Что означает принцип гибкости и эластичности планирования?

5. В чем заключается суть концепции скользящего планирования?

6. Дайте классификацию видов внутрифирменного планирования.

7. В чем отличие стратегического планирования от опера­тивного?

8. Что представляет собой ресурсное планирование?

9. 10.Чем характеризуется продуктово-тематическое планирование?

10. 11.Какие укрупненные этапы планирования Вы можете назвать?







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.