Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Занятие № 12. Эмоции и чувства





Цель: актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере. Тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние.

1. Ритуал приветствия

2. Пальцы

Дети образуют круг. Каждый сжимает руку в кулак, и по команде ведущего все «выбрасывают» пальцы. Группа стремится к тому, что­бы все участники независимо друг от друга «выбросили» одно и то же число.

Участникам запрещено договариваться, перемигиваться или пы­таться согласовать свои действия другими «незаконными» способа­ми. Игра продолжается до тех пор, пока не достигнет своей цели.

Анализ.

Можно выявить лидеров (тех, кто постоянно «выбрасывает» свое число пальцев) и тех, кто под них подстраивается. Возможно появ­ление «негативиста», упорно гнущего свою линию даже после того, как между остальными участниками уже достигнуто определенное согласие.

Эмоции

— Эмоции (от латинского emoveo — потрясаю, волную) отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания явлений и ситуаций, обусловленного тем, насколько последние удовлетворя­ют наши разнообразные потребности.

Любая новая ситуация, информация, которая способствует удов­летворению потребностей (или повышает вероятность их удовлетво­рения), вызывает положительные эмоции, а информация, снижаю­щая эту вероятность, неизбежно вызывает отрицательные эмоции. Поэтому в одних случаях мы выбираем такое поведение, которое по­могает усилить, повторить радость, восхищение, интерес; в других — такое, которое ослабляет или предотвращает страх, огорчение, гнев. Так эмоции регулируют наше поведение.

Изменение общего эмоционального фона мы называем настрое­нием.

Высшей формой развития эмоций являются чувства по отноше­нию к чему-либо, к кому-либо, связанному соответственно с высши­ми потребностями человека. Они более сложны и могут быть даже противоречивыми. Чувство любви может включать в себя гордость за любимого человека и радость от его успехов в сочетании с жалостью к нему, страхом за его жизнь и опасением потерять его любовь. Иногда люди с удивлением обнаруживают, что иногда испытывают гнев и не­нависть по отношению к любимому.

Эмоциональный опыт человека обогащается в процессе личност­ного роста через сопереживание, возникающее прежде всего в обще­нии с другими людьми. Эмоции и чувства — важнейший регулятор человеческого общения.

Имена» чувств

Каждый подросток записывает столько «имен» чувств, сколько сможет. Подросток, записавший наибольшее количество, зачитывает, а психолог в это время записывает слова на доске. Затем подсчитывается количество совпадений этих слов и слов других детей.

Актуализируются наиболее известные (а значит, предположитель­но, наиболее используемые) эмоции и эмоциональные состояния, объясняется разница между эмоцией и эмоциональным состоянием.

Дети заносят в таблицу чувства, которые для них характерны, и те чувства, которые они испытывают сегодня.

В первой колонке выписываются «имена» чувств. Затем выбира­ется ячейка, соответствующая месту, где это чувство возникает (мест может быть несколько), в ячейках проставляются крестики.

В первой части таблицы записываются чувства, которое чаще все­го испытывались за последние полгода, во второй — чувства, которые участник испытывал сегодня.

Можно по 5-10-балльной системе оценить интенсивность чувства.

Детям предлагается выяснить, как окружающие люди понимают наши чувства.

 

 

«Имена» чувств Места, где я обычно испытываю эти чувства
Дома На улице В школе В новой компании Среди друзей В других местах (где?)
Обычно
1. Злость            
2. Радость            
3. Уныние            
и т. д.            
Сегодня
1. Скука            
2. Страх            
3. Восторг            
и т. д.            

Зеркало

Один человек показывает какую-либо гримасу соседу. Тот, в свою очередь, «передразнивает» его как можно точнее и передает дальше — своему соседу. «Гримаса» передается по кругу.

Упражнение заканчивается, когда гримаса возвращается к перво­му участнику.

Таким же образом «передаются» еще несколько эмоций.

Обсуждение.

Каков механизм узнавания чувства?

• Какие мышцы задействованы?

• Что вы чувствуете, когда видите мимическое изображение эмоции?

Пиктограмма

— Сейчас я раздам некоторым из вас карточки, на которых обозна­чены те или иные эмоциональные состояния. Получившие карточки прочитают, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изобразят это состояние. Мы все будем смотреть и постараемся, какое состояние изображено.

О пользе и вреде эмоций

А. Обсуждение.

• Бывают ли бесполезные или стопроцентно вредные чувства?

• Бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда?

Б. Участники разбиваются на группы по 3-5 человек, желающие могут работать и парами, и в одиночку, и заполняют таблицу:

 

Эмоция Ее польза Ее вред
     
     

— Я предлагаю для исследования два чувства: любовь и лень. Ес­ли группа захочет продолжить работу, выберите любое третье чувст­во по собственному желанию.

Скульптор—глина

Все дети делятся на пары. Каждая пара договаривается, кто будет «скульптором», а кто — «глиной». Каждый «скульптор» должен заду­мать какое-то чувство, записать его на карточку, спрятать ее в карман и никому не показывать.

После того как название скульптуры загадано, «скульптор разми­нает глину»: делает «легкий массаж», чтобы из мягкой, податливой глины вылепить задуманную скульптуру.

Затем скульптор ставит статую в нужную позу, придает ее лицу нужное выражение и произносит магическую формулу: «Шедевр за­кончен!» От «скульптуры» требуется только одно: назвать себя, т. е. указать, какое чувство выражается данной позой и мимикой. Полу­чив от «скульптуры» ответ, «скульптор» достает карточку с тайной записью. Если ответ совпадет с замыслом, «скульптура» отправится на выставку шедевров.

Постаментами служат стулья, а восхищенными зрителями могут быть все желающие угадать название скульптуры. Если зрители тоже угадывают название, автор шедевра получает звание «Лучший выра­зитель чувств».

Каждый участник должен получить возможность испытать себя как в роли «скульптора», так и в роли «глины».

9. Домашнее задание

Перед зеркалом вылепить из самого себя скульптуру под названи­ем «Бодрость, уверенность, сила, жизнерадостность». Запомнить по­зу и мимику. «Надевать и носить» эту позу три раза в день.

Ритуал прощания

Занятие № 13. Обида

Цель: закрепление навыков уверенного поведения; обучение тому, как справляться с обидой; формирование более адекватной само­оценки на основе обратной связи; создание позитивного эмоциональ­ного фона в группе.

Ритуал приветствия

Антоним

— Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое-нибудь состояние или чувство, а, поймав брошенный нам мяч, будем называть антоним к нему — противоположное состояние или
чувство. Например, я бросаю мяч Тане и говорю: «грустный». Таня, поймав мяч, называет антоним «веселый», затем бросает мяч кому-то еще и называет свое чувство или состояние. Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побы­вает у всех.

Футболка с надписью

— Изобразите и запишите «надпись на футболке» для себя и для другого человека, любого какого хотите.

Обсуждение.

• Какую «футболку» — для себя и для других — было делать труд­нее и интереснее и почему?

Другие люди и я. Из-за чего возникают трения? Непреднамерен­ные и преднамеренные обиды.

Детские обиды

— Вспомните случай из детства, когда вы почувствовали сильную обиду. Вспомните свои переживания и нарисуйте либо опишите их — в любой (конкретной или абстрактной) манере. Как вы сейчас отно­ситесь к этой обиде (нарисуйте или опишите)?

Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, и показывают рисунки (зачитывают описания) «тогда» и «сейчас».

Обсуждение.

• Что такое обида?

• Как долго сохраняются обиды?

• Справедливые и несправедливые обиды и т. д.

Обиженный человек

— Закончите предложение: «Я обижаюсь, когда...», нарисуйте вы­ражение лица обиженного человека. Подумайте и запишите или на­рисуйте, как реагируют на обиду уверенные и неуверенные люди.

Копилка обид

Детям предлагается нарисовать или описать «копилку» и помес­тить в нее все обиды, которые они пережили до сегодняшнего дня. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой.

Психолог говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к самому себе как одной из самых плохих привычек. Все решают, что можно сделать с копилкой. Психолог поддерживает предложение ра­зорвать ее и предлагает действительно сделать это.

Обсуждение.

• Что делать с «текущими» обидами?

Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду, досаду важ­но для самого себя. Реванш, месть не решают проблему. Поддержи­ваются предложения типа: записывать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо (или пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она становится все меньше и меньше.

• Как относиться в дальнейшем к обидчику?

• Прощение обиды.

Куда уходит злость

— Возможно, не все всем нравится в обстановке, в людях, в самом себе... Подумайте о том, что вас тревожит больше всего в данный момент (может быть, это недовольство психологом, грусть, неприятный
свет в комнате и т. п.). Выскажитесь.

Представьте себе, что мы пришли сюда поругаться и выразить друг другу свои претензии.

Пожалуйста. Кто готов начать? Постарайтесь по возможности вы­разить все что накипело.

Пожалуйста, делайте по очереди резкие критические замечания. Это — игра, так что все принимают условность происходящего и су­дить строго не будут. Реагировать ответными репликами на замечания не разрешается. Таким образом, высказывания будут односто­ронними и не перерастут в споры и настоящую ругань.

А сейчас вообразим себе такую картину... Все, что мы высказали здесь, вдруг превращается в легкие клубы пара, медленно поднимает­ся кверху и исчезает в форточке или открытой двери. Прикройте гла­за, чтобы картина стала отчетливей.

Горячий» стул

В центре комнаты стоит стул. Каждый по очереди занимает этот стул. Все остальные члены группы обращаются к сидящему со слова­ми: «Мне в тебе не нравится...», затем: «Мне в тебе нравится...» (возможны варианты). Используется только фактическая информация, полученная в процессе групповой работы. Следует избегать опреде­лений «хорошо», «плохо».

После того как все выскажутся, подросток, занимавший «горячий стул», рассказывает о том, что он извлек из этих суждений, что при­нял, что отверг.

— Обратите внимание на то, что решение человека сесть на этот стул означает принятие им спокойно, без обид, всего сказанного. Вы­сказывания должны делаться в доброжелательной форме.

Ритуал прощания







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.