Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Принимаю ответственность на себя





— Давайте поговорим о том, за что каждый из вас отвечает в жиз­ни. Думаю, вы согласитесь с тем, что человек становится личностью только тогда, когда добровольно и сознательно принимает на себя ответственность. Если этого нет, то мы так и остаемся малыми детьми, сколько бы лет нам ни исполнилось. Так за что вы отвечаете в этой жизни? Лично вы? За покупку хлеба или уборку своей комнаты? За уроки сестры или за то, чтобы забрать младшего брата из детского са­да? Подумайте и запишите все, что придет вам на ум. На это вам дает­ся 5 минут.

Затем вы обсудите ваши записи в микрогруппах по 3-4 человека. В каждой группе вы должны определить самого ответственного, т. е. того, кто сумеет аргументированно обосновать, что он действительна принял на себя больше ответственности, чем другие.

Обратная сторона медали

— Вы уже многое узнали о себе и других членах группы. Многое мы смогли понять, нам удалось взглянуть на себя и других с иной точки зрения. Сегодня каждый из вас расскажет остальным участникам о своих слабых сторонах, т. е. о том, что он считает своим ком­плексом, внутренним барьером или иной помехой. Не обязательно говорить только об отрицательных чертах своего характера, вредных привычках. Важно отметить то, что является или может стать причи­ной конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения и т. п. Крайне важно, чтобы вы «не брали в кавычки» свои слова, внутренне отказываясь от них, извиняя себя и свои слабости, чтобы вы говорили об этом прямо и откровенно.

Каким меня видят окружающие?

— Ответьте на вопрос: «Как меня воспринимает группа и отдельные ее члены?» Опишите подробно, как вас оценивает группа. На­пример: «Группа в целом воспринимает меня как живого, очень эмоционального человека, который ни над чем серьезно не задумывается».

7. Яцентр воли

— Сядьте удобно, выпрямите спину. Закройте глаза. Сделайте не­сколько глубоких вдохов, мысленно следя за своим дыханием. Затем повторите вслух или про себя:

У меня есть тело, но Яэто не мое тело. Мое тело может быть больным или здоровым, усталым или бодрым, но это не влияет на ме­ня, на мое истинное Я.

Мое тело — прекрасный инструмент для ощущений и действий во внешнем мире, но оно всего лишь инструмент. Я хорошо с ним обра­щаюсь, я стараюсь, чтобы оно было здоровым, но мое тело — это не Я.

У меня есть тело, но Я — это не мое тело.

У меня есть эмоции, но Я — это не мои эмоции. Мои эмоции мно­гочисленны, изменчивы, противоречивы. Однако я всегда остаюсь собой, своим Я, радуюсь или горюю, успокаиваюсь или волнуюсь, на­деюсь на что-то или отчаиваюсь. Поскольку я могу понимать, наблю­дать и оценивать свои эмоции и, более того, управлять, владеть ими, использовать их, то, очевидно, что они есть мое Я.

У меня есть эмоции, но Я — не мои эмоции.

У меня есть интеллект, но Я — это не мой интеллект.

Он достаточно развит и активен.

Он является инструментом для познания окружающего и моего внутреннего мира, но он — это не мое Я.

У меня есть интеллект, но Я — это не мой интеллект.

Я — центр чистого самосознания.

Я — центр воли, способный владеть и управлять моим интеллек­том, эмоциями, телом и всеми моими психическими процессами.

Я — это постоянное и неизменное Я.

8. Мнение (см. занятие № 5)

Ритуал прощания

Занятие № 16. Мои проблемы

Цель: обучение осознанию своих проблем и поиску их решения, а также преодолению трудностей, мешающих полноценному самовы­ражению.

Ритуал приветствия

Вопрос

Каждый из детей по очереди выходит перед своей группой и ста­новится к ней спиной. Остальные задают ему любые вопросы, изме­няя при этом свой голос (по тону, частоте, громкости, интонации).

Прежде чем ответить на вопрос, отвечающий называет имя спра­шивающего. Если он ошибается, то ему об этом сообщают. При этом не обязательно, чтобы каждый задавал вопрос. Постоянным остается количество вопросов, а кто и сколько вопросов задает, группа решает сама.

Проблемы

А.

— В жизни все мы сталкиваемся с различными трудностями, обна­руживаем у себя черты, осложняющие нам жизнь. В то же время если хорошенько подумать, то отыщутся примеры, показывающие, что мы вполне способны с этим справиться. Вот, например, склонность от­кладывать на потом, когда мы тянем с делами, которые нужно завер­шить к определенному сроку, до последнего момента, когда успеть почти нереально. Но все мы можем, наверное, вспомнить и случаи, когда, заблаговременно запланировав сделать что-то, успевали во­время. Стало быть, все в наших руках.

Детям предлагается вспомнить и записать такие случаи (по одно­му), а затем рассказать о них.

После обсуждения психолог предлагает таким же образом вспом­нить о своих:

• боязни или раздражении, вызываемых критикой в свой адрес;

• стремлении обвинить в своих проблемах других.

Б. Психолог предлагает разобрать понятие «проблема», предоста­вив возможность каждому участнику высказать свою точку зрения.

В высказываниях чаще всего фигурируют бытовые проблемы. Можно выбрать любую из них и обсудить ее так, чтобы участники смогли увидеть за ней психологическую проблему.

Например: «Как только подумаю, что надо делать уроки (гото­виться к экзаменам), находится уйма неотложных дел». Почему не хочется, почему находятся другие дела?

Ответы часто похожи: «Лень».

Реакция руководителя: «Что за ней (ленью) стоит?» На этом эта­пе разговор следует вести не на личностном, а на абстрактном уров­не — «со всеми такое бывает».

Психолог предлагает всем поразмышлять на тему: «Почему появ­ляется лень?» Собрав «корзину» причин, следует систематизировать их по принципу внешних (зовут друзья; задание родителей и т. д.) и внутренних (не умею себя занять; боюсь еще одной неудачи и т. д.) признаков.

Причины, мешающие удовлетворить основную потребность, вы­зывают какие-то ощущения...

Психолог предлагает вспомнить, какие ощущения возникают в моменты появления лени: забыл, что это надо сделать; болит голова; устал, нет сил. Что это значит?

Дети часто сами приходят к пониманию, но если не могут найти ответ, психолог помогает, информирует участников: срабатывает не­что, защищающее нас от того дела, которое не хочется делать. Это не­что называется психологическими защитными механизмами.

Далее еще раз предлагается проследить механизм защиты, поста­вив под сомнение бытовое понимание причинности: «ленюсь (не хо­чу чего-то делать), так как болит голова», но в действительности го­лова болит часто тогда, когда «не верю в свои силы или не хочу брать на себя ответственность».

«Выбрасывая» это суждение — спорное, тревожащее, вызывающее недоумение, — ведущий втягивает группу в дискуссию.

Можно предложить каждому вспомнить свою ситуацию, когда ему чего-то очень не хотелось делать, и то, как он решил эту проблему.

Это задание выполняется в состоянии релаксации. Однако часто дети на этом этапе еще не готовы работать в измененном состоянии сознания, поэтому можно предложить отрывок из литературного про­изведения по школьной программе, где герой исследует свое состоя­ние и хорошо прослеживаются психологические защитные механизмы.

— Выполняя упражнения на наших занятиях, мы делаем важный шаг в самопознании, потому что на собственном опыте понимаем справедливость формулы насчет достоинств как продолжения недос­татков (или наоборот). Наше подлинное знание — то, что мы откры­ваем для себя сами. Нужно помнить: «Во мне нет ничего абсолютно отрицательного, ничего абсолютно положительного. Все, чем я вла­дею, и хорошим, и плохим — часть моего Я. Все это важно для меня, служит моим потребностям».

Преодоление

— Жизнь — это борьба. Эту формулу вы, безусловно, слышали много раз. С ней можно не соглашаться, спорить. Действительно, лучше жить в мире и согласии с собой и окружающими. Но жизнь часто ставит перед нами серьезные проблемы, создает препятствия,
которые нужно преодолевать. Именно это в значительной мере стимулирует рост и развитие личности.

Вспомните о тех препятствиях, которые вам пришлось преодоле­вать за последнее время. После этого найдите то общее, что помогло вам преодолевать эти трудности.

А теперь мы выслушаем всех и особое внимание уделим способам преодоления препятствий.

Мы составим общий перечень и назовем его «Преодоление».

У каждого из вас в трудную минуту будет под рукой наш общий опыт успешного преодоления трудностей.

Крокодил

Психолог говорит о том, что многие люди боятся показаться окру­жающим смешными, нелепыми. Спрашивает участников, знакомо ли им это чувство.

Следующая игра предлагается в качестве средства избавления от этого опасения.

Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание (можно название предметов, ча­сто встречающихся в обиходе), вторая — делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только при помощи жестов имимики, а его команда попытаться понять, что было загадано.

Команды загадывают слова по очереди. После того как в роли изо­бражающего побывало большинство участников, можно обсудить чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать.

Свое пространство

Один из детей добровольно встает в центр круга.

Психолог предлагает ему представить себя «светилом», на различ­ном расстоянии от которого находятся остальные участники груп­пы — «планеты». Протагонист, поворачиваясь лицом к группе, про­сит встать их на различном расстоянии от себя — так, чтобы очеред­ной участник группы отошел от него на расстояние, соответствующее воображаемой дистанции в, межличностных отношениях.

После того как расстановка группы завершена, ведущий спраши­вает протагониста, насколько комфортно созданное им пространство.

Победи своего дракона

— Все мы читали сказки, легенды о смелом воине, убивающем дра­кона или Змея Горыныча. Помните, как было страшно, когда бога­тырь отрубал у дракона одну голову, а на ее месте тут же вырастала другая? И казалось, этому не будет конца. Дракон (он же Змей Горыныч) непобедим. Но слетала еще одна голова и еще. И вдруг оказыва­лось, что дракон обезглавлен, побежден. Говоря современным язы­ком, количество запасных голов было ограничено.

У каждого из нас есть свой дракон. Он появляется как маленький, почти безобидный дракоша, но, если его вовремя не уничтожить, он может вырасти и стать опасным для самого человека и всех его близ­ких. Почти каждый из нас в один прекрасный момент решает убить своего дракона. Но у того на месте отрубленной головы вырастает другая, потом третья. И мы часто отступаем. Не боремся с драконом, а приручаем его или стараемся «поселить» его как-нибудь так, чтобы этого никто не заметил. И тогда остается только удивляться: почему из скромного, тихого дома вдруг вырываются клубы пламени и время от времени вдруг слышится рык дикого зверя, а иногда даже вдруг ка­чается земля. Самое обидное, что, занятые своим драконом, мы не мо­жем и не успеваем сделать больше ничего.

Поэтому лучше всего воевать с драконом, пока он еще мал и пока у вас самого еще достаточно сил. Самое главное — помнить, что коли­чество голов у него не беспредельно и его можно победить.

Ребятам предлагается нарисовать своего «дракона» и назвать его в целом и каждую его голову в отдельности.

После выполнения задания детям предлагается придумать исто­рию или сказку о том, как они победят своих драконов. История может быть изображена в виде комикса, представлена в виде рассказа или сценария к фильму. Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю, но и драконов, и героев должно быть столько же, сколько детей в группе.

8. Записки (см. занятие № 4)

Ритуал прощания







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.