Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мотив своего собственного поведения





— Правила поведения нужно знать, но воспитанным, культурным человеком ты станешь тогда, когда будешь поступать правильно не только потому, что знаешь, как надо поступить, а потому, что не смо­жешь поступить иначе. Разобраться в самом себе и в мотивах своего собственного поведения бывает очень непросто. Например, ты усту­пил место в автобусе пожилому человеку. Почему?

Возможны различные варианты ответа:

а) ты знаешь, что существует общепринятое правило — уступать ме­сто пожилому человеку;

б) видишь, что он устал, сочувствуешь ему, хочешь сделать ему при­ятное;

в) не можешь сидеть, если рядом стоит пожилой человек или ма­ленький ребенок.

Пассажиру, которому ты уступил место, в данном случае все рав­но, каков был твой мотив. Но тебя самого эти мотивировки характе­ризуют по-разному: первый вариант свидетельствует о том, что ты умеешь себя культурно вести, второй и особенно третий — что ты культурный, нравственно воспитанный человек.

Таким образом, воспитанность — это не только хорошие манеры, а нечто более глубокое и существенное в человеке. Это «нечто» — внутренняя культура, или интеллигентность, в основе которой лежит уважение к другому человеку.

А. П. Чехов в письме к своему брату Николаю писал, какими он себе представляет воспитанных людей. Прислушайся к его словам: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходи­тельны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки... Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках... Они не рисуются, держат себя на улице так же, как и дома. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: "Меня не понимают!", потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво...» Старайся, чтобы твое поведение соответствовало нравственным понятиям. Важнейшие нравственные понятия — доб­ро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье. Но эти понятия по­стольку нравственные, поскольку выражают твое искреннее чувство.

Л. Н. Толстой замечал, что «нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Нравственные понятия не являются абсолютными, раз и навсегда данными, они меняются от эпохи к эпохе. Не следует, пытаясь оправ­дать свое поведение или некрасивый поступок, винить во всем об­стоятельства: дескать, они вынудили меня сделать так. Это неверно. В одних и тех же жизненных обстоятельствах люди ведут себя по-раз­ному. Все зависит от их нравственной позиции.

Австрийский психолог Виктор Франкл, прошедший во время Вто­рой мировой войны через ужасы гитлеровского концлагеря, пишет: «В концентрационном лагере, например... мы были свидетелями того, что некоторые из наших товарищей вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек носит в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет актуализирована, зависит от его решения, а не от условий». Как по-разному вели себя люди в тяжелые для на­шего общества времена! Многие из тех, кого мы привыкли с детства уважать, вернее почитать, теперь выглядят по меньшей мере жалки­ми, а чаще — преступниками, другие же, о ком мы почти ничего не знали, вызывают глубокое уважение и благодарность за то, что они поступали по совести и всем своим поведением сохранили для по­томков веру в человека.

Благодарность без слов

Дети разбиваются на пары. Сначала один, а потом другой пытают­ся без помощи слов выразить чувство благодарности. Затем партне­ры делятся впечатлениями о том:

что чувствовали, выполняя это упражнение;

• искренно или наиграно выглядело изображение благодарности партнером;

• понятно ли было, какое чувство изображает партнер.

Мотив

Психолог предлагает вспомнить два случая, в одном из которых поступок был вызван неосознанным мотивом, а в другом — тот же мо­тив осознавался. На этот раз названы:

• мотив любопытства (желание посмотреть, как поведет себя дру­гой человек в ответ на какой-то поступок, возможно, желание узнать предел его терпения);

• мотив завоевания любви другого человека (желание непременно добиться расположения, симпатии, дружбы, любви другого путем манипулирования им).

В процессе обсуждения дети делятся, легко ли было вспомнить та­кие случаи, а если трудно, то почему, легко ли было осознать тот или иной мотив межличностных отношений и какие чувства они испыты­вали, когда нужно было об этом рассказать.

Волшебный магазин

Психолог предлагает подросткам подумать о том, какими личными качествами они обладают. Затем он просит представить себя в вол­шебном магазине, где он — продавец и где в обмен на те свои качества (ум, смелость, честность или лень, занудство, равнодушие), которых, как считают участники, у них в избытке, или те, от которых они хоте­ли бы избавиться, можно получить другие личностные качества, нуж­ные для себя. «Покупатель» сдает свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т. д.

В ходе дискуссии дети в группе делятся своими ощущениями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно, и т. д.

9. Домашнее задание

Детям предлагается список предложений для завершения:

• Мне хорошо, когда...

• Мне грустно, когда...

• Я чувствую себя глупо, когда...

• Я сержусь, когда...

• Я чувствую себя неуверенно, когда...

• Я боюсь, когда...

• Я чувствую себя смело, когда...

• Я горжусь собой, когда...

Кроме того, надо нарисовать выражение своего лица, когда чув­ствуешь себя: хорошо; грустно; глупо; сердито; неуверенно; испуган­но; смело; гордо.

Ритуал прощания







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.