НАЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ, АГРЕГАТЫ
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







НАЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ, АГРЕГАТЫ





Глава III

НАЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ, АГРЕГАТЫ

И ОБОРУДОВАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО И КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА СКВАЖИН

На рис. III. 1 приведена схема классификации машин, обо­рудования, механизмов, сооружений и инструментов, составля­ющих современный комплекс технических средств для текуще­го ремонта нефтяных, газовых и нагнетательных скважин. По этой схеме группы оборудования подразделены на подгруппы, без дифференциации их на типы и типоразмеры оборудования.

На рис. III.2 показана схема классификации машин, обору­дования, механизмов, сооружений и инструмента для капиталь­ного ремонта скважин, необходимых для выполнения групп операций. Здесь техника также подразделена лишь на подгруп­пы, без дифференциации на отдельные типы оборудования. Видно, что и это оборудование так же, как и оборудование для текущего ремонта скважин, в основном не универсально, а спе­циализировано для выполнения строго определенных операций. Более того, такое оборудование применяют только в одной от­расли промышленности — нефтегазодобывающей.

Главное отличие техники капитального ремонта скважин от техники текущего ремонта заключается в широком использова­нии комплекса бурового оборудования.

Классификация оборудования по назначению показывает, что по номенклатуре оно отличается большим числом подгрупп и разнообразием. Технологическая специфика обоих процессов превратила их к настоящему времени в сложную и многооб­разную область техники, сформировавшуюся в самостоятель­ные службы текущего и капитального ремонтов скважин.

В состав комплекса оборудования входят: вышка с рабочей площадкой и мостками; талевая система; подъемная лебедка или установка (агрегат); насосная установка; ротор; вертлюг; противовыбросовое оборудование; устьевой и подземный инст­румент.



В зависимости от вида и сложности производимого ремонта, аварийных ситуаций, возникающих в процессе ремонта сква­жин, оборудование может поставляться отдельными комплек­тами или узлами (например, в виде подъемника, вышки или мачты, элементов талевой системы и т. д.), частично укомплек­тованными (лебедка, вышка, талевая система в комплекте, ро­торная установка с индивидуальным приводом, насосная уста­новка и т. д.) и полностью укомплектованными механизмами, позволяющими осуществлять весь цикл ремонта скважин.

 



Вышки и мачты

Вышки и мачты — стационарные или передвижные со­оружения (телескопические, транспортируемые на подъемных установках), предназначенные для подвески талевой системы, поддержания на весу колонны труб или штанг при ремонтных работах, проводимых на скважине.

Вышки и мачты различают по грузоподъемности, высоте и конструкции. По системе опор и передачи на фундамент основ­ной нагрузки, а также по степени разборности и методу сбор­ки вышки подразделены на два типа: башенные и мачтовые. А-образные вышки секционные мачтового типа по срав­нению с вышками башенного типа обладают меньшей металло­емкостью при равной грузоподъемности, более удобны для раз­мещения на рабочей площадке подъемного и вспомогательного оборудования.

Мачты используют в качестве подъемного сооружения при ремонте неглубоких скважин. Подразделены они на стацио­нарные и передвижные. Конструктивное их исполне­ние зависит от максимально действующей на нее нагрузки.

Передвижные мачты предназначены для ремонта скважин, не имеющих стационарных вышек и мачт. Применя-


гот их на участках безвышечной эксплуатации скважин с боль­шим межремонтным периодом их работы и при наличии зара­нее подготовленных площадок и подъездных путей. В восточ­ных нефтяных районах Советского Союза наиболее распростра­нена мачта ПТМТ-40 (передвижная телескопическая мачта трубная грузоподъемностью 400 кН), смонтированная на гусе­ничной тележке «Восток» и перевозимая с помощью трактора-подъемника. Мачта состоит из двух секций, для подъема кото­рых и выдвижения верхней секции используют лебедку подъем­ника.

Рабочая площадка у устья скважины, оборудованная стационарной вышкой, должна иметь размеры не менее 4X6 м, мачтой-—3X4 м. При работе с использованием самоходных подъемных установок размеры площадок составляют 4X12, м. Высота площадки от поверхности земли в зависимости от вы­соты устья и наличия противовыбросозого оборудования может быть от одного до четырех метров.

Площадки сооружают из бутобетона с деревянным насти­лом толщиной не менее 70 мм с уклоном четырех сторон к а устью, равным 0,03°, а со стороны мостков — 0,015° для обеспе­чения стока жидкости. Высота фланца эксплуатационной ко­лонны над уровнем рабочей площадки должна быть не менее

0,5 м.

Приемные мостки и стеллажи, сооружаемые у вышки или мачты на уровне рабочей площадки с наклоном от ног вышки, служат для укладки труб при спуско-подъемных операциях. Конструкция их в зависимости от применяемого материала бывает различной.

В последнее время в ряде нефтяных районов применяют пе­реносные приемные мостки, выполненные в виде металлической пространственной фермы, перевозимой волоком (на полозьях) с помощью трактора.

Эксплуатация вышек и мачт. Вышки и мачты пе­риодически осматривают: после их сборки и подъема; до и пос­ле транспортирования в собранном виде; перед производством сложных работ (ловильных, расхаживание прихваченного ин­струмента, спуск обсадной колонны и т. п.); после сильного ветра (на открытой местности свыше 8 баллов и в лесистой — 10 баллов) и открытых нефтегазопроявлений.

При осмотрах вышки (мачты) особое внимание следует об­ращать на прямолинейность ног и зазоры в стыках труб, со­стояние фундаментов (деформацию, трещины, коррозию и дру­гие дефекты); состояние сварных швов, диагональных тяг, бал­конов, лестниц, ограждений и оттяжек. Так как во время ре­монтных работ вышка подвергается воздействию различных на­грузок и вибрациям, необходимо следить за тем, чтобы болто­вые соединения на всех узлах были надежно затянуты и укреп­лены контргайками.

Выявленные дефекты необходимо немедленно устранять.


Подъемные установки

Техническая характеристика

117,6 11100X2475X4090

Грузоподъемность, т

Мощность привода, кВт

Габаритные размеры, мм

Масса, кг ....

Агрегат А-50У предназначен для спуско-подъемных опе­раций при текущем и капитальном ремонте скважин глубиной до 3500 м с укладкой труб на мостки, разбуривания цементной пробки в колоннах диаметром 141—168 мм, промывки и тар-тальных работ.

Агрегат (рис. III.3) состоит из трансмиссии 2, двухбара-банной лебедки 5 (подъемный и тартальный барабаны), теле­скопической вышки с талевой системой 4, ротора 8 с гидропри-
Таблица III.I

Талевая система

Талевая система, предназначенная для уменьшения натяжения на подвижной ветви каната, навиваемого на бара­бан, состоит из кронблока, талевого блока, крюка, талевого ка­ната и направляющего ролика.

Талевый канат попеременно огибает шкивы кронблока и та­левого блока или крюкоблока; при этом подвижный его ко­нец, проходящий через оттяжной ролик, закрепляют на бараба­не подъемной лебедки, а неподвижный — прикрепляют к рам­ному брусу вышки, а на передвижных установках — к специ­альной проушине на станине. В зависимости от глубины сква­жины, вида работ и предполагаемой нагрузки выбирают обо-

 


рудование талевой системы соответствующей грузоподъемно­сти.

С 1978 г. освоено производство оборудования талевой систе­мы нормального ряда, в основу которого положены: высокая степень унификации между типоразмерами, а также отдельны­ми видами изделий, простота и удобство обслуживания в про­мысловых условиях, безопасность и надежность работы как от­дельных узлов, так и оборудования в целом.

Стальные (талевые) канаты выпускаются про­мышленностью различных конструкций и диаметра в зависимо­сти от назначения, условий работы и предъявляемых к ним. требований.

Основное требование, предъявляемое к стальным канатам,— обеспечение заданного расчетного разрывного усилия при кон­струкции с оптимально минимальным диаметром, минимальны­ми массой и жесткостью.

Оттяжной (направляющий) ролик предусмотрен: для изменения направления талевого каната от подъемника к кронблоку и предохранения вышек и мачт от опрокидывания. Шарнирное устройство ролика допускает вращение его в го­ризонтальной и вертикальной плоскостях. Оттяжные ролики, рассчитаны на тяговое усилие 40, 80 и 120 кН.

Ролик крепят к рамному брусу или специальному фунда­менту, расположенному между подъемником и вышкой на рас­стоянии не далее 1 м от ноги вышки. При установке ролика у мачты его крепят к трубе, пропущенной между фундаментами. ног, и возможно ближе к ноге мачты. Со стороны подъемника его устанавливают так, чтобы талевый канат, идущий к подъ­емнику через ролик, не пересекал рабочей площадки и стелла­жей и не касался где-либо самой вышки (мачты). Оттяжной ролик ограждается специальным приспособлением. Неподвиж­ный конец талевого каната крепят к противоположной ноге-вышки или мачты.

Оснастка систе мы . Перед оснасткой талевой системы определяют число шкивов в талевом блоке, тип каната, его диаметр, длину и разрывное усилие. Диаметр каната должен соответствовать диаметру канавок шкивов кронблока и талево­го блока.

Оснастку талевой системы выполняют следующим образом. Помощник бурильщика пропускает пеньковую веревку через шкив кронблока, а конец опускает вниз до пола вышки. Длина^ веревки должна быть не менее двойной высоты вышки. Буриль­щик, находящийся внизу, привязывает один конец веревки к: талевому канату, навивает на катушку трактора-подъемника и с помощью лебедок протаскивает талевый канат через край­ний шкив кронблока.

Для протаскивания каната через второй шкив кронблока бурильщик привязывает свободный конец веревки к канату, поднимаемому вверх на первом шкиве, и пропускает его через

 


шкив талевого блока. Помощник бурильщика, находящийся на подкронблочной площадке, отвязывает веревку, пропускает ее через другой шкив кронблока и отпускает вниз. Затем протас­кивает канат через этот шкив. Так же пропускают канат через все шкивы кронблока и талевого блока. После оснастки непо­движный конец его крепят к рамному брусу вышки, а подвиж­ный — к барабану лебедки.

Так как в процессе эксплуатации талевый канат изнашива­ется неравномерно (наиболее изнашивается ведущая струна), его следует периодически осматривать.

При замене талевого каната раскрепляют его неподвижный конец и соединяют с концом нового каната. Во время вращения барабана лебедки сработанный канат постепенно навивается :на него. Одновременно с этим новый канат переходит через .шкивы кронблока и талевого блока. Когда его конец, пройдя шкивы, будет наматываться поверх сработанного, другой сво­бодный конец нового каната закрепляют (неподвижный конец). Затем новый канат отсоединяют от сработанного, прикрепля­ют к барабану и навивают на него.

Практикой установлено, что при использовании каната уве­личенной длины и эксплуатации его с перепуском удлиняется .срок службы и, соответственно, сокращается расход каната.

Эксплуатация системы. Перед пуском талевой си­стемы в работу необходимо проверить: плавность вращения канатных шкивов и степень изношенности канавок; легкость •откидывания кожухов и надежность их крепления; плавность ^проворачивания ствола крюка в стакане; исправность защелок; надежность крепления всех узлов, гаек, болтов, а также креп­ления кронблока к подкронблочным балкам; наличие смазки в подшипниках и шарнирах. Все неисправности следует устра­нить.

Кроме того, при наружном осмотре проверяют состояние щек, штропов и других деталей. В случае обнаружения дефек­тов (вмятин, трещин и т. д.) неисправные детали талевой си­стемы заменяют. В процессе эксплуатации талевой системы необходимо: проверять надежность крепления всех узлов, при этом особое внимание обращают на надежность крепления га-ек и болтов; следить за износом канавок канатных шкивов; регулярно смазывать подшипники и шарнирные соединения; следить за чистотой смазки и за тем, чтобы не были загрязне­ны смазочные каналы; следить, чтобы канатные шкивы враща­лись свободно без заедания и шума в подшипниках; не допус­кать работу талевой системы при нагреве подшипников выше 70 °С (при перегреве подшипники необходимо промыть кероси­ном с помощью ручного насоса, а затем смазать); следить, что-•бы реборды канатных шкивов не задевали за кожух, а тале­вый канат при прохождении через прорези кожухов не задевал за их кромки; проверять легкость вращения крюка вокруг вер­тикальной оси и на пальце крепления к стволу.

.


При выявлении неисправностей или поломок в элементах та­левой системы работы следует прекратить и произвести ремонт или замену неисправного оборудования. Производить дальней­шие работы с неисправным оборудованием категорически за­прещается.

Роторы

Ротор предназначен для вращения колонны бурильных труб> при выполнении различных работ по капитальному ремонту скважин, поддерживая на весу колонны труб в процессе спус-ко-подъемных операций, свинчивания и развинчивания буриль­ных труб во время подъема инструмента.

Ротор Р360-Ш 1 4М состоит из станины, стола с коничес­ким зубчатым венцом, опирающегося на упорные подшипники,, кожуха, крышки и роторного вала. Техническая характеристи­ка его приведена ниже.

Установка роторная УРК-50 состоит из электродви­гателя, фрикционной муфты, коробки перемены передач, рото­ра, гидроцилиндра с системой привода, установленных на об­щей раме. Комплектуется ключом КГП (с гидравлическим при­водом) для свинчивания и развинчивания бурильных труб и по­луавтоматическим спайдером от механического ключа КМУ-50.

Правильный и своевременный уход за ротором обеспечива­ет длительную и безотказную его работу.

Перед пуском ротора в работу проверяют: правильность его-монтажа; состояние стопорного устройства стола (во время пуска и работы ротора стопорное устройство должно находить­ся в открытом положении, так как включение ротора с закры­тым стопорным устройством приведет к поломке отдельных его узлов); состояние зубчатой передачи и подшипников путем вра­щения вручную ведущего вала (ведущий вал должен провора­чиваться усилием одного рабочего за цепное колесо плавно,, без заеданий и толчков); состояние защелок крепления вклады­шей и зажимов (защелки должны легко проворачиваться от ру­ки); уровень смазки и ее качество; качество смазки трущихся: поверхностей клиньев; состояние и надежность крепления гаек, шпилек и пробок.

В процессе эксплуатации ротора проверяют надежность кре­пления всех узлов; следят за уровнем и качеством смазки в. роторе (регулярно смазывают трущиеся поверхности и заменя­ют смазку); промывают поверхность стола ротора во избежа­ние попадания бурового раствора в масляные ванны; следят,


чтобы через уплотнение ведущего вала не протекало масло; следят за состоянием подшипников (при повышении температу­ры подшипников свыше 70 °С прекращают работу и устраняют -Причины перегрева подшипников); следят за исправностью сто­порного устройства и защелок.

При выявлении неисправностей или поломок ротора необхо­димо прекратить работу и произвести ремонт.

Вертлюги

Вертлюг — соединительное звено между талевой системой эд буровым инструментом, обеспечивающий свободное вращение .инструмента и подачу промывочной жидкости через колонну труб к забою скважины.

Различают два типа вертлюгов: промывочные (ВП) и экс­плуатационные (ВЭ).

Промывочные вертлюги (ВП) изготавливают с «фланцевым или резьбовым отводом. Наиболее широко исполь­зуются вертлюги ВП-50ХЮО и ВП = 80X200. Вертлюг ВП-50Х ХЮО (4ВП-50) (рис. III.4) состоит из ствола 1 и корпуса 2 с -отводом 3 под промывочный шланг. В корпусе установлены два радиальных шарикоподшипника 4, обеспечивающие сво-•бодное вращение ствола. Внутренняя полость корпуса в верх-лей и нижней частях герметизируется самоуплотняющимися манжетами 5, а от пыли и грязи — войлочными уплотнения­ми 6. Промывочные трубы присоединяют к нижнему концу •ствола.

Трубный элеватор закрепляют на стволе под колпаком, на­винченным на верхнюю часть ствола. При работе корпус верт-,люга находится под воздействием массы промывочного шлан-ха, а масса промывочных труб воздействует на ствол вертлюга.

Вертлюг ВП-80Х200 конструктивно сходен с вертлюгом ВП-50ХЮО и отличается от него размерами, грузоподъемно­стью, а также быстросборным соединением шланга с отводом.

Эксплуатационный вертлюг В Э-5 0 (рис. III.5) «состоит из неподвижной и вращающейся частей. Неподвижную часть составляют корпус, крышка, серьга и отвод буровой тру->бы. К вращающейся части относится стол, установленный на трех подшипниках, которые обеспечивают надежное центриро­вание его относительно корпуса, и восприятие осевой и ради­альной нагрузок, возникающих при работе. В качестве основной средней опоры применен упорный шариковый подшипник. Верх­ний подшипник — роликовый конический, нижний — подшипник «скольжения.

Вертлюг имеет надежную уплотнительную систему, пред-•охраняющую от попадания жидкости в опорные узлы. Отвод 'буровой трубы заканчивается резьбой для присоединения шту­цера быстросборного соединения.


Перед началом эксплуатации (перед сборкой вертлюга с ведущей трубой) необходимо проверить следующее.

1. Плавность вращения ствола. Ствол должен вращаться от
усилия, приложенного одним рабочим к рукоятке ключа; если
•ствол не вращается, то необходимо ослабить уплотнение внут­
ренней трубы, если же и после этого ствол не проворачивается,
то вертлюг должен быть заменен. '.

2. Состояние ствола и переводника (внешним осмотром);
в случае обнаружения трещин, износа или повреждений резь-
•'бы вертлюг отправляют на ремонт.

3. Надежность крепления горловины, крышки вертлюга и
нижнего фланца, при этом обращают особое внимание на креп­
ления гаек во избежание их самоотвинчивания.

4. Уровень и качество масла в вертикальном положении
вертлюга. При необходимости добавляют масло или заменяют
'его свежим.

5. Состояние нижнего уплотнения. При утечке масла через
уплотнение заменяют асбографитовые манжеты и севанитовые


кольца. Полость севанитового уплотнения набивают густой смазкой.

6. Состояние штропа (путем его внешнего осмотра), его вра-щаемость и наличие смазки в пальцах.

В процессе эксплуатации необходимо проверять: надеж­ность крепления всех узлов вертлюга; состояние масла и его уровень в ванне; состояние подшипников; уплотнения и пере­водники. В случае повышения температуры подшипников выше 70 °С прекращают работу и устанавливают причины перегрева. При появлении течи через уплотнение прекращают работу и устраняют неисправность. В случае течи промывочной жидко­сти через соединение переводника со стволом вертлюга или че­рез ведущую трубу останавливают работу и закрепляют резь­бовое соединение.

Промывочный шланг — гибкое соединительное звено между вертлюгом и стояком, через который прокачивают про­мывочную жидкость. Внутренний диаметр его составляет 38, 63,. 76 и 90 мм, длина— 18 м. Рассчитан шланг на рабочее давле­ние 10, 15 и 20 МПа.

Внутренний и наружный резиновые слои выполнены из неф-тем аслостойкой и стойкой к абразивному воздействию резины. Концевые участки имеют дополнительную арматуру, создаю­щую переходную жесткость от шланга к штуцеру.

Элеваторы

Элеватор предназначен для захвата колонны труб или штанг и удержания их на весу в процессе спуско-подъемных операций. В зависимости от вида захватываемой колонны при­меняют трубные (для обсадных, бурильных и насосно-комп-рессорных труб) и штанговые элеваторы. По конструкции различают элеваторы одноштропные и двухштропные.

Элеватор состоит из следующих основных деталей и узлов: корпуса, захвата, замка и предохранителя. Корпус, как основ­ная деталь, несущая нагрузку, выполняется литым или кова­ным.

Важная деталь элеватора — замок, который должен обес­печить надежное запирание захватного устройства. Это дости­гается с помощью предохранительного устройства, которым оснащается каждый замок в целях предупреждения самоот­крывания.

Конструктивное исполнение элеваторов зависит от диамет­ра захватываемых труб и штанг, от способа захватывания и от массы поднимаемых или опускаемых колонн. Этим объясняет­ся многообразие конструкций элеваторов, применяемых при ремонте скважин. Например, для обсадных и бурильных труб применяют двухштропные элеваторы, для насосно-компрессор-ных — как двухштропные, так и одноштропные. Для захвата штанг используют одноштропные элеваторы.

Элеваторы ЭТА предназначены для захвата насосно-компрессорных и бурильных труб под муфту, выпускают их двух типоразмеров грузоподъемностью 32 и 50 т для труб диа­метром от 48 до 89 мм.

Элеватор (рис. III. 6) состоит из корпуса 1, шарнирно сое­диненного с серьгой 2, сменных захватов J для труб и рукоят­ки 4, которая одновременно является и запорным, устройством. Эксплуатационные его особенности: простота и удобство обра­щения во время работы, автоматичность процесса захвата труб, наличие сменных захватов, позволяющих одним размером эле­ватора ремонтировать скважины с несколькими размерами тРУб. Такие элеваторы можно применять как при механизиро­ванном свинчивании — развинчивании труб, так и при ручном— в комплекте со слайдером.

Элеваторы с захватным приспособлением ^ 3 Н, выпускают их грузоподъемностью от 15 до 50 т. В комп­лект входят: два элеватора, захватное приспособление и штроп.

Захватное приспособление состоит из захвата, затвора и серьги, в которую предварительно вдевают штроп. Затвор запи-

 


Элеватор Э X Л грузоподъемностью в зависимости от типоразмера, равной 10—40 т, состоит из массивного кованого корпуса, затвора с рукояткой и предохранительного устройст­ва. В верхней части корпуса предусмотрена кольцевая выточ­ка, куда вкладывается затвор, на который навинчивается по­воротная рукоятка, в закрытом положении фиксируемая пре­дохранителем.

Слайдеры

по

Слайдеры предназначены для автоматизации операций захвату, удержания на весу, освобождения и центрирования колонны насосно-компрессорных или бурильных труб в процес­се спуска их в скважину. На рис. III.9 показан автоматический спайдер АСГ-80. Он состоит из корпуса, клиньевой подвески, сменных центраторов и механизма подъема клиньев.

Техническая характеристика слайдера АСГ приведена ниже.

Штропы

Штропы служат для подвески элеватора на крюк. Конст­руктивно это замкнутая стальная петля овальной формы, силь­но вытянутая по одной оси. Изготавливают их цельнокатанны^-ми или сварными в стыке контактной сваркой с последующей термообработкой. Штропы различают по назначению: буровые нормальные — ШБН; буровые укороченные — ШБУ и эксплуа-


тационные — ШЭ. Для текущего и капитального ремонта сква­жин выпускают штропы ШЭ-28-П-Б и ШЭ-50-Б грузоподъем­ностью 28 и 50 т.

Ключи

Ключи различных конструкций и типоразмеров применяют для свинчивания и развинчивания бурильных, обсадных, насос­но-компрессорных труб и штанг.

Для свинчивания и развинчивания труб в основном ис­пользуют ключи двух типов: шарнирные и цепные. Шарнирные ключи, подразделяемые на машинные и ручные, легче цепных,, удобны и просты в работе; при работе с ними поверхность труб: в меньшей степени подвержена различным повреждениям.

Машинные ключи УМК применяют для докрепле-ния или раскрепления замкового соединения бурильных труб"-или соединения труб обсадной колонды с помощью механичес­кой тяги.

Ключи трубные двухшарнирные КТД пред­назначены для свинчивания и развинчивания насосно-компрес­сорных труб как вручную, так и >с помощью автомата АПР-2ВБ или КМУ-50.

Ключ КТД (рис. ШЛО) состоит из большой 2 и малой / челюстей и рукоятки 3, шарнирно соединенных между собой.

На оси шарнира большой челюсти и рукоятки 6 насажена пружина 4, стягивающая челюсти к центру образующих дуг, за счет чего ключ удерживается на трубе. На малой челюсти / расположен самоустанавливающийся сухарь 5 с дугообразной зубчатой поверхностью, благодаря которой сухарь всей поверх-

 


еностью контактирует с трубой (в отличие от других применяе­мых шарнирных ключей). Это обеспечивает более надежное •захватывание трубы, снижает давление на контактной поверх­ности, что предохраняет сухари и поверхность труб от износа

и повреждения.

Трубный ключ КТНД состоит из шарнирно соеди­ненных челюсти и рукоятки. В челюсть вставлена плоская плаш-жа, а в рукоятку — дугообразная с выпуклой рабочей поверх­ностью. На оси шарнира установлена пружина, обеспечиваю­щая удержание ключа на вертикальной трубе.

Трубный ключ КТГУ (рис. III. 11) используют при •механизированном свинчивании я развинчивании труб с по­мощью механизмов АПР-2ВБ; К.МУ-50, имеющих водило. Ключ •состоит из рукоятки 6 и створки 4, шарнирно соединенных с челюстью 1 при помощи пальца 3. Пр.и надевании ключа на трубу створка 4 поворачивается вокруг пальца 3 и под действи-•ем пружины 5 плотно прижимается сухарем 2 к трубе.

Стопорный ключ КСМ предназначен для стопоре-ния колонны труб от проворачивания при их механизирован­ном свинчивании и развинчивании. Ключ состоит из челюстей, •соединенных шарнирно с помощью пальца, двух защелок и -сухаря. При надевании ключа на трубу под воздействием пру­жины одна защелка замыкает его, а вторая — предотвращает от самооткрывания. Эксцентричная расточка внутренней по­верхности челюсти обеспечивает заклинивание сухаря между трубой и челюстью. Для работы с трубами различных диамет­ров необходимо предварительно установить сухарь, соответст­вующий диаметру труб.

Штанговые ключи КШ предназначены для свинчи-шания и развинчивания вручную насосных штанг в процессе •спуско-подъемных операций при ремонте скважин. Выполнены они из кованой заготовки с зевом под размер квадрата штанги

ш рукояткой.

Круговой штанговый ключ КШ К предусмотрен для отвинчивания штанг (внутри насосных труб) при заклини-

 


вании плунжера скважинного насоса. Состоит он из обода, не­подвижной и подвижной плашек, зажимного винта и ступицы,, состоящих из двух дисков.

Цепные ключи предназначены для свинчивания и раз­винчивания вручную насосно-компрессорных труб различных диаметров. При этом необходимо, чтобы цепь ключа плотно» облегала трубу и захватывала звено за усики головки рукоят­ки.

Ключ состоит из рукоятки, двух щек, шарнирно соединен­ных с помощью болта с рукояткой, и цепи. Щеки имеют по че­тыре дугообразных рабочих поверхности, предусмотренные для замены поверхности по мере ее износа.

Цепные ключи выпускают двух типов: КЦН (ключ цепной1 нормальный) и КЦО (облегченный).

Бурильные трубы

Колонна бурильных труб — связующее звено наземного обо­рудования с инструментом, применяемым во время ремонтно-исправительных, ловильных работ, зарезки и бурения второго-ствола и др. Она состоит из бурильных, утяжеленных буриль­ных труб, ведущей трубы и соединительных элементов (замков,. муфт и переводников).

При капитальном ремонте нефтяных, газовых и нагнета­тельных скважин используют стальные бесшовные бурильные-трубы с высаженными концами, а также трубы с высаженными-концами и коническими стабилизирующими поясками, на кон­цах этих труб предусмотрена резьба с правым и левым направ­лениями нарезки.

Трубы в двухтрубки соединены муфтами, а двухтрубки меж­ду собой — замками. На каждой трубе на расстоянии 0,4— 0,6 м от одного из ее концов выбивают клеймо, указывающее:: номер трубы; группу прочности; толщину стенки; наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; мес^ц и год вы­пуска. Место клеймения обведено светлой краской. Для труб-с условным диаметром 60—102 мм размер клейма должен быть, равен 5—8 мм. На каждой муфте выбивают клеймо — товар­ный знак завода-изготовителя. Все клейма должны быть вдоль-образующей трубы и муфты. Рядом с клеймом устойчивой светлой краской наносят маркировку: а) условный диаметр тру­бы; б) точность изготовления (при поставке труб повышен­ной прочности); в) группу прочности стали; г) толщину стенки; Д) длину трубы. Высота букв и цифр должна быть 35—50 мм. Трубы с резьбой левого направления нарезки должны иметь Широкий поясок, нанесенный светлой краской, с надписью «Лев».

 


Бурильные трубы изготавливают четырех типов: 1) с выса­женными внутрь концами (ТБВК) и муфтами к ним; 2) с вы­саженными наружу концами (ТБНК) и муфтами к ним; 3) с высаженными внутрь концами и коническими стабилизирую­щими поясками; 4) с .высаженными наружу концами и кони­ческими стабилизирующими поясками.

Бурильные трубы всех типов изготавливают длиной 6; 8 и 11,5 м — при условном диаметре от 114 до 127 мм из стали групп прочности: Д, К, Е, Л, М, Р, Т. Муфты для труб типов 1 и 2 с условным диаметром 114 мм и менее изготавливают из •стали с более высокими механическими свойствами. Трубы и муфты должны быть термически обработаны, а резьба муфт к трубам типов 1 и 2 — оцинкована или фосфатирована. В комп­лекте допускается до 25% труб длиной 8 м и до 8% длиной 6 м.

Бурильные трубы с высаженными концами и муфтыкним. Для соединения труб между собой на вы­саженных концах нарезают резьбу, на которую навинчивают ниппельную или муфтовую части замка. Короткие трубы (дли­ной 6 м) предварительно соединяют между собой соединитель­ной муфтой.

Бурильные трубы с коническими стабили­зирующими поясками. Для снижения переменных на­пряжений в резьбовом соединении в опасном сечении по пос--леднему витку резьбы применяют бурильные трубы с коничес­кими стабилизирующими поясками.

Высокую прочность и герметичность соединения обеспечива­ет: внутренние упорные торцы, стабилизирующий уплотнитель-ный поясок и гладкий участок трубы непосредственно за навин­ченным замком, воспринимающие знакопеременные изгибаю­щие нагрузки.

Высаженная часть труб ТБВК и ТБНК на 15% длиннее •стандартных труб. Номинальный натяг по резьбе и стабилизиру­ющему пояску принят равным, в среднем 0,3—0,4 мм.

Для соединения бурильных труб в колонну предназначены замки, состоящие из двух деталей: замкового ниппеля с на­ружной крупной резьбой и замковой муфты с такой же внут­ренней резьбой. Замки для бурильных труб типов 1 и 2 изго­тавливают трех видов, отличающихся гидравлическими и проч­ностными характеристиками: ЗН—с нормальным проходным •отверстием; ЗШ — с широким проходным отверстием; ЗУ — с увеличенным проходным отверстием.

Резьба замков имеет правое или левое направление нарезки. -При капитальном ремонте скважин применяют замки первых двух видов.

Утяжеленные бурильные трубы (У Б Т), изго­тавливаемые из стали групп прочности Д и К (сталь марки •36Г2С), предназначены для повышения жесткости и увеличения


массы нижней части бурильной колонны, чем создается нагрузка на долото.

УБТ, представляющие собой толстостенные бурильные тру­бы, изготавливают двух типов: гладкие по всей длине (рис. IIL12, а) и с конусной проточкой (рис. 111.12,6) для надежно­го захвата и удержания их в клиновой подвеске. Кроме того, УБТ поставляют с внутренней замковой резьбой на обоих кон­цах и устанавливают их непосредственно над долотом (наддо-лотные трубы), и с внутренней замковой резьбой на одном кон­це и наружной — на другом (промежуточные трубы); последние располагают в бурильной колонне между наддолотной утяже­ленной трубой или турбобуром и бурильными трубами.

ВНИИБТ разработаны сбалансированные утяжеленные бу­рильные трубы УБТС1 с резьбовыми соединениями повышенной прочности.

Ведущая труба предназначена для передачи враще­ния от ротора к бурильной колонне и представляет собой тол-


стостенную трубу квадратного се­чения. Конструктивно они выпол­няются в двух вариантах: сбор­ными (составленными из трех де­талей) и цельными.

Сборные ведущие бу­рильные трубы изготавли­вают предпочтительно квадратно­го сечения. Вследствие простоты изготовления такие трубы наибо­лее распространены. Они вклю­чают собственно трубу (штангу), нижний переводник ПШН (рис. III.13, а) и верхний — ПШВ (рис. 111.13,6) для соединения ве­дущей трубы с вертлюгом. Для защиты от износа замковой резь­бы нижнего переводника, подвер­гающегося многократным свинчи­ваниям и развинчиваниям при наращивании бурильной колон­ны, на переводник ПШН навинчи­вают предохранительный пере­водник (ПП).

С целью повышения усталост-

ной прочности сборных ведущих труб в АзНИПИнефти разра­ботана конструкция с цилиндрическим блокирующим пояском ТВБ, в значительной степени разгружающим соединение от воз­действия переменных напряжений. Переводник навинчивается в горячем состоянии (400—420 °С).

За последнее время разработаны конструкции ведущих труб с коническими стабилизирующими поясками ТВК.П. Здесь пре­дусмотрена горячекатанная (или с механической обработкой) термообработанная труба с посаженными на нее горячим спо­собом замками. Замки (переводники ПВВК и ПВНК) изготав­ливают из высокопрочной стали марки 40 ХНМА.

Легкосплавные бурильные трубы (Л Б Т) из­готавливают из термообработанного сплава Д16-Т. При ис­пользовании этих труб достигается облегчение бурильной ко­лонны.

Переводники, изготавливаемые с замковой резьбой как правого, так и левого направления нарезки, применяют для соединения отдельных частей бурильной колонны или присоеди­нения к ней инструмента с различной по типу и размерам резьбой. Изготавливают их трех типов: переходные (ПП), муфтовые (ПМ) и ниппельные (ПН).

Переводники переходные предназначены для предохранения от быстрого износа замковых резьб, подвергающихся частым свинчиваниям и развинчиваниям при спусках и подъемах бу-

 


рильных труб, а также для соединения деталей, отличающихся типом и размером замковых резьб.

Переводники муфтовые и ниппельные применяют в случаях, когда соединяемые концы колонны или инструмента имеют оди­наковое ниппельное или муфтовое исполнение.

По конструкции, материалу и размерам эти переводники имеют много общего с бурильными замками. Наружный их ди­аметр одинаков с наружным диаметром замка или равен наи­большему наружному диаметру с одной из двух соединяемых между собой деталей замков. В последнем случае переход к меньшему по размеру замку выполняется в виде скоса под уг­лом 35° с наружной стороны на упорном уступе ниппельного конца или на упорном торце муфтового конца переводника. Во всех случаях диаметр проходного отверстия переводника соот­ветствует наименьшему диаметру циркуляционного отверстия замка. Переводники изготавливают из той же марки стали, что и замки для бурильных труб.

На наружной цилиндрической поверхности каждого перевод­ника на пояске для маркировки наносят: товарный знак пред­приятия-поставщика; обозначение типоразмера переводника; марку стали; дату выпуска (месяц, год); номер стандарта.

На переводниках с резьбами левого направления нарезки, кроме пояска для маркировки, на расстоянии 10 мм от него протачивается опознавательный поясок шириной 5 мм.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.