|
Устранение негерметичности обсадных колоннРаботы по устранению негерметичности обсадных колонн заключаются в изоляции сквозных дефектов обсадных труб и повторной герметизации их соединительных узлов (резьбовых соединений, стыковочных устройств, муфт ступенчатого цементирования). Повторная герметизация соединительных уз- лов обсадных колонн состоит в том, что ликвидируют каналы негерметичности в соединительных узлах обсадных колонн тампонированием под давлением. Кроме того, при негерметичности резьбовых соединений обсадных колонн применяют метод довинчивания обсадных труб с устья скважины. Тампонирование негерметичных резьбовых соединений обсадных колонн производят для ликвидации утечки жидких или газообразных флюидов из колонны через резьбовые соединения, являющиеся причиной негерметичности колонн при опрессовке и источниками межколонных проявлений во время эксплуатации скважин. В качестве тампонирующих материалов используют фильтрующиеся полимерные составы, превращающиеся в предельном состоянии в газонепроницаемый камень (отверждающиеся составы) или гель (гелеобразующие составы). Применение цементного раствора в данном случае запрещается. Допускается использование тампонирующих составов на основе минеральных вяжущих, фильтрат которых отверждается или образует гель. Докрепление негерметичных резьбовых соединений эксплуатационной колонны методом довинчивания обсадных труб с устья скважины применяют в вертикальных и наклонных скважинах для ликвидации негерметичности резьбовых соединений эксплуатационных колонн, расположенных в свободной, т. е. незацементированной и неприхваченной части обсадной колонны, не заклиненной посторонними предметами. Ликвидация каналов негерметичности в стыковочных устройствах и муфтах ступенчатого цементирования. Если негерметичность стыковочного устройства или муфты ступенчатого цементирования характеризуется лишь падением давления в процессе опрессовки и непрерывная прокачка жидкости при допустимых давлениях для колонны невозможна, то каналы утечки изолируют одним из способов тампонирования под давлением. Если пропускная способность каналов негерметичности позволяет вести непрерывную закачку жидкости при допустимых для колонны давлениях, РИР проводят методами, используемыми для изоляции сквозных дефектов обсадных колонн. Для изоляции сквозных дефектов в обсадных колоннах используют способы замены поврежденной части колонны, тампонирования под давлением или установку труб меньшего диаметра против дефекта. Замену поврежденной части колонны производят при следующих условиях: Дефектные и находящиеся выше них обсадные трубы расположены в незацементированной и неприхваченной части обсадной колонны, не заклиненной посторонними предметами; на извлекаемых трубах не установлены элементы технологической оснастки обсадных колонн (центраторы, заколонные пакеры и др.); извлекаемые обсадные трубы расположены в обсаженной или не склонной к обвалам части ствола скважины; давление гидроразрыва окружающих горных пород в зоне дефекта колонны составляет менее 50% от давления опрессов-ки обсадной колонны, что обусловливает неэффективность применения цементирования под давлением; по условиям эксплуатации не допускается перекрытие дефекта колонны трубами меньшего диаметра, уменьшающими проходное сечение колонны; грузоподъемность наземных сооружений и механизмов обеспечивает подъем (спуск) извлекаемой части колонны. Тампонирование сквозных дефектов обсадных колонн применяют в случаях, когда замена дефектной части колонны или перекрытие ее трубами меньшего диаметра яе возможны по. указанным причинам. При наличии нескольких дефектов в колонне последовательно тампонируют каждый дефект сверху вниз. Местоположение его можно уточнять путем поинтервальной опрессовки колонны с помощью пакера. - t: Перекрытие дефекта колонны трубами меньшего диаметра применяют в следующих случаях: тампонирование дефекта не обеспечивает требуемой степени герметичности обсадной колонны; колонна имеет несколько дефектов, устранение которых другими методами невозможно или экономически нецелесообразно; по условиям эксплуатации скважины допустимо перекрытие дефекта трубами меньшего диаметра, уменьшающими проходное сечение колонны. Перекрытие дефекта колонны осуществляют следующими способами: спуском дополнительной колонны меньшего диаметра до забоя или интервала перфорации; спуском летучки, т. е. перекрытием дефекта трубами меньшего диаметра, длина которых определяется протяженностью негерметичного интервала колонны; перекрытием дефекта тонкостенными металлическими пластырями, запрессованными в обсадную колонну (устройство Дорн). Дополнительную колонну спускают во внутрь основной эксплуатационной колонны, устанавливая башмак ее ниже дефекта и выше продуктивного горизонта или на забое. В отдельных случаях с целью экономии обсадных труб спускают летучку, которая перекрывает только интервал дефектов, при этом нижняя и верхняя части эксплуатационной колонны остаются прежними. Дополнительную колонну спускают в скважину с последующим цементированием или же с установкой пакера. При цементировании обеспечивается надежная изоляция притока чуждых
вод. Длину этой колонны выбирают из расчета создания цементного кольца ъ затрубном пространстве на 30—50м выше верхнего дефекта в эксплуатационной колонне. На нижний конец летучки, соединяемой с колонной бурильных труб 1 переводником (рис. у,4) с обратным клапаном, навинчивают башмак с фаской, а верхний оборудуют специальной направляющей воронкой 8,. которая имеет в верхней части левую резьбу. Переводник состоит из корпуса 2 и муфты 6 с левой резьбой. Внутри муфты установлены шариковый клапан ,4 с пружиной 3 и тарельчатый клапан 7. Каналы 5 соединяют клапан 4 с затрубным пространством. После установки песчаной или гли-нопесчаной пробки выше отверстий фильтра и шаблонирования эксплуатационной колонны, на бурильных трубах спускают летучку и цементируют ее. Закачав расчетный объем цементного раствора и продавочной жидкости, обратной промывкой вымывают излишки цементного раствора через шариковый клапан переводника. Близкое расположение каналов к воронке обеспечивает полное удаление излишков цементного раствора из кольцевого пространства выше воронки, благодаря чему исключается прихват переводника и бурильных труб цементом. По окончании ОЗЦ, отвинчивают колонну бурильных труб, поднимают ее из скважины, электротермометром определяют высоту подъема цемента за летучкой и проверяют ее на герметичность. Затем разбуривают оставшуюся цементную пробку и промывают скважину до забоя. На этом ремонт скважины заканчивается. Дополнительные обсадные колонны можно спускать с паке-рами различных конструкций. Наиболее целесообразно применение пакеров механического и гидравлического действия, предназначенных для разобщения пластов при раздельной эксплуатации нескольких пластов одной скважиной. Дополнительную колонну с пакером без опоры на забой спускают следующим образом. В интервале существующего фильт-рз насыпают песчаную или глинопесчаную пробку высотой на -Ю м выше верхних отверстий фильтра. В скважину спускают шаблон, а затем, если последний беспрепятственно проходит по всему стволу до насыпной пробки, — дополнительную колон-
ну с пакером. Затем воду в стволе скважины заменяют буровым раствором. При использовании пакера механического действия резиновые элементы уплотняются под действием массы дополнительной колонны. В случае применения пакера гидравлического действия в результате закачки жидкости в трубы освобождаются чашеобразные резиновые манжеты от предохранительных кожухов. Верхнюю часть колонны закрепляют на устье скважины. Испытывают пакер и дополнительную колонну на герметичность! В этих целях в затрубное пространство в зависимости от диаметра деформированной колонны нагнетают буровой раствор под давлением 4—8 МПа. Если перелива раствора из труб дополнительной колонны не наблюдается, то это означает, что пакер уплотнен, а дополнительная колонна герметична. Тогда в скважину спускают трубы и промывают ее до забоя. Если дефект в эксплуатационной колонне находится на небольшой глубине от устья, отремонтировать его способом заливок под давлением трудно. Цементированием в этом случае не достигается создание прочных пробок, так как схватывание раствора происходит при низкой температуре, небольшом давлении и значительном поглощении жидкости через дефект в колонне. Ремонтные работы в таких случаях можно проводить с помощью устройства Дорн или путем спуска дополнительной колонны в кольцевое пространство между эксплуатационной и технической колоннами или кондуктором. При наличии на устье скважины колонной головки пьеде-стальный патрубок эксплуатационной колонны заменяют патрубком с заглушкой. Если же эксплуатационная колонна закреплена на хомуте, то в ее верхнюю муфту ввинчивают заглушку, снимают колонну с хомута и осторожно разгружают. На устье устанавливают торцовый фрезер длиной 0,3—0,5 м с зубьями высотой 22—25 мм, нарезанными на торцовой части и армированными твердым сплавом. Наружный диаметр фрезера должен быть на 10—12 мм больше диаметра муфты дополнительной колонны, а внутренний — на 8—10 мм меньше внутреннего диаметра этой колонны. К верхнему концу обсадной колонны через специальный переводник присоединяют вертлюг, пропускают эту колонну в отверстие стола ротора и фрезером накрывают верхний конец эксплуатационной колонны. Вращая обсадную трубу с фрезером при одновременной промывке скважины буровым раствором, обуривают эксплуатационную колонну на длину первой обсадной трубы. Затем наращивают очередную обсадную трубу и продолжают обуривание до тех пор, пока дополнительная колонна не окажется на необходимой глубине. Из верхней муфты дополнительной колонны отвинчивают специальный переводник с вертлюгом, устанавливают устьевую головку и цементируют колонну. После окончания закачки цементного раствора снимают устьевую головку и монтируют колонную головку. В этих целях в дополнительную и эксплуатационную колонны ввинчивают патрубки с фланцами и пьедесталом. Дополнительную колонну устанавливают на фланец технической колонны (кондуктора), а эксплуатационную — на пьедестал дополнительной колонны. После монтажа колонной головки скважину оставляют в покое на срок, необходимый для затвердения цементного раствора. Если эксплуатационная колонна была установлена на хомуте, то после окончания процесса цементирования снимают цементировочную головку и при помощи подъемного патрубка колонну устанавливают в то же положение, в каком она находилась до снятия с хомута. После окончания срока затвердения цементного раствора дополнительную колонну обвязывают с устьем, а эксплуатационную сажают на хомут и из верхней трубы вывинчивают подъемный патрубок. По окончании работ по цементированию дополнительной koj лонны шаблоном проверяют проходимость эксплуатационной колонны, после чего испытывают ее на герметичность. Перекрытие дефекта колонны тонкостенным металлическим пластырем возможно после получения Достоверной информации о местоположении, протяженности и конфигурации дефекта колонны, очистки ее внутренней поверхности от заусениц, цементной корки и продуктов коррозии, измерения остаточной толщины стенок негерметичных обсадных труб. Устройство Дорн предназначено для установки тонкостенных металлических пластырей в местах нарушений герметичности эксплуатационных колонн в нефтяных, газовых и нагнетательных скважинах диаметром 146 и 168 мм, образовавшихся в результате трещин, коррозии, износа, перфорации, нарушений резьбовых соединений, селективной изоляции пластов в зоне перфорации и т. д. ВНИИКрнефть разработал два типа устройств: 1) без опоры на обсадную колонну (рис. V.5), применяемое в случаях, когда дефект находится менее чем в 3 м от забоя; 2) с опорой на обсадную колонну (рис. V.6), используемое в случаях, когда дефект находится на расстоянии не более 0,5 м. Работа устройств обоих типов основана на расширении продольно гофрированной трубы до плотного контакта с обсадной колонной за счет избыточного давления в полости дорнирующей головки с последующей протяжкой устройства талевой системой. По принципу работы эти устройства отличаются следующим. Надежное сцепление пластыря с ремонтируемой колонной в устройстве первого типа осуществляется за счет силовых цилиндров, которые обеспечивают заход дорнирующей головки в пластырь в начальный период дорнования (расширения), а в устройстве второго типа — за счет опоры якорей на колонну, что позволяет удерживать пластырь в начальный период дорнования. Эти устройства не рекомендуется применять, когда ремонтируемая колонна сильно повреждена и может быть разорвана опорным якорем. По окончании работ проверяют качество РИР. При недостаточной степени герметичности колонны тампонируют каналы утечки за пластырь с применением фильтрующихся полимерных тампонажных материалов (ПТМ). Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|