Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методике составления развернутых высказываний





 

Задание 1. Пример протокола обследования. Составление пересказа прослушанного текста

Фамилия, имя ребенка_____

Возраст___________

Какую группу посещает______

Логопедическое заключение_____ ОНР /уровень/

Цель: Выявить возможность воспроизводить небольшой по объёму и простой по структуре литературный текст.

Материал: знакомые сказки («Теремок»), короткие реалистичные рассказы.

Методика:

Текст произведения прочитывается дважды, перед повторным чтением текста даётся установка на составление пересказа.

Инструкция: «Послушай внимательно... А сейчас я прочитаю тебе рассказ ещё раз. Слушай внимательно и приготовься мне рассказать о том, что ты услышал».

Запись рассказа ребенка

________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Особенности выполнения задания_____________________________________

 

Критерии оценки:

Полнота передачи содержания текста

Наличие / отсутствие смысловых несоответствий

Смысловые пропуски

Повторы (микротем, фрагментов текста и др.)

Соблюдение логической последовательности изложения

Наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

Уровень выполнения задания: _____________________________________

 

Задание №2. Составление сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов ‒ эпизодов.

Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов ‒ эпизодов.

Материал: серии из 3/4 картинок; серии с подробно представленным сюжетом (5/6 картинок).

Методика проведения обследования: Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребёнком и дают возможность внимательно их рассмотреть; составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки с объяснением значения отдельных деталей. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки». «Давай внимательно рассмотрим каждую картинку и скажем, что на ней изображено». «А теперь расскажи мне о том, что изображено на всех картинках».

 

Запись рассказа ребенка

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Критерии оценки выполнения задания:

Смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках.

Полнота отображения предмета речи (наглядно представленного сюжета, предметной (сюжетной) ситуации.

Соблюдение логической связи между картинками‒эпизодами.

Наличие и характер аграмматизма.

Характер оказанной ребенку (в случае необходимости) помощи.

 

Уровень выполнения задания: _____________________________________

 

Задание №3. Составление рассказа на основе личного опыта.

Цель: выявление индивидуально уровня и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Методика: Ребёнку предлагается составить рассказ на близкую ему тему; даётся план из нескольких вопросов ‒ заданий по выбранной тематике; после этого составляется рассказ по отдельным фрагментам.

Инструкция: «Расскажи о своих друзьях в детском саду/школе…»

 

Запись рассказа ребенка

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Критерии оценки выполнения задания:

Особенности фразовой речи.

Степень информативности рассказа. Полнота отображения предмета речи (раскрытия темы).

Количество информативных элементов (денотатов и предикативных связей) и их характер (простое описание предмета, действия или их описание).

Наличие и характер аграмматизма.

Уровень выполнения задания: _____________________________________

 

Задание №4. Составление описательного рассказа.

 

Материал: Модели предметов (игрушки); графические изображения, на которых полно и чётко представлены основные свойства и детали предметов; игрушки ‒куклы ‒ персонажи сказок; домашние животные и др.

Методика: Обследуемый в течение нескольких минут внимательно рассматривает предмет; далее следует составление рассказа по данному вопросному плану.

Инструкция: «Внимательно рассмотри эту куклу. А теперь расскажи о ней: как её зовут, какая она по величине; назови основные части её тела; из чего она сделана, во что одета, что у неё на голове».

 

Запись рассказа ребенка

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Критерии оценки:

Полнота и точность отражения в нём основных свойств предмета.

Наличие/ отсутствие логико‒смысловой организации сообщения. Последовательность в описании признаков и деталей предмета. Использование языковых средств словесной характеристики.

Наличие и характер аграмматизма.

Характер оказываемой ребенку помощи.

Уровень выполнения задания: _____________________________________

 

Задание №5. Вариант задания по методике окончания рассказа.

 

Ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа («У новогодней елки с дедом Морозом»); Производится разбор содержания картинки; Дважды прочитывается текст незавершенного рассказа; Предлагается придумать продолжение.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку. Давай разберем, что на ней изображено. А теперь послушай, что было до этого…

А сейчас посмотри, что изображено на картинке. Что ты видишь на ней?

А теперь придумай, что было дальше?».

 

Запись рассказа ребенка

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Критерии оценки:

Смысловое соответствие высказывания ребенка содержанию предложенного начала;

Соблюдение логической последовательности событий;

Особенности сюжетного решения продолжения рассказа;

Используемые языковые средства;

Грамматическая правильность речи.

Уровень выполнения задания: _____________________________________

 

Задание № 6. Вариант задания на составление рассказа на заданную тему.

 

Показ картинок с изображением мальчика, удочки, реки на фоне леса;

Задаются вопросы: «Как мы назовем мальчика?», «Куда решил пойти мальчик?»,

«Зачем он пошел на реку?»;

После этого предлагается составить рассказ о каком-нибудь случае с мальчиком на рыбалке, указав, что это должен быть собственный, самостоятельно придуманный рассказ.

Критерии оценки:

Структура и содержание составленного рассказа;

Особенности монологической речи;

Наличие элементов собственного творчества (количество и оригинальность актуализированных образов).

Грамматическая правильность речи.

Уровеньвыполнения задания_____________________________

 

Приложение 3.

Примеры обучающе‒развивающих заданий, используемых на

Занятиях по формированию навыков связных высказываний

 

Задание «Опиши предмет».

Цель: формирование навыков правильного построения отдельных высказываний описательной характеристики и навыков построения описательного рассказа.

Вопросы педагога:

«Что у меня в руках? (мяч)

«Какой он формы? (круглый)

«Из чего он сделан? (из резины)

«Каким цветом мяч? (желтый и красный)

«Какой он величины? (большой)

«Что делают с мячом? (в него играют)

Инструкция ребенку: «А теперь расскажи самостоятельно об этой игрушке».

Задание «Опиши свою любимую игрушку».

Цель: формирование умения составлять развернутые – высказывания описательного типа.

Инструкция: «Какая игрушка у тебя любимая? Расскажи о ней. Почему ты ее любишь?»

Задание «Сравни и расскажи».

Цель: обогащение предметного словаря и формирование навыков сравнения различных предметов.

Лексический материал: Юбка; Фартук; Брюки; Ситец; Шерсть (ткань). Куклы, натуральные предметы или картинки с их изображением. Детям раздают отдельные виды кукольной одежды, сшитой из разных по материалу и цвету тканей, а также образцы ситцевой и шерстяной тканей.

Инструкция: «Посмотрите, у вас на столе лежат образцы ткани. Эта ткань тоненькая, мягкая, легкая, называется она «ситцевая ткань», а эта более грубая, плотная, она нужна для шитья теплых вещей и называется «шерстяная ткань» или «шерсть». Сравните одежду кукол, которая лежит у вас на столе. Чем она отличается друг от друга? Из какой ткани сшита эта одежда? В какое время года нужно ходить в ситцевом платье? А в какую погоду нужно надевать шерстяные брюки?»

 

Задание на сравнение и выделение индивидуальных качеств предмета.

Ход работы: на доске выставляются 4 картинки, из которых дети отбирают одну лишнюю, объясняя, почему она не подходит. Например: 3 взрослые собаки и щенок; собачьи уши, лапы, хвост и щенок.

Задание детям: сравнить двух собак: болонку и таксу. Чем они похожи? Чем они отличаются друг от друга? Дети придумывают клички этим собакам, затем составляют рассказ-описание одной из собак по плану, предложенному логопедом: 1. Кто это? 2. Как зовут собаку? 3. Какая она по величине (по росту)? 4. Какие у нее уши, хвост, лапы, шерсть? 5. Чем она питается? 6. Где она живет и какую пользу приносит?

Задание «Кого ты видел в зоопарке?»

Цель: формирование умения логично и последовательно составлять речевое высказывание.

Материал: картинки с изображением животных (лиса, медведь, волк, обезьяна, кабан, лев, тигр) и картина‒панно с изображением зоопарка и вольеров для зверей.

Вопросы педагога: «Какие животные изображены на картинках? Расскажи, какая лиса? Какого она цвета? Какая у нее шерсть? Почему ее называют хитрой? Какие повадки у лисы? Как мы называем ее детенышей? Где живет лиса?» (Аналогично по вопросам составляются рассказы о других животных зоопарка).

Задание детям: «расселить» животных по вольерам зоопарка, каждого – в свой «дом»; объяснить педагогу свой «выбор».

 

Задание «Расскажи о любимом животном».

Цель: формирование умения выделять характерные признаки предмета описания и составлять короткий рассказ‒описание.

Инструкция: «Какое животное больше всех тебе нравиться?», «Живет ли оно у тебя дома?», «Чем ты его кормишь?», «Почему ты его так любишь?», «Какая польза от этого животного?», «Что ты пожелал бы своему любимцу?»

Инструкция ребенку: «Теперь, пожалуйста, расскажи о животном, которое живет у тебя дома или просто нравится».

 

Задание «Такие разные»

Цель: Развитие воссоздающего и творческого воображения и навыков самостоятельного рассказывания.

Логопед раздаёт детям листы с изображением животного (например, кошки). Затем следует обсуждение рисунка: Кто изображен? Какого цвета кошка? Какого цвета у нее шерсть, полоски на теле, глаза, бант на шее и т.д. Детям предлагается (на другой половине листа), нарисовать кошку, не похожую на ту, которая изображена (например, вместо черной кошки – серую или белую, глаза у которой не зеленые, а карие и т.д.). После того, как работа готова, дети составляют рассказ‒описание по своему рисунку.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.