Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Функциональные подсистемы ЭИС





Обеспечивающие подсистемы ЭИС

Обеспечивающие подсистемы ЭИС являются общими для всей ЭИС независимо от конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или иные виды обеспечения. Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предмет­ной области. В состав обеспечивающих подсистем входят подси­стемы организационного, правового, технического, математичес­кого, программного, информационного, лингвистического и тех­нологического обеспечения.

Подсистема «Организационное обеспечение» (ОО) является од­ной из важнейших подсистем ЭИС, от которой зависит успешная реализация целей и функций системы. В составе организационно­го обеспечения можно выделить четыре группы компонентов.

Первая группа включает важнейшие методические матери­алы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы:

• общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ЭИС;

• типовые проектные решения;

• методические материалы по организации и проведению предпроектного обследования на предприятии;

• методические материалы по вопросам создания и внедрения проектной документации.

Вторым компонентом в структуре организационного обеспечения ЭИС является совокупность средств, необходимых для эффективного проектирования и функционирования ЭИС (ком­плексы задач управления, включая типовые пакеты прикладных программ, типовые структуры управления предприятием, унифи­цированные системы документов, общесистемные и отраслевые классификаторы и т.п.).

Третьим компонентом подсистемы организационного обеспечения является техническая документация, получаемая в процессе обследования, проектирования и внедрения системы: технико-экономическое обоснование, техническое задание, тех­нический и рабочий проекты и документы, оформляющие поэтап­ную сдачу системы в эксплуатацию.



Четвертым компонентом подсистемы организационного обеспечения является «Персонал», где представлена организационно-штатная структура проекта, определяющая, в частности, состав главных конструкторов системы и специалистов по функ­циональным подсистемам управления.

Подсистема «Правовое обеспечение» (ПРО) предназначена для регламентации процесса создания и эксплуатации ЭИС, которая включает совокупность юридических документов с констатаци­ей регламентных отношений по формированию, хранению, об­работке промежуточной и результатной информации системы.

К правовым документам, действующим на этапе создания системы, относятся: договор между разработчиком и заказчиком; документы, регламентирующие отношения между участниками процесса создания системы.

К правовым документам, создаваемым на этапе внедрения, относятся: характеристика статуса создаваемой системы; право­вые полномочия подразделений ЭИС; правовые полномочия от­дельных видов процессов обработки информации; правовые от­ношения пользователей в применении технических средств.

Подсистема «Техническое обеспечение» (ТО) представляет комплекс технических средств, предназначенных для обработки данных в ЭИС. В состав комплекса входят электронные вычис­лительные машины, осуществляющие обработку экономической информации, средства подготовки данных на машинных носите­лях, средства сбора и регистрации информации, средства пере­дачи данных по каналам связи, средства накопления и хранения данных и выдачи результатной информации, вспомогательное оборудование и организационная техника.

Подсистема «Математическое обеспечение» (МО) - это со­вокупность математических моделей и алгоритмов для решения задач и обработки информации с применением вычислительной техники, а также комплекс средств и методов, позволяющих стро­ить экономико-математические модели задач управления. В со­став МО входят: средства МО (средства моделирования типовых задач управления, методы многокритериальной оптимизации, математической статистики, теории массового обслуживания и др.); техническая документация (описание задач, алгоритмы ре­шения задач, экономико-математические модели); методы выбо­ра МО (методы определения типов задач, методы оценки вычис­лительной сложности алгоритмов, методы оценки достовернос­ти результатов).

Подсистема «Программное обеспечение» (ПО) включает сово­купность компьютерных программ, описаний и инструкций по их применению на ЭВМ (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Состав подсистемы «Программное обеспечение ЭИС»

ПО делится на два комплекса: общее (операционные систе­мы, операционные оболочки, компиляторы, интерпретаторы, программные среды для разработки прикладных программ, СУБД, сетевые программы и т.д.) и специальное (совокупность прикладных программ, разработанных для конкретных задач в рамках функциональных подсистем, и контрольные примеры).

Подсистема «Информационное обеспечение» (ИО) - это сово­купность единой системы классификации и кодирования техни­ко-экономической информации, унифицированной системы до­кументации и информационной базы (рис. 1,5).

В состав ИО включаются два комплекса: компоненты внемашинного информационного обеспечения (классификаторы тех­нико-экономической информации и документы) и внутримашинного информационного обеспечения (макеты/экранные формы для ввода первичных данных в ЭВМ или вывода результатной информации, структура информационной базы: входных, выход­ных файлов, базы данных).

Рис. 1.5. Состав подсистемы «Информационное обеспечение ЭИС»

Центральным компонентом информационного обеспечения является база данных, через которую осуществляется обмен дан­ными различных задач. База данных обеспечивает интегрирован­ное использование различных информационных объектов в функ­циональных подсистемах.

Подсистема «Лингвистическое обеспечение» (ЛО) включает совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в информационных системах, а также пра­вил формализации естественного языка, включающих методы сжа­тия и раскрытия текстовой информации с целью повышения эффективности автоматизированной обработки информации и облегчающих общение человека с ЭИС. Языковые средства, вклю­ченные в подсистему ЛО, делятся на две группы: традиционные языки (естественные, математические, алгоритмические языки, язы­ки моделирования) и языки, предназначенные для диалога с ЭВМ (информационно-поисковые языки, языки СУБД, языки опера­ционных сред, входные языки пакетов прикладных программ).

Подсистема «Технологическое обеспечение» (ТО) ЭИС соответ­ствует разделению ЭИС на подсистемы по технологическим эта­пам обработки различных видов информации:

• первичной и результатной информации (этапы технологичес­кого процесса сбора, передачи, накопления, хранения, обра­ботки первичной информации, получения и выдачи резуль­татной информации);

• организационно-распорядительной документации (этапы по­лучения входящей документации, передачи на исполнение, этапы формирования и хранения дел, составления и размно­жения внутренних документов и отчетов);

• технологической документации и чертежей (этапы ввода в сис­тему и актуализации шаблонов изделий, ввода исходных дан­ных и формирования проектной документации для новых ви­дов изделий, выдачи на плоттер чертежей, актуализации банка ГОСТов, ОСТов, технических условий, нормативных данных, подготовки и выдачи технологической документации по но­вым видам изделий);

• баз данных и знаний (этапы формирования баз данных и зна­ний, ввода и обработки запросов на поиск решения, выдачи варианта решения и объяснения к нему);

• научно-технической информации, ГОСТов и технических ус­ловий, правовых документов и дел (этапы формирования по­исковых образов документов, формирования информацион­ного фонда, ведения тезауруса справочника ключевых слов и их кодов, кодирования запроса на поиск, выполнения поиска и выдачи документа или адреса хранения документа).

Все обеспечивающие подсистемы связаны между собой и с функ­циональными подсистемами. Подсистема «Организационное обес­печение» определяет порядок разработки и внедрения ЭИС, орга­низационную структуру ЭИС и состав работников, правовые ин­струкции для которых содержатся в подсистеме «Правовое обес­печение».

Функциональные подсистемы определяют составы задач и постановки задач, математические модели и алгоритмы решения которых разрабатываются в составе подсистемы «Математичес­кое обеспечение» и которые, в свою очередь, служат базой для разработки прикладных программ, входящих в состав подсис­темы «Программное обеспечение».

Функциональные подсистемы, компоненты МО и ПО опре­деляют принципы организации и состав классификаторов доку­ментов, состав информационной базы. Разработка структуры и состава информационной базы позволяет интегрировать все за­дачи функциональных подсистем в единую экономическую ин­формационную систему, функционирующую по принципам, сфор­мулированным в документах организационного и правового обес­печения.

Объемные данные потоков информации вместе с расчетными данными относительно степени сложности разрабатываемых ал­горитмов и программ позволяют выбрать и рассчитать компонен­ты технического обеспечения. Выбранный комплекс технических средств дает возможность определить тип операционной системы, а разработанное программное, информационное обеспечение по­зволяет организовать технологию обработки информации для ре­шения задач, входящих в соответствующие функциональные под­системы.

 

Жизненный цикл ЭИС

 

Потребность в создании ЭИС может обусловливаться либо необходимостью автоматизации или модернизации существую­щих информационных процессов, либо необходимостью корен­ной реорганизации в деятельности предприятия (проведении биз­нес-реинжиниринга). Потребности создания ЭИС указывают, во-первых, для достижения каких именно целей необходимо разработать систему; во-вторых, к какому моменту времени це­лесообразно осуществить разработку; в-третьих, какие затраты необходимо осуществить для проектирования системы.

Проектирование ЭИС - трудоемкий, длительный и динами­ческий процесс. Технологии проектирования, применяемые в настоящее время, предполагают поэтапную разработку системы. Этапы по общности целей могут объединяться в стадии. Сово­купность стадий и этапов, которые проходит ЭИС в своем разви­тии от момента принятия решения о создании системы до момен­та прекращения функционирования системы, называется жизнен­ным циклом ЭИС.

Суть содержания жизненного цикла разработки ЭИС в раз­личных подходах одинакова и сводится к выполнению следую­щих стадий:

1. Планирование и анализ требований (предпроектная стадия) -системный анализ. Исследование и анализ существующей инфор­мационной системы, определение требований к создаваемой ЭИС, оформление технико-экономического обоснования (ТЭО) и тех­нического задания (ТЗ) на разработку ЭИС.

2. Проектирование (техническое проектирование, логическое проектирование). Разработка в соответствии со сформулирован­ными требованиями состава автоматизируемых функций (функ­циональная архитектура) и состава обеспечивающих подсистем (системная архитектура), оформление технического проекта ЭИС.

3. Реализация (рабочее проектирование, физическое проекти­рование, программирование). Разработка и настройка программ, наполнение баз данных, создание рабочих инструкций для пер­сонала, оформление рабочего проекта.

4. Внедрение (тестирование, опытная эксплуатация). Комплек­сная отладка подсистем ЭИС, обучение персонала, поэтапное вне­дрение ЭИС в эксплуатацию по подразделениям экономического объекта, оформление акта о приемо-сдаточных испытаниях ЭИС.

5. Эксплуатация ЭИС (сопровождение, модернизация). Сбор рекламаций и статистики о функционировании ЭИС, исправле­ние ошибок и недоработок, оформление требований к модерни­зации ЭИС и ее выполнение (повторение стадий 2 - 5).

Часто второй и третий этапы объединяют в одну стадию, на­зываемую техно-рабочим проектированием или системным син­тезом. На рис. 2.2 представлена обобщенная блок-схема жизнен­ного цикла ЭИС. Рассмотрим основное содержание стадий и эта­пов на представленной схеме.

Системный анализ. К основным целям процесса относится следующее:

• сформулировать потребность в новой ЭИС (идентифициро­вать все недостатки существующей ЭИС);

• выбрать направление и определить экономическую целесооб­разность проектирования ЭИС,

Системный анализ ЭИС начинается с описания и анализа фун­кционирования рассматриваемого экономического объекта (си­стемы) в соответствии с требованиями (целями), которые предъяв­ляются к нему (блок 1). В результате этого этапа выявляются ос­новные недостатки существующей ЭИС, на основе которых формулируется потребность в совершенствовании системы управ­ления этим объектом, и ставится задача определения экономи­чески обоснованной необходимости автоматизации определен­ных функций управления (блок 2), то есть создается технико-эко­номическое обоснование проекта. После определения этой потребности возникает проблема выбора направлений совершен­ствования объекта на основе выбора программно-технических средств (блок 3). Результаты оформляются в виде технического задания на проект, в котором отражаются технические условия и требования к ЭИС, а также ограничения на ресурсы проектиро­вания. Требования к ЭИС определяются в терминах функций, ре­ализуемых системой, и предоставляемой ею информацией.

Системный синтез. Этот процесс предполагает:

• разработать функциональную архитектуру ЭИС, которая от­ражает структуру выполняемых функции;

• разработать системную архитектуру выбранного варианта ЭИС, то есть состав обеспечивающих подсистем;

• выполнить реализацию проекта.

Этап по составлению функциональной архитектуры (ФА), представляющей собой совокупность функциональных подсис­тем и связей между ними (блок 4), является наиболее ответствен­ным с точки зрения качества всей последующей разработки.

Рис. 2.2. Обобщенная технологическая схема жизненного цикла ЭИС

 

Построение системной архитектуры (СА) на основе ФА (блок 5) предполагает выделение элементов и модулей информационно­го, технического, программного обеспечения и других обеспечи­вающих подсистем, определение связей по информации и управ­лению между выделенными элементами и разработку техноло­гии обработки информации.

Этап конструирования (физического проектирования систе­мы) включает разработку инструкций пользователям и программ, создание информационного обеспечения, включая наполнение баз данных (блок 6).

Внедрение разработанного проекта (блоки 7 - 10). Процесс предполагает выполнение следующих этапов: опытное внедрение и промышленное внедрение.

Этап опытного внедрения (блок 7) заключается в проверке работоспособности элементов и модулей проекта, устранении ошибок на уровне элементов и связей между ними.

Этап сдачи в промышленную эксплуатацию (блок 9) заклю­чается в организации проверки проекта на уровне функций и кон­троля соответствия его требованиям, сформулированным на ста­дии системного анализа.

Эксплуатация и сопровождение проекта. На этой стадии (бло­ки 11 и 12) выполняются этапы: эксплуатация проекта системы и модернизация проекта ЭИС.

Рассмотренная схема жизненного цикла ЭИС условно вклю­чает в свой состав только основные процессы, реальный набор которых и их разбиение на этапы и технологические операции в значительной степени зависят от выбираемой технологии проек­тирования, о чем более подробно будет сказано в последующих разделах данной работы.

Важной чертой жизненного цикла ЭИС является его повто­ряемость «системный анализ - разработка - сопровождение - системный анализ». Это соответствует представлению об ЭИС как о развивающейся, динамической системе. При первом выпол­нении стадии «Разработка» создается проект ЭИС, а при повтор­ном выполнении осуществляется модификация проекта для под­держания его в актуальном состоянии.

Другой характерной чертой жизненного цикла является на­личие нескольких циклов внутри схемы:

• первый цикл, включающий блоки 1 - 12, - это цикл первичного проектирования ЭИС;

• второй цикл (блоки: 7 - 8, 6 - 7) - цикл, который возникает после опытного внедрения, в результате которого выясняются частные ошибки в элементах проекта, исправляемые начи­ная с 6-го блока;

• третий цикл (блоки: 9 - 10, 4 - 9) возникает после сдачи в про­мышленную эксплуатацию, когда выявляют ошибки в функ­циональной архитектуре системы, связанные с несоответстви­ем проекта требованиям заказчика, по составу функциональ­ных подсистем, составу задач и связям между ними;

• четвертый цикл (блоки: 12, 5 - 12) возникает в том случае, когда требуется модификация системной архитектуры в связи с не­обходимостью адаптации проекта к новым условиям функ­ционирования системы;

• пятый цикл (блоки: 12, 1 - 12 ) возникает, если проект систе­мы совершенно не соответствует требованиям, предъявляе­мым к организационно-экономической системе ввиду того, что осуществляется моральное его старение и требуется пол­ное перепроектирование системы.

Чтобы исключить пятый цикл и максимально уменьшить не­обходимость выполнения третьего и четвертого циклов, необ­ходимо выполнять проектирование ЭИС на всех этапах перво­го, основного цикла разработки ЭИС в соответствии с требова­ниями:

• разработка ЭИС должна быть выполнена в строгом соответ­ствии со сформулированными требованиями к создаваемой системе;

• требования к ЭИС должны адекватно соответствовать целям и задачам эффективного функционирования экономического объекта;

• созданная ЭИС должна соответствовать сформулированным требованиям на момент окончания внедрения, а не на момент начала разработки;

• внедренная ЭИС должна развиваться и адаптироваться в со­ответствии с постоянно изменяющимися требованиями к ЭИС. С точки зрения реализации перечисленных аспектов в тех­нологиях проектирования ЭИС модели жизненного цикла, опре­деляющие порядок выполнения стадий и этапов, претерпевали существенные изменения. Среди известных моделей жизненного цикла можно выделить следующие модели:

каскадная модель (до 70-х годов) - последовательный переход на следующий этап после завершения предыдущего;

итерационная модель (70 - 80-е годы) - с итерационными воз­вратами на предыдущие этапы после выполнения очередного этапа;

спиральная модель (80 - 90-е годы) - прототипная модель, пред­полагающая постепенное расширение прототипа ЭИС.

Каскадная модель.Для этой модели жизненного цикла харак­терна автоматизация отдельных несвязанных задач, не требую­щая выполнения информационной интеграции и совместимости, программного, технического и организационного сопряжения. В рамках решения отдельных задач каскадная модель жизненного цикла по срокам разработки и надежности оправдывала себя. Применение каскадной модели жизненного цикла к большим и сложным проектам вследствие большой длительности процесса проектирования и изменчивости требований за это время приво­дит к их практической нереализуемости.

Итерационная модель.Создание комплексных ЭИС предпо­лагает проведение увязки проектных решений, получаемых при реализации отдельных задач. Подход к проектированию «снизу-вверх» обусловливает необходимость таких итерационных возвра­тов, когда проектные решения по отдельным задачам комплекту­ются в общие системные решения и при этом возникает потреб­ность в пересмотре ранее сформулированных требований. Как правило, вследствие большого числа итераций возникают рассог­ласования в выполненных проектных решениях и документации. Запутанность функциональной и системной архитектуры создан­ной ЭИС, трудность в использовании проектной документации вызывают на стадиях внедрения и эксплуатации сразу необходи­мость перепроектирования всей системы. Длительный жизненный цикл разработки ЭИС заканчивается этапом внедрения, за кото­рым начинается жизненный цикл создания новой ЭИС.

Спиральная модель.Используется подход к организации про­ектирования ЭИС «сверху-вниз», когда сначала определяется со­став функциональных подсистем, а затем постановка отдельных задач. Соответственно сначала разрабатываются такие общесис­темные вопросы, как организация интегрированной базы данных, технология сбора, передачи и накопления информации, а затем технология решения конкретных задач. В рамках комплексов за­дач программирование осуществляется по направлению от голов­ных программных модулей к исполняющим отдельные функции модулям. При этом на первый план выходят вопросы взаимодей­ствия интерфейсов программных модулей между собой и с базой данных, а на второй план - реализация алгоритмов.

В основе спиральной модели жизненного цикла лежит при­менение прототипной технологии или RAD-технологии (rapid application development - технологии быстрой разработки приложений) - J. Martin. Rapid Application Development. New York: Macmillan, 1991. Согласно этой технологии ЭИС разрабатывает­ся путем расширения программных прототипов, повторяя путь от детализации требований к детализации программного кода. Естественно, что при прототипной технологии сокращается чис­ло итераций и меньше возникает ошибок и несоответствий, ко­торые необходимо исправлять на последующих итерациях, а само проектирование ЭИС осуществляется более быстрыми темпами, упрощается создание проектной документации. Для более точ­ного соответствия проектной документации разработанной ЭИС все большее значение придается ведению общесистемного репозитория и использованию CASE-технологий (см. гл. 13).

Жизненный цикл при использовании RAD-технологии пред­полагает активное участие на всех этапах разработки конечных пользователей будущей системы и включает четыре основные стадии информационного инжиниринга:

анализ и планирование информационной стратегии. Пользова­тели вместе со специалистами-разработчиками участвуют в идентификации проблемной области;

проектирование. Пользователи принимают участие в техничес­ком проектировании под руководством специалистов-разра­ботчиков;

конструирование. Специалисты-разработчики проектируют ра­бочую версию ЭИС с использованием языков 4-го поколения;

• внедрение. Специалисты-разработчики обучают пользователей работе в среде новой ЭИС.

 

Рис. 11.1. Материальные, финансовые и информационные потоки бизнес-процесса

 

Менеджмент бизнес-процессов зародился еще в рамках кон­цепций всеобщего управления качеством (TQM - Total Quality Management) и непрерывного улучшения процессов (CPI- Continuous Process Improvement), согласно которым предполагается сквоз­ное управление бизнес-процессом как единым целым, выполняю­щимся взаимосвязанными подразделениями предприятия (ком­пании), например, от момента поступления заказа клиента до момента его реализации.

Управление бизнес-процессами целесообразно рассматривать и на уровне взаимодействия различных предприятий, когда тре­буется координация деятельности предприятий-партнеров в по­токах товародвижения или в логистических процессах. Логисти­ка породила методы организации поставок по принципу «точно в срок» (JIT- Just In Time), реализация которых немыслима без управления бизнес-процессами как единым целым.

революцию в управление бизнес-процессами внесли достиже­ния в области современных информационных технологий, кото­рые дают возможность проведения инжиниринга и реинжинирин­га бизнес-процессов.

Согласно определению М. Хаммера и Д.Чемпи [91] реинжи­ниринг бизнес-процессов (BPR - Business process reengineering) определяется как «фундаментальное переосмысление и радикаль­ное перепроектирование бизнес-процессов (БП) для достижения коренных улучшений в основных показателях деятельности пред­приятия».

Целью реинжиниринга бизнес-процессов (РБП) является сис­темная реорганизация материальных, финансовых и информаци­онных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребнос­тей клиентов, повышение качества их обслуживания.

Для компаний с высокой степенью диверсификации бизнеса, многообразием партнерских связей реинжиниринг бизнес-процес­сов обеспечивает решение следующих задач:

• определение оптимальной последовательности выполняемых функций, которое приводит к сокращению длительности цик­ла изготовления и продажи товаров и услуг, обслуживания клиентов, следствием чего служат повышение оборачиваемо­сти капитала и рост всех экономических показателей фирмы;

• оптимизация использования ресурсов в различных бизнес-процессах, в результате которой минимизируются издержки и обеспечивается оптимальное сочетание различных видов де­ятельности;

• построение адаптивных бизнес-процессов, нацеленных на быструю адаптацию к изменениям потребностей конечных по­требителей продукции, производственных технологий, пове­дение конкурентов на рынке и, следовательно, повышение качества обслуживания клиентов в условиях динамичности внешней среды;

• определение рациональных схем взаимодействия с партнера­ми и клиентами и, как следствие, рост прибыли, оптимизация финансовых потоков.

Инжиниринг бизнес-процессов включает в себя реинжиниринг бизнес-процессов, проводимый с определенной периодичностью, например один раз в 5 - 7 лет, и последующее непрерывное улучшение бизнес-процессов путем их адаптации к изменяющейся внешней среде.

Инжиниринг бизнес-процессов выполняется на основе при­менения инженерных методов и современных программных ин­струментальных средств моделирования бизнес-процессов совме­стными командами специалистов компании и консалтинговой фирмы.

В соответствии с определением Е.Г. Ойхмана и Э.В. Попова: «Реинжиниринг бизнеса предусматривает новый способ мышле­ния - взгляд на построение компании как на инженерную деятель­ность. Компания или бизнес рассматривается как нечто, что мо­жет быть построено, спроектировано или перепроектировано в соответствии с инженерными принципами» [71].

Реинжиниринг бизнес-процессов нельзя отождествлять с ре­шением таких задач, как автоматизация процессов обработки информации, реинжиниринг программного обеспечения, реор­ганизация организационной структуры, улучшение качества про­дукции и услуг, которые могут решаться самостоятельно и неза­висимо друг от друга. Вместе с тем предполагается их обязатель­ное комплексное решение при реинжиниринге бизнес-процессов.

Реинжиниринг бизнес-процессов возможен только на основе интегрированных корпоративных информационных систем, ко­торые обеспечивают поддержку управлению деловыми процес­сами на всех уровнях. В отличие от канонического подхода к ав­томатизации отдельных функций управления в виде локальных АРМов, не изменяющих существующую технологию управления, использование корпоративных экономических информационных систем (КЭИС) предполагает трансформацию системы управле­ния на основе концепции автоматизации управления сквозными бизнес-процессами. Причем адаптация структуры КЭИС к изме­нениям потребностей системы управления должна быть непре­рывной.

Общими требованиями к созданию корпоративных экономи­ческих информационных систем, обеспечивающих эффективный реинжиниринг бизнес-процессов предприятий, являются:

• модульность, предполагающая разработку и внедрение ЭИС по отдельным программным комплексам, которые автомати­зируют определенные виды деятельности предприятия и ком-плексируются между собой;

• интегрируемость (интероперабельность), позволяющая осуще­ствлять информационный обмен между программными комплексами через общую базу данных на основе стандартов представления форматов данных и интерфейсов;

• адаптивность, обеспечивающая настраиваемость программ­ных комплексов на различные схемы организации бизнес-про­цессов;

• масштабируемость, позволяющая наращивать число автома­тизированных рабочих мест ЭИС по мере внедрения про­граммных комплексов и расширения предприятия без потери эффективности эксплуатации ЭИС;

• открытость (переносимость), реализующая сопряжение про­граммных комплексов со стандартными программными при­ложениями через механизмы OLE, например программами Microsoft Office, и с внешними приложениями других информа­ционных систем через API-интерфейс (Application Programming Interface), например INTERNET - приложениями;

• конфиденциальность, предполагающая настройку прав дос­тупа пользователей к информационной системе в зависимос­ти от уровня компетенции.

Реинжиниринг бизнес-процессов предполагает изменение ар­хитектуры корпоративной экономической информационной си­стемы, которая призвана:

• на оперативном уровне обеспечить ускорение информацион­ных потоков, связывающих участников деловых процессов, и улучшить синхронизацию одновременно выполняемых дело­вых процессов;

• на тактическом уровне способствовать повышению качества принимаемых управленческих решений, позволяющих адап­тировать деловые процессы к изменению внешней среды;

• на стратегическом уровне обеспечивать процесс принятия ре­шений относительно проектирования новых и перепроекти­рования существующих бизнес-процессов.

На оперативном уровне создаются системы обработки тран­закций (OLTP - On-Line Transaction Processing) - (см. п.12.11), которые призваны упростить организацию и управляемость деловыми процессами на основе принципов горизонтального и вер­тикального сжатия процессов, централизации (децентрализации).

Горизонтальное сжатие процесса - несколько рабочих про­цедур объединяется в рамках создания многофункционального автоматизированного рабочего места, подключаемого к комп­лексной системе автоматизации управления. Характер деятельности непосредственных исполнителей деловых процессов ста­новится информационным. Автоматизация множества операций позволяет концентрировать выполнение множества функций од­ним работником с меньшей квалификацией. Например, при при­еме заказа от клиента выполняется не только его регистрация, но и планирование выполнения. В ходе планирования проверяется достаточность всех необходимых ресурсов, осуществляется их выделение, назначаются сроки выполнения, корректируется об­щий план-график работ, создаются заказы-наряды на выполне­ние работ для производственных подразделений и снабжения, причем планирование работ выполняется автоматически с помо­щью последовательности взаимосвязанных процедур. Кроме того, с помощью экспертной системы в случае достаточно дорогосто­ящих заказов может быть выполнена проверка финансового со­стояния клиента. В результате концентрации функций на одном автоматизированном рабочем месте обеспечивается более быст­рое и качественное обслуживание клиента.

Вертикальное сжатие процесса - организация и контроль выполнения делового процесса со стороны менеджеров на осно­ве использования локальных вычислительных сетей с архитекту­рой «клиент-сервер», систем управления потоками работ и рас­пределенных баз данных. В частности, через распределенную базу данных работники предприятия обмениваются между собой ин­формацией, в которой все изменения отражаются в реальном масштабе времени и становятся доступными параллельно для всех заинтересованных участников бизнес-процесса. Система управ­ления рабочими потоками (workflow) оперативно связывает по локальной вычислительной сети операции исполнителей из раз­личных подразделений внутри предприятия и программные при­ложения в сквозные бизнес-процессы, которые контролируются руководством предприятия как единым целым. При этом шаги процесса выполняются в естественном порядке при допустимом распараллеливании работ.

Электронное связывание участников бизнес-процесса через технологию управления потоками работ позволяет оперативно доставлять результаты выполненной работы до последующих исполнителей, автоматически сигнализируя о конце предыдущей операции. Таким образом, сокращаются затраты времени на ме­жоперационные переходы. При этом достигается более гибкое планирование и использование имеющихся ресурсов.

С помощью перечисленных информационных технологий появляется возможность динамического формирования рабочих групп для выполнения конкретного процесса (заказа, проекта), в которые входят работники из различных структурных подраз­делений. Такие рабочие группы управляются независимо от структурной принадлежности исполнителей единственным ме­неджером процесса. Процессные рабочие группы более гибки с точки зрения адаптации к конкретным потребностям и не тре­буют сложных согласований при выполнении работ в рамках традиционной иерархической структуры управления, например, как в случае гибкого формирования рабочей группы из пред­ставителей отделов маркетинга, проектирования, продаж, про­изводства и закупок для организации выпуска новой продук­ции на рынок.

Электронные коммуникации и безбумажная технология ра­бочих потоков позволяют сделать более прозрачным контроль исполнения процесса, когда в каждый момент времени можно знать его состояние на конкретных рабочих местах, отклонения в процессах сразу становятся автоматически известными для всех заинтересованных исполнителей и менеджеров. Развитые интел­лектуальные информационные системы позволяют заблаговре­менно осуществлять диагностику и прогнозирование развития процессов. В этих условиях менеджерам нет необходимости осу­ществлять контроль исполнения процессов посредством сбора бумажных отчетов. Мониторинг бизнес-процессов становится более оперативным, не требуется поддержание большого штата управляющего персонала среднего звена.

Кроме того, возможность оперативной связи участников про­цессов с менеджерами в случае возникающих проблем посред­ством электронной почты, проведения теле- и видеоконференций также повышает оперативность принятия решений без потери времени на проведение традиционных совещаний. Принимаемые управленческие решения моментально становятся известными через электронную почту и доски объявлений всем участникам бизнес-процесса. Таким образом, сокращается число уровней управления на предприятии.

Централизованное (децентрализованное) управление процессом - координация выполнения операций процесса территориально-распределенными структурными подразделениями предприятия или предприятиями-партнерами на основе использования глобальной вычислительной сети Intranet/Internet, стандартов электронного обмена данными (EDI - Electronic Data Interchange) и компонентной технологии программных интерфейсов DCOM и CORBA.

Реализация этого принципа приводит к созданию виртуаль­ных компонентов организационной структуры. Такие компонен­ты либо физически не сосредоточиваются в одном месте, напри­мер в случае «домашней» (home office) организации труда отде­лов снабжения, продаж, проектирования, либо вообще физичес­ки не организуются. Например, вместо отделов продаж созда­ются автоматизированные системы электронных магазинов а вместо складов вводятся виртуальные запасы, которые постав­ляются точно в требуемый для производства срок. Такая органи­зация позволяет ускорить и повысить точность выполнения про­цессов, а также экономить издержки, связанные с необходимос­тью поддержания физических компонентов организационной структуры.

В качестве организационных форм компаний, активно исполь­зующих электронное взаимодействие, рассматриваются:









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.