Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проблемы использования метода анкетирования как ведущего метода педагогической диагностики.





Тема: «Методы исследования»

ЗАДАНИЕ 1. Логико-смысловая модель «Методы исследования».

 

 

ЗАДАНИЕ 2. Заполнить таблицу.

 

Этапы исследования Методы, используемые на каждом этапе
   
 
 
 
 
 
 

 

ЗАДАНИЕ 3. Выполнение заданий

 

Наблюдение

Алгоритм выполнения задания:

Цель – выполнив это задание, вы научитесь правильно проводить наблюдение, поймете типичные ошибки, допускаемые при проведении наблюдений, осознаете значимость применения данного метода.

Методическая подсказка:

Задание: Решите 11 задач

1. Перед Вами 11 задач-ситуаций[1] направленных на умение учителя пользоваться основным методом диагностики – наблюдением. Прочитайте ситуации и вопросы к ним прилагающиеся и если ситуация показалась Вам интересной – попытайтесь решить ее.

2. Закройте поля ответа. Попытайтесь сначала выполнить задание без подсказки, и лишь затем сверьтесь с ответом.

Критерии оценки выполнения задания:

Задание оценивается по следующим критериям:

· Умение использовать теоретические знания в решении задач

· Четкость формулировки ответов на вопросы.

· Убедительность и обоснованность представленных ответов.

ЗАДАЧИ

1.СИТУАЦИЯ:Студентка, выполняя курсовую работу по теме «Игра», должна была собрать необходимый фактический материал, используя метод наблюдения. Придя в начальную школу, она обратилась к ученикам с такими словами: «Мне сегодня необходимо понаблюдать за тем, как вы играете!». ОТВЕТ: Полученные данные будут недостоверными, так как ученики не должны знать ни истинных целей наблюдения, ни того, что за ними наблюдают. Иначе это исказит характер поведения детей. Наблюдение проводится в привычных для детей условиях деятельности, проводит его обычно человек к которому ученики привыкли.
ВОПРОС: Будут ли данные, полученные студенткой, достоверными? Какое необходимое условие было нарушено студенткой?
2. СИТУАЦИЯ:Классный руководитель обратил внимание, что Коля и Вася подружились. Это удивило педагога, так как в характере обоих мальчиков не было заметно ничего общего. Учитель решил выяснить, на чем основана дружба мальчиков. ОТВЕТ: Учитель может воспользоваться методом наблюдения по заранее составленному плану, а также беседой по разработанным целевым вопросам. Педагогу важно изучить продукты деятельности обоих друзей. Можно провести специально разработанный эксперимент.  
ВОПРОС: Какими методами воспользуется педагог, чтобы выяснить это? Подготовьте материалы для проведения исследования.
3. СИТУАЦИЯ:Многие учителя считают, что во время наблюдения мы видим то, что уже знаем, а неизвестное проходит мимо нашего внимания. ОТВЕТ: Да, правомерно. Перед началом наблюдения необходимо четко сформулировать цель и составит план наблюдения: продумать организацию, условия наблюдения, форму записи, способ регистрации.
ВОПРОС: Правомерно ли такое суждение? Что необходимо сделать, чтобы наблюдение было эффективным?
4. СИТУАЦИЯ:Во время наблюдения студентка записала: «Саша внимательно слушал объяснения учителя. Об этом, казалось, свидетельствовала его поза: он смотрел на воспитателя, не отвлекаясь. Однако, когда его спросили, он ответил неправильно». ОТВЕТ: По внешнему виду ребенка не всегда можно сделать правильный вывод о характере внутренних психических процессов. Одни дети могут скрывать свои переживания, а у других они «написаны» на лице.
ВОПРОС: Всегда ли по внешнему виду ребенка можно судить о протекающих психических процессах ребенка?
5.СИТУАЦИЯ:Наблюдение – один из основных методов изучения развития детей.   ОТВЕТ: Симптомами наблюдения являются:
  1. Движения, действия, деятельность.
  2. Высказывания, речь.
  3. Мимика и пантомимика.
  4. Вегетативные реакции.
  5. Поступки, которые совершают дети в повседневной жизни.
В процессе наблюдения учитель может прослеживать внешние явления поведения ребенка: его действия с предметом, словесные высказывания, выразительные движения и т.д. Но учитель интерпретирует не сами по себе внешние проявления, а скрывающиеся за ними процессы, качества, состояния. Одни и те же проявления могут выражать разные внутренние состояния
ВОПРОС: Перечислите симптомы (признаки), которые фиксируются при осуществлении метода наблюдения. Почему важно при регистрации факта зафиксировать явления, сопутствующие ему.
6. СИТУАЦИЯ:Изучать заинтересованность ребенка 9 лет решением занимательных математических задач можно методом наблюдения.   ОТВЕТ: Регистрировать наблюдаемые вопросы можно по-разному. Например, для каждого вопроса отвести страницу, затем выбрать тех детей, которые соответствуют этому определению. Такая форма предоставляет возможность делать пространные записи, отметив их соответствующей датой, указав условия, сопутствующие наблюдению. Можно отмечать наблюдения в виде сводной таблицы. Преимущество ее в том, что в ней наглядно представлены все ученики и создается возможность видеть детей со сходными проявлениями. Примерный план наблюдений.
  1. Ученику нравится решать занимательные задачи по математике (ЗЗПМ), доводит дело до конца. + --
  2. Охотно берется за решение ЗЗПМ, но не доводит дело до конца. + --
  3. Неохотно берется за решение ЗЗПМ, но доводит дело до конца. + --
  4. Неохотно берется за решение ЗЗПМ, не доводит дело до конца. + --
  5. Занимается решением ЗЗПМ по настроению. + --
  6. Любит решать ЗЗПМ один. + --
  7. Любит решать ЗЗПМ совместно с другими детьми. + --
Испытывает при решении ЗЗПМ эмоции. + --
ВОПРОС: Составьте план проведения наблюдения. Определите способы регистрации наблюдаемых фактов.
7. СИТУАЦИЯ:К методу наблюдения предъявляется ряд требований: до начала наблюдения нужно четко сформулировать ….; исходя из ….., составить …. наблюдения; продумать …. его осуществления; наблюдения проводить таким образом, чтобы ребенок …… об истинных целях наблюдения; наблюдение должно проводится…….. ОТВЕТ: К методу наблюдения предъявляется ряд требований: - до начала наблюдения нужно четко сформулировать цель; - исходя из цели наблюдения, составить план наблюдения; - продумать условия его осуществления; - наблюдения проводить таким образом, чтобы ребенок не знал об истинных целях наблюдения; наблюдение должно проводится систематически.
ВОПРОС:Вставьте пропущенные слова в определение тех основных требований, которые необходимо соблюдать при проведении метода наблюдения
8. СИТУАЦИЯ: Выписка из протокола наблюдений, проведенного студенткой университета Куликовой: Протокол№1 Наблюдаемый: Кирьяков Саша Урок математики в 5 классе. Наблюдатель: Куликова И.Ю.
Действия учителя. Действия класса Действия Саши
1. А) Учитель хорошо подготовлен к занятию. Б) Все ученики внимательно слушают и хорошо работают. В) Саша быстро поднял руку на первый вопрос.
2. Г)Задал вопрос «Правильно ли ответил Саша» Д) Дети знают ответ, так как все подняли руки Е) Саша слушает внимательно, он хочет все понять.

 

ОТВЕТ: В записях студентки: В, Г, Д – факты; А, Б, Е – интерпретация фактов. В ходе наблюдения регистрируются только факты и явления, сопутствующие им. Одно и то же наблюдаемое внешнее проявление может выражать различное внутреннее состояние человека, поэтому интерпретация фактов должна осуществляться после наблюдения с учетом всех сопутствующих явлений. В наблюдении видны лишь внешние факты, поступки, а не их закономерности. При попытке сиюминутного истолкования фактов могут быть допущены ошибки.  
ВОПРОС: Определите, в каких записях (А, Б, В, Г, Д, Е) отражены факты, а в каких их истолкование. Почему необходимо регистрировать только факты наблюдений, ситуации, им сопутствующие, а не их истолкование?  
9. СИТУАЦИЯ:Учителю необходимо провести наблюдение за проявлениями характера Миши К ОТВЕТ: Примерный план наблюдений:
  1. Как ребенок выполняет поручения, требуется ли ему напоминать о них.
  2. Как ребенок относится к коллективу.
  3. Как реагирует на замечания учителя, товарищей
  4. Как относится к оценке его поведения.
  5. Есть ли у него товарищи в классе и как он к ним относится.
  6. В каком состоянии находится одежда ребенка и т.д.
Для регистрации наблюдения может быть использована такая форма дневника наблюдений.
Ф.И. ученика Ситуация в которой происходило наблюдение Описание фактов поведения ребенка Анализ фактов Психолого-педагогические выводы
1……….        

 

ВОПРОС: Составьте план наблюдения, предусматривающий вопросы, на которые необходимо обратить внимание. Подготовьте примерный план наблюдения и определите форму дневника для фиксации данных наблюдений.
10. СИТУАЦИЯ:Алексей К. выполняет лабораторную работу по химии. Необходимо путем наблюдения выяснить отношение ученика к данному виду деятельности. ОТВЕТ: Наблюдение как метод диагностики должен отвечать следующим требованиям: - наблюдение должен проводить человек, к которому ученики привыкли; - необходимо четко сформулировать цель и составить план наблюдения - продумать организацию и условия наблюдения, форму записи, способ регистрации; - проводить наблюдение систематически и в течении длительного времени для того, чтобы было достаточно данных о наблюдаемом ученике, его деятельности; - учитывать внешние обстоятельства, сопутствующие наблюдению, а также субъективные данные связанные с самим учеником, его здоровьем и др. - полученные данные обработать как количественно, так и качественно для получения более объективных результатов Признаки, выражающие отношение ученика к деятельности: - самостоятельность при выполнении деятельности; - инициатива; - степень увлеченности; - устойчивость внимания; - самоконтроль; - достижение результата.
ВОПРОС: Перечислите требования, соблюдение которых необходимо для осуществления метода наблюдения. Определите признаки, выражающие отношение ученика к деятельности.
             

 

11. СИТУАЦИЯ:Выясните характер взаимоотношений в коллективе, используя метод наблюдения. В плане наблюдения предусмотрите, какие дети чаще бывают вместе, чаще общаются, чаще играют, какую помощь оказывают, какие требования предъявляют друг другу; чьи требования выполняются быстрее.   ОТВЕТ: Для выяснения характера взаимоотношений учеников трудно все указанные вопросы решить одновременно и со всеми детьми сразу. Необходимо из предлагаемых вопросов определить те, которые могут быть решены в первую очередь. В данном случае возможно на первом этапе провести наблюдение для выяснения вопроса, кто из детей чаще общается вместе. Форма записи наблюдений может быть следующей:
Кого предпочитают         5..  
Кто предпочитает
    Х          
      Х        
        Х      
          Х    
5..           Х  
              Х

Условные обозначения для регистрации: Р – разговаривает, О – играет;

+- оказывает помощь; Т – требует, Д - дерется, Р- руководит, П- помогает, С- слушается.

ВОПРОС: Придумайте форму протокола и способы регистрации данных наблюдений. Проанализируйте полученные данные.

 

 

Анкетирование

Цель – выполнив это задание, вы научитесь составлять анкеты, поймете значимость правильной формулировки вопросов, ознакомитесь с типологией вопросов, попробуете разработать свою анкету.

Задание: Найдите ошибки в предложенной анкете Анкета «Профильная школа»

Методическая подсказка: 1. Ознакомьтесь с текстом «Проблемы использования метода анкетирования, как ведущего метода педагогической диагностики». 2. Проверьте правильность предложенной анкеты. 3. Сверьтесь с оригиналом. 4. Разработайте свою анкету, выбрав одну из проблем современного образования.
  Критерии оценки выполнения задания:
  • Нахождение различного типа ошибок в «неправильной» анкете
  • Полнота применения правил составления анкеты, при разработке собственной анкеты

Текст для выполнения задания.

Правила составления анкеты.

1. Прежде чем запускать анкету в массовое исследование, необходимо ее предварительное испытание путем «пилотажа», т.е. пробного анкетирования на нескольких испытуемых, с последующей доработкой

2. Еще на этапе разработки вопросов анкеты нужно иметь представление о способе их обработки. (Какие типы диаграмм Вы будете использовать при обработке полученных данных: гистограмму, линейную, круговую, объемную диаграммы, диаграмму с областями, линейчатую диаграмму, кольцевую, лепестковую и т.д.)

3. В начале анкеты обязательно должно быть помещено обращение, адресность, т.е. указание на то кому адресована анкета. Также должна быть помещена преамбула, в которой кратко излагается цель опроса.

4. Заканчиваться анкета должна словами благодарности за помощь и согласие участвовать в опросе.

Требования к вопросам анкеты:

  1. Первые вопросы должны быть наиболее интересными, вызывающими желание продолжать отвечать на вопросы.
  2. Вопросы не должны превышать уровень образованности ученика. Опрашиваемый не должен попадать в ситуацию, которая обнаруживает недостаток его общей эрудиции.
  3. Важно помнить следующее утверждение «Каков вопрос таков ответ». Желательно, чтобы вопрос начинался с вопросительного слова: кто, что, кого,, кому, чему, где, когда, как, почему, зачем, при каких условиях.
  4. Предложенные варианты ответов, должны быть сформулированы корректно, не очень отличаться друг от друга по количеству слов или букв. Варианты ответов не должны подталкивать к варианту, наиболее близкому к мнению составителя анкеты
  5. Необходимо избегать «внушающих» вопросов. Что такое «внушающий» вопрос?
  • Вопрос без внушающего воздействия «Скажите, пожалуйста, что вас сюда привело?».
  • Вопрос без внушающего воздействия с альтернативным ответом: «Испытываете ли вы тревогу за своего ребенка или нет?»
  • Вопрос с пассивным внушением: «Испытываете ли вы тревогу за своего ребенка?»
  • Вопрос с активным внушением: «Не правда ли, вы испытываете тревогу за своего ребенка?»
  1. В анкете необходимо использовать четыре основные группы вопросов:
  • Вопросы, выявляющие фактическую информацию о личности опрашиваемого; Максимальное выделение групп опрашиваемых респондентов в дальнейшем очень поможет при обработке анкеты, т.к. позволит выделить разные группы мнений.
  • Вопросы, выявляющие отношение опрашиваемого к проблеме;
  • Вопросы, выявляющие действия опрашиваемых или других лиц (детей или родителей);
  • Вопросы, выявляющие мнения о совершенствовании изучаемого явления».
  1. Вопрос должен затрагивать лишь одну проблему. Если в одном вопросе заключены две проблемы, то может случиться так, что ученик откликнется лишь на одну из них, не зная, как вести себя в данной ситуации.
  2. При анонимной анкете нужно использовать только форму закрытых вопросов, в противном случае, у ученика может возникнуть подозрение о том, что анкета будет идентифицироваться по подчерку.
  3. При создании анкеты нужно избегать создания «тенденции одобрения», т.е. формулировать вопросы таким образом, чтобы при одобрении всегда возникал положительный ответ. Необходимо включать вопросы, при отрицательном ответе, на которые можно сделать вывод о положительном выражении интересующего нас признака.
  4. Необходимо избегать расплывчатых и неопределенных понятий. Сюда относятся такие обозначения, как: посредственный, в среднем, выше, часто и т.п.
  5. Рядом с вопросом анкеты, в случае необходимости, должно быть указано действие респондента: выберите и подчеркните, отметьте галочкой, поставьте крестик в нужной колонке. Иначе полученный разнобой, выбранных вариантов заполнения анкеты, может весьма затруднить ее обработку.

Требования к структуре анкеты:

· Нельзя начинать создание анкеты с разработки конкретных вопросов, принципиально необходимо, прежде всего, разложить тему на отдельные проблемы, блоки.

· Необходимо использовать структуру «разветвленных анкет». Например:

«Считаете ли Вы, что использование …. необходимо?».

ДА НЕТ

Если ДА, то, то на Ваш взгляд это должно быть….

Если НЕТ, то объясните……..

· Желательно, чтобы анкета была составлена при помощи «техники воронки». Это значит, что анкета начинается с наиболее общих вопросов, постепенно приближаясь к более узким.

Требования к формулировке вопросов:

Очень внушающими являются такие формы вопроса «Не согласен ли ты с тем, что…», «Не считаешь ли ты…», «Не кажется ли тебе…» и т.д.

Большой степенью внушения обладают предполагающие вопросы: «Книги (не по школьным предметам) ты читаешь?», когда неизвестно, читает ли вообще ученик художественную литературу. Менее внушаемы вопросы «Любишь ли ты читать или смотреть телевизор?». Еще меньшее внушение оказывают такие вопросы «Любишь ли ты читать или нет». Наиболее удачной формой вопроса являются определительные вопросы: «Чем ты любишь заниматься дома?».

Косвенный вопрос маскирует истинные цели. Если вопрос: «Нравятся ли тебе уроки математики?»- является прямым вопросом, однозначным в понимании, то косвенный вопрос формулируется иначе: «Сколько бы тебе хотелось, чтобы в неделю, в расписании, было уроков математики?».

Разновидностью косвенных вопросов являются безличные вопросы. Рекомендуется задавать их в безличной форме: «Нравится ли ребятам ваша классная комната?». Этот вопрос лично не относится к самому собеседнику, они является безличным. Однако при ответе на него ученик выражает, как правило, именно свою точку зрения. В числе косвенных вопросов могут быть проективные вопросы. В нем речь идет не о самом собеседнике, а о каком – то другом, воображаемом человеке или группе лиц. Например: «Как ты считаешь, как бы поступил мальчик, если бы его незаслуженно оскорбили?». Иногда проективный вопрос представляет собой детально описанную ситуацию с вымышленной личностью. И у собеседника выясняется, что будет делать или чувствовать эта воображаемая личность. При ответе собеседник поставит себя на место лица, упоминаемого в вопросе, и таким образом выразит свое собственное отношение.

В формулировке вопросов Вам поможет ниже приведенная типология.

Особенности построения вопросов для различных условий использования опросных методов [3].

Основания составления Виды вопросов Условия изучения исследуемого признака и назначение информации
Содержание О фактах Характер действий людей и их результаты; Событийная информация
О мотивах Субъективное восприятие причин тех или иных действий, мнений, оценок
Ситуация Безусловные Формулируются относительно реальной ситуации
Условные Составляются для воображаемой ситуации
Форма Открытые Самостоятельное формулирование ответов
Закрытые Выбор из вариантов готовых ответов
Прямые Непосредственное получение информации, соответствующей целям и задачам
Косвенные Получение информации через ряд частных вопросов
Функции Фильтрующие Обобщающего характера(уточняющие, детализирующие)
Дифференцирующие респондентов (напр. Компетентных и некомпетентных по данной теме)
Содержательные Несут основную информацию о степени или уровне проявления изучаемой переменной
Контрольные Позволяют оценить уровень достоверности полученной информации
Техника (метод интервью) Нестандартизованные Предварительное продумывание, но формулируется приблизительно.
Стандартизованные Точно сформулированные в определенной последовательности
Полустандартизованные Включают, как четко сформулированные, так и свободно варьируемые
Итенсивные (свободные) Заранее не готовят никаких вопросов

Перед Вами образец неправильно составленной анкеты. В ее составлении допущено более 10 ошибок. Найдите их.

 

 

Анкета «Профильная школа»

Диагностическая стена»

( Методика представляет собой вариант адаптированной голландской методики. Составитель - Гутник И.Ю. )

Цель – в результате выполнения задания - выстроенная Вами стена

охарактеризует Вас, как диагноста. В зависимости от того, какие кирпичики Вы положили в фундамент, а какие выбросили – можно определить, как вы в целом, относитесь к необходимости использования педагогической диагностики в школе и какой тип парадигмы познания для вас более близок.

Задание: Попробуйте построить свою диагностическую стену и представить ее однокурсникам.

Методическая подсказка:

1. Определите, какие утверждения являются для вас базовыми и положите их в фундамент.

2. Определите, те утверждения, которые вы считаете не важными – и выбросите их в мусор.

3. Определите, каких утверждений не хватает, допишите их.

4. Представьте свою «стену» однокурсникам. Расскажите, какие «кирпичи» вы добавили. Объясните свой выбор.

Критерии оценки выполнения задания:  

Задание оценивается по следующим критериям:

· Полнота выделения основных положений.

· Аргументированность суждений по актуальности выбранных в фундамент положений.

· Установление соотношения между этажами стены.

· Обстоятельность изложения материала.

 

ЗАДАНИЕ 4. ЗАПОЛНИТЬ «БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ».

 

«БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ»

 

(цитируется по К.Берк «Оценка качества обучения», перев. Загашев И.О.)

 

ФАМИЛИЯ ___________ ТЕМА Методы исследования

 

ДАТА ________________

 

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ СООБЩЕНИЯ   РИСУНОК (СХЕМА)
   
   
   
   
   
   
   
   

 

СВЯЗИ, КОТОРЫЕ Я МОГУ УСТАНОВИТЬ:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ОСТАВШИЕСЯ ВОПРОСЫ:

__________________________________________________?

__________________________________________________?

__________________________________________________?

__________________________________________________?

__________________________________________________?

МИНИ-СОЧИНЕНИЕ:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


[1] Б.С.Волков, Н.В.Волкова. Задачи и упражнения по детской психологии. М. 1991 г.

[2] Словарь иностранных слов.

[3] К.А.Михайлычев. Методология и технология обеспечения качества исследовательского и диагностического инструментария в системе образования. Таганрог. 2008.

[4] http://www.marketologu.aaanet.ru/method03.htm

 

Тема: «Методы исследования»

ЗАДАНИЕ 1. Логико-смысловая модель «Методы исследования».

 

 

ЗАДАНИЕ 2. Заполнить таблицу.

 

Этапы исследования Методы, используемые на каждом этапе
   
 
 
 
 
 
 

 

ЗАДАНИЕ 3. Выполнение заданий

 

Наблюдение

Алгоритм выполнения задания:

Цель – выполнив это задание, вы научитесь правильно проводить наблюдение, поймете типичные ошибки, допускаемые при проведении наблюдений, осознаете значимость применения данного метода.

Методическая подсказка:

Задание: Решите 11 задач

1. Перед Вами 11 задач-ситуаций[1] направленных на умение учителя пользоваться основным методом диагностики – наблюдением. Прочитайте ситуации и вопросы к ним прилагающиеся и если ситуация показалась Вам интересной – попытайтесь решить ее.

2. Закройте поля ответа. Попытайтесь сначала выполнить задание без подсказки, и лишь затем сверьтесь с ответом.

Критерии оценки выполнения задания:

Задание оценивается по следующим критериям:

· Умение использовать теоретические знания в решении задач

· Четкость формулировки ответов на вопросы.

· Убедительность и обоснованность представленных ответов.

ЗАДАЧИ

1.СИТУАЦИЯ:Студентка, выполняя курсовую работу по теме «Игра», должна была собрать необходимый фактический материал, используя метод наблюдения. Придя в начальную школу, она обратилась к ученикам с такими словами: «Мне сегодня необходимо понаблюдать за тем, как вы играете!». ОТВЕТ: Полученные данные будут недостоверными, так как ученики не должны знать ни истинных целей наблюдения, ни того, что за ними наблюдают. Иначе это исказит характер поведения детей. Наблюдение проводится в привычных для детей условиях деятельности, проводит его обычно человек к которому ученики привыкли.
ВОПРОС: Будут ли данные, полученные студенткой, достоверными? Какое необходимое условие было нарушено студенткой?
2. СИТУАЦИЯ:Классный руководитель обратил внимание, что Коля и Вася подружились. Это удивило педагога, так как в характере обоих мальчиков не было заметно ничего общего. Учитель решил выяснить, на чем основана дружба мальчиков. ОТВЕТ: Учитель может воспользоваться методом наблюдения по заранее составленному плану, а также беседой по разработанным целевым вопросам. Педагогу важно изучить продукты деятельности обоих друзей. Можно провести специально разработанный эксперимент.  
ВОПРОС: Какими методами воспользуется педагог, чтобы выяснить это? Подготовьте материалы для проведения исследования.
3. СИТУАЦИЯ:Многие учителя считают, что во время наблюдения мы видим то, что уже знаем, а неизвестное проходит мимо нашего внимания. ОТВЕТ: Да, правомерно. Перед началом наблюдения необходимо четко сформулировать цель и составит план наблюдения: продумать организацию, условия наблюдения, форму записи, способ регистрации.
ВОПРОС: Правомерно ли такое суждение? Что необходимо сделать, чтобы наблюдение было эффективным?
4. СИТУАЦИЯ:Во время наблюдения студентка записала: «Саша внимательно слушал объяснения учителя. Об этом, казалось, свидетельствовала его поза: он смотрел на воспитателя, не отвлекаясь. Однако, когда его спросили, он ответил неправильно». ОТВЕТ: По внешнему виду ребенка не всегда можно сделать правильный вывод о характере внутренних психических процессов. Одни дети могут скрывать свои переживания, а у других они «написаны» на лице.
ВОПРОС: Всегда ли по внешнему виду ребенка можно судить о протекающих психических процессах ребенка?
5.СИТУАЦИЯ:Наблюдение – один из основных методов изучения развития детей.   ОТВЕТ: Симптомами наблюдения являются:
  1. Движения, действия, деятельность.
  2. Высказывания, речь.
  3. Мимика и пантомимика.
  4. Вегетативные реакции.
  5. Поступки, которые совершают дети в повседневной жизни.
В процессе наблюдения учитель может прослеживать внешние явления поведения ребенка: его действия с предметом, словесные высказывания, выразительные движения и т.д. Но учитель интерпретирует не сами по себе внешние проявления, а скрывающиеся за ними процессы, качества, состояния. Одни и те же проявления могут выражать разные внутренние состояния
ВОПРОС: Перечислите симптомы (признаки), которые фиксируются при осуществлении метода наблюдения. Почему важно при регистрации факта зафиксировать явления, сопутствующие ему.
6. СИТУАЦИЯ:Изучать заинтересованность ребенка 9 лет решением занимательных математических задач можно методом наблюдения.   ОТВЕТ: Регистрировать наблюдаемые вопросы можно по-разному. Например, для каждого вопроса отвести страницу, затем выбрать тех детей, которые соответствуют этому определению. Такая форма предоставляет возможность делать пространные записи, отметив их соответствующей датой, указав условия, сопутствующие наблюдению. Можно отмечать наблюдения в виде сводной таблицы. Преимущество ее в том, что в ней наглядно представлены все ученики и создается возможность видеть детей со сходными проявлениями. Примерный план наблюдений.
  1. Ученику нравится решать занимательные задачи по математике (ЗЗПМ), доводит дело до конца. + --
  2. Охотно берется за решение ЗЗПМ, но не доводит дело до конца. + --
  3. Неохотно берется за решение ЗЗПМ, но доводит дело до конца. + --
  4. Неохотно берется за решение ЗЗПМ, не доводит дело до конца. + --
  5. Занимается решением ЗЗПМ по настроению. + --
  6. Любит решать ЗЗПМ один. + --
  7. Любит решать ЗЗПМ совместно с другими детьми. + --
Испытывает при решении ЗЗПМ эмоции. + --
ВОПРОС: Составьте план проведения наблюдения. Определите способы регистрации наблюдаемых фактов.
7. СИТУАЦИЯ:К методу наблюдения предъявляется ряд требований: до начала наблюдения нужно четко сформулировать ….; исходя из ….., составить …. наблюдения; продумать …. его осуществления; наблюдения проводить таким образом, чтобы ребенок …… об истинных целях наблюдения; наблюдение должно проводится…….. ОТВЕТ: К методу наблюдения предъявляется ряд требований: - до начала наблюдения нужно четко сформулировать цель; - исходя из цели наблюдения, составить план наблюдения; - продумать условия его осуществления; - наблюдения проводить таким образом, чтобы ребенок не знал об истинных целях наблюдения; наблюдение должно проводится систематически.
ВОПРОС:Вставьте пропущенные слова в определение тех основных требований, которые необходимо соблюдать при проведении метода наблюдения
8. СИТУАЦИЯ: Выписка из протокола наблюдений, проведенного студенткой университета Куликовой: Протокол№1 Наблюдаемый: Кирьяков Саша Урок математики в 5 классе. Наблюдатель: Куликова И.Ю.
Действия учителя. Действия класса Действия Саши
1. А) Учитель хорошо подготовлен к занятию. Б) Все ученики внимательно слушают и хорошо работают. В) Саша быстро поднял руку на первый вопрос.
2. Г)Задал вопрос «Правильно ли ответил Саша» Д) Дети знают ответ, так как все подняли руки Е) Саша слушает внимательно, он хочет все понять.

 

ОТВЕТ: В записях студентки: В, Г, Д – факты; А, Б, Е – интерпретация фактов. В ходе наблюдения регистрируются только факты и явления, сопутствующие им. Одно и то же наблюдаемое внешнее проявление может выражать различное внутреннее состояние человека, поэтому интерпретация фактов должна осуществляться после наблюдения с учетом всех сопутствующих явлений. В наблюдении видны лишь внешние факты, поступки, а не их закономерности. При попытке сиюминутного истолкования фактов могут быть допущены ошибки.  
ВОПРОС: Определите, в каких записях (А, Б, В, Г, Д, Е) отражены факты, а в каких их истолкование. Почему необходимо регистрировать только факты наблюдений, ситуации, им сопутствующие, а не их истолкование?  
9. СИТУАЦИЯ:Учителю необходимо провести наблюдение за проявлениями характера Миши К ОТВЕТ: Примерный план наблюдений:
  1. Как ребенок выполняет поручения, требуется ли ему напоминать о них.
  2. Как ребенок относится к коллективу.
  3. Как реагирует на замечания учителя, товарищей
  4. Как относится к оценке его поведения.
  5. Есть ли у него товарищи в классе и как он к ним относится.
  6. В каком состоянии находится одежда ребенка и т.д.
Для регистрации наблюдения может быть использована такая форма дневника наблюдений.
Ф.И. ученика Ситуация в которой происходило наблюдение Описание фактов поведения ребенка Анализ фактов Психолого-педагогические выводы
1……….        

 

ВОПРОС: Составьте план наблюдения, предусматривающий вопросы, на которые необходимо обратить внимание. Подготовьте примерный план наблюдения и определите форму дневника для фиксации данных наблюдений.
10. СИТУАЦИЯ:Алексей К. выполняет лабораторную работу по химии. Необходимо путем наблюдения выяснить отношение ученика к данному виду деятельности. ОТВЕТ: Наблюдение как метод диагностики должен отвечать следующим требованиям: - наблюдение должен проводить человек, к которому ученики привыкли; - необходимо четко сформулировать цель и составить план наблюдения - продумать организацию и условия наблюдения, форму записи, способ регистрации; - проводить наблюдение систематически и в течении длительного времени для того, чтобы было достаточно данных о наблюдаемом ученике, его деятельности; - учитывать внешние обстоятельства, сопутствующие наблюдению, а также субъективные данные связанные с самим учеником, его здоровьем и др. - полученные данные обработать как количественно, так и качественно для получения более объективных результатов Признаки, выражающие отношение ученика к деятельности: - самостоятельность при выполнении деятельности; - инициатива; - степень увлеченности; - устойчивость внимания; - самоконтроль; - достижение результата.
ВОПРОС: Перечислите требования, соблюдение которых необходимо для осуществления метода наблюдения. Определите признаки, выража






Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.