Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Условные обозначения и символы





РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

По начертательной геометрии

ДЛЯ ЗАОЧНИКОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению индивидуальных заданий

по разделу «Начертательная геометрия»

для студентов технических специальностей

заочной формы обучения

 

Севастополь

 

УДК 515 (075)

Расчетно-графические работы по начертательной геометрии для заочников: Методические указания к выполнению индивидуальных заданий по разделу "Начертательная геометрия" / Сост. В.Г. Середа, А.Ф. Медведь. – Севастополь: Изд-во СевГУ, 2016. – 43 с.

 

 

Методические указания содержат варианты заданий, индивидуальное выполнение которых обеспечивает быстрейшее усвоение раздела «Начертательная геометрия» по дисциплинам, читаемым кафедрой.

Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения

 

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры начертательной геометрии и графики, протокол № 1 от 21.08.2015 г.

 

Допущено учебно-методическим центром СевГУ в качестве методических указаний.

 

Рецензент: Смагин В.В., канд. техн. наук, доцент кафедры начертательной геометрии и графики

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………..………………………………………...
1. Условные обозначения и символы………..……………………….
2. Индивидуальные задания…………………………………………..
2.1. Геометрические построения………………..………….…………
2.2. Моделирование структуры объектов ……..…………………….
2.3. Моделирование группы геометрических тел …………………...
2.4. Моделирование сечений геометрических тел …...……………..
2.5. Моделирование линии пересечения поверхностей …………….
2.6. Моделирование сложных геометрических тел………................
2.7. Моделирование метрических характеристик объектов..............
2.8. Моделирование разверток поверхностей………………..............
заключение………………………………………………..............
Библиографический список………………………..............
Приложение А. Вопросы для подготовки к экзамену  

 

ВВЕДЕНИЕ

Цель работы - закрепление теоретического материала, практическое применение приобретенных знаний, развитие графических навыков и пространственного мышления, умение представить пространственные формы объектов по их изображениям (проекциям) и описанию, а также умение изображать вновь проектируемые объекты.

Приступая к изучению начертательной геометрии, следует повторить основные положения планиметрии и стереометрии. Основой для выполнения заданий является усвоение свойств ортогональных проекций и овладение способами преобразования проекций. Проработав основные теоретические положения, студенты переходят к выполнению расчетно-графических работ (заданий). Любая задача сначала решается мысленно в пространстве и только потом переносится на чертеж.



Вариант для выполнения задания определяется как остаток от деления трех последних цифр номера зачетной книжки на 30.Например, если номер зачетной книжки студента 030218, то он выполняет 8-й вариант, так как при делении 218 на 30 в остатке будет 8 (если остаток равен нулю, то принимается 30 вариант).

Выполненные самостоятельно задания студенты представляют на кафедру не менее чем за 10 дней до начала сессии. Срок рецензирования работ не позже семи дней со дня представления на кафедру.

 

Геометрические построения

Цель задания – усвоение основных правил оформления чертежей и овладения техникой геометрических построений.

Содержание работы: Исходные данные для выполнения задания выбираются по вариантам в таблицах 1…4.

На листе вычерчиваются швеллер и крюк 1 (нечетные варианты) или двутавр и крюк 2 (четные варианты), а также кривые линии (овал, эллипс, парабола или гипербола).

Рекомендации к выполнению задания.

Задание выполняется на листе формата А3 (420х297). Образец задания приведен на рисунке 2.

Рекомендуется следующий порядок выполнения задания:

1. Наметить рамку по формату чертежа и выполнить основную надпись.

2. Наметить место каждого изображения. Масштаб каждого изображения выбирается исходя из того, что примерно 75% поля чертежа должно быть занято изображениями. Например, масштаб сечения профиля выбрать с учетом того, чтобы полка профиля в масштабе была в пределах 60…125 мм, а при вычерчивании высоты профиля – использовать линии обрыва. Масштаб крюка выбрать из условия, чтобы сумма R1+b была в пределах (160…270) мм. Масштаб кривых выбирать после вычерчивания в тонких линиях двух предыдущих изображений.

3. Выполнить построения каждого изображения в тонких линиях. Построение овала выполняют в соответствии с пунктом 3.1 [4]. Построение лекальных кривых линий выполняют по рекомендациям, приведенным в пунктах 3.2, 3.3 или 3.4 [4] соответственно.

Построение сечения прокатного профиля выполняют по рекомендациям, приведенным в пунктах 4.1 или 4.2 [4].

Построение крюка выполняют по рекомендациям, приведенным в разделе 5 [4].

4. Проверить построения.

5.Выполнить обводку чертежа, рамки и граф основной надписи.

6. Нанести размеры, надписи на чертеже и заполнить основную надпись.

Рисунок 1

Таблица 1 – Перечень изображений по вариантам заданий

№ варианта Наименование изображения
Швеллер Крюк 1 Овал Эллипс
Двутавр Крюк 2 Овал Парабола
Швеллер Крюк 1 Овал Гипербола
Двутавр Крюк 2 Овал Эллипс
Швеллер Крюк 1 Овал Парабола
Двутавр Крюк 2 Овал Гипербола
Швеллер Крюк 1 Овал Эллипс
Двутавр Крюк 2 Овал Парабола
Швеллер Крюк 1 Овал Гипербола
Двутавр Крюк 2 Овал Эллипс
Швеллер Крюк 1 Овал Парабола
Двутавр Крюк 2 Овал Гипербола
Швеллер Крюк 1 Овал Эллипс
Двутавр Крюк 2 Овал Парабола
Швеллер Крюк 1 Овал Гипербола
Двутавр Крюк 2 Овал Эллипс
Швеллер Крюк 1 Овал Парабола
Двутавр Крюк 2 Овал Гипербола
Швеллер Крюк 1 Овал Эллипс
Двутавр Крюк 2 Овал Парабола
Швеллер Крюк 1 Овал Гипербола
Двутавр Крюк 2 Овал Эллипс
Швеллер Крюк 1 Овал Парабола
Двутавр Крюк 2 Овал Гипербола
Швеллер Крюк 1 Овал Эллипс
Двутавр Крюк 2 Овал Парабола
Швеллер Крюк 1 Овал Гипербола
Двутавр Крюк 2 Овал Эллипс
Швеллер Крюк 1 Овал Парабола
Двутавр Крюк 2 Овал Гипербола

Таблица 2 – Исходные данные

Швеллер   Двутавр
      Крюк 1       Крюк 2

 

Продолжение таблицы 2

    AB=a; CD=b   Овал     AB=a; CD=b   Эллипс
 
 

 


Парабола

 
 
 

 


Гипербола

 

Таблица 3 – Размеры изображений, в мм

  № варианта Наименование изображения
  Швеллер, двутавр Коробовые и лекальные кривые
№ профиля   h   b     s   t   R   r   a   b   c
4,5 7,6 3,0 3,5 -
4,5 7,2 7,0 2,5 -
4,8 7,8 7,5 3,0
4,8 7,3 7,5 3,0 -
4,9 8,1 8,0 4,5 -
4,9 7,5 8,0 3,0
5,0 8,4 8,5 3,5 -
5,0 7,8 8,5 3,5 -
5,1 8,7 9,0 3,5
5,1 8,1 9,0 3,5 -
5,2 9,0 9,5 4,0 -
5,2 8,4 9,5 4,0
5,4 9,5 10,0 4,0 -
5,4 8,7 10,0 4,0 -
5,6 10,0 10,5 4,0
5,6 9,5 10,5 4,0 -
6,0 10,5 11,0 4,5 -
6,0 9,8 11,0 4,5
6,5 11,0 12,0 5,0 -
6,5 10,2 12,0 5,0 -
7,0 11,7 13,o 5,0
7,0 11,2 13,0 5,0 -
7,5 12,6 14,0 6,0 -
7,5 12,3 14,0 6,0
8.0 13,5 15,0 6,0 -
8,3 13,0 15,0 6,0 -
5,4 9,5 10,0 4,0
9,0 14,2 16,0 7,0 -
5,6 10,0 10,5 4,0 -
10,0 15,2 17,0 7,0

 

Таблица 4 – Размеры крюка, в мм

№ варианта   а   b   h   m   s   D   d   R1   R2   R3   n

Рисунок 2

Таблица 6 – Исходные данные к задачам 1, 2, 3, в мм

Схема взаиморасположения геометрических тел № вар. a H Геометрические тела
Ц К П С
К П С Ц
П С Ц К
С Ц К П
С П К Ц
П К Ц С
К Ц С П
Ц С К П
П К С Ц
К П Ц С
Ц К П С
К П С Ц
П С Ц К
С Ц К П
С П К Ц
П К Ц С
К Ц С П
Ц С К П
П К С Ц
К П Ц С
Ц К П С
К П С Ц
П С Ц К
С Ц К П
С П К Ц
П К Ц С
С П К Ц
Ц С К П
П К С Ц
К П Ц С

 

той плоскости проекций, на которой строится изображение.

После нанесения преподавателем на поверхностях проекций линий, студенты достраивают недостающие проекции этих линий самостоятельно (с учетом их видимости). Невидимые участки линий наносятся штриховой линией.

Для определения видимых и невидимых участков линий используют границу видимости, определяемую точками, лежащими на очерках поверхности.

Основные положения:

– точка лежит на поверхности, если она лежит на линии, принадлежащей этой поверхности;

– линия лежит на поверхности, если все ее точки принадлежат поверхности.

Наглядное (аксонометрическое) изображение группы геометрических тел строится в прямоугольной изометрии согласно ГОСТ 2.317-69.

Прямоугольная изометрия получается в случае, если все три оси декартовой системы координат, при проецировании на аксонометрическую плоскость проекций располагаются под равными углами к этой плоскости, а приведенные коэффициенты равны между собой (kx=ky=kz). Угол между аксонометрическими осями в прямоугольной изометрии составляет 1200.

В прямоугольной диметрии коэффициент искажения ky в два раза меньше чем kx и kz. Ось O¢Z¢ располагают вертикально, тогда оси O¢X¢ и O'Y¢ образуют с линией горизонта соответственно углы 70 10¢ и 410 25¢.

Аксонометрический чертеж обладает всеми свойствами параллельного проецирования. Аксонометрическая проекция квадрата – ромб, а окружности – эллипс. Построить аксонометрическое изображение объекта можно, либо построением каждой из характерных точек объекта по их координатным ломанным, либо с помощью вторичных проекций.

В прямоугольной изометрии изображают объекты криволинейной формы. В прямоугольной диметрии изображают объекты призматической и пирамидальной формы. В косоугольной фронтальной диметрии изображают детали, имеющие ряд окружностей, расположенных во взаимно параллельных плоскостях.

К преимуществам аксонометрического чертежа относятся: однопроекционность (наличие одной проекции), наглядность (возможность установить по чертежу форму объекта по его изображению), обратимость (возможность реконструкции объекта по его изображению), а к недостаткам – сложность построений изображений и измеримости объекта.

 

 

Рисунок 4

Таблица 7 - Исходные данные к задаче 1, в мм

    Геометрическое тело № вар.     d     H     a     b     c     e

Таблица 8 - Исходные данные к задаче 2, в мм

    Геометрическое тело № вар.   d   a   b   c   e   f
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Рисунок 5

 

Таблица 9 - Исходные данные к задаче 1, в мм

  Геометрическое тело № вар.     R     r     a     b     H

 

Таблица 10 - Исходные данные к задаче 2, в мм

    Геометрическое тело № вар.     H     R     r     a     b

 

Рисунок 6

Таблица 11 - Исходные данные к заданию

  Геометрическое тело   Форма отверстия   № вар.   Отверстие горизонт.   Отвестие вертикальн.  
A B
A C
A D
A E
A F
C A
C E
C F
F A
F E
D B
D A
D E
D C
D F
B A
B B
B C
B D
B E
D A
D B
D C
D D
D E
E D
E A
E F
E C
E B

 

 

 

Рисунок 7

Разрез – это условное изображение сечения и вида за ним. Назначение разреза – это выявление внутреннего строения детали.

Алгоритм построения разреза:

– выполнить анализ формы и симметрии детали;

– выявить элементы детали, подлежащих показу посредством разреза;

– определить направления и места секущей плоскости;

– построить и обозначить разрез;

– обвести и заштриховать разрез.

Для симметричных форм допускается соединение половины вида и половины разреза, располагаемого справа или снизу от оси изображения.

В правой части листа построить аксонометрическую проекцию геометрического тела с вырезом одной четверти.

Четырехгранную призму строят в прямоугольной диметрии, а цилиндр и шестигранную призму в прямоугольной изометрии.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате самостоятельного выполнения восьми заданий студенты с помощью чертежа должны уметь следующее:

1. Выполнять простейшие геометрические построения и знать правила оформления чертежа.

2. Изображать и узнавать на чертеже геометрические элементы объектов в зависимости от их расположения в пространстве.

3. Изображать и узнавать на чертеже геометрические объекты (тела, поверхности), а также строить проекции точек и линий на них.

4. Представлять и строить плоские сечения геометрических тел.

5. Представлять и строить линии взаимного пересечения двух поверхностей.

6. Представлять и строить сложные геометрические формы в ортогональных и аксонометрических проекциях.

7. Применять способы преобразования комплексного чертежа к решению метрических задач.

8. Строить развертки поверхностей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алгоритмы решения позиционных и метрических задач на комплексном чертеже: Методические указания / Разраб. В.Г. Середа. – Севастополь: КМУ СПИ, 1992. – 24 с.

2. Взаиморасположение геометрических элементов на комплексном чертеже: Методические указания / Разраб. В.Г. Бабенко. – Севастополь: Изд-во СевГТУ, 2000. – 24 с.

3. Взаимное пересечение поверхностей. Методические указания / Разраб. В.Н. Ковтун. – Севастополь: КМУ СПИ, 1992. – 15 с.

4. Геометрическое черчение с правилами оформления чертежей: Методические указания / Разраб. А.Ф. Медведь, В.Г. Середа, Н.Я. Смиринская. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2004. – 32 с.

5. Изображение геометрических тел: Методические указания / Разраб. В.Н. Ковтун. – Севастополь: КМУ СПИ, 1989. – 18 с.

6. Классификация задач начертательной геометрии и примеры их решения: Методические указания / Разраб. В.Г. Середа. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2002. – 28 с.

7. Методические указания к расчетно-графической работе «Взаимное пересечение поверхностей» / Н.Д. Бирючевский. – Севастополь: КМУ СПИ, 1989. – 26 с.

8. Методические указания по дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика» к практическим занятиям по теме «Аксонометрические проекции» / Разраб. И.А. Кузнецова. – Севастополь: Изд-во СевГТУ, 1998. – 11 с.

9. Метрические задачи: Методические указания / Разраб. М.Н. Логуненко. Севастополь: КМУ СПИ, 1989. – 43 с.

10. Методические указания к выполнению расчетно-графических работ по курсу «Начертательная геометрия и инженерная графика» / Разраб. В.Г. Середа. – Севастополь: Изд-во СевГТУ, 1999. – 36 с.

11. Моделирование линейных объектов на комплексном чертеже: Методические указания / Разраб. В.Г. Середа, О.В. Мухина. – Севастополь: Изд-во СевГТУ, 1997. – 36 с.

12. Начертательная геометрия и черчение. Инженерная графика: Методические указания по курсу и контрольные задания для студентов инженерно-технических специальностей заочной формы обучения / Сост.А.М. Прерис, Ю.В. Бубырь, А.В. Павленко. – Харьков: УЗПИ, 1986. – 151 с.

13. Параллельность, перпендикулярность и пересечение геометрических элементов: Методические указания / Разраб. В.Г. Середа. – Севастополь: КМУ СПИ, 1989. – 22 с.

 

14. Решение позиционных и метрических задач на комплексном чертеже. Методические указания / Разраб. В.Г. Середа. – Севастополь: Изд-во СевГТУ, 2001. – 24 с.

15. Середа В.Г. Построение разверток линий и поверхностей: Методические указания к расчетно-графической работе по курсу «Начертательная геометрия, инженерная и машинная графика» / В.Г. Середа. – Севастополь: Изд-во СевГТУ, 1995. – 12 с.

16. Середа В.Г. Практикум по решению задач начертательной геометрии. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика» для студентов технических специальностей дневной и заочной форм обучения / В.Г. Середа, А.Ф. Медведь. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2005. – 43 с.

17. Середа В.Г. Начертательная геометрия в конспективном изложении: Конспект лекций / В.Г. Середа. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2001. – 40 с.

18. Сечение поверхностей геометрических тел плоскостями: Методические указания / Разраб. М.Н. Логуненко. – Севастополь: КМУ СПИ, 1989. – 24 с.

19. Справочное руководство по черчению В.Н. Богданов, И.Ф. Малежик, А.П. Верхола. – М.: Машиностроение, 1989. – 864 с.

 

 

Приложение А

вопросы для подготовки к экзамену









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.