|
Моделирование объективных факторов. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Для обеспечения правильных результатов следственного эксперимента необходимо достижение максимального сходства материальной обстановки и объективных условий экспериментального и проверяемого события, что возможно, если следователь будет придерживаться разработанных криминалистикой тактических приемов производства данного следственного действия. Основными из таких приемов являются: o Проведение эксперимента на том же месте, где происходило исследуемое событие. При необходимости реконструируется обстановка в том или ином помещении, восстанавливается меблировка комнат и т.д. o Использование подлинных или сходных с ними предметов и материалов. Например, при проверке видимости какого-либо предмета в определенных условиях можно использовать и другой предмет, но аналогичный по форме, размеру, весу, окраске и т.д. o Проведение эксперимента при тех же внешних условиях, что и подлинное событие. Имеется в виду время года и суток, климатические условия, степень освещенности, звуковой фон и т.д. Естественно, что не всегда возможно воспроизвести в точности указанные объективные факторы, но каждое из них должно быть учтено при оценке результатов эксперимента. Моделирование субъективных факторов. Под моделированием субъективных факторов подразумевается воспроизведение всей психической деятельности (психических процессов и состояний) лица, непосредственно воспринимавшего или участвовавшего в совершении преступления. Воспроизведение объективных факторов, хотя и встречает определенные затруднения, но все же в своей основе доступно следователю, в то время как воссоздание субъективных факторов зачастую является непосильной задачей. Никогда нельзя быть гарантированным в том, что при проведении эксперимента были учтены и воспроизведены все необходимые психические состояния и процессы, бывшие у проверяемых лиц в момент исследуемого события. Анализируя приведенный пример, необходимо коснуться вопроса о психологической готовности участников следственного действия к выполнению определенных опытов. Человек, в присутствии которого произошло то или иное событие, может вовсе не обратить на него внимания, либо сделает это непроизвольно в силу занимательности, значимости, неожиданности, необычности происходящего. Однако, при проведении следственного эксперимента внимание участников сосредоточено на ожидаемом факте (выстрел.), благодаря чему и восприятие их происходит полнее и качественнее. Все участники эксперимента должны отчетливо представлять себе цель опытных действий и свои задачи в период их проведения (где находиться, что делать, на что обращать внимание). Специалисты и понятые, кроме того, должны быть посвящены в план эксперимента, в содержание проверяемых версий и т.д. Все эти данные они получают из инструктажа проводимого следователем при подготовке к проведению указанного следственного действия. Инструктаж следователя, обстановка самого следственного действия, особая значимость ситуации, присутствие, кроме следователя, еще и ряда других лиц, вызывает порой у участников эксперимента напряженное состояние, весьма отличное по своей психологической природе от того, в котором находился тот же человек в момент происшествия. Эмоциональный подъем, испытанный во время действительного события, может смениться подавленным состоянием или наоборот, вместо растерянности наступит нервное возбуждение. Известно, как влияют на результаты деятельности такие близкие к описанным явления, как экзаменационный страх, эстрадное волнение, боязнь аудитории и прочее, когда люди, стремясь сознательно контролировать каждое свое действие, утрачивают легкость исполнения хорошо освоенных ими операций. В подобных случаях необходимо, насколько это возможно при проведении следственного эксперимента, сделать обстановку менее напряженной, вывести человека из подавленного или слишком возбужденного состояния. В этих целях следователь осуществляет психологическую подготовку участников эксперимента. Психологическая подготовка участников следственного эксперимента: o Вызывается желание принять участие в эксперименте и стремление добиться успеха. o Осуществляется понимание своих задач и функций. o Путем психологического воздействия в форме тактических приемов моделируется состояние, имевшее место при расследуемом событии. o Следователь путем инструктажа и установления психологического контакта налаживает взаимоотношение и взаимодействие многочисленных участников следственного эксперимента. Моделирование проверяемого действия, события или явления. При производстве следственного эксперимента следователь сталкивается с определенными трудностями: o Наличием не всегда полной информации о проверяемом факте, событии, его протекании в действительности; o С технической невозможностью абсолютно точного его повторения. Поэтому для получения объективных результатов, для большей наглядности и убедительности рекомендуется при проведении эксперимента соблюдать два важнейших требования: · Вариативность опытов; · Многократность опытов. Вариативность опытов - сознательное изменение условий (как объективного, так и субъективного характера) для большей демонстрации достоверности выводов проводимого эксперимента. Изменение условий может заключаться в их усложнении, ухудшении или упрощении, улучшении. Многократность опытов - неоднократное повторение одних и тех же опытов в одинаковых неизменных условиях в процессе одного следственного эксперимента. Соблюдение этого требования позволяет более тщательно изучить исследуемое явление, убедиться в том, что полученные результаты не являются случайными и что они достоверны.
Задача №13 Замечено, что иногда опознающий может в своих показаниях допустить ошибки в описании признаков внешности лица, подлежащего опознанию, - люди среднего роста кажутся людям низкого роста высокими, худощавые - обычно выше, а очень полные - ниже действительного роста. Задание. Поясните, чем можно объяснить данные ошибки восприятия РЕШЕНИЕ: При восприятии и последующем опознании наибольшую ценность имеет восприятие индивидуальных признаков человека, его особых примет. Так, сообщение на допросе о том, что преступник имеет на лице характерный шрам, будет способствовать его розыску и опознанию. Психологическая характеристика предъявления для опознания основана на анализе двух основных процессов: усвоение отличительных признаков определенного объекта и использование данных признаков для выделения этого объекта из других, ему подобных. Первый процесс психологи называют формирующим и относят его к стадии усвоения, второй - опознавательный - они относят к стадии распознавания. Первая стадия в основном доследственная. Усвоение отличительных признаков завершается созданием мысленного образа человека или предмета, который лишь позднее будет представлять интерес для следствия. Вторая целиком входит в содержание рассматриваемого следственного действия, но не исчерпывает его. Действие указанных выше объективных и субъективных факторов весьма желательно выявлять еще перед допросом лица, которому впоследствии предстоит участвовать в опознании, с тем чтобы все нежелательные воздействия указанных факторов были своевременно учтены следователем. Восприятие, на основе которого строится в последующем опознание, зависит от самых различных личностных качеств. Так, возраст потерпевшего, свидетеля способен оказать влияние на восприятие и оценку ими признаков другого лица. Несовершеннолетние и особенно малолетние вследствие недостаточного жизненного опыта многие признаки взрослого человека оценивают неверно. Например, ребенок любого взрослого человека считает высоким; молодые люди нередко людей, которые значительно старше их (на 20-25 лет), называют старыми. Напротив, пожилые люди зачастую преуменьшают возраст людей, которые их моложе. В показаниях пожилых лица 30-40 лет именуются «молодыми людьми. Говоря о возрасте, следует иметь в виду, что он по сравнению с другими признаками внешности человека труднее поддается точному установлению. Чем моложе человек, тем выше точность определения его возраста. Наибольшая точность достигается в тех случаях, когда опознаваемый не старше 25 лет. Впечатление о возрасте зависит от различных обстоятельств. Так, ношение старомодных очков и одежды, болезнь, усталость, плохое настроение как бы увеличивают возраст. На правильное определение возраста человека могут оказывать влияние такие психологические иллюзии, как контраст и подравнивание. Если очевидец воспринимает двух людей разного возраста, то в показаниях они, как правило, фигурируют как «старый» и "молодой", хотя действительная разница в возрасте может быть и незначительной. При восприятии группы лиц примерно одного возраста отдельные члены группы как бы подравниваются под средний возраст группы. Может происходить подравнивание возраста под оформление внешности. Однако действие иллюзии подравнивания имеет свои пределы, после которых снова начинает действовать иллюзия контраста. Человек средних лет в группе пожилых людей будет восприниматься значительно моложе своего возраста. Ношение пожилым человеком одежды, характерной для молодых людей, будет еще больше подчеркивать его возраст. Описание и оценка признаков другого человека обусловлены и иными индивидуальными особенностями опознающих. Замечено, например, что люди невысокого роста обычно склонны преувеличивать рост других людей, и наоборот. Следственной практике известно много случаев, когда потерпевший или свидетель называли преступника высоким, в то время как он был среднего роста. По этой же причине возникают отклонения при описании роста и телосложения нескольких участников расследуемого события. Если, предположим, грабителей было двое, из которых один худой, а другой средней комплекции, то второго зачастую называют толстым. Причем это происходит не только в силу стремления более ярко обозначить каждого, но и в силу известного явления контраста. Одежда (расцветка, фасон) меняет впечатление о фигуре. Что же касается цветов, то обилие неточностей в этой части показаний давно уже привлекло внимание психологов. Немаловажное значение при восприятии и опознании предмета имеют возраст, жизненный и профессиональный опыт, интересы, знания опознающего. Дети обычно путано, с ошибками рассказывают о признаках одежды, не разбираются в названиях цветных тонов, не умеют определить размера, расстояния. Портной, как правило, сможет дать обстоятельную характеристику особенностей одежды наблюдаемого человека; фотограф, художник - определить черты внешности; механик, водитель - марку, модель, другие данные автомашины и т. д. Психологическими исследованиями установлено, что на качество и количество воспринимаемых, а затем используемых при опознании признаков существенное влияние оказывает общая социальная активность личности, ее социальный опыт. Опознание, как и все мыслительные задачи, зависит от интереса, проявляемой при этом психической активности. Однако возможность его реализации зависит, кроме того, от типа памяти, времени, прошедшего с момента восприятия объекта до момента его опознания. В восприятии облика человека на первый план выступают те особенности его внешности, которые приобретают для воспринимающего наибольшее значение в данной ситуации, либо несут наиболее значимую информацию о свойствах, намерениях и действиях этого человека, либо по объективным причинам доминируют в его облике. В психологической литературе имеются данные, подтверждающие, что наибольшую информативную нагрузку несут признаки внешности и их-то чаше всего выделяют, воссоздавая образ воспринятого человека. При словесном описании они выполняют роль ведущих признаков, с которыми связываются другие элементы внешности*. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|