Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Моделирование объективных факторов.





Для обеспечения правильных результатов следственного эксперимента необходимо достижение максимального сходства материальной обстановки и объективных условий экспериментального и проверяемого события, что возможно, если следователь будет придерживаться разработанных криминалистикой тактических приемов производства данного следственного действия.

Основными из таких приемов являются:

o Проведение эксперимента на том же месте, где происходило исследуемое событие. При необходимости реконструируется обстановка в том или ином помещении, восстанавливается меблировка комнат и т.д.

o Использование подлинных или сходных с ними предметов и материалов. Например, при проверке видимости какого-либо предмета в определенных условиях можно использовать и другой предмет, но аналогичный по форме, размеру, весу, окраске и т.д.

o Проведение эксперимента при тех же внешних условиях, что и подлинное событие. Имеется в виду время года и суток, климатические условия, степень освещенности, звуковой фон и т.д.

Естественно, что не всегда возможно воспроизвести в точности указанные объективные факторы, но каждое из них должно быть учтено при оценке результатов эксперимента.

Моделирование субъективных факторов.

Под моделированием субъективных факторов подразумевается воспроизведение всей психической деятельности (психических процессов и состояний) лица, непосредственно воспринимавшего или участвовавшего в совершении преступления.

Воспроизведение объективных факторов, хотя и встречает определенные затруднения, но все же в своей основе доступно следователю, в то время как воссоздание субъективных факторов зачастую является непосильной задачей. Никогда нельзя быть гарантированным в том, что при проведении эксперимента были учтены и воспроизведены все необходимые психические состояния и процессы, бывшие у проверяемых лиц в момент исследуемого события.

Анализируя приведенный пример, необходимо коснуться вопроса о психологической готовности участников следственного действия к выполнению определенных опытов. Человек, в присутствии которого произошло то или иное событие, может вовсе не обратить на него внимания, либо сделает это непроизвольно в силу занимательности, значимости, неожиданности, необычности происходящего.

Однако, при проведении следственного эксперимента внимание участников сосредоточено на ожидаемом факте (выстрел.), благодаря чему и восприятие их происходит полнее и качественнее. Все участники эксперимента должны отчетливо представлять себе цель опытных действий и свои задачи в период их проведения (где находиться, что делать, на что обращать внимание). Специалисты и понятые, кроме того, должны быть посвящены в план эксперимента, в содержание проверяемых версий и т.д. Все эти данные они получают из инструктажа проводимого следователем при подготовке к проведению указанного следственного действия.

Инструктаж следователя, обстановка самого следственного действия, особая значимость ситуации, присутствие, кроме следователя, еще и ряда других лиц, вызывает порой у участников эксперимента напряженное состояние, весьма отличное по своей психологической природе от того, в котором находился тот же человек в момент происшествия. Эмоциональный подъем, испытанный во время действительного события, может смениться подавленным состоянием или наоборот, вместо растерянности наступит нервное возбуждение.

Известно, как влияют на результаты деятельности такие близкие к описанным явления, как экзаменационный страх, эстрадное волнение, боязнь аудитории и прочее, когда люди, стремясь сознательно контролировать каждое свое действие, утрачивают легкость исполнения хорошо освоенных ими операций.

В подобных случаях необходимо, насколько это возможно при проведении следственного эксперимента, сделать обстановку менее напряженной, вывести человека из подавленного или слишком возбужденного состояния. В этих целях следователь осуществляет психологическую подготовку участников эксперимента.

Психологическая подготовка участников следственного эксперимента:

o Вызывается желание принять участие в эксперименте и стремление добиться успеха.

o Осуществляется понимание своих задач и функций.

o Путем психологического воздействия в форме тактических приемов моделируется состояние, имевшее место при расследуемом событии.

o Следователь путем инструктажа и установления психологического контакта налаживает взаимоотношение и взаимодействие многочисленных участников следственного эксперимента.

Моделирование проверяемого действия, события или явления.

При производстве следственного эксперимента следователь сталкивается с определенными трудностями:

o Наличием не всегда полной информации о проверяемом факте, событии, его протекании в действительности;

o С технической невозможностью абсолютно точного его повторения.

Поэтому для получения объективных результатов, для большей наглядности и убедительности рекомендуется при проведении эксперимента соблюдать два важнейших требования:

· Вариативность опытов;

· Многократность опытов.

Вариативность опытов - сознательное изменение условий (как объективного, так и субъективного характера) для большей демонстрации достоверности выводов проводимого эксперимента. Изменение условий может заключаться в их усложнении, ухудшении или упрощении, улучшении.

Многократность опытов - неоднократное повторение одних и тех же опытов в одинаковых неизменных условиях в процессе одного следственного эксперимента. Соблюдение этого требования позволяет более тщательно изучить исследуемое явление, убедиться в том, что полученные результаты не являются случайными и что они достоверны.

 

Задача №13

Замечено, что иногда опознающий может в своих показа­ниях допустить ошибки в описании признаков внешности лица, подлежащего опознанию, - люди среднего роста кажутся людям низкого роста высокими, худощавые - обычно выше, а очень полные - ниже действительного роста.

Задание.

Поясните, чем можно объяснить данные ошибки восприятия

РЕШЕНИЕ:

При восприятии и последующем опознании наибольшую ценность имеет восприятие индивидуальных признаков человека, его особых при­мет. Так, сообщение на допросе о том, что преступник имеет на лице характерный шрам, будет способствовать его розыску и опознанию.

Психологическая характеристика предъявления для опознания осно­вана на анализе двух основных процессов: усвоение отличительных признаков определенного объекта и использование данных признаков для выделения этого объекта из других, ему подобных. Первый процесс психологи называют формирующим и относят его к стадии усвоения, второй - опознавательный - они относят к стадии распознавания.

Первая стадия в основном доследственная. Усвоение отличительных признаков завершается созданием мысленного образа человека или предмета, который лишь позднее будет представлять интерес для следст­вия. Вторая целиком входит в содержание рассматриваемого следствен­ного действия, но не исчерпывает его.

Действие указанных выше объективных и субъективных факторов весьма желательно выявлять еще перед допросом лица, которому впо­следствии предстоит участвовать в опознании, с тем чтобы все нежела­тельные воздействия указанных факторов были своевременно учтены следователем.

Восприятие, на основе которого строится в последующем опознание, зависит от самых различных личностных качеств. Так, возраст потерпев­шего, свидетеля способен оказать влияние на восприятие и оценку ими признаков другого лица. Несовершеннолетние и особенно малолетние вследствие недостаточного жизненного опыта многие признаки взрослого человека оценивают неверно. Например, ребенок любого взрослого чело­века считает высоким; молодые люди нередко людей, которые значитель­но старше их (на 20-25 лет), называют старыми. Напротив, пожилые люди зачастую преуменьшают возраст людей, которые их моложе. В пока­заниях пожилых лица 30-40 лет именуются «молодыми людьми.

Говоря о возрасте, следует иметь в виду, что он по сравнению с дру­гими признаками внешности человека труднее поддается точному уста­новлению. Чем моложе человек, тем выше точность определения его возраста. Наибольшая точность достигается в тех случаях, когда опоз­наваемый не старше 25 лет. Впечатление о возрасте зависит от различ­ных обстоятельств. Так, ношение старомодных очков и одежды, бо­лезнь, усталость, плохое настроение как бы увеличивают возраст. На правильное определение возраста человека могут оказывать влияние такие психологические иллюзии, как контраст и подравнивание. Если очевидец воспринимает двух людей разного возраста, то в показаниях они, как правило, фигурируют как «старый» и "молодой", хотя дей­ствительная разница в возрасте может быть и незначительной. При восприятии группы лиц примерно одного возраста отдельные члены группы как бы подравниваются под средний возраст группы. Может происходить подравнивание возраста под оформление внешности. Од­нако действие иллюзии подравнивания имеет свои пределы, после кото­рых снова начинает действовать иллюзия контраста. Человек средних лет в группе пожилых людей будет восприниматься значительно моложе своего возраста. Ношение пожилым человеком одежды, характерной для молодых людей, будет еще больше подчеркивать его возраст.

Описание и оценка признаков другого человека обусловлены и ины­ми индивидуальными особенностями опознающих. Замечено, напри­мер, что люди невысокого роста обычно склонны преувеличивать рост других людей, и наоборот. Следственной практике известно много случаев, когда потерпевший или свидетель называли преступника высо­ким, в то время как он был среднего роста.

По этой же причине возникают отклонения при описании роста и телосложения нескольких участников расследуемого события. Если, предположим, грабителей было двое, из которых один худой, а другой средней комплекции, то второго зачастую называют толстым. Причем это происходит не только в силу стремления более ярко обозначить каждого, но и в силу известного явления контраста.

Одежда (расцветка, фасон) меняет впечатление о фигуре. Что же касается цветов, то обилие неточностей в этой части показаний давно уже привлекло внимание психологов.

Немаловажное значение при восприятии и опознании предмета име­ют возраст, жизненный и профессиональный опыт, интересы, знания опознающего. Дети обычно путано, с ошибками рассказывают о при­знаках одежды, не разбираются в названиях цветных тонов, не умеют определить размера, расстояния. Портной, как правило, сможет дать обстоятельную характеристику особенностей одежды наблюдаемого че­ловека; фотограф, художник - определить черты внешности; механик, водитель - марку, модель, другие данные автомашины и т. д.

Психологическими исследованиями установлено, что на качество и количество воспринимаемых, а затем используемых при опознании признаков существенное влияние оказывает общая социальная актив­ность личности, ее социальный опыт. Опознание, как и все мыслитель­ные задачи, зависит от интереса, проявляемой при этом психической активности. Однако возможность его реализации зависит, кроме того, от типа памяти, времени, прошедшего с момента восприятия объекта до момента его опознания.

В восприятии облика человека на первый план выступают те особенности его внешности, которые приобретают для воспринимающего наибольшее значение в данной ситуации, либо несут наиболее значимую информацию о свойствах, намерениях и действиях этого человека, либо по объективным причинам доминируют в его облике. В психологической литературе имеют­ся данные, подтверждающие, что наибольшую информативную нагрузку несут признаки внешности и их-то чаше всего выделяют, воссоздавая образ воспринятого человека. При словесном описании они выполняют роль ведущих признаков, с которыми связываются другие элементы внешности*.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.