Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Переход от цивилизации индустриализма к новой постиндустриальной (информационной) эпохе





В модели образования индустриальной культуры сверхзадачей образования была подготовка человека для производства, ориентированность на социальный заказ. Для этой модели характерна предметная структура обучения. Наука и искусство оформляются в специализированные виды деятельности, мораль отделяется от религии, а наука дифференцируется по отраслям знаний. Все научные знания были разделены на классы, порции, которые «подавались» в определенной последовательности: начальное, среднее, высшее образование. Разум считался основой просвещения. Отсюда – доминантная роль преподавателя - представителя разума в педагогическом действии. Процесс преподавания превращается в монолог, где сначала говорит преподаватель, а потом обучаемый.

Итак, ориентация на науку, дифференциация знаний в преподавании, ступенчатость образования, монологизм образовательного процесса – основные черты индустриальной системы образования.

Эпоха постиндустриальной, или информационной, культуры обладает своими чертами.

1. Интегративный характер культуры. В науке для решения сложных задач требуются усилия ученых разных областей, важные открытия совершаются на стыке научных областей, наука интегрируется с производством, возникают новые области научных знаний: физическая химия, синергетика и др. В искусстве интеграция привела к возникновению кино, телевидения, цветомузыки. В стиле жизни стираются различия между городом и деревней.

2. Гибкость мышления. Умение понять новое, вписать его в свою деятельность, отказаться от существующих стереотипов – особенности нового типа мышления.

3.Диалогичность. Современный мир не сможет существовать, если он не будет диалогичным, если не будет конструктивного диалога между Востоком и Западом, между народами и правительствами, между отдельными корпорациями и т.д. Все это актуализирует проблему толерантности, межкультурной компетенции, поликультурного образования.

4.Теснейшая коммуникация на всех уровнях: личностном, корпоративном, государственном (международные браки, международные концерны, межгосударственные проекты).

5. Подчеркивание уникальности человека, ориентация не на пользу, а на самоценность. Творческий потенциал личности становится главной производительной силой. Отсюда – рассмотрение саморазвития и самореализации в роли значимой общественной ценности. Важнейшая задача образования - развитие способности личности к этому.

Современное образование развивается в условиях, когда информация как основной стратегический ресурс и главный источник общественного богатства становится ценностью общества. Информационные ресурсы определяют успешность практически всех видов человеческой деятельности. Школа-фабрика (цель которой - научить человека четко выполнять стандартные функции) постепенно сменяется школой, задача которой – учить работать на границе знаний, в нестандартных ситуациях, решать открытые задачи (без четко поставленного условия, известного заранее алгоритма решения и единственно правильного ответа).

Человечество давно осознало ценность информации. По сути, наскальные рисунки – это тоже своеобразные информационные технологии, хотя носители информации – скалы, стены гробниц были не слишком мобильны.

Появление и развитие речи создало неограниченные возможности для работы с информацией. Однако информация зависела от человека – ее носителя. Решением этой проблемы стало изобретение письменности 5-6 тысяч лет тому назад. Свершилась первая информационная революция - изменение способа передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Появились небольшие каменные таблички, свитки из кожи и пергамента, наконец, книга.

Вторая информационная революция, происходившая 3,5 тысячи лет назад, связана с изобретением и распространением рукописной книги.

Третья информационная революция – с изобретением Иоганном Гутенбергом ручного печатного станка и наборного шрифта (1450-1455), после чего книга стала использоваться массово, появились особые методы работы с ней в целях обучения. Я.А Коменский разработал требования к учебнику как специальной книге для обучения. Учебник на долгие годы стал главным источником знаний для подрастающего поколения, основным средством и сценарием обучения, хранителем содержания образования.

Мы живем в эпоху четвертой информационной революции, которая совершается благодаря развитию информационных телекоммуникационных технологий, обеспечивающих безграничные возможности для получения, переработки и производства информации.

Таким образом, основными причинами возникновения информационных революций были изобретения новых способов работы с информацией, в свою очередь приводящие к изменениям в экономической, социальной и политической жизни общества, в том числе в сфере образования.

Информационное общество называют также «обществом знаний». Все большее развитие приобретает тип экономики, в которой постоянное приращение знаний становится новым фактором производства. Именно знаниями обеспечивается изменение производительности при равенстве прочих ресурсов. Под знаниями в данном случае понимается результат восприятия и осознания информации (о человеке, обществе, природе, технике), извлечения из нее личностного смысла, овладения способами ее добывания и использования. Знания становятся важнейшим ресурсом экономического роста и стратегическим ресурсом. А образование – непосредственной производительной силой, создающей базу экономики информационного общества. Принципиальное отличие знаний как ресурса от других ресурсов (нефти, газа) заключается в том, что в процессе использования знаниевый ресурс не только не исчерпывается, но увеличивается. При передаче знаний учитель их не теряет, а ученик приобретает. Общий объем знаний, таким образом, постоянно растет.

Фазу информатизации, в которую вступило мировое сообщество, называют иногда «третьей волной», потому что по масштабу этот процесс сравним с аграрной революцией и индустриализацией. Человечество перешло к новому типу социокультурного наследования, в рамках которого главная роль отводится не усвоению прежних рецептов, а подготовке к овладению содержанием и методами познания, которых в прежнем опыте не было.

 

 

Развитие современного образования

В информационном обществе

Сущностные черты информационного общества

Среди определяющих черт информационного обществаможно выделить следующие.

Происходит ускоренное накопление информации, объем которой даже по узкой профессиональной сфере деятельности превышает возможности человека ее воспринимать и анализировать в полном объеме. Информационные и телекоммуникационные технологии перекрывают расстояния и позволяют локальным процессам интегрироваться в единый процесс в реальном времени (Аветисян П.С.), что приводит к возможности становиться участниками и даже управляющими единых глобальных процессов людям, находящимся на отдаленном расстоянии друг от друга. Так единое информационное пространство ведет к созданию единого социокультурного пространства как ареала распространения и влияния культурных достижений информационного социума. Это пространство, в котором существуют как равноправные и взаимодействуют между собой различные культурные традиции и культурные смыслы.

Знания и информация выступают не только средством, но и целью, и главное - ценностью социума. Особое ценностное отношение к информации и знанию, умение их создавать, хранить и передавать, а также доступность этих ценностей – основная отличительная черта информационного общества. Для него характерно наличие такой социальной структуры и стратификационной модели, в которой высок удельный вес социальных групп (страт, слоев), так или иначе занятых процессом производства, потребления и распространения информации. Кроме того, переход к информационному обществу связан с резким возрастанием роли, значения и распространения высшего образования, поскольку именно оно обеспечивает, прежде всего, производство нового знания. Главным источником производительности становится воздействие знания на само знание (Г.Е. Сборовский).







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.