Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Пути улучшения ситуации в образовании. Инновационные процессы





В числе первоочередных мер ученые называют следующие.

Необходимо скорректировать образовательную политику в соответствии с гуманистической парадигмой развивающего личностно – и социально ориентированного образования.

Используя рыночные механизмы для поддержки и развития образования, рассматривать его как важнейший компонент культуры, обеспечивающий её сохранение и развитие.

Перевести из разряда декларируемых в разряд реализуемых подходов приоритетную миссию воспитания в системе образования.

Эти и другие проблемы приходится решать в процессе инновационного развития российской образовательной системы, модернизации системы образования, совершенствования технологий, оптимизации условий обучения. Решают их не только руководители образования, теоретики, но и практики, непосредственно работающие в школах и других образовательных учреждениях.

В развитии образования всегда сочетаются консерватизм и стремление к новому. Для образования важны оба этих качества. Образование должно быть одновременно и основательным, глубоким, и динамичным, идущим в ногу со временем. Консерватизм закрывает дорогу рискованным экспериментам, позволяет сохранять для новых поколений достижения предшествующих эпох, исторического опыта. Стремление к новому позволяет учитывать новые потребности, условия, иногда - опережать и стимулировать эти потребности.

Говоря об инновационных процессах в образовании, нам необходимо пояснить ряд терминов.

Новшество – элемент педагогической действительности, кот. в представленном виде не встречался.

Нововведение – носитель новшества, средство его распространения (новые программы, средства обучения, пособия, типы ОУ и др.).

Инновация – распространение новшеств в пед. практике.

Инновационный процесс – процесс совершенствования образовательных практик, развитие образовательных систем на основе нововведений.

Развитие педагогики всегда было связано с инновационностью.

Какие примеры этого мы можем привести? Их много.

Классно-урочная система Я.А. Коменского, сформировавшего ведущие принципы массового обучения. Теория свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, воспитания, которое происходит в процессе наблюдений, чтения, труда, бесед. В конце XIX - начале XX века, когда быстро развиваются наука и техника, происходят социальные катаклизмы, усиливается интерес к социальному воспитанию, к проблеме формирования личности, появляются теория педоцентризма и активной школы Д. Дьюи, метод проектов Д. Килпатрика, система свободного развивающего обучения и воспитания М. Монтессори, школа свободного развития Р. Штайнера – основателя вальдорфской педагогики.

В нашей стране инновационными для своего времени были идеи К.Д, Ушинского – основателя научной педагогики в России, система свободного нравственного воспитания Л.Н. Толстого, основанная на народной мудрости, опыт трудового воспитания С.Т. Шацкого, новаторская теория и практика воспитания в коллективе А.С. Макаренко, гуманная школа радости В.А. Сухомлинского, идеи которого во многом легли в основу того, что мы сегодня понимаем под гуманной педагогикой.

В 80-90 гг. XX века появилась блестящая плеяда педагогов-новаторов, которые получили мировую известность: Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов. С.Н. Лысенкова и другие – все они стремились помочь ребенку, сотрудничать с ним, раскрыть его способности, помочь раскрыться.

В последние годы XX века, когда в России произошел переход к рыночной экономике и демократии, инновационное движение вновь стало набирать силу. Стали появляться новые типы учебных заведений, стал меняться характер образования, его содержание, стало возможным выбирать профиль обучения.

Конечно, не все те процессы, которые назывались инновационными, являлись такими на самом деле. Было и псевдоноваторство, и имитация научных исследований, поиск ради имиджа, моды, материальной поддержки. Но в целом инновационное движение было плодотворным, появилось много интересных образовательных учреждений и авторских школ.

Авторская школа – учебное заведение, деятельность которого построена на основе оригинальных и эффективных авторских идей и технологий. Автором-организатором такой школы чаще всего является талантливый педагог, выдвинувший оригинальные философские и педагогические идеи.

Идея – это мысль о способах преобразования действительности, о способах перехода от существующего состояния в необходимое, желаемое. Замысел – мысленное воплощение возникшей идеи, ее инструментовка в планируемой системе действий и средств.

Среди авторских школ: "Школа самоопределения" Александра Тубельского, "Школа вероятностного образования" Александра Лобка, "Школа-парк" Милослава Балабана, "Адаптивная модель" школы Евгения Ямбурга.

 

История становления, предмет и задачи дидактики. Основные дидактические категории

Дидактика как общая теория и методика обучения. Исторические вехи становления дидактики. Предмет, задачи и категории дидактики. Основные проблемы дидактики (кого, для чего, чему, как учить). Основные подходы в дидактике: личностный, деятельностный, коллективистский, целостный, оптимизационный, технологический, творческий. Понятие о дидактической системе.

Изменение дидактического знания и перспективы его развития. Информационно-образовательное пространство и среда как факторы развития дидактического знания.

Понятие дидактической концепции. Основные дидактические концепции: традиционная, педоцентрическая, современная.

 

Понятие дидактики

Дидактика (от греч. didaktikos – поучающий, didasko - изучающий) – это часть педагогики, изучающая содержание, закономерности, принципы и методы образования и обучения, общая теория и методика обучения.

Понятия «дидактика» и «теория обучения» очень близки, хотя и не идентичны. Исторически дидактика несет определенный смысловой «шлейф» авторитарности, поучительности, ограничения свободы учащихся («дидактизм», «дидактическая болезнь»). Термин «теория обучения» воспринимается как нечто более творческое, свободное и современное.

Предмет дидактики все основные компоненты обучения (изучаемый материал, педагог, обучающийся) и вся система связей между ними.

К числу особенностей дидактики как науки относятся следующие.

n Дидактика – не совсем самостоятельный раздел педагогики. Предметом дидактики является обучение, а обучение – часть воспитания и развития, поэтому дидактические закономерности и подходы – это конкретизация общих педагогических закономерностей и категорий.

n Дидактика – не только наука, у которой есть своя категориальная структура, логика, инструменты развития и практической деятельности, но и искусство, в котором большую роль играют личность педагога, его культура, эрудиция, педагогический талант, творчество, вдохновение, интуиция.

n Дидактика не только изучает сущее, но и определяет должное, то есть формулирует положения о том, как должен быть построен процесс обучения.

n В дидактике основные понятия понимаются неоднозначно, смысл понятий меняется со временем.

n В дидактике отсутствуют четко сформулированные и признанные дидактическим сообществом закономерности процесса обучения. Если в физике 3 закона Ньютона, признанные всеми учеными, представляют собой неотъемлемую часть механики, то в дидактике различные ученые формулируют от 4 до 70 закономерностей, классифицируя их по разным основаниям: внешние и внутренние (П.И. Пидкасистый), общие и частные (А.В. Хуторской),объективные, присущие процессу обучения по сущности и проявляющиеся в зависимости от деятельности ученика и учителя (В.В. Краевский, И.Я. Лернер).

n В дидактике, гуманитарной науке, преобладают методы естественных наук (наблюдение, эксперимент).Особые сложности возникают при проведении эксперимента, так как нет одинаковых учеников, одинаковых учителей. Даже один и тот же школьник отличается от себя самого в других условиях, так как происходит процесс развития.

Дадим некоторые пояснения по указанным особенностям, пользуясь книгой Е.О. Ивановой Е.О., И.М. Осмоловской «Теория обучения в информационном обществе»[4].

Если принять, что дидактика – гуманитарная наука и должна следовать идеалу научности гуманитарного знания, то нет необходимости требовать от дидактики точности и однозначности определений. Гуманитарные науки изучают сложные, многосторонние объекты, которые однозначно определить затруднительно, например, «культура», «общество», «личность». Различные определения указанных объектов освещают те или иные его стороны и имеют право на существование в гуманитарном знании, если они внутренне не противоречивы и теоретически обоснованы.

Принятие гуманитарного идеала научности снимает и вопрос о существовании единых, принятых всем научным сообществом, закономерностей. Дидактика не исследует объекты, существующие вне сферы человеческой деятельности. Учебный процесс специально моделируется педагогами и осуществляется в совместной деятельности с учащимися. Процесс обучения существует объективно, но по сути своей он отличается от объектов изучения классических естественных наук (например, биологии, физической географии), которые изучают природу, существовавшую до и без человека. При этом, изучая объекты живой и неживой природы, естественные науки стремятся абстрагироваться от воздействия на них человека, взять их в так называемом «чистом» виде. В дидактике такое принципиально невозможно. Дидактика изучает искусственные процессы. Процесс обучения может быть смоделирован по-разному, исходя из различных оснований, базируясь на различных подходах. И для каждого дидактического подхода будут свои закономерности.

Развитие дидактики как гуманитарной науки ведет за собой увеличение роли методов гуманитарного познания: интерпретации текстов (которые рассматриваются как знаково-символические обобщения), монографического изучения педагогических объектов и процессов, феноменологического описания типичных или, наоборот, нестандартных ситуаций с последующим их анализом. Гуманитаризация дидактики требует не полного отказа от естественнонаучных методов, но снижения их значимости.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.