|
Семинар 1. История как наукаСтр 1 из 3Следующая ⇒ Семинар 1. История как наука 1. Предмет, формы и функции исторической науки. 2. Теория и методология исторической науки. 3. Мировая история: основные этапы развития. Вопросы для самоконтроля 1. Охарактеризуйте предмет и основные функции истории как науки. 2. Какие существуют основные теории исторического развития? 3. Перечислите основные методы изучения истории. Семинар 2. Киевская Русь и ее соседи: IX–XIII вв. 1. Образование и развитие Древнерусского государства в IX–XI вв. 2. Общественный строй в Киевской Руси и в других странах Европы. 3. Русские земли в XII–XIII вв.: основные модели развития. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение понятию «государство». 2. Опишите процесс образование государства у восточных славян. 3. Каковы причины и итоги принятия христианства? 4. Назовите причины и последствия распада Киевской Руси. Семинар 3. Московская Русь и ее соседи в XIV–XVI вв. 1. Возвышение Москвы. От Ивана Калиты до Ивана III. 2. Московское государство при Иване IV Грозном. 3. Смута: причины и последствия. Вопросы для самоконтроля 1. В чем состояли итоги правления Ивана III? 2. Какие альтернативы политического развития России существовали в первый период правление Ивана IV? 3. Проанализируйте причины и итоги Смутного времени. Семинар 4. Восточная Европа и Московская Русь в XVII в. 1. Внутренняя и внешняя политика Михаила Романова. 2. Соборное уложение 1649 г. Причины закрепощения крестьянства. 3. Церковь и государство. Церковный раскол. 4. Воссоединение Левобережной Украины с Россией. Методические указания и материалы 1. Начните рассмотрение первого вопроса с анализа ситуации, в которой находились русские земли в начале XVII в. Расскажите о борьбе Московского государства со шведскими и польско-литовскими интервентами в первые годы правления Михаила Федоровича (1613–1645). Обратите внимание на тот факт, что по условиям Столбовского мирного договора (1617) Россия полностью лишилась выхода к балтийскому побережью, уступив Швеции территорию от Ивангорода до Ладожского озера. В 1618 г. Россия подписала Деулинское перемирие с Польшей на 14,5 лет, уступив полякам Смоленск и Чернигово-Северские земли. По окончании перемирия России попыталась вернуть Смоленск, но Смоленская война (1632-1634) была неудачной, и по Поляновскому мирному договору (июнь 1634) Смоленск остался за поляками. При анализе внутренней политики Михаила Федоровича обдумайте вопрос: почему в начале его правления Земские соборы и Боярская дума играли важную роль, а затем вновь усилились самодержавные тенденции? 2. При рассмотрении второго вопроса обратите внимание на то, что в царствование Алексея Михайловича (1645–1676) Земские соборы собирались все реже, расширялся бюрократический аппарат, местное самоуправление постепенно заменялось властью назначаемых из центра воевод. Расскажите о значении Земского собора 1649 г. Принятое на нем Соборное уложение закрепило самодержавный характер государственной власти, определило права и обязанности всех сословий, сблизило вотчинную и поместную формы землевладения, уточнило нормы уголовного, гражданского и семейного права, формы наказания, порядок судопроизводства. Уложение 1649 г. окончательно оформило крепостное право, прикрепив крестьян к помещикам. Назовите причины закрепощения крестьян. Сравните положение крестьян в Московском царстве и в других государствах Западной и Восточной Европы этого периода. Отметьте, что усиление зависимости податных категорий населения вызвало ряд восстаний (Соляной бунт, Медный бунт, восстание С. Разина), закрепивших за XVII в. название «бунташный». 3. В рамках третьего вопроса проанализируйте ситуацию в церковной сфере. Расскажите о церковной реформе патриарха Никона (1654), направленной на приведение священных книг и обрядов русской православной церкви в соответствие с нормами, принятыми в греческом православии того времени. Реформа вызвала раскол в церкви и в обществе. Возникло движение старообрядцев,не желавших принять новые обряды и книги. Светские и церковные власти жестко преследовали старообрядцев, что сказывалось на всей общественной атмосфере, закрепляя традицию нетерпимости власти к любому инакомыслию. В то же время и официальная церковь не избежала последствий общего процесса усиления самодержавных начал в российском государстве. В начале царствования Алексея Михайловича патриарх Никон пользовался огромной властью и стремился сохранить это положение. Однако повзрослевший царь тяготился такой опекой, и в итоге Никон потерял сан патриарха. Новый патриарх Питирим был послушен царю. 4. Четвертый вопрос посвящен анализу крупнейшего внешнеполитического события царствования Алексея Михайловича. В 1653 г. Земский собор принял непростое решение удовлетворить просьбу запорожских казаков, которые восстали против польских властей на Украине и высказались за то, чтобы перейти в подданство «к царю московскому, православному». Это решениезакрепила Переяславская Рада (1654). Объединившись с казачьим войском Б. Хмельницкого, русские войска освободили всю Украину и часть белорусских земель. Заключив перемирие с Польшей, Алексей Михайлович попытался вернуть и земли, захваченные шведами. В ходе русско-шведской войны (1656-1658) русские войска взяли Юрьев (Дерпт, Тарту), дошли до Риги и вышли на Балтику в районе Невы. Однако начало новой войны с Польшей вынудило царя вновь вернуть шведам эти территории. Русско-польская война закончилась подписанием Андрусовского перемирия (1667). За Россией были закреплены Смоленск, Черниговские воеводства и Левобережная Украина. Киев передавался России лишь на два года. Окончательно закрепил права России на Левобережную Украину и Киев «Вечный мир»с Польшей 1686 г. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы были причины, приведшие к полному закрепощению крестьян? 2. Какие территориальные границы имела Россия к концу XVII в.? 3. Перечислите признаки усиления абсолютизма в России в XVII в. 4. Как изменилось в XVII в. положение русской православной церкви? Семинар 5. Россия и мир в XVIII в. 1. Причины и основные направления реформ Петра I Великого. 2. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Вопросы для самоконтроля 1. Перечислите основные причины и направления петровских реформ. 2. Чем была вызвала эпоха «дворцовых переворотов»? 3. Расскажите о политике «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. 4. Как изменялось положение дворянства на протяжении XVIII в.? Семинар 6. Россия и мир в первой половине XIX в. 1. Наполеоновские войны и Отечественная война 1812 г. 2. Внутренняя политика Александра I: от либерализма к консерватизму. 3. Россия в правление Николая I. 4. Крымская война 1853–1856 гг. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте оценку либеральным реформам Александра I. 2. С чем был связан переход правительства к консервативному курсу? 3. Расскажите о программах декабристов. 4. Перечислите основные внешнеполитические события первой половины XIX в. Семинар 7. Россия и мир во второй половине XIX в. 1. Александр II и Великие реформы 1860–1870-х гг. 2. Народники: основные течения и деятельность. 3. Политика «контрреформ» Александра III (1881–1894 гг.). Вопросы для самоконтроля 1. Какие реформы были проведены Александром II? Расскажите о них. 2. Дайте характеристику основным течениям народничества. 3. Какие меры Александра III получили название «контрреформ»? Вопросы для самоконтроля 1. Назовите причины и итоги революции 1905–1907 гг. 2. Каковы были итоги аграрной реформы П. А. Столыпина. 3. Каковы причины начала Первой мировой войны? Вопросы для самоконтроля 1. Каковы были причины и результаты февральской революции 1917 г. 2. Проанализируйте тактику большевиков на протяжении 1917 г. 3. В чем сущность политики «военного коммунизма»? Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные положения Договора об образовании СССР. 2. Перечислите основные мероприятия нэпа? Каковы его итоги? 3. Дайте анализ процессов, происходивших в партии и государстве в 1920-е гг. Вопросы для самоконтроля 1. Расскажите о причинах перехода к форсированной индустриализации? 2. Выделите характерные черты советской политической системы. Какие изменения были закреплены в Конституции 1936 г.? 3. Почему страны Запада проводили политику «умиротворения» гитлеровской Германии? Как это повлияло на внешнюю политику СССР? Вопросы для самоконтроля 1. В чем причины быстрого разгрома Польши и «странной войны» на западном фронте в 1939–1940 гг.? 2. Назовите причины временных неудач Красной армии в начале войны. 3. Расскажите о трех основных этапах и главных сражениях ВОВ. 4. Каковы основные итоги и уроки Второй мировой войны? Вопросы для самоконтроля 1. Что такое «холодная война»? Перечислите ее признаки и проявления. 2. Выделите основные направления экономического развития СССР. 3. Расскажите о политической ситуации в СССР после ВОВ. Вопросы для самоконтроля 1. Какое влияние оказал XX съезд КПСС на дальнейшее развитие страны? 2. Расскажите об основных направлениях социально-экономического развития СССР в «эпоху Хрущева». 3. В чем особенность международных отношений периода «оттепели»? Вопросы для самоконтроля 1. Проанализируйте внутреннюю политику Л. И. Брежнева. 2. Каковы причины разрядки и ее последующего свертывания? 3. Почему брежневский период часто называют «эпохой застоя»? Вопросы для самоконтроля 1. В чем состояла причина неудач экономических реформ «перестройки»? 2. Какие политические реформы были проведены М. С. Горбачевым? 3. Расскажите о причинах и последствиях распада СССР? Список рекомендуемой литературы Учебники 1. Всемирная история: у чебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. 2. История России (Россия в мировой цивилизации): курс лекций / Под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 2001. 3. История России с древнейших времен до 1861 года / Под ред. Н. И. Павленко. – М.: Высшая школа, 2004. 4. История России XIX – начала XX вв.: учебник / Под ред. В. А. Федорова. – М.: МГУ, 2004. 5. История России с древнейших времен до наших дней / Под ред. А. Н. Сахарова. – М.:Проспект, 2011. 6. История России: учебник для вузов / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина – М.:Проспект, 2006. Учебные пособия 1. Андреева О. В., Калашников В. В., Узлова И. В. Россия в 1991–1999 гг.: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006. 2. История России в первой половине XX века. 1900–1945 гг.: учеб. пособие. / Под ред. В. В. Калашникова. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004. 3. История России во второй половине XX века. 1941–1991 гг.: учеб. пособие. / Под ред. В. В. Калашникова. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005. 4. Калашников В. В., Узлова И. В. История России. ХХ век: учеб. пособие. – СПб.: Технолит, 2009. 5. Калашников В. В., Узлова И. В. История России: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2010.
Содержание Семинар 1. История как наука...………………………………………………. 3 Семинар 2. Киевская Русь и ее соседи: IX–XIII вв. ………………………….. 6 Семинар 3. Московская Русь и ее соседи в XIV–XVI вв. ……………………..9 Семинар 4. Восточная Европа и Московская Русь в XVII в. ………………..12 Семинар 5. Россия и мир в XVIII в. …………………………………………...14 Семинар 6. Россия и мир в первой половине XIX в. …………………………17 Семинар 7. Россия и мир во второй половине XIX в. ………………………..20 Семинар 8. Россия и мир в начале XX в. ……………………………………22 Семинар 9. Революции 1917 г. и Гражданская война в России ……………..24 Семинар 10. Советская Россия и мир в 1920-е гг. ……………………………26 Семинар 11. СССР и мир в 1930-е гг. …………………………….……………28 Семинар 12. СССР и мир в годы Второй мировой войны ……………………..30 Семинар 13. Начало «холодной войны». СССР и мир в 1946–1953 гг. ……..32 Семинар 14. СССР и внешний мир в «эпоху Хрущева» (1953–1964 гг.) ……..33 Семинар 15. Внешний мир и СССР в «эпоху Брежнева» (1965–1985 гг.) …. 35 Семинар 16. Эпоха «перестройки» (1985–1991 гг.)...………………………...37 Список рекомендуемой литературы …………………………………………...39
Семинар 1. История как наука 1. Предмет, формы и функции исторической науки. 2. Теория и методология исторической науки. 3. Мировая история: основные этапы развития. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|