Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семинар 1. История как наука





Семинар 1. История как наука

1. Предмет, формы и функции исторической науки.

2. Теория и методология исторической науки.

3. Мировая история: основные этапы развития.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте предмет и основные функции истории как науки.

2. Какие существуют основные теории исторического развития?

3. Перечислите основные методы изучения истории.

Семинар 2. Киевская Русь и ее соседи: IX–XIII вв.

1. Образование и развитие Древнерусского государства в IX–XI вв.

2. Общественный строй в Киевской Руси и в других странах Европы.

3. Русские земли в XII–XIII вв.: основные модели развития.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «государство».

2. Опишите процесс образование государства у восточных славян.

3. Каковы причины и итоги принятия христианства?

4. Назовите причины и последствия распада Киевской Руси.

Семинар 3. Московская Русь и ее соседи в XIV–XVI вв.

1. Возвышение Москвы. От Ивана Калиты до Ивана III.

2. Московское государство при Иване IV Грозном.

3. Смута: причины и последствия.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состояли итоги правления Ивана III?

2. Какие альтернативы политического развития России существовали в первый период правление Ивана IV?

3. Проанализируйте причины и итоги Смутного времени.

Семинар 4. Восточная Европа и Московская Русь в XVII в.

1. Внутренняя и внешняя политика Михаила Романова.

2. Соборное уложение 1649 г. Причины закрепощения крестьянства.

3. Церковь и государство. Церковный раскол.

4. Воссоединение Левобережной Украины с Россией.

Методические указания и материалы

1. Начните рассмотрение первого вопроса с анализа ситуации, в которой находились русские земли в начале XVII в. Расскажите о борьбе Московского государства со шведскими и польско-литовскими интервентами в первые годы правления Михаила Федоровича (1613–1645). Обратите внимание на тот факт, что по условиям Столбовского мирного договора (1617) Россия полностью лишилась выхода к балтийскому побережью, уступив Швеции территорию от Ивангорода до Ладожского озера. В 1618 г. Россия подписала Деулинское перемирие с Польшей на 14,5 лет, уступив полякам Смоленск и Чернигово-Северские земли. По окончании перемирия России попыталась вернуть Смоленск, но Смоленская война (1632-1634) была неудачной, и по Поляновскому мирному договору (июнь 1634) Смоленск остался за поляками.

При анализе внутренней политики Михаила Федоровича обдумайте вопрос: почему в начале его правления Земские соборы и Боярская дума играли важную роль, а затем вновь усилились самодержавные тенденции?

2. При рассмотрении второго вопроса обратите внимание на то, что в царствование Алексея Михайловича (1645–1676) Земские соборы собирались все реже, расширялся бюрократический аппарат, местное самоуправление постепенно заменялось властью назначаемых из центра воевод. Расскажите о значении Земского собора 1649 г. Принятое на нем Соборное уложение закрепило самодержавный характер государственной власти, определило права и обязанности всех сословий, сблизило вотчинную и поместную формы землевладения, уточнило нормы уголовного, гражданского и семейного права, формы наказания, порядок судопроизводства. Уложение 1649 г. окончательно оформило крепостное право, прикрепив крестьян к помещикам. Назовите причины закрепощения крестьян. Сравните положение крестьян в Московском царстве и в других государствах Западной и Восточной Европы этого периода. Отметьте, что усиление зависимости податных категорий населения вызвало ряд восстаний (Соляной бунт, Медный бунт, восстание С. Разина), закрепивших за XVII в. название «бунташный».

3. В рамках третьего вопроса проанализируйте ситуацию в церковной сфере. Расскажите о церковной реформе патриарха Никона (1654), направленной на приведение священных книг и обрядов русской православной церкви в соответствие с нормами, принятыми в греческом православии того времени. Реформа вызвала раскол в церкви и в обществе. Возникло движение старообрядцев,не желавших принять новые обряды и книги. Светские и церковные власти жестко преследовали старообрядцев, что сказывалось на всей общественной атмосфере, закрепляя традицию нетерпимости власти к любому инакомыслию. В то же время и официальная церковь не избежала последствий общего процесса усиления самодержавных начал в российском государстве. В начале царствования Алексея Михайловича патриарх Никон пользовался огромной властью и стремился сохранить это положение. Однако повзрослевший царь тяготился такой опекой, и в итоге Никон потерял сан патриарха. Новый патриарх Питирим был послушен царю.

4. Четвертый вопрос посвящен анализу крупнейшего внешнеполитического события царствования Алексея Михайловича. В 1653 г. Земский собор принял непростое решение удовлетворить просьбу запорожских казаков, которые восстали против польских властей на Украине и высказались за то, чтобы перейти в подданство «к царю московскому, православному». Это решениезакрепила Переяславская Рада (1654). Объединившись с казачьим войском Б. Хмельницкого, русские войска освободили всю Украину и часть белорусских земель. Заключив перемирие с Польшей, Алексей Михайлович попытался вернуть и земли, захваченные шведами. В ходе русско-шведской войны (1656-1658) русские войска взяли Юрьев (Дерпт, Тарту), дошли до Риги и вышли на Балтику в районе Невы. Однако начало новой войны с Польшей вынудило царя вновь вернуть шведам эти территории. Русско-польская война закончилась подписанием Андрусовского перемирия (1667). За Россией были закреплены Смоленск, Черниговские воеводства и Левобережная Украина. Киев передавался России лишь на два года. Окончательно закрепил права России на Левобережную Украину и Киев «Вечный мир»с Польшей 1686 г.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы были причины, приведшие к полному закрепощению крестьян?

2. Какие территориальные границы имела Россия к концу XVII в.?

3. Перечислите признаки усиления абсолютизма в России в XVII в.

4. Как изменилось в XVII в. положение русской православной церкви?

Семинар 5. Россия и мир в XVIII в.

1. Причины и основные направления реформ Петра I Великого.

2. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные причины и направления петровских реформ.

2. Чем была вызвала эпоха «дворцовых переворотов»?

3. Расскажите о политике «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

4. Как изменялось положение дворянства на протяжении XVIII в.?

Семинар 6. Россия и мир в первой половине XIX в.

1. Наполеоновские войны и Отечественная война 1812 г.

2. Внутренняя политика Александра I: от либерализма к консерватизму.

3. Россия в правление Николая I.

4. Крымская война 1853–1856 гг.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте оценку либеральным реформам Александра I.

2. С чем был связан переход правительства к консервативному курсу?

3. Расскажите о программах декабристов.

4. Перечислите основные внешнеполитические события первой половины XIX в.

Семинар 7. Россия и мир во второй половине XIX в.

1. Александр II и Великие реформы 1860–1870-х гг.

2. Народники: основные течения и деятельность.

3. Политика «контрреформ» Александра III (1881–1894 гг.).

Вопросы для самоконтроля

1. Какие реформы были проведены Александром II? Расскажите о них.

2. Дайте характеристику основным течениям народничества.

3. Какие меры Александра III получили название «контрреформ»?

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите причины и итоги революции 1905–1907 гг.

2. Каковы были итоги аграрной реформы П. А. Столыпина.

3. Каковы причины начала Первой мировой войны?

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы были причины и результаты февральской революции 1917 г.

2. Проанализируйте тактику большевиков на протяжении 1917 г.

3. В чем сущность политики «военного коммунизма»?

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные положения Договора об образовании СССР.

2. Перечислите основные мероприятия нэпа? Каковы его итоги?

3. Дайте анализ процессов, происходивших в партии и государстве в 1920-е гг.

Вопросы для самоконтроля

1. Расскажите о причинах перехода к форсированной индустриализации?

2. Выделите характерные черты советской политической системы. Какие изменения были закреплены в Конституции 1936 г.?

3. Почему страны Запада проводили политику «умиротворения» гитлеровской Германии? Как это повлияло на внешнюю политику СССР?

Вопросы для самоконтроля

1. В чем причины быстрого разгрома Польши и «странной войны» на западном фронте в 1939–1940 гг.?

2. Назовите причины временных неудач Красной армии в начале войны.

3. Расскажите о трех основных этапах и главных сражениях ВОВ.

4. Каковы основные итоги и уроки Второй мировой войны?

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «холодная война»? Перечислите ее признаки и проявления.

2. Выделите основные направления экономического развития СССР.

3. Расскажите о политической ситуации в СССР после ВОВ.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое влияние оказал XX съезд КПСС на дальнейшее развитие страны?

2. Расскажите об основных направлениях социально-экономического развития СССР в «эпоху Хрущева».

3. В чем особенность международных отношений периода «оттепели»?

Вопросы для самоконтроля

1. Проанализируйте внутреннюю политику Л. И. Брежнева.

2. Каковы причины разрядки и ее последующего свертывания?

3. Почему брежневский период часто называют «эпохой застоя»?

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состояла причина неудач экономических реформ «перестройки»?

2. Какие политические реформы были проведены М. С. Горбачевым?

3. Расскажите о причинах и последствиях распада СССР?

Список рекомендуемой литературы

Учебники

1. Всемирная история: у чебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

2. История России (Россия в мировой цивилизации): курс лекций / Под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 2001.

3. История России с древнейших времен до 1861 года / Под ред. Н. И. Павленко. – М.: Высшая школа, 2004.

4. История России XIX – начала XX вв.: учебник / Под ред. В. А. Федорова. – М.: МГУ, 2004.

5. История России с древнейших времен до наших дней / Под ред. А. Н. Сахарова. – М.:Проспект, 2011.

6. История России: учебник для вузов / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина – М.:Проспект, 2006.

Учебные пособия

1. Андреева О. В., Калашников В. В., Узлова И. В. Россия в 1991–1999 гг.: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006.

2. История России в первой половине XX века. 1900–1945 гг.: учеб. пособие. / Под ред. В. В. Калашникова. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004.

3. История России во второй половине XX века. 1941–1991 гг.: учеб. пособие. / Под ред. В. В. Калашникова. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005.

4. Калашников В. В., Узлова И. В. История России. ХХ век: учеб. пособие. – СПб.: Технолит, 2009.

5. Калашников В. В., Узлова И. В. История России: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2010.

 

Содержание

Семинар 1. История как наука...………………………………………………. 3

Семинар 2. Киевская Русь и ее соседи: IX–XIII вв. ………………………….. 6

Семинар 3. Московская Русь и ее соседи в XIV–XVI вв. ……………………..9

Семинар 4. Восточная Европа и Московская Русь в XVII в. ………………..12

Семинар 5. Россия и мир в XVIII в. …………………………………………...14

Семинар 6. Россия и мир в первой половине XIX в. …………………………17

Семинар 7. Россия и мир во второй половине XIX в. ………………………..20

Семинар 8. Россия и мир в начале XX в. ……………………………………22

Семинар 9. Революции 1917 г. и Гражданская война в России ……………..24

Семинар 10. Советская Россия и мир в 1920-е гг. ……………………………26

Семинар 11. СССР и мир в 1930-е гг. …………………………….……………28

Семинар 12. СССР и мир в годы Второй мировой войны ……………………..30

Семинар 13. Начало «холодной войны». СССР и мир в 1946–1953 гг. ……..32

Семинар 14. СССР и внешний мир в «эпоху Хрущева» (1953–1964 гг.) ……..33

Семинар 15. Внешний мир и СССР в «эпоху Брежнева» (1965–1985 гг.) …. 35

Семинар 16. Эпоха «перестройки» (1985–1991 гг.)...………………………...37

Список рекомендуемой литературы …………………………………………...39

 

  Редактор Т. А. Лунаева __________________________________________________________ Подписано в печать.07.2012 г. Формат 60×84 1/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 2,5. Гарнитура «Times New Roman». Тираж 310 экз. Заказ. __________________________________________________________ Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 197376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова,5

 

Семинар 1. История как наука

1. Предмет, формы и функции исторической науки.

2. Теория и методология исторической науки.

3. Мировая история: основные этапы развития.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.