|
СССР: провал политики реформВ 1964 г. руководство КПСС взяло курс на стабилизацию положения в стране. Были отменены прежние структурные изменения: распущены совнархозы, и восстановлены отраслевые министерства и прежняя, территориально-производственная основа построения КПСС. Стремлению Хрущева к постоянному обновлению кадров новые лидеры, близкие Л.П. Брежневу, противопоставили политику стабильности и преемственности. Эти меры отвечали ожиданиям партийного и государственного аппарата, однако на развитие общества они оказали негативное воздействие. Централизация власти привела к ее бюрократизации, увеличению численности армии чиновников. Началось старение кадров, к началу 1980-х гг. большинству руководителей партии и государства было более 70 лет. В союзных республиках и областях РСФСР при отсутствии системы регулярной смены лидеров усилилось влияние региональных элит. Они больше отражали местные, чем общесоюзные интересы. В 1965 г. начали осуществляться экономические реформы. Инициатором их проведения был Председатель Совета министров Л.Н. Косыгин. В сельском хозяйстве: · разрешалось ведение личного подсобного хозяйства, · повысились закупочные цены на продукцию совхозов и колхозов, · был установлен твердый план государственных закупок. · вводились стабильные денежные оклады, · увеличились посевные площади, выделяющиеся под пшеницу и рожь за счет кукурузы, · на развитие сельского стали выделяться крупные средства. Реформа 1965г. в промышленности повысила степень экономической самостоятельности предприятий. · вводился хозрасчет. · сократилось количество нормативных плановых показателей, · предприятия получили возможность корректировать устанавливаемые им планы. · вводилась система материального стимулирования производителей: в их распоряжении разрешалось оставлять часть прибыли, которая шла на расширение производства, материальное стимулирование работников и социальное развитие. Итоги. Улучшилось снабжение населения продовольствием, часть колхозов и совхозов стали рентабельными. В конце 1960-х гг. возрос динамизм промышленного развития. Среднегодовые темпы прироста производства национального дохода увеличились с 4,0% в начале 1960-х гг. до 7,7% в начале 1970-х гг. В строй вступило около 2 тыс. новых промышленных предприятий, в том числе Красноярская ГЭС, Западно-Сибирский и Карагандинский металлургические комбинаты, Тюменский нефтегазовый комплекс. В 1970 г. выдал первую продукцию автомобильный завод в Тольятти (ВАЗ). И все же эффект проведенных реформ оказался ограниченным и кратковременным, многие цели не были достигнуты. Сохранялась и даже возрастала зависимость страны от ввоза сельскохозяйственной продукции из-за рубежа. При больших вложениях в развитие научно-технического прогресса внедрение его достижений шло медленно. В 1970-е гг. в народном хозяйстве все еще преобладал ручной, малопроизводительный труд. В промышленности им было занято около 40% работников, в строительстве — 60%, в сельском хозяйстве — 70%. Среднегодовое число создаваемых образцов новой техники неуклонно снижалось, с 4,6 тыс. в 1960-е гг. до 3,5 тыс. в начале 1980- х гг., лишь 10 % ее образцов превосходили зарубежные аналоги. К началу 1980-х гг. даже номинальные показатели прироста ВНП упали до 3,5%, реальный же выпуск промышленной продукции по 40% ее видов был ниже уровня конца 1970-х гг. Во многих районах страны вводилась карточная система распределения аграрной продукции. Отсутствие перемен в политической жизни на протяжении почти двух десятилетий, упадок экономики дали основание назвать этот период временем застоя. Основным источником поддержания стабильности в обществе стали высокие цены на нефть на мировом рынке. Ее доля в советском экспорте за 1960—1985 гг. увеличилась с 16,2 до 54,4%. Причины кризиса лежали в принципах функционирования жестко централизованной системы управления. Бюрократия центральных ведомств по-прежнему мало считалась с интересами производителей, стремилась ограничивать их самостоятельность. Директора предприятий не были заинтересованы в повышении производительности труда, внедрении новой техники. При сложившейся системе управления экономикой плановые задания предприятиям устанавливались из расчета роста объема производства на 5—8% от достигнутого уровня. Их невыполнение наказывалось административными и хозяйственными методами. Многие хозяйственники искусственно сдерживали рост производства, чтобы иметь «резерв» мощностей для выполнения планов. Сохранялся и даже возрастал перекос в развитии народного хозяйства в пользу тяжелой и оборонной промышленности. Если в 1970-е гг. СССР обогнал США по выплавке стали и чугуна, то по производству основных видов товаров народного потребления он отставал в 6—10 раз. Серьезные помехи углублению реформ создали внешние условия. Сложившаяся на международной арене ситуация дала дополнительные аргументы в пользу наращивания военной мощи СССР увеличила влияние военно-промышленных кругов в руководстве страны. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|